Коренькова С.Н.

За свою многовековую историю Россия пережила несколько переломных моментов.

Эти переломы коснулись и жителей нашего края. В своем небольшом исследовании я хочу проследить, какова их роль в судьбе моей Родины, тем более что эти события коснулись непосредственно моих предков. В данной работе я затрону одно из наиболее значимых событий. Принятие христианства занимает особое место в истории России, а так же ее культуре. Важным элементом любой культуры, несущая принципы духовности, является религия. Религия - это не просто система обрядов и вера в сверхъестественное. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь официально приняла христианство в 988 году, в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева. Государство отреклось от язычества и приняло христианство, которое связано с именем Иисуса Христа, родившегося в Палестине. В результате принятия новой веры все народы и племена Руси, имеющие свою письменность, объединяла общая система духовных и нравственных принципов, С этого времени церковь стала центром общественной жизни. Киевская Русь вошла в европейский христианский мир без иностранного вмешательства. А большинство ее соседей приняло христианство из рук миссионеров и крестоносцев. В преддверии крещения Руси и образования единой Киевской державы славянское язычество достигло наивысшей точки своего развития. Но прежде всего, можно с уверенностью сказать, что язычество не было религией в современном понимании — как христианство или буддизм. Это была совокупность различных верований, культов, но не учение.

В нашем современном понимании язычество Руси было пестрым и многослойным, и это явление не могло удовлетворить потребности быстроразвивающегося классового общества и государства. Исполнители обрядов не отрывались от рода и семьи, а язычество порождалось родовым обществом, первобытно - общинными отношениями. Оно включало в себя сравнительно мало специфических национальных черт, свойственных только одному народу. По признаку общего культа, в лучшем случае объединялись отдельные племена, население отдельных местностей. Страх покинутости, боязнь грозных явлений природы, а также стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, заставляли людей искать объединения. У славян существовали волхвы, являвшиеся носителями религиозных представлений. Именно они исполняли различные религиозные обряды. «Волхвы были двух степеней: младшей – кудесники и старшей – волхвы. До нас дошла лишь малая доля представления о языческих Богах. Это Сварог, Бог неба и огня. Ярило являлся Богом солнца, он же Хорс, а некоторые славяне называли его Прокопий. Стрибог был Богом ветра, Волос был «скотий Бог». А вот предназначение таких Богов, как Мокошь, Стримагл, Переплут, Дый, Троян до сих пор мало известно. Очень сложно восстановить восточнославянские верования полностью, но в общем плане они достаточно известны. Русичи не представляли своего существования без покровительства предков.

Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси. Но решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира, который сыграл основную роль в процессе укрепления христианской веры. С его именем связано окончательное объединение восточнославянских земель в единое государство, оформление «земляного строя» Древней Руси.

По легенде, князь Владимир пытался принять крещение трижды.

Впервые, как гласит легенда, выслушав проповедников, склонявших его в свою веру, чтобы узнать, какая вера лучше, он отправил послов в мусульманские и христианские страны. Вернувшись, послы сказали, что ни католичество, ни мусульманская вера им не приглянулось. А христианство - это иная религия, та, которая им понравилась. Но так как он не был подкреплен церковным опытом, креститься не решился, так и оставшись язычником.

Второй раз он собрался креститься, когда захотел взять в жены Анну, на его требование императоры ответили, что христиане не отдают жен за язычников. Дескать, если крестишься, то Анну получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. А если же не сделаешь этого, то не выдадим сестру за тебя. Но и в этот раз князь Владимир не принял крещение, так как Владимир затеял спор с императором константинопольским, что произойдет раньше – женитьба или крещение. И на уступки идти никто не хотел. Тогда Владимир осадил Корсунь, который в течение долгого времени умел достойно сражаться с нападками варварских народов. После лишения Корсуни Василий и Константин были вынуждены выполнить свое обещание и отправили сестру Анну с пресвитерианами и сановниками к Владимиру. Юная царевна константинопольская была в ужасе, ведь супружество с князем народа, свирепого и дикого, казалось ей жестоким пленом. Но ничего поделать не могла, для замужества отправилась она в Корсунь на корабле. Ожидая Анну, Владимир заболел глазной болезнью, завершившейся в итоге полной потерей зрения. Но прибывшая царица, требуя немедленного крещения князя Владимира, отказывалась от замужества.

В году 988 был крещен Владимир. И во время крещения он прозрел. В восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, также крестились, пораженные этим чудом. В святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. В 988 году вместе с императрицей Анной князь возвращается в Киев. Его нравственная жизнь абсолютно меняется. Ведь до князя Владимира Русь не знала правителей - христиан. Как нам известно, княгиня Ольга была христианкой, но её личная принадлежность к православию могла только косвенно повлиять на народ.

Крестившись, князь Владимир отрешился и отстранился от прежней веры. Можно сказать, что смена язычества христианской верой произошла достаточно быстро. Но так, же нельзя забывать, что древнерусскому обществу была просто необходима универсальная вера, которая способна объединить народ и изменить их судьбу.

Как же повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру?

Вначале происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены нравственных и духовных приоритетов всегда сложен. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала многих ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение общего строя жизни. Центром общественной жизни стала церковь, которая проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала другого, нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создавало большое основание для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Их объединила общая духовная основа. Русь вошла в европейский христианский мир. С этого времени Русь считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем большую роль.

Христианство оказало влияние на все стороны в жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Также это способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной стране. Но следует учитывать специфический «слободской» характер русских городов, где городская культура сосредоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии, а основная часть населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополненным ремеслом. Этим можно объяснить поверхностный, формальный уровень христианизации русских мещан, их невежественность в простых религиозных верованиях, наивное истолкование основ вероучения. Опора власти на религию как на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь, сформировала особый тип русского православия — невежественного, формального, часто сопоставимого с языческой мистикой.

Церковь способствовала появлению на Руси первых летописей, школ, где обучались люди из различных слоев населения, созданию великолепной архитектуры, искусства. Идея прогресса была выражена более слабо, нежели в западном христианстве. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого значения.

Установка Европейского типа на преобразовательную деятельность была сильна на первых этапах истории, но была трансформирована православием. Русское православие направляло человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближало к христианским идеалам, что способствовало развитию духовности. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и отторжение от греко-римского, латинского наследия. М. Грек остерегал от перевода литературы западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному христианству. Особенно подвергалась эллинистическая литература, которая не имела отношения к христианству. Но Русь полностью отрезанной от античного наследия не была. Оставили свой след колонии в Причерноморье, большой интерес был и к античной философии.

В течение долгого времени христианство останется доминантой культуры. Это будет определять стиль, манеры, образ мыслей и чувств. Складывалось своеобразное отношение церкви и государства. Церковные задачи государство взяло на себя. Церковь стала орудием централизации государства, которые создала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны. В России усилился традиционализм. С периода Московского царства нарастает культурное большое отставание от Западной Европы. Данная религия насчитывает, по крайней мере, почти 2 млрд. последователей во всем мире.

Православная церковь играла важную роль в жизни жителей Красногвардейского района (бывшего Бирюченского уезда). Храмы нашего города – шедевры архитектуры.

В 19 веке в центральной части города были возведены Покровский собор – 1838 год. Ансамбль – Успение Пресвятой Богородице с интерьером, дом причта, резная ограда с воротами.

Церковь располагалась ниже Покровского собора и представляла собой каменные строение кораблевидной формы, имела один купол и колокольню, освятили ее в 1832 году – на шесть лет раньше Покровского собора.

Она называлась соборной, так как была вспомогательной по отношению к главному храму Бирюченского благочиния – Покровскому собору. В Успенской церкви проходили будничные службы, крещения, венчания прихожан, отпевание умерших. Здесь имелся четырехъярусный иконостас. В 1902 году при Успенском храме была открыта двухклассная церковно-приходская школа.

Служба в Успенском храме прекратилась в 1935 году. Церковь частично разрушили еще до Великой Отечественной войны.

В 1771 году сначала был построен деревянный храм Вознесения, который по преданиям освятил великий духовный пастырь земли русской – Тихон Задонский.

Когда в начале 19 века деревянная церковь пришла в негодность для проведения в ней церковных мероприятий, прихожане начали собирать деньги на новый каменный храм.

В августе 1837 года представитель уездного дворянства штабс – капитан Евдоким Николаевич Синельников дал распоряжение выделить 700 рублей дворянского пожертвования на колокола Вознесенской церкви.

В соборе имелся четырехъярусный деревянный иконостас.

В середине 60-х годов 19 века в храме побывал великий русский художник Иван Николаевич Крамской, использовавший мотив церковной росписи в знаменитой картине «Христос в пустыне».

В 30 – х годах 20 века были сброшены с Вознесенской церкви колокола, а церковь была переоборудована под складские помещения, которые затем полностью снесли.

В 1847 году в Бирюче было три православных храма: Покровский собор. Каменный, четырех престольный, пяти купальный 1838 года постройки. Он был возведен на отпущенную по Высочайшему повелению сумму в размере 50 тысяч рублей ассигнациями, а также на добровольные пожертвования прихожан; храм успения Пресвятой Богородицы и храм Вознесения господня.

В 1869 году был построен храм Святого Митрофана Воронежского. Его возвели на средства коллежского ассесора Н.Ф. Антонова. Помимо того, им было завещано 10 тысяч рублей серебром на содержание причта и находящейся при храме богодельни. Меценат Н.Ф. Антонов похоронен у стен Митрофановского храма.

Уездных заведений в городе четыре, а именно: уездное духовное училище (открыто 24 ноября 1788 года), народное училище (открыто 27 июля 1920 года), духовное училище (октябрь 1818 года), уездное духовное училище (открыто 1 января 1825 года). В уездном и приходском училищах в 1850 году занималось 92 ученика, в духовных училищах – 271 человек. При уездном училище имелась библиотека.

1Отправляемся на главную площадь. По пути можно задержаться на смотровой площадке с колоннадой и крестом.

Покровский Собор, расположенный на соборной площади, не устраивал прошлое поколение, и после частичной разборки превратился в культурно-досуговое учреждение – дом культуры. После осознания и покаяния он был возрожден, хотя и не совсем в первоначальном виде. К 300 – летию Бирюча Покровский собор был освящен и вновь открыт.

Храм Святителя Митрофана Воронежского.2
Каменный храм в Бирюче был построен в 1869 году. Он возводился на деньги, завещанные коллежским асессором Николаем Федоровичем Антоновым. Помимо этого, им было завещано по 10 тыс. рублей серебром на содержание причта и находящейся при храме богодельни. Меценат Антонов похоронен у стен храма. В 1930 году храм оказался в числе, подлежащих закрытию. 3В нем была размещена конющня, а затем кузница. Богослужение в храме было возобновлено в 1945 году. Восстановлена разрушенная в советские годы колокольня. Храм имеет правый придел - во имя святителя Димитрия Ростовского.

В селе Засосна были Казанская каменная церковь, постройки 1870 г. и Троицкая каменная церковь, постройки 1822 г.. Затем они были разрушены.

Вновь построенная церковь Троицы живоначальной в селе Засосна.

Сегодня православные традиции повсеместно возрождаются.

5Построен и освящен храм Сергия Радонежского. 4

Хотя после Октябрьской революции церковь отделена от государства, она оказывает большое духовное и воспитательное влияние на молодежь.

В Красногвардейском сельскохозяйственном техникуме, где я в настоящее время обучаюсь, проходят встречи с отцом Олегом и отцом Николаем. Мы часто посещаем Митрофановский храм и Покровский собор. Это помогает нам по – новому взглянуть на себя и свое место в жизни, задуматься о будущем. Таким образом, христианство и сегодня оказывает влияние на души и умы людей, как и много веков назад.

Литература

1. Боханов, А.Н., Горинов, М.М. История России с древнейших времен до конца XX в.: в 3-х кн. Кн. 1. – М.: АСТ, 2001.

2. Карамзин, Н.М. История государства Российского. – М.: Наука, 1988-1989.

3. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях главнейших ее деятелей. – М.: АСТ, 1998.

4. Мунчаев, Ш.М., Устинов, В.М. История России. – М.: Норма, 1997.

5. Орлов, А.С., Георгиев, В.А. и др. История России. – М.: Проспект, 1997.

6. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1994.

7. Платонов, С. Ф. Лекции по русской истории. – М.: Высшая школа, 1993.

8. Философия русского религиозного искусства. — М., 1993.

9. Фурман В. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. — 1988. № 6. С. 90—104.

10. Шепотько, Л.В. История России в сравнительном освещении. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2003.

11. Шмурло, Е. Ф. Курс Русской истории. Т. 1. – С-Пб.: Алетейя, 1999.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top