Литвинова М.А.

В 988 г. произошло крещение Руси. По лучшим образцам других стран на нашей земле стали строить церкви и соборы. Церковь – это святое место, где человек мог помолиться, побыть наедине со своими мыслями, переживаниями, открыть душу Богу. А ещё церковь – это украшение любого города, села. Это центр православной культуры.

В нашей школе уже несколько лет ведётся поисковая работа по исследованию истории родного края. В 18-ти километрах от ПГТ Ольховатка расположен хутор Постоялый. Постоялый – это второе название, а первое - Развилки, получил из-за трёх дорог, «Острогожск-Россошь-Ольховатка», на пересечении которых он находится. Возникновение хутора относят к середине 18 века. Но местные жители утверждают, что Развилки существуют почти 400 лет.

По переписи населения 1859 года, числилось 40 дворов, в которых проживали 267 человек. Через 26 лет отмечен 461 житель, 61 семья, шестеро грамотных.

Земли севернее хутора принадлежали семье баронессы Притвиц, южнее – князю Черткову и помещице Овсянниковой.

Более шестидесяти лет назад на окраине Постояловки стояла красавица-церковь, которая служила украшением села. Она была высокая, вместительная, с ярким куполом. Центром православной культуры и была постояловская церковь для своих прихожан.

Вот что рассказали старожилы села об этой святыне. По своей архитектуре она напоминала Крестовоздвиженскую церковь, которая находится в городе Россошь, но высота здания была ниже. Церковь имела золочёный купол. Возле здания находилась келья, или, как её тогда называли люди, «калавурка», где жили священник со своими женой и детьми. Службы проходили по праздникам и в выходные дни. Открывалась церковь рано, в 8 часов утра начиналась служба. Прихожан было много, так как сюда приходили верующие из соседних сёл: Варваровки, Скорорыба, Кошарного и других. Осуществлялись таинства причащения, исповедования, крещения, венчания. Батюшка проводил и обряды отпевания.

По воспоминаниям очевидцев, в церкви был очень красивый иконостас, многие иконы украшались рушниками с вышивкой ручной работы. В здании церкви находилась плащаница – это подобие гроба Господня с изображением Иисуса Христа, которое было искусно вырезано из дерева и изображение передавало образ Спасителя в полный рост. Перед этой святыней многие прихожане с особым чувством молились и просили помощи в насущных бедах и нуждах. Посреди церкви стояла большая икона Божьей Матери. На деревянный пол по праздникам клали душистую траву. Сам храм был построен из сосны и дуба. Строили, как говорится, на века.

При церкви был хор. Женщины – певчие так красиво, захватывающе исполняли молитвенное пение, что люди слушали их, затаив дыхание.

Первым настоятелем церкви был Жук Гордей Иосифович. Помогали ему местные жители: Рождественский Валентин Капитонович продавал свечи, крестики, лампадки. Люди клали деньги ему на тарелочку, которую он носил в руках перед собой. Голенко Алексей Саввич собирал пожертвования на храм. На поясе у него висела чёрная сумка с крестом, куда люди клали свои деньги. В последние годы он при церкви служил священником.

Церковь всегда была полна народу и людской поток не иссякал к её вратам до тех пор, пока не пришла советская власть во главе c И.В.Сталиным. В послереволюционное время по всей стране было уничтожено много исторических памятников, в том числе и церквей. Считалось, что в новом государстве не должно быть места религии, отвлекающей людей от строительства счастливой жизни. По распоряжению властей стали закрывать и уничтожать храмы. Настоятель Постояловской церкви Жук Гордей Иосифович вместе с женой Дарьей Ивановной и детьми Галиной, Степаном и Павлиной были сосланы на Соловки. Гордея Иосифовича расстреляли, а его дочь Галина, забрав с собой младшую сестру, сбежала с Соловков в 1932 году.

Из воспоминаний Воскобой Марии Ивановны и Резник Нины Андреевны: «Церковь в Постояловке сначала закрыли, потом выбили окна. Людям запретили посещать молитвенный дом. В 1936 году здание было полностью разрушено. В то время в Постояловке работал маслозавод. Масла выпускали много. Возили его на подводах (это гужевой транспорт) в город Россошь, Подгорное, Ольховатку. Для работы завода было необходимо топливо, вот иконы из церкви да другая церковная утварь и пошли на топку.

Уничтожались святыни безжалостно и жестоко. К счастью, некоторые из икон удалось спасти. Они сейчас хранятся у правнука Гордея Иосифовича - Светлова Олега Владимировича, который проживает в Московской области. Изображение Иисуса Христа, вырезанное из дерева, перед которым особо преклонялись верующие, его распилили на части для того, чтобы сжечь. Однако местному жителю Сурме Ивану Игнатьевичу удалось спрятать часть этой реликвии - изображение головы образа Иисуса Христа. Она до сих пор хранится в доме его сына Сурмы Алексея Ивановича. А после смерти сына передана на сохранение внуку Ивану. Этой святыне уже более 100 лет.

Кирпич, балки, железо, из которых состояла церковь, под руководством десятника Мурзина, были вывезены в Ольховатку. Этот стройматериал пошёл на строительство Дворца Культуры.

В настоящее время на территории бывшей церкви находится кладбище и Братская могила (памятник героям, защищавшим село от фашистов в годы войны). Многие люди до сих пор с любовью и горечью вспоминают о церкви, которая так безжалостно была уничтожена.

К сожалению, в нашем селе нет церкви, но люди посещают церкви, находящиеся в городе Россошь и посёлке Ольховатка. Большинство наших жителей глубоко верующие люди, в их домах хранятся иконы, книги и другие вещи, которым уже не один десяток, а то и сотня лет.

В Дроздовской школе преподаётся элективный курс «Основы Православной культуры», регулярно проводятся встречи с настоятелем храма Преображения Господня отцом Виктором, которые организует зам.директора по учебно-воспитательной работе Смирнова Татьяна Ярославна. Отец Виктор проводил с ребятами беседы, отвечал на интересующие их вопросы, дарил им церковные брошюрки. Неоднократно были организованы поездки учащихся в Преображенский храм, где ребята присутствовали на службе, ставили свечи любимым святым, покупали церковную литературу, а после службы беседовали с настоятелем храма Виктором.

Жители нашего Лисичанского поселения сожалеют о том, что в селе разрушили такой храм, который объединял всех и в радости и в горе. Хочется от души призвать весь православный мир: «Берегите Золотые купола! Храните веру, а значит и Родину!»

Использованная литература

* «Ольховатка – край Воронежский» Редактор – составитель В.В. Беликов.

* Воспоминания жителей села: Воскобой М.И., Сурма А.И.,

Резник Н.А.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top