Троян Е.А.

Введение

Актуальность темы. В погожий осенний день на праздник Покрова Пресвятой Богородицы я пришла на концерт народного ансамбля «Истоки».( Приложение 1)

Участники этого ансамбля были одеты в русские народные костюмы. Я заметила характерную особенность села Красное – в каждой семья хранятся не только костюмы старинной работы, доставшиеся по наследству, но и новые современные, сделанные своими руками. Меня очень радует, что традиции изготовления русского наряда здесь не только сохранились, но и передаются молодым поколениям.

( Приложение 2)

И тогда я решила провести исследование «Особенности традиционного русского народного костюма с. Красное»

Казалось бы, зачем мне это надо? Прочитав пушкинское суждение: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности», я поняла, что современный человек обязан хранить память о прошлом своего народа.

Я считаю тема национального костюма вообще, и конкретного наряда в частности, довольно интересна и актуальна в современной жизни.

Во-первых – нарядная одежда, выражающая художественно-эстетические взгляды моих земляков, символизирующая богатейшую историю края и национальное самосознание, является нитью дней минувших, историческим памятником народного искусства, замечательным наследием культуры прошлого.

Во-вторых, современная мировая мода все чаще берет элементы народного костюма. Наши русские модельеры не исключение: в современном костюме, при внимательном наблюдении можно увидеть русский народный орнамент, натуральную ткань, традиционный силуэт, бисерные украшения, платки, как аксессуары и т.д. Меня такой стиль привлекает. Я за возвращение к «корням», и, возможно эта тема выведет меня, и других заинтересовавшихся, на широкую дорогу изучения нашей необыкновенной, неповторимой национальной культуры.

Тема исследования «Особенности традиционного русского народного костюма с. Красное»

Гипотеза: в результате исследовательской работы я предполагала провести комплексное изучение русского народного костюма Красненского района, выявить общие характерные для Белгородско–Воронежского региона черты народного костюма и особенности костюма нашей местности.

Основная цель работы:

- исследовать особенности народного костюма села Красное;

- изучить воспоминания жителей села, как особого рода этнографическую историю;

- собрать бесценный материал о русской народной одежде своей местности.

Для достижения цели я поставила следующие задачи исследования:

  • изучение публикаций в периодической печати о русском народном костюме нашего края;
  • изучение литературы по данной теме;
  • встреча с жителями села, сохранившими умения изготавливать русский народный костюм;
  • обобщение полученного материал

Основными методами сбора фактического материала и решения задач послужили методы анализа и синтеза, наблюдения и познания. Сбор материала и написание работы осуществлялись в пределах объекта исследования и источников информации.

Методы исследования: изучение и ознакомление с элементами русского народного костюма, беседы с жителями села, сохранившими искусство изготовления русского народного костюма, анализ найденных материалов.

Новизна исследования заключается в представлении местного краеведческого материала по данной теме.

Теоретическая и практическая значимость данной работы. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей сохранения самобытности национальной русской одежды. Материалы работы послужат для создания презентаций, которые уже использовались на школьной конференции, на уроках истории по изучению родного края.

Моя работа носит теоретический характер, так как все выводы сделаны благодаря анализу и сравнению имеющегося материала. Никаких специальных описаний местного, конкретного костюма с. Красное нет, и потому основным источником моего исследования является сам женский костюм, рассказы моей бабушки Измайловой Татьяны Михайловны.

Основная часть

1.1 Традиционная женская одежда Белгородско – Воронежского региона

В конце XV – XVI столетии завершилось формирование русской (великорусской) народности. Тогда же сложился своеобразный костюм крестьян и горожан – понева, сарафан, кокошник у женщин, косоворотка с разрезом на левой стороне у мужчин .[1,с.245]

В своей работе я рассматриваю традиционный крестьянский костюм, который носили в селе Красное Коротоякского уезда Воронежской губернии, в XIX – XX вв. и ставлю своей задачей сравнить женский костюм с традиционной одеждой Белгородчины.

Общий характер народного костюма Белгородчины, который сложился в быту на протяжении многих веков, всегда соответствовал образу жизни, труда, уровню духовной и материальной культуры наших предков. Наиболее отчетливо и зримо это прослеживается в традиционной женской одежде края. [2,с.7]которая состояла из рубахи, фартука, пояса и сарафана

Основу комплекса составляла рубаха. Здесь бытовал сарафанный тип женской одежды, характерный в целом для Белгородского региона. Женщины носили длинные рубахи, однако они не должны были быть видны из–под сарафана. Такие рубахи шили из домотканины

.Красочно дополняет костюм ещё одна деталь – фартук, закреплённый на груди. Фартук – был любого яркого цвета, низ украшался разноцветной атласной тесьмой и бахромой. Выполнялся фартук из шелка или тонкой шерстяной ткани.

Особым «шиком» было еще одно дополнение к костюму – «заплечник». Он представлял собой набор разных лент, совпадающих по цвету с лентами на подоле сарафана. Лент должно быть нечетное количество, желательно не менее пяти

Обязательной деталью сарафанного комплекса являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными кистями и подвесками.

В Белгородской области носили сарафаны. Для сарафана брали одно узкое полотно (не шире 40 см), сгибали по уточной нити и прорезали квадратное отверстие для головы лент, украшающих низ сарафана, должно быть не менее пяти. [2,с. 9]

Головные уборы в регионе были весьма разнообразны. Так, например, девушки в будни платков не надевали, просто заплетали одну косу. Самые простые девичьи косынки были из хорошо отбелённого домашнего льняного холста, а также из покупного кумача. Наиболее популярны в селе были так называемые «разноцветные» платки. ( Приложение 3)

1.2 Традиционная женская одежда села Красное

Заинтересовавшись красотой народного костюма нашей местности, мне удалось выявить его характерные особенности. Как же одевались жители села Красное?Читая книгу нашего земляка Д. Ф. Шеншина «Что было, то было», я узнала об одежде наших земляков «… Бабы и девки доставали из сундуков праздничные наряды - понёвы, сотканные из шлёнки всех цветов радуги, расшитые узорчатые рубахи, надевали кокошники и сороки, румянили щёки и сурьмили брови. Незамужние девки вплетали в косы цветные шёлковые ленточки и украшали себя венками из разнотравья и луговых цветов.»

Об особенностях костюма и его изготовлении, о сложившихся традициях на селе мне удалось узнать от старожилов и жителей сел, которые сохранили предметы материальной культуры. Жители села Красное сарафанов не носили. Основными частями женского праздничного костюма нашей местности были: рубаха, передник (завеска), понёва и сорока. [Источник 1]

Женщины и девушки носили в будни белые рубахи, изготовленные из холста и вышитые по рукавам и вороту, а в праздничные дни надевали рубахи из алой тонкой шерсти, которую покупали в Красненском магазине у Саввы. Рукава рубахи имели манжеты, которые украшались лентами. Возможно, именно контраст белого полотна и черной вышивки придает старинным рубахам из села Красное такой праздничный, нарядный вид. Здесь сказывается влияние Украины. [Источник 2]

( Приложение 4)

Основной составной частью женской одежды была понёва (род юбки). Это наиболее архаичный вид женской одежды. Молодые девушки в нашей местности в будни и праздники носили полосатые юбки из шерсти. Праздничные юбки были более цветастые. Шеншина Анна Сергеевна, жительница села Красное 1923 г. рождения поделилась воспоминаниями о том, как изготовлялась понёва.[Источник 2]

«Понёва - это поясная одежда из шерсти (юбка). Как её изготовляли? Сначала готовили длинную овечью шерсть двух цветов: чёрного и белого, пряли, а потом белые нитки красили в красный цвет природными красителями или порошками и сматывали в клубки. В процессе работу использовали три цвета (чёрный, красный, белый).

Полотно ткалось определённой длины. Понёва представляла три полотна, которые «связывались» своской. Она вышивалась руками. Спереди женщины подчёркивали линию талии завеской (передником), которая шилась из алой шерсти, она была тонкой и покупалась на рубахи и завески в магазине. ( Приложение 5)

К завеске внизу настрачивались разноцветные ленты, и пришивалась бахрома из шерстяных или шёлковых ниток. Чтобы не было видно шнурка (гашника), по талии женщины применяли подпояску (пояс из шерсти). ( Приложение 6)

К подпояске у жителей села Красное было особое отношение. Веря в магическую силу «оберега», они вкладывали в изготовление подпояски много творчества и мастерства. Ткали её из красных шерстяных нитей, «прорезанных» разноцветными полосками - зелёного, синего, бордового, жёлтого цвета, на концах украшались бахромой. Завязывалась подпояска концами вперёд.

Женский головной убор в нашей местности назывался сорокой. ( Приложение 7)

Она имела следующие части: подзатыльник, двурожки, кичку. При изготовлении сороки плотный картон обтягивался золотой парчой, которая украшалась блёстками и бисером. [Источник 4]

В качестве украшений женщина использовала янтарные и стеклянные бусы, иконку на шнурочке.

Но самым красивым украшением была грибатка - женское нагрудное украшение, выполнено из двух полос черной тесьмы, соединенных в середине и обнизанных по краям бисером. В нижней части грибатки (на каждой половине) пришиты по одной круглой розетке. К концам тесьмы пришиты подковообразные розетки, соединённые плетёным шнуром с крестиком посередине. Розетки и низ тесьмы расшиты блёстками по всей поверхности. ( Приложение 8)

Головным убором служили платки. Замужняя женщина укладывала косы венком и прятала волосы под платок. Кроме платков, женщины носили повойники (головной убор в виде шапочки), из тонкой ткани или шёлковой сетки.

Основной обувью нашего населения были лапти, которые плели из лыка молодых лип.

Работая над исследованием «Русский народный костюм», я узнала, что женские понёвы различались по своему назначению. Они делились на праздничные и будничные (рабочие). Самыми красивыми, дорогими и нарядными были колодовая и наборная понёвы. ( Приложение 9)

Они были богато украшены вышивкой. В колодовой понёве преобладал красный цвет; в наборной – поперечные цветные полоски. Низ этих понёв был красиво обобран разными узорами: в «большой рогач», в «ковылюшечку», в «лапочку». Не менее ценилась и шлёнковая понёва. ( Приложение 10)

В этих понёвах своска и подшивка (низ понёвы) были наиболее красочны. Не все женщины умели обирать эти части понёв. Этим занимались мастерицы своего дела. [Источник 2]

Заключение

Выводы: Анализируя все изложенное, хочется отметить, что в народном костюме с. Красное прослеживается общие характерные для Белгородского и Воронежского регионов черты народного костюма. Но все же следует отметить, что женский костюм имеет свои особенности:

- основными частями женского праздничного костюма нашей местности были: рубаха, передник (завеска), понёва и сорока;

-самыми красивыми и дорогими поневами были колодовая и наборная поневы;

- в колодовой понёве преобладал красный цвет; в наборной - поперечные цветные полоски;

- обязательное наличие украшения – грибатки – шнурка, состоящего из небольших кружков, украшенных бисером и блестками;

- в будние дни женщины носили холщовые рубахи белого цвета, а в праздничные дни – шерстяные алые рубахи;

- женский головной убор в нашей местности назывался сорокой. Она имела следующие части: подзатыльник, двурожки, кичку. При изготовлении сороки плотный картон обтягивался золотой парчой, которая украшалась блёстками и бисером.

Жители села Красное, не выпадая из общей канвы страны, создавали свой костюм, дополняя различными деталями, делая его особенным и неповторимым среди других нарядов Белгородчины, так как в нашей местности соединились колорит украинского цвета, пышность донских форм, легкость степного ветра, величавость и основательность русской души.

Источники

Встречи и воспоминания жителей села:

1. Головин Михаил Наумович - местный летописец, краевед сел;

2. Шеншина А. С. (пенсионерка 1923г.р.) – старожил села;

3. Измайлова Т.И. (пенсионерка 1950 г.р.);- участница ансамбля «Истоки»

4. Головина М.И. (пенсионерка 1949 г.р.) – местная мастерица, занимающаяся изготовлением русского народного костюма;

5. Материалы школьного краеведческого музея.

Литература

1. «История СССР». Б.А. Рыбаков, Москва «Высшая школа», 1975 с. 245.

2. М С Жиров « Народная художественная культура Белгородчины.», Воронеж, 1985 г., с. 7

3. Д. Ф. Шеншин «Что было, то было» Воронеж, 2007 год, с.163.

4. А. Н. Разиньков «Прошлое родной стороны». Красное, 1998 год, с.21

5. Районная газета «Заря» Статья «Обычаи и традиции нашего края», Н. С. Лесунов 2008 год

Приложения

Приложение 1

Выступление народного ансамбля «Истоки»Выступление народного ансамбля «Истоки»

Приложение 2

Изготовление русского народного костюмаИзготовление русского народного костюма

Приложение 3

ПлаткиПлатки

Приложение 4

Будничные и праздничные рубахи

Будничные и праздничные рубахиБудничные и праздничные рубахи

Приложение 5

ЗавескиЗавески

Приложение 6

ПодпояскаПодпояска

Приложение 7

Головной убор – сорокаГоловной убор – сорока

Приложение 8

Нагрудное украшения –грибаткаНагрудное украшения – грибатка

Приложение 9

Праздничная  поневаПраздничная понева

Приложение 10

11Будничная понева

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top