Монаков А.С.

«Люди делают свою историю сами, и тем успешнее, чем лучше они понимают исторические условия и потребности развития общества. Великий человек придаёт событиям печать своей индивидуальности, но не в этом его главное значение. Он велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и особенных причин».

Плеханов Г.В., Соч., т.8, стр.304-305.

В переломные моменты истории на ее страницах всегда выступают выдающиеся яркие личности, которые при соответствующем «стечении» обстоятельств и условий, открывают новые главы и эпохи. Вопрос о роли личности в истории рассматривается очень давно, а в зависимости от исторического этапа, оценки роли и вклада в развитие общества выдающихся людей различаются. Так же значение исторических личностей интерпретируется по-разному у их современников и среди потомков. А в контексте русской истории это явление становится своеобразной современной национальной традицией. История ставит известную личность на определенное место в обществе, указывая, что она может изменить в истории, а что нет. Исторические личности являются не только выдающимися политическими деятелями, но высокоинтеллектуальными людьми, духовными лидерами, понимающим, что нужно и своевременно, ведущими за собой народы и государства. Эти люди, может неосознанно, но ощущают историческую неизбежность и потому, наверное, должны быть более свободными и ответственными в своих действиях и поступках. Но собственные судьбы, частная жизнь их складывается часто не совсем удачно, так как эти люди не принадлежат себе полностью и выполняют какую-то общественную миссию.

В истории России начала XX века одна из самых ярких, сложных и непонятных фигур – Пётр Аркадьевич Столыпин. Ни один из политических деятелей России того времени не удостаивался таких взаимоисключающих оценок современников и историков. Одни считают его спасителем и опорой Отечества, а другие называют реакционером и карьеристом. Но всё-таки о Столыпине сказано много положительного. Его личность, его позиция по отношению к российским проблемам привлекательно выглядят не только для его сторонников, но и для оппонентов его взглядов. Личное мужество, честность, патриотизм помноженные на обязательность, ответственность, решимость не могли остаться незамеченными обществом.

«Тёмной лошадкой» пришёл Столыпин на российскую политическую арену в очень непростые времена с очередной попыткой решить давние проблемы страны. Методы « кнута и пряника» были не новы, но с их помощью глава правительства собирался осуществить великие реформы и создать великую страну. При этом, вероятно, реформатор вряд ли хотел «осчастливить» каждого, скорее он заботился о государстве в целом. Но возможно ли согласиться с мнением известного монархиста Шульгина, что реформы Столыпина проходили под лозунгом: «Всё для народа – вопреки народу?»

Актуальность проблемы в оценке реформаторской деятельности Столыпина понятна. Современная Россия идет по реформаторскому пути, а изучение и использование опыта предыдущих поколений позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем. В переломные точки исторической действительности личность. особенно, обличенная властью, играет огромную роль. Исторический прошлое представляет собой источник ценнейшей информации, который позволяет приблизиться к пониманию современных реформ и спрогнозировать направления их развития в дальнейшем. Проблема реформирования Российского государства волнует многих граждан нашей страны. Как понять реформистский курс современного руководства? Ведь уже давно понятно, что настоящие результаты реформ, а также их объективные оценки возникают не сразу, а спустя некоторое время. Но кто из нас готов ждать те самые «20 лет спокойствия», чтобы только тогда ощутить их результаты? К сожалению, ценный исторический опыт часто остаётся невостребованным, общество и отдельные личности вновь и вновь повторяют ошибки прошлого.

П.А.Столыпина необходимо рассматривать не только как реформатора и историческую личность, но и как определённый тип государственного деятеля, отличный от других.

В исторической литературе начала XX века часто противопоставлялись мятежное поколение, сформировавшееся в 60-е годы, и законопослушное, практичное поколение 80-х годов. Столыпин был типичным «восьмидесятником». Государство он считал, возможно, главной ценностью и служил в первую очередь ему. Интересы страны Столыпин ставил выше государевой милости и общественного мнения. Но при этом его можно считать идеалистом в осуществлении главной его реформы, с которой напрямую связано его имя – крестьянской. Он считал, что оптимальным путём перехода крестьян к улучшению системы хозяйства - разрушение общины при сильном давлении сверху и перенос опыта западных губерний повсеместно в Россию, параллельно решая вопрос снижения революционной активности масс. Но крестьяне не торопились переходить на отруба и хутора не по темноте своей и невежеству, а исходя из здравых жизненных соображений: природные и климатические условия, отсутствие реальной помощи со стороны государства, традиции. Абстрактность замысла реформы можно объяснить недостаточным знанием Столыпиным русской глубинки и тем, что она имела очень четкий политический подтекст, но тем не менее свою основную задачу по успокоению страны хоть на время она выполнила.

Столыпин как новый тип государственного деятеля обладал системным мышлением и осознавал, что нужно проводить коренные изменения в комплексе, осуществляя и материальную, и социально-психологическую подготовку общества, но на это не было времени.

Построение новой государственности на основах гражданского общества Столыпин предполагал не с введения гражданских прав и свобод, а с обустройства самого обездоленного и многочисленного крестьянского сословия.

Была сделана попытка изменить подход к работе правительства. Столыпин считал, что работа всех министров должна быть подчинена одному плану, действовать четко, ярко, смело, что вызывало недовольство очень многих.

Столыпин был государственным деятелем того времени, когда перед Россией открывались три возможных пути: путь обновления и поддержания самодержавия, революционный путь и путь либеральных реформ. Столыпин предлагал идти по третьему пути, возможно, не всегда либеральными способами. Он еще при жизни стал легендарной личностью. Вокруг его личности много мифов, которые множатся и сейчас. В настоящее время Столыпина превозносят как реформатора, пытавшегося обеспечить развитие России по буржуазному пути, и как человека, способного успешно подавить революцию. Иногда его рассматривают как альтернативу Ленину и советскому пути развития, а реформы как упущенный исторический шанс России.

Прошедшие времена показали, насколько Столыпин был прав, отстаивая идею Великой России и отвергая «великие потрясения». Через неделю после его гибели начали говорить о его забвении и вот уже сто лет никак не успокоятся. Это и есть признание масштаба его исторической личности.

Литература

1. Верт Н. История Советского государства.1900-1991 Москва.: «Прогресс-академия»,1992 г.

2. Сандулов Ю.А. История России: народ и власть-СПб,1997 г.

3. Столыпин П.А. Мысли о России. М.: РОССПЭН, 2006.

4. pravaya.ru

5. ru.wikipedia.org

6. www.istorya.ru

7. www.stolypin.ru

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top