Пермякова А.А.

В моменты дестабилизации общества возрастает беспокойство народа о своем будущем, что выражается в всплеске прогностических идей в СМИ, литературе, личных переписках и разговорах.

В данной работе предлагается обратить внимание на социальные ожидания в художественной литературе первой половины XX века с точки зрения исторической прогностики. В начале века резкий поворот сознания людей в пользу прогнозирования (во многом, возможно, бессознательного и, в большинстве случаев, не профессионального) обоснован той глобальной политической катастрофой, которая имела место в этот период и вылилась в череду войн, включившую Великую Войну и Великую Отечественную Войну.

В начале XX века Россия являлась огромным мультикультурным пространством, на котором «отсутствовали устойчивые механизмы социальной регуляции»[1], а, как следствие, единство и преемственность в развитии социума не были обеспечены. В условиях подобной дестабилизации общества появляется проблема антагонизма в общественной мысли: наука противопоставляется религии, массы - элите. В эти же годы все более широкую популярность в литературе получали жанры утопии и антиутопии, которые отражали мысли авторов о надвигающемся или возможном «альтернативном» будущем.

Для начала следует разъяснить термин «Историческая прогностика». В толковом словаре С.И. Ожегова: «Прогностика - теория и практика прогнозирования»[2]. Футурология в узком смысле — область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, т.е. синоним прогностики. Футурология плотно связана с теорией вероятности, так как являет собой просчет будущих событий. Это утверждение правдиво, если учитывать, что все процессы в обществе – это своеобразная компьютерная программа, и ее развитие можно просчитать, принимая во внимание все накопившиеся системные ошибки. Историческая прогностика не ставит перед собой задачу осуществления прогнозов на будущее, она рассматривает прогнозы, сделанные в прошлом.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение прогнозов, сделанных в прошлом, анализ психологических аспектов, подтолкнувших авторов к воспроизведению этих идей, а также, подведение итога под тезисом о верности суждений писателей первой половины XX века.

Основным объектом исследования являются популярные литературные произведения, в которых, так или иначе, присутствуют прогностические мотивы. Среди рассматриваемых авторов:

  • Булгаков М. А. («Роковые яйца»)

  • А.Н.Толстой («Гиперболоид инженера Гарина»).

М. А. Булгаков не предсказывал конкретные события, но обрисовывал общую картину возможного советского будущего, и между некоторыми выдуманными сюжетами повести и реальными историческими событиями можно провести аналогию. Отсюда обилие метафорических прогнозов в его произведении.

В 20-30-е годы в обществе царил дух ожидания, людям казалось, что скоро должен произойти некий прорыв в науке, прогреметь слава о новом изобретении. Отсюда создавались произведения с подобной тематикой. Кроме «Роковых яиц» М. Булгакова, в 1927 году А. Н. Толстым был написан фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», где сюжет так же вертится вокруг создания сверхлуча. Ожидание прорыва в науке не оправдалось, ведь в 20-е и 30-е годы никаких шокирующих открытий сделано не было.

  • Беляев А. Р. («Человек-амфибия» и научно-фантастические рассказы)

Перу А. Р. Беляева принадлежит большое количество научно-фантастических произведений, и большинство из них несет в себе футурологические мотивы, а значит, является объектом исследования исторической прогностики. Беляева называли «русским Жюлем Верном» за умение предугадывать многие события.

  • Богданов А.А. («Красная звезда»)

«Красная звезда» - роман, впервые опубликованный в 1908 году, представляет собой классическую утопию. Богданов являлся активным участником социал-демократической партии, а свои романы писал, как популярное изложение своих идей, предоставляя читателю модель идеального для него государства.

  • Замятин Е. И. («Мы»)

Наиболее известной и хорошо исследованной среди научно-фантастических произведений начала XX века является социальная антиутопия Е. И. Замятина «Мы». В этом произведении автор нарисовал картину альтернативного будущего и, по сути, создал модель того абсолютно тоталитарного общества, хотя в определенной степени утрированную, к которому стремились придти идеологи коммунистической партии СССР. Произведение пронизано раздумьями о российской послереволюционной действительности, и между строк угадываются мысли о возможных извращениях социалистической идей.

  • Чаянов А.В. («Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии»)

В разгар гражданской войны и военного коммунизма, в 1919 году появилась повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». Она является напрямую прогностической, так как главный герой проснулся в стране будущего, «перемахнув» на 60 лет вперед в 1984 год. В его произведении есть четкое прогностическое опасение: растущие города, переполненные жителями и исчерпавшие лимиты возможного населения, могут превратиться в потребителей, которые не будут приносить практической пользы и забудут:

«…Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет[3].»

Вполне логично, что футурологические исследования влияют на общество, как в положительном, так и в отрицательном смысле. С одной стороны, прогнозирование, составление планов на будущее, просчет возможностей и потенциальных результатов подталкивает человечество к развитию, заставляет стремиться к достижению поставленных в прогнозе целей, или же, наоборот, помогает избежать предсказываемой катастрофы или конфликта. Это влияние стоит учитывать, так как уже сами идеи о будущем изменяют это будущее. С другой стороны, в футурологии популярно направление, исследующее приближение глобальной катастрофы. Эти идеи популярно изложены в монографии И. В. Бестужева-Лады «Альтернативная Цивилизация». Громкие и, подчас, неоправданно быстро высказанные тезисы о приближении гибели человечества от экологической или какой-либо другой всемирной катастрофы могут подстегнуть массы к панике. Хотя, данные заявления могут направить ресурсы специалистов в нужное русло и предотвратить губительное явление.

На основании собранных в литературных произведениях данных можно сделать вывод об определенной закономерности в появлении идей в обществе и претворении их в жизнь.

На вопрос «почему возникают прогнозы?» можно ответить достаточно просто. Есть две причины, сливающиеся в одну: жажда познания и беспокойство о своём или всеобщем будущем. «Но познание <…> является не только приспособлением вообще, а также приспособлением социальным»[4], писал А. А. Богданов. «Все процессы жизни цикличны, и для развивающейся жизни конец одного цикла переходит в начало другого, высшего. Циклично и познание, которое тоже есть один из жизненных процессов. И когда оно приходит к познанию самого познания, когда, пройдя через ряд объектов восходящей сложности, оно в конце этого ряда находит самого себя и таким путем возвращается к себе, оно завершает тем самым один из циклов своего развития. Это завершение есть, в то же время, высшая форма проверки; и если в ней оно находит себе подтверждение, то с тем большей уверенностью и ясностью начинает оно тогда новый цикл своего развития…»[5]. Познание человеку необходимо, это естественный процесс. Из цикличности познания вытекает и цикличность событий в истории, а, следовательно, и сам факт возможности прогнозирования.

По итогам исследования было выявлено, что образ будущего России представляется в рассмотренных произведениях довольно ясно: наряду с ярким техническим прогрессом и ошеломляющими прорывами в науке существует общество сплоченное, в котором важны труд и равенство, подконтрольные государству. Но подходы авторов можно разделить на утопические и антиутопические. Одни видят в подобной всеобщей занятости, равенстве, сциентизме и сильном государственном контроле истинное счастье народа в обществе справедливом и идеологически «правильном». Другие - опасность в социалистических идеях и в том, что они могут быть искажены в угоду правящей верхушки и могут привести к ограничению человеческих прав и свобод и к несправедливости. Все произведения в той или иной мере предвосхитили события грядущего периода советской власти.

Касательно науки, все высказанные идеи и предупреждения об опасностях, сопутствующих прогрессу, можно выразить и объяснить еще одной фразой из книги А. А. Богданова: «На каждом шагу люди убеждались, что рядом с прогрессом науки и просвещения может совершаться рост явной неразумности в самом общественном строе, что параллельно с распространением гуманных идей может идти развитие бесчеловечности во взаимных отношениях людей, самые обдуманные действия часто приводят к результатам, противоположным поставленным целям, что самые справедливые желания, требования, попытки отдельных личностей и целых классов наталкиваются на какую-то роковую силу, неуловимую и в то же время непреодолимую, безличную, и в то же время как будто умышленно враждебную»[6].

При обобщении всех сделанных прогнозов, можно заметить, что часто социальные ожидания оправдывались, а прогнозы писателей сбывались. В конечном итоге, если идея приходит в голову, значит, когда-нибудь её возможно будет осуществить. В сводной таблице, представленной ниже, рассмотрены прогностические идеи авторов, дающие платформу для моделирования абстрактного образа будущего Российского общества и государства.

Формы прогноза следует делить на две категории: прямые и метафорические. Прямой прогноз дается в достаточно определенной форме, не требует разбора. Метафорический прогноз представляется в произведении с помощью создания абстрактных образов и символов, наталкивающих на невольное сравнение с реальностью.

Прогноз

Произведение

Автор

Форма

Результат

1

Масштабная катастрофа

Роковые яйца

Булгаков М. А.

Метафорич.

Сбылся (Чернобыльская АЭС)

2

Антинаучные теории в угоду стремлению «выслужиться»

Роковые яйца

Булгаков М. А.

Прямая

Сбылся (Теория Лысенко о стадийном развитии растений)

3

Красный луч, повлекший серьезные последствия, вышедший из-под контроля.

Роковые яйца

Булгаков М. А.

Метафорич.

Сбылся (Появление и развитие коммунизма в России)

4

Быстрое решение американо-русской компанией проблемы жилищного вопроса

Роковые яйца

Булгаков М. А.

Прямая

Не сбылся

5

Негативное отношение чиновников среднего звена к профессорам

Роковые яйца

Булгаков М. А.

Прямая

Сбылся (Академическое дело)

6

Ученый выступает против использования своего изобретения

Роковые яйца

Булгаков М. А.

Прямая

Сбылся (А. Д. Сахаров, П. Л. Капица)

7

Скорая гибель государства

Роковые яйца

Булгаков М. А.

Метафорич.

Не сбылся (СССР просуществовал достаточно долго)

8

Коллективизация

Роковые яйца

Булгаков М. А.

Метафорич.

Сбылся (Прошла в 1928 году)

9

Ожидание научного прорыва в 20-30 годы

Роковые яйца

Булгаков М. А.

Прямая

Не сбылся

10

Увлечение сциентизмом

 

 

Мы

Замятин Е. И.

Прямая

Сбылся

11

Культ личности

Мы

Замятин Е. И.

Прямая

Сбылся (Существование культов личностей Ленина В. И. и Сталина И. В.)

12

Популярность доносов, как формы «долга» перед обществом и государством.

Мы

Замятин Е. И.

Прямая

Сбылся

13

Тоталитаризм, замена имен на номера.

Мы

Замятин Е. И.

Прямая

Частично сбылся

14

Репрессии

Мы

Замятин Е. И.

Прямая

Сбылся

15

Искажение идеи социализма

Мы

Замятин Е. И.

Прямая

Сбылся

16

Открытие жизни на марсе

Красная звезда

Богданов А. А.

Прямая

Не сбылся

17

Пластический грим

Красная звезда

Богданов А. А.

Метафорич.

Сбылся

18

Появление пилотируемого космического корабля

Красная звезда

Богданов А. А.

Прямая

Сбылся

19

Широкое использование искусственных волокон

Красная звезда

Богданов А. А.

Прямая

Сбылся

20

Появление проблемы недостатка энергоресурсов

Красная звезда

Богданов А. А.

Прямая

Сбылся

21

Полноценное равенство полов

Красная звезда

Богданов А. А.

Прямая

Частично сбылся

22

Ожидание прорыва в науке в 20-30 годы

Гиперболоид инженера Гарина

 

Толстой А. Н.

Прямая

Не сбылся

23

Мировой финансовый кризис

Гиперболоид инженера Гарина

Толстой А. Н.

Прямая

Сбылся

24

Национальная идея о полезности и обязательности спорта

Гиперболоид инженера Гарина

Толстой А. Н.

Метафорич.

Сбылся

25

Ранцы для передвижения под водой

Подводные земледельцы

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

26

Частные клиники, независимые от государства

Человек-амфибия

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

27

Появление невероятных животных гибридов

Человек-амфибия

Беляев А. Р.

Прямая

Частично сбылся

28

Развитие трансплантологии

Человек-амфибия

Беляев А. Р.

Метафорич.

Частично сбылся

29

Изобретение акваланга

Человек-амфибия

Беляев А. Р.

Метафорич.

Сбылся

30

Создание искусственного спутника земли

Звезда КЭЦ

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

31

Трещины на Луне

Звезда КЭЦ

Беляев А. Р.

Прямая

Не сбылся

32

Жизнь на Луне

Звезда КЭЦ

Беляев А. Р.

Прямая

Не сбылся

33

Мутация животных от радиации

Звезда КЭЦ

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

34

Полет на Луну и высадка там человека

Звезда КЭЦ

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

35

Появление орбитальной станции

Звезда КЭЦ

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

36

Появление пилотируемого корабля

 

 

Звезда КЭЦ

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

37

Пересадка органов

Голова профессора Доуэля

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

38

Операции на глазах

Голова профессора Доуэля

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

39

Гормональная медицина

Человек потерявший лицо

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

40

Загрязнение атмосферы

Продавец воздуха

Беляев А. Р.

Метафорич.

Сбылся

41

Психотропное оружие

Властелин мира

Беляев А. Р.

Метафорич.

Сбылся

42

Финансовый кризис

Властелин мира

Беляев А. Р.

Прямая

Частично сбылся

43

Беспилотные самолеты

Властелин мира

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

44

Подводные плантации

Подводные земледельцы

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

45

Подводные дома

Подводные земледельцы

Беляев А. Р.

Прямая

Сбылся

46

Уничтожение крупных городов в России

Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии

Чаянов А. В.

Прямая

Не сбылся

47

Провал идеи мультикультурализма

Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии

Чаянов А. В.

Прямая

Сбылся

48

Агрессия Германии в XX веке

Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии

Чаянов А. В.

Прямая

Сбылся

49

Распад Европейского союза

Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии

Чаянов А. В.

Прямая

Не сбылся

50

Деление на экономические кластеры

Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии

Чаянов А. В.

Прямая

Сбылся

51

Правление олигархии

Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии

Чаянов А. В.

Прямая

Частично сбылся

52

Экономика России опирается на крестьянское хозяйство

Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии

Чаянов А. В.

Прямая

Не сбылся

53

Климатическое оружие

Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии

Чаянов А. В.

Прямая

Не сбылся

54

Япония останется монархией

Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии

Чаянов А. В.

Прямая

Сбылся

55

Америка станет парламентской республикой

Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии

Чаянов А. В.

Прямая

Не сбылся

56

Стабильность режима в Германии

Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии

Чаянов А. В.

Прямая

Сбылся

Таким образом, 68 процентов рассмотренных прогнозов оказались правдивы, 11 процентовчастично сбылись и 21 процент были ошибочны. Также совершенно очевидно, что к осуществлению прогнозов людей подталкивают переломные события в истории, обеспечивающие ситуацию дестабилизации и вызывающие у людей беспокойство о будущем. Человек всегда знает, к чему нужно стремиться, чего он хотел бы добиться. Жители России прошли большой и сложный исторический путь, ощутив на себе и хаос, и разрозненность, и нестабильность. Общность мысли через идеологию в экономике понимается, как богатство общества, потому что сила нации заключается именно в ее единстве.

До сих пор Российское общество находится в поиске своих ценностных ориентиров. Люди продолжают осуществлять прогнозы, а писатели продолжают записывать их в своих произведениях.

Сбудутся ли они?

Будущее покажет.

Permakova

Список использованных источников и литературы

  1. Беляев А. Р. Избранные произведения/ Сост. М. Соколова. – М.: Правда, 1989. – 560 с.
  2. Беляев А. Р. Собр. соч.: В 8 т./ Под. ред. Б. Клюевой, С. Митрохиной. – М.: Молодая гвардия, 1963. Т. 4: Властелин мира. Вечный хлеб. Человек, потерявший лицо/ Под. ред. Б. Клюевой, С. Митрохиной. – 416 с.
  3. Беляев А. Р. Собр. соч.: В 8 т./ Под. ред. Б. Клюевой, С. Митрохиной. – М.: Молодая гвардия, 1964. Т. 5: Прыжок в ничто. Воздушный корабль/ Под. ред. Б. Клюевой, С. Митрохиной. – 400 с.
  4. Беляев А. Р. Собр. соч.: В 8 т./ Под. ред. Б. Клюевой, С. Митрохиной. – М.: Молодая гвардия, 1964. Т. 8: Рассказы/ Под. ред. Б. Клюевой, С. Митрохиной. – 528 с.
  5. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 352 с.
  6. Богданов А.А. Из психологии общества. – СПб.: Электропечатное товарищество «Дело», 1908. – 283 с.
  7. Богданов А. А. Красная звезда// Lib.ru: «Классика» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/bogdanow_aleksandr_aleksandrowich/text_0040.shtml, свободный. – Загл. с экрана.
  8. Богданов А.А. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Книга I/С. Дороватовский, А. Чарушников. – М.: типография общества распространения полезных книг, 1905. – 184 с.
  9. Богданов А.А. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Книга III/С. Дороватовский, А. Чарушников. – М.: типография общества распространения полезных книг, 1906. – 160 с.
  10. Булгаков М. А. Дьяволиада (фантастические произведения). – Душанбе: Адиб, 1989. – 416 с.
  11. Замятин Е. И. Мы// Lib.ru: «Классика» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М. – Режим доступа: http://az.lib.ru/z/zamjatin_e_i/text_0050.shtml, свободный. – Загл. с экрана.
  12. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов// Электронная библиотека Fort/Da [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-a.htm, свободный. – Загл. с экрана.
  13. Ли Вл. Ф. Теория международного прогнозирования. Учебное пособие/Дипломатическая академия МИД России. – М.: Научная книга,2002. – 288 с.
  14. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов; Под ред. Л. И. Скворцова. 27-е изд. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013. – 736 с.
  15. Пушкин А. С. Собр. Соч.: В 3 т./ АН СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. – М.: Худож. лит., 1986. Т.2: Поэмы. Евгений Онегин. Драматические произведения – 527 с.
  16. Толстой А. Н. Гиперболоид инженера Гарина// Lib.ru: «Классика» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_n/text_0180.shtml, свободный. – Загл. с экрана.
  17. Тузовский И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий/Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2009. – 312 с.
  18. Чаянов А. В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии//Lib.ru: «Классика» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М. – Режим доступа: http://az.lib.ru/c/chajanow_a_w/text_0020.shtml, свободный. – Загл. с экрана.

Примечания

[1] Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов// Электронная библиотека Fort/Da [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-a.htm, свободный. – Загл. с экрана.

[2] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 27-е изд. М., 2013. С. 492.

[3] Пушкин А. С. Собр. Соч.: В 3 т. М., 1986. Т.2. С. 189.

[4] Богданов А.А. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Книга I. М., 1905. С. 9.

[5] Богданов А.А. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Книга III. М., 1906. С. 159.

[6] Богданов А.А. Из психологии общества. СПб., 1908. С.272.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top