Попов А.А.

Введение

Предметом изучения в настоящей исследовательской работе является личность космонавта-испытателя СССР, уроженца Краснодарского края, человека, работавшего по программе «Буран» Александра Владимировича Щукина и его вклад в освоение космического пространства, в развитие пилотируемой космонавтики.

Тема, связанная с жизнью и деятельностью Александра Владимировича Щукина, его вклад в развитие пилотируемой космонавтики, исследование новой космической техники, в дело освоения космического пространства затрагивалась исследователями. Но, по моему мнению, хоть и получила определенное освещение в средствах массовой информации, все равно требует более подробного изучения и комплексного анализа, а особенно популяризации среди современной молодежи, как образец служения делу.

Исследовательский материал об Александре Владимировиче Щукине, который удалось изучить, по характеру информации можно разделить на два направления: биографические материалы и материалы о его служебной деятельности, в которых имеет место оценка степени его участия и вклад в освоение, и изучение космического пространства.

Цель исследования - уточнение некоторых фактов биографии Александра Владимировича Щукина, встречающихся в различных источниках и средствах массовой информации, популяризация вклада объекта исследования в развитие отечественной пилотируемой космонавтики.

Реализация намеченной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучение и анализ различных источников, в которых находит свое отражение судьба космонавта-испытателя и его вклад в развитие отечественной пилотируемой космонавтики;

2. Популяризация вклада объекта исследования в развитие отечественной пилотируемой космонавтики среди учащихся школ Тихорецкого района Краснодарского края.

Он учил летать «Буран».Александр Владимирович Щукин

«15 ноября 1988 года в 6 часов утра по московскому времени в Советском Союзе был осуществлен старт универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» с кораблем многоразового использования «Буран» - так сообщало ТАСС.

Это событие произошло 26 лет назад, когда многоразовый космический корабль «Буран», стартовал с космодрома Байконур, дважды обогнул планету и приземлился на специальном аэродроме. Полет проходил без экипажа, полностью в автоматическом режиме - и это одно из отличий от аналогичных американских кораблей, которые могут совершать посадку только на ручном управлении.

«Буран» стал самой сложной машиной, а точнее, машинным организмом, созданным за всю историю человечества. Полет «Бурана», стал мировой сенсацией, ведь американцы даже и не пытались сажать свои корабли в беспилотном режиме. Тогда на участников этого эксперимента посыпались правительственные награды и поощрения. Но случилось так, что теперь многие участники этой грандиозной работы оказались забыты. Да и сам проект дальнейшей поддержки не получил.

Среди тех, кто «научил» летать «Буран», был и мой земляк космонавт-испытатель, пашковчанин Александр Владимирович Щукин. Именно он на космодроме Байконур на летающей лаборатории ТУ-154 впервые выполнил автоматическую посадку по штатной траектории орбитального корабля. Подниматься вверх по ступенькам к космосу пытаются многие, но на вершине оказываются только личности. Щукин и был такой личностью. Человеком из будущего. Космического будущего человечества.

Я решил написать о человеке, память о котором, по-моему, к сожалению, оказалась очень короткой. Так уж случилось, что погиб Александр Щукин в преддверии своего профессионального праздника Дня Воздушного Флота. Он ушел в свой последний полет.

Детские и юношеские годы Александра Щукина

Космонавт-испытатель, летчик-испытатель первого класса заместитель командира Отраслевого комплекса подготовки космонавтов Александр Владимирович Щукин родился 19 января 1946 года в Вене. Его отец Владимир Митрофанович, кадровый военный служил тогда там. В силу обстоятельств, а отец долгое время оставался кадровым военным, семье Щукиных пришлось часто переезжать. Детство и юность Александра прошли в Петропавловске-Камчатском, Ленинграде и Краснодаре, куда семья вернулась в начале 60-х годов. Учился Александр в школах № 52 и № 60 города Краснодара. Среднюю школу № 60 закончил он в 1964 году. После окончания школы он работал слесарем, монтажником, электрослесарем. Перед самым поступлением в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков в 1966 году он работал радиомехаником Краснодарского авиаотряда.

Достижение звездной мечты

В 1966 году он поступает в знаменитую «Качу», Качинское высшее военное авиационное училище летчиков и заканчивает его в 1970 году.

Затем была служба в ВВС, в качестве строевого летчика в Группе советских войск в Германии, школа летчиков-испытателей, которую он заканчивает в 1977году и Московский авиационный институт, законченный в 1980 году. Его жена Галина Александровна вспоминала: «С детства его манило небо. Правда, первая его попытка поступить в летное училище не удалась. Но он не пал духом. С третьего захода все-таки поступил в Качинское высшее военное училище летчиков. Учился хорошо. Стал самостоятельно летать одним из первых. Прочитав в училище книгу летчика-испытателя Бриджмана «Один в бескрайнем небе», он написал мне в Краснодар: «Вот работка! Везет же испытателям! Счастливчики!»

Как только представился случай поступить в школу летчиков-испытателей Александр, не колеблясь, бросил все: и неплохо начавшуюся военную карьеру, должность командира эскадрильи, возможность поступить в престижную военно-воздушную академию имени Жуковского и в 1976 году пишет рапорт об отставке. Он решил в 29 лет начать все с нуля. А ведь для этого шага необходимо немалое личное мужество. Школа летчиков испытателей – единственное в России, образованное еще в 1947 году, учебное заведение, в котором было подготовлено более 600 высококлассных испытателей.

По словам заслуженного летчика-испытателя В. Заболоцкого Александр Щукин «… летал грамотно, уверенно, легко схватывал увиденное и прочитанное. По натуре Щукин являлся лидером, во всех делах брал мощью, напором. Порой был жестким, но никогда – жестоким». После окончания школы Александра оставили в Летно-испытательном институте (ЛИИ), что было большой честью. Он выполнял полеты по 1 и 2 категориям сложности, в том числе и такую сложную работу, как заправка топливом истребителя МИГ-25 в воздухе.

По воспоминаниям друзей Щукин любил пилотаж, летал чисто, элегантно, с присущим только ему особым блеском. Он был летчик-аристократ в лучшем смысле этого слова. Летал он на всех современных истребителях, а так же на самолетах бомбардировочного и транспортного типа. Полеты днем и ночью, в любую погоду.

«Слетал хорошо» - человеком себя чувствуешь», - не раз говорил Александр Щукин.

Он освоил 50 типов летательных аппаратов, провел в воздухе 3134 часа 17 минут.

Так учили летать «Буран»

12 июня 1977 года приказом № 630 начальника ЛИИ он был зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран». 3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии и был зачислен в головную группу для подготовки по теме 11Ф35.

И вот он в отряде космонавтов. Желающих попасть в космический отряд было много, но из 500 кандидатов в пилоты «Бурана» прошли единицы. Щукин, несмотря на трудности, многочисленные медицинские комиссии, которые пришлось пройти, попал в испытатели «Бурана». Группа космонавтов испытателей и Игорь Петрович Волк, летчик-космонавт, Герой Советского Союза, и заслуженный летчик-испытатель Римас Станкявичус, и Герой Советского Союза Анатолий Семенович Левченко и космонавт-исследователь Александр Владимирович Щукин испытывали специально созданный полноразмерный аналог корабля. Внешне он ничем не отличался от «Бурана», та же длина – 36.4 метра, тот же размах крыльев – около 24 метров, тот же грузовой отсек подстать хорошему железнодорожному вагону, в котором может быть спокойно размещен 30-тонный груз. Известно, что «Буран», как и американский корабль «Спейс Шатл», не имел самолетных двигателей для полетов в атмосфере. Ему предстояло возвращаться на Землю и совершать посадку как планеру. Ракетные двигатели «Бурана» могли работать только в космосе. Поэтому, чтобы испытать корабль в воздухе, его пришлось оснастить четырьмя турбореактивными двигателями, которые позволяли совершать посадку и взлетать с аэродрома как обычные самолеты. А в грузовом отсеке вместо груза, который должен был вывозиться на орбиту, размещались топливные баки.

Основной целью космонавтов была отработка автоматической посадки корабля с высоты 4000 метров при скорости полета 600 км/час. «Буран в отличие от самолета должен был садиться на полосу под более крутым углом. Во время полетов «Бурана» можно было наблюдать захватывающее зрелище: как, вырастая в размерах, корабль приближался к полосе, касался тремя шасси бетонного покрытия, а за его килем вспыхивали три тормозных парашюта. Из 24 вылетов с 10 ноября 1985 по 15 апреля 1988 года Александр Владимирович Щукин 7 раз поднимался в небо на «Буране», 2 раза в качестве командира.

Игорь Петрович Волк вспоминал: «Это было самое прекрасное и счастливое время. Все пело в душе, мы улыбались друг другу. Вся жизнь проходила на колесах: медико-биологическая подготовка проходила в Москве, общекосмическая – в Звездном, летная – в Жуковском, где мы жили. Саша Щукин был самым талантливым из нас. Он был талантлив во всем»

Александр Щукин готовился в качестве дублера Анатолия Левченко для полета в космос. В декабре 1987 года по Центральному телевидению показывали предстартовую конференцию экипажа космического корабля «Союз ТМ-4». Вопросы задавали главным образом экипажу - Владимиру Титову, Мусе Манарову, Анатолию Левченко. Дублеры – Волков, Калери и Щукин стояли чуть позади. Потом был байконуровский старт, стыковка «ТМ-4» с орбитальной станцией «Мир». Титов и Манаров остались на станции продолжать исследования, а Левченко вместе с отработавшими в космосе Юрием Романенко и Александром Александровым вернулись на Землю.

Сразу же после приземления «Союза» Левченко доставили на аэродром, и вскоре он уже сидел за штурвалом самолете: нужно было проверить, как сказывается невесомость на действия летчика. А дальше события развивались стремительно и трагически. Знаменитый испытатель, космонавт Анатолий Левченко умер от опухоли головного мозга через 8 месяцев после полета в космос. Тогда же к Александру Владимировичу пришли два письма, адресованные «Космонавту Щукину», - одно из Австралии, другое из Германии. Письма были от любителей автографов. Они просили, чтобы Щукин, когда полетит в космос, надписал свои фотографии и прислал им. Ему желали здоровья и успехов.

А 18 августа 1988 года, двадцать лет назад, Александр Щукин погиб на спортивном самолете СУ-26М. Машина не вышла из штопора. Это был обычный тренировочный полет и обычный рабочий день. Он совершил на этом самолете несколько вылетов и проводил тренировки к испытаниям на штопор. По словам очевидцев, самолет, управляемый Александром Щукиным, сорвался в перевернутый штопор на высоте около 1000 метров, некоторое время летел «на спине». Александр не хотел умирать без боя. Он вывел самолет из перевернутого штопора, но вошел в обычный, из которого так и не вышел. В этот момент встретил землю. Ему не хватило каких-то 200 метров высоты… Это был его четвертый полет на СУ-26.

Погиб Александр Щукин за три дня до воздушного парада, на котором вместе с Сергеем Тресвятским должен был сделать два прохода на СУ-27 в строю дозаправки с ИЛ-76, а затем парный пилотаж.

Как вспоминает летчик-испытатель ЛИИ имени М. Громова, выпускник Армавирского летного училища А.Ю. Гарнаев, долго решался вопрос: проводить или не проводить этот парад, летать или не летать. Решили летать. Но в строю дозаправки, слева от ИЛ-76 место Щукина осталось незанятым.

Александр Владимирович Щукин многого не успел. Но все же достиг вершин, которые покоряются единицам.

Заключение

Да, Александр Щукин многого не успел. Он не слетал в космос. Программа полета космического корабля «Буран» была свернута. «Буран», который учил летать и мой земляк так и поднялся в бескрайние космические дали. Участь его тяжела, если не сказать – печальна.

Так уж случилось, что для друзей Александра Щукина День Воздушного флота стал не только праздником, но и днем поминовения. Ведь в этот день в такой же августовский день 1988 года, ушёл в свой последний полет Александр Щукин, летчик-испытатель ЛИИ. В авиации, к сожалению, так часто бывает, что праздники и потери находятся рядом.

Прекрасный русский писатель Александр Иванович Куприн когда-то сказал о пилотах России такие волнующие и замечательные слова: «Вечная напряженность внимания, недоступные большинству людей ощущения страшной высоты, глубины и упоительной легкости дыхания, собственная невесомость и чудовищная быстрота, - все это как бы выжигает, вытравливает из души настоящего летчика обычные низменные чувства – зависть, скупость, трусость, мелочность, сварливость, хвастовство, ложь – и в ней остается чистое золото. Также страстно и весело жил этот красивый и мужественный человек, летчик-космонавт Божьей милостью, мой земляк Александр Владимирович Щукин. Читая о нем те небольшие газетные материалы, которые удалось найти в архивах библиотеки, мне как никогда захотелось воскликнуть: «Знай наших».

Очень мне хочется, чтобы Егор Александрович Щукин, который стал летчиком, и не просто летчиком, а летчиком-испытателем, тоже когда-нибудь, как и его отец замахнулся бы на исследование безвоздушного пространства, и может быть когда-нибудь, продолжил дело отца и тоже начал учить летать «Буран».

Ведь модернизированный «Буран» еще можно было бы вернуть к жизни. И если будет принято решение об утверждении проекта корабля многоразового использования, то почему бы тогда не вспомнить о «Буране», который провел в полете 205 минут без единой проектной ошибки, о том «Буране», летать который учил мой земляк?

Список использованной литературы

1. Байконур космический причал Вселенной

2. Петухов В.Е. Байконур сегодня. Караганда, 2006.

3. Писаренко Д. В космосе – «Буран»? // Аргументы и факты, № 46, 2008.

4. Стругова М.Р. Он научил летать «Буран // Вестник Краснодарского научного центра Адыгской международной академии наук, Краснодар, 1998 г.

5. Интернет. Сайт Качинского высшего военного авиационного училища летчиков

6. Интернет. Forum – Avia-Ru

7. Архивные материалы Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицина

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top