Ермаков А. М.

Многие события русской истории зачастую оказываются незаслуженно лишенными всякого внимания, несмотря на их важнейшее значение. К подобным событиям можно отнести и малоизвестное сражение под Перевитском (Перевицком) (ныне Перевицкий Торжок Луховицкого района), состоявшееся весной 1385 г. В нем войско москвичей под командованием Владимира Андреевича Хороброго было наголову разбито рязанскими ратниками. Рассматривая эти события, мы вправе задаться вопросом: возможно ли забывать о славных битвах, которые волею судеб оказались «неудобными»? А шире – имеем ли мы право предать забвению всё то, что, так или иначе, не вписывается в господствующую «москвоцентрическую» концепцию отечественной истории?

В XIV столетии отношения между Московским и Рязанским княжествами были очень непростыми, а зачастую прямо враждебными. «Яблоком раздора» была Коломна, силой отнятая Москвой в начале века. Очередной виток противостояния Москвы и Рязани приходится на последнюю четверть XIV в. В 1380 г. князь Олег Иванович Рязанский не присоединился к войску Дмитрия Ивановича Московского и, как обвиняют его московские летописи[1], якобы вступил в переговоры с Мамаем и Ягайло [2]. Очевидно, князь, желая уберечь свои земли, попытался занять стороннюю позицию в конфликте Москвы и Орды. В то же время, Олег не противился непосредственному участию рязанцев в Куликовской битве. «Задонщина» сообщает, что в сражении погибли 70 рязанских «бояр» (московских лишь 40)[3].

В 1381 г. под диктовку усилившейся Москвы был заключен договор и установлены границы меж княжествами, по которому Рязань теряла ряд земель на Окском порубежье [4]. Позднее, во время нашествия на Русь хана Тохтамыша в 1382 г. Олег, по мнению московских летописцев, снова явственно обозначил враждебное отношение к Москве, провел ордынское войско мимо своих земель и указал татарам броды на Оке [5] (при этом никак не осуждаются суздальские князья, примкнувшие к Тохтамышу и сам Дмитрий Иванович, который «не поднял руки противу царя» [6] (Тохтамыша) и сбежал в Кострому). Тем не менее, на обратном пути Тохтамыш разорил и Рязанскую землю [7], что вызывает сомнение о его «сговоре» с Олегом.

Однако, спустя две недели после татарского погрома, воспользовавшись слабостью Рязани и стремясь расширить пределы своего княжества, Дмитрий Иванович с войском напал на Переяславль Рязанский, пограбил и сжёг город, вымещая на земле князя Олега Рязанского бедствия своей столицы, наделав рязанской земле «зла более Тохтамышевых татар» [8]. Литературная повесть о нашествии Тохтамыша сообщает: «На ту же осень князь великий Дмитрей Иванович посла свою рать на князя Олга Рязанского…а землю Рязанскую до останка взяша и огнем пожгоша и пусту створиша — пуще ему стало и татарской рати…Олег же в мнозе дружине едва утече» [9]. Когда Олег обнаружил на месте родного города лишь дымящиеся руины, он «затаил желание мести и три года не обнаруживал никаких признаков вражды, собираясь с силами и дожидаясь удобного случая» [10]

Хорошо продумав сложившуюся ситуацию, заручившись поддержкой великого князя смоленского Юрия Святославича и других князей, Олег внезапно напал на московское княжество в марте 1385 года. Войско, быстро преодолев расстояние меж стольным градом и московскими владениями, перейдя через Оку, захватило Коломну. «…город был взят и разграблен; коломенский наместник Александр Андреевич Остей вместе со многими боярами и лучшими людьми отведен в плен. Рязанцам досталась богатая добыча, потому что город уже тогда производил значительную торговлю и считался одним из самых зажиточных в России» [11]. Летописные своды указывают на точную дату – 25 марта, Лазарева суббота. Также в записях назван пленный московский наместник и «многая корысть» - добыча, а Олег назван «суровейшим», взявшим «Коломну изгоном» [12].

В ответ Москва собирает сильное войско под командованием князя Владимира Андреевича Хороброго. «Князь великий Дмитрей Ивановичь събрав воя многы, посла с ними брата своего князя Володимера Андреевичя на князя Олга и на Рязанскую землю» [13]. Узнав об этом, Олег оставил Коломну, чувствуя, что не удержит её, и отошёл к Перевитску, хорошо укрепленной рязанской крепости на границе княжества. Далее летописи либо стушевывают факт поражения москвичей, либо вообще ничего не говорят о дальнейших событиях, сообщая лишь имена погибших. «Тогда же на той войне убиша князя Михаила сына Андреева Полотского Олгердовича на Рязани» [14]. Никоновская летопись в точности повторяет (без даты) ту же информацию, также указывая, что «на том бою убиша многих бояр московьских и лутчих мужей новгородских и переславльских» [15]. На стороне Рязани выступил и Муром.

О самом факте поражения москвичей повествуют рязанские рукописи, в которых «рязанцы москвичь побили под Перевицким» [16]. А.Г. Кузьмин, ссылаясь на материалы ЦГАДА (нын. РГАДА), указывает, что в «своде 1584 г.» есть более подробная информация «О побиении москвичь от рязанцов» [17]. Скорее всего, рязанцев вели в бой Олег Иванович и прославленный рязанский воевода Иван Мирославич. Московские ратники дрогнули и побежали, потеряв большое количество соратников. Войско потерпело сокрушительное поражение. Вмиг забылся сарказм москвичей, отразившийся в летописной записи 1371 года: «Рязанцы же суровы суще человецы, свирепы и высокоумны, аки чудища, полоумные людищи, взгордешеся величанием ... не емлем собе ни щит, ни копия, ни иного которого оружия, но токмо емлем с собою едины ужища (веревки – прим. Е.А.)… изымавши москвичь, было бы чем вязати, понеже суть слабы и страшливы и не крепцы…» [18].

На руку рязанцам был и разлив рек – москвичи не могли нанести ответный удар, а судя по дальнейшим событиям и ударить то было нечем. Зажатый обстоятельствами в угол, Дмитрий Иванович отправил выкуп за пленных и два подряд посольства с просьбой о мире. Послы возвращались ни с чем – Олег требовал определенных территориальных уступок со стороны москвичей (князь вернул часть утерянных ранее земель). Видимо ситуация приобрела экстраординарный характер, отчего Дмитрий Иванович был вынужден прибегнуть к посредничеству преподобного Сергия Радонежского, обладавшего непререкаемым авторитетом на Руси. «Князь великий Дмитрей Ивановичь иде вь монастырь <…> к преподобному игумену Сергию в Радонеж <…> и глаголаше с молением преподобному игумену Сергию, дабы шел от него сам преподобный игумен посольством на Рязань ко князю Олгу о вечнем мире и о любви» [19]. И великому старцу удалось склонить Олега к миру – глубоко религиозный рязанский князь, как и его современники, высоко чтил преподобного. Существуют известия, что князь Олег в последние годы жизни носил под монашеской одеждой тяжелую кольчугу, одетую на голое тело, а незадолго до кончины принял иночество и схиму под именем Иоаким в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья.

В Троицкой летописи эти события описаны следующим образом: «Тое же осени в Филипова говенье игумен Сергий сам ездил на Рязань ко князю Ольгу о мире: прежде бо того мнози ездиша к нему, и никто же возможе утолита его. Преподобный же старец кроткими словесы и благоуветливыми глаголы много беседовав с ним о мире и любви: Князь же Олг <…> взя со князем с великим мир вечный» [20].

Историк Рязанского княжества Д.И. Иловайский оценивает мирный договор Дмитрия Московского и Олега Рязанского следующим образом: «Мир 1386 года <…> бесспорно, может служить самым сильным протестом против всех нареканий, которым знаменитый князь (Олег - Прим. Е.А.) подвергся со стороны северных летописцев и их последователей. Этот мир особенно замечателен тем, что он в действительности оправдал свое название вечного: с того времени не было ни одной войны не только между Олегом и Димитрием, но и между их потомками. Место ожесточенной борьбы заступили родственные и дружеские отношения, при помощи которых рязанское княжество продлило свое политическое существование еще на целое столетие с четвертью» [21].

В благодарность Богу за «вечный мир» между московским и рязанским княжествами, по благословению преподобного Сергия Радонежского в Коломне был основан Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. В следующем, 1387 г., союз был еще более скреплён родственными отношениями: сын Олега Фёдор женился на Софье, дочери Дмитрия. А в 1400 г. дочь Федора Ольговича становится женой Ивана, сына Владимира Андреевича Хороброго.

Столько ограниченный круг источников и обрывочные сведения о битве под Перевитском при подробном изложении других событий в летописях толкают нас к мысли, что в период XV столетия все известия, говорившие о московско-рязанских столкновениях, подвергались определенной редакции. Возвращаясь к тому вопросу, который был поднят в начале статьи, представляется, что ответ на него очевиден. Сражение под Перевитском – лишь одно из многих событий, которые меняли ход событий русской истории, никогда не имевший определённого, линейного развития. Забывать о подобных событиях мы просто не имеем права.

Примечания

1. Летопись Симеоновская // ПСРЛ. - СПб., 1913. - т. XVIII, С. 127, 130; Московский летописный свод конца XV века // ПСРЛ – М.-Л., 1949. - т. XXV, С. 205 и др.

2. Отечественные специалисты (М.Н. Тихомиров, А.Е. Пресняков, А.Г. Кузьмин) не раз ставили под сомнение само наличие подобного «сговора» Олега с Мамаем и Ягайло. По их мнению, вставки, в летописях (Симеоновская летопись, Рогожский летописец), содержащие нападки на Олега и обвиняющие его в «сговоре» и пособничестве Мамаю, являются поздними и отсутствуют во многих сообщениях (Новгородская I летопись, Никоновская летопись). О событиях 1380 г. О Рязанском князе молчат Суздальская летопись по Академическому списку и Владимирский летописец. В «Задонщине», появившейся вскоре после Куликовской битвы, Олег также не упоминается. Очевидно, что союз Олега с Мамаем едва ли был, а слух об участии Олега в борьбе на стороне Мамая был распространен с целью захвата ряда земель у Рязани.

3. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси) / Сост. и общ. ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. – М.: Худож. лит., 1969. – С.396.

4. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв. / Подг. к печати Л.В. Черепнин / Отв. ред. С.В. Бахрушин. М., 1950. № 10. С. 29-30.

5. Летопись Симеоновская…, С. 132.; Летописный сборник, именуемый Тверской летописью // ПСРЛ – СПб., 1863. – т. XV, С. 441 и др.

6. Летопись Симеоновская…, С. 132.

7. Там же, С. 133.

8. Иловайский Д.И. История Рязанского княжества. М., 1884 (репринт – Рязань, 1990). С.119.

9. Повесть о нашествии Тохтамыша. Памятники литературы Древней Руси XIV—середина XV в. М., 1981. С. 204.

10. Иловайский Д.И. История рязанского княжества… С. 120.

11. Там же.

12. Летопись Симеоновская…, С.135.

13. Там же.

14. Там же.

15. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ — СПб., 1897. – т. XI, С. 86.

16. Кузьмин А.Г. Рязанское летописание. М.: Наука.,1965. С.231.

17. Там же.

18. Летопись Симеоновская…,С. 111-112; Московский летописный свод конца XV века…,С. 187.

19. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью…, С. 86.

20. Приселков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.-Л., 1950. С. 429.

21. Иловайский Д.И. Указ. соч. С. 121.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top