Казакова О.Д.

Втупление

«Только смерть может избавить тебя от исполнения Долга!»-
девиз галлиполийцев, когда-то выложенный ими из камней в Галлиполи.

Исход Русской армии начался в ноябре 1920 г. Последние участники вооруженных сил Белого движения на Юге России покинули Крым в надежде на скорое возвращение и взяли курс на Константинополь.

«Генерал Врангель (прил.1) на «Корнилове» прошёл мимо судов, пожелал счастливого пути, снял фуражку и сделал земной поклон родной земле. Толпы на пароходах стояли с обнаженными головами, со слезами на глазах. Им, тысячам людей, боровшимся за Родину, нет места на ней.»1 К концу ноября в Крыму не осталось ни одного морского транспортного судна, ни одного боевого корабля, которые могли двигаться самостоятельно и на буксире, – около 135 тысяч человек уходили в неизвестность от своих семей, от родной страны. По словам очевидца, это были «корабли под Андреевским флагом, Добровольного флота, казенные транспорты и бесконечная вереница коммерческих судов всяких рангов, величин и названий. Все это было до отвала переполнено народом» 2.

...к туркам в дыру, в Дарданеллы узкие,
плыли завтрашние галлиполийцы,
плыли вчерашние русские.

В. Маяковский

Спустя ровно три года с создания Добровольческой армии на Юге России ее бойцы были вынуждены покинуть Родину. (прил.2)

Сейчас история Белой эмиграции вызывает интерес у Отечественных историков. В годы Советской власти было не принято исследовать или даже просто интересоваться такими вещами.

В настоящее же время появилась возможность читать и узнавать многое из того, что раньше было недоступно. Основой исследования стали книги и статьи об эвакуации войск в 1920 году из Крыма в Галлиполи

Работа посвящена тяжелым дням, выпавшим на долю белоэмигрантов во время «Галлиполийского сидения».

Цель работы - больше узнать об этом периоде нашей истории.

Основная чась

Морской переход до Константинополя длился от одного до пяти дней. Казалось бы – недолго. Но чего стоили эти дни людям, находящимся в замкнутом пространстве без элементарных необходимых условий и удобств. Все это плохо влияло на моральный облик людей, резко перешагнувших грань между режимом безусловного повиновения и дисциплины и непонятным в правовом плане положением бесприютных изгнанников. Скученность скоро привела к появлению грязи и насекомых, ведь вымыться хоть бы и морской водой, переодеться или даже раздеться не представлялось возможным. Спали вповалку на мокрых палубах, в грязных трюмах, у закопченых труб.

Мало у кого имелись с собой запасы продовольствия - ведь люди надеялись на скорую высадку, а паек экономили, ведь провизии брали в расчёте на гораздо меньшее число пассажиров. Из небольшого количества выданного хлеба или муки пекли ночами в пароходной кухне лепешки. Хорошо когда выдавали немного консервов и селедки, но бывали и дни полной голодовки. Тяжело было не только без горячей пищи, но просто без горячей воды, без чая.

В Константинополь прошедшая через штормы, голод и отчаяние эскадра вошла под французским флагом. Власти союзника пообещали оказать поддержку, но только если белое командование предоставит в качестве гарантии её оплаты весь военный и коммерческий флот. «Таким образом, потерявшие Отечество, нищие русские - а подавляющее большинство изгнанников, мягко говоря, не были богаты и до революции - оказались преданными и проданными второй раз, теперь уже обещавшими помощь и поддержку союзниками» 3. Несмотря на подходившие друг за другом корабли, спуститься на берег было разрешено только остро нуждавшимся в медицинской помощи – всего 5 тыс. человек. Их доставили в госпиталь. В самом Константинополе разрешили остаться лишь тем немногим, имеющим в городе поручителей. Почему так строго?

Первая причина заключалась в том, что Константинополь был просто не способен на тот момент принять такое огромное количество беженцев. Вторая - и турки, и англичане, и французы всерьез опасались той грозной боеспособной силы, которую представляли собой прибывшие, чей воинский дух они не могли сломить. Поэтому Армию было решено просто рассеять.

А дальше были две недели стоянки на рейде Константинополя (прил.3). Две недели надежд, сменявшихся отчаянием. Все то немногое, что в спешке люди взяли с собой на корабль, было отдано туркам за кусок хлеба в эти бесконечно долгие дни ожидания. В конце концов, после, казалось, непрекращающихся споров с французским оккупационным командованием, было получено разрешение на размещение армии в трех лагерях военного типа. Предполагалось, что первый будет устроен в Чаталдже, недалеко от Константинополя, куда должны были направиться донские казачьи части, второй — непосредственно в окресностях Галлиполи, где должен был расположиться 1-й армейский корпус - все регулярные части Русской армии, а третий - для размещения кубанских и терских казаков - на о. Лемнос, располагающемся на севере Эгейского моря. Французы согласились снабжать эти лагеря продуктами и предоставить оборудование для их обустройства. За это им передавалась большая часть коммерческих судов, а все грузы на них французы предусмотрительно реквизировали.

22 ноября 1920 г. в порт Галлиполи прибыли русские пароходы «Херсон» и «Саратов» из Константинополя (прил.3). На них находились первые из почти тридцати тысяч русских людей. Их ожидал разрушенный недавней войной и землетрясением городок, где предстояло жить беженцами. Спустя сутки на берег сошли командир Корпуса генерал Кутепов вместе с чинами корпусного интендантства, чтобы сразу же решить вопросы квартирования и снабжения Корпуса всем необходимым. Но, как оказалось с первого же осмотра разрушенного городка, в Галлиполи едва ли удастся разместить даже треть Корпуса. Где же должны были расположиться оставшиеся люди? Такое место нашли в 6–8 верстах, у горного подножия, обеспеченное только пресной водой. (прил.4)

На осмотр местности выехал сам генерал Кутепов (прил.5) и, прибыв на место был поражен, найдя лишь голое поле, покрытое жидкой грязью. «Дул норд‑ост и пригибал к земле колючие травы. Картина была настолько мрачна и пустынна, что генерал Кутепов невольно спросил: «И что, все?», – а вернувшись на пароход, даже ни с кем не поделился вынесенным впечатлением» 4.

Утром первым делом последовал приказ немедленно начать разгрузку пароходов. Голодные, измученные люди, были вынуждены провести ночь под открытым небом под дождем. «В грязи, на шинелях, лежали тифозные. Спали солдаты, укрывшись мокрыми шинелями с головой. Только очень немногим счастливцам удалось найти приют под кровлей турка или грека, пожалевших «русса» 5. В таких условиях беженцы – морально и физически сломленные люди – встретили первые «галлиполийские дни».

Ранее на месте пристанища русской эмиграции в 1919 г. располагался английский военный лагерь, обитатели которого прозвали его «Долиной роз и смерти» из-за обилия змей и зарослей шиповника. Русские же назвали это место «Голое поле» из-за пустынности и по созвучию с Галлиполи. В «Голом поле» располагались только воинские части, а штаб корпуса, военные училища и офицерские школы, Технический полк были оставлены в городе. Старые бараки – пристанище Армии, были явно слабым убежищем в зимний период. Читая описания жизни лагеря сложно представить себе, как в таких условиях можно выжить. Оборванные, почти безоружные, раздробленные, потерявшие подобие воинской организации, – это были типичные беженцы, без завтрашнего дня, с сегодняшними невзгодами и неприятностями.

«Было ясно, что только поддержанием видимости военной организации можно влить в душу этих несчастных новую веру в себя и в свое назначение, заставить их подтянуться нравственно»6 — позже рассказывал в своих воспоминаниях член правительства Юга России, известный земский деятель, Никанор Васильевич Савич.

Несмотря ни на что, русские эмигранты смогли преодолеть отчаяние, проявляя исключительную стойкость и способность достойно жить даже в таких нечеловеческих условиях. И в основном, это заслуга командира Корпуса - Александра Павловича Кутепова, офицера старой русской военной школы, прошедшего три войны, которому еще раньше подчиненные дали прозвище «правильный человек». Он требовал от людей максимума подтянутости и дисциплины, со всей суровостью наказывая за неповиновение и нарушение воинской дисциплины. Таким образом, в кратчайшие сроки он навел порядок и внушил всем веру в будущее. Корпус сверкал: «внешняя подтянутость, чистота и возможная щеголеватость скоро показали, что в лагерях расположены дисциплинированные военные. Сами военные морально возрождались на глазах» 7.

Благодаря волевой и энергичной деятельности генерала, разгромленная армия ожила. С 21 января 1921 года в полках начались регулярные занятия, а выправка и внешний вид частей постепенно принимали традиционный вид. Корпус демонстрировал готовность и, главное, желание вести борьбу, чем буквально поражал наповал на устраиваемых «смотрах духа» (прил.6) всех, кто приходил их наблюдать, тем самым давая понять, что ни о каком разложении армии речи быть не может. Уже с первых месяцев следующего года при 1-м Армейском Корпусе в городе возобновили работу шесть военных училищ, из которых два были сформированы в Галлиполи, и в которых уже к 1 октября числилось 1482 юнкера, две офицерские школы и несколько курсов (прил.6). Нарушителей дисциплины ждали три гауптвахты.

Также в Галлиполи открываются гимназия, народный университет, библиотеки, курсы языков. Вместе с тем, в корпусе велась активная культурная жизнь. Открылись городской и лагерный театры (прил.7), по ночам в машинописном отделении Корпуса печатались журналы и сборники стихов, газеты, которые зачитывали потом утром по репродуктору, между полками регулярно устраивались спортивные состязания. «Почти каждый вечер спектакли и собрания - в городе, у развалин древнего амфитеатра и в лагерях, где были поставлены холщевые театральные балаганы. В самом светлом зальце Галлиполи, в греческом клубе дает свой концерт Корниловский или Алексеевский полк» 8.

Кроме того, люди вместе участвовали во всех церковных праздниках, в некоторых частях даже были устроены свои церкви (прил.7). Всего в лагере было семь церквей. Весной 1921 г. была отпразднована Пасха.

Русское командование не забывало и о детях, поэтому были открыты детский сад и гимназия имени генерала Врангеля (прил.8), шефство над которыми взяла его жена.

Проводились спортивные состязания, футбольные матчи (прил.8). На футбольном поле кожаный мяч вместе с солдатами гоняли и генералы.

«Долина Роз и Смерти», а теперь – Русское «Голое Поле» представляло теперь собой белые ряды палаток с песчаными площадками и цветниками, двуглавыми орлами и полковыми вензелями, выложенными из галечника и ракушек. Вдоль палаток располагались соломенные шатры, где хранились русские знамена, днем и ночью охраняемые часовыми (прил.9).

В Галлиполи даже проложили узкоколейку, тянущуюся от лагеря в город. На этой «Русской железной дороге» в голом поле, были стоянки "Дрозды" и "Корниловцы", а на стоянках - особые коменданты станций из этих полков.
Все это бодрило людей, пробуждало веру в свои силы. Чужбина казалась лишь коротким этапом на пути в вечно манящую Россию. Все только и ждали призыва для возвращения на Родину, были готовы выйти на борьбу «за свободу и счастье народа». За Россию, раскрепощенную от большевизма и возрожденную свободной волей народа. Галлиполи обратило многочисленные толпы воинов, перенесших поражение и потерю всего, что им было дорого, снова в стройные ряды дисциплинированной Армии, верящей в Русское Возрождение, верящей в то, что если не они сами, то дети их еще понадобятся Родине.

16 июля 1921 года на Большом русском военном кладбище торжественно открыли памятник (прил.10). Он был спроектирован и воздвигнут самими галлиполийцами. Около 20 тысяч камней принесли они на высокий горный откос для его сооружения по призыву генерала Кутепова - "Пусть каждый, от генерала до солдата, принесет по камню на сооружение этого памятника".

Прошли лето и осень. Опять наступили холода. Когда стало понятно, что бывшие союзники России помощи последним ее воинам не окажут, Врангель принял все меры, чтобы перевести войска в славянские земли – Сербию и Болгарию (прил.11).

Итак, период пребывания Русской Армии в Галлиполи окончился.Но навсегда в Галлиполи остались 343 могилы русских людей, нашедших здесь свое упокоение...

Последняя панихида и последний парад Корпуса прошел на кладбище, продуваемом зимним ветром, у памятника. Прощались с навсегда оставшимися лежать в твердой Галлиполийской земле. Генерал Кутепов закончил свою речь так: "Мне кажется, что я вижу будущее. Я вижу проходящие проливом стальные серые громады под Андреевским флагом!.. С них гремит салют этому Русскому флагу, этому памятнику и памяти наших героев!" 9

И каждый запомнил слова из прощального приказа командира Корпуса: «Глубоко убежден, что наступит время, когда каждый из нас у себя на Родине будет с гордостью говорить: я был в Галлиполи!» 10

Затем были теплые проводы с последним грандиозным парадом частей. Что интересно, за время пребывания корпуса в Галлиполи в отношении жителей небыло совершено ни одного правонарушения. От мэра Галлиполи генерал Кутепов получил памятный адрес. А французский комендант еще больше стал уважать русских.

Заключение

Так закончилась основная история «галлиполийского сидения», И. А. Бунин писал, отвечая на вопросы белградской газеты «Галлиполи» 15 февраля 1923 г.: «Галлиполи — часть того истинно великого и священного, что явила Россия за эти страшные и позорные годы, часть того, что было и есть единственной надеждой на ее воскресение и единственным оправданием русского народа, его искуплением перед судом Бога и человечества».

Прибывшие ни с чем, сломленные морально и физически люди нашли в себе силы не только выживать, но и подтянуться нравственно, вновь собраться с духом. В результате чего масса беженцев снова превратилась в Армию. Это во многом было заслугой русского командования.

Отъезд из Галлиполи воспринимался для Корпуса как постепенное, исторически необходимое возвращение на покинутую когда-то Родину

1 сентября 1924 г. является днем создания Русского Обще-Воинского Союза. (РОВС) - чертой под существованием Русской армии. «РОВС включал в себя всех солдат и офицеров белых армий, оставшихся верным идеям Белого Дела, и главной его задачей стало сохранение кадра для развертывания в будущем новой русской армии» 11. Он так же включал в себя всех русских офицеров за границей, даже тех, кто не служил в белых армиях, но состоял в какой-либо организации, входящей в РОВС. Таким образом, все военнослужащие частей Русской армии сохраняли связи со своими полками и входили в ближайшую группу своей части или соединения.

С созданием РОВСа начался новый этап истории русского офицерства на чужбине.

Примечание

1 Черкашин.Н. Крым. Прощай, Родина!. //Журнал Свободная мысль. №1, 2011. / с. 118-122

2 Савич Н.В Воспоминания. — СПб., Дюссельдорф: «Логос», «Голубой всадник», 1993

3 Тутина Ю. Русские белогвардейцы даже в изгнании навсегда сохранили верность Родине// АИФ. № 31.,2010

4,5 Галлиполи. Книга Памяти Русской Армии генерала Врангеля и Великого Русского Исхода. – режим доступа: http://www.gallipoli.ru/russkie-v-gallipoli/lagerja-2/

6 Савич Н.В Воспоминания. — СПб., Дюссельдорф: «Логос», «Голубой всадник», 1993.

7 Черкашин.Н. Последний парад в Голом поле. //Щит и Меч., 2009

8 Лукаш И. Галлиполи/ Белое дело.Галлиполи. – режим доступа: http://reibert.info/threads/russkaja-armija-v-gallipoli.116254/page-2

9,10 Сергеевский Б. Галлиполи.// Вестник первопоходника. № 37-38.,1964

11 Волков С. В. Офицеры армейской кавалерии в годы Гражданской войны и эмиграции.// Исторический журнал - научные исследования. № 2., 2012

Приложения

Приложение 1

Петр Николаевич  ВрангельПетр Николаевич Врангель

Приложение 2

2

Фото 1920 года. Эвакуация из КрымаФото 1920 года. Эвакуация из Крыма

Приложение 3

Русская эскадра на рейде Константинополя, ноябрь 1920 г.Русская эскадра на рейде Константинополя, ноябрь 1920 г.

Посадка нижних чинов на пароход «Херсон» в КонстантинополеПосадка нижних чинов на пароход «Херсон» в Константинополе

Приложение 4

Схема ГаллиполиСхема Галлиполи

Приложение 5

Александр Павлович КутеповАлександр Павлович Кутепов

Приложение 6

Парад в лагерях Парад в лагерях

Офицерская артиллерийская школаОфицерская артиллерийская школа

Приложение 7

Корпусной театр Корпусной театр

Церковь Гвардейской батареи Церковь Гвардейской батареи

Приложение 8

Детский сад и гимназия им. барона Врангеля Детский сад и гимназия им. барона Врангеля

Гимнастический праздник в июле 1921 года Гимнастический праздник в июле 1921 года

Приложение 9

Знаменная площадка в Дроздовском лагере Знаменная площадка в Дроздовском лагере

Приложение 10

Открытие памятника 16 июля 1921 годаОткрытие памятника 16 июля 1921 года

Генерал А. П. Кутепов у Галлиполийского памятникаГенерал А. П. Кутепов у Галлиполийского памятника

Приложение 11

Отъезд первого эшелона кавалерии в СербиюОтъезд первого эшелона кавалерии в Сербию

Список литературы

  1. Вандалковская М. Русская эмиграция в ХХ веке. - режим доступа: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/03/01/russkaya_migraciya_v_hh_veke/
  2. Волков С. В. Трагедия русского офицерства. М., 1999
  3. Волков С. В. Офицеры армейской кавалерии в годы Гражданской войны и эмиграции.// Исторический журнал - научные исследования. № 2., 2012
  4. Волков С.В. Офицеры армейской кавалерии: Опыт мартиролога. М.:Русский путь., 2004
  5. Галлиполи. Книга Памяти Русской Армии генерала Врангеля и Великого Русского Исхода. – режим доступа: http://www.gallipoli.ru/russkie-v-gallipoli/lagerja-2/
  6. Лобыцин В. Русская армия в Галлиполи. - режим доступа: http://www.dk1868.ru/gallipoli/gallipoli.htm
  7. Лукаш И. Галлиполи/ Белое дело.Галлиполи. – режим доступа: http://reibert.info/threads/russkaja-armija-v-gallipoli.116254/page-2
  8. Туркул А.В. Дроздовцы в огне. Мюнхен:Издательство «Явь и Быль». ,1948
  9. Савич Н.В Воспоминания. — СПб., Дюссельдорф: «Логос», «Голубой всадник», 1993.
  10. Сергеевский Б. Галлиполи.// Вестник первопоходника. № 37-38.,1964
  11. Черкашин.Н. Крым. Прощай, Родина!. //Журнал Свободная мысль. №1, 2011. / с. 118-122
  12. Чичерюкин-Мейнгардт В.Г. Дроздовцы после Галлиполи: под звездами Балканскими. – режим доступа: http://rusk.ru/st.php?idar=419574

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top