Валеев Р.Р.

Вооруженные силы России всегда являлись гарантом безопасности страны. Государство, имеющее собственную армию, претендует на лидерство в международных отношениях и активно влияет на соседние государства.

В данной работе исследуется российская армия после военных реформ и перед русско-турецкой войной 1877 – 1878 гг. Основные аспекты данной работы – характеристика армии, вооружения и управления. В статье выделены главные последствия военной реформы 1864 – 1874 гг.

Реформа вооруженных сил российской армии в период либеральных преобразований Александра II сейчас весьма актуальна, поскольку полученный опыт можно использовать и сейчас, когда проводится военная реформа. Именно тогда появились военные округа и всеобщая воинская повинность, которые действуют до сих пор. Со времени окончания военной реформы прошло 140 лет, что усиливает актуальность данной работы.

После поражения в Крымской войне Россия частично потеряла политическое влияние, уменьшился её военный потенциал. Поэтому почти 20 лет она не вмешивалась в международные конфликты и не вела активную внешнюю политику[1,с.260]. Например, Россия не вмешивалась в гражданскую войну в США в 1861 – 1865 гг., а в 1867 г. продала Аляску[1,с.275]. Кроме того, она не препятствовала объединению Германии, не участвовала во франко-прусской войне 1870 – 1871 гг. [1, с.277]. Во всех этих конфликтах Россия играла роль дипломата-миротворца, стремясь показать Европе, что еще может участвовать в международной политике[1,с.282]. Вместе с тем российские военные специалисты изучали опыт военных действий на территории США, Франции, так как в них появилось новое вооружение и тактика[2,с.185]. В результате были сделаны выводы, которые в дальнейшем повлияли на проведение военной реформы в России.

Политическая элита понимала, что страну надо реформировать, отменить крепостное право, тормозившее социально-экономическое развитие. Крымская война показала неэффективность управления вооруженными силами, отсталость вооружения и низкие мобилизационные возможности армии[3,с.37].

4 июня 1855 г. на имя Александра II была направлена записка главнокомандующим гвардейскими и гренадерскими корпусами генералом Ф.В. Ридигером, в которой он подверг критике существующую военную систему. Во второй записке, представленной императору 23 июля того же года, генерал изложил свои предложения по преобразованию армии. Рекомендации сводились к пяти пунктам: во-первых, осуществить децентрализацию военного управления; во-вторых, изменить характер обучения войск, коренным образом переработать все воинские уставы;
в-третьих, улучшить качество подготовки офицеров, увеличив число военно-учебных заведений; в-четвертых, проводить аттестацию старшего командного состава при назначении на должности командиров отдельных частей, предусматривая при этом увольнение со службы всех лиц, не удовлетворяющих необходимым требованиям; в-пятых, для обсуждения предложенных вопросов создать специальные комиссии[4,с.38]. Обе записки император одобрил, и 20 июля 1855 г. была создана специальная комиссия под руководством генерал-адъютанта Ф.В. Ридигера, а после его смерти комиссию возглавил генерал Н.Ф. Плаутина.

Военная реформа началась в конце 1850-х гг. и в основном закончилась в 1874 г. Она заключалась в следующем: 1) была введена всесословная воинская повинность; 2) страну разделили на военные округа – органы войскового управления и военно-административного устройства во главе с генерал-губернатором и подчинявшиеся генеральному штабу (Варшавский, Виленский, Иркутский, Кавказский, Казанский, Киевский, Московский, Одесский, Омский, Приамурский, Петербургский и Туркестанский);
3) модернизировались вооружение и техническое оснащение армии;
4) личный состав был сокращен. В итоге повысилась боеспособность, мобильность и оперативность российских вооруженных сил, что привело к победе в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг[5,с.311].

Важной составной частью военной реформа было усовершенствование организации и устройства войск по родам оружия. Все военные части были преобразованы в армейские корпуса, в которые входили пехотные дивизии, пехотные полки (2520 штыков), артиллерийские бригады (9-ти фунтовые ,
3-х фунтовые), батальоны, стрелковые и линейные роты и взводы
(168 штыков). Кавалерийская дивизия делились на полки (в полку 512 сабель), конные батареи, батареи (6 орудий), эскадроны или сотни (128 сабель, с нестроевыми 168 человек). Новым подразделением были инженерные войска[4,с.54].

Всего армия имела 722 000 человек. Обученный запас составлял

752 000. Армия могла развернута численностью до 1.474.000 человек[4,с.46] .

Государственное ополчение могло выставить 185.000 человек[4,с.66] .

На вооружение было принято винтовки Бердана №1 винтовка образца 1868 г. с откидным затвором Берданка № 2 винтовка образца 1870 г. винтовка с продольно-скользящим затвором. Гвардия и гренадеры русской армии были вооружены винтовками Бердан №2 . Эта система со скользящим затвором превосходила систему Генри – Мартини лучшей экстракцией гильз. Прицел у Бердана №2 рассчитан на 1500 шагов, у Генри – Мартини – на 1800 шагов.

Из-за того, что русские имели прицел ниже возможностей самой винтовки, а турецкие – соответствующие ей, создавалось впечатление, что русские, хотя это было не так. Оружие было одинаковым, вполне соответствующим европейскому уровню[3,с.219]

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Военная реформа 1861 – 1874 гг. имела большое прогрессивное значение. В результате армия превратилась в массовую армию современного типа. Окрепла и повысилась ее боеспособность, что сыграло огромную роль в положительном исходе русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов.

Список литературы и источников

  1. Торкунов А. В., Наринский М.М. История международных отношений. 2012.Т.I. 400с.
  2. Бушков А.А.Неизвестная война. Тайная история США.2008.251 с.
  3. Федоров В.Г. Вооружение русской армии за XIX столетие. СПБ. 1911. 430 с.
  4. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М.: Наука, 1972. 616 с.
  5. Бескровный Л.Г. Русское военное искусство.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top