Гальцова Д.Н.

Пояснительная записка

Я – Гальцова Дарья. Учусь в 8 классе Новокурлакской школы Аннинского района. Мне кажется, что это самая лучшая школа на свете. Тут есть «зелёный класс», кабинет сельхозтехники, где стоит настоящий трактор в качестве наглядного пособия. А где ещё в сельской школе есть планетарий? Его построил вместе с учениками 50 лет назад Аким Иванович Щербаков. Он был настоящим энтузиастом. Денег на строительство ему никто не давал – собирал по крохам со своей зарплаты. С тех пор туристические маршруты многих школ не только Аннинского района, но и всей области пролегают через Новый Курлак. Все хотят познакомиться с «чудом» - планетарием на селе.

В 1950 году А. И. Щербаков создал в школе музей. Первые экспонаты он принёс в солдатском мешке из стран и городов, через которые проходил как солдат Великой Отечественной войны. Сейчас в музее много новых экспонатов и он продолжает пополняться.

Это самые знаменитые объекты нашей школы. Но и сама её история оказалась по-своему замечательной. Всё началось с церковно–приходской и земской школ. Школа – это особая страна со своей энергетикой. Она притягивает к себе. Вот почему мне было интересно заниматься историей школы, судьбами учителей в селе Новый Курлак.

Основным источником для написания работы мне послужил обширный архив краеведческого кружка. Чего тут только нет: записи бесед со старожилами, дневники и мемуары учителей и учеников, письма выпускников, сотни газетных вырезок и фотографий разных лет. У меня буквально разбегались глаза – я не знала, с чего начать и как объять это необъятное архивное богатство. В конце концов, я решила, что Козьма Прутков был прав: нельзя объять необъятное, поэтому выбрала самое, на мой взгляд, главное и интересное.

Цель моей работы: обобщить сведения по истории школы в селе Новый Курлак.

Задачи:

  1. изучить все известные материалы по истории Богословского храма, при котором была создана церковно – приходская школа;
  2. проследить историю самого здания церковно – приходской школы;
  3. подтвердить, что оно является памятником истории и культуры;
  4. собрать все сведения о Новокурлакской школе, начиная с церковно – приходской до сегодняшнего дня
  5. обобщить биографии первых учителей

Источники: основные источники взяты из архивов школьного краеведческого музея, из устных бесед со старожилами села. Дополнительная литература указана соответственно порядку.

Актуальность работы: распространения материалов по истории школы для широкого круга читателей, в особенности для жителей близлежащих сёл, учителей-пенсионеров, современных учителей и учеников.

К работе прилагаются фотографии:

  1. Здание церковно – приходской школы.
  2. Историческая справка о церковно-приходской школе
  3. Выписка из государственной инспекции историко – культурного наследия Воронежской области
  4. С.Д. Шапкин – учитель церковно – приходской школы
  5. Похороны А.В.Станкевича, где видны купола Богословской церкви
  6. Здание земской школы
  7. Современная школа

Краткая историческая справка о селе Новый Курлак

Я живу в селе Старый Курлак Аннинского района Воронежской области. В состав Новокурлакского поселения входят сёла: Новый Курлак, Старый Курлак, Моховое и посёлок Кушлево. Административным центром является село Новый Курлак.

Современная территория Новокурлакского поселения была населена в конце 17 века, когда по указу Петра I сюда прибыли «служилые люди», в обязанности которых входила охрана новых рубежей. В 1701 году в Курлакскую слободу (название дано по реке Курлак) была переселена большая группа дворцовых крестьян из северных уездов России. После сооружения в 1705 году церкви слобода получила статус села. По данным на 1709 год в селе Курлак проживало 208 «душ мужского пола».1

Около 1740 года на правом берегу реки Курлак поселились дворцовые крестьяне из Владимирской области. Вновь образованный населённый пункт вначале назывался посёлком Курлацким. В 1789 году здесь была построена Богословская церковь, поэтому посёлок приобрёл статус села. Чтобы различать два населённых пункта, бывшее село Курлак получило название Старый Курлак, посёлок Курлацкий – Новый Курлак.

Приблизительно в то же время переселенцами из села Верхняя Тойда был образован посёлок Кушлево. А однодворцев из Старого Курлака помещики отселили и эта деревня получила название Моховое ( от находившегося рядом мохового болота).

В Новом Курлаке жили А. В. Станкевич (1821 – 1912), известный в 20 веке писатель и мыслитель, А. Г. Габричевский (1892 – 1968), художник и искусствовед. В местной школе работал заслуженный учитель школ РСФСР А. И. Щербаков (1909 – 1989), создавший краеведческий музей и планетарий. Под руководством М. М. Микляевой (р. 1923), учителя русского языка и литературы, долгие годы возглавлявшей краеведческий кружок Новокурлакской средней школы, была написана «История села Новый Курлак».2

1 Микляева М.М. История села Новый Курлак, рукопись, школьный музей

2 Микляева М.М. История села Новый Курлак, рукопись, школьный музей

Из истории храма в селе Новый Курлак

Сельские церкви… Без них не представима Россия прошлых времён. Золотые купола, таинственный перезвон колоколов, нарядные крестьянские женщины – такие образы ассоциируются с этим понятием. Здесь была сосредоточена вся духовная жизнь деревни. Собственно поселение только тогда получало статус села, когда в нём отстраивали храм Божий.

Посёлок Курлакский, возникший в 1740 году, лишь через 49 лет стал селом Новый курлак: в 1789 году здесь появилась церковь во имя святого Иоанна Богослова. Уже в 1796 году, когда император Павел I «пожаловал» сёла Старый и Новый Курлак своему вельможе А.А. Безбородко, мы находим в деле по размежеванию подаренных земель упоминание об этой церкви: «Во втором месте к церкви, состоящей в селе Новый Курлак во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, пашенной земли 53 десятины, сенного покосу 7 десятин, под просёлочною дорогою 924 сажени».

Церковь стояла на деревенской площади, около кладбища. Многое она повидала за время своего существования, стала свидетельницей самых ярких событий в истории села. К сожалению, новокурлакским краеведам не удалось отыскать ни одного фотографического изображения храма. Лишь на снимке «похороны помещика Станкевича», сделанном с колокольни, можно увидеть несколько крестов и куполов. Вот при этой церкви и была открыта церковно – приходская школа.

Летом 1924 года по неосторожности церковного старосты, не потушившего горящую свечу, храм полностью сгорел.

Мы беседовали со старожилами села Горыниной Натальей Петровной, 1913 года рождения, которая хорошо помнит это скорбное событие. «Я в няньках тогда была, рассказывала она – вышла утром из дома, хотела идти к Перепёлкиным (у них я нянчила). Гляжу – а из окна церкви дым так и валит. А я боюсь крикнуть, что церковь горит. Потом услышала голоса. Все бежали к пожару. И я туда. В первую очередь иконы выносили. А Таткин Яков звонил и звонил в колокол. До тех пор не спустился вниз, пока не рухнула колокольня. Не знаю, как он тогда спасся»1.

Козлова Матрёна Ефимовна – 1914 года рождения. Она поведала краеведам о том, как выглядел храм: «Деревянная церковь-то была. Навроде аннинской, поменьше, конечно. Красивая, икон внутри было много старинных»2.

Особенно славилась церковь одним из своих колоколов. О нём нам стало известно из воспоминаний Семёна Дмитриевича Шапкина, родившегося и долгое время жившего в Новом Курлаке.

В 60-е годы он вёл переписку с краеведами. Однажды он писал: «На новокурлакской колокольне один колокол имел необыкновенный, неповторимый звук. Говорят, потому, что в нём было много серебра. Отливали его после отмены крепостного права, в 1864 году. Церковь-то была построена давно, но на радостях, что «вышла свобода», и отлили новый колокол. Многие бросали в расплавленную массу серебряные монетки, вещи. И умели курлакские звонари артистически звонить в него: музыкой его голоса не могли наслушаться».3

Сгоревший храм был застрахован. Церковному совету надлежало получить из государственной казны 15 тысяч рублей. Отчего-то этого не случилось. Члены церковного совета ходили по окрестным сёлам, собирали подаяние. На него и построили небольшую церквушку. О ней нам рассказал старожил села Горынин Василий Иванович, 1927 года рождения.

Вновь отстроенная церковь была размером приблизительно 12 на 8 метров, деревянная. Она находилась прямо напротив входа на нынешнее кладбище, если углубиться на 20 – 30 метров.

1 Микляева М.М. История села Новый Курлак, рукопись, школьный музей

2 Воспоминания старожила села Горыниной Н.П., записаны краеведами в 1994 г., школьный музей

3Воспоминания старожила села Козловой М.Е., записаны краеведами в 1994г., школьный музей

Когда Василию Ивановичу было 7 лет, бабушка водила его к причастию. Причащал ктитор – священника в то время в селе не было.

Колокольня, вернее, звонница, стояла отдельно. Её высота была около четырёх метров. Всего насчитывалось четыре колокола, самый большой имел диаметр примерно 80 сантиметров.

Церковь перестала существовать в 30-е годы двадцатого века. Там был зерносклад. В годы войны здесь размещалась артель по пошиву вещей для армии. Потом здание разобрали и куда-то увезли.

Первые школы в селе

Первая школа в Новом Курлаке была открыта в 1865 году. Документа, который подтверждает эту дату, я не нашла. Основываюсь лишь на словах старожилов, чьи воспоминания были записаны краеведами школы в начале шестидесятых годов двадцатого века. Однако вполне можно предположить, что 1865 год – достоверная дата. После земской реформы царя Александра II школы стали строиться более быстрыми темпами.

Первую новокурлакскую школу на свои средства построил местный помещик Александр Владимирович Станкевич. Он считался барином с передовыми взглядами. Школьное здание представляло собой избу-связь (две комнаты, разделённые сенями), крытую камышом. Отсюда историческое название – камышовая школа1.

Учителей Станкевич «выписывал» из Москвы. Он же платил им жалованье. До нас дошли имена нескольких энтузиасток народного просвещения: Лосева Софья Андреевна, Прошина Анна Гавриловна, Алексеева Вера Никитична.

Учились в камышовой школе в основном дети служащих из имения помещика. Но были среди учеников и крестьянские ребятишки. Через некоторое время А. В. Станкевич передал школу в ведение земских органов2.

1 Письмо Шапкина С.Д. новокурлакским краеведам, 1964 год, школьный музей

2 Беседа со старожилом Горыниным В.И., записаны краеведами в 1964 году, школьный музей

В 1889 году в селе стала действовать ещё одна школа – церковно-приходская. По мнению Александра третьего в земствах царила чересчур вольная обстановка. Чтобы найти идеологическую опору, русское правительство обратилось к духовенству. 13 июня 1884 года Александр III утвердил «Правила о церковно- приходских школах», предусматривавшие повсеместное открытие этих школ. Перед ними ставились в первую очередь задачи религиозного воспитания учащихся. «Школы сии, - говорилось в «Правилах», - имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания».1 Церковно-приходские школы стали получать государственное финансирование, поэтому они возникли во многих сёлах, в том числе и в нашем, Новом Курлаке. По сведениям старожилов, строительный материал на эту школу выделил опять А. В. Станкевич.

Из журналов Бобровского уездного собрания за конец позапрошлого века известно, что в новокурлакской церковно-приходской школе преподавали тогда Ключанский Сергей, Курбатов Николай, Дорошевский Михаил (отчества в журналах не указаны).2 Старожилы утверждали, что земская и церковно-приходская школы стали работать по единому плану. Если в земской обучались первый и второй классы, то в церковно-приходской – третий и выпускной, четвёртый.

Позднее в Новом Курлаке были построены ещё два школьных здания. Конечно, увеличилось и количество желающих учиться, хотя крестьяне не слишком охотно отпускали детей за парты – жалко было лишаться рабочих рук.

В 1907 году выстроили и новое здание церковно-приходской школы, так как первое уничтожил пожар.

1 Пыльнев Ю.В., Рогачёв С.А. История школы и народного просвящения Воронежского края, Воронеж, Центр духовного возраждения Чернозёмного края, 1999г.

2 Нарижный Н., Хаваева Е., Не крутите пёстрый глобус // «Мы все с одной деревни», Москва, «Звенья», 2006г, стр. 247

В 1909 году было заложено новое здание земской школы. Его воздвигли в географическом центре села – на улице Гудовка. Строительство длилось четыре года. В 1913 году массивный дом из дубовых брёвен с просторными, светлыми комнатами и внушительного размера печами принял первых учеников.

В начале двадцатого века в Новом Курлаке работали Журавлёва Екатерина Михайловна, Архангельская Лидия Николаевна, Юрин Александр Иванович, Яицкая Серафима Андреевна, Шапкин Семён Дмитриевич, Гуреева Клавдия Андреевна.

История здания церковно – приходской школы

1884 год 13 июня – император Александр III утвердил «Правила о церковно – приходских школах». Они предусматривали повсеместное открытие этого типа школ.1

1889 год – в селе Новый Курлак построена церковно – приходская школа.2

1906 год – здание церковно – приходской школы пострадало от пожара. Было принято решение о строительстве нового здания.

1907 год – новое здание церковно – приходской школы введено в строй. Оно располагается рядом с Богословским храмом.

1919 год – церковно – приходская школа упразднена новыми властями. В здании функционирует начальная школа.

1926 год – здание передано детским яслям.

1968 год – в здании открыты школьный интернат и столовая для учащихся.

1973 год – здание отдано под приёмный пункт дома быта.

1994 год – по постановлению главы администрации Воронежской области от 18 апреля 1994 года здание внесено в список памятников истории и культуры Анны и Аннинского района, принятых на государственную охрану.3

1995 год – в здание переносят сельский дом культуры и библиотеку.

1 Пыльнев Ю.В., Рогачёв С.А. История школы и народного просвящения Воронежского края, Воронеж, Центр духовного возраждения Чернозёмного края, 1999г.

2 Анна:: за веком – век, Воронеж, Центрально – Цернозёмное книжное издательство, 1998г.

3 Пыльнев Ю.В., Рогачёв С.А. История школы и народного просвящения Воронежского края, Воронеж, Центр духовного возраждения Чернозёмного края, 1999г.

Учителя первых новокурлакских школ

О некоторых учителях того времени в школьных архивах есть подробный рассказ. Например, о Гуреевой Клавдии Андреевне. В 1967 году её разыскала руководитель краеведческого кружка Микляева Мария Максимовна. В то время К. А. Гуреева жила в областном центре Воронеже. Дверь Марии Максимовне открыла тучная седая старушка, недоверчиво смотревшая на неожиданную гостью. Но едва услышав о Курлаке, Клавдия Андреевна сразу изменилась, её взгляд потеплел, и лицо озарилось радостной улыбкой. Здесь я приведу записи из мемуаров М. М. Микляевой1.

Родилась Клавдия Андреевна в 1891 году в Новом Курлаке. Она была дочерью служащего в имении Станкевича. Андрей Иванович Гуреев заведовал Ивановским хутором (тем самым, откуда был взят материал на строительство церковно-приходской школы). Существует достаточно горькая пословица: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Она в полной мере относится к судьбе К. А. Гуреевой. Вряд ли дочь мелкого служащего в те годы смогла бы окончить гимназию – для этого необходимы деньги. Они появились в семье после трагического случая, произошедшего в 1901 году.

Зятем помещика Станкевича был известный учёный-бактериолог Георгий Норбертович Габричевский. Он каждое лето гостил в Новом Курлаке и часто ездил охотиться на Ивановский хутор. В тот раз на линейке, кроме кучера, сидели Габричевский и Гуреев с маленьким сыном. Гуреев хорошо знал места, где обитали степные дрофы. И вот показалась птица. Габричевский стал торопить кучера, готовясь к выстрелу. Кучер погнал лошадей во весь опор. Рытвина – и Гуреев падает с линейки в тот миг, когда Габричевский выстрелил. Пуля попала в лицо – смерть наступила мгновенно.

Габричевский встал перед женой убитого на колени и пообещал вдове содержать семью. Обещание было выполнено: каждый месяц Гуреевым посылалось 25 рублей, в то время неплохая сумма.

1 Микляева М.М. История села Новый Курлак, рукопись, школьный музей

И хотя учёный умер в 1907 году, но вплоть до 1917 года пособие регулярно выплачивалось. Это и дало возможность Клавдии Андреевне получить образование.1

Она училась в уездной женской гимназии в городе Боброве. Несмотря на деньги Габричевских, семья испытывала материальные затруднения: надо было платить за учёбу и за квартиру. Клавдия Андреевна давала уроки математики по протекции начальницы гимназии дочкам бобровских купцов. И во время летних каникул не сидела, сложа руки: учила детей управляющего имением Циммермана. За лето скапливалось 50-60 рублей, на которые можно было более или менее прилично одеться.

В 1911 году К. А. Гуреева приехала после окончания гимназии в Курлак, иеё мать обратилась к А. В. Станкевичу с просьбой устроить её в земской школе. В Новом Курлаке Гуреева учительствовала десять лет, здесь её застали события 1917 года и гражданская война. В 1921 году их семья покинула село. Клавдия Андреевна жила затем в Анне, в Воронеже. Во время Великой Отечественной войны эвакуировалась в Пензу. В 1944 году возвратилась в Воронеж. Через четыре года ушла на пенсию. У Гуреевой была обычная учительская судьба, которая началась в нашем Новом Курлаке. На фотографии, помещённой на школьном стенде по истории школы, мы видим молоденькую гимназистку начала двадцатого века. Она тогда не догадывалась, в какие исторические бури доведётся ей попасть.

На новые рельсы

Воссоздать то, что происходило со школами в Новом Курлаке в первые годы советской власти, мне тоже помогли материалы архива краеведческого кружка. Основными источниками послужили письма двух учителей, работавших тогда в селе. Это Семён Дмитриевич Шапкин и Галина Семёновна Басманова.

Семён Дмитриевич в одном из писем сообщал, что во время гражданской войны школы почти не работали. Например, в 1920 году в четвёртом, выпускном классе училось всего 14 детей. В то время как в селе проживало более трёх тысяч человек.

Здания школ остались прежними, ведь тогда их только что построили. Все они не отапливались зимой, не хватало учебников, не проводился косметический ремонт. Подробно Шапкин описал работу ликбезов – школ для взрослых по ликвидации безграмотности. В июле 1920 года состоялось одно из заседаний волостной комиссии по ликвидации безграмотности. В новокурлакскую волость входило шесть населённых пунктов: Новый и Старый Курлаки, Кушлево, Моховое, Хлебородное, Бродовое. На каждый участок назначили ответственного:

Новый Курлак – Шапкин, Моховое – Крюгер, Бродовое – Голубятников,

Старый Курлак и Кушлево – Скрыпченко, Хлебородное – Тимофеева, степные посёлки – Власова.

Также было решено открыть школу грамотности в Новом Курлаке в здании бывшей земской школы. Можно было записаться на учёбу и в бывшей церковной школе.

Хочется рассказать о судьбе С. Д. Шапкина. Он, на мой взгляд, был талантливым человеком. Семён Дмитриевич – первый «мужицкий» сын в Курлаке, сумевший стать интеллигентом. Родился он в 1897 году в нашем селе. Его отей, обыкновенный хлебопашец, захотел, чтобы сын получил хорошее образование. Так, после окончания земской школы он уехал в уездный Бобров. Там в 1915 году закончил второклассную учительскую школу. Крестьянский паренёк стал учителем начальных классов. Семён Дмитриевич вспоминал в одном из писем, как однажды (это было в 1916 году) он встретился в Боброве на учительском совещании с К. А. Гуреевой1. Она была очень удивлена и обрадована, увидев своего бывшего питомца уже в качестве педагога.

В 1918 году ему удалось перебраться в родное село. И пусть вокруг шла гражданская война, молодость заставляла быть активным. Семён Дмитриевич участвовал в театральных постановках, которые устраивала группа учителей и служащих. Здесь он проработал до 1932 года. Затем получил повышение – стал директором школы села Берёзовка, где под его руководством возвели новое школьное здание. Потом были ещё и ещё переезды, новые назначения. Меня очень удивляло: обычно часто меняют место жительства военные. Видимо, в то время профессия учителя приравнивалась к офицерской.

В жизни Семёна Дмитриевича ожидало огромное горе: он потерял в Великую Отечественную войну обоих сыновей, едва перешагнувших двадцатилетний возраст. Его единственной радостью осталось занятие краеведением и фольклором. Доживал свой век Шапкин в Воронеже, откуда присылал нашим краеведам письма. Особенно интересно читать их сейчас, когда прошло так много лет. Каких только сведений они не содержат: Курлак времён татарских набегов, старинные курлакские обряды и песни, гражданская война. Он продолжал писать, даже когда почти ослеп. «Пишу по памяти», - жаловался он.1

От Семёна Дмитриевича краеведы узнали, что в первые годы советской власти в Курлаке учительствовала Галина Семёновна Басманова. В школьном архиве находятся записи о встрече с ней Микляевой М. М., в июне 1964 года, а также два её письма.

1 Микляева М.М. История села Новый Курлак, рукопись, школьный музей

Жизнь Басмановой – пример учительницы нового поколения. Она родилась в 1902 году в Самарской губернии. В Курлаке оказалась в 1921 году, когда Поволжье охватил страшный голод. Старожилы Нового Курлака рассказывают, что и в наших местах в тот год голодали. Но видимо девятнадцатилетней учительнице это село показалось раем. В 1932 году она с семьёй уехала из Курлака. По словам Галины Семёновны, годы, проведённые здесь, были самой лучшей порой её жизни.

Республика ШКМ

Поместье Станкевичей было образцовым.Вот как о нём рассказывается в сборнике «Русские провинциальные усадьбы»:

«Великолепный господский дом гордо смотрел с холма на окрестности. Внизу извивалась маленькая, но чистая река Курлак, вдали синел густой лес, а вокруг простирались воронежские степи.1

Дом утопал в прекрасно спланированном парке. От въездных ворот к нему вела широкая аллея. Перед домом были разбиты бесчисленные клумбы и цветники. всюду по аллеям и в глубине парка стояли металлические диванчики. около дома росли две огромные сосны. Весь парк, окружавший барскую усадьбу, был обнесён каменной оградой. Слева от въездных ворот располагался обширный фруктовый сад. Там росли яблони, груши, сливы, вишни, малина, смородина. В центре сада – оранжерея,где выращивались южные фрукты и овощи.

Против окон господского дома находился большой фонтан, сооружённый из камня. В середине его возвышалась каменная глыба, на ней стоял огромный журавль с раскрытым клювом, из которого струилась вода. Фонтан был окружён розарием. Каких только роз здесь не было – начиная от белых и кончая чёрными! В восточной части парка размещались двухэтажный дом управляющего имением и всевозможные службы: поварская, прачечная, людская, конюшня, погреба, склады, амбары»2.

Осенью 1917 года всё движимое имущество поместья было очень быстро разграблено. В 1926 году барский дом решили ликвидировать. Его разобрали по брёвнышку и продали с торгов3.

1 Письмо Шапкина С.Д. новокурлакским краеведам, 1964 год, школьный музей

2 Письмо Басмановой Г.С. новокурлакским краеведам, 1965 год, школьный музей

3 Материалы свода памятников истории и культуры по российской Федерации по Воронежской области, Москва, 1993г., стр. 34-35

С молотка пошли бы и другие постройки, если бы не вмешался директор совхоза Сожигаев. Он был, по всей видимости, неглупым человеком. Сказал, что в помещичьем парке, в бывшем доме управляющего, можно открыть хорошую школу.

Так в октябре 1926 года в Новом Курлаке появилась ШКМ – школа крестьянской молодёжи. В здании земской школы продолжала работать «Гудовская начальная школа». Лишь в 1968 году её «слили» со средней, то есть она стала филиалом Новокурлакской средней школы, хотя занятия тут продолжались. Только в 1972 году, когда сдали здании новой школы, Гудовская прекратила выполнять свои функции. Организацию ШКМ поручили Сергею Михайловичу Шмарину, агротехнику по образованию. Так как школа имела специфический (крестьянский) уклон, то главной её задачей было обучить детей деревенскому труду.

Очень много о ШКМ я узнала из статьи в районной газете «Ленинец» (теперь «Аннинские вести») под названием «Школа начинается с учителя».1 Её автор – Пётр Константинович Борзунов, учитель-ветеран, долгое время преподававший в Новом Курлаке биологию.

По его словам: ШКМ была семилетней школой и официально называлась Новокурлакской трудовой школой крестьянской молодёжи № 29 имени А. В. Луначарского. Потом ей присвоили имя Варейкиса. Такая школа была одна из немногих в округе: здесь учились дети из 15 соседних сёл. Первые ученики находились, правда, уже не в детском возрасте: а пятый класс они поступали в 14-15 лет.

При школе учредили солидное подсобное хозяйство, где трудились сами ученики: 50 га земли, 66 лошадей, 4 дойные коровы. Выращивались пшеница, подсолнечник, овощи. Урожай хранился в уцелевших помещичьих амбарах и подвалах. Учеников из дальних сёл размещали в избах раскулаченных жителей села.

1 «Ленинец», № 104 от 30.08.1990г.

Пётр Константинович сам учился в этой школе с 1930 по 1934 год. Особенно ему запомнился учитель математики и завуч Тихобразов Александр Павловч. Он был главным организатором внешкольных дел. Под его руководством проводил митинги и собрания, устраивали спектакли и концерты, отправлялись в походы.

Вообще первые учителя ШКМ отличались необыкновенной эрудицией и интеллигентностью. По словам Борзунова. Все они были выходцами из Москвы и Ленинграда, а события революции и гражданской войны забросили их в нашу глубинку. Обучали в ШКМ в начале 30-х годов так называемым бригадным методом. Учитель объяснял материал бригадирам – то есть более сильным ученикам, а те передавали полученные знания своим товарищам. Пётр Константинович предполагал, что такой метод был вызван нехваткой учебников.

В 1934 году Новокурлакской ШКМ присвоили почётное звание образцовой. И действительно, свидетельство о награждении цело, оно красуется сейчас на стенде по истории школы. Подписал документ министр просвещения Бубнов.

Мария Андреевна Фролова – также бывшая учительница из Нового Курлака, учившаяся чуть позже Борзунова в ШКМ. И её рассказ о школе представляет интерес:

«в школу я пошла в 1929 году. Тогда она называлась ШКМ и размещалась в помещичьей усадьбе. Здание, в котором мы учились, было, таким: над первым этажом посредине надстроен второй этаж. В каждом классе стояли высокие железные печи. Наша школа-семилетка была одна на целый район, поэтому дети приходили из многих сёл.

У нас действовал большой любительский оркестр и громадный хор. Всем этим руководил И. П. Коломейцев. С концертами ученики выступали и в сельских клубах. Время было такое, что все чем-нибудь интересовались – дома узнать что-либо новое неоткуда: ни телевизоров, ни компьютеров, ни даже радио в семьях не было и в помине.

Из учителей хорошо помню Е. А. Коломейцеву, жену руководителя хора. Она вела биологию. Это был добрейшей души человек. Знала, что некурлакские ученики живут впроголодь, поэтому частенько подкармливала их.

Существовал в школе и фотокружок – невидаль в те годы. Особенно интересно было в школе летом, когда там открывали лагерь. Директором школы была Дорогавцева Вера Фёдоровна».1

Все: П. К. Борзунов, М.А. Фролова и К. Я. Колмаков (ещё один выпускник ШКМ) – с тёплым чувством вспоминали школьные дни и своих учителей. Сами в дальнейшем все стали педагогами. Наверное, каждому человеку присуща ностальгия по прошлому, по времени юности. Колмаков припомнил, что один из учителей, словесник Корф Тихон Николаевич, знал наизусть весь роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Меня же заинтересовала личность Владимира Генриховича Бессерта, который преподавал в ШКМ немецкий язык. Он был немец по национальности. Уже этот факт вызвал удивление. Откуда и зачем он попал в Новый Курлак?

П. К. Борзунов вспоминал, что Бессерт появился примерно в 1924 году.2 Это были годы так называемой новой экономической политики, когда разрешалась предпринимательская деятельность. Бессерт приобрёл в Курлаке маленькую лавку. Но через несколько лет её конфисковали. В то же время работала ШКМ. Бессерта взяли учителем немецкого языка, хотя специального педагогического образования у него не было. Но он был грамотным, интеллигентным и, главное, великолепно знал немецкий. М. А. Фролова дружила с дочерью Бессерта Юлией, они были ровесницами.

Мария Андреевна часто забегала в дом обрусевших немцев. Когда у неё родилась младшая сестра, Юлия Бессерт принесла из дома ткань на пелёнки и распашонки. Девочку и назвали Юлией в честь дочери Бессертов.

1 Воспоминания Фроловой М.А., записаны краеведами в 1972

2 Воспоминания Борзунова П.К., записаны краеведами в 1970 году

Владимир Генрихович, по оценке Марии Андреевны, был честным, культурным человеком, как учитель был требовательным к себе и ученикам. Жена В. Г. Бессерта Елена Антоновна также работала в школе, преподавала в начальных классах. После начала Великой Отечественной войны семью депортировали в Сибирь, где Владимир Генрихович и умер. Вот такие сведения мне удалось собрать об этом человеке.

ШКМ существовала не очень долго. В 1935 году её преобразовали в общеобразовательную десятилетку.

Что было потом

Помещичьи постройки постепенно ветшали. Парк выглядел далеко не образцово. Второй этаж школы из-за аварийного состояния пришлось снести. Брёвна использовали для пристройки к первому этажу. Но школа продолжала функционировать. Сведения об этом периоде я почерпнула из мемуаров М. М. Микляевой, которая начала работать в Новом Курлаке в 1945 году. Вообще, это исследование было бы невозможно без деятельности этого замечательного человека. в течении долгих десятилетий она возглавляла краеведческий кружок школы, поэтому так богат архив, из которого я брала материалы. В своих мемуарах она вспоминает не только о старой школе в бывшем поместье Станкевич, но и размышляет о судьбах Нового Курлака, ставшего для неё родным. От этого мемуары Марии Максимовны ещё ценнее. Я решила привести отрывки из её воспоминаний.

« Никогда не думала, что мне придётся писать об учительском коллективе нашей школы, о том коллективе, в котором по воле судьбы я проработала более тридцати лет. И всё-таки думаю, почему мне? И что я за судья каждого учителя и коллектива в целом? Приехала в эту школу совсем юной, с белокурыми косами, бедно одетая, в стоптанных башмаках. И сестрёнка-подросток на руках. Вот и всё моё богатство.

Скоро исполнится 50 лет моей жизни в Курлаке. Школа стала родным домом, а её выпускники – близкими людьми. Мы, учителя, знаем о них всё, как и они знают о нас. Ничего не скрыть друг от друга, как в одной семье. Многие мои выпускники уже стали бабушками и дедушками. По-разному идёт их жизнь, кто умеет, а кто и не умеет сносить удары судьбы. Всё было: и хорошее и плохое. Но хорошего больше. В школе устраивались вечера отдыха, праздники, новогодние развлечения, поездки в театр. Коллектив был дружным, по району школа была и продолжает быть на хорошем счету.

Хочу рассказать о судьбе Лидии Фёдоровны Зверевой, которая преподавала историю. Приехала в нашу школу в начале 50-х годов после окончания Воронежского пединститута. От природы у неё был физический недостаток: на левой руке отсутствовали пальцы, да и на правой они были недоразвиты. Свой предмет, историю, знала хорошо: много читала, много могла дать учащимся за рамками учебника. Любила в свободное от урока время (когда было «окно») погулять по центральной аллее парка. Эту аллею Лидия Фёдоровна окрестила аллеей грёз. Самым большим её богатством был сын Игорь. Трудностей было много: одной рукой надо было и постирать, и еду приготовить. Шаловлив и непоседлив был мальчишка. Рос, радуя и огорчая мать. Но чем взрослее становился, тем больше менялось его отношение к матери. Окончил школу, пединститут, уехал в Поворинский район нашей области.

Лидия Фёдоровна жила одна, пока не почувствовала, что в одиночку ей не справиться. Приехала к сыну, помогала растить внучку. Умерла в одночасье весной 1991 года. Собралась за водой и по дороге упала замертво. Так умирают только святые люди: и сами не мучились, и около себя не мучили…»1

«Сегодня вспомнила о долголетнем директоре школы П. И. Бобыре. Уроженец села Алексеевка Аннинского района, он учился в Новокурлакской ШКМ. Окончил пединститут. Был участником Великой Отечественной войны. В Новокурлакской школе проработал 30 лет.

Мне припомнился один день,. Вернее, одно майское утро. Было это в шестидесятые годы. Сочинение в десятых классах 20 мая. Два больших класса. Было велено в РОНО сообщить 21-го о результатах. Шестьдесят с лишним работ (вот такие большие классы тогда были) надо пересмотреть, хотя бы бегло. А комиссия в три человека, а писано-то по-разному… вот экзаменационная комиссия и осталась в ночь проверят сочинения.

Старая школа в глубине парка. Молодая яркая листва на деревьях, сиреневые аллеи, цветущие кустарники. Собрались в 6 часов вечера. Не хочется идти в душный класс, а работать надо до четырёх утра.

1Воспоминания Микляевой М.М., записаны краеведами в 1993 году

Работаем, время от времени выходим на крыльцо школы. Божественная ночь.

Парк источает запах сирени. Соловьиное пение… нет, это невозможно описпть, надо только видеть и слышать,… а Павел Иванович (председатель экзаменационной комиссии) спит в соседнем кабинете на сдвинутых столах. Минута отдыха – и опять душный класс, опять ребячьи сочинения…

В четыре часа утра выходим из школы – я, Евгения Петровна Хмелёва и … кто-то ещё, не помню. Позёвываем, хочется размять косточки. Спрашиваем: что снилось председателю комиссии? « Да какой сон, - отвечает, - не спал, соловьи мешали. Боялся, что вы разбежитесь по парку слушать соловьёв». Шутки. Идем гуськом по росистой тропке, впереди Павел Иванович. Углубляемся в парк и невольно останавливаемся. Волшебное царство. Сирень, сирень, сирень, обрызганная росой. А соловьи! Ни одного не видно, и только их трели…»1.

1 Воспоминания Микляевой М.М., записаны краеведами в 1993 году

Новая школа

Новый 1972 год принёс радостное событие. Ученики и учителя его встречали у ёлки, поставленной в огромном зале новой школы. По сравнению с классами старой школы этот зал (будущая столовая) казался дворцом.

Конечно, просторные классы не шли ни в какое сравнение с классами старой школы. И всё-таки все, учителя и старшеклассники, с грустью прощались с ней, такой обжитой и по-семейному уютной. Да, там всё было примитивно, по-домашнему тепло от грубоватых печек, сложенных из кирпича. Тесновато было за старыми партами, ютились 35-40 девочек и мальчиков около учителя в классе. И коридор был маловат для 700-800 человек, поэтому дежурные учителя частенько на перерывах выпроваживали ребят погулять на воздух. Все неудобства окупались другим: неописуемой красотой старого помещичьего парка. И вот новая школа, светлая, просторная, но… чужая. Особенно для тех учителей, кто много лет работал в старой.

Первые занятия в новой школе принесли восторги и восхищения. Здесь было всё, что нужно для полноценной учёбы и работы.

Теперь мне хочется рассказать о некоторых учителях новой школы и о краеведческой работе. Она началась давно - в конце 50-х годов. Первые юные краеведы сейчас уже бабушки и дедушки. Сначала кружок вёл учитель-фронтовик, преподаватель географии. Он много путешествовал с краеведами по родному краю, плавал с ними на лодках по окрестным рекам. Они добыли много экспонатов для музея, который и был создан этим же учителем, Акимом Ивановичем Щербаковым. И не только музей он организовал, и всё время его пополнял, наряду с этим он открыл в школе планетарий, хорошо оборудованный, обдуманно построенный. Ребята считали большой честью попасть в его кружок.

А Мария Максимовна Микляева была основателем литературно-драматического кружка. Школьники ставили в школе и окрестных сёлах спектакли по произведениям писателей, юбилеи которых отмечали на литературных вечерах. Сценарии спектаклей она писала сама. Например: «Мёртвое озеро» и «Поленька и горбун» по Некрасову, «Идиот» и «Дядюшкин сон» по Достоевскому, «Курлакская свадьба» и «Бабий хлеб» на местном материале. Тогда телевизоров ещё не было и эти спектакли в сёлах смотрели с большим интересом. Были в репертуаре и сказки. «Артисты» с удовольствием готовили костюмы и сооружали декорации.

Иногда для постановки требовались песни, и ребята шли за ними к бабушкам. Потом решили, пока живы наши бабушки и дедушки, собрать как можно больше материала. Это песни, пословицы, поговорки, местные сказки. Это и было началом краеведческой работы. Затем начали заниматься изучением истории своего села. Решили начать с архивных изысканий по заселению нашего края. Были поездки в Воронеж, в архив. Так и пошли, соблюдая хронологию событий. За время работы кружка сменилось несколько поколений краеведов-учащихся. Это были энтузиасты! Они посещали старожилов, записывали их воспоминания о событиях, свидетелями которых те были. Собрано много фотографий. Краеведы вели обширную переписку с теми, кто давал ценные сведения по тому или иному вопросу. Переписывались и встречались с наследниками последних владельцев курлакского имения помещиков Станкевичей. Посещали Московский Исторический музей. И по сегодняшний день кружок краеведов существует в нашей школе. Я его с большим интересом посещаю. Даже есть несколько исследовательских работ сделанных лично мной. Конечно, с помощью Макарова Николая Александровича, учителя немецкого языка и руководителя нашего кружка. Есть у нас и школьный театр. Только теперь он работает под руководством Сысовской Ирины Александровны, учителя русского языка и литературы.

Всю душу отдала работе Матвиенко Анастасия Митрофановна. Она по специальности учитель химии и много лет была директором школы. Много лет работают здесь: Уразова Любовь Александровна, Денисова Надежда Александровна, Камсарина Галина Васильевна, Гранкин Юрий Михайлович. Они учили мою маму, а теперь и меня. Коновалову Елену Александровну, мою первую учительницу, я буду помнить всегда. Она научила меня первым буквам, цифрам, а главное душевной доброте. Мне интересны и учителя нового поколения: Уразова Ольга Олеговна и Подлесных Юлия Сергеевна. Они немного другие по стилю общения, но чувствуется такая же душевная теплота. Жизнь идёт вперёд, не стоит на месте. Школа тоже развивается. Хоть здание осталось прежнее, но теперь в каждом кабинете компьютер, интерактивные доски, мультимедийные проекторы. Но учителя, кроме знаний, по-прежнему отдают нам, ученикам, кусочек своего сердца, своей души. Так было и будет, я думаю, всегда.

Заключение

С момента постройки новой школы прошло почти тридцать лет. Именно в то время, среди школьников всей России большой популярностью пользовалась песенка «Школьная страна»:

Не крутите пёстрый глобус,

Не найдёте вы на нём

Той страны, страны особой,

О которой мы поём.

Наша старая планета вся изучена давно,

Но страна большая эта

Вечно «белое пятно».

Пусть в эту страну

Не идут, не идут поезда,

Нас мамы впервые

За ручку приводят сюда.

В стране этой звонкой, весёлой

Встречают нас как новосёлов.

Страна эта в сердце всегда.

Я надеюсь, что мне удалось в какой-то степени начать устранять «белые пятна» истории нашей школы. Я вновь и вновь перебираю материалы школьного архива. Сколько учительских судеб, ученических побед и поражений, школьных буден. История нашей школы насчитывает почти полтора века.

Исследование этой последней эры – удел краеведов будущего, так как история должна «устоятся». Но я и мои друзья им поможем. Мы собираем материал о сегодняшней, современной школе.

Список использованной литературы и источников

      1. Дневник классного руководителя 7 «А» класса Новокурлакской средней школы Микляевой М. М. – Архив краеведческого кружка школы с. Новый Курлак
      2. Мемуары Микляевой М. М. – Архив краеведческого кружка школы с. Новый Курлак
      3. Переписка Г. С. Лабутиной с новокурлакскими краеведами (1965-1973гг.)
      4. Переписка С. Д. Шапкина с новокурлакскими краеведами (1964-1971гг.)
      5. Сборник статистических сведений по Воронежской губернии. Т. 10. Вып. 1. Воронеж, 1892.
      6. Газета «Аннинские вести» (общественно-политическая районная газета) за декабрь 1997 г.
      7. Газета «Ленинец» (общественно-политическая газета Аннинского района Воронежской области) за август 1990г.
      8. Анна: за веком – век. Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. изд-во,1998.
      9. Забела А. И. Анна: годы и люди. Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. изд-во,1991.
      10. Макаров Н. А. «Усадьба Станкевичей в селе Новый Курлак. Русские провинциальные усадьбы 17-начала 18 века». Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2001. С. 150-153.
      11. Микляева М. М., Макаров Н. А. «История Нового Курлака». Рукопись.
      12. Проторчина В. М. «Моё довоенное детство». Воронеж, 2001.
      13. Пыльнев Ю. В., Рогачёв С. А. «История школы и народного просвещения Воронежского края, 18-начало 20 века». Воронеж: Центр духовного возраждения Чернозёмного края, 1999.

Устные источники

  1. Н. И. Борзаков
  2. П. К. Борзунов
  3. Н. И. Желнинская
  4. Б. И. Каширо
  5. К. Я. Колмаков
  6. П. Д. Лазарева
  7. В. П. Матвиенко
  8. Т. Н. Прокудина
  9. М. А. Фролова

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top