Саркулова В.П.

Сталинград долгое время (до 1925 г. Царицын, с 1961 г. Волгоград) не был городом с развитой традицией коллекционирования предметов живописи или музейного дела в этой сфере. Дважды в ходе Гражданской и Великой Отечественной войн его музейные собрания были утрачены. Мало что знаем мы и о художниках той поры и их работах. Послевоенное время наконец-то зародило и сформировало устойчивое развитие этого направления регинальной культуры.

История творческих союзов художников в Сталинграде началась с 1924г., когда здесь была открыта Ассоциация художников революции (АХР). В 1935 г. она была преобразована в Сталинградский Союз советских художников, а с 1959 г. Сталинградское отделение Союза художников РСФСР.

С этой организацией связанно дело культурного строительства и художественная жизнь города в советский период.

В годы Великой Отечественной войны многие сталинградские художники ушли на фронт или покинули сражающийся город. Сам Сталинградский Союз советских художников был эвакуирован.

Возрождение его деятельности началось еще в 1943 г., когда в только что освободившемся городе прошла первая выставка работ вернувшихся в практически уничтоженный Сталинград художников[1].

Стремительно увеличивался и количественный состав Союза художников. На 10 октября 1955 г. Союз насчитывал 25 человек, но уже на 1 марта 1960 г. возрос до 65 человек. На 22 апреля 1969 г. число членов и кандидатов составляло 70 человек[2].

К 1 июля 1966 г. в Союзе имелось уже 6 секций: живописная – 28 человек, скульптурная – 10 человек, графическая – 11 человек, художников театра и кино – 2 человека, художников прикладного искусства – 2 человека и искусствоведы – 1 человек.

Постановлением Президиума Правления Художественного фонда РСФСР от 17 апреля 1969 г. Волгоградскому отделению Союза художников была утверждена смета творческих и социально – бытовых расходов на 1969 г. в сумме 20 358 руб.[3] Постановление включало в себя 3 раздела: обслуживание художников в творческой работе, материально – бытовое обслуживание художников и их семей и дотации по эксплуатации предприятий бытового и культурного обслуживания.

В годы советской власти искусство декларировалось государством не как образное осмысление, прежде всего, внутреннего мира самого творца или «прекрасное ради прекрасного», а как средство преобразования окружающего мира и создания нового советского человека; формирования новой, противостоящей буржуазной, эстетики; вклад в дело социалистического строительства, что нашло отражение в уставе Союза.

Первый устав Союза художников был принят в 1944 г[4]. В нем союз ставил своей задачей: всемирное и активное участие в соцстроительстве средствами изобразительного искусства. Непременным условием творческого и идейного роста советского изобразительного искусства объявлялась неразрывная связь с рабочим классом, колхозным крестьянством, трудовой интеллигенции и всей советской общественностью под руководством коммунистической партии.

Были определены условия членства в союзе - ими могли быть квалифицированные художники, критики и искусствоведы, творческие и общественные лица. Условиями для приема в союз было обязательное высшее или среднее художественное образование, самостоятельная творческая работа и участие на выставках не менее 2-х лет.

Руководящими органами Союза являлись общее собрание и Правление. Общее собрание было высшим органом Союза. В его ведения находилось установление общих творческих основ деятельности Союза; рассмотрение и утверждение отчета Правления и доклада ревизионной комиссии; утверждение инструкции Правления и ревизионной комиссии. Созыв общего собрания был обязателен также по требованию ревизионной комиссии или одной десятой членов Союза. Общее собрание считалось состоявшимся при наличии не менее 50% от общего числа всех членов Союза. Все дела на общем собрании решались простым большинством голосов.

Правление Сталинградского Союза приводило в жизнь решения общих собраний и утверждало план деятельности Союза и всех его подразделений и руководило работой Союза между собраниями. Правление приводило прием и исключение из членов Союза, разрешало вопросы об образовании и ликвидации фондов. Избиралось Правление общим собранием членов в количестве установленном общим собранием, сроком на 2 года. Правление выбирало из своей среды председателя, его заместителя, ответственного секретаря. Собрания Правления созывалось не реже одного раза в 2 месяца.

Можно сказать, что структура Союза была типичной для советских общественных организаций, исходящей из принципов демократического централизма.

В 1947 г. был принят новый Устав Союза художников, носивший временный характер[5]. В его разделы были включены новые пункты, которые закрепляют Союз как юридическое лицо, расширился перечень дел, находившихся в ведение Правления Союза художников. Произошли изменения в ряде процедурных вопросов, например, созыв общего собрания стал обязательным по требованию одной трети его членов, что говорит нам об усилении демократического начала. Собрания Правления теперь созывались не реже одного раза в месяц.

Сохранилось 2 устава 1947 г., вероятно второй временный Устав был создан в связи с дополнением к решению Исполкома Областного Совета депутатов трудящихся за № 32/1799 от 30 июля 1947 г. Во втором временном уставе Союз ставил перед собой задачи, которые раньше не было в его уставе. Одной из них является: «Идейно-политическое воспитание советских художников, помощь в овладении марксистско-ленинской теорией»[6].

Изменились некоторые положения по поводу членства в Союзе. Членами союза теперь могли быть граждане СССР, активно участвовавшие своим творчеством в развитии изобразительного искусства. В Правление Союза стали избирать тайным голосованием. Союз наделялся имущественными и другими правами.

Последние изменения связанны с усилением идеологизации искусства и всей жизни советских людей, которое было начато еще в 1930-е гг., когда хоть и ограниченный, но имевший место плюрализм 1920-х гг. сменяется диктатурой. В искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей, героики революции, труда и трудящихся.

В фондах Центра документации новейшей истории Волгоградской области нам удалось обнаружить стенограмму от 17 марта 1956 г. общего собрания членов и кандидатов Сталинградского отделения Союза советских художников, где обсуждались 2 проекта Устава: Устав Союза советских художников и Устав художественного фонда СССР[7]. Вопросы, стоявшие на повестке дня, касались, прежде всего, института кандидатов в члены Союза, за которым, по мнению некоторых, прятались «маломощные художники», о трудоустройстве художников, членских взносах, процедуре исключения из союза. Но был ли принят новые Уставы и нашли ли в нем отражение предложения сталинградских художников мы не знаем. Никаких сведений о них нам пока не удалось обнаружить.

Одним из основных направлений деятельности Сталинградского отделения Союза художников была в эти годы выставочная деятельность. В 1951 г. в двух фойе драматического театра им. М.Горького[8] была размещена тематическая выставка «Советские художники в борьбе за мир». Выставка была организована Комитетом по делам искусств при Совете Министров РСФСР и дирекцией Всекохудожник. На ней было представлено более 140 работ известных советских художников.

Только за 1952 г. и январь – июль 1953 гг. СО ССХ приняло участие в создании новых произведений к республиканской выставке в Москве в ноябре 1952 г. и юбилейной выставке в Сталинграде в феврале 1953 г., устройстве выставок сталинградских художников в учреждениях культуры города. Всего за это время организовано 7 выставок, из них 2 – отчетные[9].

В 1954 г. прошла своего рода юбилейная Сталинградская областная художественная выставка, десятая после окончания Великой Отечественной войны. В выставке участвовало 27 местных художников, всего было представлено 75 работ, 2 скульптуры и 40 работ в графике[10].

Большим творческим событием для местных художников стало проведение творческой конференции с участием делегаций из Горьковской, Ульяновской, Куйбышевской, Саратовской и Астраханской областей. Из тем докладов видно, что в искусствоведении задачи социалистического строительства превалировали. В качестве примера можно привести только два из прочитанных докладов: Х.А. Ушенина «Задачи советских художников в связи с решениями XIX съезда КПСС» и Б.А. Эренгросса «Проблема типического в изобразительном искусстве»[11].

Условием для развития творческой активности, правление СО ССХ видело в повышении идейного уровня деятельности художников, для чего «проводились лекции и доклады, художники посещали семинары по марксистско – ленинской эстетике при областном Управлении культуры, для них работали кружки партийного просвещения, проводились беседы, читки газет»[12], «регулярные занятия в кружках сети партийного просвещения по изучению «Краткого курса истории партии», материалов и решений XIX съезда КПСС и философии марксизма – ленинизма»[13].

Значительно окрепло Сталинградское отделение ССХ во второй половине 1950 – х гг. Союз пополнился молодыми художниками, большинство из которых получили специальное художественное образование в крупнейших художественных институтах: Ленинградском высшем художественно – промышленном училище им. В.И. Мухиной, Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, Московском высшем художественно – промышленном училище, Тбилисской академии художеств, Харьковском художественном институте[14].

В это время сталинградские художники стали активно участвовать в выставках не только Поволжских городов, но и столицы, например в 1959 г. в выставки «Советская Москва».

Правда в газете «Сталинградская правда» имеется статья заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации обкома КПСС С. Полунина в которой результаты творческой работы местных художников был оценены критически[15].

В статье говорилось, что пока, к сожалению, не было создано больших произведений, отражающий «дух эпохи». Одной из главных причин неудачи С. Полунин видит также в слабой связи с жизнью. По его мнению, художники не вникают в суть протекающих политических процессов и глубину общественных явлений. Посетители областных выставок, по его утверждению, не довольны тем, что они не видят образов своих современников, нет портретов передовиков промышленности и сельского хозяйства. Художники редко бывают на предприятиях города и в области. Редко организовывают передвижные выставки на предприятиях и в колхозах, да и тематика их не отвечает возросшим запросам населения.

В тоже время автор отмечает, что сталинградские художники стали участниками республиканских, всесоюзных и международных выставок. На Всесоюзной юбилейной выставке, посвященной 40-летию Советской власти некоторые работы наших художников были отмечены дипломами первой и второй степени. Среди них были работы скульпторов В. Безрукова «Первый урок», Л. Майстренко «На баррикадах», М. Павловского «Нефть пошла». Довольно широкое признание общественности получили произведения сталинградских художников связанных освобождением Сталинграда от немецких захватчиков и восстановлением города. Это такие произведения: А. Галькова «Соединение фронтов в районе Калача», Г. Печенникова «Эстакада Сталинградской ГЭС», И. Бирюкова «Утро Сталинградской ГЭС».

Эти успехи как считал С.Полунин объяснялись в большей степени в том, что в последние 2 года Сталинградское отделение Союза художников пополнилось новыми членами. Все они были квалифицированные художники, которые закончили специальные высшие учебные заведения.

Из плана выставочной деятельности Сталинградского отделения Союза художников на 1966 г. можем заметить, что планировалось провести 7 персональных выставок художников[16] не только в г. Волгограде, но и по районам области (г. Жирновск, г. Киквидзе, г. Котово, г. Камышин, г. Ленинск, г. Средняя Ахтуба), выставку посвященную дню 8 марта женщин – художниц Сталинградского Союза художников. В ней приняли участие: Н. Павловская, Н. Пирогова, Н. Черникова, Н. Рудченко, А. Ковальчук, А. Пышта и Ю. Романенко. С этой выставки сохранилась книга отзывов посетителей выставки, датируемая 1969 г. Многие посетители отмечали работы Н. Павловской как пробуждающие в людях добро[17].

Но главной темой тех лет была тема восстанавливающегося после войны города. Это такие работы: Ф.И. Суханова «Железная дорога. Зима. Станция Сталинград – 1» 1958 г., А.И. Бородина «Вокзал» 1963 г., Ю.К. Галькова «Набережная» 1958 г., Н.Е. Черниковой 1970 г. «Салют», Н.Д. Пироговой «Волга» 1962 г., А.И. Бородина «Улица Гагарина» 1963 г., А.Н. Червоненко «Планетарий» 1963 г., «Дом профсоюзов» 1966 г., С.И. Зимана «Планетарий» 1960 – е гг., В.Н. Лосева «Театр» 1957 гг.[18] Всеми любимые и узнаваемые места города, застроенные в парадном, величественном, мемориальном стиле сталинской послевоенной архитектуры Сталинграда, где воинский подвиг был увековечен, символика воплощена в каждой колонне, проеме окна, лепных украшениях на домах.

Ф.И. Суханов «Железная дорога. Зима. Станция Сталинград – 1» 1958 г. Картон, масло.Ф.И. Суханов «Железная дорога. Зима. Станция Сталинград – 1» 1958 г. Картон, масло

А.И. Бородин «Вокзал» 1963 г. Картон, маслоА.И. Бородин «Вокзал» 1963 г. Картон, масло

Ю.К. Гальков «Набережная» 1958 г. Холст, масло.Ю.К. Гальков «Набережная» 1958 г. Холст, масло

А.Н. Червоненко «Планетарий» 1963 г. Бумага, линогравюраА.Н. Червоненко «Планетарий» 1963 г. Бумага, линогравюра

А.Н. Червоненко «Планетарий» 1963 г. Бумага, линогравюра  А.Н. Червоненко «Дом профсоюзов» 1966 г. Холст, маслоА.Н. Червоненко «Планетарий» 1963 г. Бумага, линогравюра А.Н. Червоненко «Дом профсоюзов» 1966 г. Холст, масло

С.И. Зиман «Планетарий» 1960 – е гг. Картон, масло.С.И. Зиман «Планетарий» 1960 – е гг. Картон, масло

.Н. Лосева «Театр» 1957 г Картон, масло..Н. Лосева «Театр» 1957 г Картон, масло

Скорбь о павших, память благодарных потомков в работах В.Н. Лосева «Пейзаж «Вечный огонь»», А.М. Николаева «Рубеж» 1960 – е гг., «Памятник чекистам в Волгограде» 1965 г., Н.Е. Черниковой «Пост № 1» 1972 г., П.Ф. Гречкина «Сталинград. У Братской могилы», «Площадь Павших борцов» 1962 г., Ю.К. Галькова «Бой в центре города» 1958 г.[19]

В.Н. Лосев «Пейзаж «Вечный огонь»». Картон, маслоВ.Н. Лосев «Пейзаж «Вечный огонь»». Картон, масло

Н.Е. Черникова «Пост № 1» 1972 г. Холст, маслоН.Е. Черникова «Пост № 1» 1972 г. Холст, масло

П.Ф. Гречкина «Сталинград. У Братской могилы». Бумага, графитный карандаш.П.Ф. Гречкина «Сталинград. У Братской могилы». Бумага, графитный карандаш

 Ю.К. Галькова «Бой в центре города» 1958 г. Холст, масло. Ю.К. Галькова «Бой в центре города» 1958 г. Холст, масло

Волго-Донской канал – еще одна постоянная тема полотен. Он стал не только выдающимся гидротехническим сооружением своего времени, но и величественным памятником архитектуры. Оформление его шлюзов посвящено самым знаменательным событиям истории края: Оборона Красного Царицына в эпоху Гражданской войны, трудовые свершения в годы социалистического строительства, подвиг Сталинграда. Н.Е. Черникова «Строительство Волго – Дона» 1961 г., П.Ф. Гречкин «Первый шлюз Волго – Донского канала» 1961 г., «Маяк» 1959 г., А.М. Николаев «Волгоград, Заканалье, памятник В.И. Ленину» 1972 г.[20]

Н.Е. Черникова «Строительство Волго – Дона» 1961 г. Н.Е. Черникова «Строительство Волго – Дона» 1961 г.

Н.Е. Черникова «Строительство Волго – Дона» 1961 г.Н.Е. Черникова «Строительство Волго – Дона» 1961 г.

П.Ф. Гречкин «Маяк» 1959 г. Бумага, цветная линогравюраП.Ф. Гречкин «Маяк» 1959 г. Бумага, цветная линогравюра

А.М. Николаев «Волгоград, Заканалье, памятник В.И. Ленину» 1972 г. Бумага, цветная линогравюра.А.М. Николаев «Волгоград, Заканалье, памятник В.И. Ленину» 1972 г. Бумага, цветная линогравюра

В августе 1950 г. принимается решение о строительстве Сталинградской гидроэлектростанции. В ее оформлении приняли участи художники Москвы и Сталинграда. От местного Союза была создана бригада молодых живописцев и скульпторов, в которую вошли Н.Ф. Бароха, Ю.И. Боско, М.Я. Пышта, П.А. Малков, А.В. Голованов, А.Я. Петров. Ими было создано панно из двух частей. Общая протяженность его 40 метров. Тематически и экспозиционно оно решено как марш трудовых достижений, марш уверенности в торжестве человеческого счастья. По замыслу своему оно звучит как гимн своему времени: спутник в руке мужчины – прогресс, голубь мира в руке девушки – борьба за мир, фигура рабочего – труд. Группа полна экспрессии.

Удачным было и цветовое решение панно. Ему присуща строгость и обобщенность при наличии больших цветовых масс. Основная палитра панно – от насыщенного терракотового цвета силуэта энергии до розовато-охристых и золотистых в мозаике.

Панно Сталинградской ГЭС.Панно Сталинградской ГЭС

Значительные коллекции сталинградских художников хранит Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова. Количество экспонатов сейчас сложно оценить из-за особенностей их музейного учета. Но то, что нам удалось на этот момент выявить, показывает, что это значительное собрание, включающее не одну тысячу единиц хранения, но, к сожалению, мало пока востребованное. Отсутствие значительных выставочных площадей у музея не позволяет развернуть постоянную экспозицию сталинградских художников и скульпторов. Многие их названных нами имен известны уже небольшому кругу профессионалов и любителей живописи.

Современное искусство сформировало свою собственную эстетику. Чаще всего оно не стремиться к диалогу с неискушенным зрителем, не стараться быть ему понятным, разговаривать на его языке. Советское искусство – это как летопись своего времени, фоторепортаж эпохи, остановившийся кадр кинохроники, документальное свидетельство века сквозь призму художественного осмысления своих творцов. Это наследие, которое не должно быть забыто.

Примечания

[1] Саркулова В.П. «К истории Сталинградского отделения Союза ху-дожников в восстановительный период (1943 – 1953 гг.)» // Мате-риалы региональной научно – практической конференции молодых исследователей, молодых исследователей, посвящённой 50 – летию со времени открытия Волгоградского музея изобразительных ис-кусств им. И.И. Машкова. Изд-во: «Парадигма». Волгоград, 2013.

[2] Центр документации новейшей истории Волгоградской области. ЦДНИВО. Ф. 6605. Оп. 1. Д. 137. Л. 6.

[3] Там же. Л. 7.

[4]ЦДНИВО. Ф. 6605. Оп. 1. Д. 5. Л. 4.

[5]ЦДНИВО.Ф.6605. Оп. 1. Д. 16.

[7] ЦДНИВО. Ф. 6605. Оп. 1. Д. 57 Л. 4

[8] «Сталинградская правда», 19 августа 1951 г. № 163 (6655), с.2

[9]ЦДНИВО. Ф. 6605. Оп. 1. Д. 43. Л.54.

[10] ЦДНИВО. Ф. 6605. Оп. 1. Д. 47. Л. 72.

[11] Там же. Л. 40.

[12] ЦДНИВО. Ф. 6605. Оп. 1. Д. 44. Л. 44.

[13] ЦДНИВО. Ф. 6605. Оп. 1. Д. 43. Л. 53.

[14] Волгоградский художник: Альбом. – Волгоград: Комитет по печати, 1994. – 216 с.: ил.

[15] «Сталинградская правда», 18 сентября 1958 г., № 221 (13494). С.3

[16] ЦДНИВО. Ф. 6605. Оп. 1. Д. 111. Л. 1.

[17] ЦДНИВО. Ф. 6605. Оп. 1. Д. 136. Л. 3.

[18] Полотна памяти: объекты культурного наследия в работах волгоградских художников/Ком. По культуре Администрации Волгогр. обл., Обл. науч.-произв. центр по охране памятников истории и культуры. - Волгоград: Принт, 2010.

[19] Там же.

[20] Там же

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top