Пермякова А.А.
В моменты дестабилизации общества возрастает беспокойство народа о своем будущем, что выражается в всплеске прогностических идей в СМИ, литературе, личных переписках и разговорах.
В данной работе предлагается обратить внимание на социальные ожидания в художественной литературе первой половины XX века с точки зрения исторической прогностики. В начале века резкий поворот сознания людей в пользу прогнозирования (во многом, возможно, бессознательного и, в большинстве случаев, не профессионального) обоснован той глобальной политической катастрофой, которая имела место в этот период и вылилась в череду войн, включившую Великую Войну и Великую Отечественную Войну.
В начале XX века Россия являлась огромным мультикультурным пространством, на котором «отсутствовали устойчивые механизмы социальной регуляции»[1], а, как следствие, единство и преемственность в развитии социума не были обеспечены. В условиях подобной дестабилизации общества появляется проблема антагонизма в общественной мысли: наука противопоставляется религии, массы - элите. В эти же годы все более широкую популярность в литературе получали жанры утопии и антиутопии, которые отражали мысли авторов о надвигающемся или возможном «альтернативном» будущем.
Для начала следует разъяснить термин «Историческая прогностика». В толковом словаре С.И. Ожегова: «Прогностика - теория и практика прогнозирования»[2]. Футурология в узком смысле — область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, т.е. синоним прогностики. Футурология плотно связана с теорией вероятности, так как являет собой просчет будущих событий. Это утверждение правдиво, если учитывать, что все процессы в обществе – это своеобразная компьютерная программа, и ее развитие можно просчитать, принимая во внимание все накопившиеся системные ошибки. Историческая прогностика не ставит перед собой задачу осуществления прогнозов на будущее, она рассматривает прогнозы, сделанные в прошлом.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение прогнозов, сделанных в прошлом, анализ психологических аспектов, подтолкнувших авторов к воспроизведению этих идей, а также, подведение итога под тезисом о верности суждений писателей первой половины XX века.
Основным объектом исследования являются популярные литературные произведения, в которых, так или иначе, присутствуют прогностические мотивы. Среди рассматриваемых авторов:
Булгаков М. А. («Роковые яйца»)
А.Н.Толстой («Гиперболоид инженера Гарина»).
М. А. Булгаков не предсказывал конкретные события, но обрисовывал общую картину возможного советского будущего, и между некоторыми выдуманными сюжетами повести и реальными историческими событиями можно провести аналогию. Отсюда обилие метафорических прогнозов в его произведении.
В 20-30-е годы в обществе царил дух ожидания, людям казалось, что скоро должен произойти некий прорыв в науке, прогреметь слава о новом изобретении. Отсюда создавались произведения с подобной тематикой. Кроме «Роковых яиц» М. Булгакова, в 1927 году А. Н. Толстым был написан фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», где сюжет так же вертится вокруг создания сверхлуча. Ожидание прорыва в науке не оправдалось, ведь в 20-е и 30-е годы никаких шокирующих открытий сделано не было.
Беляев А. Р. («Человек-амфибия» и научно-фантастические рассказы)
Перу А. Р. Беляева принадлежит большое количество научно-фантастических произведений, и большинство из них несет в себе футурологические мотивы, а значит, является объектом исследования исторической прогностики. Беляева называли «русским Жюлем Верном» за умение предугадывать многие события.
Богданов А.А. («Красная звезда»)
«Красная звезда» - роман, впервые опубликованный в 1908 году, представляет собой классическую утопию. Богданов являлся активным участником социал-демократической партии, а свои романы писал, как популярное изложение своих идей, предоставляя читателю модель идеального для него государства.
Замятин Е. И. («Мы»)
Наиболее известной и хорошо исследованной среди научно-фантастических произведений начала XX века является социальная антиутопия Е. И. Замятина «Мы». В этом произведении автор нарисовал картину альтернативного будущего и, по сути, создал модель того абсолютно тоталитарного общества, хотя в определенной степени утрированную, к которому стремились придти идеологи коммунистической партии СССР. Произведение пронизано раздумьями о российской послереволюционной действительности, и между строк угадываются мысли о возможных извращениях социалистической идей.
В разгар гражданской войны и военного коммунизма, в 1919 году появилась повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». Она является напрямую прогностической, так как главный герой проснулся в стране будущего, «перемахнув» на 60 лет вперед в 1984 год. В его произведении есть четкое прогностическое опасение: растущие города, переполненные жителями и исчерпавшие лимиты возможного населения, могут превратиться в потребителей, которые не будут приносить практической пользы и забудут:
Вполне логично, что футурологические исследования влияют на общество, как в положительном, так и в отрицательном смысле. С одной стороны, прогнозирование, составление планов на будущее, просчет возможностей и потенциальных результатов подталкивает человечество к развитию, заставляет стремиться к достижению поставленных в прогнозе целей, или же, наоборот, помогает избежать предсказываемой катастрофы или конфликта. Это влияние стоит учитывать, так как уже сами идеи о будущем изменяют это будущее. С другой стороны, в футурологии популярно направление, исследующее приближение глобальной катастрофы. Эти идеи популярно изложены в монографии И. В. Бестужева-Лады «Альтернативная Цивилизация». Громкие и, подчас, неоправданно быстро высказанные тезисы о приближении гибели человечества от экологической или какой-либо другой всемирной катастрофы могут подстегнуть массы к панике. Хотя, данные заявления могут направить ресурсы специалистов в нужное русло и предотвратить губительное явление.
На основании собранных в литературных произведениях данных можно сделать вывод об определенной закономерности в появлении идей в обществе и претворении их в жизнь.
На вопрос «почему возникают прогнозы?» можно ответить достаточно просто. Есть две причины, сливающиеся в одну: жажда познания и беспокойство о своём или всеобщем будущем. «Но познание <…> является не только приспособлением вообще, а также приспособлением социальным»[4], писал А. А. Богданов. «Все процессы жизни цикличны, и для развивающейся жизни конец одного цикла переходит в начало другого, высшего. Циклично и познание, которое тоже есть один из жизненных процессов. И когда оно приходит к познанию самого познания, когда, пройдя через ряд объектов восходящей сложности, оно в конце этого ряда находит самого себя и таким путем возвращается к себе, оно завершает тем самым один из циклов своего развития. Это завершение есть, в то же время, высшая форма проверки; и если в ней оно находит себе подтверждение, то с тем большей уверенностью и ясностью начинает оно тогда новый цикл своего развития…»[5]. Познание человеку необходимо, это естественный процесс. Из цикличности познания вытекает и цикличность событий в истории, а, следовательно, и сам факт возможности прогнозирования.
По итогам исследования было выявлено, что образ будущего России представляется в рассмотренных произведениях довольно ясно: наряду с ярким техническим прогрессом и ошеломляющими прорывами в науке существует общество сплоченное, в котором важны труд и равенство, подконтрольные государству. Но подходы авторов можно разделить на утопические и антиутопические. Одни видят в подобной всеобщей занятости, равенстве, сциентизме и сильном государственном контроле истинное счастье народа в обществе справедливом и идеологически «правильном». Другие - опасность в социалистических идеях и в том, что они могут быть искажены в угоду правящей верхушки и могут привести к ограничению человеческих прав и свобод и к несправедливости. Все произведения в той или иной мере предвосхитили события грядущего периода советской власти.
Касательно науки, все высказанные идеи и предупреждения об опасностях, сопутствующих прогрессу, можно выразить и объяснить еще одной фразой из книги А. А. Богданова: «На каждом шагу люди убеждались, что рядом с прогрессом науки и просвещения может совершаться рост явной неразумности в самом общественном строе, что параллельно с распространением гуманных идей может идти развитие бесчеловечности во взаимных отношениях людей, самые обдуманные действия часто приводят к результатам, противоположным поставленным целям, что самые справедливые желания, требования, попытки отдельных личностей и целых классов наталкиваются на какую-то роковую силу, неуловимую и в то же время непреодолимую, безличную, и в то же время как будто умышленно враждебную»[6].
При обобщении всех сделанных прогнозов, можно заметить, что часто социальные ожидания оправдывались, а прогнозы писателей сбывались. В конечном итоге, если идея приходит в голову, значит, когда-нибудь её возможно будет осуществить. В сводной таблице, представленной ниже, рассмотрены прогностические идеи авторов, дающие платформу для моделирования абстрактного образа будущего Российского общества и государства.
Формы прогноза следует делить на две категории: прямые и метафорические. Прямой прогноз дается в достаточно определенной форме, не требует разбора. Метафорический прогноз представляется в произведении с помощью создания абстрактных образов и символов, наталкивающих на невольное сравнение с реальностью.
№ |
Прогноз |
Произведение |
Автор |
Форма |
Результат |
1 |
Масштабная катастрофа |
Роковые яйца |
Булгаков М. А. |
Метафорич. |
Сбылся (Чернобыльская АЭС) |
2 |
Антинаучные теории в угоду стремлению «выслужиться» |
Роковые яйца |
Булгаков М. А. |
Прямая |
Сбылся (Теория Лысенко о стадийном развитии растений) |
3 |
Красный луч, повлекший серьезные последствия, вышедший из-под контроля. |
Роковые яйца |
Булгаков М. А. |
Метафорич. |
Сбылся (Появление и развитие коммунизма в России) |
4 |
Быстрое решение американо-русской компанией проблемы жилищного вопроса |
Роковые яйца |
Булгаков М. А. |
Прямая |
Не сбылся |
5 |
Негативное отношение чиновников среднего звена к профессорам |
Роковые яйца |
Булгаков М. А. |
Прямая |
Сбылся (Академическое дело) |
6 |
Ученый выступает против использования своего изобретения |
Роковые яйца |
Булгаков М. А. |
Прямая |
Сбылся (А. Д. Сахаров, П. Л. Капица) |
7 |
Скорая гибель государства |
Роковые яйца |
Булгаков М. А. |
Метафорич. |
Не сбылся (СССР просуществовал достаточно долго) |
8 |
Коллективизация |
Роковые яйца |
Булгаков М. А. |
Метафорич. |
Сбылся (Прошла в 1928 году) |
9 |
Ожидание научного прорыва в 20-30 годы |
Роковые яйца |
Булгаков М. А. |
Прямая |
Не сбылся |
10 |
Увлечение сциентизмом
|
Мы |
Замятин Е. И. |
Прямая |
Сбылся |
11 |
Культ личности |
Мы |
Замятин Е. И. |
Прямая |
Сбылся (Существование культов личностей Ленина В. И. и Сталина И. В.) |
12 |
Популярность доносов, как формы «долга» перед обществом и государством. |
Мы |
Замятин Е. И. |
Прямая |
Сбылся |
13 |
Тоталитаризм, замена имен на номера. |
Мы |
Замятин Е. И. |
Прямая |
Частично сбылся |
14 |
Репрессии |
Мы |
Замятин Е. И. |
Прямая |
Сбылся |
15 |
Искажение идеи социализма |
Мы |
Замятин Е. И. |
Прямая |
Сбылся |
16 |
Открытие жизни на марсе |
Красная звезда |
Богданов А. А. |
Прямая |
Не сбылся |
17 |
Пластический грим |
Красная звезда |
Богданов А. А. |
Метафорич. |
Сбылся |
18 |
Появление пилотируемого космического корабля |
Красная звезда |
Богданов А. А. |
Прямая |
Сбылся |
19 |
Широкое использование искусственных волокон |
Красная звезда |
Богданов А. А. |
Прямая |
Сбылся |
20 |
Появление проблемы недостатка энергоресурсов |
Красная звезда |
Богданов А. А. |
Прямая |
Сбылся |
21 |
Полноценное равенство полов |
Красная звезда |
Богданов А. А. |
Прямая |
Частично сбылся |
22 |
Ожидание прорыва в науке в 20-30 годы |
Гиперболоид инженера Гарина
|
Толстой А. Н. |
Прямая |
Не сбылся |
23 |
Мировой финансовый кризис |
Гиперболоид инженера Гарина |
Толстой А. Н. |
Прямая |
Сбылся |
24 |
Национальная идея о полезности и обязательности спорта |
Гиперболоид инженера Гарина |
Толстой А. Н. |
Метафорич. |
Сбылся |
25 |
Ранцы для передвижения под водой |
Подводные земледельцы |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
26 |
Частные клиники, независимые от государства |
Человек-амфибия |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
27 |
Появление невероятных животных гибридов |
Человек-амфибия |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Частично сбылся |
28 |
Развитие трансплантологии |
Человек-амфибия |
Беляев А. Р. |
Метафорич. |
Частично сбылся |
29 |
Изобретение акваланга |
Человек-амфибия |
Беляев А. Р. |
Метафорич. |
Сбылся |
30 |
Создание искусственного спутника земли |
Звезда КЭЦ |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
31 |
Трещины на Луне |
Звезда КЭЦ |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Не сбылся |
32 |
Жизнь на Луне |
Звезда КЭЦ |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Не сбылся |
33 |
Мутация животных от радиации |
Звезда КЭЦ |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
34 |
Полет на Луну и высадка там человека |
Звезда КЭЦ |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
35 |
Появление орбитальной станции |
Звезда КЭЦ |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
36 |
Появление пилотируемого корабля
|
Звезда КЭЦ |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
37 |
Пересадка органов |
Голова профессора Доуэля |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
38 |
Операции на глазах |
Голова профессора Доуэля |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
39 |
Гормональная медицина |
Человек потерявший лицо |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
40 |
Загрязнение атмосферы |
Продавец воздуха |
Беляев А. Р. |
Метафорич. |
Сбылся |
41 |
Психотропное оружие |
Властелин мира |
Беляев А. Р. |
Метафорич. |
Сбылся |
42 |
Финансовый кризис |
Властелин мира |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Частично сбылся |
43 |
Беспилотные самолеты |
Властелин мира |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
44 |
Подводные плантации |
Подводные земледельцы |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
45 |
Подводные дома |
Подводные земледельцы |
Беляев А. Р. |
Прямая |
Сбылся |
46 |
Уничтожение крупных городов в России |
Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии |
Чаянов А. В. |
Прямая |
Не сбылся |
47 |
Провал идеи мультикультурализма |
Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии |
Чаянов А. В. |
Прямая |
Сбылся |
48 |
Агрессия Германии в XX веке |
Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии |
Чаянов А. В. |
Прямая |
Сбылся |
49 |
Распад Европейского союза |
Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии |
Чаянов А. В. |
Прямая |
Не сбылся |
50 |
Деление на экономические кластеры |
Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии |
Чаянов А. В. |
Прямая |
Сбылся |
51 |
Правление олигархии |
Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии |
Чаянов А. В. |
Прямая |
Частично сбылся |
52 |
Экономика России опирается на крестьянское хозяйство |
Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии |
Чаянов А. В. |
Прямая |
Не сбылся |
53 |
Климатическое оружие |
Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии |
Чаянов А. В. |
Прямая |
Не сбылся |
54 |
Япония останется монархией |
Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии |
Чаянов А. В. |
Прямая |
Сбылся |
55 |
Америка станет парламентской республикой |
Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии |
Чаянов А. В. |
Прямая |
Не сбылся |
56 |
Стабильность режима в Германии |
Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии |
Чаянов А. В. |
Прямая |
Сбылся |
Таким образом, 68 процентов рассмотренных прогнозов оказались правдивы, 11 процентовчастично сбылись и 21 процент были ошибочны. Также совершенно очевидно, что к осуществлению прогнозов людей подталкивают переломные события в истории, обеспечивающие ситуацию дестабилизации и вызывающие у людей беспокойство о будущем. Человек всегда знает, к чему нужно стремиться, чего он хотел бы добиться. Жители России прошли большой и сложный исторический путь, ощутив на себе и хаос, и разрозненность, и нестабильность. Общность мысли через идеологию в экономике понимается, как богатство общества, потому что сила нации заключается именно в ее единстве.
До сих пор Российское общество находится в поиске своих ценностных ориентиров. Люди продолжают осуществлять прогнозы, а писатели продолжают записывать их в своих произведениях.
Сбудутся ли они?
Будущее покажет.
Список использованных источников и литературы
Примечания
[1] Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов// Электронная библиотека Fort/Da [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-a.htm, свободный. – Загл. с экрана.
[2] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 27-е изд. М., 2013. С. 492.
[3] Пушкин А. С. Собр. Соч.: В 3 т. М., 1986. Т.2. С. 189.
[4] Богданов А.А. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Книга I. М., 1905. С. 9.
[5] Богданов А.А. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Книга III. М., 1906. С. 159.
[6] Богданов А.А. Из психологии общества. СПб., 1908. С.272.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»