Грузинцев С.Ю.

Введение

Начиная с 1990 годов в Нижегородской области можно увидеть возрастание интереса к истории губернского образования. Появились работы посвящённые деятельности таких всероссийских известных педагогов как Г.Г. Шапошников, И.Н. Ульянов, Н.Н. Иорданский, Е.Н. Медынский. Но отсутствуют работы посвящённые деятельности педагогов на посту попечителей Казанского учебного округа и их вкладу в развитие образования в Нижегородской губернии. Имя князя Павла Петровича Вяземского, бывшего с 1859 по 1862 попечителем Казанского учебного округа, почти забыто. А ведь именно он 1877 году он основал Общество любителей древней письменности, и стал его почётным председателем. Среди его самых известных трудов надо упомянуть «Замечания на Слово о Полку Игореве» написанные в 1875 году.

К его литературно-историческому наследию обращаются лишь специалисты — историки, литературоведы, музейные работники. Широкой же публике имя это мало что скажет, и если спросить кого-либо о П.П. Вяземском, то вспомнят, вероятнее всего, его отца — Петра Андреевича, друга Пушкина, знаменитого поэта и журналиста. Кочуют из статьи в статью упоминания о том, как А.С. Пушкин учил юного Павлушу боксировать, наставлял игре в карты и написал в детский альбом знаменитые строчки «Душа моя Павел, держись моих правил...». В 2011 году вышла книга Кропоткиной И.Е. «Казанский учебный округ в конце XIX – начале XX века», но уже по названию видно, что она охватывает период с 1894 по 1917 годы.

В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения деятельности князя П.П. Вяземского на посту попечителя Казанского учебного округа касающейся непосредственно Нижегородской губернии, входившей тогда в Казанский округ. Хронологические рамки исследования охватывают период с ноября 1859 года по май 1862 года. Нижний предел совпадает с назначением П.П. Вяземского, бывшего до этого помощником попечителя Петербургского учебного округа на должность попечителя Казанского учебного округа, верхний предел определён его отзывом на новую работу – в министерство иностранных дел, на должность председателя Цензурного Комитета. Все источники, использованные при написании данной работы можно разделить на две группы. Первую группу источников составляют документы ГКУ «Центральный архив Нижегородской области» – циркуляры и предписания попечителя Казанского учебного округа князя П.П. Вяземского в описываемый период и касающиеся управления образованием в Нижегородской губернии. Вторую группу источников составляют государственные документы - Свод Законов Российской империи: В 16 т., Т. 3. Т. 11, Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. – Т. 1. – СПб., 1845.

Цель настоящей работы заключается в анализе профессиональной деятельности попечителя Казанского учебного округа князя П.П. Вяземского и его вкладу в сферу образования Нижегородской губернии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Во-первых, определить общественно-государственный статус попечителя Казанского учебного округа и организационные особенности работы попечителя Казанского учебного округа.

Во-вторых, проследить основные этапы профессиональной деятельности П.П. Вяземского на посту попечителя Казанского учебного округа в разрезе становления образования в Нижегородской губернии.

Ведущее место при исследовании выбранного нами объекта было отдано принципам объективности и синхронности, что даёт возможность рассматривать профессиональную деятельность князя П.П. Вяземского в развитии, в органической связи с местными условиями, выделяя при этом преемственный характер деятельности.

Структура работы определяется поставленными задачами и состоит их введения, двух глав, заключения, примечаний и списка источников литературы.

Общественно-государственный статус попечителя учебного округа в середине XIX века

В XIX веке образовательное пространство России было представлено учебными округами. Казанский учебный округ — старейших из учебных округов в Российской империи, один из шести, учреждённых в 1803 году. С 12 января 1831 года Казанский учебный округ стал состоять из 8 губерний: Казанской, Вятской, Пермской, Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Саратовской и Оренбургской. Должность попечителя учебного округа являлась связующим звеном в системе управления народным образованием, соединяя в единое целое министерство просвещения и Учебно-окружной центр. Анализ архивных документов выявил, что претендент на должность попечителя назначался именным высочайшим указом, т.е. по приказу императора, которому поступали предварительные рекомендации из министерства народного просвещения. Указ о назначении вступал в силу после одобрения его в Сенате. 4 ноября 1859 года Высочайшим Указом на должность попечителя Казанского учебного округа был назначен князь П.П. Вяземский, бывший до этого на должности помощника попечителя Петербургского учебного округа.1 При определении на должность попечителя учебного округа, согласно Своду уставов о гражданской службе, учитывалось: а) состояние лица или его происхождение; б) возраст; в) имевшиеся знания и навыки; в остальном, все зависело от личностных качеств претендента и его послужного списка. П.П. Вяземский полностью подходил под данные критерии. С момента определения на должность попечитель приводился к присяге на верность царю и Отечеству. Права и обязанности попечителя учебного округа определялись правительственным «Положением об Учебных округах МНП» от 25 июня 1835 года. Глава учебного округа, в частности Казанского, одновременно являлся начальником Учебно-окружного центра, и осуществлял общее руководство Управлением и Канцелярией округа, занимался устройством процесса обучения во вверенных ему учебных заведениях, контролировал ход учебно-воспитательной и нравственно-эстетической работы преподавателей школ2 Должность попечителя учебного округа, с одной стороны, была весьма почетной и престижной, но с другой – на руководителя Учебно-окружной администрации возлагалась и огромная ответственность. Попечителями округа назначали образованных людей своего времени, состоявших в чине действительного статского советника или тайного советника, имевших V и IV класс Табели о рангах, при этом претендент на должность должен был прослужить в ведомстве министерства просвещения не менее 20-30 лет. Попечители Казанского учебного округа имели право: вверять своему помощнику часть управления (с согласия министерства); определять на службу и увольнять с нее чиновников учебного ведомства; выдавать канцелярским служащим так называемые «наградные» деньги из остаточных сумм; для ревизионных посещений учебных заведений округа назначать профессоров Казанского университета, но при условии, что это не отразится на их преподавательской деятельности; по заключениям Попечительского совета водить в средних и низших учебных заведениях дополнительные курсы; с согласия губернских властей учреждать народные читальни; определять при учительских семинариях, женских гимназиях и прогимназиях, городских и уездных училищах врачей. В обязанности попечителей входило: делать заключения, с представлением в министерство просвещения, по отчетам, поступавшим в Управление округа от начальств учебных заведений; совершать ревизионные обозрения учебных заведений округа; доводить до сведения МНП итоги служебных командировок; координировать движение денежных средств, поступавших из государственного бюджета на счет Учебно-окружного центра и учебных заведений округа.

Административная и педагогическая деятельность П.П. Вяземского на посту попечителя Казанского учебного округа

Первый документ, подписанный князем П.П. Вяземским на новом посту, был посвящён введению курса лесоводства в училищах Нижегородской губернии. По данным статистики в то время леса в Нижегородской губернии составляли 83 % территории. Курс предусматривал обучение нивелированию, лесоустройству, ботанике, лесосохранению.[3] Именно при П.П. Вяземском в губернии было открыто Нижегородское Государственное Мариинское женское училище, а позднее был принят Устав училища, действовавший до 1918 года. Попечитель подал рапорт министру просвещения Е. П. Ковалевскому, в котором спрашивал разрешения на открытие в Нижнем Новгороде женского училища для девушек. 18 января 1860 года в письме № 276, он сообщает директору училищ Нижегородской губернии о том, что «Государь император по всеподданнейшему докладу (об открытии женского училища в Нижнем Новгороде), высочайше соизволил на дозволение Нижегородскому женскому училищу именоваться «Мариинским» в честь августейшего имени Её Величества государыни императрицы».[4] Известна его положительная реакция на освобождение от платы за обучение в приютских классах женских училищ. В июне 1860 года он удовлетворил просьбу одной домашней учительницы об открытии той частного пансиона для детей в Нижнем Новгороде. В сентябре 1860 года князь активно проводит в жизнь Положение Министерства народного просвещения от 19 сентября 1860 года о создании при женских училищах попечительских советах, знакомится со списком лиц вошедших в них. Ежемесячно попечитель Казанского учебного округа получал рапорт от директора училищ Нижегородской губернии о состоянии Нижегородского женского училища. При этом попечителя интересовали такие показатели как: число чиновников и учителей при училище, перемены в составе преподавателей, вакансии учителей, особые происшествия и даже упущения по классам[5]. Князь внимательно следил за расширением библиотечной базы в подотчётных ему учебных заведениях, об этом свидетельствуют обстоятельства дела об открытии при Арзамасском уездном училище публичной библиотеки.

В Арзамасе, в 1859 году почётный смотритель училища Г. Алексеев выразил желание содействовать открытию при уездном училище публичной библиотеки, и подал рапорт на имя директора училищ Нижегородской губернии. Директор училищ в свою очередь подал рапорт попечителю Казанского учебного округа князю П.П. Вяземскому. Князь П.П. Вяземский дал распоряжение подготовить «Положение о Арзамасской публичной библиотеке», что и было сделано. Документ хранит собственноручные исправления, внесённые П.П. Вяземским в Положение о публичной библиотеке. Цель учреждения публичной библиотеки декларировалась благородная – «распространение образования и просвещения».[6] Шесть фрагментов текста были перечеркнуты П.П. Вяземским и внесены в Положение уже в новой редакции:

  • Обязанность библиотеки заботиться о пополнении своих фондов была переложена с библиотеки на училище.
  • Право назначать библиотекаря поручалось не смотрителю, а директору училища.
  • Устанавливалась очерёдность чтения через выемку лотерейных билетов читателями.
  • Устанавливалось уменьшение годовой платы за пользование книгами и журналами библиотеки с 5 до 7 рублей на с 3 до 5 рублей.[7]
  • Для тех читателей, кто не мог сразу заплатить сразу, вводилась поквартальная плата.

Эти исправления, внесенные в Положение о публичной библиотеке попечителем Казанского учебного округа свидетельствуют о его стремлении сделать библиотеку общедоступной. В письме от 4 декабря 1859 года на имя директора училищ Нижегородской губернии А. Раевскому князь пишет об утверждении им Положения о публичной библиотеке и предлагает тому «ныне же приступить к открытию этой библиотеки, и о времени её открытия, донести мне»[8]. 11 января 1860 года публичная библиотека при Арзамасском уездном училище была открыта. Ведомость книг состоящих на учёте в библиотеке на момент открытия, свидетельствует о характере комплектации. Там значатся: «Свод законов гражданских», издания 1842 года, «Жизнь Серафима, иеромонаха Саровской пустыни», выпуски «Земледельческой газеты», выпуски журнала «Русский вестник», издания журналов «Отечественные записки», «Современник», «Духовные беседы». Из исторических книг примечательна книга «Русские в начале 18 века», которая рассказывает о деяниях императора Петра –I. Главное же значение состояло в том, что Положение об Арзамасской публичной библиотеки стало прообразом создания подобных Положений при открытии училищных библиотек в Нижегородской губернии.

Многочисленные письма, рассылаемые попечителем Казанского учебного округа на имя директора училищ Нижегородской губернии, свидетельствуют об активной поддержке попечителем политики правительства России в области образования – всякое письмо начинается со ссылки на какое-либо письмо министра образования или же на волю самого императора Александра-II. Князь активно поддержал идею открытия воскресных школ в Нижнем Новгороде и уездных городах Нижегородской губернии. Князь был сторонником идей просветителя Пирогова Н.И, изложенных тем в книге «Вопросы жизни», и бывшего также как и он, попечителем, но Одесского учебного округа и стоял за отмену сословной школы. Князь П.П. Вяземский занимался устройством процесса обучения во вверенных ему учебных заведениях Нижегородской губернии, контролировал ход учебно-воспитательной и нравственно-эстетической работы преподавателей школ. За время нахождения на посту попечителя, он три раза приезжал в Нижегородскую губернию.

В октябре 1859 года он пишет письмо директору училищ Нижегородской губернии с предложением об освобождении бедных учеников от платы за обучение.[9] Кроме этого, он лично проводил ревизию учебных заведений Нижегородской губернии. Его отзыв стоит на многих учебниках, допущенных к обучению в гимназии и училищах Нижегородской губернии: Всеобщей истории, Русской грамматике, сочинениях А.А. Дельвига, К.Н. Батюшкова и других. Примечательно, что он первым ввёл практику письменных ответов абитуриентов – «для сравнительной оценки степени развития абитуриентов»[10]. Письменные ответы вводились также по некоторым главным предметам, изучавшихся в Нижегородской гимназии. Пользуясь своими возможностями хоть как-то повысить низкое жалованье техническому персоналу, он 18 мая 1860 года подписывает письмо «О прибавочном жаловании низшим служителям», в котором служащие «служившие исправно и беспорочно, пользуются прибавочным жалованием».[11] В письме от 6 июня 1861 года князь П.П. Вяземский, обращаясь к директорам училищ находящимся на территории Нижегородской губернии - Нижегородскому, Арзамасскому, Балахнинскому, Ардатовскому, Лукояновскому,Касимовскому, Горбатовскому, Семёновскому, Макарьевскому, Сергачскому, предписывает им оказывать всякое содействие ординарному профессору Казанского университета, геологу Вагнеру в геологическом изучении и составлении последним топографически-геогностического обозрения Нижегородской губернии. В письме сказано «…ординарный профессор Казанского университета действительный статский советник Вагнер ныне летом командируется в учёное путешествие по Нижегородской губернии, для исследования оной геогностическом отношении. В путешествии своём Г. Вагнер будет собирать образцы горных пород, которые впоследствии должны составлять топографически-геогностическое собрание обозреваемой губернии». [12] Элементы коллекции собранной геологом Вагнером до сих пор находятся в геологическом музее Нижегородского педагогического университета. Как попечитель Казанского учебного округа князь П.П. Вяземский стоял на страже государственных интересов и, не смотря на довольно демократические взгляды, многие веяния не приветствовал. Так, например он отрицательно отнёсся к тому, чтобы неофициальные организации собирали какие-либо сведения о состоянии образования в губернии – в письме на имя директора училищ Нижегородской губернии от16 января 1860 года он пишет «…только учёные общества могут послать от себя лиц для собирания нужных им сведений»[13]. А в декабре 1860 года поддержал мнение смотрителей уездных училищ Нижегородской губернии о том, чтобы преподаватели училищ не имели права писать какие-либо литературные статьи в газеты.

Но он не был чужд педагогических экспериментов, о чём свидетельствует его резолюция на рапорте директора Нижегородской мужской гимназии, который предложил ввести практику частных испытаний для тех гимназистов, которые в течение учебного года получали неудовлетворительные оценки. П.П. Вяземский написал: «Я разрешаю ввести в сей гимназии с будущего учебного года порядок частных испытаний учеников… в виде опыта, на два года».[14] Он обратил пристальное внимание на инициативу попечителя Киевского учебного округа, усмотревшего, что ученики 3-го класса гимназий обременены несоразмерных для них, с учётом их возраста, числом учебных предметов, что отрицательно влияло на состояние успеваемости и, как правило, вело к оставлению таких учащихся на второй год. Князь П.П. Вяземский поддержал своего коллегу и внёс предложение изменить и даже сократить часть программы по изучению всеобщей истории, географии, математике, и латинскому языку. Примечательно, что и сейчас многие педагоги бьют тревогу по поводу проблемы чрезмерной загруженности учащихся.

Попечитель П.П. Вяземский занимается пенсиями вышедших в отставку педагогов, удовлетворяет ходатайства педагогов о присвоении им орденов за выслугу лет. Он устанавливает в целях экономии весовой ценз на ограничение веса служебных бумаг (до 1 пуда в одно отправление), которые раньше отправлялись гораздо чаще, и вели к неоправданным перерасходам денежных сумм отпускаемых на почтовые отправления.[15]

20 января 1861 года князь П.П.Вяземский отправил письмо за № 294 на имя директора училищ Нижегородской губернии, в котором сообщал, что к нему обратились бывшие воспитанники Александровского лицея, «уверенные в глубоком сочувствии соотечественников к памяти питомца сего заведения Александра Пушкина, с просьбой о дозволении открыть повсеместно подписку для сооружения памятника, достойного его славы».[16] Памятник должен был быть установлен в бывшем Лицейском саду Царского села. Далее П.П. Вяземский рекомендует объявить по дирекции училищ об этом мероприятии и поступающие деньги отправлять в уездные казначейства. Попечитель лично контролировал сбор добровольных пожертвований на памятник А.С. Пушкину. Это следует из отчетов, которые поступали на его имя из различных учебных заведений Нижегородской губернии. Примечательно письмо штатного смотрителя Балахнинского училища на имя директора училищ Нижегородской губернии: «Честь имею представить пожертвованные чиновниками и преподавателями вверенного мне училища на сооружение памятника Пушкину пять рублей»[17]. Сам же попечитель информировал о сборе денег на сооружение памятника лично министра внутренних дел, так как по распоряжению императора этим вопросом занимался тогдашний министр МВД граф С.С. Ланской.

Заключение

В 1856 году князь П.П. Вяземский был переведен в министерство народного просвещения с назначением помощником попечителя Санкт - Петербургского учебного округа. С 1859 года — он попечитель Казанского учебного округа. Лишь три года находился Павел Петрович Вяземский на посту попечителя Казанского учебного округа, но столько сделано за эти годы! С одной стороны, глава учебного округа представлял интересы вверенных его управлению учебных структур в Департаменте просвещения, с другой – контролировал исполнение правительственной политики в области народного образования. Попечитель действовал на определенной территории, в определенное время и в конкретных исторических условиях. Ввиду того, что большинство попечителей Казанского учебного округа являлись приезжими из других регионов России, при организации рабочего процесса они должны были принимать во внимание социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию во вверенном им регионе, а также культурные традиции местного населения. Мнение историка и политического деятеля А.А. Кизеветтера, который писал, что «в попечителе хотели видеть не министерского чиновника, не областного начальника по учебной части, а именно попечителя, то есть авторитетного и заботливого охранителя интересов учебных заведений...»[18] полностью подходит к характеристике П.П. Вяземского на этом посту. Анализируя деятельность попечителя Казанского учебного округа князя П.П. Вяземского, можно утверждать, что в общественной работе он отдавал свою симпатию законности, порядку и созидательному труду, а как администратор учебного ведомства – проявил себя достойным и инициативным организатором, о чем свидетельствовала учебная организация и успешное функционирование при Управлении Казанского учебного округа университета, гимназий, многочисленных училищ и библиотек. В ноябре 1861 года П.П. Вяземский уезжает в Санкт-Петербург по делам службы и назад уже не возвращается. Его ждёт новое назначение с повышением по службе. Обращение к непродолжительной, но многосторонней государственно-педагогической деятельности князя П.П. Вяземского на посту попечителя Казанского учебного округа позволило выявить его многосторонний вклад в развитие Нижегородского губернского образования и преемственность проведения образовательной политики в рамках Российского государства. Князь П.П. Вяземский возглавил Казанский учебный округ в годы коренных изменений происходящих в стране и честно выполнил свой долг педагога и организатора.

Список источников и литературы

Источники

    1. ГКУ «Центральный архив Нижегородской области». Фонд. 520. Опись 478. Дело 223.
    2. ГКУ «Центральный архив Нижегородской области». Фонд. 505. Опись 407. Дело 223.
    3. ГКУ «Центральный архив Нижегородской области». Фонд. 520, Опись 407. Дело 936.
    4. ГКУ «Центральный архив Нижегородской области», Фонд. 520. Опись 407. Дело 940.
    5. Кизеветтер А.А. Из истории борьбы с просвещением // Исторические очерки. М. 1912.
    6. ГКУ «Центральный архив Нижегородской области». Фонд. 520. Опись 407. Дело 938.
    7. ГКУ «Центральный архив Нижегородской области». Фонд. 520. Опись 407. Дело 927.
    8. ГКУ «Центральный архив Нижегородской области», Фонд. 520. Опись 407. Дело 934.
    9. ГКУ «Центральный архив Нижегородской области», Фонд. 520. Опись 478, Дело 931.
    10. Свод Законов Российской империи. В 16 т. – Кн. 1. т. 3. СПб. – 1893.

Литература

1 ГКУ ЦАНО. Ф. 520. Оп. 478. Д. 223. Л. 36.

2 Свод Законов Российской империи: В 16 т. – Кн. 1. Т. 3. СПб. 1893. С. 65.

[3] ГКУ ЦАНО. Ф. 520. Оп. 478. Д. 232, Л. 61.

[4] ГКУ ЦАНО. Ф. 505.Оп. 407. Д. 938, Л. 1

[5] ГКУ ЦАНО. Ф.505. Оп. 407. Д. 927. Л. 2.

[6] ГКУ ЦАНО. Ф.505. Оп.407. Д. 934. Л. 26

[7] ГКУ ЦАНО. Ф.505. Оп.407. Д. 934. Л. 28

[8] ГКУ ЦАНО. Ф.505. Оп.407. Д. 934. Л. 8.

[9] ГКУ ЦАНО. Ф.505. Оп.407, Д. 936, Л. 10.

[10] ГКУ ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407, Д. 938, Л. 4.

[11] ГКУ ЦАНО. Ф. 505, Оп. 407, Д. 938, Л. 24.

[12] ГКУ ЦАНО. Ф. 520, Оп. 478, Д. 231, Л. 66.

[13] ГКУ ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 938. Л. 1

[14] ГКУ ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 938. Л. 26.

[15] ГКУ ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 938. Л. 47.

[16] ГКУ ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 940. Л. 7.

[17] ГКУ ЦАНО. Ф. 505. Оп. 407. Д. 938,.Л. 8.

[18] Кизеветтер А.А. Из истории борьбы с просвещением // Исторические очерки. М.. 1912. С. 158.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top