Стальнов А.А.

Введение

Вступая в 20 век, Россия представляла собой державу, размеры промышленного производства которой позволили ей войти в пятерку крупнейших промышленно развитых стран мира. Однако, при быстрых темпах роста промышленного производства, Россия оставалась по существу страной аграрной, жизнь в которой определялась состоянием сельского хозяйства. Именно на сельхозпроизводство приходилась почти половина национального дохода. Согласно переписи 1897 года, в сельском хозяйстве были заняты 78% населения страны. Крестьянское хозяйство было основным производителем хлеба в стране, обеспечивая 88% валового сбора зерна и около половины товарного. Развитие крестьянского хозяйства, его капитализация проходила медленно, учитывая широкое распространение пережитков крепостничества, крестьянского малоземелья и чересполосицы. Значительная масса крестьян отработками, огромными податями и арендой была низведена до нищенского существования.

Таким образом, мы можем констатировать, пожалуй, важнейшую отличительную черту России того времени, а именно огромный разрыв между промышленным и сельскохозяйственным производством, этими двумя основными отраслями экономики страны. Более того, этот разрыв постоянно увеличивался: пережитки крепостного права препятствовали дальнейшему развитию сельского хозяйства, в то время как промышленное развитие, наоборот, стремительными темпами набирало обороты.

Это обстоятельство, помноженное на кризис российской экономики 1900-1903 годов и ошибочные действия центральной власти, привело к острейшему политическому кризису, который перерос в массовые выступления, получившие позже название «Первой русской революции» 1905-07 годов.

На фоне революции и растущего понимания необходимости реформ, в котором оказались едины и императорское правительство, и, возможно, исходя из совершенно других интересов, торгово-промышленная буржуазия, либерально настроенные интеллигенция и помещики, часть чиновничества, стала возможной аграрная реформа, известная теперь как «Столыпинская реформа», названная так по имени П.А. Столыпина, председателя Совета министров и министра внутренних дел Российской Империи. Эта реформа являла собой последний крупный реформаторский проект императорской России, масштабный по своей широте, передовой по своим идеям, который принес ощутимые результаты, коренным образом поменял ситуацию в деревне, на время закрепил инициативу власти в вопросах переустройства земельных отношений.

Однако нельзя не отметить, что столыпинские преобразования носили запоздалый характер. Они осуществлялись в предельно сжатые сроки, при широком использовании административного ресурса Министерства внутренних дел. Реформы встречали яростное сопротивление, что стало причиной их неровности и незавершенности.

Следует отметить, что программа Столыпина, по сути своей, была совокупностью проектов законодательных и нормативных актов, разработанных рядом министерств и ведомств и направленных на изменение не одной, но множества сфер жизни российского общества. Часть из этих мер была реализована, часть осталась лишь в проектах. Не все проекты - результат деятельности самого Столыпина и его помощников. Многие перешли к нему, так сказать, по наследству. В научных и популярных трудах по истории России описываемого периода достаточно хорошо освещена деятельность чиновников Министерства внутренних дел под руководством товарища (заместителя) министра В.И. Гурко, которая готовила проекты, направленные на осуществление крутого и благотворного поворота в том, что касалось внутренней политики государства.

Таким образом, именно Министерство внутренних дел было главным источником указанных выше планов и законодательных инициатив. Мы остановимся на роли Министерства внутренних дел, обладавшего в России широчайшим кругом полномочий в разработке и осуществлении аграрной реформы.

Глава 1. Исторические условия и предпосылки для проведения аграрной реформы в России к началу 20 века

В начале 20 века окончательно сформировалась территория и государственные границы Российской Империи. Территория ее составляла 22,2 млн. кв. км, и по площади она занимала второе место в мире после Британской империи. Однако если учитывать особенности управления британскими колониями и доминионами, входившими в состав империи, именно Россию следует с полным правом называть крупнейшим государством мира. Численность населения с конца 19 века по 1913 год возросла почти на одну треть и составила около 160 млн. человек.

Особенностью государственного и общественного устройства страны было схождение и переплетение старых и новых черт, часто контрастировавших, часто входивших в прямое противоречие. Вся исполнительная и законодательная власть была сосредоточена в руках государя императора, самодержавно правившего огромной страной, опираясь на два привилегированных класса - дворянство и духовенство. Картина эта весьма напоминала ту, что существовала во Франции 17-18 века. Россия, фактически, была полицейским государством, в котором главным министерством являлось Министерство внутренних дел со своим огромным аппаратом. Сохранялось сословное разделение общества. У отдельных сословий и социальных групп (дворянство, духовенство, казачество) имелись свои привилегии, недоступные другим сословиям и социальным группам.

Личные свободы и права не были закреплены или их формирование только начиналось. Политическая и общественная деятельность жестко контролировались. Политические партии и профессиональные союзы были запрещены.

Тем не менее, такое положение дел вступало во все более жесткое противоречие с реалиями российской жизни. Промышленное развитие, модернизация, ускоряли формирование и усиление новых классов - промышленной буржуазии и пролетариата. Бум городской жизни, развитие культуры, искусства, образования, науки, объективно приводил к размыванию сословных границ, усилению самосознания представителей так называемого «третьего сословия» - буржуазии, пролетариата, крестьянства. При этом следует отметить, что вместе с ростом самосознания росли и политические амбиции, требования признания своей общественной роли буржуазии и пролетариата.

Необходимо кратко остановиться на сословиях и социальных группах Российской империи, поскольку именно конфликт между ними привел к выступлениям 1905-07 годов, и, следовательно, подтолкнул реформы.

Дворянство - первое сословие и политический столп, на котором стояло российская государственность. Именно они определяли политическую жизнь страны, ведь именно представители этого сословия занимали ключевые позиции в центральных и местных органах управления. Они же были крупнейшими землевладельцами. Учитывая отмеченное выше особое положение сельского хозяйства в стране, это гарантировало дворянам не только юридический, но и фактический контроль в стране.

Духовенство - второе сословие, не платившее податей, не несшее воинскую повинность. Церковь, занимая очевидно подчиненное положение в стране по отношению к царской власти, обладало, тем не менее, огромным имуществом. В ее владении находились около 2 млн. десятин земли, дома, больницы, приюты, типографии и т. д.[1]. Главной государственной ролью церкви предполагалось идеологическая поддержка самодержавной власти и контроль за духовным обликом общества.

Стоит в качестве привилегированной группы отметить и казачество, осуществлявшее охрану границ государства и остававшееся всегда опорой самодержавия. В обмен оно получало изрядную долю внутренней независимости, а также целый ряд социальных льгот, таких, как, к примеру, бесплатное здравоохранение.

В общественной жизни особая роль отводилась чиновничеству, которое, впрочем, было невероятно разделено и по имущественному положению, и по социальному статусу. Благосостояние чиновников высших рангов резко отличалось от уровня жизни мелких служащих.

На начало 20 века приходится, как указывалось выше, резкий рост российской буржуазии. Тем не менее, политический вес этого класса был совершенно несоразмерен тому влиянию, которое он фактически оказывал на жизнь страны.

Самым многочисленным классом в России, разумеется, являлось крестьянство. К тому моменту истории положение крестьянства было плачевным. Крестьяне не могли свободно распоряжаться своими наделами, платили выкупные платежи. На них не распространялась юрисдикция суда присяжных, и они могли подвергаться телесным наказаниям.

Медленное, еле заметное, но, тем не менее, развитие сельского хозяйства привело к расслоению в его рядах, появление зажиточных крестьян - «кулаков». Впрочем, это расслоение никак не сказалось на естественно единой позиции крестьянства по отношению к помещичьему землевладению и самим помещикам, которых все крестьяне, не смотря на свое материальное положение, считали своим основным противником.

Особым классом общества, самым молодым и одним из самых быстро развивающихся, был пролетариат, который в то время уже составлял одну пятую часть населения. Росту его числа способствовал целый ряд факторов - от уже упоминавшегося промышленного прогресса до кризисного положения в российской деревне. Крестьяне уходили в города, чаще всего становясь рабочими на производстве. Следует отметить, поскольку это является одним из факторов, приведших к волнениям, тяжелые условия труда и быта рабочих не имели того уровня защиты, того уровня признания своих прав как в Европе. Профессиональные союзы были запрещены, нелегальные политические партии и легальные общественные организации, скорее, выступали в роли вторичных эксплуататоров, используя зарождавшееся рабочее движение в своих собственных целях.

Естественный, несмотря на все кризисные и тяжелые явления, постепенный рост благосостояния привел и к увеличению числа интеллигентской прослойки в обществе. Это ученые, врачи, юристы, писатели, артисты и т.д. Их голос также становился все громче.

Краткое описание ситуации приводит к выводу о том, что в России в начале 20 века переплелись сословные, классовые и национальные противоречия. Эти противоречия становились все более и более острыми, нетерпимыми. Остроты ситуации прибавляли и несбывшиеся надежды на реформы, с которыми после весьма консервативного, даже реакционного, правления императора Александра Александровича, люди связывали восшествие на престол Николая Александровича. Рост числа массы радикальных подпольных организаций и партий левого толка, только усугубляли положение. Наконец, следует отметить, что в самом правительстве, которое, разумеется, отдавало себе отчет о ситуации в стране, не было единого мнения по поводу того, как выходить из кризиса.

Министр финансов С. Ю. Витте, министр внутренних дел П. Д. Святополк-Мирский высказывались о необходимости проведения экономических, политических и социальных реформ, с целью приведения государственного устройства России в соответствие с установками развивающегося индустриального общества; обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, председатель Комитета министров И.Н. Дурново, министры внутренних дел Д.С. Сипягин, В.К. Плеве, П.Н. Дурново отрицательно относились к переменам в экономической жизни, выступали за подавление недовольства сугубо репрессивными методами.

Большое внимание к событиям 1905-07 года обуславливается тем, что последовавшие государственные реформы - политическая и аграрная - находятся в прямой и непосредственной связи с этими событиями.

К 1905 году активность рабочего движения возросла. На 1900-04 годы пришлось около 1000 стачек, в которых принимало участие более 430 тыс. человек. Крупные промышленные районы были охвачены забастовками, причем сам характер выступлений рабочих изменился. Помимо экономических (улучшение условий труда) стали выдвигаться политические требования (упразднение самодержавия, введение демократических свобод). Появились ранее неизвестные формы протеста - всеобщие стачки и политические демонстрации. В ряде случаев рабочие добивались осуществления своих требований. Масштаб движения и сплоченность рабочего класса произвели впечатление на правительство. Оно всерьез занялось решением рабочего вопроса не только репрессивными мерами, но и путем законодательного регулирования взаимоотношений предпринимателей и рабочих.

Выступления крестьян также усилились. Власти отмечали в 42 губерниях европейской части России примерно 600 волнений. Однако крестьяне в протестах не касались самодержавных устоев. Их требования ограничивались разделом помещичьей земли, сокращением налогов и повинностей, критикой правительства исключительно в его подходе к аграрному вопросу.

Выступления крестьян были жестко подавлены. Достаточно упомянуть пример Полтавской и Харьковской губерний, куда было введено более 10 тысяч солдат. Наказаниям подвергались целые села: крестьян отдавали под суд, ссылали на каторгу. Ущерб, понесенный помещиками, правительство оценило в 800 тысяч рублей и обязало его возмещать крестьянам в виде дополнительного налога.

Тем не менее, уже тогда в правительственных кругах росло понимание того, что силой аграрно-крестьянский вопрос не решить. В 1902 году учреждается «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности».

С. Ю. Витте выдвинул предложения о расширении имущественных и гражданских прав крестьян, о переходе от общинного к хуторскому землевладению, но консервативная бюрократия оценили их как преждевременные, а высочайший Манифест 1903 г. лишь подтвердил неприкосновенность общинного землевладения. Позже был принят ряд законов, который облегчал отдельным категориям крестьян выход из общины, позволял им переселяться на казенные земли и уравнивал крестьян в правах с другими сословиями. Но эти небольшие послабления проблемы уже не решали. На фоне этого в 1905 году начались массовые протесты, вылившиеся в революцию.

Выступления следует характеризовать как общенародную революцию, поскольку в ней по одну сторону баррикад оказались представители самых разных социальных групп - от рабочих и крестьян, до служащих, интеллигенции, представителей средней и мелкой буржуазии, не говоря уж о солдатах и матросах. Этот общенародный характер был отражен и в заявленных целях:

1) ликвидация самодержавия;

2) созыв Учредительного собрания;

3) уничтожение сословного неравенства;

4) провозглашение свободы слова, собраний и объединений;

5) наделение крестьян землей и устранение помещичьего землевладения;

6) установление восьмичасового рабочего дня.

Не останавливаясь на подробном разборе хода революционных выступлений, следует сразу перейти к итогам, как к теме, наиболее прямо касающейся разбираемого вопроса.

Ответом правительства стал высочайший манифест, вводивший ограниченные права и свободы, разрешавший деятельность политических партий и организаций и создававший новый властный орган - Государственную думу, права которой были, разумеется, ограничены. Изменения затронули правовой статус граждан империи:

1) вводились демократические свободы,

2) отменялась цензура,

3) разрешалось образовывать профсоюзы и политические партии.

Широкими политическими правами наделялась буржуазия. В лучшую сторону переменился жизненный уровень рабочего класса. Выкупные платежи для крестьян отменили. Власть земских начальников претерпела ограничения, увеличилась свобода передвижения крестьян. Именно с этого момента начинается аграрная реформа, в которой стали разрушать общину и укреплять положение крестьян на земле.

Участие в аграрной реформе Думы - вопрос отдельного исследования. Необходимо подчеркнуть, что и I Государственная Дума (апрель-июнь 1906 г.), и II Дума (февраль-июнь 1907) всерьез занимались этой проблемой.

Этому вопросу посвящены предложения думских фракций. Кадеты и трудовики (I Дума) требовали организации государственного земельного фонда, составленного из казенных, монастырских, удельных и части помещичьих земель. Но, если кадеты предлагали не трогать рентабельные помещичьи имения и выкупать у помещиков за счет государства изъятые земли, то трудовики высказывались за отчуждение всех частновладельческих земель безвозмездно, при этом оставляя их хозяевам минимальную часть. Позднее трудовики предложили еще более радикальный проект: полное уничтожение частной собственности на землю, приравнение природных ресурсов и недр к общенациональному достоянию.

Проект черносотенцев (II Дума) подразумевал сохранение помещичьей собственности в целостности, изъятие крестьянских земель из общины и дальнейшее ее разделение в виде отрубов между крестьянами. Этот вариант полностью отражал представление властей о реформе.

После роспуска Думы, реформа стала целиком делом правительства. Стоит повторить: революция 1905-1907 гг. ясно дала понять, что благополучие существующего строя зависит, в первую очередь, от решения крестьянского вопроса. В 1906 году министр внутренних дел П. А. Столыпин назначается на пост председателя Совета Министров. Его основная политическая идея заключалась в том, что лишь при функционировании сильной государственной власти возможно успешное проведение реформ. Этим объясняется соединение репрессивных, формально реакционных, мер и прогрессивное содержание реформ.

Основой аграрной реформы становится курс Столыпина на индивидуализацию крестьянского хозяйства. По мнению Столыпина, преобразования в деревне послужат толчком к изменению различных сфер страны. Вследствие этого столыпинская программа содержала широкий перечень внутриполитических, экономических, социальных и культурных преобразований.

Глава 2. Ход аграрной реформы и участие МВД в её осуществлении

Нет ничего удивительного в том, что ключевую роль в начале аграрной реформы России сыграло ведомство, казалось бы, далекое от сельского хозяйства - Министерство внутренних дел России[2], созданное по инициативе графа М.М. Сперанского в 1802 году. Тому были свои причины.

К началу 20 века Министерство, наряду с рядом ведомств, не имевших ни силовой составляющей, ни широких полномочий (министерство путей сообщения, министерство по общественному управлению, и некоторые другие), являлось, фактически, главным представителем центральной власти на местах. Ни одно другое ведомство России не могло бы провести столь масштабные преобразования.

Особо следует отметить чрезвычайную близость ведомства к проблемам крестьянства. Именно на это Министерство, а вовсе не на министерство по общественному управлению, хотя это казалось более логичным, еще в 1900 году была возложена обязанность по делам, связанным с обеспечением продовольственных потребностей сельских обывателей (этим занималась особая продовольственная часть в земском отделе Министерства). Таким образом, видно, насколько близко чиновники и служащие Министерства были к крестьянским делам, насколько информация о положении в сельской местности, получаемая МВД, была, что называется «из первых рук». И это при том, что в империи вполне существовало министерство земледелия. Охранительная роль, которую с самого начала было призвано выполнять МВД, позволяло его руководству иметь четкое и не приукрашенное представление о тех вызовах и угрозах, которые указанные выше социальные и экономические противоречия несли российской государственности.

Вспоминая слова министра Столыпина о том, что России необходимы 20 лет покоя для превращения в совершенно новое государство, надо помнить, что произнесены они были не заядлым агитатором и ритором, но человеком, в силу своих полномочий, обладавшим исчерпывающей информацией о состоянии российского общества, тенденциях, подводных течениях, резервах и возможностях. И, разумеется, в Министерстве лучше всего имели представление о тех мерах, которые необходимо принять для решения проблем России. Таким образом, Министерство внутренних дел имело всю необходимую информацию, все необходимые возможности и, главное, волю к проведению реформы. Не хватало лишь полномочий, однако эта проблема была решена, как это ни парадоксально, самими крестьянами. Весной 1906 года усилились аграрные волнения, заставившие прислушаться к мнению министра внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина о необходимости реформ. 8 июля, в день роспуска Первой государственной думы министр Столыпин был назначен и председателем Совета Министров. Для него и для всех его современников это назначение фактически означало получение неограниченных полномочий в деле проведения реформы.

Принятая правительством программа реформ содержала в себе, главным образом, стремление упрочить позиции крестьянства, сделать его опорой самодержавия, не разрушая при этом землевладения помещиков. П.А. Столыпин царским указом от 9 ноября 1906 г. отменил закон 1893 г., затрагивающий непосредственным образом неприкосновенность общины. Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего Закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» указывал на право каждого домохозяина, который владел надельной землей в общине, требовать в свою личную собственность полагающуюся ему часть земли.

Согласно указу крестьяне наделялись правом свободного выхода из общины с закреплением в личную собственность полагающейся им части общинной земли. При помощи указа планировалось решение двух задач. Первая заключалась в создании в деревне крепких крестьянских хозяйств на собственной земле, в будущем способных стать опорой царизма и подъем сельского хозяйства. Осуществление этих указов и контроль за их соблюдением всеми подданными Российской Империи естественным образом легло на Министерство внутренних дел. В 1910 году после обсуждения и принятия в III Думе указ трансформировался в закон. В 1911 г. вышел закон о землеустройстве, который ускорял преобразовательные процессы в деревне.

Благодаря указу стало возможным выделение некоторой массы крестьян с землей, что вело к внутреннему разрушению общины. Для категории выделившихся создавались условия, при которых можно было узаконить частную собственность на землю и создать свое фермерское хозяйство без посягательства на земли помещиков. Впоследствии аграрное законодательство Столыпина было построено на положениях указа.

В осуществлении аграрной реформы ведущую роль играл Крестьянский банк, которому император в 1906-1907 гг. передал государственные и удельные земли для последующей продажи крестьянам. Крестьянство и предприниматели могли купить или взять в кредит раннее принадлежавшие помещикам земли у Крестьянского банка.

Второй задачей аграрной реформы являлось переселение крестьян на восток страны, в котором в основном участвовали бедные слои. Стоит отметить, что полученный земельный надел крестьянин мог продать и переселиться в город или перебраться в осваиваемые участки страны. Правительство старалось помочь крестьянам переселиться на Урал. Переселенцы могли получать большие суммы кредитов.

Возможность переселения крестьян юридически закрепил закон 6 июля 1904 г., устанавливающий сложную процедуру для получения разрешения на переселение. Свобода переселения была установлена 9 марта 1906 г., после того как Николай II утвердил положение Совета министров «О порядке применения закона 1904 г.».

Не всегда, надо сказать, роль МВД в осуществлении отдельных элементов земельной реформы было непосредственным. Так, масштабной программой переселения крестьян в восточные части страны, в первую очередь, в Сибирь, занималось переселенческое управление при Главном управлении землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ), созданного в 1905 году на базе министерства земледелия и государственных имуществ. Тогда же в его состав вошло и переселенческое управление, ранее находившееся в составе Министерства внутренних дел. Фактически, грандиозной программой переселения 2,8 млн человек, приведшей к громадному прорыву в экономическом и социальном развитии Сибири, увеличению населения региона на 153%, расширение - на 80% (все данные - за период с 1906 по 1913 годы) посевных площадей, руководили чиновники и служащие, всю свою жизнь проработавшие в МВД, сохранившие полученные там навыки и лояльность П.А. Столыпину, которого продолжали считать своим руководителем. Кстати говоря, как говорил известный специалист в области истории России 20 века, Джудит Пэллот, известные меры 1905-1906 годов, по передаче ряда полномочий МВД в ГУЗиЗ проходило в связи с пониманием руководства Министерства внутренних дел особого значения реформы и необходимости существования особого органа, своего рода «министерства по делам реформы», в которое будут фактически откомандированы представители МВД, при том, что за ведомством сохранится общая роль контролера и регулятора.

Однако было бы неверно рассматривать роль Министерства внутренних дел в «реформе Столыпина» исключительно с точки зрения контроля или исполнения. МВД, как уже указывалось выше, обладая несравнимо более детальной, актуальной и точной информацией о ситуации в сельском хозяйстве, чем любое другое ведомство Российской империи, занималось созданием долгосрочных программ развития аграрного хозяйства. Достаточно вспомнить работу Комиссии МВД по разработке мер к поднятию сельского хозяйства, которая подготовила одновременно и необыкновенно прогрессивную и, при этом, относительно малозатратную программу совершенствования инфраструктуры аграрного сектора за счет совершенствования судоходства на реках, благоустройства торговых портов и улучшения местных сухопутных транспортных магистралей, благодаря которым осуществлялась перевозка сельскохозяйственной продукции. Программа уделяла большое внимание мерам по созданию в России государственной сети элеваторов, куда крестьянин мог сбывать хлеб, тем самым освобождаясь от власти перекупщика. Помимо этого на элеваторную систему планировалось возложение обязанности обеспечения крестьян семенным материалом и содержания хлебных запасов на случай возможных неурожаев, а также создание системы крестьянского кредитования под будущий урожай. В целях наиболее адекватного учета местных нужд предлагалось, как говорилось в материалах комиссии, «увеличить основные капиталы земств»[3].

Еще большую роль сыграло в осуществлении аграрной реформы созданное указом Совета министров Особое совещание для подготовки решения вопросов, касающихся согласования с Высочайшим манифестом 3 ноября 1905 года законоположений о праве крестьян на надельные земли. Возглавлял Совещание управляющий Земским отделом МВД В.И. Гурко. Деятельность этого органа выработала положение, согласно которому «каждый член в обществах, в коих не было передела вовсе более 24 лет, вправе требовать укрепления в частную собственность доли общественной земли по фактическому владению»[4]. По тем общинам, где переделы имели место, укрепленцы должны были платить за излишки (по надельным нормам) по средней выкупной цене на 1861 год, т.е. приобретали землю фактически за бесценок. Излишки земли, таким образом, становились своеобразной премией крестьянам за выход из общества. Совещанием, напоминает известный исследователь столыпинской реформы С. Д. Домников, были разработаны и ключевые положения о земельных обществах, владеющих надельными землями, и об актах на надельную землю. Следует ли говорить, что само Особое совещание существовало в рамках Министерства внутренних дел. То есть, еще до начала аграрной реформы, вошедшей в историю под названием столыпинской, и даже до того момента, как сам Петр Аркадьевич Столыпин был назначен министром внутренних дел, само министерство активнейшим и непосредственнейшим образом принимало участие в ее подготовке.

Что же касается хода реформы, то следует отметить несколько моментов. Для реализации аграрной реформы правительство применяло все имеющиеся силы, вплоть до передачи государственных и удельных земель.

Для стимулирования хуторян вводились дополнительные льготы: ссуда выдавалась на всю стоимость земли. Товарищества должны были вносить сразу лишь 20% наличными, а отрубники - 5 %. Крестьянский банк сдавал участок земли в аренду до 3-х лет тем покупателям земли, которые не имели денег для взноса задатка. Политика банка предполагала выдачу ссуд на приобретение земли по сделкам, оформленным крестьянами при его участии, ссуд под залог земель, ранее купленных крестьянами без участия банка, ссуд под залог надельных земель. Помимо этого банк содействовал в делении на участки земли, которая продавалась частными собственниками.

Правительство всячески поддерживало переселенцев за Урал. За период с 1906 по 1914 гг. при содействии МВД за Урал отправилось 3 772 151 человек. За время проведения реформы было выпущено из специальных землемерных училищ до 6500 землеустроителей, увеличено финансирование на распространение сельскохозяйственного образования. Правительство устанавливало льготы на приобретение сельскохозяйственной техники, новейших сортов семян, удобрений и скота, способствовало обучению ведения образцового хозяйства, оплачивало заграничные командировки крестьян по обмену опытом.

В 1905 г. на Европейскую часть России приходилось около 12,3 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. имений помещиков; в общине сосредотачивалось 9,5 млн. крестьянских хозяйств. С 1906 по 1916 г. из общины вышло 2,5 млн. крестьянских хозяйств. К выделившимся относились как беднейшие крестьяне, продававшие землю и уходившие в город, так и зажиточные крестьяне. Выдел из общины, в основном, не сопровождался переходом к хуторскому или к отрубному хозяйству. Порядка 10 млн. десятин земли к завершению 1916 г. отошло от помещиков к крестьянам, причем, к ее зажиточной прослойке.

Огромное же число бедняков оказалось в числе переселенцев, двигавшихся на Урал. Далеко не всем из них удалось обустроиться. Около 500 тыс. переселенцев, испытывая немалые трудности, возвратились обратно. Переселенцы же зачастую не могла завладеть собственными хозяйствами и уходили работать к местным хозяевам.

Глава 3. Последствия аграрной реформы

Последствия аграрной реформы Столыпина следовало бы разделить на экономические, и социальные. Не секрет, что аграрная реформа, по замыслу Столыпина, была лишь частью более масштабных изменений в стране. За время реализации аграрной реформы в сельском хозяйстве произошли колоссальные изменения. За промежуток времени с 1905 по 1913 гг. площадь посевов увеличилась на 10%. Валовой сбор зерна вырос с 1900 по 1913 г. в 1,5 раза, технических культур - в 3 раза. Россия в масштабах мирового рынка производила 18% пшеницы и 52% ржи, поставляя 25% мирового экспорта зерна. В ценовом выражении экспорт зерна по сравнению с концом 19 века вырос на 1 млрд. рублей[5]. В качестве важнейших итогов аграрной реформы стоило бы отметить подъем товарности сельского хозяйства, рост покупательной способности населения.

Благотворно повлияла реформа и на состояние страны в целом. Напомним, что Россия была аграрной страной, поэтому все, что случалось в сельском хозяйстве не могло не отразиться и на других сферах. Именно поэтому с переменами в аграрной сфере связаны и другие достижения. Накануне Первой Мировой войны Россия по темпам роста экономики занимала пятое место в мире. Так, инвестиции в промышленность увеличились на 1,5 млрд. руб.

За период 1911-1913 гг. произошел прирост народного богатства, который в год в среднем составил 3331,4 млн. руб. За 1908 - 1913 гг. увеличилась стоимость основных фондов: в сельском хозяйстве на 10,3%, на железнодорожном транспорте - на 18,6% в жилищном строительстве - на 26%, в торговле - на 31%, в промышленности - на 41% [6].

При этом отмечался рост фондов по территориальному признаку: в городах примерно на 31%, в деревне - 21%. За 1909 - 1913 гг. объем производства в промышленности повысился в 1,5 раза. Прирост в тяжелой промышленности составил 174,5%, в легкой - 137,7%. За первые 13 лет 20 века доля России в мировом промышленном производстве повысилось на 5,3% [7]. С 1910 стал расти и оказался профицитным государственный бюджет, чему способствовало развитие в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта и средств связи. Увеличились выдачи мелкого кредита, свидетельствующие о распространении частного предпринимательства.

За время столыпинских преобразований в России увеличилось количество предприятий торговли, товарных бирж, получила еще большее развитие ярмарочная торговля. Произошло увеличение объема внешней торговли и образование широкого рынка для промышленности. Прослеживалась устойчивая тенденция к росту жизненного уровня всех слоев населения, возросла потребность в основных продуктах питания, вырос доход работников занятых на производстве и в сельском хозяйстве, появились заметные улучшения в области здравоохранения. Начальное, среднее, общее и специальное образования подверглись существенным изменениям.

Говоря о социальном аспекте реформ, следует признать, что здесь усилия Столыпина большим успехом не увенчались. Разумеется, заметны изменения и здесь. Социально - культурный облик России поменялся благодаря движению страны вперед в экономической и культурной сфере. Правительство Столыпина стремилось к благоустройству городов и поселков городского типа. В рамках разработанных мер осуществлялось проведение канализации, водопровода, телефонизации, электрического освещения, трамвайных линий). Произошли заметные улучшения в облике российской деревни.

Статистика и отзывы экспертов утверждают о том, что претворенная в жизнь программа П.А. Столыпина привела к значимым позитивным результатам. Россия стала преображаться и превращаться в истинно великую мировую державу. Тем не менее, работа Столыпина, нацеленная на преобразование социально-экономического базиса как альтернативе революции (ограничение монархического правления, а не его свержение), провалилась.

Заключение

Важность реформ П.А. Столыпина в России невозможно переоценить. Его преобразования условно разделили страну на старую и новую, на два совершенно разных состояния государства. Сам Столыпин не сомневался в том, что его реформы помогут России встать на новый путь развития. Однако его преобразования не были доведены до конца. Тем не менее, исключительность П.А. Столыпина как государственного деятеля-преобразователя состоит как раз в том, что он едва ли не первым взял курс на системное реформирование России, который создал возможность выхода из сложной обстановки и позволил решить проблему конкурентоспособности страны на мировом уровне. Осуществление данного курса не возможно было без опоры на такое сильное ведомство как Министерство внутренних дел.

Однако все-таки человеческий фактор стал важнейшим условием достижения качественного результата преобразований. Появилась возможность делать свой выбор, приложив свой ум и талант, трудолюбие и сноровку в любых сферах жизнедеятельности. Политика Столыпина образовала иные ценностные ориентиры. Появлялось стремление к получению общего и специального образования, избрать профессию, которая больше всего отвечала бы склонностям и способствовала дальнейшему раскрытию внутреннего потенциала личности. Возросло число желающих принять участие в общественной и политической жизни в столице, губернском и уездном городе, поселке и в деревне. Все это указывало на то, что происходящая перестройка задала мощное движение вперед. По сути, в период столыпинских реформ был заложена новая модель поведения личности, которой стало не безразлично будущее своей страны.

Разбирая и сравнивая положительные и отрицательные моменты столыпинских реформ, с уверенностью можно сказать, что позитивные итоги стояли намного выше возникших издержек. Министр внутренних дел П.А. Столыпин не только разработал план новой России, но и заложил краеугольный камень, служивший опорой наступающим изменениям в жизни общества. Это, собственно говоря, и является его огромной исторической заслугой, выполненным долгом перед горячо любимой им Россией.

Список используемой литературы

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник, 2-е издание. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 520с.

2. Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. - М.,2001.- Режим доступа: http://www.library6.com/index.php/library6/item/%D1%82%D1%8E%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%BD-%D0%B2%D0%B3-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0.

3. Илларионова Е.В. А.С. Фомина А.С., С.А. Гуськов С.А. Отечественная история.- Москва, 2010.- С.88-93. - Режим доступа: http://www.bytic.ru/mesi/bytic4/%D0%9F%D0%9E%D0%A1%D0%9E%D0%91%D0%98%D0%AF%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%AE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F.pdf.

4. Могилевский К. И., Соловьев К. А. П.А. Столыпин: личность и реформы. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1051124/.

5. Аврех А. Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991.- Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/986663/.

6. Кириллов А.К., Немзоров Е.Р., Ус Л.Б., Шиловский М.В., Коновалова Н.В., Белый Н.С. Очерки по истории России. XX век учебное пособие. Раздел I. Россия в начале ХХ века. Тема 2. Реформы П.А. Столыпина и Государственная Дума. § 2. Аграрная реформа Столыпина. - Режим доступа: http://ayp.ru/library/ocherki-po-istorii-rossii-xx-vek-uchebnoe-posobie/7390

7. Мацузато Кимитака. Отечественная история, 1992, № 6.- С.194. - Режим доступа: http://annales.info/rus/small/macuzato.htm.

8. Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого. Часть II. Наша внутренняя политика за время управления Министерством внутренних дел В. К. Плеве. Глава 2. Крестьянский вопрос. - Режим доступа: http://www.historichka.ru/istoshniki/gurko/2_2.html.

9. Хакиев Р.Ш. Столыпинские реформы. 2. Аграрная реформа Петра Столыпина. - Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/stolp/2.shtml.

10. Домников С.Д. Столыпинская программа аграрной модернизации России. - Режим доступа: http://philosophy.ru/iphras/library/reform/10.htm.

11. А.П. Корелин. Сельское хозяйство России на рубеже XIX- начала XX вв. - Режим доступа: http://www.stolypin.ru/proekty-fonda/entsiklopediya-petr-arkadevich-stolypin/?ELEMENT_ID=254.

12. Аграрная реформа. - Режим доступа: http://www.stolypinpetr.narod.ru/agrar.htm.

13. Столыпинская аграрная реформа 1906-1917 гг. - Режим доступа: http://sarist.narod.ru/tema50.htm.

Примечания

[1] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 2-е издание. М., 2004. C. 411.

[2] Далее Министерство.

[3] Домников С.Д. «Столыпинская программа аграрной модернизации России». [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/iphras/library/reform/10.htm. (дата обращения: 28.10.2014).

[4] Там же.

[5] А.П. Корелин. «Сельское хозяйство России на рубеже XIX- начала XX вв.». [Электронный ресурс]. URL: http://www.stolypin.ru/proekty-fonda/entsiklopediya-petr-arkadevich-stolypin/?ELEMENT_ID=254. (дата обращения: 28.10.2014).

[6] Там же.

[7] Там же.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top