Евсеева Ю.С.

Аннотация:

После окончания Второй Мировой войны между Советским Союзом и социалистическими странами, Западной Европой и Соединёнными штатами сложились крайне непростые отношения. В результате чего были образованы два военно-политических блока - НАТО и ОВД. Распад СССР внес во взаимоотношения этих военно-политических союзов ряд изменений, выразившихся в роспуске ОВД. В то же время, хотя и в реорганизованном виде, блок НАТО, тем не менее, сохранился. В настоящее время, в связи с обострением военно-политического положения вокруг Украины, отношения РФ с европейскими странами, США, и соответственно с блоком НАТО снова обострились. Автор попытался в своей работе вскрыть основные причины сложившегося положения.

Отношения Советского Союза и его правопреемницы – Российской Федерации с военно-политическим союзом США, Канады и европейских стран – Северо-Атлантическим пактом – всегда строились непросто. Достаточно вспомнить предысторию.

Блок НАТО создавался в целях «противодействия наступлению мирового коммунизма», поэтому европейские страны и США использовали его как инструмент геополитического противостояния в период «холодной войны». Накануне в «доктрине Трумэна» была высказана мысль о «необходимости преграждения пути мировому коммунизму» [4]. В то же время блок создавался для «отражения советской угрозы». По словам первого генерального секретаря Исмэя Гастингса, цель создания НАТО: «…удерживать русских в стороне, американцев внутри, а немцев под»[5]. Таким образом, под видом реализации демократических прав и свобод проводилась отнюдь не демократическая политика по отношению к странам, не входящим в НАТО, а в особенности к давнему противнику США – Советскому Союзу.

СССР на всю эту геополитическую вакханалию не мог реагировать безучастно, так как речь шла о его национальной безопасности и терпеть у своих границ создание военно-политической организации с агрессивными целями наша страна не могла. Поэтому, 14 мая 1955 года была создана Организация Варшавского договора при ведущей роли СССР. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора был создан Политический консультативный комитет (ПКК) — высший коллективный орган организации. [4]

В отличии от НАТО, в программе ОВД не было цели нападения на страны Североатлантического альянса. ОВД носит строго оборонительный характер. Он имел целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности стран — его участниц и поддержания мира в Европе. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства — участники ОВД обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения. Члены ОВД обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества для дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств [1].

Более того, СССР, в отношениях с США и Западными странами постоянно стремился к миролюбивой политике. Так, на Московском заседании ПКК в 1958 году была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками Варшавского договора и членами НАТО. Кроме того, в принятой на Московском заседании ПКК в 1960 году Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия. Более того, Будапештском совещание ПКК в 1966 году была принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе [1].

Наша страна стремилась договориться с НАТО. Неоднократно обсуждался вопрос, сложившийся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил Североатлантического альянса.[2]. Более того, СССР не один раз заявлял о своем стремлении вступить в НАТО. 31 марта 1954 года СССР выдвинул проект, в котором Советское правительство выразило готовность рассмотреть совместно с заинтересованными странами вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре. В этом случае, как говорится в нотах Советского правительства, "Организация Североатлантического договора перестала бы быть замкнутой военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения других европейских стран, что наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира" [4].

Неоднократно о своем желании вступить в НАТО заявляла и современная Россия. 20 декабря 1991 года президент России Борис Ельцин в своем обращении к министрам иностранных дел стран - членов НАТО выразил готовность рассматривать вопрос о вступлении России в НАТО как долгосрочную политическую цель. Однако всегда Россия получала отказ.

Противоречия между СССР и НАТО во главе с США возникали на почве желания западных стран получить для себя односторонние военно-политические и геополитические преимущества.

Впервые, после Второй Мировой войны, геополитические интересы США и их союзников столкнулись с интересами СССР в Греции, которая была оккупирована англо-американцами, и в ней развернулось национально-освободительное движение против английского империализма, возглавляемого Компартией.

Соединённые Штаты решают вероломно вмешаться в дела Греции. США мотивировали это тем, что необходимо «преградить дорогу коммунизму». Трумэн тогда, в частности, заявил: «Террористическая активность нескольких тысяч вооруженных людей, руководимых коммунистами и выступающих против правительства, угрожает самому существованию греческого государств. Между тем греческое правительство не в состоянии справиться с ситуацией». [3] . Вооруженное вмешательство Англии и США привело к подавлению народно-освободительного движения в Греции, и страна на долгие годы оказалась под «пятой» проамериканской военной диктатуры [5].

Другим полюсом геополитического противостояния СССР и блока НАТО стала война в Корее (1950-1953). Соединённые Штаты в очередной раз нарушая свои же принципы не просто помогали Южной Корее в борьбе за главенство, а практически вмешались во внутренние дела государства. Американские бомбардировщики превратили Корею в безлюдную пустыню, покрытую трупами и развалинами; число убитых со стороны КНДР и Южной Кореи составило в общей сложности около 2 млн. человек. Во время войны был пущен в ход напалм[3].

СССР, в отличие от американцев, помогал странам "третьего мира", а именно: с 1955 г. началось сближение Советского Союза с Индией, ставшей на долгие годы (особенно после ухудшения отношений с Китаем) главным другом и союзником СССР в Азии. В ноябре 1956 г. СССР встал на защиту Египта, подвергшегося англо-франко-израильской агрессии (Суэцкий кризис) после захвата Насером принадлежавшего англо-французскому капиталу Суэцкого канала. Лишь активное дипломатическое вмешательство СССР позволило Египту избежать военного разгрома [3].

В августе 1964 г. началось второе после Кореи военно-политическое противостояние двух сверхдержав — Вьетнамская война, в которой СССР оказывал всемерную поддержку северо-вьетнамской армии.

1960 г. вошел в историю как «год Африки», на карте мира появилось сразу несколько новых независимых государств — бывших колоний. Крупнейшей страной, выбравшей социализм, стало Конго. СССР в пику НАТО и западным странам оказал им всемерную военно-политическую поддержку.

США и НАТО после Второй мировой войны начали активно вмешиваться в дела независимых суверенных государств, свергая демократически избранные режимы и насаждая своих марионеток (1950-1960- годы). Обеспокоенные возможностью перехода Ирана в зону влияния Советского Союза, а также потерей доступа к нефти англичане и американцы приняли решение о свержении Мосаддыка. Кандидатом на пост премьер-министра страны западными спецслужбами был выбран генерал Фазлолла Захеди - бывший министр внутренних дел Ирана, уволенный Мосаддыком в 1951 году.

Решая внутренние дела другого государства, США так же вторглись в Доминиканскую республику в 1965 году, в очередной раз, нарушив устав ООН. В считанные дни было организовано гражданское вооруженное сопротивление доминиканского народа, против правительства Триумвирата (навязанного правительством США), с требованием восстановления законно выбранного в народных выборах от 20 сентября 1962 г. профессора Хуана Боша и его аппарата [3].

Апогеем внешнеполитического произвола США стала война во Вьетнаме. Уже после окончания Второй Мировой войны Вьетнам потерял свои суверенные права[2]. Американские советники занимались подготовкой южновьетнамских солдат и участвовали в планировании боевых операций. К февралю 1972 года число американских солдат на территории Вьетнама составило 150 тыс. В этот период события в Южном Вьетнаме ещё не привлекали особого внимания американской общественности, однако администрация Джона Кеннеди была полна решимости отразить «коммунистическую агрессию» в Юго-Восточной Азии.

В действительности Южный и Северный Вьетнам требовали установить дату окончательного вывода войск США. В то время как США «пыталось установить во Вьетнаме проамериканское правительство»[2] .

В 1970-1980 годы агрессивная политика США и НАТО продолжилась.

США «заморозили» договор ОСВ-2 и стали проводить программы, призванные обеспечить превосходство над СССР. Была разработана программа «Звёздных войн», целью которой было создание системы космических вооружений, для обеспечения защиты территории США.

В 80-е годы продолжалось развёртывание американских средств доставки ядерного оружия ракет «Першинг – 2» и «Круз». Эти ракеты были способны уничтожить большую часть военных объектов на европейской территории СССР ранее, чем Советский Союз мог бы предпринять ответные меры.

После распада СССР все надеялись, что наступят новые времена и ведущие страны мира от политики конфронтации перейдут к политике «сотрудничества». Руководство новой России так же понадеялось на установление партнерских отношений с США и странами Запада.

Были подписаны СНВ-1 и СНВ-2. Был взят курс на партнерские отношения России и НАТО в связи с чем 22 июня Россия и НАТО подписали рамочный документ программы "Партнерство ради мира». Однако при этом России не было предоставлено право голоса при принятии решений НАТО

Несмотря на это политика НАТО не изменилась. Бомбардировка Югославии 1999 года оценивается как интервенция. В очередной раз НАТО вероломно вмешалось во внутренний конфликт государства, нанесло огромный ущерб Югославии. В результате такой «помощи» Югославии были проведены бомбардировки предприятий химической промышленности, объектов водо- и электроснабжения, что едва не привело к экологической катастрофе в Сербии [8].

Тем не менее, США добились своих целей. Режим Милошевича свергнут, а Косово стало полностью подконтрольным американцам краем, где находится их крупнейшая военная база. Британский военный историк Джон Киган писал: «Теперь на календаре можно отметить новый переломный момент: 3 июня 1999 года, когда капитуляция президента Милошевича доказала, что война может быть выиграна одной только воздушной мощью»[5], подтверждая, что конфликт в Югославии был именно войной, а не миротворческой миссией.

Однако, НАТО и США продолжали «держать камень за пазухой», стремясь усыпить бдительность России, окружить ее враждебными государствами, руководство которых в ходе «цветных революций» заменялось на проамериканское (Грузия, Украина, Молдова). Открыто, опираясь на плечо своего «американского хозяина», проводят антироссийскую политику бывшие страны, входящие в состав СССР и соцлагеря - Эстония, Латвия, Литва, Польша.

В 2002 году США в одностороннем порядке вышли из договора ПРО, взяв курс на наращивание военной мощи. Началось дальнейшее расширение НАТО. В состав НАТО, в «пику» России были приняты государства Балтии, Румынии, Болгарии, Словакии. И, несмотря на попытки России оставить позади пережитки «холодной войны», подписание договоров СНВ-1, СНВ-2 и СНВ-3, не привело к мирным отношениям. США продолжали наращивать военную мощь и продвигать НАТО к границам Российской Федерации.

Более того, открыто подчёркивалось, что так как «Россия потерпела поражение в «холодной войне», она не должна претендовать на учёт своих интересов[2].

На последней пресс-конференции представитель BBC Д.Симпсон задал вопрос о начале новой «холодной войны». Президент Российской Федерации В.В. Путин напомнил, что из договора о ПРО США вышли в одностороннем порядке. Кроме того, у России две базы за границей, да и те на "террористически опасных направлениях" - в Киргизии и в Таджикистане, недалеко от границы с Афганистаном. В то время как "Американские военные базы расположены по всему миру» отметил российский президент. В России, по словам В.В. Путина, вырос оборонный бюджет, но затраты Пентагона в разы превышают наши. Мы имеем право выбирать собственные способы обеспечения безопасности, как и другие страны", - подчеркнул Путин. А в конце задал вполне логичный вопрос: «так кто же ведёт себя агрессивно?» [9].

В настоящее время геополитические взаимоотношения России и Запада переживают непростые времена. Это связано с изменением характера и направленности взаимоотношений России и Украины после случившегося там государственного переворота 24 февраля и прихода к власти националистического правительства, взявшего курс на искусственное обострение отношений с РФ и предъявление к ней необоснованных претензий. Последние события на территории Украины приводят к выводу, что «холодная война» фактически не заканчивалась, а просто перешла в новую фазу.

США, несмотря на все объективные факты, продолжают «не замечать» украинский фашизм. Напротив, способствует тому, чтобы превратить Украину в антироссийский военно-политичекий плацдарм. Всячески пытаются «влезть» в Крым любой ценой и разместить там свои базы. Кроме того США используют провокации как против ЛНР и ДНР, поддерживаемых РФ, так и против самой России, пытаясь обвинить Россию в причастности к трагедии с малайзийским Боингом. Пытается всячески нарушить Российские внешне-политические контакты, используя при этом не только клевету в СМИ, но и экономические санкции. Санкции коснулись российских компаний нефтегазовой отрасли, банков, а так же компаний оборонной промышленности. Тем самым ограничив доступ российских банков и компаний к рынку капитала Евросоюза.

Агрессивная политика США и НАТО по отношению к России в связи с событиями на Украине стала совершенно нетерпимой, и РФ просто уже не смогла дальше «ублажать США и НАТО» и была вынуждена жестко отреагировать. Именно поэтому Крым был принят в состав РФ и была оказана помощь республикам ЛНР и ДНР на востоке Украины.

В связи с вышесказанным произошёл закономерный разрыв отношений с НАТО и признание ее враждебной организацией. В конечном итоге, Россия вынуждена начать поиск геополитических союзников на востоке и юге, устанавливать отношения со странами БРИКС.

Именно поэтому вполне закономерно, что при агрессивной политике НАТО и при его неуклонного расширении на Восток для России необходимо всемерно укреплять мощь Вооруженных Сил, чтобы защитить свои границы от дальнейшего покушения.

Библиографический список

  1. Жуков Г. П., Варшавский договор и вопросы международной безопасности М., 1961.
  2. Загладин Н.В. История Отечества XX-начало XXI века./учебник 4-е издание. М.:2006.С.479
  3. 3. Зинн Г. США после Второй Мировой войны: 1945-1971/ перевод П.С. Белянин.Прогресс., 1977. С.289
  4. Кочкин Н.В. История двух нот или почему СССР не стал членом НАТО «Международная жизнь».-2009.-№2-3.-С.219-234.
  5. Мудрова А.Ю. Кто и как управляет миром М.: 2014.- 138 с.
  6. Платошкин Н. Интервенция США в Доминиканской Республике 1965.М.:408 стр.
  7. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до начала XXI века. М.:2008. С.1263
  8. http://www.anti-nato.com/news/operaciya-soyuznaya-sila-istoriya-statistika-posledstviya.html
  9. http://www.topnews.ru/news_id_73899.html

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top