Костюк П.Р.

Для Руси всё началось 31 мая 1223 года во время битвы на реке Калке. Монголы во главе с Чингисханом пошли на половцев, к которым должны были для помощи присоединиться войска русских князей, но многие так и не выделили солдат, а те немногие князья, кто всё же выступили, были немногочисленны и действовали каждый сам за себя, разобщенно. Таким образом, отсутствие единого командования у русских и умелые действия монгол привели к полному краху русско-половецких сил.

Почему же для Руси всё «началось» именно в XIII веке, который стал наиболее сложным веком для русской истории, породившим наибольшее количество исторических мифов, вопрос любопытный и, конечно, неслучайный. По теории Льва Гумилёва это связано с определённым переходом этнофазы. Его Пассионарная теория этногенеза не очень популярна, а в СССР не была воспринята серьёзно вовсе. Эта теория описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Этногенез – это происхождение народов. Данное понятие включает в себя как начало рождения какого-то народа, так и последующее формирование его антропологических, лингвистических и этнографических особенностей.

Гумилёв вводит такое понятие как пассионарность (от французского слова «passioner» разжигать страсть, увлекаться) – это избыток «биохимической энергии» живого вещества, которая порождает жертвенность, часто ради высоких целей. То есть пассионарность — это некое непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение окружающей обстановки, своей жизни. Такая деятельность для индивида становиться даже ценней своей жизни. Эта деятельность может порождать как подвиги, так и преступления, благо и зло, творчество и разрушение, исключая, пожалуй, только равнодушие. Эта деятельность не может сделать человека лидером, возглавляющим людей, так как большинство пассионариев находятся именно в составе толпы, определяя её «потентность» в ту или иную эпоху развития этноса. Пассионарии – люди, обладающие врождённой способностью адсорбировать из внешней среды энергии не только для самосохранения, но и для изменения окружающей среды.

Именно пассионарностью Гумилёв, а после него и многие тюркские авторы («Империя тюрков» Р. Рахманалиева), определил причину коллективных процессов, вызвавших переселение и державотворчество именно кочевых тюркоязычных народов, которое привело к перелому в свою очередь устройство русских племен. К общепринятым причинам, как неурожай, голод и атакующих соседей Гумилёв и его последователи «добавляют» некую духовную «готовность». Именно наличие множества таких «заряженных» на перемены пассионариев является той последней каплей, которая переполняет чашу.

Лев Гумилёв также классифицировал пассионарность, которая начинается от «высшей» – человек, готовый пожертвовать собой (Жанна Д'Арк, Иван Сусанин) до нулевого уровня, когда обыватель живёт тихо, полностью приспособившись к окружающему ландшафту. Так пассионариев Гумилёв называл «людьми длинной воли». Кроме того, типичный этногенез состоит из 9 стадий.

В конце XII столетия по Пассионарной теории этногенез Руси как раз вступает из фазы инерционной (постепенное снижение пассионарности на уровне около оптимального, общее процветание): 750—1000 лет от рождения суперэтносаэтноса в фазу обскурации (спад пассионарного напряжения ниже нормального уровня, упадок и деградация): 1000—1150 лет его существования. Это подтверждает и такой факт, что после смерти Ярослава Мудрого начался процесс распада государства, который не смогли остановить даже Владимир Мономах и его сын Мстислав. Период раздробленности, который начался, привёл не только в политической раздробленности Руси, но и к вражде князей между собой, что, уже в свою очередь, повлекло к уменьшению населения, упадку сельского хозяйства, ремесла и торговли.

Таким образом, ослабленная Русь была уже вовлечена в тяжёлый период, который усложнился лишь из-за вмешательства Орды, которая, в свою очередь, переживала только свой расцвет. Однако большинство людей знает очень мало о так называемой Орде и, в частности, о её правителях. Так для многих неизвестен такой факт, что Чингисхан – это не имя, титул. Точнее, титул назывался «Чингис». А первый хан, которого наградили титулом «Чингис» стал Тэмуджин, впоследствии всеми знаемый как Чингисхан. Также немногие знают и о том, что Тэмуджин сформулировал первый свод законов – Великую Ясу, так как хотел твёрдого порядка, гарантий взаимовыручки и уважения своих прав (чего совершенно не было у степных народов). Интересно, что, в отличие от общепринятой версии последствий татаро-монгольского нашествия (мрак, тоталитаризм, уничтожение), Гумилёв придерживался второй версии: последствия после ига положительные (веру оставили, не было оккупации, геноцида, было смешение…).

Настоящая история вторжения монголов непосредственно на Русь (с востока) начинается уже в 1237 году и связана с именем внука Чингисхана, Батыя (1227-1255). Первая стирает полностью с лица земли Рязань (новая, современная Рязань – совсем другой город, расположенный на 7 километров в сторону от изначального месторасположения). Затем разорено Владимиро-Суздальское царство. Монголы хотели пойти и на Новгород, но наступила весна, войско устало, и они повернули на юг. Однако встретили сопротивление в Козельске, который оборонялся целых 7 недель, за что был прозван монголами «злым городом». Но после они всё же ушли обратно в степи, отдыхать.

Второй поход на Русь начинается в 1240 году, и начинается с падения Киева. Как потом написал Карамзин: «Древний Киев исчез, и на веки: ибо сия, некогда знаменитая столица, в XIV и в XV веке представляла ещё развалины». Мало кто знает, но Русь не входила в состав Золотой Орды. Она была только в вассальной зависимости, под игом Золотой Орды. Это иго выражалось в следующих повинностях: обязанность уплаты выхода баскакам, внеочередные запросы хана, воинская повинность – 1 десятая часть населения, и, конечно, ярлык – ханская грамота на право княжения на Руси. Интересно и само государство Золотая Орда, которое было образовано монгольским ханом Батыем около 1243 года. И интересно оно было тем, что было паразитическим – то есть жившим только за счёт порабощения завоёванных земель. Да и само название «Золотая Орда» впервые было использовано русскими уже после падения государства, в 1556 году в одном из исторических сочинений. До этого государство в разных летописях обозначалось по-разному: Кипчакское Ханство, Белая Орда, Волжский Улус, Улус Джучи. Последнее название особенно любопытное. Ордой правили потомки Чингисхана, Джучи был старшим его сыном, которой был рождён после меркитского плена Бортэ, любимой жены Чингисхана, был слишком мягок и добродушен, и, в конце концов, был убит в начале 1227 года (причём смерть его была выгодна только Чингисхану).

Рассмотрим государственное устройство на Руси. На Руси к тому моменту существовало 3 «органа»: вече (народное собрание), князь и дружина. И в разных княжествах сложились 3 разные системы управления. Пример первой системы, в Северных землях, это город Новгород. Там из трёх «органов» основным было вече (прототип демократии). Князь же «нанимался» и «призывался», когда был нужен (дружину же он сам себе собирал). Так, Александр Невский появился, когда на Новгород хотел напасть шведский король, а после блистательной победы 1240 года, увековеченной Невской битвой, князю «указали путь». Когда же немцы захватили Псков, новгородцы тут же пригласили князя обратно. Невский выиграл на Чудском озере, победил немцев, но его, однако, опять выгнали. Так новгородцы даже поделились на «молодших» и «лутчих» (сторонники князя).

Вторая система, закрепившаяся в Киеве в Галицко-Волынском княжестве, имела другие акценты. Так главным «органом» правления была дружина (прототип парламентской республики). Князь, который, безусловно, имелся, не мог не согласовывать свои действия со своей дружиной, прислушивался к их мнению, да и не мог с ним не считаться. Вече же совсем не принимала ключевых действий и решений.

В третьей системе, укрепившейся в Москве во Владимирско-Суздальском княжестве (северо-восток), ключевую роль играл князь (прототип монархии). Так получилось, что, как в истории, так и в традициях, вече как такого не было в Москве. Дружину же князь заменил дворней (меньшая дружина), которая уже не была ему ровней и стала, подобно боярам при Иване Грозном, совещательным органом и не более того.

Посмотрим на государственное устройство и систему управления Золотой Орды. Система управления при монголо-татарах была похоже на Московскую, только над князем был ещё хан. Территория Золотой Орды была поделена на наделы (улусы), каждый из которых имел своего хана, но более мелкие улусы должны были подчиняться одному главному, где и правил верховный хан. Улусное деление вначале было неустойчивым, границы улусов всё время менялись. В начале XIV века в результате административно-территориальной реформы были выделены и закреплены территории основных улусов, и, кроме того, были введены также должности улусных управленцев – улусбеков, которым подчинялись все более мелкие чиновники – визири. Кроме ханов и улусбеков существовало также народное собрание – курултай, которое созывалось лишь в самых экстренных случаях.

Золотая Орда была, естественно, полувоенным государством, так что административные с военными должности часто совмещались. На ключевых должностях сидели члены правящей династии, имевшие родство с ханом, владели своими землями. Более мелкие административные должности занимались феодалами средней руки, а вот армия набиралась из народа (как своего, так и вассальных стран).

Русь начинает крепнуть. И начинается постепенный процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Предпосылок объединения несколько: рост населения (возрастает общение), необходимость совместного восстановления разрушенного хозяйства, постепенное оживление городов и хозяйства, желание освободиться от ига Золотой Орды и, конечно, общая вера. Сама Золотая Орда в 1312 году стала исламским государством, но веру свою не навязывала и не трогала другие веры. Так православная Русь православной и осталась. Недаром на одну из важнейших битв с игом Золотой Орды, Куликовскую битву 1380 года, Дмитрий Донской просил благословления у Сергия Радонежского. Интересный факт, что во время Куликовской битвы был полководец Владимир Андреевич, который бывал в походах с 7 лет, фактически пополам с Дмитрием делил Москву. Именно он сначала стал Донским, но потом в потоках истории это прозвище «перехватил» Дмитрий, хотя Донской для Владимирского князя – это принижение и даже оскорбление.

Однако объединение было именно вокруг Москвы. Причинами возвышения именно Москвы были: удобное географическое расположение (на северо-востоке Руси, край, где много болот, лесов, тяжело добраться врагам), в 1326 году перенесение кафедры митрополита из Владимира в Москву и расчётливая политика московских князей. Ведь именно московские князья всегда были любимчиками у хана. Они с самого начала налаживали мирные отношения с Ордой, дарили подарки, подчинялись, исправно платили дань. Так Иван Калита совершил карательный поход на Тверь вместе с Ордой.

Однако есть ещё одна причина возвышения Москвы. Схожесть её системы управления и политического устройства. Отсюда так легко им было подстроиться под Орду, и так же легко было перестроить после её краха систему под себя.

Совместилась политическая культура: Иван III выгнал монголов окончательно и стал первым царём «Всея Руси». Русь свободна. Хана нет. Да вот только теперь появляется царь.

Получается, хоть Орда и погибла, хан на Руси остался. Ведь, по сути, царь = хан. Вече либо нет, либо роли не играет. Дружина, а точнее меньшая дружина, становиться законосовещательным органом, способным только лишь вторить царю, но не влиять на него напрямую. Власть царя никем не ограничена (как и хана). Если на Западе было чтение закона, который ограничивал монарха, на Востоке чтение традиций, которые ограничивали сами себя, то на Руси утрата традиций и отсутствие законов привели к беспредельной власти царя. Таким образом, начинает складываться монархия на Руси, а далее России, которую ещё более укрепит Иван Грозный, а далее Романовы.

Список литературы

  1. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. ISBN 5-306-00157-2
  2. Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации: Материалы Всерос. междисциплин. науч.-практ. конф. -М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 5-8.
  3. Ермолаев В. Ю. Толковый словарь понятий и терминов теории этногенеза. М., 1989.
  4. Гумилёв Л. Н. От Руси до России, М., 2007
  5. Родин И. О., Пименова Т. М., Вся история с древнейших времён до начала XXI века в одной книге, М.,2004.
  6. История России кратко / http://historynotes.ru/pravlenie-zolotoy-ordy/

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top