Дышпан С.А.

Аннотация: В данной статье рассмотрен способ изучения исторической реальности с помощью карикатурных рисунков, рассмотрены его достоинства и недостатки. Автор проводит анализ карикатур разных эпох России и приходит к выводу, что карикатура-уникальное наследие, которое может рассказать не только о событиях, фигурирующих лицах, но и об настроениях в обществе и отношении к происходящему той или иной стороны-участницы.

Ключевые слова: Карикатура, методы истории.

Молодому поколению в эру высоких технологий становится неинтересным изучение простых «сухих» фактов, им интересны только наглядные факты, изображения содержащие тот смысл, который обычно пытаются донести в текстовом формате. Поэтому современная историческая наука пытается найти новые средства передачи исторических данных, которые бы сочетали в себе и внутреннюю наполненность, и внешнюю наглядность. Таким методом может стать изучение карикатур.

Данная работа посвящена изучению исторических карикатур. Чтобы оценить возможность использования карикатур, мною будут рассмотрены несколько примеров, которые продемонстрируют плюсы и минусы этого метода.

Вообще , карикатура по определению данному в Большом толковом словаре русского языка это «изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями; жанр изобразительного искусства (обычно графики), являющийся основной формой изобразительной сатиры, часто обладающий тенденциозной социально-критической направленностью, подвергающий осмеянию какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальных лиц или характерные типы людей». Карикатура появилась в эпоху Возрождения как «контркультура». Ее создателем считают живописца Аннибале Карраччи . Свое развитие она получила в период Нового времени и было связано с развитием печатания книг и гравюр. Карикатуры этого времени носили политический и антирелигиозный характер.

В России карикатура появилась в то же время, что и в Европе, но свое развитие она получила только в 19 веке, когда стала развиваться публицистика.

Главным образом карикатуры можно найти в брошюрах, альманахах, юмористических и сатиристических журналах, плакатах. Лучшие издания 19 века это « Ералаш», «Искра», «Фаланга», «Гусли», «Иллюстрированный альманах», «Стрекоза», «Шут», «Зритель», «Искра», «Гудок» «Сверчок», «Москва», «Осколки». Яркими представителями-карикатуристами того времени были М. Л. Невахович, Н. А. Степанов, Д.Орлов, А. Н. Лебедев, М. О. Микешин.

В 20 веке к таким публикациям относились: «Сатирикон», «Новый сатирикон», «Окна сатиры РОСТА», «Крокодил», «Безбожник», «Красный перец», «Бегемот», «Смехач», «Заноза», «Прожектор», «Клуб 12 стульев», «Перец», «Бич» , « Чудак» «Чаян». Известными авторами карикатур были Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков, Б. Е. Ефимов, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы, Олег Теслер, Василий Дубов, Валентин Розанцев, Михаил Златковский, Андрей Бильжо, Сергей Тюнин, Игорь Копельницкий.

Темы карикатур менялись в зависимости от социальной и политической проблематики, а формы их меняются в зависимости от потребностей общества. Поэтому карикатуры во время голода, карикатуры во время революций, во время войн, во время экономических падений совершенно разные.

Для того чтобы понять смысл и значение изображенного нужно оценить их с точки зрения тех, кто изображал и для кого изображалась карикатура, принимая во внимание все те факторы, повлиявшие на изображение. Но обращая внимание на влияние идеологии государства,не стоит забывать о том , что карикатуры распространялись в широких народных массах и если эта идеология не имела успех, то и у карикатур его тоже не было-ведь главная цель карикатуриста –передать в остром изображении важную проблему.

Из-за этого метод изучение истории посредством карикатур имеет и сильные и слабые стороны . Так является недостатком карикатур-на них могут изображаться только часть проблем, только разрешенных цензурой. Да и чтобы понять карикатуру уже нужно иметь определенные знания истории изучаемого предмета. С другой стороны, субъективизм карикатур может показать не просто событие- он показывает его окраску , отношение к нему, при том не одного человека или группы лиц-а целого народа.

Многие тенденции в обществе можно понять, сравнивая карикатуры разного времени. Общие черты и различия говорят о многом. Если сравнить карикатуры времен Петра Первого и карикатуры 90х годов ХХ века, то общим на них является изображенное отрицательное отношение к реформам и изменениям, происходящим в социально-культурном пространстве.

Ярким примеров ХVII века является карикатура «Как мыши кота хоронили». Сразу бросается в глаза аллегоричность изображения- Петр Первый изображен в виде огромного кота с усами, а мыши, которые его хоронят- регалии Петра-волости и губернии Российском империи. Изображены также предметы, привезенные Петром из Западной Европы- табак и одноколка. Очевиден негатив к Петровской деятельности- все же коты и мыши не товарищи, и уж больно весело хоронят кота они.

Если же взглянуть на карикатуры такой же эпохи реформ- конца ХХ века(например, работы Т.Зеленченко) –то заметим ,что изображение без метафор и иносказаний-вещи изображаются такими, какие они есть. На проблему реформ смотрят иначе-на карикатурах нет образа виновника,нет единой фигуры, чаще всего изображено лишь следствие- упадок культуры, бедность, коррупция. Из этого можно сделать вывод об низком авторитете политических лидеров, а также об их пассивности, об отсутствии какого-то общепринятого лидера в то время, которого бы обвиняли в той или иной проблеме. Население больше волновала проблема и что с ней делать, нежели кто это сделал и кто будет исправлять.

Также зависит изображаемое и от стороны-участницы, с которой нарисована карикатура. Отчетливо это заметно в военных конфликтах. На русских карикатурах времен Великой Отечественной Войны показаны хилые, слабые немцы, которые вызывают жалость , а не страх, и это не обычные солдаты, а самые главные люди фашизма- Гитлер, Гиммер, Геринг, Геббельс. Возможно, Кукрыниксы, Моор -главные карикатуристы того времени- пытались передать так и ключевой момент идеологии СССР-как в мирное время в стране главный рабочий и крестьянин, так и во время войны главным является солдат, их враг же государство иного строя-оно тоталитарно и зло исходит не от народа, а от тех, кто ими управляет.

В значительной мере отличаются немецкие карикатуры, которые можно найти в «Lustige Blatter» (Веселые листки)- в них больше аллегорий, , карикатуры преподносятся как разоблачение-врагами управляют евреи, и союзники вовсе не союзники-они ссорятся и манипулируют друг другом. Немецкие люди и власть редко показываются- главной задачей немецкой карикатуры было показать отвратительность этого мира против которого и должны бороться истинные арийцы.

Поэтому карикатура зависит от того значения, которое в нее вкладывают и те функции, которые она выполняет, а их может быть много- высмеять, облачить, передать протест против власти, поддержать боевой дух, возвысить действующую власть, показать слабость врага и многие другие. Карикатуристы не только развлекают , но и создают социальное мнение по той или иной теме и отражают его. Несмотря на то, что карикатура-однодневное искусство, со временем самые значимые и яркие становятся частью истории, уникальным наследием, которое может рассказать не только о событиях, фигурирующих лицах, но и об настроениях в обществе и отношении к происходящему той или иной стороны-участницы.

Литература

  1. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов в СПб.−М., Рипол−Норинт, 2008;
  2. Ефимов Б.Е. Школьникам о карикатуре и карикатуристах. М., «Просвещение», 1976.
  3. Ефимов Б.Е. Невыдуманные истории. М., «Просвещение», 1976.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top