Стрижко М.Г.

Введение

Людям необходимо знать историю своего народа, своей страны, своей «малой родины». Глубоко не правы те, кто считает её лишь набором красивых легенд, бесполезных для практической жизни.

История, наравне с религией, культурой и языком, является базовой ценностью любого народа.

Я родился и живу в Воронежском крае, который имеет богатую историю. Но очень мало сохранилось информации о наших предках – донских славянах.

Ученые предполагают, что уже к концу VIII столетия берега Дона были обжиты славянами. Мне стало интересно, кто же они, донские славяне, откуда они пришли и когда заселили наш край. Я приступил к исследованию.

Тему своего реферата обозначил так: «По следам неизвестного племени», во-первых, потому что не ясно, какой славянский племенной союз проживал в нашем крае; во-вторых, каждый сделанный мною шаг приоткрывал завесу неизвестной истории моей малой родины.

Данное исследование предполагает достижение следующих целей:

1) выяснить, когда славяне появились на территории нашего края;

2) изучить предположения о том, какой племенной союз славян проживал на Дону и его притоках;

3) уточнить географические рамки расселения донских славян ;

4) понять, являлся ли Воронежский край в IX веке частью Древнерусского государства.

В своей работе я опирался на исследования известных историков-археологов А. Н. Москаленко, А.3. Винникова, В.В.Седова.

  1. По следам неизвестного племени
  2. Когда пришли славяне

Древнерусская история хранит в себе очень много тайн. Но самым загадочным остается Воронежский край в период Киевской Руси. Существует несколько версий о том, когда восточные славяне поселились на территории нашего края. Одни исследователи говорят, что славянские поселения существовали здесь уже в III-IV вв., другие – в VI-VII вв., третьи – в VIII-X вв., а четвертые – не раннее чем с IX в. Но есть точные, установленные факты, что в IX-X вв. восточные славяне заселяли не только берега Дона, но и жили на берегах реки Воронеж и других донских притоках. По реке Воронеж славянские поселения тянулись почти непрерывной цепью от с. Чертовицкого Рамонского района до с. Шилова Хохольского района; по Дону – от г. Семелуки до хутора Титчиха Лискинского района.

Подробное описание расселения восточных славян дает летописец Нестор, автор «Повести временных лет». Но о донских славянах в летописи ничего не сказано. Возникает вопрос: почему? Возможны разные гипотезы, но наиболее вероятная из них, на мой взгляд, связана со временем написания «Повести» — начало XII в., когда бассейн Дона был покинут славянами. Поэтому при определении географии расселения восточных славян данный регион оказался вне поля зрения великого историка-летописца. А это значит, что Нестор ничего не знал о донских славянах, так как те, видимо, еще XI веке покинули территорию Придонья, а в XII веке про них уже никто не помнил. Отсюда можно предположить, что славянские поселения, скорее всего, существовали на территории нашего края в VIII-X вв.

Это подтверждают и археологические раскопки. Археолог А. Н. Москаленко, раскопав значительную площадь (более 7000 кв. м) на городище Титчиха и изучив 46 жилищ, не могла похвастаться обилием находок, особенно металлических, ведь многие предметы, которые мы раньше упоминали как продукцию местных ремесленников, найдены в очень незначительном количестве или даже в единственном. А в жилищах, особенно на полу, как правило, вообще нет находок, кроме костей животных да нескольких черенков глиняной посуды. В лучшем случае приходится довольствоваться костяной проколкой, глиняным пряслицем, железным ножом, даже не всегда целым. «Трудно представить себе, — пишет А. Н. Москаленко,— что многочисленное население городища могло обходиться одной пашней, одним топором и одним наральником, одним кочедыком»[1]. Действительно, в руки археологов на славянских донских поселениях попало лишь то, что их жителями было поломано, потеряно и не найдено, а может быть, просто забыто.

Так соединяются воедино и археологические факты, и попытка осмыслить по незначительным, казалось бы, деталям те крупные события, которые происходили в конце X века в Восточноевропейской лесостепи в зоне непосредственного контакта славянского и кочевнического миров.

Славянские поселения в бассейне Дона в конце X века, а некоторые — несколько позже пустеют, жизнь на них замирает. Ни деревянные мощные стены, ни рвы, ни круглые склоны мысов, защищавшие поселения,— ничто не могло гарантировать спокойную мирную жизнь. Участились набеги кочевников, буквально заполонивших Южнорусскую степь, ставших ее фактическими хозяевами. Скорее всего, это были печенеги, от которых страдали многие народы, населявшие Восточную Европу.

Но на славянских поселениях Дона нет следов разгрома и разорения, какие можно было увидеть, например, во время раскопок Новотроицкого городища в Сумской области на Украине. Городище раскапывалось известным советским археологом Иваном Ивановичем Ляпушкиным. Им открыта впечатляющая картина борьбы и гибели поселения. Скелеты погибших взрослых жителей в схватке с печенегами, женщин и детей, прятавшихся в жилищах, наспех зарытые клады украшений, которые так и не попали к истинным владельцам, следы огромного пожара не оставляют сомнений, что поселение подверглось опустошительному набегу.

И, видимо, не стали донские славяне испытывать судьбу. За короткое время, собрав свое имущество, включая и глиняные сосуды, и тяжелые каменные жернова, — все необходимое для жизни и погрузив на телеги, запряженные лошадьми, быками, волами, двинулись на новые места.

Таким образом, племена восточных славян, вероятнее всего, проживали на территории нашего края в VIII-X вв. Донские славяне не попали в поле зрения великого историка-летописца Нестора, так как в XII веке во время написания летописи про них уже никто не помнил. Донские славяне еще в конце X века- в начале XI века покидают свои поселения из-за кочевников-печенегов, буквально заполонивших Южнорусскую степь.

Вятичи Верхнего и Среднего Подонья

Племенная принадлежность славян донского региона подлинно неизвестна. Существуют предположения, что они относились к вятичам(соседям на севере) либо к северянам (соседям на западе), однако в силу отсутствия однозначных данных, их выделяют в отдельную группу, связанную с роменско-борщевской культурой.

Большинство ученых полагают, что в донском регионе жили вятичи. Элементом культуры вятичей необходимо признать оборонительные и фортификационные сооружения донских вятичей. Есть предположения, что позднейшие приёмы и средства обороны на территории нашего края – забитые землёй срубы, валы, частоколы, засеки, надолбы, загоны, рвы и сторожи, расположенные на возвышенностях и нагорных дубравах, – эти оборонительные технологии преемствовались у вятичей. (См. рис.1)

Союз вятичей занимал весьма обширную территорию. По данным археологии, распространение вятичей по Дону и его бассейну охватывало не только Верхнее, но и Среднее его течение, по-видимому, ограничиваясь только хазарами, а также позднейшими печенегами и половцами. Но что заставило вятичей переселиться южнее, к Дону?

Так, А.3. Винников отмечает, что «массовое заселение славянами реки Воронеж, принесшими и курганный обряд погребения, происходило… в IX веке», «об этом свидетельствуют раскопки городищ и курганных могильников, проведенные в последние годы…»[2]. Он же сообщает, что «погребальные камеры в ряде воронежских курганов более поздние по сравнению с камерами Боршевского могильника и появились они на Воронеже в результате переселения сюда части населения с р. Дон, которое могло произойти во второй половине X века в связи с отходом славян с Дона под давлением кочевников». [3] Можно предположить, что, отмеченное «переселение… части населения с реки Дон… во второй половине X века…», могло произойти не столько под влиянием кочевников (так как именно им навстречу в Поле вятичи и двигались), сколько под давлением Древнерусского государства, именно в этот период и предпринимавшего ряд попыток к интеграции вятичей в свой состав.

Таким образом, не исключена возможность того, что именно от попыток завоеваний вятичей киевскими князьями они постепенно и уходили от Оки и Москвы-реки на Верхний и Средний Дон, чтобы сохранить свою независимость.

При этом вятичи, по многим свидетельствам, не только довольно долго и успешно конкурировали с Древнерусским государством, но и сформировали альтернативную ему государственность. Историк Б.А.Рыбаков отмечает, что «её отличительными чертами были длительное сохранение родоплеменных отношений и элементов матриархата. Долгое время существовавшая выборность «природных», а не приглашённых князей, а также наличие народного (вечевого) самоуправления и развитого славянского язычества, где «главой пантеона был не Перун, как у иных восточных славян, но Стрибог (старый Бог), творец всего сущего, всех меньших богов, людей и первых законов. Почитали вятичи и других богов, особенно бога солнца – Ярилу, весеннего бога Леля, а также Ладу, Уда, Купалу и др.» [4]

Самобытное население Подонья

Есть ещё одна версия о средневековом населении Подонья. В газете «Воронежская неделя» от 27 февраля 2008 года была опубликована статья «Донская Русь», гдекраевед Анатолий Кожемякин на основании новых историко-археологических материалов и анализа старых источников поднимает вопрос о средневековом населении Подонья. В своей работе автор приводит новые аргументы в пользу того, что в VIII-X веках на территории края жило племя руссов, входившее в состав объединения «Донская Русь», которое, в свою очередь, было частью государства «Русский каганат». Факт существования государства «Русский каганат» установлен известным археологом-славистом В.В.Седовым. Это открытие позволяет совершенно по-иному взглянуть на прошлое нашего государства в целом и Воронежского края в частности.

Ведущий современный археолог-славист В.В.Седов в одной из своих работ указывает, что после 80 лет археологических раскопок на Среднем Дону так и не удалось установить, какое славянское племя жило на берегах Дона. Первоначально предполагалось, что берега реки были заселены славянами-вятичами. Их поселения назвали «борщевской» культурой. В качестве доказательства перекинут мостик от балтов к племени вятичей, живших в верховьях Оки, а от них к населению Подонья. Доказывалось, что у вятичей и балтов одна и та же археологическая культура: общий обряд погребения, единый орнамент и керамические изделия. В пользу этого говорит балтское название реки Ведуга (Извилистая) и др.
А в 1990 известный лингвист В.Н.Опоров дал нашему краю название «Донская Русь». Появляется ряд названий, объясняющих происхождение племён на территории Воронежского края: донские славяне - вятичи - древние русы - балты. Таким образом, выстраивается цепочка племён, из которых, собственно и сформировалось местное население.

Сохранились сведения мусульманского географа иранского происхождения Ибн-Хордадбеха. Он написал книгу «Книга путей и стран», которая содержит многочисленные сведения по истории и топонимике Халифата и окрестных стран. Там есть самые ранние в арабской географии упоминания о руссах и славянах. Он указал, что в наших местах проживало одно из подразделений славян.

Археолог В.В.Седов обращает внимание на необычный топонимический материал со словом «русский» на восточной границе Подонья: Русский бор (Шиловский), Русский Рог (Воронеж), Русский лес (село Подгорное), Русская сторона (около Титчихи). Такие этнические названия в одном месте бытуют лишь в том случае, если они обозначают границу племени. В данном случае мы можем иметь дело с местом древнего поселения племени, представители которого составили основу «борщевской» культуры и были аборигенами края.

Если посмотреть на карту, то мы увидим, что географические названия со словом «русский» располагались по лесной полосе от устья реки Тихой Сосны до села Подгорного на Дону и обозначали определенную пограничную полосу племени руссов на реке Дон (См. рис.2). Эта территория соприкасалась с территорией племени козар, оставивших по реке многочисленные козарские названия – «козарские» городища, урочище Козар, Козарский брод, Козарское поле и т.д. Существовало также Козарское пустое место.

По всей видимости, граница между руссами и козарами на Дону проходила по устью реки Воронеж при впадении её в Дон, в местности под названием Червленый Яр. Достопримечательностью Яра были выходы красноватой (червленой) породы на приметном обрыве высокого оврага (яра). Около него находилось городище под названием Кременчуг. В дореволюционное время около него была обнаружена братская могила русских воинов, погребенных без соблюдения обряда. У этих воинов были древние христианские крестики с греческими названиями. Погребение относилось, скорее, к XI-XII векам.

Между руссами и козарами существовали серьезные этнографические различия. Первые, например, занимались земледелием и животноводством, рыболовством и торговлей, вторые – преимущественно охотой на диких зверей. У них отсутствовала торговля. Они строили крепости с тремя линиями укреплений.

Археолог В.В.Седов в журнале «Отечественная история», № 4 за 1998 год, высказал любопытную гипотезу о раннем государстве под названием «Русский каганат IХ века».[5] В ней он указывает, что каменные крепости по реке Тихая Сосна были связаны с традициями византийской крепостной архитектуры и предназначались для охраны северо-западных рубежей Хазарского каганата в период племенного объединения славян волынцевской культуры.

Волы́нцевская культу́ра — археологическая культура раннего Средневековья (VIII-IX вв.), располагалась в междуречье Днепра и Дона и отождествляется с предками северян.[6]

В своей работе Седов указывал, что «основу населения первого славянского политического образования в междуречье Днепра и Дона составляли руссы – носители волынцевской культуры. В IХ-Х веках праславянское образование руссов дифференцировалось на несколько племенных групп: северян, верхнеокскую группу вятичей и донскую группу славян, имя которых не зафиксировано летописями.

У каждого восточнославянского племени женщины носили свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения соседей. Отмечалось, что для волынцев характерны пятилучевые лунницы с ложной зернью. Такие же уникальные изделия руссов были обнаружены также на Богатском городище (Титчиха). Кроме того, там были обнаружены еще семилучевые лунницы. (См. рис.3) Это доказывает, что донские славяне являлись носителями волынцевской культуры.

Итак, по мнению крупнейшего современного археолога В.В.Седова, в Восточной Европе в VII-IХ веках существовало государство под названием Русский каганат и его основной частью была Донская Русь. В археологической литературе её можно квалифицировать как роменско-борщевскую культуру. Восточная граница Русского каганата определяется «русскими» топонимами на Дону.

Как свидетельствуют вышеуказанные материалы, в бассейне реки Дон находилось племя руссов. Сейчас перед археологами стоит непростая задача признать факт существования Донской Руси или опровергнуть.

Заключение

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие выводы. Славянские поселения, скорее всего, существовали на территории нашего края в VIII-X вв. Есть точные установленные факты, что в IX-X вв. восточные славяне заселяли не только берега Дона, но и жили на берегах реки Воронеж и других донских притоках. По реке Воронеж славянские поселения тянулись почти непрерывной цепью от с. Чертовицкого Рамонского района до с. Шилова Хохольского района; по Дону – от г. Семелуки до хутора Титчиха Лискинского раона.

Племенная принадлежность славян донского региона подлинно неизвестна. Существуют предположения, что они относились к вятичам либо к северянам, однако в силу отсутствия однозначных данных, их выделяют в отдельную группу, связанную с роменско-борщевской культурой.

Донские славяне не попали в поле зрения великого историка-летописца Нестора, так как в XII веке во время написания летописи про них уже никто не помнил. Донские славяне еще в конце X века- в начале XI века покидают свои поселения из-за кочевников, буквально заполонивших Южнорусскую степь.

Анализируя археологические данные А.3. Винникова можно сказать, что Воронежский край в IX веке не являлся частью Древнерусского государства. Во второй половине X века началось массовое переселение славян-вятичей от Оки и Москвы-реки на Верхний и Средний Дон, для того что бы сохранить свою независимость от киевских князей.При этом вятичи не только довольно долго и успешно конкурировали с Древнерусским государством, но и возможно сформировали альтернативную ему государственность.

Крупнейший современный археолог В.В.Седов считает, что в Восточной Европе в VII-IХ веках существовало государство под названием Русский каганат и его основной частью была Донская Русь. Восточная граница Русского каганата определяется «русскими» топонимами на Дону.

В.В.Седов указывает, что основу населения первого славянского политического образования междуречья Днепра и Дона составляли руссы – носители волынцевской культуры. В IХ-Х веках праславянское образование руссов дифференцировалось на несколько племенных групп: северян, верхнеокскую группу вятичей и донскую группу славян, имя которых не зафиксировано летописями.

Но это только лишь предположения, окончательно разгадать загадку, какое славянское племя оставило «следы» на территории нашего края, пока невозможно. Видимо, историю донских славян необходимо тщательно и скрупулезно изучать, анализировать все имеющиеся документы и документально зафиксированные сведения, а также проводить новые серьёзные исследования по данной теме.

Библиографический список

1. Винников. А.3. Славянские поселения на р. Воронеже // Древности славян и Руси. М. 1988.

2. Винников А.З., Синюк А.Т. Дорогами тысячелетий: археологи о древней истории Воронежского края. – 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж: Издательство ВГУ, 2003.

3. «Воронежская неделя» газета от 27 февраля 2008 года, статья краеведа Анатолия Кожемякина «Донская Русь».

4. Москаленко А. Н. Городище Титчиха. Воронеж, 1965, с. 35

5. Панова В.И. История воронежского края, Воронеж «родная речь», 2010 г.

6. Рыбаков Б.А. Ранняя культура восточных славян. Москва, 1982, с. 91

7. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. М., 1982.

8. Седов В.В. журнал «Отечественная история», № 4, 1998 год

9. Свободная энциклопедия – Википедия.

10. http://historylib.org/historybooks/Valentin-Sedov_Drevnerusskaya-narodnost--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/14

 Примечание

[1] Москаленко А. Н. Городище Титчиха. Воронеж, 1965, с. 35

[2] Винников. А.3. Славянские поселения на р. Воронеже // Древности славян и Руси. М. 1988, с. 68

[3] Там же.

[4] Рыбаков Б.А. Ранняя культура восточных славян. Москва, 1982, с. 91

[5] «Воронежская неделя» газета от 27 февраля 2008 года, статья краеведа Анатолия Кожемякина «Донская Русь».

[6] Свободная энциклопедия – Википедия.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top