linenko2Линенко С.А.

Введение

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы, как истории планет…

Эпиграфом к своей работе я не случайно выбрал строчки из стихотворения Е. Евтушенко. Я считаю, что ничто не может живее, ярче и интереснее рассказать об истории страны, чем отдельная человеческая жизнь. Изучению жизни «планеты» по имени Никитин (Модест), которому я и посвятил свою исследовательскую работу.

После получения информации о проведении конкурса на тему «Наследие предков – молодым», в котором я решил принять впервые участие, мне захотелось найти имя, которое мало кому известно. Мне предложила мой руководитель имя Тихона Николаевича Никитина (Модеста).

Актуальность данной работы заключается в изучении жизни выдающегося проповедника Тихона Николаевича Никитина, а также в связи с тем, что 2014 год является годом культуры, у меня появилось желание узнать о нашем земляке подробнее и рассказать об этом своим однокурсникам.2014 г. был юбилейным для Воронежской семинарии. Именно тогда я впервые и познакомился с этой замечательной личностью.

Проблема состоит в восстановлении и выявлении факторов жизни, места рождения Тихона Николаевича Никитина (Модеста). В результате исследования была нехватка информации на эту тему.

Объект исследования: жизненный путь Тихона Николаевича Никитина (Модеста).

Предмет исследования: история жизни и судьбы Тихона Николаевича Никитина (Модеста).

Основная цель моей работы была изучить биографию Тихона Николаевича Никитина (Модеста). На основе самостоятельно проведённых исследований, познакомиться с жизнью и деятельностью Тихона Николаевича Никитина (Модеста) и определить точные даты его жизни и место рождения.

Для выполнения поставленных целей необходимо было выполнить

следующие задачи:

1) изучить и сопоставить различные источники светской и духовной

литературы по вопросам жизни Тихона Николаевича Никитина (Модеста);

2) проследить жизненный путь Тихона Николаевича Никитина (Модеста).;

3) посетить библиотеку им. И. С. Никитина;

4) популяризировать этого удивительного человека среди молодёжи;

5) соединить воедино всю полученную информацию.

Методы исследования:

1)изучение уникальных и редкихфотоматериалов;

2) работа с материалами библиотеки им. Никитина;

3) встречи с представителями духовенства;

4) теоретическое исследование светской и духовной литературы.

Краткая характеристика источников:

Основные источники, которыми мы располагали, были малочисленны.

1. Интервью с Елецких В. Л., Макеевым Н.В.

2. Дополнил свои знания статьями из «Воронежской энциклопедии» и

проанализировал жизненный путь Тихона Николаевича Никитина

(Модеста).

3. Интернет – ресурс.

Биография Тихона Николаевича Никитина

В Воронежской энциклопедии я нашёл следующие сведения:

«МОДЕСТ (Никитин Тихон Николаевич; 12.8.1867 - 2.12.1937, Смоленск), церковный деятель, духовный писатель. Окончил ВДС (1889), Моск. ДА. (1903). Священник в Воронеж, епархии (1891-99). Законоучит. Феодосийского учит, ин-та (1904). Священник Тихвино-Онуфриевской церк. в Воронеже (1904-1907). В 1907г. принял монашество в Московском Чудовом монастыре. Настоятель Московского Знаменского монастыря (1908-1913). Епископ Верейский, викарий Московской епархии (1913-17), одновременно настоятель Московского Покровского монастыря. С нач. 1917 епископ Усть-Медведицкий и Хоперский, с окт. 1917 епископ Севастопольский. В дек. 1917 уволен на покой, жил в Белогорском монастыре Воронеж, епархии. В 1918-1919 неоднократно служил в Воронеже вместе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), освящал Владимирский собор (апр. 1918), участвовал в погребении архиеп. Тихона (март 1920). В 1922-31 уклонился в обновленческий раскол. С 1931 состоял в каноническом общении с зам. место-блюстителя патриаршего престола митр.

Сергием (Страгородским) Епархии Уральский (1931-32), Вяземский (1933-36). Архиепископ Смоленский и Вяземский. В 1937 необоснованно репрессирован, расстрелян. Автор ряда богословских книг, в т.ч. «Вопросы основного догматического и нравственного богословия» (М, 1914)".

В интернете нахожу краткую информацию.

«Тихон Николаевич Никитин родился 12 августа 1867 г. в Воронеже. Впоследствии – Модест, монах, архиепископ Смоленский и Вяземский, автор ряда книг. Был арестован в 1937 и расстрелян в том же году 2 декабря» [1].

В другом источнике нахожу более подробную информацию. Семья его проживала в Чертовицке, учился Никитин в Чертовицкой сельской школе

( Воронежская губерния). В 1878 году юного отпрыска отдают в Воронежское духовное училище, по окончанию которого в 1884 году он продолжает учёбу в семинарии и в 1889 году выпускается из Воронежской духовной семинарии с направлением преподавания в начальной школе. Спустя два года в 1891 году он становится иереем, получив приход в слободе Никитовка Воронежской губернии и рукоположен в священника.

Семейная жизнь священника небогатого села была однообразна и несколько скучна. В 1989 году умирает его жена, а в 1899 году он поступает в Московскую Духовную академию, в 1903 году выпускается кандидатом богословия и становится законоучителем Феодосийского учительского института. В 1904 году перемещен священником в родные края в Тихвино – Онуфриевскую церковь города Воронежа. [1].

История Тихвино – Онуфриевской церкви

Мне захотелось поподробнее прочитать об этой церкви, и узнать служил ли там Тихон Николаевич Никитин. У Акиньшина А. Н. есть книга «Храмы Воронежа» [2]. Узнаю, что церковь находится на въезде в город с Чернавского моста по улице Степана Разина (прежде Поповорыночная), слева видна церковь, стоящая на обрывистом невысоком холме.

Небольшая историческая справка об истории монастыря.

« Во второй половине XVIII века она служила семейным храмом богатого рода фабрикантов Гардениных. Её интересное двойное название посвящено Тихвинской иконе Пресвятой владычицы Богородицы. Придельный алтарь обязан своим именем преподобным и богоносным отцам Онуфрию Великому и Петру Афонскому. Это старцы-пустынники, изображавшиеся на иконах непременно с большими бородами». (Приложение № 4)

Тихон Николаевич Никитин служил в Тихвино - Онуфриевской церкви с 1904 г. по 1907 г. У Акиньшина А. Н. нахожу эти временные рамки и тех, кто служил.

«С 1893 по 1908 год настоятелем церкви был кандидат Киевской духовной академии Василий Горьковский (1864-1937). После революции, овдовев, он перешёл в чёрное духовенство и стал епископом Богучарским» с именем Владимира. Старостой с 1900 года был губернский казначей Михаил Рубинов» [2]. Но о Тихоне Николаевиче Никитине не написано ни слова. Хотелось бы верить, что хоть какая-то информация о нём осталась в самой церкви, тем более, что эта церковь восстановлена и богослужения в ней стали вестись с 1992 года. Мне удалось разыскать священника Андрея Вылуск, который служил в этой церкви с 2000 г., а сейчас он служит в г. Павловске в Покровской церкви. На мой вопрос о Никитине он сказал, что летописи храма не сохранилось, а о Никитине ничего неизвестно.

Никитин Т. Н. – заведующий Московскими Пастырскими курсами

В 1907 году Тихон Николаевич Никитин был пострижен в монашество в Чудовом монастыре г. Москвы. Теперь его имя Модест. Иеромонах Модест с 1908 г. по 1913 г. является настоятелем Московского Знаменского монастыря, благочинный епархиальных московских монастырей мужских и женских, и наблюдатель церковно-приходских школ в сане архимандрита.

14 августа 1913 г. рукоположен во епископа Верейского, викарий Московской епархии. Одновременно был настоятелем Московского Покровского монастыря, заведующим пастырскими курсами, председателем епархиального училищного совета. Председателем Московского Миссионерского общества и председателем комитета по устройству лагерей для раненых [1]. Временные рамки, когда Т. Н. Никитин был заведующий московскими пастырскими курсами с 1914 г. по 1917 г., а наша фотография относится к 1914-1915 г. г., значит без сомнения на ней Модест (Т. Н. Никитин). 

С начала 1917 года Т. Н. Никитин был епископом Усть- Медведнской и Хопёрской Донской области, затем 9 октября 1917 г. был переведён епископом Севастопольским. [1]. В стране произошла революция, остаётся только догадываться, по какой истиной причине он уволен на покой (есть информация официальная по болезни). Ему назначили местожительство в Белогорском монастыре Воронежской епархии. Он находился здесь с 11 декабря 1917 г. до сентября 1921 года. Я заинтересовался такой информацией, так как каждое лето отдыхаю у бабушки в Белогорье и часто хожу в пещеры, на святой источник. Мне удалось встретиться с отцом Тихоном настоятелем Белогорского монастыря.

История Белогорского мужского монастыря

Я захотел узнать об истории Воскресенского Белогорского мужского монастыря. Тем более я не раз там бывал (это Родина моей мамы) и в этот раз специально пришёл на экскурсию. Мне многое рассказал монах Антипа. И вот, что я узнал.[3].

« На донских ковылях раскинулся у села Белогорья монастырь, получивший всероссийскую известность. Ещё в XIX веке посещали паломники из Астрахани, Ставрополья, Чернигова. Белогорье – одна из святынь Воронежской епархии, которая долгое время находилась в запустении.

Белогорский комплекс самое крупное культовое подземелье искусственного происхождения в России

Пещеры имеют три яруса и спускаются в глубину на 70 м. В нижнем ярусе пещер есть коридор, который раньше, как гласит предание, позволял проникнуть на левый берег Дона. Общая протяжённость пещер 2 км 200м, в настоящее время сохранились не засыпанными около 900м. Пещеры ведут свою историю с 1796 года. Мария Шерстюкова получает благословение в Киево – Печерской лавре строить у себя на родине пещеру. Потом ей стало помогать окрестное население. Начав этот подвиг уже в преклонных летах, она несла его более двадцати лет, стойко перенося враждебное отношение местного духовенства и светской власти, которые усматривали в трудах Марии своекорыстие, тщеславие и раскол. Гонения на подвижницу прекратил император Александр I, по повелению которого было проведено тщательное рассмотрение дела Шерстюковой, и в итоге в ее действиях не было усмотрено ни ереси, ни раскола. Александр I распорядился оказать ей необходимую помощь в устройстве пещерного храма, создание которого было завершено в 1817 году. В благодарность императору Мария Шерстюкова выразила желание, чтобы храм был освящен в честь св. блгв. Кн. Александра Невского. Труды пещерокопательницы привлекали к себе множество людей из простого сословия, желавших вместе с ней нести этот нелегкий подвиг во славу Божию и во спасение души. Самыми известными из них были благочестивый старец Иван Алексеевич Тищенко, Андрей Николаевич Васильченко, принявший монашеский постриг с именем Антоний, и Иаков Безмолвник. В 1882 году Белогорский скит преобразован в самостоятельный Воскресенский мужской монастырь. После революции 1917 года пещерная обитель разделила трагическую судьбу всей Русской Церкви. Официально Белогорский мужской монастырь был закрыт в 1922 году. После закрытия монастыря все монастырские постройки в течение нескольких лет были разобраны на стройматериалы, а Воскресенский собор взорван в 1931 году по решению Павловского райисполкома.

От прекрасной обители не осталось следа. Заброшенные пещеры ветшали и разрушались. Их своды, хранившие память о своих боголюбивых создателях, покрылись бессмысленными надписями и факельной гарью. 12 сентября 2004 года в день празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского была отслужена первая Божественная литургия. С 2005 года в Белогорском монастыре возрождается монашеская жизнь».

Интересная история монастыря, а как же она связана с нашим Модестом? При встрече с предыдущим настоятелем Троицкого монастыря отцом Тихоном выяснил, что о пребывании в монастыре Модеста ничего неизвестно, многие документы утеряны. Сейчас настоятелем Троицкого монастыря является игумен отец Симон (Камнев). Вот что рассказал иеромонах Тихон (Жданов).

Интервью с отцом Тихоном настоятелем храм до 2013г.

Данные об интервьюируемом:

Иеромонах Тихон (Жданов) – в июле 2005 года Указом Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского назначен в пещерный храм Александра Невского настоятелем.

Я объяснил о. Тихону, что занимаюсь исследовательской работой, восстанавливаю биографию архиепископа Смоленского и Вяземского Т. Н. Никитина (Модест), которого назначили на местожительство в Белогорский монастырь Воронежской епархии. Он находился здесь с 11 декабря 1917 г. до сентября 1921 года.

- Отец Тихон, скажите, существует летопись монастыря?

- Да, она велась до 1918 года?

- А в период с 11 декабря 1917 г. до сентября 1921 года есть какая-либо информация о Модесте (Никитине) в летописи монастыря?

- К сожалению, информации о Модесте (Никитине) в ней отсутствует. Даже точное количество монахов, живших в монастыре, не указано.

Нахожу сведения [1]. «Перед началом революции 1917г. в монастыре числилось 42 человека. Для них с приходом советской власти наступили тяжёлые времена». Можно ли верить этому источнику не знаю.

Вот так я узнал из разговора с о. Тихоном, что о Модесте нет никакой информации в храме. Меня волновал вопрос:

- Неужели прошло около 100 лет, а о человеке не осталось никаких сведений уже во втором храме?

Я обратился в комиссию по канонизации святых Воронежской епархии, получил консультацию от Макеева Н. В. Он дал мне информацию о Никитине Т.Н. ( Модесте). 

История одной фотографии

Однажды известному воронежскому краеведу Елецких В. Л. случайно попала эта большая групповая фотография выпуска Московских пастырских курсов, кто на ней неизвестно.

Наверху была надпись «Московские пастырские курсы», а под ней дата этих курсов «Выпуск 1914-1915 г. г.». Как объяснили мне, когда давали эту фотографию, что к воронежским жителям отнести на ней кого-то вряд ли можно, так как людей сегодня трудно установить. Мне стало интересно исследовать её, сопоставить факты. Выяснить, действительно ли на ней Модест.

linenko

Из интервью с известным воронежским краеведом Елецких Владимиром Леонидовичем.

- Владимир Леонидович, кто на этой фотографии?

- К воронежским жителям отнести на ней кого-то вряд ли можно, так как людей сегодня трудно установить. Но в центре фотографии наш земляк - Тихон Николаевич Никитин.

- Что о нём известно?

- Личность загадочная и забытая. В 1937 году был расстрелян, как и многие отечественные священники за принадлежность к церкви и убеждениям.

- Какова связь фотографии и нашего земляка?

- В тот момент монах Тихон Николаевич Никитин руководил данными курсами.

- Огромное спасибо, Владимир Леонидович, за столь ценную информацию.

Я более детально стал рассматривать данную фотографию. На ней простые слушатели и священники. Можно определить по монашеской одежде священнослужителей, что это простые священники. Конечно, они не могли быть руководителями курсов. Поэтому нам интересны две центральные фотографии. По головному убору видно, что белый клобук носили митрополиты. В данный период митрополитом Московским был святитель Макарий (возведённый в последствии в лик святых). А черный клобук носили епископы. А в этот период времени Модест был епископом Верейским, викарием Московской епархии. Верейское викариатство Московской епархии, существовало с 4 авг. 1913 по 28 дек. 1929 г., возобновлено 26 февр. 1994 г. Названо по г. Верея Московской губ. С 4 авг. 1913 по 9 окт. 1917 г. викариатство возглавлял епископ Модест (Никитин), хиротонисанный из архимандритов московского Знаменского монастыря. В качестве Московского викария епископ Модест являлся заведующим Московскими пастырскими курсами, председателем Московского миссионерского общества и председателем комитета по устройству лагерей для раненых.

По фотографии видно, что епископу 45-48 лет, а на тот момент Модесту как раз исполнилось 47 лет. Рассматривая тщательно фотографию, меня заинтересовали награды и различные знаки. Я обратился в комиссию по канонизации святых Воронежской епархии, получил консультацию от Макеева Николая Владимировича. «На груди у епископа весит круглая икона – панагия, это знак епископского достоинства. Вверху у левого плеча ромбик – кандидат богословских наук (а наш земляк стал кандидатом богословских наук в1903 г. ). Справа у плеча награды, предположительно лента св. Анны, наиболее частая награда духовенства. Было бы на много проще, если бы в Воронежской епархии была фотография Модеста».

Но у них нет фотографии, и этой они очень заинтересовались. Они тоже без сомнения считают, что это Модест (Никитин).

Участие Модеста (Никитина) в обновленческом расколе

Нахожу информацию о дальнейшей судьбе Никитина Т. Н. С конца 1922 г. по 1931 г. был в обновленческом расколе, который возглавлял Александр Введенский (Приложение № 7). Что мне удалось узнать о Введенском Александре. «…Один из лидеров обновленческого движения, проповедник, именовавший себя «митрополитом – Апологетом – Благовестником», в 1920 годы имел репутацию непревзойдённый оратор благодаря своим выступлениям на публичных диспутах с «антирелигиозниками» (в 1929 году подобные диспуты были запрещены в связи с запретом «пропаганды религии»)» [1].

Модест, участвуя в обновленческом расколе в сане архиепископа, занимал кафедры: Ростовскую-на-Дону (1922), Сталинградскую (1922-1923), Тверскую (1924),Донскую и Новочеркасскую (1920-1925), Пензенскую (1925), Верхнее-Донскую (1925-1926), Шахтинскую (1926), Севастопольскую (1926-1927), Астраханскую (1927-1928), затем в сане митрополита Саратовскую и Псковскую (1928-1930), Псковскую (1930) и Челябинскую (1930-1931).

Покаяние

3 июня 1931 года принёс покаяние, 5 октября 1931 года Модест (Никитин) принят в лоно Русской Православной Церкви в сане епископа. Он был назначен епископом Уральским. 27 декабря уволен на покой, где выполнял обязанности священника Московской епархии. С 11 августа 1933 года был епископом Вяземским. 17 марта 1936 года возведён в сан архиепископа. С ноября 1936 г. – архиепископ Смоленский и Вяземский. Одновременно управлял Минской епархией. С 29 октября 1937 года он епархией уже не управлял. Модест (Никитин) был автором ряда трудов.

1.«Необходимость благодати Божией в деле спасения человека и самое это спасение». Сергиев Посад, 1911.

2. «Святой Астерий Амассийский. Его жизнь и проповедническая деятельность» Москва, 1911.

3. «Вопросы Основного Догматического и Нравственного богословия». Читано на Московских пастырских курсах. М.1914.

4. «Жизнь Спасителя, как образец и пример нравственной жизни». М. 1911.

Просмотреть данные труды нет возможности, но в подтверждении, что на этой фотографии Никитин (Модест) является его работа «Вопросы Основного Догматического и Нравственного богословия»,которую он читал на Московских пастырских курсах в 1914 году.

Арест

В 29 октября 1937 году арестован, содержался в тюрьме г. Вязьмы. В обвинительном заключении говорилась, что « обвиняемые, проходившие по одному делу с архиепископом Модестом, были тесно связаны между собой и с руководителем контрреволюционной организации Никитиным, систематически собирались у него на квартире, обсуждая вопросы борьбы с советской властью, в особенности заостряя вопросы о выборах в Верховный Совет. Участники контрреволюционной организации проводили среди населения повстанческую агитацию, путём индивидуальной обработки, для чего заходили в квартиры колхозников, где также убеждали малолетних ходить в церковь. Одновременно призывали родителей насильно заставлять детей исполнять религиозные обряды, в особенности шла подготовка среди двадцаток по вопросу выборов в Верховный Совет, ставя своей целью не допускать коммунистов кандидатами, а выбирать только верующих, распространяли клевету против СССР, колхозного строя и новой Конституции…». «…обвиняемый Никитин, в предъявленном обвинении виновным себя не признавал». Статья 58-10, 58-11 УК РСФСР приговорён к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией лично принадлежащего имущества.

2 декабря 1937 года приговор был приведён в исполнение органами НКВД Смоленской области. [5]

28 сентября 1957 года по просьбе его сына [1] Арсения Тихоновича Чанышева Тихон Николаевич Никитин был реабилитирован.

Заключение

На этом я заканчиваю изучение «планеты» под именем Никитин. В ходе исследования личности Никитина (Модеста) я познакомился с историей храмов в Воронежском крае, с которыми связывала судьба данного архиепископа, беседовал с настоятелями этих храмов, проанализировал источники. Сопоставил все данные о священнослужителе в единую биографию. Нигде я не нашёл фотографии Никитина, кроме той, которую я анализировал. Мне хочется надеяться, что моя работа помогла открыть новые страницы в жизни замечательного человека, нашего земляка Никитина Т. Н. (Модеста).

Результаты исследования

Посетил библиотеку им. Никитина, но там очень мало о нём сведений. Обладая небольшим количеством источников о нём, проанализировал литературу, систематизировал биографию Модеста. Из-за нехватки информации изучить материалы и соединить воедино факты оказалось очень сложно, жизнь этого удивительного человека пришлось собирать по крупицам, но когда моя работа была закончена, я получил исторический портрет выдающегося человека.

В дальнейшем я собираюсь глубже исследовать данную тему, изучить больше литературы, рассказывающей о жизни и деятельности Никитина (Модеста). Полученные данные я смогу использовать на конференциях, научных обществах, посвящённых жизни и деятельности этого человека.

Никитин Т. Н. (Модест)является примером как для молодёжи того времени, так и для современной, ведь трудолюбие и умение всегда добиваться своей цели, не выйдет из моды никогда

Нам, наследникам земли Воронежской, освященной жизнью многих святых, выбирать, чьим делам подражать, какому духу последовать. Сейчас идёт возрождение духовности. Пример исповедников для современной молодёжи является символом праведности, добра во славу светлых идей христианства.

Литература

  1. Интернет – ресурс
  2. Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. Воронеж. - 2003 – с. 87-91
  3. Воронежская энциклопедия. Т. 1. А-М. Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. С.497-498
  4. Образцова Л.Белое чудо // Мол. Коммунар. -1. 07.2004. с.13.
  5. Источник: Смоленская область: энциклопедия. Т. 1 (Персоналии). – Смоленск: СГПУ, 2001. – С. 165; Книга памяти жертв политических репрессий: Смоленский мартиролог. Т. 1. Книга 2 (Л-Я). – Смоленск: СмолГУ, 2006. – С. 141.
  6. Чесноков Г. Утраченные храмы Воронежа. Воронеж.- 2009. – 27 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top