Бобнева А.Э.

В эпоху информатизации и компьютеризации общества мы все спешим за новинками науки и техники. Повсеместно слышны разговоры о нанотехнологии, о природосберегающих проектах, даже дети рассуждают о робототехнике и кибернетике. Все наши мысли устремлены в будущее, но любое дерево, растущее вверх, получает силу от корней. Так и мы, чтобы достичь намеченных глобальных целей, должны знать своё прошлое, потому что «без прошлого нет будущего». «Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия. Быт – это наше духовное богатство, требующее сохранения и защиты, восстановления естественных связей человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим».

Русский быт складывался веками, и он обладает глубокой преемственностью. Шагнуть вперед при этом можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение же от ничего или без ничего невозможно. Многие беды в прошлом и настоящем случаются из-за безоглядного разрушения традиционной культуры, неприятия более давнего. На него нужно взглянуть, познать его и взять из него лучшее. Иначе мы будем разрушителями, отшатнувшимися от своих традиций, сотворившими многочисленные беды и творящие новые.

Если мы хотим познать прошлое таким, какое оно было «на самом деле», то надо выработать стремление изучить народную жизнь изнутри, представить ее как бы позиции носителей русской народной культуры.

И поэтому мне стало очень интересно, как выглядели предметы быта, орудия труда, одежда в далеком XIX веке? Какое значение они имели в своё время для жителей деревни? Как познать прошлое таким, какое оно было на самом деле?

Поэтому целью моей исследовательской работы является изучение возможных тенденций моды в народном костюме, изучение предметов быта, их роли и смысловом значении в жизни крестьянской семьи Суджанского уезда Курской губернии в XIX веке.

Актуальность данной проблемы обусловлена историческим, краеведческим, культурологическим аспектом, необходимостью наполнения исторической палитры яркими красками и оттенками жизни и быта жителей деревни, понимания конкретных событий далекого XIX века. На мой взгляд, в учебной литературе, в исторических статьях, краеведческих работах дается только общее представление о жителях XIX века, и перед глазами читателя встает «человек-схема». Практическая направленность моей работы состоит в наполнении этой пустой схемы интересным, ярким содержанием и в представлении реального образа жителя Суджанского уезда XIX века.

Задачи работы:

  • выявить основные элементы мужского и женского костюма XIX века;
  • вычленить основные предметы быта в крестьянской семье;
  • показать, как выглядела эта одежда и предметы быта;
  • раскрыть, какие обычаи и традиции русского народа связаны с комплексом одежды и предметами быта XIX века;
  • указать отличия традиционного и свадебного женского и мужского костюмов Суджанского уезда в XIX веке;
  • рассмотреть народные обычаи и обряды, связанные с предметами быта.

В основу моей работы положены исследования архивных материалов и данных, полученных в ходе экспедиции в Суджанский район в село Черкасское-Поречное Курской области.

Мужской и женский костюм Курской губернии в ХIХ веке

Расположение курской области во многом повлияло на ее культуру, обычаи, одежду. В русском народном костюме Курской области можно найти украинские, белорусские, поволжские черты. Одежда населения Курской области Суджанского района очень интересна и разнообразна.

Народный костюм Курской области состоял из длинной холщевой рубахи, поверх которой замужние женщины надевали набедренную одежду – поневу. Непременной принадлежностью был передник, далее следовала нагрудная одежда, спускавшаяся чуть ниже пояса. Комплекс с сарафаном состоял из рубахи и длинного сарафана. В костюме женщины было больше оригинальности и самобытности. Мужская одежда была менее разнообразной и состояла из рубахи, портов и пояса.

Одежда подразделялась по основному ее назначению и роли в быту на нательную, домашнюю, комнатную и верхнюю.

В народном костюме четко соблюдалось деление на будничную, рабочую, праздничную и обрядовую.

Праздничная одежда всегда была более новой, ее изготавливали из дорогостоящей ткани, составляли из большего числа предметов, сильно украшали. Праздничная одежда имела свою регламентацию: одну носили в воскресенье, другую – в большие «годовые» праздники. Непосредственно одежде примыкают разнообразные обрядовые костюмы: просватанной девушки, свадебный, погребальный. Сюда же относятся комплексы одежды, которые носили во времена весенних очень древних дохристианских праздников, связанных с языческим культом. Обрядовая одежда дольше сохраняла свои старинные формы, праздничная чаще подвергалась влиянию моды.

Одежда всегда подчеркивала семейные и возрастные отличия. Единственной одеждой для девочки 14 – 15 лет была рубаха, девушки носили высококлинный сарафан, у молодых женщин преобладали яркие цвета, они носили поневу, у пожилых одежда была темного цвета.

Одним из существенных признаков при выделении типов одежды является покрой. Однако в ряде случаев учитывается материал, техника изготовления, цвет, орнамент и т.д.

При изготовлении одежды старались обойтись своими самодельными тканями. Женщины сами ткали и пряли холсты, сукна вплоть до первой мировой войны. Позже стали использоваться покупные ткани.

Женская одежда

Рубаха

Чаще сшитая из двух частей разного материала – верх (стан) из тонкого холста или покупного материала, низ (подстава) из грубого холста. Плечевые вставки – полики. Они расширяли верх, и ворот при этом собирался в мелкие сборки. Для Суджанского уезда характерен покрой рубахи с «косыми» поликами (в виде трапециевидных вставок). В будни носили рубашки из замашки.

Рукава, манжеты рубахи украшали. Например, делали на рукавах вышивку красным цветом. Или украшали широкий манжет цветными полосами, а по краю обшивали бахромой.

Женская рубаха входила в состав всякого комплекса женской одежды.

В Суджанском уезде был распространен обычай: девушка накануне свадьбы должна была вышить рукава рубахи своей будущей свекрови. Чем оригинальней была работа, тем искусней считалась мастерица. Рубаху затем дарили на свадьбе и показывали всем гостям. Праздничная рубаха шилась из покупной материи, рукава украшались богатой вышивкой.

Сарафан

В Курской губернии был частью не только девичьего костюма. В некоторых селах и женщины носили сарафан. девичьи сарафаны большинства сел Суджанского, Щигровского, Обоянского уездов восходят к туникообразной одежде древнего происхождения. Глухой косоклинный сарафан шили из перегнутого по плечам полотнища ткани, а по бокам вставляли слегка скошенные или продольные клинья. На спине сарафана накладывали складки («хвалы»). Чтобы получались «хвалы», подол сарафана обычно туго связывали, смачивали и клали под гнет. Спереди складок не делали, так как эта часть была под завеской или фартуком.

Спереди и по подолу сарафан украшали кружевом, лентами, тесьмой, блестками. Особенно интересны сарафаны с плотной вышивкой красными, зелеными и желтыми шерстяными нитками. Сарафан подпоясывали домоткаными шерстяными или покупными шелковыми поясами. В части сел Суджанского уезда в бедных семьях часть сарафана, которая находилась под завеской, делали из простой домотканой ткани. В Курской губернии Суджанского уезда в ряде сел сарафан называли саяном.

В Курской губернии косоклинный сарафан напоминал широкую юбку с проймами. Разрезы на груди и отверстия для рук обшивались красными шерстяными полосками с блестками.

В отдельных селах Суджанского уезда худую девушку считали больной и не брали замуж. Чтобы выглядеть толще, девушка на гулянья надевала до 5-6 сарафанов (саянов)одновременно.

Завеска (занавеска)

Обязательный элемент женского костюма в Курской губернии в Суджанском уезде, в основном предназначалась для защиты одежды во время работы, в бедных семьях - чтобы скрыть изъяны праздничных костюмов. Завеска украшалась яркими лентами.

В Суджанском уезде бытовал обычай-свекровь на свадьбе дарила завеску невестке.По подарку гости могли определить насколько желанна невестка в доме: завеска была из покупной материи , яркая и красиво украшена, невестка была любима и будет оберегаема в доме.Когда же дарили домотканую завеску темного цвета и без украшений,то всем было понятно, невестка неугодна или из бедного дома и вся тяжесть труда ляжет ей на плечи . Получив подарок , девушка должна была 3 раза поклониться в ноги.

Понева

-- набедренная одежда, сшитая из трех продольных полотнищ шерстяной домотканой ткани. В Суджанском уезде Курской губернии понева шилась из двух полотнищ и в перегнутом виде укреплялась поясом на талии. Это распашная одежда – разрез по середине или сбоку.

В Cуджанском уезде с поневой связан такой обряд. Перед тем как ехать к венцу, невеста ходила по лавке, в конце которой сидела мать (или крестная), держала поневу и приговаривала: «Сигни, сигни, мое дитятко, сигни, в свой вечный хомут». А отец кнутом «загонял» дочь в поневу. Девушка трижды топала ногой, говоря: «Хочу сигну, хочу нет», и прыгала в поневу.

Пояс

Пояс был необходимой частью одежды. Подпоясывали рубахи, набедренную одежду, верхнюю распашенную, часто не имевшую застежек. Мужчины затыкали за кушак или подвязывали к нему все необходимые рабочие, охотничьи или дорожные принадлежности. Шло негласное состязание за лучший пояс – в результате пояс становился дорогой вещью, подарком, предметом любования. Дуги свадебного поезда украшались ими.

Курские пояса славились. Их продавали и в других губерниях за большие деньги (8 рублей за штуку).

Длина пояса обычно составляла два обхвата талии и запас на низко спускавшиеся концы. Пряли пояса из шерсти. Пояс шириной 1 – 10 см носили поверх рубахи, широкие пояса (кушаки) 10 – 40 см шириной надевали с верхней одеждой. В Суджанском уезде было особенно трепетное отношение к поясам - их передавали из поколения в поколение как символ долголетия и святости домашнего очага. Пояса хранили в специальных сундуках и по большим праздникам выносили за ворота для того, чтобы всем желающим продемонстрировать свое богатство.

Головные уборы

Везде различали девичьи и женские головные уборы. Существовал обычай, по которому замужняя женщина должна была прятать свои волосы. Нельзя было непокрытой выходить из дома, заниматься домашними делами.

Девушки заплетали волосы в одну косу и могли не покрывать их. Отсюда обусловленность формы головного убора: для замужней женщины – тип закрытой шапочки, для девушки – мягкая повязка, обруч.

Другой разновидностью головного убора была повойник. Он закрывал волосы сзади и мог иметь длинные бисерные украшения.

Девичьи головные уборы чаще всего представляли собой узкий венец, обтянутый шелковой тканью, с украшениями из бисера, стекляруса, бус. Основным головным убором в селах Курской губернии был головной платок. Девушки в основном завязывали его впереди, а женщины – сзади, платок мог быть домотканым или купленным. В праздничные дни и женщины, и девушки покрывали на голову красивую расписную шаль, купленную на ярмарке.

В качестве зимнего головного убора носили барашковые, заячьи, собачьи шапки.

В Суджанском уезде на свадьбе мать передавала свой повойник дочери. Считалось, что этим она передает свое уменье вести хозяйство молодоженам. Замужние женщины при этом давали невесте советы и наказы как вести дом , слушаться мужа, угождать свекру и свекрови , воспитывать детей.

Украшения к женской одежде

Для украшения женской одежды использовали шелковые ленты, позумент, кружево, металлическую бахрому, металлические пуговицы. Нагрудное украшение называлось грибатками. Его изготавливали из шелка, стекляруса, использовали низание. В качестве шейного украшения использовали бусы, стеклярус, бисер, жемчуг. Интенсивная красная или красно-черная вышивка характерна для Курской области.

Мужская одежда

Мужчины носили туникообразные косоворотки с воротником – стойкой из плотной фабричной ткани. Рукава рубахи были втачные, широкие, прямые. Иногда рукава кроили вместе с плечевой частью. Рубахи носили на выпуск поверх штанов и подпоясывали узкими и широкими поясами. Праздничные рубахи подпоясывали узкими плетеными поясами из цветной шерсти. Хорошая хозяйка, по мнению жителей Суджанского уезда, должна была уметь шить рубашки сама. Будничные рубахи шили из темного материала праздничные из красного или белого материалов и украшали богатой вышивкой. Мужские штаны были домотканые или набивные. Головной убор мужчин представлял собой белый, реже коричневый колпак.

Верхняя одежда мужчин и женщин

Шилась из домотканого сукна. Называлась каратейка, кацавейка и куцинка. Спина такой одежды была выкройная, а в боках были вшиты клинья.Каратейка или куцинка должны быть яркими и не совпадать по цвету с саяном .Обшлага мужской свиты обшивались кожей, а женской – серым плисом. Эту одежду шили из сукна с красными клинцами, украшали плетеньями и разноцветными пуговицами. Зипун был притален, спина – гладкая, длина по щиколотку. У талии по бокам по три складки или сборки.

Зимой в качестве верхней одежды использовались овчинные шубы, тулупы и полушубки. Носились они мехом внутрь. Иногда шубы украшали мехом другого цвета. Верхняя одежда подпоясывалась широкими кушаками.

Обувь

Обувь изготавливали ли кожи, войлока, сукна, шерсти. Будничной обувью были лапти. Лапти московского типа – лапти лычные, с веревочной подошвой – это лапти прямого плетения, то есть решетка состояла из перпендикулярных друг другу лык. В лаптях, где в подошву вплеталась пенька, были более плотные и менее промокаемые. С лаптями носили онучи.

Лапти – это древняя обувь. С ними связано большое количество обрядов. В Курской губернии в Суджанском уездежених должен был подарить невесте лапти, и, если она их принимала, то начиналось сватовство.

Позже начали носить чуни – род туфель, плетеных из пеньковых веревок. Зимой носили валенки.

Свадебная одежда жителей Курской губернии

Женский свадебный костюм

Невесты в Курской губернии к свадьбе шили костюм состоящий, из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений, серег.

Сарафан-шубка имеет следующий крой: спереди одно прямое полотнище, по боковым сторонам – два слегка скошенных, сзади – спинка, состоящая из двух небольших подклинков. Задние полотнища и клинки собраны в плиссированные складки под широкую планку из бархатной ткани. На переднем полотнище небольшой разрез, застегивающийся на металлический крючок. Широкие лямки крепятся на груди и на середине спины. Лямки украшались бархатом, полосами галуна, золотым шнуром. Низ подола украшали галуном, золотым шнуром.

К сарафану невеста надевала составную, прямого покроя рубаху. Ее верхняя часть сшита из двух полотнищ белой фабричной ткани и небольших прямоугольных вставок по бокам, с разрезом посредине груди, завязывающимся на ленту. Нижняя часть изготовлена из четырех полотнищ домотканого конопляного полотна. Передние и задние полотнища, средняя часть рукавов собраны в частые сборки под широкий отложной воротник. Рукава делали из кисеи. Манжеты украшались оборками.

Свадебным головным убором служила «сорока» – красная шелковая шапочка.

Мужская свадебная рубаха

В Курской области рубаху жениха изготавливали из белой хлопчатобумажной ткани с цветным рисунком. Рубаха не имеет плечевых швов, к центральному полотнищу по боковым сторонам пришиты по два скошенных по одной стороне полотнища, слегка закругленных снизу. На левой стороне груди – разрез, закрытый планкой. Воротник-стойка застегивается на две пуговицы.

Узкий пояс, который жених повязывал поверх рубахи, сплетен из разноцветных шерстяных нитей. На его концах несколько ярусов цветных кистей с белыми стеклянными бусинами.

Предметы быта и орудия труда в Суджанском уезде XIX века

Ухват (рогачи)

Знакомо ли вам слово ухват? Возможно, вы его слышали, и не раз. Ухват (рогачи) – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжёлые чугуны и горшки. Он представляет собой железную изогнутую пластинку, которая крепится на длинной деревянной палке, чтобы хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, с кашей, с водой. Обычно ухватов в доме было несколько. Они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Случалось, что они использовали его как орудие нападения и обороны. Баба, вооруженная ухватом, – почти классический образ в деревне. Недаром существует такая пословица: С рогачами баба – хоть на медведя! В Суджанском районе ухват называли рогачами, предмет назван так за свою форму: рогач напоминает рога.

Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала этот ухват с собой в качестве посоха. Применение ухвата в свадебной обрядности подчеркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства. В Суджанском уезде у. Курской губернии во время сватовства сваха, прежде чем спросить о невесте - «продажной телке», связывала вместе рогачи и дотрагивалась до печи. При снимании покрывала или открывании невесты наравне с другими предметами: кнутом дружки, сковородником, палкой, пирогами - использовался и рогачи.

В Суджанском уезде первый день после брачной ночи, когда молодые мылись в бане, гости должны были, вымазавшись сажей, надев «комичные костюмы», взяв, с собой рогачи, кочерги, лопаты, ездить вокруг деревни, производя как можно больше шума. После возвращения молодых гости снова собирались в избе, где их угощали вином и блинами. Также в Суджанском уезде во время свадьбы было принято проводить «испытание» невестки: самым большим ухватом или рогачами, как называли его в селе Черкасском-Поречном, она должна была достать самый большой чугун с водой. Если не прольёт ни капли и поставит на лавку, то она хорошая хозяйка, и милость свекрови ей обеспечена. Когда в семье рождался ребёнок, крёстные дарили самые маленькие рогачи, как бы намекая на особую роль ребёнка в семье. Эти рогачи хранились до вступления в брак. Иногда свекровь проверяла свою невестку просьбой показать рогачи: если они были в ржавчине или саже, то невестка на всю деревню слыла неряхой и лентяйкой.

В похоронном ритуале в Суджанском уезде после выноса покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. Примечательна роль ухвата при ряжении на святках. Из рогачей и надетого на их рога горшка или кувшина делалась голова быка или лошади, туловище которых изображал человек, накрытый пологом. Придя на святочное гулянье, быка «продавали», т. е. ударяли топором по «голове быка», чтобы разбился горшок. При этом говорили: «Бык будет ваш, а бить его буду я». При игре в жмурки на святочных посиделках, перехватываясь на рогачах, определяли водящего, которому завязывали глаза, отводили к двери, подбегали к нему, ударяя полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью до тех пор, пока он не поймает себе замену.

Я считаю, что благодаря архивным материалам и экспедиции, мне удалось установить, что женский комплекс одежды состоял из рубахи, сарафана (саяна), завески, поневы, пояса, головных уборов, мужской костюм состоял из рубахи, штанов, пояса. Я выяснила, что как таковой моды среди крестьян Суджанского уезда в XIX веке не существовало. Я определила, что необходимыми предметами быта были: рогачи, цеп, чугун, коромысло, дежка, прялка, гребень, печь, которые выполняли не только прямые функции, но и несли обрядовую смысловую нагрузку.

Интересно было узнать, что праздничная одежда тщательно береглась и передавалась из поколения в поколение, будничная же носилась, пока не приходила в негодность. Мужская одежда не имела четкой градации на праздничную и повседневную. Мужчины Суджанского уезда рубаху и штаны сначала надевали по праздникам и важным событиям в жизни, а затем, когда комплекс одежды начинал изнашиваться, носили каждый день. Не меньший интерес вызвало у меня изучение обычаев, примет, страниц жизни крестьянской семьи, связанные с предметами быта, такими как ухваты, прялка, коромысло, которые также ценились в крестьянской семье и передавались следующим поколениям.

Но, тем не менее, в ходе исследовательской работы я выяснила, что элементы моды и стремление к красоте все-таки прослеживаются и в этот период времени. Например, одежда замужних женщин и девушек отличалась не только цветом, но и орнаментом, и вышивкой. Свою изюминку они старались внести и при создании головных уборов, украшений, обуви. Каждая селянка стремилась украсить свой костюм, чтоб он был ярким и отличался от других. Особенно интересным мне показался свадебный комплекс одежды. Несмотря на консерватизм, он был необычным, оригинальным, индивидуальным для каждой невесты.

Кроме того, изучение предметов быта помогло мне представить взаимоотношения членов семьи, разных поколений, крестильные, свадебные, похоронные обряды, связанные с орудиями труда, а также наиболее полно познакомиться с фольклором села Черкасское-Поречное Суджанского уезда.

Таким образом, моя исследовательская работа помогла мне представить не только женский и мужской костюм XIX века, а также предметы быта, но и реальный образ жителя Суджанского уезда Курской губернии.XIXв.

Список литературы

  1. Бугров Ю.А. Курские встречи, Воронеж, 1991.
  2. Бульбанюк П., Лебедев П. Курские народные песни, Курск 1988.
  3. Из истории Курского края: Собрание документов и материалов, Воронеж, 1985.
  4. История Курской области, Воронеж, 1995.
  5. Курский край: история и современность, Курск, 1995.
  6. Страницы истории города Курска, Воронеж, 1992.
  7. Нересов Я.Н. Я познаю мир, Москва, «Издательство АСТ», 1998.
  8. Мерцалов М.Н. Поэзия народного костюма, Москва, «Молодая гвардия», 1998.
  9. Волков А.С. Суджа: Путешествие по городу и окрестностям, Суджа, 1996.
  10. Яковлев А.Е. Русские народные костюмы, Москва, «Молодая гвардия», 1987.
  11. Киселева Е.А. Народная одежда селян Курской области, Курск, 1998.
  12. Шумакова А.Б. Обряды и традиции Курской губернии, Курск, 1995.

Архивные материалы

Материалы экспедиции в Суджанский район Курской области.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top