Привалов А.Ю.

Введение

Для своей исследовательской работы я выбрал тему «Наши прожитые годы». В ней я опишу историю Бутурлиновской средней общеобразовательной школы № 1 с 1910 года до настоящего времени. Я считаю, сто данная тема на сегодняшний день актуальна. В таком небольшом городе как наш, школа всегда играла большую роль в развитии края. Как в капле воды, в истории школы отразилась история целой страны. Сегодняшнее поколение может через историю своего учебного заведения, биографию её выпускников, соприкоснуться к вехам истории нашей Великой родины. С историей школы в моей работе параллельно рассматривается история населённого пункта( малой Родины). История школы богата творческими личностями, знаменитыми людьми и выпускниками, достигшими значительных успехов в жизни. На жизненном примере таких людей сегодня у молодого поколения можно воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения, патриотизм, активную жизненную позицию. Собранный мною материал носит и практическую направленность. С его помощью можно легко организовать экскурсию по школе.

Цель исследовательской работы: собрать и систематизировать материал по истории школы с 1910 года до настоящего времени; оформить данный материал в электронном виде по разделам.

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Нынешнее поколение бутурлиновцев при­выкло видеть в центре города большое двухэ­тажное здание средней школы №1. Рядом - ве­личественный Спасо-Преображенский собор, который и прежде, и теперь является главной доминантой города. Кажется, так было всегда. Однако раньше тут было все иначе.

До Октябрьской революции и в первые годы советского периода пространство вокруг храма занимала обширная Базарная площадь. Она включала в себя не только территорию нынеш­ней площади Воли, но была значительно шире. Место, где сейчас расположена средняя школа №1 и весь ее просторный двор, тоже входили в Базарную площадь, название которой говорит само за себя. Здесь проводились большие и шум­ные базары, ярмарки, имелись толчки (черный рынок). Чтобы лучше ориентироваться в шум­ном людском море, для торговли каждым ви­дом товаров и продуктов отводилось определен­ное место.

По словам старожилов города, на месте, где сейчас находится средняя школа №1 и приле­гающая к ней территория со спортивной пло­щадкой, шла бойкая торговля живым скотом, кормом для него, дровами. Тут стояли большие весы, на которых взвешивали грузы и различ­ные товары. О строительстве на этом месте шко­лы пока не было речи.

В воздухе еще не пахло грозой революции.

Мирно работали частные предприятия Кащен­ко, Шевцова, Кистенёва, других именитых лю­дей города, суетились купцы разных гильдий. Они старались не снизить объем производства или товарооборота, иначе их могли лишить гильдии. Отсюда пошло унизительное слово «разгильдяй».

Напротив места, где позже построили шко­лу, через дорогу, размеренно работали магази­ны купцов Нечесова, возле купца Плужникова, трактир Жданова, другие заведения, принадле­жащие частным лицам.

С образованием населения в этот период дело было плохо не только в Бобровском уезде, куда входила Бутурлиновка, но и во всей Воронежс­кой губернии. По переписи 1897 года в губер­нии было всего 16 процентов грамотного насе­ления обоего пола.

В дореволюционный период в Бобровском уезде существовало несколько типов общеобра­зовательных учебных заведений: гимназия, про­гимназия, начальные народные училища, одно­классные школы, школы грамоты, церковно­приходские школы.

В Бутурлиновке действовали мужская и жен­ская гимназии, частные школы. Уроженец села Дмитриевка Спиридон Метогуз, участник граж­данской войны, в своей автобиографии вспоми­нал, как его в возрасте 12 лет отдали учиться к братьям Касьяновым, которым земская управа разрешила набирать до 15 учеников (мальчи­ков) и обучать их. Учеба была платная. Она по­вышалась каждый год с первого по третий класс. Родители учеников сами проводили уборку по­мещения. Елизавета Ивановна Плаксицкая со­держала частную прогимназию (аналог нынеш­них начальных школ), которая размещалась в сегодняшнем здании детского сада №5, что у площади Воли.

В дореволюционной России начальные шко­лы существовали при церковных приходах, по­этому их часто называли церковно-приходски­ми. Занятия в них велись по программе, утвер­жденной в 1897 году. Она включала следующие предметы: 1. Закон Божий. 2. Русский язык (чте­ние, письмо, грамматика). 3. Арифметика (счис­ление и четыре арифметических действия с це­лыми числами). 4. Пение.

В конце ХIХ - начале ХХ века в Бутурли­новке шло строительство начальных школ, ко­торые размещались рядом с церквами. В описа­нии того времени они упоминаются как «По­кровская, Успенская, Преображенская, Воскре­сенская, Феодосиевская», то есть по названиям бутурлиновских церквей. Все школьные здания были выстроены из красного лицевого кирпи­ча. Они имели Г - образный план. Со стороны двора к ним примыкал входной тамбур и жи­лой блок для учителей. Эти здания и сейчас можно увидеть в Бутурлиновке. Некоторые из них до сих пор используются по своему прямо­му назначению. Наряду с церковно-приходски­ми существовали земские школы. В 1867 году в слободе Бутурлиновке открыли двухклассное земское училище, которое размещалось в ны­нешнем двухэтажном здании городской школы №2, что в центре города. Раньше это здание было одноэтажное. Это видно по сохранившей­ся старой фотографии. Второй этаж надстрои­ли уже в советское время. Обучение в училище было платное и не всем оказывал ось по карма­ну. Именитый купец слободы, меценат и благо­творитель Алексей Васильевич Кащенко на свои средства открыл двухклассное училище и сам стал его попечителем.

В 1917 году Министерство просвещения Рос­сии внесло на рассмотрение в Государственную Думу законопроект о всеобщем начальном об­разовании по всей стране. В нем предусматри­валось содержание школ возложить на земства. Государство же брало на себя обязательства по содержанию учителей. Были увеличены сред­ства на строительство школ. Еще раньше, в 1910 году, в Бобровском уезде построили 13 новых школ, на которые сверх установленной сметы затратили более пяти тысяч рублей. В числе этих новостроек значится и школа в Великоархан­гельском нашего нынешнего района. В том же году в Бутурлиновке открыли детский приют.

Это были только первые шаги в системе об­разования. По переписи 1914 года более поло­вины населения уезда оставалась неграмотным. В 1916 году в Бутурлиновке насчитывалось уже 13 начальных школ. С таким количеством и всту­пили в новую советскую эпоху.

После гражданской войны существовавшие гимназии упразднили. Все школы стали госу­дарственными. В тот период в Бутурлиновке была создана единая советская трудовая школа II ступени. Она работала по программе девяти­ классов. В первых советских школах учеников оцени­вали по способностям, прилежанию и поведе­нию. За все три показателя давали словесные оценки. Например, способности оценивались так: «остр.», «понятен», «средствен», «слаб». Поведение - «похвально», «хорошо», «изрядно», «нехудо».

В 1917 году многие трехлетние начальные школы стали четырехлетними. С 1 апреля 1918 года было отменено преподавание Закона Божь­его. Школы отделили от церкви, а церкви от го­сударства.

Одной из главных и сложных задач новой Со­ветской власти являлась ликвидация неграмот­ности среди взрослого населения, создавались так называемые школы ликбеза, некоторые учи­теля «пошли в народ».

В 1918 году образовали Воронежский губе­ренский отдел народного образования, а в нем несколько подотделов. Затем создали уездные и большинство волостных отделов народного об­разования. Такие же преобразования проходи­ли в нашем крае.

Хочется рассказать о ныне всемирно извест­ном ученом Сергее Михайловиче Никольском. Уж очень это колоритная фигура в ученом мире. А свои первые шаги в большой мир знаний он начинал в Бутурлиновке.

В апреле 1919 года в Бутурлиновскую мужс­кую гимназию, что находилась в центре слобо­ды, поступил учиться сын лесничего Шиповс­кого лесничества Михаила Дмитриевича Ни­кольского Сергей со своим младшим братом. Преподаватели сразу заметили его математичес­кий склад ума, большие способности и приле­жание. Они предвидели ему большое будущее, не ошиблись.

Однако Сергею и его брату недолго пришлось учиться в гимназии. Учеба прервалась начав­шейся гражданской войной и нашествием на Бу­турлиновку белоказачьих войск. К тому же в ок­рестностях свирепствовали разномастные бан­ды. От рук одной из них погиб их отец летом 1921 года. На месте его гибели у Красного лес­ничества установлен памятный знак.

И все же Сергей Михайлович продолжил уче­бу в другом, более безопасном месте. Он всегда помнил о Бутурлиновкой гимназии. В 90-е годы приезжал в наши края, чтобы поклониться пра­ху своего отца.

Благодаря своим феноменальным способно­стям и трудолюбию Сергей Михайлович Ни­кольский достиг больших высот в науке. Его имя занесено в энциклопедии, он имеет несколько различных титулов и званий. Он академик Рос­сийской академии наук, член Польской и Венгерской академий, доктор физико-математичес­ких наук, неоднократный Лауреат Государствен­ных премий, член Московского и Киевского математических обществ, почетный профессор Днепропетровского госуниверситета. Он воспи­тал много достойных учеников. Среди них быв­ший министр образования России В.А. Филип­пов.

В 2003 году в возрасте 98 лет он приезжал в Воронеж на конференцию, выступил с интерес­ным сообщением, а 5 мая 2005 года в Кремле Президент России В.В. Путин по­здравил Сергея Михайловича Никольского со столетним юбилеем и вручил ему награду. Даже когда перешел он через вековой рубеж, то про­должал преподавать высшую математику в од­ном из Московских вузов.

В 2009 году по телевидению прошла переда­ча о долгожителях. В ней принимал участие и С.М. Никольский. Ведущий спросил у него, как он сумел дожить до таких лет.

Сергей Михайлович простодушно ответил: - Я и сам не знаю, как дожил ..

Вот такой он великий ученый и простой че­ловек. А сказано о нем, чтобы молодежь брала с него пример, потому что« наука юношей пи­тает ... »

Начиная с 1929 года и все тридцатые годы, в стране осуществлялась индустриализация, стро­ились крупные промышленные предприятия, проводилась культурная революция, и всюду нужны были грамотные кадры.

В этот период школа претерпевает измене­ния. Недавно созданная школа второй ступени была преобразована в Бутурлиновскую фабрич­но-заводскую семилетку. В ее названии отрази­лась эпоха индустриализации, когда возводи­лись заводы и фабрики.

В скором времени и она будет реорганизова­на. Это было время революционных преобра­зований, быстрая смена старого новым. Шёл поиск новых путей преобразования общества. В этом было немало как положительных мо­ментов, так и недостатков. Жизнь не стояла на месте, а динамично развивалась, двигаясь впе­ред.

СТАЛА ШКОЛА СРЕДНЕЙ

В 1934 году Бутурлиновская фабрично-завод­ская семилетка реорганизована в Бутурлиновс­кую среднюю школу №1. Её первым директо­ром был Василий Михайлович Черноиваненко.

В 1937 году состоялся первый выпуск в ее новом статусе.

В то время школа размещалась в четырех зда­ниях. Это нынешнее здание районной библио­теки, ясли - сад №5, нынешнее здание вневе­домственной охраны по улице Ленина и корпус №1 педучилища. по улице Красной, который считался главным зданием новой школы.

Как видно, все помещения средней школы находились недалеко друг от друга, в одном не­большом микрорайоне. И это в какой-то мере помогало взаимодействию, хотя далеко не все проблемы оказались решенными.

Местные власти и администрация школы были озабочены строительством нового типо­вого здания, отвечающего требованиям време­ни. И самое главное, чтобы все классы находи­лись под одной крышей. Наконец-то строитель­ство нового типового здания средней школы началось. Все это давалось нелегко: не хватало стройматериалов, опытных кадров, навыков. Кирпичи доставали где только придется, даже от недавно разрушенной Успенской церкви в Козловке и из других мест. На такое большое здание школы требовалось много различных материалов, и его изыскивали разными путями и способами. За советское время это была са­мая крупная в городе новостройка. Горожане следили за стройкой, и делом чести руководи­телей города и района, да и администрации школы было успешно завершить начатое дело. От этого зависел престиж новой местной влас­ти, ее способности решать сложные, хозяйственные задачи. Стройка шла нелегко. Большая про­блема оставалась с кадрами. Об этом можно су­дить по материалам районной газеты «Сталин­ское знамя», выходившей в то время в Бутурли­новке. Вот объявление в ней за 6 марта 1939 года «Строительству средней школы в Г. Бутурлинов­ке требуются рабочие: каменщики, плотники, столяры, бетонщики, пильщики, чернорабочие. Обращаться в контору строительства ул. Ленин­ская, д. 12».

Надо сказать, что районная газета держала объект под контролем, неоднократно освещала ход строительства. В статье Сергачевой т., опуб­ликованной 24 июля того же года под заголов­ком «Новая десятилетка в городе», говорится о том, что в наступающем году десятилетка дол­жна быть полностью достроена. Та же газета «Сталинское знамя» в статье за 4 июня 1940 года высказывает и критические замечание, она, в частности, пишет:

«Достройка нового здания городской средней школы в полном разгаре. Сейчас тут ставят печи, настилают полы, подготавливают рамы для окон, делают двери. На работах занято 50 чело­век: печников, плотников, штукатуров и черно­рабочих. Коллектив строителей и городской ис­полнительный комитет стремятся выполнить неоднократные указания районного исполни­тельного комитета о полном окончании строи­тельства здания школы к новому учебному году, однако районный финансовый отдел до сих пор финансирует строительство крайне плохо: в нынешнем году строители получили по полной только немногим более третьей части ассигно­ванных денег».

Знакомая картина: недофинансирование и сейчас является застарелой болезнью. И все же, несмотря на всевозможные про­блемы и трудности, строительство новой шко­лы было завершено зимой 1940 года. Её откры­тие явилось радостью не только для коллектива школы, но и для всех горожан. Сразу же сюда завезли школьное имущество и оборудование.

Это вселило оптимизм и в директора, и весь коллектив учебного заведения, потому что ус­ловия для работы и учебы стали значительно лучше. Педагоги с новой силой взялись за улуч­шение учебно-воспитательного процесса, старались закрепить и приумножить уже достиг­нутые ранее успехи. Так, 4 сентября 1940 года Бутурлиновская средняя школа №1 завоевала первое место в районе по подготовке к новому учебному году. В своей дальнейшей работе кол­лектив средней школы №1 будет стремиться быть первым, и это коллективу часто удавалось.

Близился грозный 1941 год. Суровое дыха­ние войны уже доносилось с запада, где кова­ный сапог фашистов уже топтал землю многих завоеванных стран Европы. О надвигающейся угрозе со стороны фашистской Германии гово­рили многие факты, в том числе и песни тех лет, например, «Если завтра война, если завтра в поход». Правда, представление о будущей вой­не у советских людей было совсем не такое, как случится на самом деле. Советская пропаганда уверяла граждан, что наша Армия сильна, и в случае нападения враг получит быстрый и со­крушительный удар, и война будет идти на его территории. Жизнь показала совсем другое. Когда началась война, учителя школы, да и ее выпускники, не остались в стороне от всенарод­ной защиты родного Отечества. Кто по повест­ке военкомата, кто добровольцем ушли на фронт. Одни вернулись живыми, другие, как поется в популярной песне, «превратились в белых жу­равлей».

Когда Родина позвала встать на ее защиту, директор Бутурлиновской средней школы №1 Григорий Васильевич Водолажский надел во­енную форму и ушел на фронт. Он честно вы­полнил свой гражданский и воинский долг.

ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ

С первых дней войны набатом прозвучали на всю страну слова знаменитой песни:

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною, С проклятою ордой.

И ярость благородная позвала многих на борьбу с врагом, на выполнение священного долга по защите родного Отечества. В числе первых, кто ушел на фронт, были директор шко­лы Григорий Васильевич Водолажский, учите­ля Николай Иосифович Титов, Василий Ивано­вич Фетисов, два Федора Ивановича - Бурлиц­кий и Помогайбо, Варвара Петровна Вышквар­ка.

В строй защитников Отечества становились не только учителя, но и только что окончившие школу БЫПУСКНИКИ. Сразу после выпускного вечера получили повестки из военкомата Лео­нид Бугаев, Александр Белоусов, Наталья Диб­рова, Евгений Нехорошев, Виктор Серов, Иван Ситников, Зоя Турбина, Галина Махота.

Всего через два дня после начала войны в приказе по Бутурлиновскому Гороно от 25 июня 1941 года появилась следующая запись:

«Директора средней школы №1 товарища Водолажского Г.В. освободить от работы с 26 июня 1941 года в связи с мобилизацией его на военную службу».

Так началась для него суровая фронтовая жизнь. В качестве замполита танковой роты старший лейтенант Г.В. Водолажский прошел долгий и трудный путь, участвуя в боях под Москвой и Сталинградом, освобождая Болга­рию, Венгрию, Югославию, Австрию, Герма­нию от фашистских захватчиков. За свой рат­ный подвиг он был удостоен многих боевых наград. После войны он вернулся к мирному труду. В 1949 году вновь стал директором сред­ней школы №1, оставаясь на этом посту в об­щей сложности 28 лет.

В июле 1941 года два Федора Ивановича Бурлуцкий и Помогайбо пошли в военкомат и, словно под копирку, еще детским почерком на­писали одинаковые заявления, которые начи­нались словами: «Прошу направить доброволь­цем на фронт». Федору Помогайбо было тогда всего 17 лет, но он выглядел значительно стар­ше своих лет: высокий, крепкий на вид. Он ис­пытывал угрызение совести оттого, что его пять старших братьев уже воевали, а он «отсиживал­ся» дома. На фронт все же он попал. Ему дове­лось пройти всю войну, участвовать во многих сражениях.

Федор Иванович Помогайбо был награжден многими боевыми наградами. Он очень доро­жил фронтовой дружбой. Будучи легким на подъем, часто отправлялся на встречу с одно­полчанами, получая от этого хороший заряд бодрости и оптимизма.

Другой Федор Иванович Бурлуцкий с добро­вольческим отрядом бутурлиновцев попал на Южный фронт. Это Одесское направление. Он был смелым по натуре, и в то же время добро­совестным и прилежным. Будучи курсантом Одесского пехотного училища, за девять меся­цев закончил его с отличием и был направлен командиром курсантского взвода на Северо-Кав­казский фронт. Враг неудержимо рвался сюда к нефтяным районам, и задача советских воинов состояла в том, чтобы не пустить сюда врага. Шел 1942 год. В одном из боев Федор Ивано­вич был ранен и попал в госпиталь. После выз­доровления его в 1943 году назначили команди­ром пулеметной роты. Участвовал в освобож­дении Карачаево-Черкесии от фашистов, где получил тяжелое ранение. И снова госпиталь. После выздоровления вновь на фронт ... Теперь уже Центральный, затем 2-й Украинский. В кон­це войны участвовал в освобождении Чехосло­вакии. У него тоже много боевых наград. С По­могайбо у него схоже не только имя и отчество, но и фронтовая биография. Да и предмет в шко­ле они преподавали один и тот же - физкульту­ру.

Вот что писал через много лет после оконча­ния школы один из его воспитанников: «Федор Иванович Бурлуцкий грамотный, общительный, в то же время в нужный момент требователь­ный. Он пользовался всеобщим уважением и любовью старшеклассников. Он был одним из немногих учителей, с которым поддерживали отношения его подопечные».

Николай Иосифович Титов работал учителем и завучем в средней школе №1, а до этого бо­роздил просторы голубого воздушного океана будучи летчиком 30-го Красноярского скорост­ного авиационного полка. Во время войны стар­шина Титов с аэродрома в Смоленской области совершал боевые вылеты в расположение не­мецких войск под Витебском. В июле 1941 года во время очередной бомбежки плотного скоп­ления неприятельских войск Николай Иосифо­вич был ранен, но сумел дотянуть самолет до своих. Потом попал на излечение в Мичуринск. Подлечившись, снова сел за штурвал самолета. На этот раз его зачислили в состав 3-й Гвардейской авиационной дивизии дальнего действия. С Липецкого и Московского аэродромов в 1942 году он совершал боевые полеты на занятый фашистами Кёнигсберг. С большим трудом при­ходилось преодолевать плотный огонь вражес­ких зениток. Один из снарядов угодил в его са­молет. Николаю Иосифовичу удалось катапуль­тироваться на занятую врагом территорию. Там он попал в партизанский отряд так называемо­го «дяди Коли», действующего в белорусских лесах. В его составе он воевал до полного осво­бождения Белоруссии от немецко - фашистских захватчиков до июля 1944 года.

Однако военная эпопея для Николая Иоси­фовича Титова на этом не закончилась. Его от­правили в Прибалтику, в район боевых дей­ствий. Здесь советские войска блокировали и ра­зоружили крупную и хорошо вооруженную кур­ляндскую группировку противника. Потом была работа с военнопленными в Подмосковье. Но здесь уже обходилось без сражений.

За свои боевые заслуги Н.И. Титов был на­гражден многими орденами и медалями. И учи­теля, и школьники уважали его и за внешнее обаяние, и за доброту и справедливость. Фрон­товик обычно тянется к фронтовику. Ведь им есть о чем поговорить. Николай Иосифович дружил с Федором Ивановичем Бурлуцким, они любили посидеть за шахматами. За игрой час­то вспоминали о «друзьях-товарищах, об огнях - пожарищах».

Василий Иванович Фетисов попал на фронт Великой Отечественной войны, уже понюхав пороха в финской кампании. В 1941-1944 годах оказался в блокадном Ленинграде, затем на Се­веро-Западном фронте. В боях получил конту­зию и ранение. Потом его направили в Сталин­градский институт на военную кафедру. Когда наши войска освободили город Остров, что под Ленинградом, Василия Ивановича назначили комендантом этого города. И он успешно спра­вился с порученным ему заданием, поддержи­вал здесь необходимый порядок. Грудь ветера­на также украсил ряд боевых наград.

Владимир Михайлович Степаненко много лет проработал в средней школе №1 препода­вателем трудового обучения, тоже участник ми­нувшей войны.

В качестве связиста он прошел много фронтовых дорог. Воевал в составе пер­вой резервной армии под Тулой, в рядах б-й ар­мии генерала Харитонова. В составе Воронеж­ского, затем 3-го Украинского фронтов участво­вал во многих боевых операциях, налаживая связь под огнем врага.

Запомнились ему и бои за родную Воронеж­скую землю, и за Украину, бои на берегах Вис­лы и Сандомирском плацдарме. Долгие и упор­ные бои шли за город Бреслау (Восточная Си­лезия). Штурм этого хорошо укрепленного го­рода шел до самого окончания войны.

Затем Владимира Михайловича откоманди­ровали в распоряжение узла связи штаба фрон­та, а потом в Москву. Здесь он и стал очевидцем первого праздничного салюта в честь Дня По­беды.

В 1948 году наш земляк демобилизовался из рядов Советской Армии и приступил к мирно­му труду. Он награжден многими боевыми на­градами, а работе в школе №1 он отдал 26 дол­гих лет, обучая ребят мастерству. В этой школе в Галерее Боевой славы можно увидеть и его портрет наряду с другими фронтовиками.

Это лишь короткие биографические сведения о наших учителях, участниках Великой Отече­ственной войны. О каждом из них можно напи­сать целую книгу, которую будут читать с боль­шим интересом. Многих уже нет в живых.

ШКОЛА И УЧИЛА, И ЛЕЧИЛА

Во время Великой Отечественной войны в нашей стране действовало несколько типов во­енных госпиталей для лечения раненых и боль­ных бойцов: полевые, подвижные, сортировоч­но-эвакуационные, хирургические, терапевти­ческие, инфекционные, для легкораненых и т.д. Была создана целая сеть таких госпиталей на основе приказов Наркомата обороны СССР.

С первых месяцев войны в Бутурлиновку ста­ли прибывать санитарные эшелоны с ранены­ми и больными бойцами. Они поступали к нам прямо с передовой линии фронта. Для их лече­ния в нашем городе развернули несколько во­енных госпиталей, количество которых посто­янно увеличивалось. Под них отвели лучшие зда­ния учебных заведений: средней школы №1, шко­лы №2, мукомольного техникума, техникума со­вторговли, училища механизации по улице Пет­ровской и другие.

Следуя закону военного времени, помещения для развертывания госпиталей готовили в сжа­тые сроки. Например, для подготовки здания под госпиталь № 4348, расположенного в сред­ней школе №1, отводилось приказом всего 24 часа, хотя работы здесь предстояло много по ремонту и реконструкции. В кабинетах химии и черчения оборудовали операционные. Боль­шую помощь в ремонте оказывало местное на­селение. Сосредоточение у нас госпиталей свя­зано с тем, что Бутурлиновка являлась прифрон­товым городом. В «Истории второй мировой войны 1939- 1945» говорится, что с образовани­ем Воронежского фронта Бутурлиновка около полугода жила напряженной прифронтовой жизнью. Железнодорожная ветка Таловая - Ка­лач Воронежский, на котором стоит город, была

единственной веткой, подходящей на 70 км к линии фронта. Остальные железнодорожные коммуникации проходили в 300 км от линии фронта. С 16 декабря 1942 года левое крыло Воронежского фронта участвовало в наступа­тельной операции «Малый Сатурн», готовилась также наступательная операция для наших войск на Верхнем Дону. Она началась 12 янва­ря 1943 года».

Вот почему на нашей железнодорожной стан­ции в тот период было много воинских эшело­нов с техникой и живой силой, а также сани­тарные поезда. Первый госпиталь в Бутурлинов­ке начал действовать с 24 августа 1941 года, вто­рой развернули в ноябре, третий - в декабре того же года, затем в 1942 и 1943 годах.

Нелегкой была работа в госпиталях у врачей, медицинских сестер, санитарок, нянечек, под­собных рабочих. Они трудились здесь круглые сутки. Усталость буквально валила их с ног. Большой поток раненых и больных воинов шел прямо с передовой. Госпитали были перепол­нены, с трудом размещали бойцов.

С первых дней учащиеся взяли шефство над госпиталями, расположенными в средней шко­ле №1. Сразу после занятий школьники бежа­ли к раненым бойцам, ухаживали за ними, чи­тали им книги и газеты, помогали писать до­мой письма, иногда ставили небольшие концер­ты. Вместе с учителями они старались смягчить их физическую и душевную боль, снять стрес­сы, полученные в ходе боев.

Бойцы, находившиеся на лечении, были из самых разных уголков нашей необъятной стра­ны, разных национальностей. Выздоровев, мно­гие снова стремились попасть на фронт к сво­им боевым друзьям.

Медработники госпиталей после войны час­то вспоминали Бутурлиновку, старались попасть в нее, чтобы посмотреть на послевоенные пе­ремены. И некоторым довелось побывать здесь: не только медработникам, но и тем, кого лечили здесь и вернули в боевой строй.

Одно время некоторые медработники госпи­талей переписывались с районным краеведчес­ким музеем. Эти письма нельзя читать без вол­нения. В них и боль за умерших в госпиталях, и гордость за нашу страну, сумевшую победить сильного и коварного врага, и слова благодар­ности бутурлиновцам за их помощь, и пожела­ние не забывать о подвиге фронтовиков. Много патриотических мыслей высказала в своих пись­мах бывший комсорг хирургического полевого госпиталя № 4348, что был в средней школе №1, Анастасия Ивановна Машкова из Томска. Об­ращаясь к молодежи, она призывает ее беречь свою Родину, за которую пролито много крови в борьбе с врагом:

«Помните землю, по которой вы ходите, парту, за которой сидите, дом, в котором живе­те, и солдат, что умирали за вас». Так пишет орденоносец Анастасия Ивановна Машкова.

Начальником этого госпиталя работал пол­ковник медицинской службы Владимир Ивано­вич Дуреев, опытный специалист и руководи­тель, уважаемый в коллективе медиков человек. Здесь же трудилась и его жена военврач Татья­на Ивановна Дуреева. Помимо врачей хорошо работали в этом госпитале медсестры Зинаида Сергеевна Минаева, Мария Тимофеевна Ласки­на, Мария Яковлевна Нагорная, санитарки Га­лина Яковлевна Суворова, Софья Петровна Штепа. Все они были удостоены наград.

Все бывшие медработники с большой тепло­той отзывались о помощи местных жителей, в том числе школьников, госпиталям. Вот что писала об этом медсестра Анна Дмитриевна Юдина из Новоусманского района: «Нам много помогали местные жители. Женщины работа­ли санитарками, нянечками, официантками, прачками, разнорабочими. Мужчины - пенсио­неры делали нары для легкораненых, вязали маты из камыша, возили солому для матрасов, потому что их не хватало, заготавливали топли­во, кололи дрова, возили воду. Молодые женщи­ны безвозмездно сдавали свою кровь, которой много требовалось для переливания. Комсо­мольцы и школьники помогали разносить еду, кормить тех, кто сам не мог это делать. Они уби­рали в палатах, перестилали постели, писали от бойцов письма их родным, читали фронтовые сводки, книги и газеты, давали для раненых бой­цов концерты».

Так совместными усилиями медицинского персонала и местных жителей, раненых и боль­ных бойцов ставили на ноги и возвращали в строй. Лечили здесь не только физически, но и морально, поднимая дух тем, кто впал в уныние и отчаяние.

Встречались в нашем городе яркие, запоми­нающиеся личности, преданные Родине и тем идеалам, которым посвятили свою жизнь. Один из них ведущий хирург госпиталя Леонид Вла­димирович Окулич. О его жизненном и боевом пути поведала в письме его дочь Людмила Лео­нидовна Тихомирова, проживающая в Киеве. Свой боевой путь Л.А. Окулич начал в 1940 году на финском фронте. Великая Отечественная война застала его в Белой Церкви под Киевом. После формирования полевого подвижного гос­питаля №177 в городе Ростове - на - Дону он стал его ведущим хирургом. Затем госпиталь находился в Московской зоне обороны. Работать приходилось в тяжелейших условиях. Операции делали в неприспособленных помещениях при 40-градусных морозах целыми днями. Количе­ство оперированных исчислялось сотнями.

В июле 1942 года полевой подвижной госпи­таль №177 перебазировали на Воронежский фронт. В декабре 1942 года Леонида Владими­ровича Окулича назначили ведущим хирургом хирургического подвижного госпиталя №675, который с августа того же года и по 10 января 1943 года размещался в Бутурлиновской сред­ней школе № 1.

Днем 29 декабря 1942 года стоящий на же­лезнодорожной станции Бутурлиновка эшелон подвергся бомбардировке вражеской авиацией. Были убитые и раненые. Когда в госпитале № 675 узнали об этом, Л.В.Окулич с группой мед­работников срочно выехал туда на машине для оказания помощи. Однако фашистские стервят­ники снова налетели на станцию и начали ее бомбить. От разрыва одной из авиабомб военв­рач Леонид Владимирович Окулич был смер­тельно ранен. Он погиб как настоящий герой на боевом посту, спасая раненых бойцов. Его по­хоронили в Бутурлиновке на городском кладби­ще. В боевой характеристике на него говорит­ся:

«Окулич Леонид Владимирович, рождения 1899 года, военврач второго ранга. С начала Ве­ликой Отечественной войны ведущий хирург полевого госпиталя №177, с декабря 1942 года ведущий хирург полевого подвижного госпита­ля № 675. Вдумчивый, опытный специалист, с отечес­ким вниманием и любовью относился к ране­ным, поставивший работу госпиталей № 177 и № 675 на научную основу. Отважный сын Родины»

СЛОВО О Г.В. ВОДОЛАЖСКОМ

Григорий Васильевич Водолажский, несом­ненно, был хороший педагог, умелый руководи­тель и глубоко порядочный человек. Его авто­ритет в городе, да и во всем районе, был и ос­тается очень высоким.

Его биография - пример верного служения любимому делу и Отечеству. Он участник Ве­ликой Отечественной войны, ветеран педагоги­ческого труда, остался верен раз и навсегда выб­ранной профессии. Григорий Васильевич начи­нал рядовым учителем, потом трудился завучем и 28 лет являлся директором средней школы №1, которая при нем всегда занимала лидирую­щее положение среди родственных учебных за­ведений.

Григорий Васильевич - выходец из простой рабочей семьи. Он сам без всякой протекции и покровительства влиятельных лиц добился ус­пеха, как бы теперь сказали, карьерного роста.

Он родился в 1911 году в семье кустаря - сапожника в городе Бутурлиновке. Его отец Ва­силий Петрович 1885 года рождения до рево­люции 1917 года работал в сапожной мастерс­кой, принадлежащей Бутурлиновскому земству. Во время Гражданской войны служил в Крас­ной Армии. После демобилизации вновь зани­мался сапожным делом.

Мать Матрена Дмитриевна 1887 года рожде­ния, как и отец, русская, была домохозяйкой. В 1919 году она умерла от тифа. Это значит, что Григорий Васильевич восьми лет от роду остал­ся без матери.

После окончания в 1925 году начальной шко­лы он поступил в Бутурлиновскую школу II сту­пени, которую закончил в 1930 году. Затем год работал секретарем Бутурлиновского земотде­ла, а в январе 1932 года по мобилизации комсо­мола его направили на шестимесячные педаго­гические курсы в город Павловск. После их окончания в сентябре 1932 года его направили на работу преподавателем обществоведения в Бутурлиновскую фабрично- заводскую семилет­ку (предшественница средней школы №1

Потом была служба в армии. После демоби­лизации вернулся туда же. Только теперь это уже была средняя школа, прошедшая реорганиза­цию. Григорий Васильевич сначала преподавал историю, а вскоре его назначили завучем, так­же скоро станет он директором средней школы № 1. Заочно окончил пединститут по специаль­ности учитель истории.

Все эти факты взяты из автобиографии, им лично написанные грамотно, ровным, попятным почерком, что говорит о его пунктуальности и аккуратности.

О Водолажском, как талантливом педагоге и опытном руководителе, заботливом семьянине, о мужественном защитнике Отечества и про­сто порядочном человеке писали много и охот­но. Немало статей, очерков и рассказов было опубликовано о нем в районной газете. Хорошо и душевно писали о нем, да и о других педаго­гах, Зинаида Дружинина и Зинаида Литвинова, лично знавшие его и не раз общавщиеся с ним.

Не буду повторять уже написанное и сказан­ное, остановлюсь на других гранях его характе­ра. Я остановил свой взгляд на дате вступления Григория Васильевича в долж­ность директора - 1937 год. У людей старше­го поколения при упоминании этого года по телу пробегает мелкая дрожь, потому что до сих пор сидит в них ген страха. Каково же было жить и работать в тот страшный период разгула сталин­ских репрессий, когда каждый человек мог ока­заться без вины виноватым. Широкозахватная 58-я статья с ее многими пунктами позволяла подвести базу под любого гражданина. Как горь­ко шутили в то время, была бы статья, а чело­век найдется. Это кажется, что репрессии были где-то, а не у нас. Нет, не обошли они и наш район. В 1937 году арестовали и расстреляли первого секретаря Бутурлиновского райкома партии Надеина и председателя райисполкома Талерчика. Второй секретарь отказался писать донос на первого секретаря. Его арестовали, и он бесследно исчез. А сколько руководителей предприятий и организаций, колхозов и совхо­зов, да и рядовых тружеников подверглись репрессиям!

За одно неосторожно сказанное сло­во, самый незначительный промах можно было угодить в лагерь. Ведь великим стройкам соци­ализма требовалось много дармовой рабочей силы.

В стране искусственно насаждались всеобщая подозрительность, доносительство, страх. Вызывают, скажем, в органы НКВД партийно­го или советского активиста, и дядя в погонах с суровым выражением лица спрашивает у него:

-Сколько врагов народа Вы разоблачили за месяц?

Если ни одного, то у дяди в погонах это уже вызывает подозрение и у него подспудно воз­никает вопрос: «А не скрытая ли контра перед ним?»

Вот в этот сложный и опасный период Гри­горий Васильевич взял на себя смелость возгла­вить среднюю школу №1. Это говорит о его гражданском мужестве. Надо было быть мудрым и дипломатичным человеком, гибким и дально­видным политиком, чтобы выжить в такой не простой ситуации, не дать повода к какому-либо обвинению.

Жил он просто и скромно. О его скромности говорит тот факт, что его жена Варвара Степа­новна Момрова упорно трудилась в больнице сначала акушеркой, потом более 20 лет опера­ционной сестрой. Была доброй, чуткой и вни­мательной к пациентам, обладала высоким ма­стерством. Одно время возглавляла совет мед­сестер больницы на общественных началах, что говорит об уважении к ней.

Имея большой авторитет в городе, Григорий Васильевич мог бы устроить ее на «теплое» ме­сто, как это делали другие начальники, но он не захотел. Да и сама Варвара Степановна ни за что не согласилась бы на такой шаг. Она никогда не козыряла авторитетом своего мужа. Даже не ста­ла менять свою девичью фамилию. Это имя ее деда Момрова Алексея Ивановича занесено на закладную доску в Преображенском соборе, ко­торый будучи старателем, внес большой вклад и в строительство Храма.

Григорий Васильевич и Варвара Степановна хорошо воспитали и дали образование своему сыну Юрию, он с серебряной медалью закон­чил школу, затем получил высшее образование, живет в Москве. Он унаследовал от родителей такие качества, как порядочность, скромность, честность и верность друзьям.

ЖИЗНЬ ПО ШКОЛЬНОМУ ЗВОНКУ

«Учитель, пред име­нем твоим ... » - так на­зывается стенд, выве­шенный в коридоре школы, Это фраза изве­стного классика, кото­рая полностью звучит так: «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени».

На этом стенде помещены фотографии учи­телей школы, работающих в настоящее время. Конечно, за 80 лет существования учебного за­ведения их было значительно больше, чем име­ется на стенде. Имена одних уже забыты, дру­гих до сих пор на слуху. Первым, директором был Василий Михайлович Черноиваненко. Его сменил Иван Николаевич Пирко. Затем дирек­торами последовательно работали: Григорий Васильевич Водолажский, Александр Василье­вич Семененко- 3 года, Иван Петрович Кири­ченко - 4 года, Борис Николаевич Савченко - 3 года, Валерий Семенович Вишневский - 5 лет, Василий Григорьевич Олейников - 13 лет, Га­лина Серафимовна Колодиева - 11 лет. с авгус­та 2009 года директором Бутурлиновской сред­ней школы №1 назначен Александр Анатолье­вич Зубков, когда-то окончивший это учебное заведение.

И директора, и педагоги жили и живут по школьному звонку, в напряженном трудовом ритме, поддерживая учебно-воспитательный процесс на должном уровне. В школе помнят первых учителей. Среди них значатся: Клавдия Федоровна Маратова, учитель русского языка и литературы, Тихон Кузьмич Подцубный (мате­матика), Елена Михайловна Сафонова (матема­тика), Николай Иванович Лысенко (биология), Анна Ивановна Томкевич (немецкий язык), Да­рья Иосифовна Шевцова (химия), Евдокия Ива­новна Чуева (география), Василий Михайлович Черноиваненко (история), он же был первым директором.

Хорошего учителя ученики помнят всю жизнь, сколько бы ни прошло времени со дня окончания школы, потому что они любили не только свой предмет, но и своих воспитанни­ков. Даже если учителей давно нет среди нас,

они, как погасшие звезды, продолжают излучать свет, идущий от их учеников. Это свет знаний. Талантливый тот учитель, который, как говорит­ся, видит в своем ученике не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Зажечь интересным объяснением урока, идеей, заманчивой перспективой и, конечно, личным примером. А еще пробудить любознательность, ибо как сказал французский писатель А. Франс, любознательность создает ученых и поэтов.

В 1956 году Владимир Ильич Багнюков за­кончил среднюю школу № 1. Жил недалеко от нее на улице Трудовой. После школы окончил Одесский институт инженеров морского транс­порта. Да так и осел на Украине. Много лет ра­ботал в Феодосиевском морском порту. Хорошо работал, о чем говорит почетное звание «Заслу­женный работник транспорта Украины». До ухода на пенсию был заместителем начальника порта. В этом году ему исполнилось 75 лет, но он до сих пор с трепетным волнением вспоми­нает и свою первую учительницу Нину Федо­ровну Исаеву, и учителей-предметников.

В своих воспоминаниях, опубликованных в солидной книге «Порт: время и люди», вышед­шей в 2003 году в издательстве «Таврия», он с любовью вспоминает и родную Бутурлиновку. И свое трудное детство, и учителей, давших ему путевку в жизнь. Он дает им краткие и емкие характеристики, буквально в двух-трех словах. Так, пишет он, что учителем литературы в то далекое время работала отличный педагог Анна Михайловна Гребенникова. Не менее прекрас­ный педагог Любовь Антоновна Доброслова - «математик от Бога». Чудесный человек, учитель немецкого языка Нина Александровна Красова. Такое же отношение у него к учителю химии Клавдии Ивановне. Фамилию запамятовал. И не мудрено. Ведь прошло более полувека с той поры, но образ учителя сохранился.

Кроме уже названных учителей, В.И. Багню­ков называет другие имена педагогов, оставив­ших в его жизни добрый след. Среди них Ф.И. Бурлуцкий, ВЛ. Вышкварка, В.Г. Самофалов, Н.И. Титов, Г.С. Севергина.

Сергей Дуриков тоже живет сейчас на Укра­ине и тоже закончил среднюю школу №1, жил на улице 9 Января. Он немного моложе В.И. Баг­нюкова, но их учителя были одни и те же. Он также оставил страницы воспоминаний в своей книге «Смелая шутка», вышедшая под литера­турным псевдонимом Серж Сандал, так как стесняется своей неблагозвучной фамилии.

Не сговариваясь, авторы дают одним и тем же учителям одинаково положительные харак­теристики, что говорит об их объективности. Например, вот что пишет Сергей Дуриков об учителе Николае Иосифовиче Титове:

« ... Учитель истории мягкий и обаятельный.

Его уроки мы просто обожаем. Рассказы его про сты и логичны, все понимаем и успеваем запомнить, даже не приходится дома учить. Го­ворит он неторопливо, голос никогда не повы­шает, даже провинившегося ругает как-то с ува­жением. Авторитет его непоколебим».

Точно такого же мнения о нем и Владимир Ильич Багнюков.

У выпускника более позднего периода Юрия Савченко в средней школе №1 свои кумиры. Он высоко оценивает профессиональные и челове­ческие качества их бывшего учителя математи­ки и классного руководителя Галины Серафи­мовны Колодиёвой.

В статье, опубликованной в районной газете, Юрий Савченко писал, что Галина Серафимов­на учила своих питомцев решать не только ма­тематические теоремы, а и теоремы человечес­кой жизни, за что благодарил ее. Автор тепло вспоминает учителя немецкого языка Е. Ф. Шев­ченко, учителя химии Л.Г. Пармузину, учителя физики ГЯ. Пушкину, Н.Н. Бутыркина, учите­ля истории З.И. Залимайко.

Многому научили его и одноклассников МГ.Глебова, Н.В. Матвиенко, Ф.И. Помогайбо. Сво­им любимым учителям он посвятил не одно сти­хотворение. И в наше время были и есть педа­гоги, которыми восхищаются их питомцы. Не­давно в районной газете ученица 11 класса сред­ней школы №1 Диана Патова рассказала о сво­ей любимой учительнице музыки Татьяне Алек­сандровне Бехметьевой, недавно ушедшей из жизни. Она вкладывала в свою подопечную всю душу, весь талант и мастерство. Музыкой она возвышала души учащихся, прививала им чув­ство прекрасного. Она волновалась за каждого, кто выходил на сцену Дома культуры из числа ее воспитанников для выступления в концертах. И совсем не случайно на одном из районных мероприятий в 2006 году Татьяне Александров­не Бехметьевой была вручена Почетная грамо­та Министерства образования России.

В разные годы в школе работали преподава­телями: нынешний заместитель главы админи­страции района Евдокия Егоровна Бондаренко, бывший и нынешний редакторы районной га­зеты «Призыв» Владимир Викторович Попов и Наталья Васильевна Тесленко.

Средняя школа №1 воспитала большую пле­яду ярких, талантдивых учителей, жизнь кото­рых с самого первого класса и до нынешних дней связана со школой. О каждом из них мож­но говорить много хороших слов.

В 1965 году окончила школу №1 Пушкина (Галкина) Галина Яковлевна, учитель физики, «Отличник просвещения», не одно поколение учеников выпустившая из стен школы и научив­шая их мудрым законам своего любимого пред­мета.

В 1966 году окончил школу Ващенко Виктор Никифорович, учитель физкультуры, «Отличник физической культуры и спорта».

В 1967 году школу окончила Варванцева (Ша­повалова) Надежда Ивановна, учитель началь­ных классов, «Почетный работник общего об­разования РФ». По ее стопам пошла дочь Ше­леповская (Варванцева) Наталья Николаевна, которая после окончания 9 классов в 1989 году поступила в Бутурлиновское педагогическое училище, а затем в пединститут по специально­сти «Учитель начальных классов» и вот уже 15 лет трудится в родной школе.

Делится Надежда Ивановна своим опытом и мастерством и с другой своей ученицей - Жуга­новой (Лемента) Ириной Ивановной, которая, как и ее первая учительница, учит малышей азам наук.

Открыть прекрасный мир литературы и тайны родного языка помогают ребятам вьшускники 1980 года Нестеренко Ольга Николаевна, «Почет­ный работник общего образования РФ», руково­дитель районного методического объединения учителей-словесников, и Визитиу (Клишина) Светлана Александровна, награжденная Почетной грамотой Министерства образования РФ.

Окончив родную школу в 1985 году, Верони­ка Петровна Насонова (Колодиева) вернулась учителем черчения и рисования, и вот уже 24 года она знакомит учеников с миром искусства.

Дерновая (Давыденко) Татьяна Анатольевна (1983 г. выпуска) теперь дает путевку в жизнь ученикам младших классов. В 2009 году она стала лауреатом конкурса лучших учителей Рос­сии. Также в разные годы окончили среднюю шко­лу № 1 учителя Едрышова (Чеботарева) Мария Николаевна - начальные классы, Шелковнико­ва (Клишина) Тамара Ивановна - информатика, Анпилогова (Жерегеля) Тамара Николаевна _ иностранный язык, Зубков Александр Анатоль­евич - нынешний директор школы, Коржова Елена Николаевна - русский язык и литература.

Исторические источники

  1. Архивная справка из центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации от 10 октября 2003 года г. Подольска Московской области.
  2. Подшивка газет «Сталинское знамя» март 1939 года, апрель 1940 года,
  3. декабрь - октябрь 1942 года.
  4. Газета «Призыв» апрель 2006 года.
  5. Устные свидетельства Столяровой Натальи Сергеевны, Головковым Василием Петровичем, Степаненко Владимир Михайлович, Колодиёва Галина Серафимивна.
  6. Записи Григория Васиьевича Водолажского.
  7. Публикации журналиста – краеведа А.Т. Докучаева.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top