Семенова Я.В.

Введение

Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Над речкой Потуданью раскинулось село, краше и милее на свете нет его для меня. Село Россошь возникло в конце XVIII века. Основали его мелкие служилые люди. Название села связано с его месторасположением – на слиянии двух рек, образующих разветвление - рассоху.

В селе Россошь жили и живут мои родные люди. Меня всегда интересовала история моей семьи на разных периодах истории нашей страны. И уже в детстве я пыталась составлять генеологическое древо своих родственников.

Исторические события страны в жизни моей семьи

а) Семья прадедушки Терехова Никифора Петровича

Моя память, по фотографии, сохранила образ моего прадедушки – Терехова Никифора Петровича. Пышная седая борода, со слов его сына, моего дедушки, спокойные движения, негромкий голос, размеренная речь, добрые глаза, в которых светились и расположение к собеседнику, и живой ум. Многое выпало на его долю за те сто лет, которые ему отпустила судьба. Родился он в 1894 году, в деревне Россошь, Нижнедевицкого уезда, Воронежской губернии, в большой семье крестьянина. Учился в церковно – приходской школе, образованной после школьной реформы в 1804 г. Школа была при церковном приходе, и находилась в ведении Синода. В школе преподавались: закон Божий; церковное пение; чтение церковной и гражданской печати; письмо; арифметика. Материал для чтения был религиозно – монархического содержания.

Церковно – приходская школа привила прадедушке интерес к чтению печатных изданий, который сохранился у него на всю жизнь. Даже в свои девяносто лет, сидя на лавочке и с нетерпением ожидал почтальона, перечитывая газеты. Прадедушка Никиша, никогда не садился за стол, не прочитав молитву.

Кроме начального образования, прадедушка Никиша обучился в двенадцать лет такому ремеслу, как столярное дело. В 1895 году в России было создано «Попечительство о трудовой помощи». Трудовая помощь – это направление российской благотворительности в губерниях.

Со слов прадедушки Никиши, в деревню приехал учитель по столярному делу. Во время обучения этому ремеслу они делали столы, парты для школ, стулья. После обучения, каждому ученику выдали набор столярных инструментов, верстак (рабочий стол столяра). И они работали уже самостоятельно на себя. Действительно, эта профессия спасала прадедушку и его семью от нищеты.

Особый этап в жизни семьи 1906 год – Столыпинская аграрная реформа. Суть этой реформы была высказана П.А. Столыпиным в Государственной думе 10 мая 1907 года. Столыпин П.А. говорил, что «разумных и сильных» на селе гораздо больше , чем «пьяных и слабых». Он призывал думцев: «Не парализуйте, господа, дальнейшего развития этих людей и помните, законодательствуя, что таких сильных людей в России большинство»[1]. Вот к таким сильным людям относились отец прадедушки и он сам. Они одними из первых вышли из крестьянской общины. Через сельского старосту в месячный срок простым большинством голосов их семье определен был участок земли к «одному месту», подлежащий передаче в их собственность.

В 1912 году прадедушка Никиша женился. Со слов прабабушки, Тереховой Ольги Филипповны, ухаживаний не было. Масленица. Молодежь водила хороводы. Прадедушке понравилась прабабушка. «Пойдешь за меня замуж? - спросил он. «Пойду» - ответила она. Повенчались в местной церкви. Так образовалась христианская семья - 73 летний пожизненный союз мужа и жены. Прадедушка Никиша - глава семьи, прабабушка Оля - внутренний очаг семейной жизни, источающий теплоту и ласку. Родилась она в 1892 году, с трех лет осталась сиротой. На воспитание маленькую девочку взяла местная помещица. Прабабушка называла ее крестной. Эта помещица приготовила приданое для замужества прабабушки. Мои мама, бабушка, дедушка, соседи, вспоминая прабабушку Олю, говорили о ней, что главное свойство ее жизни была ее удивительная, всеобщая доброта ко всем без исключения. Никогда она не учила тому, как надо жить, не читала нравоучений. Вся нравственная работа была у нее внутри, а наружу выходили только ее дела. Родила 9 детей (мальчиков), 5 детей похоронила. В голодные годы спасала соседских ребятишек от голода, а в годы Великой Отечественной войны укрывала пленного, приняла в семью эвакуированных людей. Воспитала восьмерых внуков.

Много испытаний выпало на долю этой семьи. Время, в которое они жили, было наполнено страшными событиями: революции, войны, сталинские репрессии.

Первая мировая война, 1914-1918г, обрекла крестьянство на крайние бедствия. В деревне положение стремительно ухудшалось: внезапное прекращение земельного кредита, массовая мобилизация трудоспособных мужчин в армию, реквизиции зерна и скота, нехватка промышленных товаров, модернизация сельского хозяйства, начатая в 1906г., была сведена на нет. В 2 раза возросли: земельные налоги и выплаты, по сравнению с 1913 годом. Норма потребления для крестьян 12 пудов зерна, 1 пуд крупы на человека в год. Все остальное получило название «излишки» и подлежало изъятию. Продотряды изымали хлеб. В 1914году, в число 380 тысяч человек, мобилизованных из Воронежской губернии на войну, вошел и дедушка. Настроение крестьян с началом войны укладывалось в формулу «За Веру, Царя и Отечество», но к 1917 году армия была заражена недовольством по отношению к правящей верхушке. Прадедушка Никиша, как и тысячи других солдат, мечтал вернуться к семье, заняться землей. Закончилась война, вернулся он домой, не дождались отца трое сыновей, умерли от голода и болезней. Прадедушка Никиша много трудился: работал на земле, занимался столярным ремеслом, посаженный им сад, который был единственным в деревне, начал давать урожай. Продавал яблоки, столярные изделия на ярмарке в селе Репьевка, которое было большой торговой слободой с 25-ю торговыми заведениями, с 4-мя частными лавками. Всей семье казалось, что самое страшное позади.

Наступил 1929 год. Сталин объявил о переходе к политике «ликвидации кулака как класса». 5 января 1930года вышло постановление ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному крестьянству». Оно установило жесткие сроки завершения коллективизации: для зерновых районов - осень 1931 или не позже весны 1932г. На собрании, которое происходило под руководством представителей власти, бедняки определяли, кто в деревне подлежит раскулачиванию. К кулакам причисляли предприимчивых, наиболее независимых, работящих крестьян. К таким и относился прадедушка Никиша. Забрали: весь скот, трудовой инвентарь, посуду, даже вытащили горшок с кашей из печи. Моему дедушке Сереже (сыну прадедушки Никиши был один год), он лежал в люльке на дерюжке, и прабабушка Оля рассказывала, как сосед, который входил в комитет бедноты по раскулачиванию, грубо вытащил эту дерюжку из-под ребенка. Он залился громким плачем, голова проскочила между веревками люльки. А, выходя из хаты, этот сосед указал еще и на деревья, которые росли за огородом, их тоже срубили и забрали. Но семья была рада тому, что оставили в своей деревне, не выселили в Сибирь или Казахстан. Ни кого не осудили, не посадили в тюрьму.

Пройдут годы. Я удивляюсь и одновременно восхищаюсь душевными качествами прабабушки Оли, ее милосердием и всепрощением, она будет спасать от голода детей этого соседа в годы Великой Отечественной войны.

Страшные, трагические годы 1941 – 1945гг. Великая Отечественная война окрасила полотно судеб советских людей в цвета боли, страданий и лишений. Это были годы страшных испытаний для каждой советской семьи. С самого начала войны 22 июня 1941 года жители села на своих плечах ощутили всю ее тяжесть. В первый день войны Воронежская область объявлена на военном положении. В ней с 23 июля объявлена мобилизация. Прабабушка Оля проводила на фронт двоих сыновей (Мишу и Васю). Прадедушка Никиша был направлен на работу, на электростанцию – ВОГРЭС. Чудеса героизма проявляли все жители страны и на фронте, и в тылу. В трудных условиях работал и персонал ВОГРЭСа. Со слов прадедушки, в машинном зале температура окружающего воздуха была невыносимой, т. к. в целях маскировки на станции были срезаны дымовые трубы до одного метра над уровнем крыши котельной. Оконные проемы зашторены, железные поручни нагревались так сильно, что едва терпела рука, но люди понимали вынужденную необходимость таких условий работы и нередко вместо одной смены дежурили по две, а работу, которую выполняло несколько человек, теперь делал один. 5 июля 1942 года началась интенсивная бомбежка города Воронежа. Фашисты вели минометный обстрел станции . Рабочие спускались в зольное помещение и ждали там прекращения обстрела, после которого продолжали работу. Семь лет здесь проработал прадедушка. В годы войны руководство электростанции 3 раза ходатайствовало об освобождении его от мобилизации по причине незаменимости. Для поощрения выдающихся работников и сохранения доброй памяти для потомков, учреждена Книга Почета, кавалером стал и Терехов Никифор Петрович - мой прадедушка.

б) семья дедушки Терехова Сергея Никифоровича

Тяжело пришлось и прабабушке Оле в годы войны. Она осталась одна с двумя маленькими детьми. Одному мальчику – моему дедушке, Терехову Сергею Никифоровичу, родившемуся в 1932 году, было 9 лет. Другому сыну Пете было 4 года. Это были годы выживания.

В начале 1942 года наше село было оккупировано немецкими и венгерскими захватчиками. Зверство, бесправие, произвол – были главными методами правления захватчиков. Бомбежка села, виселицы, расставленные на самом видном месте села, на горе, рев немецких мотоциклов остались в памяти моего дедушки. Во время бомбежки дедушка с братом прятались под печь, считая, что это надежное укрытие. Дедушка вспоминал, как они, детишки, старались, как могли навредить врагу. Венгры возили на лошадях сено, а они мальчишки, прицепившись к повозке сзади, перерезали веревки, чтобы воз упал. За годы оккупации в селах Воронежской области фашисты замучили 4911 мирных жителей, 4476 угнали в Германию. В январе 1943 года наше село было освобождено от немецко-фашистских захватчиков. Жители села: женщины, дети, старики вносили свой вклад в победу. Деревня кормила солдат, сражавшихся на фронтах войны. В 1944 году колхозы сдали государству хлеба в 2 раза больше, чем в 1943году, благодаря неимоверному труду женщин и детей. Дедушка в 12 лет стал главным мужчиной в доме. Заготавливал дрова на зиму, изобрел домашнюю мельницу, чтобы молоть зерно на муку, косил траву. Закончилась война, вернулся с войны один сын прабабушки Оли – Василий, а младший Миша пропал без вести. В 1941 году пришло письмо от сослуживца дяди Миши, он писал, что под Смоленском дядя Миша был ранен в голову, его отправили на повозке в медсанбат. И больше никаких вестей. Всю жизнь прабабушка Оля ждала, надеялась, что сын выжил и даст о себе знать. Послевоенные годы были не менее тяжелыми: недостаток рабочих рук, техники, лошадей, развал сельского хозяйства из–за коллективизации, засуха 1946 года, политика советских властей, возобновивших экспорт зерна за рубеж, налоговая нагрузка на население – все это явилось причиной голода 1946 – 1947г. Дедушка Сережа вспоминает, что в их семье они не голодали, спасением была корова. А моя бабушка – Терехова Ольга Андреевна, 1936 года рождения, не хочет даже вспоминать это время. Ее семья голодала, отец умер, мать заболела. Они с сестрой еле выжили. Маленькие девочки искали птичьи гнезда, залазили на деревья, надеясь найти там птичьи яйца. Принимали в пищу суррогаты (содержание примесей в хлебе: лебеды, жмыха, березовой коры, желудей).

Высока была детская смертность. В начале 1947 года она составляла до 20 % общего числа умерших в Черноземье, а число больных с диагнозом (дистрофия) по Воронежской области составляло 250 тысяч человек, смертность от дистрофии достигла 10 % от общего числа[2].

Жизнь заставляла бабушку взрослеть. В 11 лет, старшая сестра отдала ее в няньки, а в 14 лет бабушка уехала по вербовке на лесозаготовки в Архангельскую область, работала на бирже №2 поселка Маймакса. 14 летняя девочка наравне со взрослыми справлялась с непосильным трудом по обработке деревьев: рубила суки, освобождала стволы деревьев от коры, на элеваторе баграми скатывала бревна. На заработанные за 2 года деньги, бабушка смогла купить себе лишь: пальто, сапоги, платье. Вернулась домой, стала работать звеньевой в колхозе. Несмотря на тяжелый труд в колхозе, молодые люди находили время для веселья. Собирались вечерами на улицы: пели песни, частушки, плясали под гармошку. В один из таких вечеров на улицу пришел мой дедушка, он в этот день вернулся из армии. И сразу же обратил внимание на веселую девушку - плясунью, распевающую частушки. Проводы до дома, долгожданные свидания, сватовство, свадьба, так сложилась еще одна семья Тереховых. Бабушка Оля и дедушка Сережа живут вот уже 65 лет в любви и согласии. Это крепкая семья, потому что для них семья занимает одно из важных мест в иерархии ценностей. Система этих ценностей у православного семьянина: бог – семья – общественное служение – личные интересы. Дедушка Сережа всегда говорит: «Крепость народа - в крепости семьи». Этот семейный опыт передался ему из семьи отца. За семейную жизнь бабушка Оля и дедушка Сережа вместе делили на двоих и взлеты и падения, и слезы и смех, и радость и печаль. В 1955году они поженились. Рядом с домом своего отца дедушка построил дом своими руками. Мастерство столярного дела было передано дедушке и его брату от прадедушки Никиши. Бабушка с дедушкой работали в колхозе. Зарплату за работу не платили, мера оценки труда – был трудодень. Не реже одного раза в неделю вся работа колхозника подсчитывалась и записывалась в трудовую книжку колхозника. Из трудовой книжки дедушки я вижу, что самое большое количество трудодней им было выработано в 1959 году - 321, когда он работал в колхозной бригаде столяром. Те, кто не выработал в течение года минимума трудодней, лишали приусадебных участков, запрещали косить траву на выгонах, гонять скот в стадо. Причины, невыработанного минимума трудодней, даже болезнь, не учитывалась. Бабушка Оля через две недели после родов была вынуждена идти работать на торфяник. Из ямы поднимала на себе по лестнице наверх груды торфа. Неправильное нормирование и неправильное установление расценок на отдельные работы приводило в ряде колхозов к тому, что колхозники, непосредственно занятые в производстве (полеводство, животноводство) вырабатывали значительно меньше трудодней, чем колхозники, занятые в административно – управленческих, хозяйственных и подсобных работах. Кроме того, существовала практика произвольного начисления трудодней без учета качества выполнения работ. С юридической точки зрения колхозник, не имевший паспорта, был привязан к колхозу так же, как когда-то крепостной к земле своего хозяина. Социалистическая форма устройства хозяйства препятствовала развитию способностей человека, убивала всякую инициативу, запрещала заниматься любимым делом. Дедушка Сережа вспоминает, как его вызвали в сельский совет и отчитали за то, что он делал на заказ по просьбе жителей села двери, столы, окна и т.д. Он говорит нам, что мы сейчас живем в счастливое время. Если бы он был молодым, занялся бы предпринимательской деятельностью, открыл частную столярную мастерскую, о чем мечтал тогда, когда был молод, полон сил и энергии.

Наступил 1963 год, дедушку пригласили работать в школу учителем труда. Закончив, шестимесячные курсы в институте усовершенствования учителей, начал трудиться на педагогическом поприще. Отработал 28 лет, получил звание - Ветеран труда. Дедушка Сережа не изучал воспитательных методик в учебных заведениях, педагогическое чутье заложено в нем от природы.

На пенсии дедушка начал осуществлять свою давнюю мечту, вместе с другими верующими восстанавливал церковь в нашем селе. Разрушена она была в 1930 году. Первым актом устранения церкви из активной общественной жизни стал декрет большевиков от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Огромные материальные богатства нации в виде храмов, монастырей, уничтожены, проводились массовые репрессии против верующих. Можно отнять у человека материальные блага, но бесполезно бороться с его духовностью.

Дедушкиными руками сделаны в церкви: иконостас, колокольня, оконные рамы, полы. Сейчас это действующая церковь с большим приходом.

Внутренним стержнем семейной жизни дедушки является моя бабушка Оля. Верная, надежная жена и любящая мать, родившая троих девочек: Веру, мою маму Валю и Лену. Работала в колхозе, воспитывала детей, а в свободное время ходили с дедушкой на спевки в дом культуры. В фольклорном хоре бабушка была главной запевалой, а в дальнейшем руководителем Россошанского фольклорного хора. В 1976 году постановлением коллегии Министерства культуры СССР Россошанскому фольклорному коллективу было присвоено звание «народный». Хор – неизменный участник областных, районных смотров, фестивалей, праздников песен, принимал участие во Всероссийском фестивале народной песни в городе Пенза. Творчество Россошанского фольклорного хора запечатлено в кинофильмах, дисках и телевизионных фильмах как местных, так и зарубежных авторов и режиссеров. Его репертуар, манера исполнения. Распевы изучаются в академии искусств г. Воронежа, в Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

В ансамбле сложился определенный песенный репертуар, характерный не только для нашего села, но и отражающий специфику фольклора юга России.

Участники хора во главе с моей бабушкой Олей, бережно хранят традиции подлинно народного исполнения русской песни, сохраняют старинный русский костюм, обряды. В разные годы музыкально – педагогическим институтом им. Гнесиных г. Москвы, Воронежской академией искусств, кафедрой литературы ВГПУ и ВГУ, областным центром народного творчества были организованы фольклорные экспедиции. Все сведения о хоре послужили хорошей базой для сохранения и пропаганды старинной русской песни. В книге Т.И. Кириловой «Над речкой Потуданью» написано: « Все исполнители талантливы, но среди них есть особенные. К таким можно отнести частушечницу, руководителя коллектива Терехову Ольгу Андреевну»[3].

Я горжусь дедушкой Сережой и бабушкой Олей. Мои мама, папа и я любим приезжать к ним. Дни, проведенные в их доме, дышат тишиной и миром.

Заключение

История нашей страны - это судьбы наших предков. Изучая жизнь родных нам людей мы по - новому переосмысливаем прошлый опыт. Знание истории предполагает не только освоение определенной суммы фактов о прошлом по учебникам, но и по рассказам наших дедов, семейным архивам . Благодаря этому мы можем понять и осмыслить не только суть происшедших событий , но и сформировать собственный взгляд на историю нашей страны. Чувство генетическое простирается и во тьму времени, в те сказочные дали веков, из которых не вытянешь ни одного родного имени, - это уже то, что называется святым словом: предки. История нашей Родины - это их дела, подвиги, культура, которые забыть невозможно.

Литература

  1. Всемирная история: энциклопедия. Под редакцией В.М.Макаревича. М.Дрофа, БРЭ, 2003
  2. Загладин Н.В. Всемирная история.XX в. Н.В.Загладин.- М.: Русское слово, 2009г
  3. Кирилова Т.В. Над речкой Потуданью., изд. им. Болховитинова Е.Н., Воронеж, 1999.
  4. Рыбас С. Столыпин М.: Молодая гвардия., 2003
  5. Интернет –ресурсы.
Примечания

[3] Кирилова Т.В. Над речкой Потуданью., изд. им. Болховитинова Е.Н., Воронеж, 1999, стр. 150-151

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top