Задыхин А.А.

В истории нашего государства были моменты, когда великие испытания выпадали на долю нашего народа. Одним из таких моментов была Отечественная война 1812 года, не зря эта война называется Отечественной, вся страна, весь наш многонациональный народ сплотился перед лицом опасности.

В первые дни войны Александр прибыл в Москву, чтобы из древней столицы обратиться к своему народу. Он был потрясён до глубины души, когда во время молебны на Поклонной горе простой крестьянин из толпы крикнул «Веди нас отец родимый, все умрем, но победим»[1] Вскоре вышел Рескрипт его императорского величества Александра 1, в котором говорилось: «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моём» [2]

Героизм наших воинов не знал предела, их стойкость поражала врага. Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми.… Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано французами наиболее доблести и одержан наименьший успех»[3] Тактическая победа Наполеона, оказалась его стратегическим поражением. Русский войска, совершив знаменитый Тарутинский манёвр, с 3 октября расположились близ одноимённого села за рекой Нарой, Наполеон же войдя в Москву, увидел лишь пустой город с тлеющими домами. Положение было настолько отчаянным, что он отправил в ставку Кутузова маркиза де Лористона с предложением о мире, на что Кутузов ответил отказом.

20 октября 1812 года Наполеон вместе со своими войсками покидает Москву, но из-за действий русских войск вынужден отступать по разграбленной Смоленской дороге, силы французов были истощенны, постоянные действия партизан подрывали снабжение, в итоге из 442 тысяч солдат вторгшихся в Россию, обратно дошли лишь 10 тысяч. Полную картину отражает короткий доклад Начальника штаба Великой армии маршала Бертье – императору Наполеону, в январе 1813 г. «Армии больше не существует»[4]

И вот русские войска стоят на границе, переводят дух, собираются с силами.

В это время, в ставке русской армии в Вильно два самых могущественных на тот момент человека в России решали, продолжать ли наступление в Европу? И тут их мнения разделились, М.И Кутузов был категорически против наступательных действий, так как считал, что русская армия не готова продолжать боевые действия. «Признаться должно, если бы, не остановясь, продолжать ещё движение вёрст на полтораста, тогда, может быть, расстройство дошло до такой степени, что надо было бы, так сказать, снова составлять армию»[5]. Кутузов не видел смысла в заграничном походе, считая, что русская кровь не стоит освобождения Европы, и что избавление от угнетателя должны добиваться сами европейцы. «Самое лёгкое дело идти теперь за Эльбу, но каково-то вернёмся? С рылом в крови?»[6]Кутузов докладывал императору: «Ваш обет исполнен; ни одного вооружённого неприятеля не осталось на русской земле; теперь остаётся исполнить вторую половину обета – положить оружие»[7]. Мнения Кутузова придерживались родственники императора Александра, включая его мать, жену, брата – великого князя Константина Павловича, а так же старые вельможи: А.С. Шишков, Ф.В. Ростопчин, А.А. Аракчеев. Поддерживал их и министр иностранных дел Н.П. Румянцев. Сторонниками Александра же были молодой статс-секретарь царя К.В. Нессельроде и иностранцы при русской ставке. Мнение Александра, как императора, было непререкаемым, пойдя против воли общественности и мнения своих генералов, Александр решил продолжать войну.

Кутузов, получив приказ перейти Неман, обратился к своим войскам.

«Храбрые и победоносные войска! Наконец вы на границах империи, каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем. Стремительное преследование неприятеля и необыкновенные труды, подъятые вами в сем быстром походе, изумляют все народы и приносят вам бессмертную славу. Не останавливаясь среди геройских подвигов, мы идем теперь далее. Пройдем границы и потщимся довершить поражение неприятеля на собственных полях его. Но не последуем примеру врагов наших в буйстве и неистовствах, унижающих солдата. Они жгли дома наши, ругались святынею, и вы видели, как десница Всевышнего праведно отметила их нечестие. Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем. Справедливость и кротость в обхождении с обывателями покажет им ясно, что не порабощения их и не суетной славы мы желаем, но ищем освободить от бедствия и угнетения даже самые те народы, которые вооружались противу России»[8]

1 января 1813 года Русская армия пересекла Неман и вступила на земли восточной Пруссии, так начался заграничный поход Русской армии.

Но было ли так это необходимо? Кто был прав? Кутузов, считавший, что Россия достаточно натерпелась бедствий, или же Александр, решивший добить врага, и обеспечить своей стране безопасность? Боевые потери русской армии в Заграничном походе (1813-1814) превысили 120 тыс. чел. Борьба за освобождение Европы стала для России самой кровавой кампанией за время наполеоновских войн. Неужели так были необходимы эти жертвы? С одной стороны требовал решения вековой «польский вопрос», земли герцогства Варшавского рассматривались, как достойная плата за пролитую кровь русских воинов. Для достижения этой цели, и для того чтобы надежно обеспечить свою безопасность и сократить армию, России следовало загнать Наполеона обратно за Рейн. Решение преследовать Наполеона и за Рейном, добиваясь его свержения, с точки зрения русских интересов было куда более спорным.

В целом, если рассматривать этот вопрос со стороны краткосрочной перспективы, то прав был Александр, громя Наполеона, он обеспечивал своей стране мир, так как у России не оставалось континентальных соперников, равных ей по силе. С другой стороны, разбив Наполеона, Александр убрал, возможного соперника Англии, которого можно было использовать против неё. Исходя из этого, в долгосрочной перспективе прав был Кутузов, который руководствовался интересами защиты родины, при этом, не влезая в европейские дела.

При рассмотрении необходимости похода, нельзя упускать из внимания национальную особенность русского человека. Мы не можем пройти мимо чужого горя, стоять в стороне, смотря, как угнетают слабого, именно поэтому идея освобождения Европы так скоро прижилась в рядах армии. Не маловажным фактом является и то, какой несравненный престиж получила Россия, после взятия Парижа: монументы славы русскому героизму возводили во многих городах Европы, переименовывались улицы в честь российского правителя, главная площадь Берлина получила имя императора.

Подводя итог можно сказать, что заграничный нельзя упрекать Александра в невозможности заглянуть в будущее. Рассматривая вопрос со стороны реалий того времени, несомненно поход был необходим. Россия выполняла благородную, пусть как выяснилось впоследствии, и не благодарную цель, цель освобождения Европы.

Мировой престиж, территориальная безопасность, мирная жизнь людей, эти достижения по праву можно назвать достойной платой за пролитую кровь русских героев.

Список используемых источников

[1] Россия под скипетром Романовых 1613 - 1913 (Сборник)

[2] Высочайший манифест Александра I о вторжении Наполеона. 6 июля 1812.

[3] Цитата в изложении Михневича скомпонована им из вольного перевода устных высказываний Наполеона. Первоисточники не передают подобной фразы Наполеона именно в таком виде, но отзыв в редакции Михневича широко цитируется в современной литературе.

[4] А.З. Манфред. Наполеон Бонапарт. С. 705.

[5] К. В. Душенко. Цитаты из русской истории. От призвания варягов до наших дней. Справочник. Статья «Кутузов, Михаил Илларионович»

[6] Чулков Г.И.. Императоры: Психологические портреты. C. 153.

[7] К. В. Душенко. Цитаты из русской истории. От призвания варягов до наших дней. Справочник. Статья «Кутузов, Михаил Илларионович»

[8] М.И. Кутузов. Сборник документов. Т.IV. С. 633–634.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top