Ерофеев Я.А.
Врачебная профессия является искусством и ремеслом для принесения пользы другим людям, обществу и государству, но не может быть целью, источником и средством наживы, власти, ущемления прав других людей, преднамеренного нанесения им ущерба, а также нарушения действующих законов и правил [13]. Это современное определение было актуально и в рассматриваемый нами период. Цель данной работы – изучить профессиональную деятельность медицинского персонала Тюмени во второй половине XIX−начале XX века.
В Тюмени городская медицина во второй половине XIX в. только создавалась. Толчком к её развитию явилось «Городовое положение» (1870) [1, С. 156], предоставившее органам городского самоуправления право заниматься организацией и руководить медицинской помощью городскому населению. К тому времени положение медицины в Сибири, в том числе в Тюмени, по мнению современников, было крайне неудовлетворительным. Вспышки холеры, натуральной оспы, сыпного, возвратного и брюшного тифов, дизентерии, дифтерии приводили к высокой смертности среди взрослого и детского населения, так как «лечение» больных проводилось дома, фактически без медицинской помощи и какого-либо квалифицированного надзора со стороны врачей. Местных специалистов практически не было. Приглашение медицинских работников из европейских губерний затруднялось отдаленностью региона, суровостью климата, сложными условиями работы [15, С. 6].
В 1850-1860-х гг. в Тюмени под влиянием передовых врачей начинают появляться первые элементы общественной медицины. В 1859 г. в городе была открыта первая и единственная городская больница, по мнению современников, лучшая в Западной Сибири [10, С. 60]. Кроме того, в городе помимо врачей, работавших в больнице и содержавшихся за счет местного бюджета, практиковали и частные, которые принимали больных у себя дома. В «Тобольских губернских ведомостях» от 11 мая 1863 г. указывалось, что тюменский врач, коллежский советник Е.И. Черемшанский с сыновьями вел у себя дома бесплатный прием нуждающихся, а тяжелобольных мог навестить на дому. В 1866 г. он после получения разрешения городской думы открыл первую амбулаторию для «приходящих больных бедного сословия». В ней предполагалось оказывать «страждущим» помощь всех видов, вплоть до лёгких хирургических операций. В 1871 г. попечители отказались участвовать в дальнейшей подписке на содержание лечебницы, и ее пришлось закрыть.
Однако эта неудача не смогла остановить частные начинания медицинского персонала в деле становления медицины в Тюмени. В январе 1873 г. в городскую думу поступило заявление врача, надворного советника И.Е. Черемшанского (сына первого заведующего лечебницей), который предлагал возобновить деятельность лечебницы. В результате она была вновь открыта 28 марта 1873 г. вблизи Александровской площади. В декабре 1873 г. её в статусе Тюменской городской больницы передали в ведение городского самоуправления. Население чаще всего болело простудами, желудочно-кишечными воспалениями и ревматизмом. Новый лечебный пункт просуществовал непродолжительное время. В 80-х гг. XIX в. он лишился своего помещения, и единственный лекарь В.Н. Серебрянников в течение 5 лет вел прием на своей квартире [15, С. 8].
В Тюмени до конца XIX в. не хватало специализированных медицинских заведений. Это было связано, в первую очередь, с нехваткой денег в бюджете. В 1879 г. в городе впервые была диагностирована дифтерия [7, С. 41]. Только в 1889 г. появилось первое соответствующее лечебное учреждение. В 1892 г. во время очередной эпидемии холеры был возведен «заразный» или «4-й барак» на 20 коек [12, С. 139], а за железнодорожным вокзалом построено ещё четыре холерных барака на 150 коек [5, С. 32]. В течение всего рассматриваемого периода в городе актуальной была проблема острых инфекционных заболеваний (в том числе натуральной оспы), в больнице по-прежнему не хватало коек для госпитализации больных. В 1905 г. вышел циркуляр № 42, в пункте 5-м которого было обращено внимание на «важное значение в деле принятия предупредительных противохолерных мер ознакомления населения с сущностью холеры и принимаемых против нее мер путем проведения всеобщих чтений и бесед» [2, С. 12].
Прием больных производился в амбулаториях или на квартирах врачей. Как правило, он сопровождался бесплатной выдачей лекарств. После оказания помощи по личной просьбе частных лиц врач мог выдать свидетельство о болезни, о прививании малолетних от оспы и «о здоровом их телосложении», о последовавшей смерти от обыкновенных болезней. Эти документы получали силу судебно-медицинского акта только тогда, когда освидетельствование было произведено по требованию «присутственного места или начальства» [9, С. 126]. В обязанности врача и входило вскрытие трупа, что обычно происходило для судебно-медицинской экспертизы, если речь шла о насильственной смерти. Первыми судмедэкспертами были врачи А.С. Гасилов, П.И. Никольский, Н.Н. Русских, Н.Н. Флерекский и Б.И. Берейко [3, С. 53-56].
Губернское начальство при недостатке штатного медицинского персонала могло поручать временные задачи вольнопрактикующим врачам [9, С. 126]. В 1889 г. в Тюмени работали три врача: городовой А.С. Гасилов, окружной врач Дзезюль, вольнопрактикующий Д.З. Ноторин. На одного врача приходилось 9 848 жителей [10, С. 61]. Городская больница и амбулатория являлись учреждениями так называемого общего типа, так как они оказывали врачебную помощь по всем основным медицинским направлениям. Специально подготовленных врачей по болезням уха, горла, носа в Тюмени не было. Помощь лор-больным оказывали все врачи больницы. В городе постоянно не хватало окулистов [17, С. 16]. Начиная с XIX в., в Тюмени началось развитие акушерства. Первый родильный дом был учрежден 19 января 1891 года. Городской врач А.С. Гасилов был его бессменным руководителем более 20 лет, параллельно работая в городской и дифтерийной больницах [14, С. 187-190]. Медицинскую помощь населению предоставляли не только врачи, но и повивальные бабки. В их обязанности входило в любое время суток приходить на помощь женщине, действовать «ласково и расторопно», сохранять врачебную тайну.
В связи с потребностями в более качественном обследовании горожан в 1911 г. в городской больнице появилась первая примитивная клинико-диагностическая лаборатория, организованная Н.Н. Русских. Врачи производили здесь исследования крови на малярию, подсчитывали количество белых и красных кровяных шариков, даже ставили реакцию Вассермана, исследовали мочу и мокроту на туберкулезные палочки и т.д. Эти исследования проводились нерегулярно от случая к случаю, так как штатных лаборантов не было [11, С. 260-269].
Врачи стремились повышать уровень своей квалификации. Врач–консультант городской больницы, он же городской санитарный врач Нестор Русских в 1912 г. проходил научную командировку в Петербурге [4, С. 144]. Каждый врач в силу своих возможностей и желания мог расти в профессиональном плане, проходил специализацию в таких областях медицины как хирургия, терапия, офтальмология и т.п. Такая практика продолжалась и в начале XX века. Курсы повышения квалификации помогали врачам в их профессиональном и карьерном росте, так в 1913 и 1914 г. Н.Н. Русских вел самостоятельно «мужское» хирургическое отделение. Им проводились операции как поверхностные, так и полостные. В 1913 г. в Тюмени впервые было сделано несколько полостных операций с благополучным исходом (язвы желудка, аппендицит, внематочная беременность и др.). Н.Н. Русских был не только хорошим хирургом, но он стал первым рентгенологом в Тюмени. Самый первый снимок с руки его помощницы и в то время ассистентки Е.Б. Алексеевой-Поповой был сделан в 1914 году [8].
В 1914 г. в городской больнице впервые появился специалист-хирург А.С. Владимиров, который ранее работал на заводах Урала и имел достаточный хирургический стаж. С его приездом на средства купца А.И. Текутьева было организовано строительство корпуса на 25 коек для специального хирургического отделения. В 1913 г., вследствие болезни главный врач городской больницы А.С. Гасилов заканчивает свою профессиональную деятельность. Его место временно занял доктор А.С. Владимиров, который в 1916 г. перешел на работу в Свердловск. Его сменил врач В.П. Арнельден, тоже хирург, но уже с меньшим диапазоном хирургических операций. Во время Первой мировой войны без того малое количество медицинского персонала в Тюмени еще больше сократилось. На освободившиеся должности пришлось переместить врачей из других областей или увеличить нагрузку на уже работавших.
Исследуя профессиональную деятельность врачей на протяжении второй половины XIX–начала XX в., можно сделать вывод, что она развивалась, становилась всё более сложной. Врач владел сразу 5-10 медицинскими специальностями, то есть мог быть одновременно хирургом, терапевтом, окулистом, педиатром и т.д.
В начале XX в. появилось деление общепрактикующих врачей по отдельным специальностям. Врач обладал общими медицинскими знаниями и специализировался по какому-либо одному медицинскому направлению. Повышалось качество оказания медицинской помощи за счет появления первой клинической лаборатории, рентген аппарата, что позволило ставить более точные диагнозы и, как следствие, назначать более правильное лечение.
Несмотря на усилия городских властей, медицинского персонала в Тюмени не хватало, уровень квалификации нуждался в повышении, профессиональная деятельность не была в должной степени отрегулирована.
Источники
Литература
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»