Привалов А.Ю.
Введение
Для своей исследовательской работы я выбрал тему «Наши прожитые годы». В ней я опишу историю Бутурлиновской средней общеобразовательной школы № 1 с 1910 года до настоящего времени. Я считаю, сто данная тема на сегодняшний день актуальна. В таком небольшом городе как наш, школа всегда играла большую роль в развитии края. Как в капле воды, в истории школы отразилась история целой страны. Сегодняшнее поколение может через историю своего учебного заведения, биографию её выпускников, соприкоснуться к вехам истории нашей Великой родины. С историей школы в моей работе параллельно рассматривается история населённого пункта( малой Родины). История школы богата творческими личностями, знаменитыми людьми и выпускниками, достигшими значительных успехов в жизни. На жизненном примере таких людей сегодня у молодого поколения можно воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения, патриотизм, активную жизненную позицию. Собранный мною материал носит и практическую направленность. С его помощью можно легко организовать экскурсию по школе.
Цель исследовательской работы: собрать и систематизировать материал по истории школы с 1910 года до настоящего времени; оформить данный материал в электронном виде по разделам.
ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ
Нынешнее поколение бутурлиновцев привыкло видеть в центре города большое двухэтажное здание средней школы №1. Рядом - величественный Спасо-Преображенский собор, который и прежде, и теперь является главной доминантой города. Кажется, так было всегда. Однако раньше тут было все иначе.
До Октябрьской революции и в первые годы советского периода пространство вокруг храма занимала обширная Базарная площадь. Она включала в себя не только территорию нынешней площади Воли, но была значительно шире. Место, где сейчас расположена средняя школа №1 и весь ее просторный двор, тоже входили в Базарную площадь, название которой говорит само за себя. Здесь проводились большие и шумные базары, ярмарки, имелись толчки (черный рынок). Чтобы лучше ориентироваться в шумном людском море, для торговли каждым видом товаров и продуктов отводилось определенное место.
По словам старожилов города, на месте, где сейчас находится средняя школа №1 и прилегающая к ней территория со спортивной площадкой, шла бойкая торговля живым скотом, кормом для него, дровами. Тут стояли большие весы, на которых взвешивали грузы и различные товары. О строительстве на этом месте школы пока не было речи.
В воздухе еще не пахло грозой революции.
Мирно работали частные предприятия Кащенко, Шевцова, Кистенёва, других именитых людей города, суетились купцы разных гильдий. Они старались не снизить объем производства или товарооборота, иначе их могли лишить гильдии. Отсюда пошло унизительное слово «разгильдяй».
Напротив места, где позже построили школу, через дорогу, размеренно работали магазины купцов Нечесова, возле купца Плужникова, трактир Жданова, другие заведения, принадлежащие частным лицам.
С образованием населения в этот период дело было плохо не только в Бобровском уезде, куда входила Бутурлиновка, но и во всей Воронежской губернии. По переписи 1897 года в губернии было всего 16 процентов грамотного населения обоего пола.
В дореволюционный период в Бобровском уезде существовало несколько типов общеобразовательных учебных заведений: гимназия, прогимназия, начальные народные училища, одноклассные школы, школы грамоты, церковноприходские школы.
В Бутурлиновке действовали мужская и женская гимназии, частные школы. Уроженец села Дмитриевка Спиридон Метогуз, участник гражданской войны, в своей автобиографии вспоминал, как его в возрасте 12 лет отдали учиться к братьям Касьяновым, которым земская управа разрешила набирать до 15 учеников (мальчиков) и обучать их. Учеба была платная. Она повышалась каждый год с первого по третий класс. Родители учеников сами проводили уборку помещения. Елизавета Ивановна Плаксицкая содержала частную прогимназию (аналог нынешних начальных школ), которая размещалась в сегодняшнем здании детского сада №5, что у площади Воли.
В дореволюционной России начальные школы существовали при церковных приходах, поэтому их часто называли церковно-приходскими. Занятия в них велись по программе, утвержденной в 1897 году. Она включала следующие предметы: 1. Закон Божий. 2. Русский язык (чтение, письмо, грамматика). 3. Арифметика (счисление и четыре арифметических действия с целыми числами). 4. Пение.
В конце ХIХ - начале ХХ века в Бутурлиновке шло строительство начальных школ, которые размещались рядом с церквами. В описании того времени они упоминаются как «Покровская, Успенская, Преображенская, Воскресенская, Феодосиевская», то есть по названиям бутурлиновских церквей. Все школьные здания были выстроены из красного лицевого кирпича. Они имели Г - образный план. Со стороны двора к ним примыкал входной тамбур и жилой блок для учителей. Эти здания и сейчас можно увидеть в Бутурлиновке. Некоторые из них до сих пор используются по своему прямому назначению. Наряду с церковно-приходскими существовали земские школы. В 1867 году в слободе Бутурлиновке открыли двухклассное земское училище, которое размещалось в нынешнем двухэтажном здании городской школы №2, что в центре города. Раньше это здание было одноэтажное. Это видно по сохранившейся старой фотографии. Второй этаж надстроили уже в советское время. Обучение в училище было платное и не всем оказывал ось по карману. Именитый купец слободы, меценат и благотворитель Алексей Васильевич Кащенко на свои средства открыл двухклассное училище и сам стал его попечителем.
В 1917 году Министерство просвещения России внесло на рассмотрение в Государственную Думу законопроект о всеобщем начальном образовании по всей стране. В нем предусматривалось содержание школ возложить на земства. Государство же брало на себя обязательства по содержанию учителей. Были увеличены средства на строительство школ. Еще раньше, в 1910 году, в Бобровском уезде построили 13 новых школ, на которые сверх установленной сметы затратили более пяти тысяч рублей. В числе этих новостроек значится и школа в Великоархангельском нашего нынешнего района. В том же году в Бутурлиновке открыли детский приют.
Это были только первые шаги в системе образования. По переписи 1914 года более половины населения уезда оставалась неграмотным. В 1916 году в Бутурлиновке насчитывалось уже 13 начальных школ. С таким количеством и вступили в новую советскую эпоху.
После гражданской войны существовавшие гимназии упразднили. Все школы стали государственными. В тот период в Бутурлиновке была создана единая советская трудовая школа II ступени. Она работала по программе девяти классов. В первых советских школах учеников оценивали по способностям, прилежанию и поведению. За все три показателя давали словесные оценки. Например, способности оценивались так: «остр.», «понятен», «средствен», «слаб». Поведение - «похвально», «хорошо», «изрядно», «нехудо».
В 1917 году многие трехлетние начальные школы стали четырехлетними. С 1 апреля 1918 года было отменено преподавание Закона Божьего. Школы отделили от церкви, а церкви от государства.
Одной из главных и сложных задач новой Советской власти являлась ликвидация неграмотности среди взрослого населения, создавались так называемые школы ликбеза, некоторые учителя «пошли в народ».
В 1918 году образовали Воронежский губеренский отдел народного образования, а в нем несколько подотделов. Затем создали уездные и большинство волостных отделов народного образования. Такие же преобразования проходили в нашем крае.
Хочется рассказать о ныне всемирно известном ученом Сергее Михайловиче Никольском. Уж очень это колоритная фигура в ученом мире. А свои первые шаги в большой мир знаний он начинал в Бутурлиновке.
В апреле 1919 года в Бутурлиновскую мужскую гимназию, что находилась в центре слободы, поступил учиться сын лесничего Шиповского лесничества Михаила Дмитриевича Никольского Сергей со своим младшим братом. Преподаватели сразу заметили его математический склад ума, большие способности и прилежание. Они предвидели ему большое будущее, не ошиблись.
Однако Сергею и его брату недолго пришлось учиться в гимназии. Учеба прервалась начавшейся гражданской войной и нашествием на Бутурлиновку белоказачьих войск. К тому же в окрестностях свирепствовали разномастные банды. От рук одной из них погиб их отец летом 1921 года. На месте его гибели у Красного лесничества установлен памятный знак.
И все же Сергей Михайлович продолжил учебу в другом, более безопасном месте. Он всегда помнил о Бутурлиновкой гимназии. В 90-е годы приезжал в наши края, чтобы поклониться праху своего отца.
Благодаря своим феноменальным способностям и трудолюбию Сергей Михайлович Никольский достиг больших высот в науке. Его имя занесено в энциклопедии, он имеет несколько различных титулов и званий. Он академик Российской академии наук, член Польской и Венгерской академий, доктор физико-математических наук, неоднократный Лауреат Государственных премий, член Московского и Киевского математических обществ, почетный профессор Днепропетровского госуниверситета. Он воспитал много достойных учеников. Среди них бывший министр образования России В.А. Филиппов.
В 2003 году в возрасте 98 лет он приезжал в Воронеж на конференцию, выступил с интересным сообщением, а 5 мая 2005 года в Кремле Президент России В.В. Путин поздравил Сергея Михайловича Никольского со столетним юбилеем и вручил ему награду. Даже когда перешел он через вековой рубеж, то продолжал преподавать высшую математику в одном из Московских вузов.
В 2009 году по телевидению прошла передача о долгожителях. В ней принимал участие и С.М. Никольский. Ведущий спросил у него, как он сумел дожить до таких лет.
Сергей Михайлович простодушно ответил: - Я и сам не знаю, как дожил ..
Вот такой он великий ученый и простой человек. А сказано о нем, чтобы молодежь брала с него пример, потому что« наука юношей питает ... »
Начиная с 1929 года и все тридцатые годы, в стране осуществлялась индустриализация, строились крупные промышленные предприятия, проводилась культурная революция, и всюду нужны были грамотные кадры.
В этот период школа претерпевает изменения. Недавно созданная школа второй ступени была преобразована в Бутурлиновскую фабрично-заводскую семилетку. В ее названии отразилась эпоха индустриализации, когда возводились заводы и фабрики.
В скором времени и она будет реорганизована. Это было время революционных преобразований, быстрая смена старого новым. Шёл поиск новых путей преобразования общества. В этом было немало как положительных моментов, так и недостатков. Жизнь не стояла на месте, а динамично развивалась, двигаясь вперед.
СТАЛА ШКОЛА СРЕДНЕЙ
В 1934 году Бутурлиновская фабрично-заводская семилетка реорганизована в Бутурлиновскую среднюю школу №1. Её первым директором был Василий Михайлович Черноиваненко.
В 1937 году состоялся первый выпуск в ее новом статусе.
В то время школа размещалась в четырех зданиях. Это нынешнее здание районной библиотеки, ясли - сад №5, нынешнее здание вневедомственной охраны по улице Ленина и корпус №1 педучилища. по улице Красной, который считался главным зданием новой школы.
Как видно, все помещения средней школы находились недалеко друг от друга, в одном небольшом микрорайоне. И это в какой-то мере помогало взаимодействию, хотя далеко не все проблемы оказались решенными.
Местные власти и администрация школы были озабочены строительством нового типового здания, отвечающего требованиям времени. И самое главное, чтобы все классы находились под одной крышей. Наконец-то строительство нового типового здания средней школы началось. Все это давалось нелегко: не хватало стройматериалов, опытных кадров, навыков. Кирпичи доставали где только придется, даже от недавно разрушенной Успенской церкви в Козловке и из других мест. На такое большое здание школы требовалось много различных материалов, и его изыскивали разными путями и способами. За советское время это была самая крупная в городе новостройка. Горожане следили за стройкой, и делом чести руководителей города и района, да и администрации школы было успешно завершить начатое дело. От этого зависел престиж новой местной власти, ее способности решать сложные, хозяйственные задачи. Стройка шла нелегко. Большая проблема оставалась с кадрами. Об этом можно судить по материалам районной газеты «Сталинское знамя», выходившей в то время в Бутурлиновке. Вот объявление в ней за 6 марта 1939 года «Строительству средней школы в Г. Бутурлиновке требуются рабочие: каменщики, плотники, столяры, бетонщики, пильщики, чернорабочие. Обращаться в контору строительства ул. Ленинская, д. 12».
Надо сказать, что районная газета держала объект под контролем, неоднократно освещала ход строительства. В статье Сергачевой т., опубликованной 24 июля того же года под заголовком «Новая десятилетка в городе», говорится о том, что в наступающем году десятилетка должна быть полностью достроена. Та же газета «Сталинское знамя» в статье за 4 июня 1940 года высказывает и критические замечание, она, в частности, пишет:
«Достройка нового здания городской средней школы в полном разгаре. Сейчас тут ставят печи, настилают полы, подготавливают рамы для окон, делают двери. На работах занято 50 человек: печников, плотников, штукатуров и чернорабочих. Коллектив строителей и городской исполнительный комитет стремятся выполнить неоднократные указания районного исполнительного комитета о полном окончании строительства здания школы к новому учебному году, однако районный финансовый отдел до сих пор финансирует строительство крайне плохо: в нынешнем году строители получили по полной только немногим более третьей части ассигнованных денег».
Знакомая картина: недофинансирование и сейчас является застарелой болезнью. И все же, несмотря на всевозможные проблемы и трудности, строительство новой школы было завершено зимой 1940 года. Её открытие явилось радостью не только для коллектива школы, но и для всех горожан. Сразу же сюда завезли школьное имущество и оборудование.
Это вселило оптимизм и в директора, и весь коллектив учебного заведения, потому что условия для работы и учебы стали значительно лучше. Педагоги с новой силой взялись за улучшение учебно-воспитательного процесса, старались закрепить и приумножить уже достигнутые ранее успехи. Так, 4 сентября 1940 года Бутурлиновская средняя школа №1 завоевала первое место в районе по подготовке к новому учебному году. В своей дальнейшей работе коллектив средней школы №1 будет стремиться быть первым, и это коллективу часто удавалось.
Близился грозный 1941 год. Суровое дыхание войны уже доносилось с запада, где кованый сапог фашистов уже топтал землю многих завоеванных стран Европы. О надвигающейся угрозе со стороны фашистской Германии говорили многие факты, в том числе и песни тех лет, например, «Если завтра война, если завтра в поход». Правда, представление о будущей войне у советских людей было совсем не такое, как случится на самом деле. Советская пропаганда уверяла граждан, что наша Армия сильна, и в случае нападения враг получит быстрый и сокрушительный удар, и война будет идти на его территории. Жизнь показала совсем другое. Когда началась война, учителя школы, да и ее выпускники, не остались в стороне от всенародной защиты родного Отечества. Кто по повестке военкомата, кто добровольцем ушли на фронт. Одни вернулись живыми, другие, как поется в популярной песне, «превратились в белых журавлей».
Когда Родина позвала встать на ее защиту, директор Бутурлиновской средней школы №1 Григорий Васильевич Водолажский надел военную форму и ушел на фронт. Он честно выполнил свой гражданский и воинский долг.
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ
С первых дней войны набатом прозвучали на всю страну слова знаменитой песни:
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною, С проклятою ордой.
И ярость благородная позвала многих на борьбу с врагом, на выполнение священного долга по защите родного Отечества. В числе первых, кто ушел на фронт, были директор школы Григорий Васильевич Водолажский, учителя Николай Иосифович Титов, Василий Иванович Фетисов, два Федора Ивановича - Бурлицкий и Помогайбо, Варвара Петровна Вышкварка.
В строй защитников Отечества становились не только учителя, но и только что окончившие школу БЫПУСКНИКИ. Сразу после выпускного вечера получили повестки из военкомата Леонид Бугаев, Александр Белоусов, Наталья Диброва, Евгений Нехорошев, Виктор Серов, Иван Ситников, Зоя Турбина, Галина Махота.
Всего через два дня после начала войны в приказе по Бутурлиновскому Гороно от 25 июня 1941 года появилась следующая запись:
«Директора средней школы №1 товарища Водолажского Г.В. освободить от работы с 26 июня 1941 года в связи с мобилизацией его на военную службу».
Так началась для него суровая фронтовая жизнь. В качестве замполита танковой роты старший лейтенант Г.В. Водолажский прошел долгий и трудный путь, участвуя в боях под Москвой и Сталинградом, освобождая Болгарию, Венгрию, Югославию, Австрию, Германию от фашистских захватчиков. За свой ратный подвиг он был удостоен многих боевых наград. После войны он вернулся к мирному труду. В 1949 году вновь стал директором средней школы №1, оставаясь на этом посту в общей сложности 28 лет.
В июле 1941 года два Федора Ивановича Бурлуцкий и Помогайбо пошли в военкомат и, словно под копирку, еще детским почерком написали одинаковые заявления, которые начинались словами: «Прошу направить добровольцем на фронт». Федору Помогайбо было тогда всего 17 лет, но он выглядел значительно старше своих лет: высокий, крепкий на вид. Он испытывал угрызение совести оттого, что его пять старших братьев уже воевали, а он «отсиживался» дома. На фронт все же он попал. Ему довелось пройти всю войну, участвовать во многих сражениях.
Федор Иванович Помогайбо был награжден многими боевыми наградами. Он очень дорожил фронтовой дружбой. Будучи легким на подъем, часто отправлялся на встречу с однополчанами, получая от этого хороший заряд бодрости и оптимизма.
Другой Федор Иванович Бурлуцкий с добровольческим отрядом бутурлиновцев попал на Южный фронт. Это Одесское направление. Он был смелым по натуре, и в то же время добросовестным и прилежным. Будучи курсантом Одесского пехотного училища, за девять месяцев закончил его с отличием и был направлен командиром курсантского взвода на Северо-Кавказский фронт. Враг неудержимо рвался сюда к нефтяным районам, и задача советских воинов состояла в том, чтобы не пустить сюда врага. Шел 1942 год. В одном из боев Федор Иванович был ранен и попал в госпиталь. После выздоровления его в 1943 году назначили командиром пулеметной роты. Участвовал в освобождении Карачаево-Черкесии от фашистов, где получил тяжелое ранение. И снова госпиталь. После выздоровления вновь на фронт ... Теперь уже Центральный, затем 2-й Украинский. В конце войны участвовал в освобождении Чехословакии. У него тоже много боевых наград. С Помогайбо у него схоже не только имя и отчество, но и фронтовая биография. Да и предмет в школе они преподавали один и тот же - физкультуру.
Вот что писал через много лет после окончания школы один из его воспитанников: «Федор Иванович Бурлуцкий грамотный, общительный, в то же время в нужный момент требовательный. Он пользовался всеобщим уважением и любовью старшеклассников. Он был одним из немногих учителей, с которым поддерживали отношения его подопечные».
Николай Иосифович Титов работал учителем и завучем в средней школе №1, а до этого бороздил просторы голубого воздушного океана будучи летчиком 30-го Красноярского скоростного авиационного полка. Во время войны старшина Титов с аэродрома в Смоленской области совершал боевые вылеты в расположение немецких войск под Витебском. В июле 1941 года во время очередной бомбежки плотного скопления неприятельских войск Николай Иосифович был ранен, но сумел дотянуть самолет до своих. Потом попал на излечение в Мичуринск. Подлечившись, снова сел за штурвал самолета. На этот раз его зачислили в состав 3-й Гвардейской авиационной дивизии дальнего действия. С Липецкого и Московского аэродромов в 1942 году он совершал боевые полеты на занятый фашистами Кёнигсберг. С большим трудом приходилось преодолевать плотный огонь вражеских зениток. Один из снарядов угодил в его самолет. Николаю Иосифовичу удалось катапультироваться на занятую врагом территорию. Там он попал в партизанский отряд так называемого «дяди Коли», действующего в белорусских лесах. В его составе он воевал до полного освобождения Белоруссии от немецко - фашистских захватчиков до июля 1944 года.
Однако военная эпопея для Николая Иосифовича Титова на этом не закончилась. Его отправили в Прибалтику, в район боевых действий. Здесь советские войска блокировали и разоружили крупную и хорошо вооруженную курляндскую группировку противника. Потом была работа с военнопленными в Подмосковье. Но здесь уже обходилось без сражений.
За свои боевые заслуги Н.И. Титов был награжден многими орденами и медалями. И учителя, и школьники уважали его и за внешнее обаяние, и за доброту и справедливость. Фронтовик обычно тянется к фронтовику. Ведь им есть о чем поговорить. Николай Иосифович дружил с Федором Ивановичем Бурлуцким, они любили посидеть за шахматами. За игрой часто вспоминали о «друзьях-товарищах, об огнях - пожарищах».
Василий Иванович Фетисов попал на фронт Великой Отечественной войны, уже понюхав пороха в финской кампании. В 1941-1944 годах оказался в блокадном Ленинграде, затем на Северо-Западном фронте. В боях получил контузию и ранение. Потом его направили в Сталинградский институт на военную кафедру. Когда наши войска освободили город Остров, что под Ленинградом, Василия Ивановича назначили комендантом этого города. И он успешно справился с порученным ему заданием, поддерживал здесь необходимый порядок. Грудь ветерана также украсил ряд боевых наград.
Владимир Михайлович Степаненко много лет проработал в средней школе №1 преподавателем трудового обучения, тоже участник минувшей войны.
В качестве связиста он прошел много фронтовых дорог. Воевал в составе первой резервной армии под Тулой, в рядах б-й армии генерала Харитонова. В составе Воронежского, затем 3-го Украинского фронтов участвовал во многих боевых операциях, налаживая связь под огнем врага.
Запомнились ему и бои за родную Воронежскую землю, и за Украину, бои на берегах Вислы и Сандомирском плацдарме. Долгие и упорные бои шли за город Бреслау (Восточная Силезия). Штурм этого хорошо укрепленного города шел до самого окончания войны.
Затем Владимира Михайловича откомандировали в распоряжение узла связи штаба фронта, а потом в Москву. Здесь он и стал очевидцем первого праздничного салюта в честь Дня Победы.
В 1948 году наш земляк демобилизовался из рядов Советской Армии и приступил к мирному труду. Он награжден многими боевыми наградами, а работе в школе №1 он отдал 26 долгих лет, обучая ребят мастерству. В этой школе в Галерее Боевой славы можно увидеть и его портрет наряду с другими фронтовиками.
Это лишь короткие биографические сведения о наших учителях, участниках Великой Отечественной войны. О каждом из них можно написать целую книгу, которую будут читать с большим интересом. Многих уже нет в живых.
ШКОЛА И УЧИЛА, И ЛЕЧИЛА
Во время Великой Отечественной войны в нашей стране действовало несколько типов военных госпиталей для лечения раненых и больных бойцов: полевые, подвижные, сортировочно-эвакуационные, хирургические, терапевтические, инфекционные, для легкораненых и т.д. Была создана целая сеть таких госпиталей на основе приказов Наркомата обороны СССР.
С первых месяцев войны в Бутурлиновку стали прибывать санитарные эшелоны с ранеными и больными бойцами. Они поступали к нам прямо с передовой линии фронта. Для их лечения в нашем городе развернули несколько военных госпиталей, количество которых постоянно увеличивалось. Под них отвели лучшие здания учебных заведений: средней школы №1, школы №2, мукомольного техникума, техникума совторговли, училища механизации по улице Петровской и другие.
Следуя закону военного времени, помещения для развертывания госпиталей готовили в сжатые сроки. Например, для подготовки здания под госпиталь № 4348, расположенного в средней школе №1, отводилось приказом всего 24 часа, хотя работы здесь предстояло много по ремонту и реконструкции. В кабинетах химии и черчения оборудовали операционные. Большую помощь в ремонте оказывало местное население. Сосредоточение у нас госпиталей связано с тем, что Бутурлиновка являлась прифронтовым городом. В «Истории второй мировой войны 1939- 1945» говорится, что с образованием Воронежского фронта Бутурлиновка около полугода жила напряженной прифронтовой жизнью. Железнодорожная ветка Таловая - Калач Воронежский, на котором стоит город, была
единственной веткой, подходящей на 70 км к линии фронта. Остальные железнодорожные коммуникации проходили в 300 км от линии фронта. С 16 декабря 1942 года левое крыло Воронежского фронта участвовало в наступательной операции «Малый Сатурн», готовилась также наступательная операция для наших войск на Верхнем Дону. Она началась 12 января 1943 года».
Вот почему на нашей железнодорожной станции в тот период было много воинских эшелонов с техникой и живой силой, а также санитарные поезда. Первый госпиталь в Бутурлиновке начал действовать с 24 августа 1941 года, второй развернули в ноябре, третий - в декабре того же года, затем в 1942 и 1943 годах.
Нелегкой была работа в госпиталях у врачей, медицинских сестер, санитарок, нянечек, подсобных рабочих. Они трудились здесь круглые сутки. Усталость буквально валила их с ног. Большой поток раненых и больных воинов шел прямо с передовой. Госпитали были переполнены, с трудом размещали бойцов.
С первых дней учащиеся взяли шефство над госпиталями, расположенными в средней школе №1. Сразу после занятий школьники бежали к раненым бойцам, ухаживали за ними, читали им книги и газеты, помогали писать домой письма, иногда ставили небольшие концерты. Вместе с учителями они старались смягчить их физическую и душевную боль, снять стрессы, полученные в ходе боев.
Бойцы, находившиеся на лечении, были из самых разных уголков нашей необъятной страны, разных национальностей. Выздоровев, многие снова стремились попасть на фронт к своим боевым друзьям.
Медработники госпиталей после войны часто вспоминали Бутурлиновку, старались попасть в нее, чтобы посмотреть на послевоенные перемены. И некоторым довелось побывать здесь: не только медработникам, но и тем, кого лечили здесь и вернули в боевой строй.
Одно время некоторые медработники госпиталей переписывались с районным краеведческим музеем. Эти письма нельзя читать без волнения. В них и боль за умерших в госпиталях, и гордость за нашу страну, сумевшую победить сильного и коварного врага, и слова благодарности бутурлиновцам за их помощь, и пожелание не забывать о подвиге фронтовиков. Много патриотических мыслей высказала в своих письмах бывший комсорг хирургического полевого госпиталя № 4348, что был в средней школе №1, Анастасия Ивановна Машкова из Томска. Обращаясь к молодежи, она призывает ее беречь свою Родину, за которую пролито много крови в борьбе с врагом:
«Помните землю, по которой вы ходите, парту, за которой сидите, дом, в котором живете, и солдат, что умирали за вас». Так пишет орденоносец Анастасия Ивановна Машкова.
Начальником этого госпиталя работал полковник медицинской службы Владимир Иванович Дуреев, опытный специалист и руководитель, уважаемый в коллективе медиков человек. Здесь же трудилась и его жена военврач Татьяна Ивановна Дуреева. Помимо врачей хорошо работали в этом госпитале медсестры Зинаида Сергеевна Минаева, Мария Тимофеевна Ласкина, Мария Яковлевна Нагорная, санитарки Галина Яковлевна Суворова, Софья Петровна Штепа. Все они были удостоены наград.
Все бывшие медработники с большой теплотой отзывались о помощи местных жителей, в том числе школьников, госпиталям. Вот что писала об этом медсестра Анна Дмитриевна Юдина из Новоусманского района: «Нам много помогали местные жители. Женщины работали санитарками, нянечками, официантками, прачками, разнорабочими. Мужчины - пенсионеры делали нары для легкораненых, вязали маты из камыша, возили солому для матрасов, потому что их не хватало, заготавливали топливо, кололи дрова, возили воду. Молодые женщины безвозмездно сдавали свою кровь, которой много требовалось для переливания. Комсомольцы и школьники помогали разносить еду, кормить тех, кто сам не мог это делать. Они убирали в палатах, перестилали постели, писали от бойцов письма их родным, читали фронтовые сводки, книги и газеты, давали для раненых бойцов концерты».
Так совместными усилиями медицинского персонала и местных жителей, раненых и больных бойцов ставили на ноги и возвращали в строй. Лечили здесь не только физически, но и морально, поднимая дух тем, кто впал в уныние и отчаяние.
Встречались в нашем городе яркие, запоминающиеся личности, преданные Родине и тем идеалам, которым посвятили свою жизнь. Один из них ведущий хирург госпиталя Леонид Владимирович Окулич. О его жизненном и боевом пути поведала в письме его дочь Людмила Леонидовна Тихомирова, проживающая в Киеве. Свой боевой путь Л.А. Окулич начал в 1940 году на финском фронте. Великая Отечественная война застала его в Белой Церкви под Киевом. После формирования полевого подвижного госпиталя №177 в городе Ростове - на - Дону он стал его ведущим хирургом. Затем госпиталь находился в Московской зоне обороны. Работать приходилось в тяжелейших условиях. Операции делали в неприспособленных помещениях при 40-градусных морозах целыми днями. Количество оперированных исчислялось сотнями.
В июле 1942 года полевой подвижной госпиталь №177 перебазировали на Воронежский фронт. В декабре 1942 года Леонида Владимировича Окулича назначили ведущим хирургом хирургического подвижного госпиталя №675, который с августа того же года и по 10 января 1943 года размещался в Бутурлиновской средней школе № 1.
Днем 29 декабря 1942 года стоящий на железнодорожной станции Бутурлиновка эшелон подвергся бомбардировке вражеской авиацией. Были убитые и раненые. Когда в госпитале № 675 узнали об этом, Л.В.Окулич с группой медработников срочно выехал туда на машине для оказания помощи. Однако фашистские стервятники снова налетели на станцию и начали ее бомбить. От разрыва одной из авиабомб военврач Леонид Владимирович Окулич был смертельно ранен. Он погиб как настоящий герой на боевом посту, спасая раненых бойцов. Его похоронили в Бутурлиновке на городском кладбище. В боевой характеристике на него говорится:
«Окулич Леонид Владимирович, рождения 1899 года, военврач второго ранга. С начала Великой Отечественной войны ведущий хирург полевого госпиталя №177, с декабря 1942 года ведущий хирург полевого подвижного госпиталя № 675. Вдумчивый, опытный специалист, с отеческим вниманием и любовью относился к раненым, поставивший работу госпиталей № 177 и № 675 на научную основу. Отважный сын Родины»
СЛОВО О Г.В. ВОДОЛАЖСКОМ
Григорий Васильевич Водолажский, несомненно, был хороший педагог, умелый руководитель и глубоко порядочный человек. Его авторитет в городе, да и во всем районе, был и остается очень высоким.
Его биография - пример верного служения любимому делу и Отечеству. Он участник Великой Отечественной войны, ветеран педагогического труда, остался верен раз и навсегда выбранной профессии. Григорий Васильевич начинал рядовым учителем, потом трудился завучем и 28 лет являлся директором средней школы №1, которая при нем всегда занимала лидирующее положение среди родственных учебных заведений.
Григорий Васильевич - выходец из простой рабочей семьи. Он сам без всякой протекции и покровительства влиятельных лиц добился успеха, как бы теперь сказали, карьерного роста.
Он родился в 1911 году в семье кустаря - сапожника в городе Бутурлиновке. Его отец Василий Петрович 1885 года рождения до революции 1917 года работал в сапожной мастерской, принадлежащей Бутурлиновскому земству. Во время Гражданской войны служил в Красной Армии. После демобилизации вновь занимался сапожным делом.
Мать Матрена Дмитриевна 1887 года рождения, как и отец, русская, была домохозяйкой. В 1919 году она умерла от тифа. Это значит, что Григорий Васильевич восьми лет от роду остался без матери.
После окончания в 1925 году начальной школы он поступил в Бутурлиновскую школу II ступени, которую закончил в 1930 году. Затем год работал секретарем Бутурлиновского земотдела, а в январе 1932 года по мобилизации комсомола его направили на шестимесячные педагогические курсы в город Павловск. После их окончания в сентябре 1932 года его направили на работу преподавателем обществоведения в Бутурлиновскую фабрично- заводскую семилетку (предшественница средней школы №1
Потом была служба в армии. После демобилизации вернулся туда же. Только теперь это уже была средняя школа, прошедшая реорганизацию. Григорий Васильевич сначала преподавал историю, а вскоре его назначили завучем, также скоро станет он директором средней школы № 1. Заочно окончил пединститут по специальности учитель истории.
Все эти факты взяты из автобиографии, им лично написанные грамотно, ровным, попятным почерком, что говорит о его пунктуальности и аккуратности.
О Водолажском, как талантливом педагоге и опытном руководителе, заботливом семьянине, о мужественном защитнике Отечества и просто порядочном человеке писали много и охотно. Немало статей, очерков и рассказов было опубликовано о нем в районной газете. Хорошо и душевно писали о нем, да и о других педагогах, Зинаида Дружинина и Зинаида Литвинова, лично знавшие его и не раз общавщиеся с ним.
Не буду повторять уже написанное и сказанное, остановлюсь на других гранях его характера. Я остановил свой взгляд на дате вступления Григория Васильевича в должность директора - 1937 год. У людей старшего поколения при упоминании этого года по телу пробегает мелкая дрожь, потому что до сих пор сидит в них ген страха. Каково же было жить и работать в тот страшный период разгула сталинских репрессий, когда каждый человек мог оказаться без вины виноватым. Широкозахватная 58-я статья с ее многими пунктами позволяла подвести базу под любого гражданина. Как горько шутили в то время, была бы статья, а человек найдется. Это кажется, что репрессии были где-то, а не у нас. Нет, не обошли они и наш район. В 1937 году арестовали и расстреляли первого секретаря Бутурлиновского райкома партии Надеина и председателя райисполкома Талерчика. Второй секретарь отказался писать донос на первого секретаря. Его арестовали, и он бесследно исчез. А сколько руководителей предприятий и организаций, колхозов и совхозов, да и рядовых тружеников подверглись репрессиям!
За одно неосторожно сказанное слово, самый незначительный промах можно было угодить в лагерь. Ведь великим стройкам социализма требовалось много дармовой рабочей силы.
В стране искусственно насаждались всеобщая подозрительность, доносительство, страх. Вызывают, скажем, в органы НКВД партийного или советского активиста, и дядя в погонах с суровым выражением лица спрашивает у него:
-Сколько врагов народа Вы разоблачили за месяц?
Если ни одного, то у дяди в погонах это уже вызывает подозрение и у него подспудно возникает вопрос: «А не скрытая ли контра перед ним?»
Вот в этот сложный и опасный период Григорий Васильевич взял на себя смелость возглавить среднюю школу №1. Это говорит о его гражданском мужестве. Надо было быть мудрым и дипломатичным человеком, гибким и дальновидным политиком, чтобы выжить в такой не простой ситуации, не дать повода к какому-либо обвинению.
Жил он просто и скромно. О его скромности говорит тот факт, что его жена Варвара Степановна Момрова упорно трудилась в больнице сначала акушеркой, потом более 20 лет операционной сестрой. Была доброй, чуткой и внимательной к пациентам, обладала высоким мастерством. Одно время возглавляла совет медсестер больницы на общественных началах, что говорит об уважении к ней.
Имея большой авторитет в городе, Григорий Васильевич мог бы устроить ее на «теплое» место, как это делали другие начальники, но он не захотел. Да и сама Варвара Степановна ни за что не согласилась бы на такой шаг. Она никогда не козыряла авторитетом своего мужа. Даже не стала менять свою девичью фамилию. Это имя ее деда Момрова Алексея Ивановича занесено на закладную доску в Преображенском соборе, который будучи старателем, внес большой вклад и в строительство Храма.
Григорий Васильевич и Варвара Степановна хорошо воспитали и дали образование своему сыну Юрию, он с серебряной медалью закончил школу, затем получил высшее образование, живет в Москве. Он унаследовал от родителей такие качества, как порядочность, скромность, честность и верность друзьям.
ЖИЗНЬ ПО ШКОЛЬНОМУ ЗВОНКУ
«Учитель, пред именем твоим ... » - так называется стенд, вывешенный в коридоре школы, Это фраза известного классика, которая полностью звучит так: «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени».
На этом стенде помещены фотографии учителей школы, работающих в настоящее время. Конечно, за 80 лет существования учебного заведения их было значительно больше, чем имеется на стенде. Имена одних уже забыты, других до сих пор на слуху. Первым, директором был Василий Михайлович Черноиваненко. Его сменил Иван Николаевич Пирко. Затем директорами последовательно работали: Григорий Васильевич Водолажский, Александр Васильевич Семененко- 3 года, Иван Петрович Кириченко - 4 года, Борис Николаевич Савченко - 3 года, Валерий Семенович Вишневский - 5 лет, Василий Григорьевич Олейников - 13 лет, Галина Серафимовна Колодиева - 11 лет. с августа 2009 года директором Бутурлиновской средней школы №1 назначен Александр Анатольевич Зубков, когда-то окончивший это учебное заведение.
И директора, и педагоги жили и живут по школьному звонку, в напряженном трудовом ритме, поддерживая учебно-воспитательный процесс на должном уровне. В школе помнят первых учителей. Среди них значатся: Клавдия Федоровна Маратова, учитель русского языка и литературы, Тихон Кузьмич Подцубный (математика), Елена Михайловна Сафонова (математика), Николай Иванович Лысенко (биология), Анна Ивановна Томкевич (немецкий язык), Дарья Иосифовна Шевцова (химия), Евдокия Ивановна Чуева (география), Василий Михайлович Черноиваненко (история), он же был первым директором.
Хорошего учителя ученики помнят всю жизнь, сколько бы ни прошло времени со дня окончания школы, потому что они любили не только свой предмет, но и своих воспитанников. Даже если учителей давно нет среди нас,
они, как погасшие звезды, продолжают излучать свет, идущий от их учеников. Это свет знаний. Талантливый тот учитель, который, как говорится, видит в своем ученике не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Зажечь интересным объяснением урока, идеей, заманчивой перспективой и, конечно, личным примером. А еще пробудить любознательность, ибо как сказал французский писатель А. Франс, любознательность создает ученых и поэтов.
В 1956 году Владимир Ильич Багнюков закончил среднюю школу № 1. Жил недалеко от нее на улице Трудовой. После школы окончил Одесский институт инженеров морского транспорта. Да так и осел на Украине. Много лет работал в Феодосиевском морском порту. Хорошо работал, о чем говорит почетное звание «Заслуженный работник транспорта Украины». До ухода на пенсию был заместителем начальника порта. В этом году ему исполнилось 75 лет, но он до сих пор с трепетным волнением вспоминает и свою первую учительницу Нину Федоровну Исаеву, и учителей-предметников.
В своих воспоминаниях, опубликованных в солидной книге «Порт: время и люди», вышедшей в 2003 году в издательстве «Таврия», он с любовью вспоминает и родную Бутурлиновку. И свое трудное детство, и учителей, давших ему путевку в жизнь. Он дает им краткие и емкие характеристики, буквально в двух-трех словах. Так, пишет он, что учителем литературы в то далекое время работала отличный педагог Анна Михайловна Гребенникова. Не менее прекрасный педагог Любовь Антоновна Доброслова - «математик от Бога». Чудесный человек, учитель немецкого языка Нина Александровна Красова. Такое же отношение у него к учителю химии Клавдии Ивановне. Фамилию запамятовал. И не мудрено. Ведь прошло более полувека с той поры, но образ учителя сохранился.
Кроме уже названных учителей, В.И. Багнюков называет другие имена педагогов, оставивших в его жизни добрый след. Среди них Ф.И. Бурлуцкий, ВЛ. Вышкварка, В.Г. Самофалов, Н.И. Титов, Г.С. Севергина.
Сергей Дуриков тоже живет сейчас на Украине и тоже закончил среднюю школу №1, жил на улице 9 Января. Он немного моложе В.И. Багнюкова, но их учителя были одни и те же. Он также оставил страницы воспоминаний в своей книге «Смелая шутка», вышедшая под литературным псевдонимом Серж Сандал, так как стесняется своей неблагозвучной фамилии.
Не сговариваясь, авторы дают одним и тем же учителям одинаково положительные характеристики, что говорит об их объективности. Например, вот что пишет Сергей Дуриков об учителе Николае Иосифовиче Титове:
« ... Учитель истории мягкий и обаятельный.
Его уроки мы просто обожаем. Рассказы его про сты и логичны, все понимаем и успеваем запомнить, даже не приходится дома учить. Говорит он неторопливо, голос никогда не повышает, даже провинившегося ругает как-то с уважением. Авторитет его непоколебим».
Точно такого же мнения о нем и Владимир Ильич Багнюков.
У выпускника более позднего периода Юрия Савченко в средней школе №1 свои кумиры. Он высоко оценивает профессиональные и человеческие качества их бывшего учителя математики и классного руководителя Галины Серафимовны Колодиёвой.
В статье, опубликованной в районной газете, Юрий Савченко писал, что Галина Серафимовна учила своих питомцев решать не только математические теоремы, а и теоремы человеческой жизни, за что благодарил ее. Автор тепло вспоминает учителя немецкого языка Е. Ф. Шевченко, учителя химии Л.Г. Пармузину, учителя физики ГЯ. Пушкину, Н.Н. Бутыркина, учителя истории З.И. Залимайко.
Многому научили его и одноклассников МГ.Глебова, Н.В. Матвиенко, Ф.И. Помогайбо. Своим любимым учителям он посвятил не одно стихотворение. И в наше время были и есть педагоги, которыми восхищаются их питомцы. Недавно в районной газете ученица 11 класса средней школы №1 Диана Патова рассказала о своей любимой учительнице музыки Татьяне Александровне Бехметьевой, недавно ушедшей из жизни. Она вкладывала в свою подопечную всю душу, весь талант и мастерство. Музыкой она возвышала души учащихся, прививала им чувство прекрасного. Она волновалась за каждого, кто выходил на сцену Дома культуры из числа ее воспитанников для выступления в концертах. И совсем не случайно на одном из районных мероприятий в 2006 году Татьяне Александровне Бехметьевой была вручена Почетная грамота Министерства образования России.
В разные годы в школе работали преподавателями: нынешний заместитель главы администрации района Евдокия Егоровна Бондаренко, бывший и нынешний редакторы районной газеты «Призыв» Владимир Викторович Попов и Наталья Васильевна Тесленко.
Средняя школа №1 воспитала большую плеяду ярких, талантдивых учителей, жизнь которых с самого первого класса и до нынешних дней связана со школой. О каждом из них можно говорить много хороших слов.
В 1965 году окончила школу №1 Пушкина (Галкина) Галина Яковлевна, учитель физики, «Отличник просвещения», не одно поколение учеников выпустившая из стен школы и научившая их мудрым законам своего любимого предмета.
В 1966 году окончил школу Ващенко Виктор Никифорович, учитель физкультуры, «Отличник физической культуры и спорта».
В 1967 году школу окончила Варванцева (Шаповалова) Надежда Ивановна, учитель начальных классов, «Почетный работник общего образования РФ». По ее стопам пошла дочь Шелеповская (Варванцева) Наталья Николаевна, которая после окончания 9 классов в 1989 году поступила в Бутурлиновское педагогическое училище, а затем в пединститут по специальности «Учитель начальных классов» и вот уже 15 лет трудится в родной школе.
Делится Надежда Ивановна своим опытом и мастерством и с другой своей ученицей - Жугановой (Лемента) Ириной Ивановной, которая, как и ее первая учительница, учит малышей азам наук.
Открыть прекрасный мир литературы и тайны родного языка помогают ребятам вьшускники 1980 года Нестеренко Ольга Николаевна, «Почетный работник общего образования РФ», руководитель районного методического объединения учителей-словесников, и Визитиу (Клишина) Светлана Александровна, награжденная Почетной грамотой Министерства образования РФ.
Окончив родную школу в 1985 году, Вероника Петровна Насонова (Колодиева) вернулась учителем черчения и рисования, и вот уже 24 года она знакомит учеников с миром искусства.
Дерновая (Давыденко) Татьяна Анатольевна (1983 г. выпуска) теперь дает путевку в жизнь ученикам младших классов. В 2009 году она стала лауреатом конкурса лучших учителей России. Также в разные годы окончили среднюю школу № 1 учителя Едрышова (Чеботарева) Мария Николаевна - начальные классы, Шелковникова (Клишина) Тамара Ивановна - информатика, Анпилогова (Жерегеля) Тамара Николаевна _ иностранный язык, Зубков Александр Анатольевич - нынешний директор школы, Коржова Елена Николаевна - русский язык и литература.
Исторические источники
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»