Милейко А.Е.

Введение

Назвать человека, дать ему имя, предопределить
хаотическую текучесть жизни – значит сделать
мир осмысленным.

А.Ф. Лосев

1. Тайна имени

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазии и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, свои замечательные личные имена. Наука о собственных именах называется ономалистикой. Термин этот связан с греческим словом онома – имя. Имена людей относятся к ведению одной из отраслей онамалистики – антропонимики1. (Приложение №1)

Человек с глубокой древности был уверен, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем. Смена имени предполагает и перемену в судьбе. С древности существует обычай менять имя (или варьировать его) в переломные моменты жизни – с переходом в иную возрастную категорию (Машенька – Мария – Мария Ивановна), иной социальный статус, при вступлении в брак, женщина берет новое имя (фамилию) мужа. Так поступают писатели и актеры, сочиняя себе псевдоним. Непременно меняют имя, принимая монашеский постриг, священники.

Знакомясь, мы очень редко говорим прямо: «Я такой-то», «Моё имя такое-то». Это необъяснимым образом звучит как-то неловко, и чаще мы представляемся как бы иносказательно: «Меня зовут...» Почему так? Древние люди считали, имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи (подобно тому, как использовали для этого остриженные волосы, клочки одежды, выкопанные куски земли со следами на ней и даже сор, выметенный из избы). Поэтому в древности настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные звали его по имени рода или по прозвищу, как правило, носившему охранительный характер: Некрас, Неждан, Нежелан. Подобные имена – прозвища должны были «разочаровать» болезни и смерть, заставить их искать более достойную» поживу в других местах. Так поступали не только славяне. Например, красивое турецкое имя Йылмаз означает «то, что не нужно даже и собаке»...2

Язычник, ни под каким видом, не должен был говорить: «Я – такой-то», ведь он не мог быть до конца твёрдо уверен, что его новый знакомый заслуживает полного доверия, что он вообще человек, а не злой дух. На первых порах он отвечал уклончиво: «Меня называют...» А ещё лучше, если даже и это произносил не он сам, а кто-то другой. Всем известно, что по правилам хорошего тона до сих пор считается предпочтительным, чтобы двоих незнакомых людей представлял друг другу кто-нибудь третий. Вот из какой дали времен пришел этот обычай.

2. Наречение именем

Современные исследования показали, что наречение именами и прозвищами наших предков подчинялось определенной системе, которую можно разделить на несколько категорий. Во-первых, некоторые имена были княжеского происхождения. Они, как правило, оканчивались на «-слав» и принадлежали взрослым представителям знатного рода. При помощи таких имен подчеркивались достоинства, богатство или иные качества аристократической семьи. Строение этих имен получалось путем слияния двух корней с соединительной гласной (Ярослав, Венцеслав, Мирослав). У западных славянских племен подобные имена получали дети менее знатных родов и потому в польских, словацких и сербских землях до сих пор встречаются имена, в России уже забытые. Древнерусские княжеские роды считали подобное имя привилегией, которая сошла, на нет только после крещения Руси в 988 году.

Женские древнерусские княжеские имена тоже включали часть «- слава»: Предслава, Сбыслава, Святослава, Горислава. И не по тому, ли что имя на «слава» возвышенное, княжеское Владимир Святославич, разгромив войско полоцкого князя Рогволда и взяв в жены его дочь Рогнеду, сменил ее имя на Горислава 3.

Странная загадка - женские имена Древней Руси. Они почти до нас не дошли, и уже одно это - важный показатель отношения к женщине в тот период. Летописцы, которые подробно описывали князей, их приближенных, отцов, дедов и прадедов, ухитрялись обходиться без женских имен, даже тогда когда речь шла о женщинах. Часты в летописях такие строки: «В тот год Изяслав отдал дочь свою за Борисовича за Рогволда» 4. Называть именем женщин считали не нужным. Среди чудом сохранившихся в старых документах имен есть такие, которые невозможно однозначно отнести к числу женских или мужских. В новгородских берестяных грамотах XIV века ученые нашли имена: Гостята, Дядята, Омросия 5.

Историки сделали вывод, что на Руси до замужества девицу часто называли по отцу, в виде отчества: «Володимеряя», а после вступления в брак – по мужу. Едва ли не единственное исключение из правила – упоминание жены Новгород-Северского князя Игоря в «Слове о полку Игореве» - Ярославна. Весьма красноречиво говорит о положении женщины в средневековой русской семье цитата из «мирских притч», приведенная Даниилом Заточником (XII в.): «Ни птица во птицах сычь; ни в зверез зверь еж; ни рыба в рыбах рак; ни скот в скотех коза; ни холоп в холопех, хто у холопа работает; ни муж в мужех, кто жены слушает» 6.

У крестьян, горожан, ремесленников имя имело концовку на -ло (Местило, Добрило), а также на - ять, -ша, - ня (Местята, Мистиша, Добрыня) 7.

Таким образом, в Древней Руси вторая часть имен употреблялась не беспорядочно – в определенных социальных группах людей имена были с характерной концовкой, показывающей положение человека в обществе.

Другим типом присвоения имен было наречение детей в честь некоторых животных. В языческую эпоху отдельные племена и общины поклонялись своему покровителю: медведю, лисе, зайцу и т. д. И потому молодежь получала в качестве имени название животного (Заяц, Орел, Орех, Борщ). Никого не удивляло, что одного из новгородцев звали Заяц Тихонов сын Быков. А его современники боярский сын Зайка Некрасов, горожанин Мышь Проскорин, крестьянине Конь Сидоров, Орех Логинов, Борщ Кондратьев (Борщ в древнерусском языке ботва огородных растений), могли не иметь абсолютно ни какого сходства во внешности со своими «тезками» - животными, птицами, растениями 8. Родители стремились к приобретению в характерах наследников тех положительных качеств (силу, хитрость, стойкость), которые были у лесных, полевых или речных жителей. Такие имена в дальнейшем превратились в прозвища, а затем в фамилии (Зайцев, Орлов).

Многие имена словно характеризовали тех, кто их носит: Добрыня, Злоба, Истома. Молчан, Невежа, Неждан. Но на самом деле они никак не определяли характера, склонностей или внешности человека. В памятниках русской письменности зафиксировано большое количество таких имен, выросших из существительных нарицательных. Их давали по разным причинам. Например, нарекая непривлекательными именами: Некрас, Нехорошко, Несмеян, Крив, Мал считали, что нечистая сила. Злые духи не обратят на детей внимание и не погубят их 9. (Приложение №2)

Иногда в больших семьях ребят именовали по порядку их рождения: первый сын – дали ему имя Первуша, родился второй – Вторак, а потом и Третьяк, и Шестой, и Девятко могли появиться в семье. Некоторые люди носили имена по дням недели, в которые появились на свет: Суббота, Неделя (то есть воскресенье) 10.

Следовательно, до принятия Русью христианства, обыденные имена были ничем иным, как «прозваниями», данными по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить человеку. Древнерусские имена-прозвания раскрывают богатство русского народного языка. Они были немудрены; например: Черныш, Беляк, Белой… Имена присваивались по времени рождения, по особенностям характера малыша, по внешним признакам: росту, особенностям телосложения, цвету волос, кожи.

Множество прозваний давалось по отдельным поводам и случаям. Среди древнерусских имен были такие, которые дошли до наших дней – Вадим, Всеволод, Любава. В одном из старых русских «Азбуковников» конца XVI века (“Азбуковники” в те времена были чем-то вроде популярных энциклопедий) говорится: «Первых родов и времен человеци... до некоего времени даяху детем своим имена, якоже отец или мать отрочати изволят: или от взораи, или от вещи, или от притчи. Такожде и словене прежде их крещения даяху имена детем своим сице: Богдан, Вожен, Первой, Второй, Любим и ина такова …»11

Религиозный пантеон также определял создание имен. Названные в честь богов люди часто принадлежали к богатым и родовитым семьям. Такие имена как Лада, Ярило, Велес дети получали как своеобразный оберег от злых сил, наговоров и дурного глазам. В начале ХI века православными священниками был написан кодекс имен, подлежавших запрету. Имена в честь богов были на первом месте как языческие и враждебные христианству. Практика божественного наречения быстро угасла, и имена были преданы забвению.

Согласно языческим обычаям после родов ребенок нарекался по желанию матери. По достижении семи лет мальчик переходил в общество мужчин, где старое имя предавалось забвению, а ребенок после проявления определенных качеств (Храбр, Стоян) получал новое имя, которое оставалось с ним на всю жизнь. Прозвище могло и остаться (что нередко случалось в среде воинов), но исключительно для чужих людей, способных, по мнению славян, использовать настоящее имя в корыстных или недобрых целях. (Приложение №2)

До нас дошли смутные сведения, что у русских существовал некий обряд «имяречения». Некоторые исследователи утверждают, что заправляли в этом действе языческие жрецы, волхвы. Якобы при помощи обряда «имяречения» новорожденного связывали с его Родом, Родиной, Природой. Независимо от социального статуса соплеменник становился человеком с “родовитым” именем. В те времена, по всей видимости, особых различий в именах представителей разных сословий не было 12.

3. Мирское и крестильное имя

Благодаря многочисленным контактам с другими странами, культурами и религиями количество имен увеличивалось. Развитие имен после 988 года стала определять церковь. В 988году великий князь киевский Владимир пошел походом на Византию, взял Корсунь, а потом в знак мира женился на византийской принцессе Анне. Перед свадьбой Владимир крестился, получил имя Василий и принялся крестить русский народ. Вследствие введения христианства, изменился способ именования русичей. Имена стали выбирать из церковных источников, привезенных из Византии. В начале своего княжения Владимир принес в жертву языческим богам двух христиан - Ивана и Федора. С принятием христианства имена Иван и Федор стали необычайно популярны. Надо сказать, что христианство начало проникать на Русь задолго до официального крещения. Стоит только вспомнить, что христианкой была знаменитая княгиня Ольга (в крещении Елена), бабушка Владимира.

Крестильные имена получали после христианского обряда крещения. По церковному уставу крестить и давать имя ребенку следовало на восьмой день после его рождения – это связывалось с евангельским рассказом об обрезании Иисуса Христа на восьмой день его жизни 13. Ребенка называли, как правило, в честь святого, чествование которого приходилось на день крещения младенца. Сложности были таковы, что многие люди уже имели свое языческое имя, и потому часто встречался двойной вариант: имя и одновременно прозвище. В Евангелии 1057 года встречается указание на некоего человека, который получил крестильное имя Иосиф, но нарекался сам Остромиром. Такая практика, по всей видимости, была распространена до ХVI века, когда стали появляться первые фамилии. Какие же имена давались тогда? В русской православной церкви были (да и теперь есть) особые книги — месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Славянские имена очень быстро исчезли, кроме тех немногих, которые были изменены на «более христианские», то есть в честь святых. Однако население старалось не забывать «наследие старины» и превратило древние имена в уменьшительные: Добрыня (вместо Доброслав), Путило (Путислав). В таком виде они сохранились до конца ХVIII века.

Неканоническое (обыденное, мирское) имя не было связано с религиозными традициями. Оно являлось вторым, необязательным именем светского человека. В Древней Руси мирское имя, как правило, выполняло функцию основного имени, поскольку было более известным и употребительным, чем крестное имя. Мирское имело «внутренний» смысл и должно было наделить своего носителя какими-то полезными в жизни качествами. Позднее в том же качестве, наряду с мирскими, начинают употребляться христианские имена, обычно в их народной, разговорной форме, например, Никола вместо канонической формы Николай, Микита вместо Никита, Нефед вместо Мефодий, Уполон вместо Аполлон, Офимия вместо Евфимия, Авдотья вместо Евдокия 14.

Кроме канонического и мирского имени человек мог носить и прозвище. В отличие от имен прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества человека. Прозвища следует отличать от языческих древнерусских имен, однако такое различие установить непросто. Это связано, в частности, с обычаем давать детям имена, образованные от этнонимов, названий животных, растений, тканей и других предметов. В начале XVII в. английский путешественник Ричард Джемс в своем “словаре-дневнике” писал про русских: «Прозвище дается матерью наряду с крестным именем, и этим именем русские обычно и называются» 15.

Многие из прозвищ звучат для современного слуха оскорбительно. Например, среди дворян XVI века встречаются имена Чудин, Кобыла, Шевляга (Кляча), Кошка, Козел, Зверь, Корова, Дятел, Трава, Редька, Капуста, Лопата, Неустрой, Нелюб, Тать и даже Возгривая (Сопливая) Рожа. Многие из прозвищ существовали в отдельных семьях на протяжении нескольких поколений, подчеркивая тем самым принадлежность человека к данному роду. Они часто использовались в официальных документах наряду с некалендарными именами 16.

На Руси существовал обычай давать детям имена (как мирские, так и крестные) в честь деда или бабки, что подчеркивало, особенно до появления фамилий, принадлежность к роду. Исследователям – вплоть до второй половины XV века - в подавляющем большинстве случаев удается установить крестные имена только князей, членов их семей и бояр. Основная масса населения того времени – крестьяне, ремесленники, торговцы –обычно предпочитала мирские имена.

И с каноническими именами, даваемыми при крещении, тоже было не все просто. Вплоть до ХVII века родители держали в секрете крестное имя, пытаясь обмануть тем самым нечистую силу. Обычай скрывать свое имя историки и этнографы находят почти во всех культурах. У некоторых народов детям дают заведомо плохие имена (Собачий Хвост, а то и еще оскорбительнее) отталкивая этим злых.

Святцы на самом деле соблюдались не строго. В простых русских семьях довольно долго придерживались неписаного правила: первый сын обязательно должен носить имя деда с отцовской стороны; второй сын – имя деда с материнской стороны. Если рождается девочка, соблюдался тот же порядок, только брались имена бабушек. Но вышеназванное правило было не строгим. Есть свидетельства, что иногда отец просто выбегал за ворота своего дома и спрашивал у первого встречного, как его зовут. Таковым именем младенца и нарекали. Иногда младенцу давали имя любимого или особо счастливого далекого родственника. Причем это касалось в равной степени и канонического, и светского имени. Из осторожности перед злыми силами первые месяцы жизни малыша его не только не показывали чужим, но даже не называли его подлинное имя, заменяли его другим 17. Обычай «двойных» или «тайных» имен – и это можно сказать наверняка – был забыт приблизительно 350 лет назад. До 1917 года в абсолютном большинстве случаев имя человеку давали по Святцам. Выбор, кстати, был, ибо, если вы взгляните в церковные календари, найдете под одним днем сразу несколько имен. А то и пару десятков.

Важным аспектом было деление имен на некое подобие личного и официального. Во времена, когда не было фамилий, людей с одинаковыми именами различали по «происхождению от отца» или «именованию». Именование (нередко для женщин) давалось по имени старшего родственника мужского пола с помощью суффиксов -овск (-евск), реже -ов (-ев), -ин (-ын), иногда с наличием фамильного прозвища, если оно когда-либо было (Каптелинка Яковлевская жена Купреянова). 18

4. Иностранные имена

Первые иностранные имена пришли на Русь после контактов с викингами-варягами. Некоторое влияние на княжескую власть и большое количество наемных северных воинов принесли в славянский язык такие имена, как Ингвар, Ольгерд, Хельг, Готтлиб. В древнерусской трактовке они звучали достаточно упрощенно: Игорь, Олег, Глеб. Постоянные тесные связи с финскими, балтскими, тюркскими народами способствовало заимствованию имен. Например, имя Кощей могло возникнуть в тюркских языках и, вероятно, пришло к русским от половцев: кош-чи – слуга в обозе. Постепенно обрусело и стало употребляться как имя собственное 19.

Крещение Руси открыло новый этап в развитии славянских имен. Вошли в практику так называемые «календарные» имена. Они стали составной частью русского языка, неотъемлемым элементом истории русского народа. «Календарными» их называют условно, так как в течение всего времени своего существования они давались людям по церковным календарям. В начале ХI века на Русь хлынули имена, заимствованные из греческого, латинского, болгарского и еврейского языков.

Новые имена пришли к славянам из Византии через Болгарию, где македонский диалект местного языка был возведен Кириллом и Мефодием в ранг языка церковных служб. Этот язык стал вскоре применяться для богослужений среди всех православных славян. В то время он мало отличался от народного, и потому заимствованные имена проходили сквозь некий языковой и разговорный фильтр, искажаясь в угоду легкости произношения. Одними из первых на Руси появились древнееврейские имена. Это было связано с изучением библейских текстов и наречением детей в честь ветхо- и новозаветных святых, пророков и царей. Такие имена, как Давид, Мария, Авраам, Элияху, использовались не только еврейскими поселенцами в Киеве и иных крупных городах, но и местным населением, стремившимся отдать своих детей под «покровительство» библейского героя. Отдавая предпочтение Новому Завету, Православная Церковь Византии, а затем и Руси создала целый ряд имен святых, в честь которых называли детей. На протяжении истории России они видоизменялись в соответствии с местными диалектами и развитием грамматики (Георгиос – Георгий – Еорий – Юрий – Егорий – Егор). Впоследствии имена в календари прибавлялись после канонизации некоторых святых. Скандинавские и германские имена были заменены схожим аналогом после канонизации лиц с подобным именем, а греческие имена, имевшие своих носителей, но не входившие в богослужебный календарь, - на похожие соответствия из византийского языка (Владимир – Василий).

5. Имя и судьба

Древние славяне считали, что имя определяет судьбу человека, а тем более воина или князя. Несмотря на церковные запреты, аристократия отчасти сохранила привилегию на языческие имена. И нередко имена в их прямом значении полностью подходили и раскрывали характер носителя. Так, князь Мстислав Удалой, чье имя означало «пустъ будет славен местью над врагами» был отличным воином и храбрым защитником своего города от завоевателей. Дословно имя Ярослав означало – «пусть славит Ярь и тем будет угоден Высшим Силам», а Гостерад – «пусть будет отличаться гостеприимством». Продуманные им вылазки в стан врага наносили противнику огромный ущерб в живой силе, при этом отряд князя практически не имел потерь.

Издревле русские люди знают о судьбоносном значении имени. Оно свидетельствует о предназначении ребёнка, о его именитости (знатности), характере, способностях, об уровне духовного развития. Имя, данное при рождении, ребенок носил только до 7 лет, потом он получал свое взрослое имя. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое имя было заведомо непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.

Люди традиционной культуры верили в сакральность (Приложении №3) и судьбоносность имени, поэтому кстати, использовали его как объект магии. В семье, где было много детей, родители придерживались правила: не давать новому ребенку уже использованное в семье имя –это ослабит его целенаправленное воздействие на малыша и ребенок в этом случае не будет жизнестойким 20. Имя не только выделяет человека, индивида из массы людей, но является его сутью: обретая имя, человек обретает и судьбу (точнее, предрасположенность к определенной судьбе). До сих пор мы нередко судим о человеке, его характере, склонностях по имени. Древние и современные традиционные культуры дают великое множество доказательств взаимосвязанности и взаимообусловленности имени с носителем этого имени.

Роль имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Отсюда возможность переносного употребления слова имя. Говорят: у него доброе имя или: не позорь моего имени, имея в виду: он хороший человек, или не позорь меня.

Заключение

Развитие антропонимики и ономастики в России позволило изучить тот удивительный культурный пласт, который называется имя. Проведя анализ литературы по данной проблеме можно сделать следующие выводы о причинах наречения именами славян до крещения Руси:

1) славяне до крещения Руси нарекали детей именами в честь животных и растений (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ) или давали имена богов и богинь (Лада, Ярило), что является проявлением языческих верований;

2) славянские имена давались по человеческим качествам (Храбр, Стоян), по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк);

3) основная группа имен – это двухосновные (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег);

4) имена княжеского происхождения обычно они оканчивались «- слав», «-слава», имена крестьян, горожан, ремесленников имели концовку на -ло, а также на - ять, -ша, - ня, следовательно, концовка имени показывала положение человека в обществе;

5) появляются первые иностранные имена после контактов с викингами-варягами.

С принятием христианства на Руси:

  • у человека появляются два имени мирское и крестильное, эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей;
  • начинается заимствование имен из греческого, латинского, болгарского и еврейского языков, они составляют основу современных русских имен;
  • именами даются церковью по особым книгам — месяцесловам, или святцам;
  • старые имена постепенно превращаются в прозвища, а затем окончательно вытесняются новыми именами (XVII в.) и напоминают о себе лишь в фамилиях (Волков, Зайцев и т. д.).

Древние славяне придавали именам огромное значение. Полученное при рождении имя или прозвище определяло отношение к человеку в обществе, его род занятий, наконец. Общественное положение. Имена зачастую давались для защиты человека от зла и врагов. Благодаря многочисленным контактам с другими странами, культурами и религиями количество имен увеличивалось.

Примечание

1 http://slovari.yandex.ru

2 Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1998, с.86

3 Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- М.: Просвещение, 1975, с.17.

4 Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- М.: Просвещение, 1975, с.17.

5 Михеев Г. Россия непознанная//http://gennadym.okis.ru/krug5.html

6 Михеев Г. Россия непознанная//http://gennadym.okis.ru/krug5.html

7 Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- М.: Просвещение, 1975, с.17.

8 Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- М.: Просвещение, 1975, с.14.

9 Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- М.: Просвещение, 1975, с.15.

10 Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- М.: Просвещение, 1975, с.15.

11 Михеев Г. Россия непознанная//http://gennadym.okis.ru/krug5.html

12 Михеев Г. Россия непознанная//http://gennadym.okis.ru/krug5.html

13 Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 42.

14 Михеев Г. Россия непознанная//http://gennadym.okis.ru/krug5.html

15 Михеев Г. Россия непознанная//http://gennadym.okis.ru/krug5.html

16 Михеев Г. Россия непознанная//http://gennadym.okis.ru/krug5.html

17 Михеев Г. Россия непознанная//http://gennadym.okis.ru/krug5.html

18 Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- М.: Просвещение, 1975, с.22.

19 Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- М.: Просвещение, 1975, с.21.

20 Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 44.

Список используемой литературы

  1. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских имен. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
  2. История России. Энциклопедия Деагостини. – М.: «Издательство Атлас», 2008
  3. 3. Михеев Г. Россия непознанная //http://gennadym.okis.ru/krug5.html
  4. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- М.: Просвещение, 1975
  5. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003
  6. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л.: Лениздат, 1991
  7. http://slovari.yandex.ru

Приложение

Приложение № 1

ОНОМА́СТИКА — лингвистическая дисциплина, изучающая имена собств. Важнейшими разделами ономастики являются антропонимика, изучающая имена людей (т. е. личные имена, отчества, фамилии, прозвища) и топонимика — наука о географических названиях. Наряду с этими ономастическими дисциплинами постепенно формируются и др. ветви ономастики, посвящен др. типам имен собственных: зоонимика (изучение кличек животных), астронимика (изучение назв. небесных объектов), прагмонимика (изучающая товарные знаки) и т. п.

АНТРОПО́НИМЫ — собственные имена людей (индивидуальные и групповые): личные имена, отчества (патронимы), фамилии, родовые имена, прозвища, клички, псевдонимы, криптонимы (скрываемые имена). Разграничиваются народные и канонические личные имена, а также различные формы одного имени (литературные и диалектные, официальные и неофициальные). Совокупность антропонимов называется антропонимией. Закономерности возникновения, развития и функционирования антропонимов изучаются антропонимикой.

Приложение № 2 Список славянских имен

Бажен - желанное дитя, желанный
Блуд - распутный, непутевый
Богдан - ребенок данный Богом
Боголюб - любящий Бога
Богомил - милый Богу
Боримир - борец за мир, миротворец
Борщ - одно из персонифицированных имен растительного мира
Велимир - большой мир
Велимира - женская форма имени Велимир
Вера - вера, верная
Владимир - владеющий миром
Владислав - владеющий славой
Володислав - сын Игоря Рюриковича
Владислава - женская форма имени Владислав
Волк - одно из персонифицированных имен животного мира
Воротислав - возвращающий славу
Всеволод - властелин народа, всем владеющий
Всеслав - всеславящий, знаменитый
Вторак - второй сын в семье
Вячеслав - наиславнейший, самый славный
Вячко - легендарная личность: Вячко - прародитель вятичей
Голуба - кроткая
Горислав - пламенный, горящий в славе
Горислава - женская форма имени Горислав
Горыня - подобный горе, громадный, несокрушимый
Гостемил - милый другому (гостю)
Гостомысл - думающий о другом (госте)
Градимир - хранящий мир
Градислав - охранящий славу
Градислава - женская форма имени Градислав
Дарен - подаренный
Дарена - женская форма имени Дарен
Девятко - девятый сын в семье
Добролюб - добрый и любящий
Добромил - добрый и милый
Добромила - женская форма имени Добромил
Добромир - добрый и мирный
Драгомир - дороже мира
Дубыня - подобный дубу, несокрушимый
Ждан - долгожданное дитя
Ждана - женская форма имени Ждан
Жизномир - живущий в мире
Звенислава - оглашающая о славе
Зима - суровый, беспощадный
Златомир - золотой мир
Златоцвета - золотоцветная
Злоба - одно из "отрицательных" имен
Изяслав - взявший славу
Искрен - искренний
Казимир - показывающий мир
Казимира - женская форма имени Казимир
Кощей - худой, костлявый
Ладимир - ладящий миром
Ладислав - cлавящий Ладу (любовь)
Лебедь - персонифицированное имя животного мира
Лучезар - светящий луч
Любим - любимый
Любовь - любимая
Любомила - любимая, милая
Любомир - любящий мир
Любослав - любящий славу
Людмил - милый людям
Людмила - женская форма имени Людмил
Мал - маленький, младший
Малуша - женская форма имени Мал
Мечислав - прославляющий меч
Милан - милый
Милана - женская форма имени Милан
Милован - ласкающий, заботливый
Милорад - милый и радостный
Милослав - мило славящий
Мирослав - прославляющий мир
Мирослава - женская форма имени Мирослав
Молчан - неразговорчивый, молчаливый
Мстислав - славящий месть
Надежда - надежда
Невзор - одно из "отрицательных" имен
Некрас - одно из "отрицательных" имен
Некраса - женская форма имени Некрас
Орел - одно из персонифицированных имен животного мира
Пересвет - очень светлый
Радигост - заботящийся о другом (госте)
Радимир - заботящийся о мире
Радимира - женская форма имени Радимир
Радислав - заботящийся о славе
Радислава - женская форма имнеи Радислав
Радмила - заботливая и милая
Радосвета - освящающая радостью
Радость - радость, счастье
Разумник - рассудительный, разумный
Ратибор - защитник
Ратмир - защитник мира
Родислав - прославляющий род
Ростислав - возрастающая слава
Светислав - прославляющий свет
Светислава - женская форма имени Светислав
Светлан - светлый, чистый душой
Светлана - женская форма имени Светлан
Световид - видящий свет, прозорливый
Светозар - озаряющий светом
Светозара - женская форма имени Светозар
Святогор - несокрушимая святость
Святополк - предводитель священного войска
Святослав - священная слава
Славомир - мирнославящий
Соловей - персонифицированное имя животного мира
Сом - персонифицированное имя животного мира
Снежана - беловолосая, холодная
Станимир - устанавливающий мир
Станимира - женская форма имени Станимир
Станислав - устанавливающий славу
Станислава - женская форма имени Станислав
Стоян - крепкий, несгибаемый
Тихомир - тихий и мирный
Храбр - храбрый
Часлав - чающий славы
Чернава - темноволосая, смуглая
Щука - персонифицированное имя животного мира
Ярило - солнце
Яромир - солнечный мир
Ярополк - предводитель солнечного войска.
Ярослав - славящий Ярилу
Ярослава - женская форма имени Ярослав

(http://paganism.msk.ru/name/name.htm)

Приложение № 3

САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. "посвященный богу" и "священное") - наделение какого-либо объекта (вещи, явления, животного, человека) священным содержанием, необычным качеством. Священный, святой, божественный, неприкосновенный,сакральный.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top