Морозова И.А.

Введение

1.1 Актуальность исследования. В круге чтения наших современниц значительное место занимает так называемый «глянец» — журналы для женщин. Большинство читателей считают, что модные, женские гламурные журналы — порождение сугубо нашего времени. Однако это совсем не так. Первые издания для дам появились в Европе еще в конце XVI века, а в России в середине XVIII века. В.В. Смеюха в своей работе «Отечественные женские журналы: классифиционно-типологический аспект (1779-2000 гг.) выделяетв истории развития отечественной женской прессы выделяется несколько периодов: дореволюционный, включающий в себя несколько этапов (первый – 1779 – середина 50-х XIX в.; второй – середина 50-х XIX – начало ХХ в; третий – начало ХХ в. – 1917 г.), советский, состоящий из трех этапов (первый – 1917-1928 гг.; второй – 1929-1945 гг.; третий – 1945-1991 гг.) и современный. История развития отечественных женских журналов стала актуальной темой сегодня. Однако комплексного исторического исследования женской периодики не предпринималось. О чем же писали дамские журналы прошлого век? Какие журналы выходили, кто их издавал?

1.2.Объект исследованияроссийская журналистика XVIII-XIX веков.

1.3. Предмет исследования российские дамские журналы, издаваемые в XVIII-XIX веков.

1.4. Целью данной работы является изучение тематики отечественной женской прессы XVIII – XIX вв., определение типологических особенностей и тенденций развития.

1.5. Поставленная цель предполагает необходимость решений следующих задач:

1) выяснить, что означает понятие «глянец»;

2) узнать о тематике дамских журналов в указанный период;

3) узнать о первых дамских журналах и их издателях;

4) сделать выводы о типологических особенностях и тенденциях развития.

1.6. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, абстрагирование), конкретно-исторический метод.

1.7. Практическая значимость работы. Работа может быть использована на уроках истории, во внеклассной работе.

1. История создания дамских журналов

Различие типов изданий, рассматривающихся как глянцевые, позволяет говорить о том, что термин «глянцевый журнал» может использоваться в значениях издательско-полиграфической продукции высокого качества и издания, предлагающего аудитории определенную модель жизненного устройства, поведения, обозначенными категориями «глянец», «гламур». На современном этапе термины «гламур» и «глянец» выступают в роли синонимичных категорий. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «глянец» имеет значение «блеск начищенной или отполированной поверхности».[1] «Глянцевый журнал» непосредственно обозначает периодическое издание, напечатанное на дорогой мелованной бумаге с блестящей обложкой. Слово «гламур» в переводе с английского языка (glamour) имеет несколько значений: первое - волшебство, чары, второе – шарм, обаяние, привлекательность. В результате пересечения двух смысловых конструкций («периодическое издание с блестящей обложкой» + «шарм», «привлекательность») красочный, иллюстрированный журнал, напечатанный на блестящей бумаге, стал ассоциироваться с определенным образом жизни, соответствующим модным стандартам, эталонам. Однако периодические издания, ориентированные на формирование модных концепций и их тиражирование, появились намного раньше, чем издательская индустрия позволила выпускать глянцевые журналы.

Первые «великосветские» журналы были посвящены, в основном, моде. С конца XVII начала XVIII столетия они уже стали обычным явлением в будуарах светских дам, актрис (так называемых дам «полусвета»). В это время во Франции, Германии выходило множество изданий, повествующих о моде, например, «Модная французская галерея», «Модный дамский журнал». Первые журналы для женщин в России появились еще в XVIII веке, но именно первую четверть XIX столетия можно назвать временем формирования женского журнала как «типа издания». Причем все они были иллюстрированы либо цветными рисунками, либо высокохудожественными гравюрами. Первыми журналами, ориентированными на женскую аудиторию, можно назвать «журналы мод». Исследовательница О.В. Сляднева в книге «Очерки истории российской рекламы» дает такое определение: «Журнал мод – это рекламное издание, рекламное явление; его смысл, цель и первичная функция – пропагандировать моды, призывать читателей пользоваться предлагаемыми образцами для подражания»[2].

В начале XIX века издатели и редакторы выделили женщин в самостоятельную читательскую группу со своими интересами, вкусами и требованиями. Чтобы удовлетворить запросы этой новой группы, во-первых, появляются специализированные женские журналы, и, во-вторых, они стремятся привлечь женскую аудиторию. Например, «Вестник Европы» в 1804 г. начал публиковать на своих страницах «парижские моды». Аналогичная тенденция отмечается и в зарубежной журналистике. Например, Сьюзан Брансон в статье о Мэри Кар, издательнице «Ladies’ Tea Tray», упоминает, что американские журналы (например, «Massachusetts Magazine», 1793 г.) активно привлекали женщин в ряды своих читателей.[3]

Такой неожиданный интерес к миру женщин в России, несомненно, связан с появлением в русской литературе сентиментализма, где на первый план вышли чувства и эмоции – понятия, в культуре неразрывно связанные с миром женщин. В то время понятия разума и долга были отодвинуты на второй план, и общество обратило внимание на «женское», «женственность». Появление дамских журналов было одним из показателей так называемой «феминизации» русской культуры. Основными функциями дамской периодики того времени, помимо развлечения, стали повышение культурного уровня и улучшение воспитания женщин. Путем отбора литературных произведений, публикуемых в журналах, издатели могли выражать собственную идеологию и формировать мнение аудитории.

Интересно, что журналы не только создавали новую читательскую аудиторию, но и формировали новую группу авторов. Женские издания активно призывали читательниц присылать произведения для публикации. Впервые женщинам давали возможность высказаться, выйти в «публичную сферу» из «домашнего мира», где они были заключены до сих пор.

Социальные и культурные взаимоотношения оказывали наибольшее влияние на формирование функциональных и проблемно-тематических особенностей прессы «для дам». В данном случае первостепенное значение имело устоявшееся в общественном сознании отношение к роли женщины, ее положению, что вело к синтезированию превалирующих женских образов, распространяемых посредством литературы и прессы. Применительно к рассматриваемому периоду в обществе утвердился тип «великосветской дамы», В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» поясняет, что за этим определением стоит образ, подчинявшийся строгим нормам поведения и морали, а именно, женщина должна была получить образование с помощью гувернеров-иностранцев, владеть несколькими иностранными языками, соблюдать этикет, следить за модой и посвятить себя семье[4]. Женский журнал предоставил оптимальную возможность воздействия на аудиторию с целью воспитания ее в соответствии с общепринятыми нормами, развития определенных сторон творческого потенциала, образования.

Тематический принцип классификации периодики позволяет констатировать дифференциацию женских журналов конца XVIII – первой половины XIX в. на следующие типы изданий: литературные женские журналы («Модное ежемесячное издание» (1779), «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми» (1804), «Кабинет Аспазии» (1815), «Дамский журнал» (1823-1883), «Лучи» (1850-1860)); женские журналы мод, домоводства, рукоделий и литературы («Магазин английских, французских и немецких новых мод» (1791), «Модный вестник» (1816), «Ваза» (1831-1884), «Гирлянда» (1846-1860) и др.). История зарождения и начальный этап развития литературного женского журнала отражают планомерное расширение задач прессы и ее тематического спектра. К установленной изначально задаче развлечения добавилась культурно-просветительская функция, что мотивировалось необходимостью улучшения женского воспитания, повышения культурного уровня. Специфика рассматриваемых журналов позволила путем отбора литературных произведений, как формировать мнение аудитории, так и выражать политику издателей. Литературные и публицистические материалы женской прессы первоначально были интересны узкому кругу читателей, потенциальную аудиторию женских журналов могли составить женщины, интересующиеся вопросами литературы, истории, философии, что значительно отличалось от реальной действительности – количество образованных «дам» было минимальным, данное обстоятельство придавало журналам элитарный характер.

Для второго типа изданий, журналов мод, домоводства, рукоделий и литературы, стало характерным размещение информации о моде и стиле, домоводстве, рукоделии, литературных произведений («Магазин английских, французских и немецких новых мод» (1791), «Модный вестник» (1816), «Ваза» (1831 – 1884), «Гирлянда» (1846-1860) и др.).[5]. Успешный выход данной прессы показал, что наиболее востребованными изданиями являются журналы, адресованные женщине-жене, хозяйке и матери, тем самым была продемонстрирована одна из важнейших особенностей женских журналов – направленность на внутрисемейные, личные интересы аудитории. Издания выбирали темы, связанные с внешним видом женщины, ведением домашнего хозяйства, «женскими ремеслами», что позволило соответствовать информационным запросам массовой аудитории и, как следствие, вело к длительному периоду существования периодического органа. Тематико-функциональные особенности журнала данного типа позволили учитывать в его программе информационные вкусы разных слоев населения. Информация, формируемая культурной формацией, накапливаемая в течение длительного времени (рецепты, советы, уроки мастерства), мало подверженная изменениям, привлекала широкий читательский круг женщин-домохозяек.[6]

Под влиянием ряда социальных и экономических факторов во второй половине XIX – начале XX в. в женской прессе произошли определенные изменения. Тип женского литературного журнала был заменен литературно-общественным журналом («Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884)). Обсуждение женского вопроса в периодических изданиях, зарождение отечественного феминизма, развитие женского образования отразились на формировании нового женского образа – образованной женщины. Журналы уже не ограничивались задачей воспитания аудитории, они были нацелены на изменение менталитета читателей.[7]

2. Первые издания для женщин

Первый журнал, предназначенный исключительно для женской аудитории, появился на свет в 1779 году. Он получил название «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета».[8] В предисловии к первому выпуску его издатель Н. И. Новиков написал, что видит свою задачу в том, чтобы «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение, почему и будут в оном помещаться только такие сочинения или переводы, кои приятны или забавны». В журнале, тираж которого в настоящее время не известен, публиковались различные отечественные и переводные литературные произведения для занимательного чтения, а также анекдоты, загадки, песни, сказки, эпиграммы, шарады. Всего было выпущено 12 номеров: с января по апрель в Петербурге, а с мая по декабрь в Москве, куда переехал Новиков. К каждому выпуску прилагалась карикатурная картинка — своеобразная страничка моды: «Щеголиха на гулянье», «Счастливый щеголь», «Раскрытые прелести», «Убор а ля белль пуль», «Чепец победы». Издатель следил за тем, «чтобы сообщаемо было о новых парижских модах».[9] «Библиотека…» стала журналом, так сказать, многопрофильным. Официально журнал считался изданием литературным, на страницах которого активно публиковались сочинения и российских авторов, и переводные произведения, а кроме этого многочисленные анекдоты, эпиграммы и стихи. В отделе, как бы мы сейчас сказали, развлекательном, можно было встретить очень популярные в то время шарады и разнообразные загадки. Ну, и, конечно, моды. Так что он в прямом смысле слова стал прародителем всех журналов мод, журналов для рукоделия и журналов по домоводству.[10]

Если подходить к журналу со строгими мерками, то этот опыт нельзя было назвать удачным ни с позиций современных взглядов, ни с позиций взглядов тогдашних. Перед тем, как начать выпуск журнала, не было проведено маркетинговое исследование, поэтому журнал и перестал существовать — он оказался ненужным. Понятное дело, что таких слов, как «маркетинговое исследование» тогда еще никто не знал, но прежде чем что-то начинать, что-то выбрасывать на рынок, нужно как минимум поинтересоваться, будет ли это раскупаться. Поэтому вторая попытка издавать подобные журналы была предпринята лишь через 12 лет.

В 1791 году попытку продолжить начинание Новикова сделал его коллега – издатель Окороков, новый арендатор университетской типографии. Так появился очередной женский журнал – «Магазин английских, французских и немецких новых мод с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпрепровождений в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов и пр.». Помня о неудаче «Модного ежемесячного издания» Окороков сосредоточился на общей тематике, одинаково интересной женщинам и мужчинам. Впрочем, и его опыт тоже нельзя назвать удачным — журнал продержался всего год. Даже в этом случае расходы не окупились, и издание пришлось закрыть через год.

В 1796 году выпускался журнал «Любопытный, загадочный и предсказчивый месяцеслов для молодых красавиц». Значительная часть материалов в нем была посвящена способам стать привлекательнее: в журнале публиковали правила этикета, советы по поведению, кулинарные и косметические рецепты, а также заметки о том, что носить, как правильно причесываться и какую косметику наносить. «Месяцеслов» выходил с приложениями в виде модных иллюстраций. Они сопровождались ироническими подписями, например, «Раскрытые прелести», «Чепец победы», «Щеголиха на гулянье» и пр. Причиной этому было то, что приложения для журнала копировали с французских гравюр, а яркая и откровенная парижская мода не слишком приветствовалась в России. Однако изображения стали одним из первых образцов русской модной журнальной иллюстрации. Выпуск журнала был прекращен, т. к. номера не раскупались полностью.

В принципе, появление подобных модных журналов в те годы было строго обусловлено веяниями времени. Они проявились в период торжества «сентиментального направления» в литературе. Это направление, в свою очередь, тоже не на пустом месте возникло — тому причиной был галантный XVIII век. Общество обратило пристальное внимание на женщину. Именно женщина всегда связывалась в культурном пространстве с чувствами, эмоциями, переживаниями, интимной сферой жизни. Так что можно считать, что именно сентиментализм и произвел настоящую революцию в литературе. Благодаря этому и стало возможным открыто писать о любви, ее радостях и страданиях. Чувства в то время задвинули на второй план разум и долг — что в литературе, что в жизни.

В 1803 году П. И. Макаров в Москве выпустил ежемесячный литературный журнал с модами «Московский Меркурий». По описанию исследователя издания Г.И. Геннади «Весь журнал можно назвать исключительно дамским журналом, по понятиям того времени». Издание имело сентиментальную направленность, его основной целью было «развитие гуманных идей».[11] Наиболее развит в журнале был раздел критики, так как Макаров сам был критиком. Журнал стал первым изданием такого рода. В объявлении о выпуске издатель писал: «… существенное содержание «Меркурия» будет критика…». В журнале печатались переведенные с французского языка, без указания авторства, повести и статьи на различные темы.[12]

В 1804 году группой молодых людей была предпринята очередная попытка создать специализированный женский журнал. Главным редактором и издателем «Журнала для милых» стал Михаил Николаевич Макаров, которому на тот момент исполнилось 15 лет, сотрудниками 20-летние Смирнов и Крюков, а самым старшим участником проекта – 34-летний князь П. И. Шаликов. В первом номере издатели обещали доставлять читательницам все, что приятно их сердцу: «Ежели сверх чаяния огонь в каминах погаснет, то пылкое воображение наших сочинителей и сочинительниц согреет нас... Будем мыслить только, чтобы угодить прекрасному полу». Создатели не планировали помещать в журнале «ничего мудрого, политического», заполняя его лишь фривольными стишками, сочинения отрывками, романами, песенками и другими мелкими сочинениями и переводами большею частью трудов любезнейшего пола». Но журнал подвергли критикеи советовали женщинам даже «не брать его в руки».[13]

В 1808 году П.И.Шаликов начинает выпуск журнала «Аглая». Это было уникальное издание — название было коротким, всего из одного слова, и этим словом было имя. Кто была та Аглая, исследователям и историкам узнать не удалось. Неизвестно даже, реальная это женщина или героиня какого-нибудь классического или популярного в то время произведения. Достоверно известно одно — девиз журнала. Он тоже был коротким, что необычно для своего времени, но звучал достаточно претенциозно: «Приятность с пользою». «Аглаю» планировалось издавать, прежде всего, как развлекательный литературный журнал «для легкого чтива» со стихами, прозой, эпиграммами, баснями и прочим в том же духе. Впрочем, в «Аглае» появляются даже ноты. А что, музыка — тоже развлечение. Особенно если учесть, что это были ноты не произведений Моцарта или Баха, а модных песенок. Поп-музыки, выражаясь современным языком. Присутствовали, конечно, и зарисовки о моде. Журнал имел большой успех, и регулярно выходил до лета 1812 года, когда началась война. Пожар и разорение Москвы уничтожили не только «Аглаю», но и многие другие московские журналы. Но вскоре Шаликов стал редактором газеты «Московские ведомости», оставаясь на этом посту четверть века. Таким образом, «Аглая» стала первым дамским журналом-долгожителем.

Время шло, «Аглая» «ушла» Петр Иванович взрослел и менялся. Менялось его мировоззрение, менялись и внешние условия. Все это вкупе и повлияло на возникновение в 1823 году нового модного журнала. Он получил название «Дамский журнал, издаваемый князем П.И.Шаликовым», или сокращенно «Дамский журнал». Так он и фигурирует в различных исторических материалах. Издавался он на базе все той же московской университетской типографии. О Шаликове писали: «Променяв гусарскую саблю на лиру, князь Шаликов посвятил себя изящной словесности, в коей образцом ему служил Карамзин. Он приобрел популярность, богатство, сблизился с артистическими кругами Москвы и вел светский образ жизни». Князь Пётр Иванович Шаликов (1768–1852) имеет репутацию поэта. Известный московский франт, Шаликов был ревностным служителем «нежных читательниц» его чувствительных стихотворений. Его журнальная деятельность менее известна, а между тем она весьма любопытна. Н. Карамзин был учителем и другом Шаликова. Карамзину принадлежат слова: «Талант князя Шаликова известен. Его проза — замечательна»[14]. Друзьями Шаликова стали К. Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, И. И. Козлов, И. А. Крылов, А. С. Пушкин.

В своих редакторских письмах Шаликов обещал включать в свое издание «новейшие повести, приятные стихотворения, разные прозаические отрывки, биографические, библиографические и другие почему-нибудь достопримечательные известия, любопытнейшие анекдоты, описания столичных праздников, публичных и частных концертов, домашних спектаклей».

Новый журнал должен был стать русскоязычной версией европейских женских изданий: «с тем, чтобы заменить их дорогостоящую выписку из-за границы». В качестве образца избрали лучшие парижские журналы и франкфуртский «Journal des dames et des modes»: каждый номер открывался частью романа или повести, печатавшегося «с продолжением» (часто это была переводная вещица), далее шли стихи, эссе, шарады и басни, в завершение непременно «описания мод — женских, мужских, мебели и прочего».[15]

«Дамский журнал» сыграл значительную роль в литературной жизни пушкинской эпохи. Журнал призывал к состраданию, рассказывал о бедствиях сирот, вдов, призывал оказывать им помощь и приводил примеры подобных поступков.

«Дамский журнал» был одним из самых прогрессивных изданий того времени. Изначально он выходил дважды в месяц, а с 1829 года выпускался еженедельными частями, которые в свою очередь разделялись на номера. В первой части было шесть номеров, что составляло более 250 страниц. В конце номера помещалось оглавление и список опечаток, допущенных в предыдущем выпуске. Он должен был стать русскоязычной версией европейских женских изданий: «с тем, чтобы заменить их дорогостоящую выписку из-за границы».[16]

«Дамский журнал» печатал и новинки французской моды. В нем появились первые в России цветные иллюстрации. К тому времени парижская мода уже не высмеивалась, а напротив, имела непреложный авторитет. Каждый номер «Дамского журнала» заканчивался цветной модной иллюстрацией с комментариями. В 1827 году издатели поместили на страницы журнала несколько изображений головных уборов и написали о них следующее:«Испанские головные уборы из ленточных бантов с различенными концами – уборы, которых образец дала прекрасная девица Зонталь, – все еще в большой моде». «Дамский журнал» помещал своеобразные репортажные заметки о моде, которые были популярны в то время: «Париж. В спектаклях видят много черных бархатных шляп, тисненых и гладких, с розовыми очень короткими перьями».[17]Среди авторов были известные поэты и писатели. Отдел прозы декабрьского номера 1833 года открывали «Материалы истории русских женских авторов». Названы имена – А.А. Волкова, Н.И. Плещеева, К.Н. Пучкова, Катерина Деламар, Мария Болотникова, Анна Татищева, Л. И. Кричевская. Большое внимание отводилось критике ( в №1 – полемика с «Полярной звездой» А. Бестужева и К. Рылеева, называвшей «Дамский журнал» нарумяненным, в №3 – ответ «Вестнику Европы»). Благодаря П. И. Шаликову, особое внимание «Дамский журнал» уделял женщинам-писательницам, в том числе начинающим (С. В. Денисенко). К их числу относились З. А. Волконская, Н. С. Теплова и др.

Номера «Дамского журнала» 1825-1827 годов были посвящены «внештатной сотруднице» журнала — княгине Волконской, своего восхищения перед которой Шаликов даже не скрывал. В некоторых из этих изданий Шаликов помещает сразу два посвящения, не считая описаний концертов, официальных сообщений, а также литературных произведений княгини — исторической прозы и поэзии. Журнал содержал интересные разделы, в частности «Мысли». В одном из номеров, к примеру, были опубликованы нравственные рассуждения: «Я не знаю лучшего счастия, как хорошее расположение души нашей. Глядя на иных людей, спрашиваем у самого себя: неужели и они были детьми? Нужно некоторое согласие, некоторое сходство между вещами, которые мы имеем. Жизнь, как деньги: сама по себе ничего не значит. Одни надежды, одни ожидания составляют всю ее прелесть на земле. Хороший тон описать всего труднее... это есть тонкое ощущение приличий, — искусство удерживать за собою место свое и никогда не переходить его, — легкая способность распознать оттенки и отношения между людьми...».[18]

Можно сделать вывод, что «Дамский журнал, издаваемый князем П.И.Шаликовым», был, пожалуй, самым прогрессивным для своего времени даже с точки зрения современного издательского дела. Он предвосхитил многие нынешние креативные ходы и задумки. Например, каждый год у него менялся рисунок на обложке – для тех лет дело просто невиданное! Журнал вообще выглядел очень нестандартно. Каждый номер «Дамского журнала» заканчивался цветной модной иллюстрацией с комментариями. Так, в №1 была напечатана «Дама в белом», в №2 – «Дама в розовом», в №3 – «Дама в голубом и кавалер», в №4 – «Дама в черном». На обложке 1-й части первого номера имелась надпись «Все служит красоте», рядом с которой располагались красавица и семь амуров. Первый держал перед ней зеркало, второй — расчесывал волосы, третий читал, четвертый играл на арфе. Пятый держал в руках кувшин (видимо, для омовений), а оставшиеся двое плели венок. Окружали красавицу и амуров цветы — розы и незабудки. В то время считалось, что различные виды цветов несут в себе скрытый смысл. Роза на тайном языке цветов символизировала красоту, любовь и восхищение, а незабудки — память о возлюбленных, а также верную любовь между мужем и женой.

В Петербурге с 1832 по 1848 год издавался ежемесячный журнал «Ваза», посвященный моде. Затем его название неоднократно менялось: «Ваза, периодическое издание» (1848 – 1851), «Ваза, журнал шитья, вышиванья, домашней экономии, сельского и городского хозяйства» (1851 – 1854). С 1858 года журнал стал выпускаться еженедельно под именем «Ваза, литературно-художественный журнал светских новостей, мод, домашнего хозяйства и рукоделья». С 1860 года он издавался дважды в месяц, в 1867 – 68 годах под руководством Е. Ф. Сафоновой – трижды. В 1869 году при Ж. К. Гедеоновой снова изменилось название – «Ваза, дамский журнал мод, рукоделий, хозяйства, новостей и литературы».[19] Журнал стал выходить раз в две недели с ежемесячными литературными приложениями отдельной книжкой. В 1873 году издание перешло к С. С. Окрейцу, а с мая того же года — к Б. Сестренцевичу-Богушу. Редактором осталась Ж. Гедеонова, а название вновь изменилось на «Ваза, женский литературный и рукодельно-модный иллюстрированный журнал». Выпуск был прекращен в 1884 году.[20]

Таким образом, в конце ХVIII - начале ХIХ века женская читательская аудитория была выделенав особую категорию, дальнейшее свое развитие идея издания женских журналов получит в конце 40-х и в 50-е годы ХIХ века, когда начнут появляться самые разные женские журналы, как общепопулярной направленности, так и чисто развлекательные.

3. Дамские журналы второй половины XIX века

Под влиянием ряда социальных и экономических факторов во второй половине XIX – начале XX в. в женской прессе произошли определенные изменения. Тип женского литературного журнала был заменен на литературно-общественную периодику («Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884)). Обсуждение женского вопроса в периодических изданиях, зарождение отечественного феминизма, развитие женского образования отразились на формировании нового женского образа – образованной женщины. Журналы уже не ограничивались задачей воспитания аудитории, они были нацелены на изменение менталитета читателей.

Начинает выходить педагогическое издание для женщин «На помощь матерям» (1894-1904). В новой модели журнала внимание акцентировалось на формировании педагогического процесса в семье, в издании преобладали материалы научно-популярного характера. В связи с отсутствием женской периодической литературы, изучающей проблемы эмансипации и феминизма, журнал взял на себя задачу по освещению этой темы.

Наблюдались типологические изменения и в журналах мод, домоводства, рукоделий и литературы («Русская хозяйка» (1861-1862), «Модный магазин» (1862-1883), «Русский базар» (1863-1866), «Новый русский базар» (1867-1894), «Модный свет» (1868-1883) и др.), расширилась структура изданий: утвердился отдел фельетона – раздел светской хроники. Литературная часть журнала к окончанию периода приобрела социальный оттенок, в ней появились публикации на общественные темы, связанные с расширением сфер женского образования и труда.

В тот период среди женщин были популярны журналы, где в большом количестве размещалась информация развлекательного и прикладного характера («Дамский альбом рукодельных работ» (1856), «Сандрильона» (1857–1859), «Монитер. Журнал для дам и девиц, посвященный женскому хозяйству, рукоделиям и модам» (1860–1861) и др.).

В 1870-е годы появилась новая группа изданий прикладного характера под руководством женщин: «Женские работы» (1872–1874) Елизаветы Сафоновой, «Моды и рукоделия» (1875–1880) Елизаветы Ананьевой, «Аврора» (1875–1878) Стефании Лепковской. В 1880-ые к ним добавились «Женский труд» (1880–1882), «Вестник моды» (1885–1916) и «Венский шик» (1899–1908).

В 1867 году Герман Дмитриевич Гоппе выпустил журнал «Моды и новости», который позднее был переименован в «Модный свет». Он был хорошо иллюстрирован, давал подробные изображения туалетов, к нему прилагались раскрашенные от руки цветные рисунки. В журнале печатались заметки по этикету, кулинарии, воспитанию, образованию. Статьи о моде переводились из французских журналов и представляли собой подробное описание нарядов и аксессуаров. В 1883 году журнал «Модный свет» и слившийся с ним «Модный магазин» (1862г.) стали выходить в издательстве Гоппе под названием «Модный свет и модный магазин».

С 1862 по 1883 год раз в две недели выпускался журнал «Модный магазин». Издание было иллюстрировано и поделено на три раздела: моды и рукоделий, беллетристики, практических сведений. В первом отделе помещались описания новых нарядов для женщин, а также – впервые – для детей. Они сопровождались крупными цветными иллюстрациями, преобладавшими над текстовым содержанием. В отделе беллетристики размещались повести и рассказы приключенческого и салонного характера отечественных и зарубежных писателей. Для детей в журнале печатались сказки разных народов мира (немецкие, арабские и пр.) и дидактические сочинения («Невысказанная ложь», «Девочка перед зеркалом», «Несправедливость от предубеждения»). В разделе практических сведений публиковались педагогические и медицинские статьи, театральные обзоры, хроника происшествий, кулинарные и хозяйственные рецепты. Такая структура оказалась самой востребованной среди читательниц. Редакторами журнала являлись женщины: с 1873 по 1881 год «Модный свет» редактировала Ю.П. Померанцева, в 1902 году «Модный свет и модный магазин» возглавила С.И. Шишнарева, которая ранее работала в «Парижской моде».

С 1867 по 1898 год семья Гоппе издавала журнал «Новый русский базар». Он выпускался трижды в месяц и традиционно имел два раздела: модный и литературный, где печатались светские новости и полезные советы, проза, поэзия, позднее – биографические очерки о поэтах и писателях. Затем появились разделы фельетона, рукоделия, библиографический, а также рубрика «Хроника женского дела», освещавшая проблемы общественных движений.

В выпуске женской прессы стали активно участвовать женщины, что было следствием расширения женской профессиональной деятельности. Например, С. Мей, супруга поэта Л. А. Мея, издавала «Модный магазин». А. П. Гоппе выпускала вместе с мужем, Г. Д. Гоппе, журналы «Моды и новости», преобразованный затем в «Модный свет и модный магазин», «Новый русский базар»; после смерти супруга продолжила редактировать издание «Модный свет и модный магазин», «Новый русский базар», открыла журнал «Модистка», «Парижская мода».[21]

Таким образом, одним из ключевых факторов интенсивного развития женской прессы является коммерческий. Еще в дореволюционный период рекламодатели стали дифференцировать аудиторию на женскую и мужскую, со второй половины XIX в. некоторые издания «для дам» стали размещать обозрения, знакомившие «многоуважаемую публику» с ассортиментом магазинов, представляя подобным образом последние модные направления и определяя вкусы «первых красавиц». [22]

На протяжении всего этапа исторического развития модные женские издания подвергались критике. Основатель первого отечественного женского журнала «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» Н.И.Новиков был противником увлечения модными внешними атрибутами. «И прелестьми пленяясь,на душу не взираем», – цитата из женского журнала наглядно характеризует позицию редактора издания, скептически относившегося к «модницам» и «щеголихам».[23] Вынеся в название журнала слово «модное», Н.И. Новиков не планировал открывать в нем раздел мод, а иллюстрации издания – картинки, выполненные литографическим способом, - использовались с целью привлечения внимания аудитории и не являлись эскизами модной одежды. Подписи к иллюстрациям «Прелестная простота», Щеголиха на гулянье», «Нынешняя уборка по прихоти» также свидетельствуют о неприятии издателем журнала модных тенденций в жизни общества. В XIX в. практика введения разделов мод в изданиях вызывала критические отклики со стороны публицистов, общественных деятелей.

Суть негативных выступлений сводилась к тому, что, во-первых, открытие подобных разделов не способствовало нравственному воспитанию аудитории, отвлекало от социально-общественных вопросов. Например, журнал «Женский вестник» писал: «Не замечаете ли вы того громадного количества журналов мод, которые возникли с первых дней 1867 года?.. русская земля положительно наводняется журналами мод во всевозможных форматах, со всевозможными претензиями, с различными направлениями и всевозможными приманками для доверчивой публики», в явлении массовой коммерциализации прессы авторы издания видели наступление конца «эпохи серьезных изданий». [24]

Во-вторых, отрицательное отношение к моде мотивировалось финансово-экономическим фактором. Средства, затрачиваемые на модные наряды высшего общества, исчислялись десятками тысяч рублей. К середине XIX в. неприятие модного направления в одежде и популяризации в нем западных тенденций приняло довольно широкий характер, в среде славянофилов, например, распространилось движение, призывавшее вернуться к одежде допетровского стиля.

Заключение

О чем же писали дамские журналы прошлого век? Самое удивительное, что о том же – о любви, чувствах, отношениях, семье, моде, литературе… Женские журналы появились в период торжества «сентиментального направления в литературе». Да и когда же им было появляться? Ведь женщина в культуре всегда связывалась с чувствами, переживаниями, семейным кругом жизни. За время своего существования женский журнал продемонстрировал возможности влияния на аудиторию, ее воспитания, образования, обучения, изменения интересов и идеалов в зависимости от смены социальных условий, общественного мнения. Наиболее популярными моделями женских журналов являются издания культурной направленности, о чем свидетельствует их массовое возникновение на протяжении всего периода развития. Расцвет женских журналов приходится на вторую половину XIX и начало XX веков. В содержании и направленности прессы отразились зарождение в России феминизма и развитие женского образования: менялся социум, менялся женский мир, а с ним — и дамский журнал.

В печати утверждаются семейно-бытовых, элитарных изданий, происходит использование журналами одинаковых тем, что ведет к их проблемно-тематической унификации. Актуализировался процесс формирования имиджа, внешнего вида современницы, что связано с усилением роли рекламы в женской прессе. Женские журналы были достаточно выгодными и прибыльными коммерческими проектами, поскольку носили универсальный характер. На их станицах публиковалось буквально все: от новинок литературы до советов по ведению домашнего хозяйства. Постепенно дамские журналы становятся все насыщеннее и богаче: помимо основных разделов большинства изданий – словесность, наука, обзор книжных новинок — возникает множество сопутствующих рубрик, освещающих вопросы воспитания, социальные события, светскую и криминальную хронику внутри страны и за рубежом, появляется отдел писем, отдел фельетона.

Постепенно женщина получает право говорить о своем личном опыте и своей повседневной жизни без посредничества мужчин. Около трети женских журналов (порядка двадцати), выходивших в свет в России на протяжении XIX столетия, издавались или редактировались женщинами. В следующем столетии эта практика превратилась в норму и сыграла решающую роль в формировании «глянцевого» стандарта женского и женственного.

Модные журналы становятся самыми доступными трансляторами модных тенденций. Они доносят до нас все реалии современности и, сохраняя на своих страницах особые приметы каждой эпохи, представления об эталонах красоты, постепенно становятся частью истории. А мужчинам, снисходительно посмеивающимся над «чисто дамским увлечением», следует напомнить, что именно они и явились первооткрывателями мира «глянца», создав когда-то, очень давно, первые печатные издания, ставшие прообразом женских журналов.Проведя исследования источников по дамским журналам, мы можем сделать вывод о том, что дамы следили за своей красотой, воспитывали детей, украшали дом, учились готовить и рукодельничать, и в этом им помогали журналы, создавая образ идеальной женщины, матери, спутницы.

Сейчас эти журналы сделались библиографической редкостью. За два прошедших века изменилось многое, и нельзя не признать в этих переменах участия Новикова, Макарова, князя Шаликова и его сподвижников. Когда-то, несмотря на насмешки и укоризны, они «затеяли небывалое», то, с чего началась настоящая литературная работа русских женщин, давшая городу и мируРостопчину, Гиппиус, Ахматову, Цветаеву, Тэффи и иные таланты.И как бы скептики не относились к модным журналам, они все равно будут сопровождать нас всю жизнь, и, наверное, не найдется ни одной женщины, которая не заглянула бы в такой журнал хоть «одним глазком». А когда-нибудь современные журналы о моде, попав в руки представительниц новых поколений, расскажут им о временах мам и бабушек.

Список используемой литературы

  1. Ершова В.Н. «Журнал для милых». Из истории женских журналов в России в начале XIX века// http://elibrary.ru/item.asp?id=14982417
  2. Ершова В.Н. Журналист П.И. Шаликов: Материалы к биографии// http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=552337
  3. История глянца XVIII-XIXвв.// http://wiki.wildberries.ru/
  4. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 -1917) в кратком изложении. – М., 2000
  5. Женская пресса//http://ru.wikipedia.org/
  6. История российской журналистики XVIII–XIX веков. Под редакцией проф. А.В. Западова//http://evartist.narod.ru/text3/01.htm
  7. Ключевский В.О. Курс русской истории / Сочинения в IX т. М., 1989. Т. V
  8. Смеюха В.В. Особенности развития глянцевых женских журналов// http://www.culturalnet.ru/main/person/2405
  9. Смеюха В.В. Отечественные женские журналы :классификационно-типологический аспект(1779-2000гг.) http://www.culturalnet.ru/main/person/2405
  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1987. – 750 с.
  11. Ярхо В. Из истории женских журналов в России// http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600516

Примечания

[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1987. – 750 с.

[2] В.Н. Ершова «Журнал для милых». Из истории женских журналов в России в начале XIX века// http://elibrary.ru/item.asp?id=14982417

[3] В.Н. Ершова «Журнал для милых». Из истории женских журналов в России в начале XIX века// http://elibrary.ru/item.asp?id=14982417

[4] Ключевский В.О. Курс русской истории / Сочинения в IX т. М., 1989. Т. V

[5] История глянца XVIII-XIXвв.// http://wiki.wildberries.ru/

[6] Приложение 1 с. 19

[7] Смеюха В.В. Отечественные женские журналы :классификационно-типологический аспект(1779-2000гг.) http://www.culturalnet.ru/main/person/2405

[8] Приложение 6 с.22

[9] История российской журналистики XVIII–XIX веков. Под редакцией проф. А.В. Западова

[10] Приложение 3 с. 21

[11] История глянца XVIII-XIXвв.// http://wiki.wildberries.ru/

[12] История глянца XVIII-XIXвв.// http://wiki.wildberries.ru/

[13] Смеюха В.В. Отечественные женские журналы :классификационно-типологический аспект(1779-2000гг.) http://www.culturalnet.ru/main/person/2405

[14] ЕршоваВ.Н. Журналист П.И. Шаликов: Материалы к биографии

[15] Ярхо В. Из истории женских журналов в России// http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600516

[16] ЕршоваВ.Н. Журналист П.И. Шаликов: Материалы к биографии

[17] ЕршоваВ.Н. Журналист П.И. Шаликов: Материалы к биографии

[18] Там же

[19] История глянца XVIII-XIXвв.// http://wiki.wildberries.ru/

[20] Приложение 2 с. 19-21

[21] Приложение 5,7 с.22

[22] Приложение 5 с .21.

[23] Смеюха В.В. Особенности развития глянцевых женских журналов// http://www.culturalnet.ru/main/person/2405

[24] Там же.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top