Трегубова М.С.

Введение

Быт - сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения[1]. В самом широком смысле быт - это уклад повседневной жизни[2].

А быт эпохи XIX века имел свою уникальную особенность в поведении людей, их внешнем виде, воспитании, времяпрепровождении и т.д. Особый интерес вызывает быт дворянства на протяжении всего XIX века, так как он отличался от быта других сословий и имел элементы не свойственные другим сословиям.Повседневная жизнь русского дворянства позволяет раскрыть специфику русской культуры XIX века, увидеть отличительные особенности дворянской жизни.

Обращаясь к истории дворянского быта, можно увидеть духовное, интеллектуальное и нравственное развитие людей того века. Представления о дворянской чести и этикете связаны с идеями того времени, и неотделимы от истории[3]. Приоритеты дворянства и в настоящее время вызывают интерес и могут быть примером для современного общества.

Именно через повседневную жизнь можно лучше понять специфику XIX века, а также особенности мировоззрения и поведения людей той эпохи.

Дворянство на протяжении XIX века было наиболее грамотным, образованным и культурным сословием в России[4]. Однако, несмотря на привилегированность своего положения в XIX веке дворянство не было однородным ни по происхождению, ни по имущественному положению, ни по культурным потребностям.

Цель данной работы - проследить изменения, которые произошли в дворянском быту, а конкретно во внешнем виде, в воспитании и образовании, а так же изменения в таком явлении как дуэль.

Так как тема дворянского быта является очень объемной, то следует сказать, что дворянский быт представлен только в самых его ярких и интересных аспектах. На мой взгляд, интерес представляет внешний вид, воспитание и образование, и такая особенность как дуэль.

Для рассмотрения дворянского быта XIX века разумно описать, как выглядели представители этого сословия. Интерес представляет внутренние качества и мышление людей XIX века, которые можно выявить посредством воспитания и образования. А включение главы под названием дуэль, отражает дух того времени и показывает, как дворянство иногда разрешало разногласия между собой.

Глава 1. Внешний вид

Одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который её носит, самую разнообразную информацию. Дворянская мода в России XIX века была преимущественно европейской. Об этом говорит название деталей костюма, а также стили в моде, которые были популярны и сам вид костюма.

1.1. Мужской костюм

Верхняя одежда: состояла из альмавивы, широкого плаща, закрывающего почти все туловище. Альмавиву носили особым образом, запахнувшись или закинув одну полу на плечо[5]. Также надевали тальму, мужской плащ[6]. Пальто имело сквозную застёжку на пуговицах спереди. Особой популярностью в мужском гардеробе пользовалась шинель[7]. Это была не только форменная одежда военных и гражданских чинов, но и, в общем, мужская одежда. Так же носили редингот представлял собой длинное пальто, приталенное с высокой застежкой.

Из элементов мужского костюма на протяжении всего XIX века был распространен фрак[8]. Черный фрак был выходным костюмом, для визитов, посещения театра или клуба[9]. Но в середине XIX века фрак постепенно стал вытесняться сюртуком, одежда без выема спереди и длинных фалд сзади.

Сюртук (от фр. поверх всего), его длина и место талии определялись модой[10]. В начале XIX века, когда фрак считался только официальной одеждой, в гости можно было ходить только в сюртуке. К концу XIX века на смену сюртуку приходит пиджак[11]. К началу века жилет прочно утвердился в мужском гардеробе. Жилет был популярен как элемент одежды в течение всего XIX века.

В начале XIX века в мужском костюме присутствовали панталоны, аналог брюк. Однако к концу 10-х гг. XIX века входят в моду панталоны поверх сапог. А в середине века в моду входят панталоны в черную и серую полоску. Наряду с панталонами в 30-е гг. XIX века в моду входят брюки[12]. Брюки стали одним из главных элементов мужского костюма на протяжении всего XIX века[13]. Присутствовали в костюме воротники, или, как их иногда называли рюши или жабо, длинные оборчатые обшивки вокруг ворота[14]. Особенно популярным являлось ношение галстука, в переводе с немецкого шейный платок, но потом он превратился в предмет украшения. Из головных уборов известно, что носили боливары, шляпу-цилиндр с большими полями[15]. Однако перечисленные элементы мужской одежды предназначались не для домашнего ношения. Среди домашней одежды дворяне носили архалук, одежду восточного происхождения, что-то вроде полухалата, сшитого в талию, из цветной или полосатой ткани[16].

В мужском костюме никаких существенных изменений не происходило. По-прежнему носили сюртук в сочетании с брюками клетчатыми или в полоску, либо однотонного цвета[17]. Иногда вместо сюртука надевали пиджак[18]. Костюм состоял из сочетания рубашки, жилета, брюк и пиджака[19]. Дополнял мужской костюм галстук или шляпа[20]. В основном мужчины предпочитали однотонный костюм, это была одежда повседневная, для выходов куда-либо или профессиональной деятельности.

В 1851-1870 гг. мужской костюм состоял из сюртука в тон полосатым или клетчатым брюкам, рубашка и пиджак[21]. В 1870-1880 гг. В мужском костюме изменилась только длинна деталей одежды и цветовая гамма.

Таким образом, на протяжении всего XIX века мужской костюм, в отличие от женского, претерпел незначительные изменения.

1.2. Женский костюм

Из верхней одежды надевали капот, широкую распашную одежду с рукавами, без перехвата в талии. Бурнус, просторный плащ с капюшоном, отделанный тесьмой. Однако быстро меняющиеся мода объявляла то один, то другой тип верхней одежды самым привлекательным.

Основным элементом женского костюма в начале века было туникообразное платье из батиста, газа, крепа[22]. Такие платья были довольно узкими и длинною до пола. Распространению античной моды в России способствовала французская художница Э. Виже Лебрен, работавшая в России с 1785 по 1801 г[23]. Туники шили из легких, чаще белых тканей – муслина, батиста и кисеи. Туники одевали поверх полупрозрачных платьев с высокой талией с поясом под грудью, под которыми носили только трико белого или телесного цвета. Дополнением к такому платью была шаль, из легких тканей. Прически и украшения соответствовали античному стилю: резные камни вместо бриллиантов, короткие волосы или греческие пучки. Обувь представляла собой туфли без каблука с лентами или ремешками.

С 1820-30-х гг. XIX века женское платье меняет свой стиль, в платье появилась заниженная талия и расширенная юбка[24]. Костюм дополняли рукава-фонарики, длинные перчатки и съёмный шлейф[25]. И ещё появился короткий корсет и оборки на платье[26]. Важным нововведением 1830-х гг. в женской одежде стало то, что платье стало состоять из двух отдельных частей – юбки и лифа[27]. К середине XIX века в моду входят платья с кринолином, конструкции из ивовых прутьев, китового уса или металла, использовавшиеся для придания пышной формы женским юбкам[28]. Платья отделывались фрезой, воротником из туго накрахмаленных кружев или ткани. Пышность платьям придавала баска или баскина, широкая, с оборкой по низу складки юбка. Платья дополнялись тюрлюлю, длинной женской накидкой без рукавов из шелковой или шуршащей ткани. Вырезы декольтированных платьев обрамлялись бертой, накладной лентой или оборкой из декоративной ткани или кружева[29]. Чаще всего ею украшались бальные платья.

Домашнее платье – дульетка носили её не только дома, но и на прогулку[30]. Оно выглядело достаточно просто по покрою.

Изменения произошли и в прическах дам. Особой популярностью прическа севинье, названная по имени маркизы Севинье знаменитой французской писательницы. Прическа предполагала длинные локоны по обе стороны лица, жемчужное ожерелье, плотно охватывающее шею и овальная брошка в драгоценной оправе[31]. Для официальных выходов дамам делались самые необычные и разнообразные прически[32].

Из украшений известно, что носили парюру, набор ювелирных украшений, подобранных как по материалу, так и по цвету и орнаментальному оформлению. Фероньерка – обруч или цепочка с драгоценным камнем или жемчужной посредине, которую носили на лбу[33]. Из аксессуаров использовали веер, который представлял собой изящную вещь из дорогих материалов.

Из головных уборов дворянки предпочитали носить ток, маленькую шапочку, сшитую из бархата[34], а так же башлык – головной убор в виде съёмного капюшона с двумя длинными концами, которые, и берет – женский головной убор без полей[35].

Мода во второй половине XIX века в России была ориентирована на Европу. То, что было модно и современно, было приемлемо и для русского дворянства[36]. Женский костюм во второй половине XIX века значительно упростился. А к концу века нижняя часть платья, юбка стала прямой. Однако верхняя часть костюма (в виде корсета) усложнилась, добавлялись изысканные украшения в виде лент, камней, вышивки, оборок[37]. Изменился силуэт женского платья, двухъярусная или одноярусная юбка на кринолине[38]. Верхняя часть платья имела маленький лиф без декольте с естественной линией плеч с узкими рукавами. Но декольте и обнаженные руки допускались только в вечерних платьях[39].

Платья с кринолином были распространены вплоть до 70-х гг. XIX века. Форма кринолина постоянно менялась в течение второй половины XIX века[40]. Подвижный металлический каркас позволял менять форму[41]. К 1860 г. кринолин имел форму овала, но был сплющен с боков. С 70-х гг. в моду входят платья с шлейфом (или трен). Он был съёмным и мог прикрепляться к другим нарядам[42]. После на смену шлейфу в моду вошли платья с турнюром[43]. Турнюр[44], специальное приспособление в виде ватной подушечки или конструкции из жёсткой ткани. Он формировал особый силуэт женского костюма[45]. Однако некоторые женщины носили прямые юбки без турнюров с 80-х гг. XIX века[46].

В 1870-1880-е гг. в моду входит платье нового вида, профильный силуэт, плотно облегающий фигуру. Платье уменьшилось в объёме, длинный лиф перешел в корсет и стал доходить до середины бедер[47]. Юбка имела узкую форму, расширенная снизу, с драпированным шлейфом.

В 1890-1913-х гг. появился в моде стиль модерн. Из-за чего женский костюм кардинально изменился, платье состояло из узкого лифа с воротником-стойкой и треугольной вставкой до талии, юбка-клеш с овалообразными рукавами[48].

Вечернее платье приобрело облик без длинных рукавов, но с изысканной формой юбки. В верхней части костюма присутствовали широкие рукава от плеча до локтя[49]. И уже в начале XX века по изображениям на фото и портретах видно, что женское платье упростилось, прямая форма юбки, отсутствует корсет, а также украшения в верхней части платья[50].

Изменялись и женские прически. С середины XIX века характерной особенностью женской прически были волосы, убранные назад[51]. Прическа тем самым становилась разнообразней, волосы украшались и по-разному укладывались в прическе[52]. С 1880-х гг. прическа изменилась, волосы стали собирать высоко на голове в виде пучка[53]. Что придавало прическе строгость и упрощенность.

Костюм свидетельствовал о месте человека на социальной лестнице и определял его поведение в обществе. Менялись детали одежды, костюм стал упрощаться, это было связанно как с веяниями моды, так и с тем, что дворянство как сословие постепенно стало угасать.

Глава 2. Воспитание и образование

2.1. Воспитание и образование в первой половине XIX века

Образование дворянских детей в первой половине XIX века представляло собой сначала домашнее обучение, зачастую оно было основным, особенно для женщин, а после в гимназиях, пансионах и университетах.

Домашнее воспитание осуществлялось, таким образом, что в первые годы жизни ребенок находился на попечении няни. Так, например, В.А Щепкина писала: “При постоянно больной матушке и пока у нас не было учительницы, и мы были предоставлены няням”[54]. После няни к детям приглашались учителя, которые должны были дать ребенку основные и необходимые знания. О своем образовании с приглашенным учителем Щепкина А. В. вспоминала: “Скоро по приезде учительница наша, m-lle Брюлова, вступила в свои занятия с старшими братьями и давала им уроки иностранных языков, пока их не отправили в пансион в Москву”105. Затем с 7-8 лет воспитанием ребенка занимались гувернеры и гувернантки, преимущественно это были иностранцы[55]. Порой это были люди недостаточно образованные. Однако гувернеры играли непосредственную роль в обучении детей хорошим манерам. Так же семья играла важную роль в домашнем образовании детей. Встречи с родственниками и проводимые с ними беседы, и обучение манерам имели значение для подрастающего дворянина. Так по воспоминаниям Е.А. Сушковой известно, что в ее образовании на первых этапах жизни особую роль играла семья - “С бабушкой я проводила целые дни; она учила меня читать и писать, рассказывала мне священную историю. Сначала она выучила меня, как называются клавиши, потом кое-как растолковала ноты”[56]. На примере биографии Е.А. Сушковой можно проследить, как воспитывались девушки и как в дальнейшем устраивалась их жизнь. Е.А. Сушкова вплоть до замужества воспитывалась в доме своей тети, затем она стала выходить в свет, где она имела успех и поклонников. Затем она вышла замуж за А.В. Хвостова, который занимал пост директора дипломатической канцелярии.

Женское образование в первой половине XIX века фактически отсутствовало. Главной целью обучения девочек была подготовка их к светской жизни. Обязательным считалось для благовоспитанной девицы знание нескольких языков, умение играть на музыкальном инструменте, чтение и письмо. В целом образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и значительно чаще, чем для юношей, домашним. А сам процесс домашнего обучения молодых дворян был в достаточной степени произволен. Семёнов-Тян-Шанский П.П. описывал своё обучение так: “Учением старших детей занималась моя мать, она обучала их грамматике, французскому и немецкому языкам, истории и географии. Мать почти всегда говорила с нами по-французски, иногда заставляла нас между собою говорить на этих языках”[57].

После домашнего обучения следовало обучение в гимназии или пансионе. Юноши в отличие от девушек могли обучаться в университетах или военных заведениях. Альтернативой домашнему воспитанию, дорогому и малоудовлетворительному, для мальчиков дворян были частные пансионы и государственные училища. К примеру, В.А. Щепкина повествовала в своих мемуарах то, где происходило обучение её братьев и сестёр: “Старшие братья уезжали в пансион в Москву, а старшие сестры поступили в пансион в Воронеже”[58]. Гимназии предназначались для подготовки дворянских детей к государственной службе или к поступлению в университет[59].

Со временем военная служба стала представляться наиболее престижной и естественной для дворянина. При отсутствии ее в биографии того или иного лица требовалось объяснить, чем это отсутствие вызвано — болезнью, физическими недостатками или неимением средств для службы в гвардии. Семёнов-Тян-Шанский П.П. писал о своем обучении: “Я сдал приемный экзамен в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Мне преподавались химия, военные науки, математика, литература, зоология, география. Воспитанниками школы были исключительно дети старых дворянских фамилий, преимущественно богатых, из поместного дворянства всех русских губерний. В школу поступали не ранее 14 лет”[60]. После этого он стал вольнослушателем Санкт-Петербургского университета на физико-математическом факультете по отделу естественных наук, но отказался от военной карьеры, когда еще учился в школе гвардейских подпрапорщиков. В дальнейшем он дослужился до чина действительного тайного советника и прославился как географ и ботаник.

Мироощущение дворянина первой половины XIX века определялось, с одной стороны, привилегированностью своего сословия, а с другой — службой. Основной же причиной малочисленности созданных в начале XIX века русских университетов было то, что дворяне избегали высших учебных заведений смешанного типа, стараясь определить своих детей в закрытые привилегированные училища[61]. Так, к напримеру, К.С. Аксаков писал о своем обучении: “Я поступил в студенты 15 лет прямо из родительского дома. В мое время полный университетский курс состоял только из трех лет или из трех курсов. Я поступил в словесное отделение Московского университета. Кроме экзаменов у нас были репетиции, и на них профессора основывали свое мнение о студентах. Когда я поступил в университет, форменность начинает вводиться. Были мундиры и виц-мундиры (сюртуки)” [62]. После окончания Московского университета, Аксаков защитил магистерскую диссертацию и стал литературным и общественным деятелем.

П.П. Семёнов-Тян-Шанский высказывался о завершении своего обучения в университете так: “Окончив курс наук в университете, я решился не следовать по обычному пути не вступать в государственную службу, а отдаться всецело научным занятиям, искать общественную деятельность, связанную с наукой”[63].

В итоге образование молодых дворян и девочек и мальчиков поначалу было домашним. В зависимости от финансовых возможностей семьи, девочек направляли на обучение в институт благородных девиц или пансионы. Но очень часто полученное образование было поверхностным. Мальчиков же в основном зачисляли в военные училища и гимназии, так как дворянин обязан был нести «государеву службу», большей частью в армии или на флоте.

2.2. Воспитание и образование во второй половине XIX века

Во второй половины XIX века в воспитании и образовании дворян не происходило серьезных изменений. Воспитание по-прежнему в первые годы жизни ложилось на плечи нянек и гувернеров. Из воспоминаний Ф.Ф. Юсупова: “Первой была няня-немка. Она растила моего брата, потом перешла ко мне. Меня же поручили старой матушкиной гувернантке мадемуазель Версиловой”[64]. Так И.А. Бунин вспоминал о своем учителе: “А воспитателем моим был человек — сын предводителя дворянства, учившийся в Лазаревском институте восточных языков. И был довольно начитан, владея тремя языками”[65]. С помощью учителей и воспитателей молодые дворяне могли свободно говорить на нескольких языках, и имели прекрасные манеры.

Обучение в гимназии давало учащимся среднее образование и готовило их к поступлению в высшие учебные заведения: классические гимназии — в университет, реальные — в технические институты[66]. Так Ф.Ф. Юсупов рассказывал о своем пребывании в гимназии: “В отчаянье родители пожелали отдать меня в гимназию Гуревича, известную строгостью дисциплины”[67]. Он был представителем одной из самой богатейшей дворянской семьи того времени, он отправился на учебу за границу в Оксфордский университет. Такое по тем временам могла позволить себе не каждая дворянская семья. После возвращения из-за границы Юсупов записался на офицерские курсы при Пажеском корпусе, но в действующую армию отправиться не пожелал. Затем последовала эмиграция из-за революции. Князь Феликс до самой смерти проживал в Париже, где им был открыт дом моды.

Но не всегда образование имело оконченный характер, у каждого современника были свои условия жизни и свои предпочтения. И.А. Бунин, к примеру, после окончания Елецкой уездной гимназии продолжил свое образование под руководством своего старшего брата.

“Тут как раз на целых три года выслали к нам брата Юлия, уже кончившего университет и он прошел со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, читал мне начатки психологии, философии, общественных и естественных наук”[68].

Образование было важной частью жизни человека, наравне с талантом. Что свидетельствует биография И.А. Бунина, он в раннем возрасте начал писать стихи, затем его произведения попадают в печать, после начал работать корректором в местной газете. Далее работая на литературном поприще к Бунину приходит настоящий успех, он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук и стал первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе.

Во второй половине XIX века еще больше возросла значимость высшего образования. В преподавании сочетались лекционный метод с практическими занятиями. Однако для большинства юношей обучение в университете не приносило удовольствия. С.М. Волконский, например, выше оценивал свое обучение в гимназии, нежели в университете. “ Я больше обязан гимназии, чем университету, и в смысле приобретенных знаний, и даже в смысле методов мышления[69]. Многие получали высшее образование, но занимались после этого тем видом деятельности, которая была им интересна. Так С.М. Волконский, окончив историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, решил заняться театральной деятельностью. После занимал такие должности как уездный предводитель дворянства и директор Императорских театров. Сергей Михайлович полностью посвятил свою жизнь работе в области культуры.

Резко возросла значимость женского образования во второй половине века. Это связано с тем, что приходит идея равенства полов, применения единых принципов воспитания для мальчиков и девочек. Во второй половине XIX века для женщин вводятся высшие женские курсы, первый толчок для развития высшего женского образования[70]. Высшие женские курсы были открыты - педагогические, медицинские, театральные, телеграфные, стенографические, музыкальные. Эти курсы давали общеобразовательную подготовку и навыки профессии. Девушки преимущественно обучались в женских институтах, гимназиях, частных пансионах, и духовных училищах[71]. Так на примере жизни М.К. Тенишевой можно представить себе то, как проходило обучение - “Через некоторое время меня отдали приходящей в частную гимназию Спешневой. Вначале я училась неровно, плохо: внимание отсутствовало”[72].

Не все женщины того времени заканчивали высшие учебные заведения, но это не мешало им заниматься самообразованием. Некоторые продолжали сове обучение за границей. Тенишева, например, реализовала себя в просветительской деятельности. Уже в зрелом возрасте она продолжила свое обучение за границей. В Париже она обучалась пению у знаменитой Маркези и училась в Академии Жюлиан, где серьёзно занималась живописью, коллекционированием. В дальнейшем ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге. Она также была действительным членом Общества изящных искусств в Париже.

Все чаще женщины во второй половине XIX века оставались вне семьи и были вынуждены работать. Образ делового человека становился притягательным и для женщин. Они проявляли свои стремления в науке, образовании, медицине и искусстве. Однако традиционно многие девушки получали образование дома, так продолжалось до 1917 г.

Наиболее привилегированным закрытым женским учебным заведениям в России во второй половине XIX века по-прежнему был институт благородных девиц. На примере биографии Водовозовой Е. Н. можно проследить, как проходило обучение в Смольном институте. Жизнь в институте по впечатлениям Е.Н. Водовозовой: “Была лишена впечатлений и удовольствий, каждый час и каждая минута распределялись по звонку”[73]. Воспитанниц обучали гуманитарным наукам, а также были специальные уроки кулинарии, рукоделия, танцев и усиленное изучение языков. Ещё Е.Н. Водовозова сообщает о том, что: “На учение уроков у нас оставалось крайне мало времени, Нравственное воспитание стояло у нас на первом плане, а образование занимало последнее ”130. По мнению Е.Н. Водовозовой, строгая дисциплина и изолированность приводили к стиранию индивидуальности у девушек. Воспитанницы не получали прочных знаний, а лишь владели хорошими манерами. После окончания института Е.Н. Водовозова занялась литературной деятельностью, сотрудничала с педагогическими изданиями, публиковала детские сборники и произведения мемуарного характера.

Схожие сведения об обучении в институте благородных девиц повествуют Чарская Л.А. Она сама была воспитанницей Павловского института. Из воспоминаний Л.А. Чарской: “Наступали выпускные экзамены, самые важные и самые строгие их всех. Отметка, получаемая на этих экзаменах, переводилась в аттестаты и могла испортить всю карьеру девочки, посвятившей себя педагогической деятельности”[74]. Сама Л.А. Чарская, с отличием окончив институт, поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге, затем поступила в Петербургский Александринский Императорский театр, в последующем она занялась писательским делом. Ряд её произведений были посвящены воспитанницам института принесли ей необычайный успех.

Несмотря на то, что порой образование, было незаконченным или неполным, это не мешало дворянству прекрасно устроить свою жизнь и добиться высот в карьере. Конечно же, во многом это было обусловлено высоким социальным положением дворянства. Но во второй половине века образование стало выше цениться, и на первый план выходит не высокое положение дворянства, а такие качества как талант, полученные навыки путем обучения, целеустремленность.

Глава 3. Дуэль

Происходящие с ранних времен в обществе конфликты личного характера имели своей особенностью разрешениях их в честном поединке. Таким образом, возникала дуэль – от фр. ”поединок”. Как правило, дуэли происходи внутри отдельных общественных слоев, таких как аристократия и дворянство. Дуэль (поединок) — происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением[75]. Утверждение чести как основного законодателя поведения было неотъемлемой частью дворянской жизни. Дуэль в России была перенята из Европы, а первые дуэли начали происходить в России еще в XVII веке. В России дуэли возникли в среде иностранцев, поступивших на русскую службу. Дуэль в первую очередь была делом военных. В XIX веке дуэли были очень частым явлением среди дворянского сословия. Дворянин не мог позволить, чтобы его честь была запятнана. В связи с этим возникает понятие защиты чести и достоинства в честном поединке[76]/

Существовало несколько видов дуэлей:

1) законная дуэль – могла происходить только на пистолетах или шпагах и весь ход дуэли должен быть записан в протокол.

2) исключительная дуэль – проводилась, если не принимаются общие правила дуэлей.

3) с секретными мотивами дуэль – если стороны отказываются объяснить секундантам причину дуэли[77].

Однако существовали ограничения для участников дуэли, так, например, по дуэльному кодексу дуэль была невозможна между людьми неравного происхождения и между родственниками.

Причины дуэли: поводом для дуэли могло стать оскорбление, которое затрагивало такие стороны личности, как внешность, манеры и привычки[78]. Также поводом были: служебные столкновения, оскорбление воинской чести, оскорбления в адрес семьи и рода. Частой была дуэль из-за женщины, к примеру, дуэль между А.С. Пушкиным и Ж. Дантесом, произошла из-за оскорбления нанесенного жене А.С. Пушкина Н.Н. Гончаровой. Однако нередко поводом являлись совершенно немыслимые причины. Например, дурное поведение Пушкина во время танцев в офицерском собрании, заказавшего, вопреки требованию офицеров, танец по собственному выбору.

При каждой дуэли для её законности были необходимы два протокола: протокол встречи (в котором фиксируются все условия дуэли) и протокол дуэли (в котором фиксируется весь ход поединка). Их составляли секунданты каждой из сторон.

Выбор оружия: Обязательным условием дуэли являлся выбор одинакового оружия. Секунданты обязаны были перед началом дуэли тщательно проверить боевые качества оружия, при этом марка пистолета не должна была быть заранее известна противникам. Дуэль могла не состояться в случае, если будут принесены извинения одной из сторон только в присутствии всех секундантов[79].

3.1. Дуэль в первой половине XIX века

Дуэли в первой половине XIX века в основном проходили на пистолетах. Существовало шесть видов дуэли на пистолетах:

1) на месте по команде – противники становились на расстоянии 15-30 шагов друг от друга, по команде “раз” стреляют с промежутком в одну секунду.

2) на месте по желанию – противники становились на расстоянии 15-30 шагов, и по команде “стреляйте” делали выстрел. Раненый противник имел право стрелять в течении 30 секунд с момента нанесения ранения.

3) на месте с последовательными выстрелами - противники становились на расстояние 15-30 шагов, и один из противников стрелял первым по жребию или по команде.

4) с приближением - противники становятся на расстояние 35-45 шагов, между ними проводилась линия, обозначающая барьер 15-25 шагов, оба противника стреляли после команды “сближаться”, но на ходу они не стреляли, противники останавливались перед выстрелом.

5) с приближением и остановкой - противники становились на расстоянии 35-45 шагов, также устанавливался барьер между ними, оба противника стреляли после команды “сближаться”, второй выстрел следовал через 30 секунд. И оба стреляли на ходу или по желанию могли остановиться.

6) с приближением и параллельными линиями – проводились 2 параллельные линии на расстоянии 15 шагов одна от другой, и на концах линии становились противники, они уже не имели права стрелять на ходу, противники стреляли и сближались, время между выстрелами 30 секунд. Отдача команд стрелять принадлежала секундантам[80].

Каждая из шести видов дуэли на пистолетах состояла всегда из обмена противников двумя выстрелами. Так же с обоюдного согласия противники имели право согласиться повторять только один и тот же, вид дуэли два или три раза или повторять его до нанесения одному из противников смертельной раны.

Осечка считалась за выстрел в тех случаях, когда отсчет времени начинался с момента подачи команды, тогда в данном случае противник, пистолет которого дал осечку, считался сделавшим выстрел[81]. Противник, выстреливший первым в воздух считался уклонившимся от дуэли[82]. Другой противник, стреляющий вторым, имел право ответить на первый выстрел противника, обращенный в воздух, действительным выстрелом.

Проведение дуэли: В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не более 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться. Перед дуэлью противники снимали с себя мелкие вещи (медальоны, ключи, пояса). Право выбора расстояний принадлежало тоже секундантам. Право определения промежутка времени для выстрелов также устанавливалось секундантами. Время выстрелов отсчитывалось с момента подачи сигнала к нему или с момента первого выстрела. Пистолеты в основном использовались одноствольные и заряжающиеся с дула. Пистолеты заряжали секунданты по жребию или друг за другом только перед дуэлью. Противники расходились и затем стреляли. После того как каждый выстреливал, доктор осматривал противников. После поединка секундантами составлялся протокол поединка.

Еще одним важным лицом в поединке помимо участников были секунданты, которые являлись судьями противников. Секунданты должны были быть того же сословия, что и дуэлянты. Они должны были знать причину предстоящей дуэли. Секундант оскорбленного первый являлся к противнику для переговоров. Или же им посылался письменный вызов, и если в течении 24 часов не последует ответ, то молчание расценивалось как отказ от дуэли. Именно секунданты определяли место и время дуэли, а также вид оружия.

Примеры проведения дуэли: ярким примером является дуэль между А.С. Пушкиным и Ж. Дантесом. Описание дуэли известно из воспоминаний К.К. Данзаса, секунданта Пушкина: “Условия поединка были записаны на бумаге. Прибыв на Черную речку, Данзас договорился с д' Аршиаком, секундантом Дантеса, отправились отыскивать удобное место для дуэли. Выбрав место, мы позвали противников. Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу, они начали сходиться. Пушкин первый подошел к барьеру, остановился и начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, и Пушкин раненый упал. Дантес у барьера ждал, прикрыв правою рукою грудь. Приподнявшись и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал, но он стоял боком, и пуля, только слегка задев грудь, попала в руку. Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля глубоко вошла в живот”[83]. Известно что, Пушкин был ярым дуэлянтом, но поединок с Дантесом оказался для великого поэта смертельным. Эту дуэль можно охарактеризовать как дуэль с приближением и остановкой.

Еще одним примером из жизни служит дуэль, которая произошла между Ю.М. Лермонтовым и Н.С. Мартыновым. Поводом для ее стала шутка, высказанная на одном вечере Лермонтовым в адрес Мартынова. Описание этого поединка изложено в воспоминаниях секунданта Лермонтова А.И. Васильчикова: “Секунданты выбрали место, отмерили тридцать шагов, барьер поставили в десять шагов, развели противников на дистанции, объявили им сходиться на десять шагов по команде “марш”. Зарядили пистолеты, подали их каждому, скомандовали “сходись!”. Лермонтов остался неподвижен, подняв пистолет дулом вверх. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал. Пуля пробила ему легкие и сердце[84]. Данную дуэль следует отнести к виду дуэль с приближением. Из биографии Лермонтова известно, что он участвовал в двух поединках, и последний для него оказался смертельным”.

В литературе того времени дуэли нашли свое отражение. О многом это было связано с тем, что поединки были тогда частым явлением среди дворянства. Так, к примеру, в романе “Евгений Онегин” причиной дуэли была женщина. Дуэль в этом романе можно отнести к виду дуэль на месте с последовательными выстрелами - “Вот пистолеты уж блеснули, гремит о шомпол молоток, в граненый ствол уходят пули, и щелкнул первый раз курок. Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага отмерил с точностью отменной, друзей развел по крайний след, и каждый взял свой пистолет. Теперь сходитесь, четыре перешли шага, вот пять шагов еще ступили, стал целить Ленский, но как раз Онегин выстрелил”[85].

А в произведении “Герой нашего времени” поводом для поединка послужила личная неприязнь героев. Дуэль между героями Печориным и Грушницким можно классифицировать как дуэль на месте с последовательными выстрелами – «Становитесь, господа!.. Доктор, извольте отмерить шесть шагов.

Бросьте жребий, доктор! — сказал капитан. Доктор вынул из кармана серебряную монету и поднял ее кверху. Вы счастливы, — сказал я Грушницкому, — вам стрелять первому! Капитан между тем зарядил свои пистолеты, подал один Грушницкому, а другой мне. Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Стреляйте! отвечал он. Я выстрелил»[86].

В создании случаев проведения поединков в этих литературных произведениях, во многом послужил личный опыт А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Но дуэли в России запрещались властью, однако этот запрет не был отражен юридически в специальных постановлениях. Все сводилось лишь к осуждению поединков и несмотря на это они проводились. Каждая дуэль становилась в дальнейшем предметом судебного разбирательства. И противники, и секунданты несли уголовную ответственность1. Участие в дуэли, даже в качестве секунданта, влекло за собой неизбежные неприятные последствия. Однако интересы дружбы и чести требовали принять приглашение участвовать в дуэли как лестный знак доверия. Для не служащего дворянина наказанием могло быть церковное покаяние, сопровождавшиеся ссылкой в деревню или запретом выезда в столицу[87]. Для служащего дворянина наказанием за участие в дуэли было разжалование в звании или ссылка (обычно на Кавказ).

Таким образом, дуэль была способом проявления личной свободы дворянина. Она являлась показателем защиты своей чести, а также расценивалась как вызов существующим порядкам. Участие в дуэли показывало, что дворянин сам распоряжается своей жизнью.

3.2. Дуэль во второй половине XIX века

Во второй половине века дуэли продолжали оставаться феноменом в жизни общества. Власть старалась всячески воспрепятствовать проведению дуэлей. Во второй половине века в законодательстве появляются статьи осуждающие дуэль и возводили её в ранг преступления. Дуэль была характерна как для военной, так и для гражданской сферы жизни общества. Не только общество осуждало дуэли, но и церковь относилась к дуэлянтам как к преступникам.

В гражданской сфере дуэли пытались всячески запретить. Запрещалось в случае причинения обиды вызывать кого-либо на поединок словом или в письменном виде[88]. Запрещалось попрекать того, кто, следуя закону, не вышел на поединок. Те кто, умышленно склоняли к проведению поединка и если он действительно происходил, то они подвергались заключению в крепости от одного года до четырех лет. Тем же наказаниям подвергались лица, уговорившие или побудившие умышленно кого-либо к нанесению тяжкого оскорбления другому лицу с целью дать повод поединку. Посредникам предоставлялась возможность воспрепятствовать ссорящимся выходить на поединок, служащие могли об этом объявить своему начальству, а гражданские лица в местную полицию. В законодательстве были предусмотрены случаи для таких категорий лиц как чиновники и служащие. Подчиненный, осмелившийся вызвать своего начальника на поединок по личным причинам, подвергался заключению в крепости от четырех до восьми месяцев. Если вызов начальника на поединок был связан со службой, то виновный подвергался заключению в крепости от одного года до четырех лет с лишением прав и преимуществ[89]. Что касалось материального возмещения семьям убитых чиновников на поединках, то оно полностью отсутствовало, убитый на дуэли расценивался как преступник[90].

Однако дуэли по-прежнему оставались широко распространенными в военной среде. Об этом свидетельствует “Приложение правил о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде”. Из этого документа следовало, что всякое оскорбление, нанесенное офицером своему товарищу, а также посторонним лицом или офицером другой части передавалось на рассмотрение Суда общества офицеров. Суд общества офицеров допускал, чтобы поединок не состоялся, однако иногда постановлял, что поединок является единственно приличным средством удовлетворения оскорбленной чести офицера[91]. Из этого документа можно сделать вывод, что военные просто обязаны были участвовать в поединке, иначе их могли уволить со службы. В законодательстве были прописаны наказания для тех, кто вызывал на поединок и для тех, кого вызывали. Так вызывающий на поединок за устроенный им вызов, если этот вызов не перерастал в поединок подвергался аресту от трех до семи дней. А когда после вызова все же происходил поединок, но он заканчивался без кровопролития, то вызвавший приговаривался к аресту от трех недель до трех месяцев[92]. Когда вызов на поединок был совершен вследствие нанесенного вызывающему тяжкого личного оскорбления или же вследствие оскорбления его родственников, и вызов не имел последствий, то сделавший его или освобождался от всякого наказания или же приговаривался только к аресту от одного до трех дней. Принявшие вызов на поединок и вышедшие на него получали в наказание арест от одного до трех дней. А если было применено оружие против своего противника, но поединок заканчивался без кровопролития, то арест составлял от трех до семи дней.

Таким образом, наказания предполагались обоим участникам поединка, и они одинаково несли ответственность перед законом. Это представленный перечень наказаний без смертельных последствий. Но если поединок оканчивался трагически для одной из сторон или для обеих, то срок наказания предусматривался уже другой. Вызывающий на поединок последствием, которого была смерть, подвергался заключению в крепости сроком от четырех до шести лет. Если же в случае поединка были нанесены увечья или тяжелая рана предполагалось заключение в крепости от двух до четырех лет[93]. Вызванный на поединок в случае смерти своего противника, мог быть заключен в крепости сроком от двух до четырех лет. А в случае нанесения ему увечья или тяжких, но не смертельных ран мог быть заключен в крепости от восьми месяцев до двух лет. Если участники, вышедшие на поединок, помирились, и без кровопролития по собственному убеждению, то они освобождались от всякого наказания. Однако наказания распространялись не только на участников, но и на свидетелей дуэли - секундантов. Исключением был врач, который приглашался для медицинской помощи пострадавшим участникам.

Секунданты, которые перед поединком или при поединке не использовали всех возможных средств для его прекращения, подвергались в случае смерти одного из противников или обоих, или за нанесение смертельной раны заключению в крепости от четырех до восьми месяцев[94]. Если секунданты побуждали участников к поединку, то они приговаривались к заключению в крепости от двух месяцев до четырех лет. Из этого следует, что секунданты, как и сами дуэлянты, получали наказания в равной степени.

Как правило, дуэли проводились на нейтральной территории, однако были и случаи когда на дуэли приезжали на незнакомую местность. Дуэль на пистолетах была широко распространена в течении всего XIX века. Она получила репутацию более простой, т.к. пистолеты уравнивали соперников в возрасте, физическом состоянии и степени тренированности[95]. Оружие должно было быть незнакомым обеим сторонам, участвующим в поединке. Но иногда допускалась дуэль на личном оружии, в случае серьезного оскорбления по требованию оскорбленного.

Примеры дуэлей данного периода можно обнаружить в литературных произведениях, т.к. авторы часто описывали дуэли либо исходя из сведений участников или лиц, так или иначе связанных с происходящими поединками. По данным описаниям дуэли можно отнести к одной из шести видов. Так дуэль, описанная в произведении И.С. Тургенева можно классифицировать как дуэль с приближением и остановкой. Поводом для этой дуэли послужила личная неприязнь героев Базарова и Павла Кирсанова. Необычным было то, что эта дуэль происходила без участия секундантов.

“Предлагаю драться завтра рано, за рощей, на пистолетах, барьер в десяти шагах. Стрелять два раза. Секундантов у нас не будет, но может быть свидетель. Угодно вам заряжать? – нет, заряжайте вы, а я шаги отмеривать стану. Базаров провел носком сапога черту по земле. – вот и барьер. Базаров с своей стороны отсчитал десять шагов от барьера и остановился. Можем сходиться. Базаров двинулся вперед, И Павел Петрович пошел на него поднимая дуло пистолета. И в то же мгновение раздался выстрел. Он ступил еще раз и не целясь подавил пружинку. Павел Петрович хватился рукою за ляжку. Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику”[96].

В произведении А.И. Куприна, который так и называется “Поединок” имеется даже пример рапорта о поединке. Офицерская жизнь, которую провел Куприн в чине подпоручика послужила материалом для его произведения. Данную дуэль можно отнести к виду дуэль с приближением.

“Противники встретились в шесть часов утра, в роще, расположенной в трех верстах от города. Продолжительность поединка, включая и время, употребленное на сигналы была одна минута десять секунд. Места, занятые дуэлянтами, были установлены жребием. По команде “вперед” оба противника пошли друг другу навстречу, но выстрелом, произведенным поручиком Николаевым, подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть живота. По истечении установленной полуминуты для ответного выстрела, обнаружилось, что подпоручик Ромашов отвечать противнику не может. Вследствие этого секунданты подпоручика Ромашова предложили считать поединок оконченным. При перенесении подпоручика Ромашова в коляску, он впал в обморочное состояние и через семь минут скончался от внутреннего кровоизлияния”[97].

Имеются сведения о дуэлях случившиеся даже в начале XX века.

В воспоминаниях Ф.Ф. Юсупова описано что, его старший брат Николай погиб на дуэли с графом Арвидом Мантейфелем в 1908 г. –

“Узнал я подробности дуэли. Она состоялась ранним утром и имении князя Белосельского на Крестовском острове. Стрелялись на револьверах в тридцати шагах. По данному знаку Николай выстрелил в воздух. Гвардеец выстрелил в Николая, промахнулся и потребовал сократить расстояние на пятнадцать шагов. Николай снова выстрелил в воздух. Гвардеец выстрелил и убил его наповал. Но это уже не дуэль, а убийство”[98]. Эту дуэль можно отнести к виду дуэль на месте по желанию.

А дуэль между Н.С. Гумилевым и М.А. Волошиным показывает не равноправие поединка, т.к. М.А. Волошин не был представителем дворянства. Поединок состоялся с нарушением многих правил. Дуэль состоялась 22 ноября 1909 г. на Черной речке, именно на том месте, где произошла дуэль между А.С. Пушкиным и Дантесом. Из воспоминаний А.Н. Толстого: “Меня выбрали распорядителем дуэли. Когда я стал отсчитывать шаги. Гумилеву я понес пистолет первому. На нем был цилиндр и сюртук, шубу он сбросил на снег. Передав второй пистолет Волошину, я по правилам в последний раз предложил мириться. Но Гумилев перебил меня, сказав, что намерен драться, а не мириться. Тогда я просил приготовиться и начал громко считать: раз, два, три. У Гумилева блеснул красноватый свет и раздался выстрел. Прошло несколько секунд. Второго выстрела не последовало. Гумилев требовал от Волошина выстрела, Волошин ответил, что произошла осечка. Волошин поднял пистолет, и я слышал, как щелкнул курок, но выстрела не было. Я подбежал к нему. Выдернул у него из дрожащей руки пистолет. Мы начали совещаться и отказались от продолжения поединка. Гумилев поднял шубу, перекинул ее через руку и пошел к автомобилям”[99]. По решению суда последовал арест, для Н. С. Гумилева он составил семь дней, а для М.А. Волошина один день. Данный случай наглядно показывает, что дуэль перестает быть преимущество дворянским явлением.

Среди российского воинства дуэли процветали. Генералы с увлечением составляют и описывают пособия для ведения дел чести в офицерской среде[100]. Однако на протяжении всего столетия власть ненавидит дуэль, ибо дуэль — это признак свободы. Дуэлянты дерзко позволяют себе распоряжаться своей и чужой жизнью, что, конечно же, не устраивало глав государства.

К концу века дуэль превращается скорее в экзотику[101]. Дуэль сместилась из сферы сословной в культурную, и носителями дуэльного сознания порой были разночинцы. В сознании общества дуэль стала носить характер уже не защиты чести или своих принципов, а расценивалось как убийство или преднамеренное причинение вреда.

Дуэльные обычаи были широко распространены в XIX веке, они постепенно, преодолевая сопротивление властителей, врастали в русскую жизнь, и исчезли почти внезапно в начале XX столетия. Исчезновение дуэли связанно с новым мировоззрением людей, страна в начале XX века участвовала во многих вооруженных конфликтах, люди поняли ценность жизни и осмыслили, что решать споры, ссоры и другие разногласия можно и мирным путем.

Заключение

Внешний вид дворянства на протяжении XIX века постепенно изменялся. Менялись детали одежды, костюм стал упрощаться, это было связанно как с веяниями моды, так и с тем, что дворянство как сословие постепенно стало угасать.

Воспитание и образование дворян в целом на протяжении XIX века имело несколько форм. На примере биографий было выявлено, что не всегда образование было оконченным, а иногда оно проходило за границей. Женское образование практически отсутствовало, единственным учебным заведением для девушек был институт благородных девиц. А юноши во второй половине века меньше отдавали предпочтение обучению не в военных учебных заведениях.

Дуэль в течение всего XIX века оставалась популярна. Представители дворянства достаточно часто использовали дуэль, как способ разрешения разногласий. Целью дуэли было восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Феномен дуэли был особо популярен в первой половине XIX века, так как именно в это время происходило большинство поединков. А во второй половине XIX века общество осуждает дуэли, и считает их лишь простой формальностью. В законодательстве появляются статьи запрещающие поединки и возводили их в ранг преступления.

В итоге изменения в дворянском быте повлияли на дворянство в целом. Во второй половине XIX века дворянство теряет свою общность, во многом это было связано с всесословной политикой правительства. К началу XX столетия дворянство как сословие начинает “затухать”, это было обусловлено как внешними, так и внутренними процессами.

Источники и литература

Источники личного происхождения

  1. Аксаков К.С. Воспоминания студентства 1832-1835 гг. Русские мемуары. М., 1990.
  2. Бунин И.А. Воспоминания. М., 2003. (www.zakharov.ru).
  3. Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т. 1. М., 1987. (www.zakharov.ru).
  4. Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2-х кн. М., 2004. (www.zakharov.ru).
  5. Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность. Русские мемуары. М., 1990.
  6. Щепкина В.А. Воспоминания. Русские мемуары. М., 1990.

Литературные произведения

  1. Куприн А.И. Рассказы. В 2-х т. Т. 1. М., 2002.
  2. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. M., 1988.
  3. Пушкин. А.С. Евгений Онегин: роман в стихах. М., 1980.
  4. Тургенев И.С. Отцы и дети. Л., 1985.

Делопроизводственная документация

  1. Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном. Подлинное военно-судное дело 1837 г. СПб., 1900.

Законодательные источники

  1. Полное собрание законов Российской империи. Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде. Собр. 3-е. Т. XIV. СПб., 1898.
  2. Свод Законов Российской империи. СПб., Т. XIV. 1912. Устав о предупреждении и пресечении преступлений.

Художественные источники

  1. Боровиковский В. Л. Портрет А. П. Дубовицкого. 1804 г., портрет Д.А. Державиной. 1813 г. (http://www.bg-gallery.ru).
  2. Брюллов К. П. Портрет A.Н. Рамазанова. 1821 г., портрет писателя Н. В. Кукольника. 1836 г., портрет графа А.А. Перовского. 1836 г., портрет Н.Н. Пушкиной. 1832, портрет М.О. Смирновой. 1830 г . (http://www.bg-gallery.ru).
  3. Кипренский О. А. Портрет С.С. Уварова. 1815г., портрет А. А. Олениной. 1828 г. (http://www.bg-gallery.ru).
  4. Крамской И.Н. Портрет И.А. Гончарова. 1874 г., портрет П.И. Ливена. 1879 г., портрет В.Н. Третьяковой. 1876 г., портрет Е.А.Васильчиковой. 1867 г. (http://www.artpoisk.info.ru).
  5. Маковский К.Е. Портрет Д.И. Толстого. 1901 г., Семейный портрет. 1882 г., портрет М.Е. Орловой-Давыдовой. 1889 г., портрет М.М. Волконской. 1884 г., Портрет А.И. Сувориной. 1880-е гг. (http://www.artpoisk.info.ru).
  6. Соколов П.Ф. Портрет Н.А. Челищева. 1817 г., портрет О. А. Голицыной. 1847 г., портрет П.Н. Рюминой. 1847 г., портрет С.П. Апраксиной. 1842 г. (http://www.bg-gallery.ru).
  7. Тропинин В. А. Портрет А. И. Кусова. 1820 г, портрет А.И. Барышникова. 1829 г., портрет М.Ф.Протасьева. 1840-е гг. (http://www.bg-gallery.ru).
  8. Фотографии И.А. Бунина. 1901 г., А.Ф.Тютчевой. 1862 г., З.Н. Гиппиус. Начало XX века. (http://ru.wikipedia.org).

Литература

  1. Быт пушкинского Петербурга. Опыт энциклопедического словаря. СПб., 2005.
  2. Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1988.
  3. Дурасов В. Дуэльный кодекс. 4-е изд. М., 1912.
  4. Кацура А. В. Дуэль в истории России. М., 2006. (http://lib.rus.ec/b/188574/read).
  5. Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989.
  6. Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М., 1997.
  7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. М., 1994.
  8. Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. // Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание. // Изд-во Моск. Ун-та. 2001.
  9. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления. М., 2003.
  10. Федосюк Ю. А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998.
  11. Хандорин В. Дуэль в России // Родина. 1993. № 10.
  12. Швейковский П.А. Суд общества офицеров и дуэль в войсках российской армии. СПб., 1898.
  13. Яковкина Н.И. История русской культуры XIX век. СПб., 2002.
Примечания

[1] Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998. С. 15.

[2] Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М., 2002. С. 96.

[3] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. М., 1994. С. 32.

[4] Яковкина Н.И. История русской культуры XIX век. СПб., 2002. С. 20.

[5] Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М., 1997. С. 257-259.

[6] Тропинин В. А. Портрет А. И. Кусова. 1820 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[7] Венецианов А. Г. Портрет П.И. Милюкова. 1820-е гг. (http://www.bg-gallery.ru).

[8] Боровиковский В. Л. Портрет А. П. Дубовицкого. 1804 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[9] Федосюк Ю. А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998. С. 185-194.

[10] Тропинин В. А. Портрет А.И. Барышникова. 1829 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[11] Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998. С. 102.

[12] Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М., 1997. С. 170-172.

[13] Кипренский О. А. Портрет С.С. Уварова. 1815 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[14] Брюллов К. П. Портрет A.Н. Рамазанова. 1821 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[15] Брюллов К. П. Портрет писателя Н. В. Кукольника. 1836 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[16] Брюллов К. П. Портрет графа А.А. Перовского. 1836 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[17] Крамской И.Н. Портрет И.А. Гончарова. 1874 г. (http://www.artpoisk.info.ru).

[18] Крамской И.Н. Портрет П.И. Ливена. 1879 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[19] Маковский К.Е. Портрет Д.И. Толстого. 1901 г. (http://www.artpoisk.info.ru).

[20] Фотография И.А. Бунина. 1901 г. (http://ru.wikipedia.org).

[21] Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления. Академия. М., 2003. С. 57-60.

[22] Боровиковский В. Л. Портрет Д.А. Державиной. 1813 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[23] Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 233-236.

[24] Заболотский П. Е. Портрет Н.В. Евреиновой. 1840 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[25] Кипренский О. А. Портрет А. А. Олениной. 1828 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[26] Соколов П. Ф. Портрет О. А. Голицыной. 1847 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[27] Кирсанова Р.М. Механические рукава для приятной дамы. Костюм первой трети XIX века. // Родина. 2004. № 9. С. 82-84.

[28] Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 129-131.

[29] Брюллов А. П. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1832 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[30] Теребенёв М. И. Портрет А.А. Бирюковой. 1820-е гг. (http://www.bg-gallery.ru).

[31] Соколов П. Ф. Портрет П.Н.Рюминой. 1847 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[32] Брюллов А. П. Портрет М.О. Смирновой. 1830 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[33] Тельчер Ж. Э. Портрет Е.К. Воронцовой. 1836 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[34] Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 231-235.

[35] Соколов П. Ф. Портрет С.П.Апраксиной. 1842 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[36] Плаксина Э.Б. История костюма. стили и направления. М., 2003. С. 153- 159.

[37] Браз О. Портрет Е.М. Толстой. 1900 г. (http://www.artsait.ru).

[38] Фотография А.Ф.Тютчевой. 1862 г. (http://ru.wikipedia.org).

[39] Харламов А.А. Портрет Е.А. Третьяковой. 1875 г. (http://www.artpoisk.info.ru).

[40] Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989 С. 129-133.

[41] Федотов П. А. Портрет М.И.Крыловой. 1850 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[42] Маковский К. Е. Семейный портрет. 1882 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[43] Макаров И.К. Портрет семьи Черемисиновых. 1882 г. (http://www.artpoisk.info.ru).

[44] Крамской И.Н. Портрет В.Н. Третьяковой. 1876 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[45] Маковский К.Е. Портрет М.Е. Орловой-Давыдовой. 1889 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[46] Серов В.А. Портрет В. Мусиной-Пушкиной. 1895 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[47] Маковский К.Е. Портрет М.М.Волконской. 1884 г. (http://www.artpoisk.info.ru).

[48] Маковский К.Е. Портрет А.И. Сувориной. 1880-е гг. (http://www.artpoisk.info.ru).

[49] Богданов – Бельский Н.П. Портрет М.С. Шереметовой. 1898 г. (http://www.artpoisk.info.ru).

[50] Фотография З.Н. Гиппиус. Начало XX века. (http://ru.wikipedia.org).

[51] Манизер Г. Портрет С.А. Бобринской. 1878 г. . (http://www.bg-gallery.ru).

[52] Крамской И.Н. Портрет Е.А.Васильчиковой. 1867 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[53] Маковский К.Е. Портрет А.И. Сувориной. 1880-е гг. (http://www.artpoisk.info.ru).

[54] Щепкина В.А. Воспоминания. Русские мемуары. М., 1990. С. 383-388.

[55] Быт пушкинского Петербурга. Опыт энциклопедического словаря. СПб., 2005. С. 100-105.

[56] Сушкова Е.А. Записки. (www.zakharov.ru).

[57] Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность. Русские мемуары. М., 1990. С. 421-445.

[58] Щепкина В.А. Воспоминания. Русские мемуары. М., 1990. С. 383 - 390.

[59] Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. М., 2002. С. 27-30.

[60] Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность. Русские мемуары. М., 1990. С. 421-437.

[61] Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. М., 2002. С. 39-45.

[62] Аксаков К.С. Воспоминания студентства 1832-35 гг. Русские мемуары. М., 1990. С. 92-100.

[63] Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность. Русские мемуары. М., 1990. С. 485-488.

[64] Князь Феликс Юсупов. Мемуары. М., 2011. (www.zakharov.ru).

[65] Бунин И.А. Воспоминания. М., 2003. (www.zakharov.ru).

[66] Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. М., 2002. С. 211-216.

[67] Князь Феликс Юсупов. Мемуары. М., 2011. (www.zakharov.ru).

[68] Бунин И.А. Воспоминания. М., 2003. (www.zakharov.ru).

[69] Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2-х кн. М., 2004. (www.zakharov.ru).

[70] Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. // Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание. Изд-во Моск. Ун-та. 2001. С. 346-350.

[71] Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. // Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание. Изд-во Моск. Ун-та. 2001. С. 340-342.

[72] Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М., 2002. (www.zakharov.ru).

[73] Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т. 1. М., 1987. С. 350.

[74] Чарская Л.А. Записки институтки. М., 1993. С. 264.

[75] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). М., 1994. С. 99.

[76] Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1988. С. 87.

[77] Дурасов В. Дуэльный кодекс. 4-е изд. М., 1912. С. 13-50.

[78] Хандорин В. Дуэль в России. // Родина. 1993. № 10. С. 87.

[79] Там же. С. 94-100.

[80] Дурасов В. Дуэльный кодекс. 4-е изд. М., 1912. С. 66.

[81] Дурасов В. Дуэльный кодекс. 4-е изд. М., 1912. С. 70-72.

[82] Там же.

[83] Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном. Подлинное военно-судное дело 1837 г. СПб., 1900. С. 28.

[84] Лермонтов М.Ю. Точка зрения. М., 1993. С. 203-205.

[85] Пушкин. А.С. Евгений Онегин: роман в стихах. М., 1980. С. 165-173.

[86] Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. M., 1988. С. 256-277.

[87] Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1998. С. 49-56.

[88] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. XIV. Гл. 2. О поединках и личных обидах. С.115.

[89] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. XV. Гл. 4. О поединках. С. 165-167.

[90] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. III. Устав о пенсиях и единовременных пособиях. С. 185.

[91] Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. СПб., 1898. Особое дополнение к военно-судному уставу. Т. XIV. С. 259-260.

[92] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. XV. Гл. 4. О поединках. С. 165-167.

[93] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. XV. Гл. 4. О поединках. С. 165-167.

[94] Там же. С. 165-167.

[95] Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1988. С. 205-207.

[96] Тургенев И.С. Отцы и дети. Л., 1985. С. 256-260.

[97] Куприн А.И. Рассказы. В 2-х т. Т. 1. М., 2002. С. 335-336.

[98] Князь Феликс Юсупов. Мемуары. М., 2011. (www.zakharov.ru).

[99] Шубинский В. Гумилев история одной дуэли. СПб., 2004. (http://www.chaskor.ru/article/gumilev_istoriya_odnoj_dueli)

[100] Кацура А. Дуэль в истории России. М., 2006. (http://lib.rus.ec/b/188574/read).

[101] Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1988. С. 217.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top