Ильина О.Д.

Во все времена отличались Русские гостеприимством. Никакой праздник не мог обойтись без обильного стола. Была сооружена специальная хоромина для трапез, в которую можно было попасть из передних сеней, не заходя в жилую часть. Праздничные обеды затягивались на несколько часов, а подаваемые блюда исчислялись десятками. Еду ставят на стол не сразу всю, а поочередно: сначала едят одно, потом другое; между тем принесенные блюда держат в руках". Целью реферата является изучение самих праздников и их проведение, обычаев допетровской эпохи.

Рождество и святки. В старину люди строго ориентировались на месяцеслов – церковный календарь. Новый год наступал 14 сентября (1 сентября по старому стилю). В этот день заканчивался сбор урожая, все собирались и до утра трапезничали. Еще два больших праздника отмечались осенью — 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы и 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. 28 ноября начинался Рождественский пост, после которого был день Рождества Христова и 19 января Крещение.

Посты имели особое значение в жизни православных людей. Они были направлены на душевное исправление и изменение. Во время поста полагалось благочинное поведение: соблюдение порядка, сохранение спокойствия, послушание. Кроме того, происходили изменения и в рационе питания. Исключалась скоромная пища, то есть яйца, молочные продукты и мясо. Каждые среда и пятница были постными днями: среда — по преданию, день осуждения Христа, а пятница — день его казни.

Рождество Христово и Крещение в старину было принято соединять особым временем — зимними Святками. Традиционно хозяйки пекли из пшеничного теста фигурки животных — коров, птиц, овец, коз с глазками из изюма. Они назывались козули, так как коза считалась символом изобилия и достатка в доме. Их расставляли по дому, очень ценили и считали, что они влияют на будущее. Часть печенья хранили до следующего года.

Не обходилось без ряженых, которые специально переодевались, чтобы их не узнали. Они бродили группами по улицам и разыгрывали сценки. “Наряжались в животных: медведя, козу, журавля, петуха, лошадь и людей — боярина, купца, цыгана, знахаря, пьяницу, старуху.” Для костюмов использовали шубы с мехом, солому и предметы быта, такие как кочерга. Ряженые ходили по округе, показывая короткие забавные за угощение. Например, сценки изображающие «выпечку блинов», «продажу соли или репы», «точение веретена». Ряженье начиналось со второго дня Рождества и прекращалось за два дня до Крещения.

Молодежь ждала этого времени с особым интересом, так как в эти дни хорошо было гадать. Гадание проходило по-разному. Приносили петуха или курицу и ставили на пол блюдце с водой, клали золотое колечко, хлебные крошки.

Если петух (курица) клюнет кольца, то жених окажется богатым, хлеб — домовитым, воду — пьяницей. Чтобы приснился суженый, на ночь девушки клали ключи, опавшие осенью листья, пояс.

Также гадали на зеркалах, в которых девушки должны были увидеть суженого.

По прошествии некоторого времени начиналась масленица. Она отмечалась целую неделю с конца февраля по начало марта. 15 февраля отмечался другой праздник — Сретение. Считалось, что в этот день зима встречает весну. Проводы Масленицы — это проводы зимы. Вся масленичная неделя была четко расписана, и каждый день имел собственное название : понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — разгул, перелом, широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки и, наконец, воскресенье — проводы, Прощеный день, целовальник, Прощеное воскресенье.

В понедельник проходила встреча Масленицы, которая имела вид соломенного чучела в женской одежде и лаптях. В санях, запряженных лошадьми с лентами и колокольчиками, её возили по улицам, затем оставляли до пятницы на самой высокой горе, снова возили, а в воскресенье сжигали.

Во вторник начинались заигрыши, во время которых мужчины соревновались в силе и ловкости. Это был бег наперегонки, скачки на лошадях, метание копья в положенное на земле кольцо, стрельба из лука в шапки. Больше всего были распространены кулачные бои.

В старину народу также нравились «медвежьи» потехи. Во время этих так называемых потех совершали травлю медведей и волков собаками и устраивали бой охотников с медведем. Зрители любили наблюдать за этим и пристально следили за каждым поворотом поединка.

Также одним из обрядов являлось строительство ледяных гор и катание на них. Даже специально строились деревянные высокие помосты, на которые люди взбирались по лестнице, чтобы скатиться по посыпанной снегом и политой горке. Богатые катались на расписных санках, отделанных мехом куницы, бедные – на деревянных лядунках, обмазанных снизу навозом. Некоторые ездили на дощечках или вовсе без них. Каждый молодой муж должен был прокатить с горки свою жену. Все обнимались, целовались и валялись в снегу.

Кроме того во все дни недели, начиная с понедельника, было принято есть блины. Как только съедали все, сразу отправлялись кататься на ледяных горках.

В последний день масленицы главной забавой было сжигание чучела. Издали были слышны крики: «Масленица, прощай!», «Уходи, зима, присылай весну!». В этот день все просили друг у друга прощения и мирились. А на следующий день наступал Великий пост.

Одним из главнейших праздников на Руси считалась Пасха. Главным символом праздника являлось крашеное яйцо, символизирующее жизнь, рождение и возрождение. Обмениваясь красным яичком люди произносили: «Христос воскресе!» Крашеные яйца имели даже свои названия: крашенками называли одноцветные яйца, крапанками – имеющие полоски, писанками – раскрашенные композициями. Красили чаще всего именно в красный цвет.

Битье и катание яиц было повсеместной забавой на Пасху. Самое простое — битье яиц друг о друга. Острый его конец назывался носочком, а тупой — пяткой. Бились сначала носочком, а затем пяткой. Разбив оба конца, проигравший отдавал яйцо, а, разбив один конец, яйцо делили пополам.

В этот праздник всю еду обязательно освящали в церкви: крашеные яйца, высокий круглый хлеб из пшеничной муки —кулич, и творожную пасху.

Пасхальный стол всегда украшали особенно красиво. Самая красивая посуда, обязательно цветы живые или искуственные и яркая скатерть. Согласно ритуалу, сначала съедали освященную пищу, а затем скоромную.

В первое воскресенье после Пасхи отмечали праздник Красная горка. Именно в это время начинали водить хороводы и пляски. А красным праздник назывался, потому что дни наступали солнечные и яркие, природа расцветала. Хороводы назвали тогда кругами или танками. Медленные хороводные танцы сменялись быстрыми одиночными плясками. Мужчины пускались вприсядку. Плясали под звуки домр, гудков, перезвоны бубнов, напевы дудок. Имели место и гусли, валынка. Такт чаще всего отбивали ладонями или с помощью бубна, барабана.

На 40-й день после Пасхи праздновали Вознесение. Все готовили отправлялись блины, яйца, пироги и отправлялись на поля. Также принято было выпекать маленькие ритуальные пирожки — лесенки, так как считалось, что именно в этот день Христос поднялся с земли на небо.

В праздник Вознесения существовали обряды, связанные с кукушкой. Кукушку делали из пучка травы, которая называлась кукушкины слезы. Это мог быть венок, кукла. Затем её наряжали в сарафан, бусы, ленточки. Под березой ее перекрещивали три раза.

Седьмая неделя после Пасхи называлась Семицкая или русальная. В четверг отмечался Семик — праздник встречи лета. Также проводились различные обряды с зеленью и цветами, поэтому неделю назвали Зелеными Святками. Эта неделя не обходилась без наряженной березы Около нее пели песни, водили хороводы, плели венки из березовых листьев, ландышей, незабудок. Все дома украшали предварительно освященными в храме березовыми ветками и цветами.

В воскресенье отмечали праздник Троицы. Его всегда считали праздником русской березы. “В русской народной культуре береза символизировала женское начало в противоположность дубу (реже другим деревьям) как мужскому символу. Одну березку украшали лентами, бусами, платками, а в некоторых местах еще и печеньем в виде круглых веночков — козулями. Вокруг нее устраивали пиршество.”

Так же, как и на Пасху, красили яйца, но только теперь в желтый цвет. Главной ритуальной едой был мед и яйца, а также каша, троицкий каравай, различные пироги.

С праздника Ивана Купалы начинали купаться, заготавливать травы. Утром умывались купальской росой, так как считали её целебной. Оченьв купальчкую ночь любили прыгать через костер.

Через неделю после Троицы начинался Петров пост. Назывался он так в честь 12 июля - дня памяти святых апостолов Петра и Павла. Длился этот пост от восьми дней до шести недель – в зависимости от даты Пасхи. В Петров пост по понедельникам, средам и пятницам разрешалась только “сухая” еда. 


В августе отмечали Медовый, Яблочный и Ореховый. 14 августа начинали есть мёд и мак, поэтому праздник назвали Медовым Спасом (Маковеем или Мокрым). Пчеловоды угощали квасом, доставали соты. Все три Спаса связывал Успенский пост, который начинался с Медового, а заканчивался на Ореховый (28 августа). По сравнению с Великим постом он менее строгий, но более строгий, чем Петров и Рождественский. В этот пост активно ели овощи, фрукты и ягоды. В Яблочный Спас, 19 августа, разрешали есть рыбу и, конечно же, если яблоки, груши и другие плоды. В Ореховый Спас, 28 августа, собирали орехи и пекли пироги из зерна нового урожая. На этом заканчивался календарный год.

Таким образом, можно сделать вывод, что в допетровскую эпоху русский народ был крайне гостеприимен и относился более ответственно к своим обычаям. В настоящее время, не все имеют представление о некоторых перечисленных праздниках. В допетровское время было больше праздников, следовательно, и жизнь была насыщеннее обычаями.

Список литературы

  1. Короткова М. В. Традиции русского быта: [энциклопедия]. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 319 с.: ил., цв. ил.
  2. Жихарев С. П. Записки современника. М., 2004.
  3. Келлер Е. Э. Праздничная культура Петербурга. СПб., 2001.
  4. Огаркова М. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора. СПб., 2004.
  5. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Кон. XVIII — нач. XIX в. Л., 1988.
  6. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря / Под ред. И. И. Шангиной. СПб., 2001.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top