Ларюхина Г.В.

Введение

Серп луны под тучкой длинной
Льёт полночный слабый свет.
Над безмолвною долиной-
Тёмной церкви силуэт.

И. Бунин.

Вознесение Господне относится к великим церковным праздникам. Он отмечается на 40- й день после Пасхи, в четверг шестой недели - в память Вознесения Христа на небеса. В р/п Новохоперском - это престольный праздник.

Сейчас на месте Вознесенского храма - улица Ворошилова и заросший белым душистым донником пустырь. Впрочем, церковь здесь легко представить. Ведь это место всё равно особенное. Нужно только посмотреть на небо, вытянуть туда ниточку, и она нарисует силуэт когда-то стоящего здесь храма. А небо здесь ясное и чистое - как глаза Спасителя. Он смотрит на этот пустырь и …прощает.

В городе Челябинске живёт Валентина Петровна Соколова. Она уехала в чужие края уже почти полвека назад. Но, до сих пор, когда вспоминает родной поселок, в памяти сразу всплывает вечер, длинная сельская улица и стоящий в её конце храм, купола которого окутывают сумерки.

60 лет назад девчушкой она ходила по этой улице и часто - часто вместе с такими же подружками из любопытства заглядывала в местную полуразрушенную церковь. Солнечный свет раскрашивал стены, а глаза у нарисованных на них святых были строгими и грустными…

Глава 1. Цель работы и её задачи

Цель нашей работы - приобщить молодежь к духовным ценностям нашего края, привить интерес к выполнению исследовательских работ, к сбору материала по различным темам, развивать духовно-нравственное самосознание

Задачи, которые мы ставим перед собой:

-развитие эстетических чувств, эмоций, воображений, восприятий;

- развитие эстетического просвещения;

-формирование механизмов эстетического самовоспитания, самообразования;

- развитие художественных задатков, способностей с целью индивидуального эстетического воспитания.

Выполняя эту работу, я узнала очень много интересного, находя материал по разрушенной церкви, о посёлке Новохопёрском.

Глава 2. Методика проведения исследовательской работы

В ходе исследовательской работы использовались различные методы: метод интервьюирования, опроса, анализ исторической литературы и метрических книг, принадлежавших церкви Вознесения Господня.

Для выполнения своей работы я ставила перед собой задачу раскрыть суть вопросов:

-Была ли на самом деле такая церковь?

-Как она выглядела?

-Как раньше назывался наш посёлок?

-Кто был священником в этой церкви?

-Кто был звонарём этой церкви?

Глава 3. Теоретическая часть

Ни той сельской улицы, ни храма больше нет, вернее так - сельская улица (она называется Севастопольская), на которой стоял храм, осталась в действительности, но её нет на бумаге, а церковь осталась на бумаге, но её уже давным-давно нет на земле. Первая часть этой загадки разгадывается так: сельская улица превратилась в поселковую: село Кочерга - ныне часть посёлка Новохопёрского. Так что по документам такой улицы нет. А что касается церкви…

…Образованием села Кочерга можно считать 1779 год. В этот период из Новохопёрска были отселены однодворцы. Они образовали слободу Кочерга. Со временем она превратилась в довольно большое село, и было решено возвести здесь церковь. К сожалению, точная дата возведения и освящения храма не известна. Единственное, что документально подтверждает существование церкви в селе Кочерга, это пять метрических книг, хранящихся в отделе ЗАГС: две о родившихся, две об умерших, одна о бракосочетавшихся. Книги датируются 1875-1916 годами.

В разные годы в Вознесенской церкви села Кочерга служили священники: Никифор Куфаев, Иоанн Родионов, Григорий Белоюров, Митрофан Голов, Всевол Дикарев, Алексей Патрицкий. Последним священником был отец Иоанн Попов, ему помогал псаломщик Александр Кожин. А последним звонарём в церкви был Алексей Васильевич Добычин.

По рассказам очевидцев церковь эта была кирпичная, с высокой колокольней, очень красивая. Стены были расписаны, много икон. По праздникам люди приносили сюда букеты цветов. Вся церковь от них становилась разноцветная, блестели лампады, киоты икон. Народу на службу ходило очень много - в праздники, хотя церковь была очень немаленькая, стать было негде. Приходили сюда в основном жители села Кочерги и Конопляновки.

Вознесенскую церковь закрыли в селе Кочерга в середине 30-х годов.

А ломать начали в 37 году - одну из первых в районе (для срав­нения: в Ярках церковь слома­ли в середине 60-х годов, в Подосиновке перестроили в 70-х). И это вполне объяснимо, если учесть, что село Кочерга оказа­лось под мощным влиянием своего бурно развивающегося соседа - поселка Новохоперс­кого. Здесь благодаря паровоз­ному депо «ковались» передо­вые взгляды того времени, ки­пели современные революцион­ные настроения (достаточно вспомнить, что первый в Воро­нежской области памятник Ле­нину поставили именно рабочие Новохоперского паровозного депо). Церковь в духе того времени была обречена... Со временем поселок Новохоперский поглотит старинное село. Кочерга станет просто одним из его микрорайонов. У нее заберут даже названия улиц. Ведь раньше теперешняя улица Шолохова в Кочерге называлась Советской. Но появилась в поселке новая центральная улица, связавшая его с городом, и это название отдали ей. Была в Кочерге и улица Октябрьская. Но понадобилось поселку для автобусной остановки это громкое название, и кочережинская, Октябрьская превратилась в Ленинградскую. Но вернемся к церкви. По свидетельствам очевидцев тех событий (их воспоминания записывались работниками Воскресенского храма г. Новохоперска), разрушение церкви длилось не один год. Колокол сняли и отдали на пожарку. Иконы разобрали по домам верующие. Первую партию кирпича увезли в село Красное на строительство школы. Косвенным доказательством этого является то, что в 1939 году в Красном действительно начали строить школу. Фундамент выкладывали из кирпича. Школа прослужила до 1972 года, потом ее разобрали. В полуразрушенном состоянии церковь продолжала стоять еще несколько лет. Постепенно ее разбирали сами жители. Из кирпича строили сараи, подсобные помещения. Из воспоминаний Валентины Михайловны Добычиной:

- Как-то идем с рынка. Смотрим, выносят из церкви лавки, столы, еще какие-то вещи. Говорю: «Что ж вы делаете, креста на вас нет». «Ей теперь уж все равно, скоро совсем развалят», - отвечают.

Что касается судьбы отца Иоанна, то, возможно, ему повезло больше, чем некоторым священнослужителям Новохоперского района. 21 августа 1937 года в Борисоглебске по приговору «тройки» был расстрелян священник церкви с. Елань-Колено Абрамов Василий Иванович, через месяц там же расстреляли священника из г. Новохоперска Балабанова Федора Федоровича. А отца Иоанна, по воспоминаниям старожилов, отправили в ссылку. Оттуда он якобы даже вернулся и доживал свои дни у дочери в одном из ближайших сел.

В середине 60-х, когда церковь была уже полностью разрушена, начали расчищать мети и наткнулись на склеп, в котором были похоронены когда-то служившие здесь священники. Срочно вызвали из Борисоглебска работников особого отдела. Последовал приказ - все забетонировать и построить улицу. Что и было сделано.

Глава 4. Выводы

Время бежит неумолимо. Всё меньше и меньше остаётся в живых людей, которые помнят «старый» Новохопёрск.

С этой проблемой мы столкнулись, когда опрашивали старых жителей улицы Севастопольской и Ворошилова.

У многих появлялись слёзы на глазах, когда мы рассказывали о цели своего визита. Да и школьники, бравшие интервью у бабушек и дедушек, тоже заметно нервничали. Да и это понятно. То, о чём рассказывали местные старожилы, не прочитаешь ни в одном учебнике.

Церковь Вознесения Господня многие помнят до сих пор. А сейчас на этом месте - пустырь, заросший душистым донником.

Кому, зачем нужно было разрушать такую красоту?

На эти вопросы я не смогли ответить дет. Духовность, милосердие должны жить в душе каждого человека. В настоящее время в Новохопёрском районе энтузиасты пытаются восстановить некоторые разрушенные храмы, например в селе Русаново.

Я этому очень рады. Ведь это наша история. Наша боль радость, наше прошлое! «Не зная прошлого, не познаешь будущего»,- так сказал кто-то из великих мудрецов. И с ним согласна. Нельзя быть Иванами, не помнящими родства.

Глава 5. Заключение

Занимаясь исследовательской работой я ещё раз окунулась в атмосферу «старого» Новохопёрска. Взято было интервью у многих жителей улицы Севастопольской и Ворошилова. Материал подготовлен в основном на основе воспоминаний. Я ощутила свою сопричасность с историей родного края, посёлка.

Приложение

Приложение №1

lar1

Приложение №2

lar2

Список используемой литературы

1. АнчуковГ.А, Петров В.Т. «Из истории земли Новохопёрской».

2. Баринова И.И. Елховская, Л.И.Николина В.В., «Внеурочная работа по географии».

3. Будаев В.В., Лютых А.А., Тонких В .А. «Живая вода Отчизны».

4. Савинков Ю.А., Львович Я.Е.и др. «Люби и знай родной край».

5. «Остался только силуэт… «/статья из газеты «Вести» №86 за 2007год.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top