Евсеева Е.В.
Введение
Нет ни высокого дела, ни стройного слова
без живого чувства собственного достоинства…
чувства собственного достоинства нет без
национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти.
И.В. Киреевский
Страна, в которой человек рождается, как мать и отец может быть заботлива или неласкова. Настает время, когда приходиться определять свое отношение к ней, сознательно избирая любовь или равнодушие. Чтобы не сделать ошибки, следует знать историю своего отечества. Не только холодный перечень событий и действующих лиц, но и саму сущность истории нашей страны, ее родословность. Необходимо попытаться понять: что представляет собой родина, как она стала такою и какая судьба ее ожидает.
Мы получили от прошлых поколений духовное наследие, которое пополняем с учетом собственного опыта. В переломные эпохи происходит переоценка духовного наследия: смена научных парадигм, обновление культурных и этнических ценностей, разрушение прежних и становление новых идеалов, перемены в образовании. Это мучительный, болезненный, длительный процесс. Он связан с разрушением привычных стереотипов мышления и поведения, с появлением множества альтернативных позиций, с внезапным вторжением давно забытых и отброшенных взглядов[1].
Каждый человек должен знать историю своего родного края для сохранения исторической памяти. История «отчизны» нам нужна для того, чтобы воспитать в дальнейшем поколении патриотизм, нравственность, любовь к своей малой родине. Ведь нельзя бесследно уничтожить историческую память человека и целого народа.
История – это живой организм. Он постоянно развивается, изучая прошлое, фиксируя настоящее. Движущей силой этого является человеческое любопытство, а оно бесконечно.
История моего села действительно очень богата, своеобразна, увлекательна. Эдакая энциклопедия зилаирской жизни. Она продолжается, несмотря на то, что лесов становится меньше, а реки мельчают. Но воздух по-прежнему чист и свеж, горожане вдыхают его с видимым удовольствием. О Зилаире сложено много песен, легенд…
Население моего Зилаира складывалось исторически, в процессе длительной колонизации края, крупных социально-экономических реформ и других причин.
Актуальность темы исследования. Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа, моего родного села – неповторима, особенна, самобытна. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах дней минувших, изучать и знать историю своего отечества и своего народа.
Проблема историографии
Советская историография
К первым исследователям советского периода, освещающим вопросы истории образования в Башкирии, относятся Ш. К. Абзанов, Г. Газизов, Г. Ибрагимов, А. Салазкин и др. Их работы отличались прямолинейностью и категоричностью оценок, затрагивали отдельные проблемы начальной русскоязычной и мусульманской школы. Специальные исследования, раскрывающие вопросы профессионального образования, отсутствуют.
С середины 30-х годов появляются диссертации и монографии историко-педагогического характера, которые анализируют вопросы становления и развития начальной школы края. Одной из первых в этом ряду была диссертация К. Идельгужина «К вопросу истории башкирской школы», написанная в 1935 году.
В 40-е годы вышли в свет работа А.К. Рашитова «Начальная школа Башкирии за XX лет». Диссертации А.А. Еникеева «Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии». Н.А. Селезнева «Нерусские школы в Башкирии второй половины XIX века и начала XX века». Монография А.Ф. Эфирова «Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири». В исследованиях 30-40-х годов заметно повышение научного уровня, в них широко использованы печатные и архивные материалы.
С середины 50-х годов заметным стало стремление к системному изучению истории народного образования, расширению тематики и источниковой базы исследований. К работам этого периода относятся публикации С.Р. Алибаева, А.Х. Вильданова, Т.М. Мамлеевой, А.Х. Махмутовой, С.М. Михайловой, Ф.Х. Мустафиной, Г.С. Кунафина, Г.Н. Фатихова, А.И. Харисова, Б.Х. Юлдашбаева. Их работы посвящены, прежде всего, государственным общеобразовательным, отдельным религиозным учебным заведениям, а также педагогическим взглядам конкретных просветителей. Авторы используют богатый статистический и аналитический материал, но у них также отсутствуют обобщающие исследования по истории профессионального образования в крае[2].
Идеологические установки и методологические подходы советского периода не позволили исследователям в полной мере осветить позитивный вклад, накопленный профессиональным образованием и внесенный им в дело развития всего образования дореволюционного периода. Это стало препятствием для более полного и эффективного использования положительного опыта в советской системе образования.
Также, к середине 50-х годов вышли в свет «Очерки по истории Башкирской АССР», «История Урала», «История Урала в период капитализма», а также сборники: «Народное образование на Урале в XVIII-начале XX вв.», «Башкирский край», «Социально-экономическое и политическое развитие Башкирии в конце XVI - начале XX века», «История Уфы» и др., в которых обобщенно излагались вопросы целостной системы народного образования в крае.
По «Очеркам истории Башкирской АССР» очень глубоко написано о развитии здравоохранения в Башкирии. То есть, после отмены крепостного права, лечебных заведений в Башкирии было крайне мало. В Уфимской губернии к 1865 году насчитывалось всего лишь 22 больницы, из которых 6 принадлежали приказу общественного призрения, 13 – горному ведомству, 2 – башкирскому и 1 – военному ведомству.
Для обслуживания сельского населения в 1877 году земство ввело разъездную медицинскую помощь. В базарные дни фельдшера выезжали с небольшой аптечкой по селениям и проводили в «сборных избах» осмотр больных и раздачу лекарств. Условия работы первых врачей на участках были исключительно тяжелыми. Больницы и приемные покои помещались обычно в неприспособленных помещениях, не хватало лекарств и перевязочных средств, не было подготовленных фельдшеров и повивальных бабок. Врачи редко встречали поддержку со стороны руководителей земств и местных властей[3].
Историография «Гражданской войны» и «Башкирского национального движения» стала складываться уже в 20-х годах, и для этого периода, прежде всего были присущи не только накопление фактического материала. Следует подчеркнуть, что 20-е годы отмечены, при всех недостатках того времени, довольно значительным уровнем демократичности науки, что выражалось в издании трудов, в которых отсутствовала идеологизация исторического процесса, проводились дискуссии по обсуждению отдельных проблем истории, притом высказывались полярно противоположные точки зрения при оценке тех или иных тем. Одной из первых работ, где были затронуты некоторые вопросы башкирского национального движения, была книга С. Атнагулова, очевидца происходящих в те годы процессов в Башкортостане «Башкирия» 1925 года.
С критических позиций рассматривает башкирское национальное движение Ш. Типеев в своих работах, вышедших в 1927-1930 гг. «Великий Октябрь» и «Башкирская контрреволюция» 1927 (на башк. яз.); «Основные этапы истории национального движения и Советской Башкирии» 1929 год; «Очерки по истории Башкирии»1930. В своих работах автор, руководствуясь известными тезисами «Характеристика башкирского движения», освещает башкирское национальное движение периода Октябрьской революции, историю образования БАССР, а также события гражданской войны. Ш. Типеев охарактеризовал башкирское движение как антисоветское, националистическое. Особенностью сочинений автора является публикация в них обширных выдержек из документальных материалов, что придаёт его трудам источниковедческий характер[4].
Таким образом, историографический обзор свидетельствует о том, что история образования, медицины, зарождения социализма в Башкирии не обделена вниманием со стороны исследователей, представляющих весьма широкий спектр гуманитарного знания. Но, несмотря на это, историография не дает исчерпывающего ответа на многие вопросы теоретического и конкретно-исторического характера.
Современная историография
Достаточно продуктивным в формировании научного знания об истории образования дореволюционной Башкирии является современный период. К исследованиям этой группы относятся работы: Г.Б. Азаматовой, Р.З. Алмаева, Л.Я. Аминовой, З.Ю. Ахмадеевой, Р.С. Аюпова, И.Н. Баишева, М.М. Бикбаева, М.Г. Валеевой, Ю.В. Ергина, Г.Д. Иргалина, Ф.С. Исхаковой, И.П. Малютина, С.Г. Мирсаитовой, Л.Ш. Сулеймановой, Р.А. Утябай-Карими, М.Н. Фархшатова, Г.Х. Хайруллиной и др. Позитивную роль в осмыслении истории образования вносит публикация республиканской энциклопедии, в которой нашли отражение отдельные сведения о профессиональном секторе системы образования.
Существенный вклад в современном осмыслении истории дореволюционного образования внесли исследования М.Н. Фархшатова. В его работах рассматриваются вопросы школьной политики царского правительства, особенности организации русскоязычной общеобразовательной школы в пореформенный период, а также законодательные мероприятия начала XX в., направленные на развитие мусульманского образования.
История народного образования Южного Урала в первой половине XIX в. рассматривается в монографии С.Г. Мирсаитовой. Также следует назвать работы Г.Б. Азаматовой, посвященные деятельности регионального земства в области общего образования и Л.Ш. Сулеймановой, раскрывающие историю национальных общеобразовательных учебных заведений Башкирии.
Таких современных исследователей, как Р.М. Асадуллин, В.Л. Бенин, Г.Д. Бухарова, Г.Е. Зборовский, В.И. Максакова, П.И. Пидкасистый, Г.М.Романцев, В.А. Сластенин, И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко, В.А.Федоров и других, видны признаки профессионального образования. В целом они вытекают из особенностей образования в широком смысле. Так, профессиональное образование носит социальный, исторический, классовый, сознательный, процессуально-деятельностный, целенаправленный, планомерный, вариативный, открытый, адаптивный, мобильный, способный к саморганизации, динамичный, дифференцированный, стохастический, противоречивый, целостный, полиэтничный, поликонфессиональный и поликультурный характер[5].
Таким образом, с начала 90-х гг. наступил новый период в развитии отечественной историографии. Достигнутое существующее многообразие мнений и суждений, подходов, оценок привело к формированию единого историографического поля, современную российскую историографию гражданской войны на Урале можно рассматривать как единое целое и изучать через анализ взаимосвязей и взаимовлияния разных направлений, существующих в исторической науке.
В своей работе автор использовал различные исторические источники – это «Очерки по истории Башкирской АССР»; «Башкирское национальное движение (1917-1920гг.)»; «Очерки истории Башкирской организации КПСС»; В. И. Ленин «Полное собрание сочинений» Т. 37. Именно, по этим документам можно проследить историю развития образования, медицины; узнать много интересного про Гражданскую войну 1918 – 1921 гг.; зарождение первых комсомольских организаций не только в Республики Башкортостан, но и в селе Зилаир.
Также для написании работы использовались материалы Историко-краеведческого музея с. Зилаир.
Объектом исследования настоящей работы является социокультурное развития с.Зилаир в XIX – XX вв.
В качестве предмета исследования выступают: история становления образования – Зилаирская средняя школа им. Н.Р. Ирикова; развитие медицины в селе; Гражданская война и первые комсомольцы с. Зилаир.
Хронологические рамки исследования работы охватывают XIX – XX вв.
Территориальные рамки охватывают всю территорию современного
с. Зилаир Зилаирского района Республики Башкортостан.
Целью работы является краеведческое изучение с. Зилаир Зилаирского района.
Задачи исследования:
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Глава I. История развития образования и медицины в с. Зилаир
§1. Зилаирская средняя школа им. Н.Р. Ирикова
Образование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. «Школа» — это греческое слово, означающее «время препровождение», «досуг». И это не просто так, ведь в системе образования молодой человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время. Здесь ставится задача сформировать законопослушных граждан, относящихся с уважением к нормам и традициям.
Образование с давних времен играло очень важную роль в развитие человеческих качеств. На первых ступенях развития общества, оно передавалось в виде обычай, традиций. С появлением государственности сфера образования расширилась, теперь его могли получать только интеллигенты, так как это было связано с социальной дифферинтацией общества.
В каждом населенном пункте нашей необъятной страны были, есть и будут различные образовательные учреждения (детские сады, церковно-приходская школы, школы, техникумы, колледжи, институты и т.д.). В настоящее время мы не представляем без них систему образования, потому что именно они формируют в нас все качества, которые свойственны только человеку.
Образование в с. Преображенск началось во второй половине XVIII века с организацией при Преображенском медеплавильном заводе горнозаводского училища[6]. Целью выступала подготовка мастеровых людей по руководству и осуществлению технологическими процессами выплавки металлов на заводе. Обучались здесь, конечно же, не дети крестьян, а дети чиновников высшего сословия[7].
В 1860 году по указанию владельца завода М.В. Пашкова в церковной сторожке псаломщик А.Е. Зорин начал обучение грамоте и чтению псалмов 12-ти учащихся. Уроки велись по программе Ушинского. Затем через 2 года школа была переведена на шестую улицу в дом Родиона Семёновича Матвеева, который находился в распоряжении сельского правления и старшины. Первое время учителем был Худоносов. В 1885 году работали уже специальные учителя: Протопов, Репников. В школе насчитывалось 75 учеников, где преподавались такие предметы: русский язык, арифметика, закон Божий, свободное рисование, физкультура, пение.
Ежегодно рост учащихся изменялся: то уменьшался, то увеличивался. В 1885-1887 гг. работала частная школа, преподавание велось без программы. Учащимися были лишь одни мальчики от 9 до 14 лет, учителем работал семинарист Ефрицкий[8].
В 1891 году в Преображенске начала функционировать церковно - приходская школа, она была однокомплектная, количество учащихся составляло 40 человек (мальчиков). С 1903 года начали обучаться и девочки. С начала ее образования до конца ее существования постоянным учителем был Макар Михеевич Шерстнев, директором Василий Петрович Мальгин[9].
В 1896-1897 учебном году было две школы (церковно- приходские):
первая с количеством учащихся 40 человек, и вторая - с 25 учащимися. Школа размещалась на частной квартире. В 1898 году было выстроено новое здание для школы на церковной земле, где, в начале, училось 30 учеников, только мальчики. В 1903 году было возведено здание для женской церковно- приходской школы. В 1905 году в ней было 3 учителя со 120-ю учащимися, которые распределялись следующим образом: в первом классе -50 учащихся, во втором классе- 40 учащихся, в третьем -30 учеников[10].
В 1909 году была открыта двухклассная школа Министерства народного просвещения со сроком обучения на 5 лет. Заведовал Скоробогатов Г.М., позднее – Зубакин. Школы были под контролем попа и попечителя - богача купца Подрядова. Закон божий был ведущим предметом, уроки начинали с молитвы. По воскресеньям и в праздники учеников строем водили в церковь, заставляя соблюдать посты, говеть и принимать причастия. Из учеников готовили и церковных певчих – хор. Дисциплина в школе была строгая, могли оставить после уроков на 2 часа без обеда[11].
В 1916 году открывается высшее училище, в которое поступали учащиеся, окончившие Министерскую школу и по окончанию получали знания на уровне программы 9-ти классов средней школы. В этом училище не могли обучаться дети крестьян[12].
С 1917 года была открыта земская двухкомплектная начальная школа с 30-ю учащимися. Здесь могли обучаться и дети бедных крестьян[13]. С 1917 года все школы были переименованы в земские, которые работали под управлением Орского уездного земства. В 1918 году учебные заведения Зилаира отошли под надзор Бурзяно-Гангауровского кантона. Школ уже было 4, 3 из которых – были начальные и одна второй ступени. Начальные школы были трех комплектные. В первой ступени было 4 учителя, учащихся - 100 человек, а во второй - 80 человек. Все школы работали до 1925 года[14].
С 1928 года была построена и начала функционировать Зилаирская средняя школа. На протяжении многих лет школой руководили директора: первым был Симонов, в довоенные годы школу возглавляли Домбровский, М.М. Домбровская, Г.П. Калюжная, А.Н. Аранскина, Н.П. Стрижкова. В годы Великой Отечественной войны школа не прекращала свою деятельность, хотя 29 учителей были мобилизованы в ряды Красной Армии. В победный 1945 год директором школы был В.В. Попков, один из основателей педагогической династии Попковых - Годуленко. Далее директорами работали: 1946-1956гг. – Передельский Александр Павлович, 1957-1960гг. Санников Вадим Павлович, 1960-1979гг.- Филиппов Фёдор Иванович, 1979-1982гг - Соболев Пётр Константинович, С 1982-1986гг. – Годуленко Валентина Александровна, 1986-1989гг. Федосеенко Надежда Михайловна, 1989-1993гг. Ерёмкин Виктор Степанович. С 1993 года коллективом учителей руководит Сухов Константин Борисович (см. Приложение 1).
В 1930-1955 годы действовал Зилаирский педагогический техникум, который подготовил более тысячи кадров, для работы с начальными классами. С 1934 года начала действовать Зилаирская сельскохозяйственная школа по подготовке специалистов колхозного производства, впоследствии на его базе была открыто сельское профтехучилище, которое в народе называлось «Зилаирской академией»[15].
В 1947-1948 годы в селе Зилаир работали 3 школы, из которых одна начальная, семилетняя и средняя. Общее количество учащихся во всех школах - 884 человека, учителей - 42 человека.
В 1956 году при школе действовали учебно - опытный участок с плодово- ягодным садом, парник, полевой участок с зерновыми и овощными культурами, цветник. Имелись мастерские: машинная с трактором и комбайном, лесохозяйственная со строгально - фуговальным и фрезерными станками, мотопилами[16].
В 1976 году было построено новое кирпичное здание школы, которой было присвоено имя «Героя Совестного Союза» Н.Р. Ирикова. В 1981 году, благодаря поддержке районной администрации, к основному корпусу был пристроен дополнительный. Старое здание школы просуществовало до 1995 года и вскоре было снесено из-за аварийного состояния[17]. Школа гордится своими знатными учителями, получившими высокое звание в разные годы ее деятельности: Заслуженный учитель РСФСР А.А. Миногина; Заслуженные учителя БАССР Ф.И. Филиппов, В.И. Воробьев, Н.П. Савиных, Б.А. Якунин и другие. Среди знаменитых выпускников школы - профессор, доктор технических наук – Х.С. Гумеров; заслуженный художник РСФСР – А.Д. Бурзянцев; народная артистка РСФСР – Т.И. Ленникова и другие.
Среди педагогического состава разных лет – 30 учителей, имеющих звание «Отличник образования». Особой гордостью являются учительские династии. Династия Шерстневых-Поповых началась еще с истории церковно-приходской школы, где учительствовал основатель династии – Шерстнев Макар Михеевич. Его сын Василий Макарович, учитель немецкого языка, работал в Зилаирской средней школе. Ольга Макаровна много лет была учителем начальных классов в данной школе, а ее дети – заслуженный учитель РБ Попова Лидия Васильевна и Отличник просвещения Серкова Вера Васильевна – до сих пор работают в Средней школе им. Н.Р. Ириков и другие.
За все время существования школа выпустила из своих стен более 4000 талантливых и способных юношей и девушек, среди которых более 76 золотых и серебряных медалистов. До 2007 года в школе обучалось 892 учащихся. В этом же году, с окончанием строительства еще одного школьного здания в райцентре, была открыта башкирская гимназия, и более половины учащихся были переведены туда. В школе осталось 350 учеников.
Гимназии было присвоено имя башкирского поэта Шайхзады Бабича. Всего здесь обучается 442 учащихся, обучение ведется в двух параллелях: на башкирском и русском языке. В данном учебном заведении созданы все условия для углубленного изучения предметов по выбору учащихся: организованы спецкурсы, элективные курсы по выбору. За два года многие гимназисты стали победителями и призерами всероссийских и республиканских олимпиад, конкурсов[18] (см. Приложение 3).
В 2010 году была построена новая кирпичная школа в с. Зилаир. Учащиеся из средней школы им. Н.Р. Ирикова должны были обучаться в данном здании, но из-за аварийной ситуации ученики учатся в старой школе (см. Приложение 2).
Таким образом, история просвещения в с. Зилаир началась еще в XIX веке и продолжается до сих пор. Ведь в настоящее время невозможно представить жизнь без образования.
§2. Развитие медицины в с. Зилаир
Медицина – это система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Актуальность темы заключается в том, что во все времена здоровье человека рассматривалось как одна из высших ценностей общества, которые составляют основу экономического и духовного развития государства[19].
В 1798 году после введения кантонной системы управления башкирские кантоны были разделены на 5 врачебных частей, в штате каждой части был 1 врач, несколько фельдшеров и оспопрививателей[20].
До XIX века лечебные учреждения на территории Южного Урала отсутствовали. Население пользовалось услугами народных врачеваний. Впервые платная медицинская единица появилась в с. Преображенск в 1770 году. В базарные дни лекарь ходил по базару и продавал лекарства. В будни с попутными подводами он выезжал по деревням. В Преображенске лекарь ходил по домам с санитарной сумкой, выдавал лекарства, оказывал больным помощь. Население росло, болезни увеличивались, а хозяевам завода нужны были здоровые люди. Поэтому в 1826 году владелец завода Гусятников дал указание о постройке небольшой заводской больницы. Такая небольшая больница не могла принимать большое количество людей. Поэтому земство в 1907 году строит в селе хорошую больницу с внутренним водоснабжением от ветряного двигателя, был построен дом для врача, а также контора больницы. В зданиях, построенных земством, располагались хирургическое отделение, роддом. На все Преображенскую волость был один врач Федор Николаевич Новиков, который работал в больнице до 1924 года. С ним работали две медсестры и акушерка. Прием больных проводился в амбулатории. Больных на прием приходило очень мало, по 4-6 человек в день. Среди населения в те годы были распространены туберкулез, оспа, трахома, малярия, корь и другие болезни. Медицинские работники старались помочь людям, но многие из них предпочитали самолечение (см. Приложение 4).
В 1928 году было построено двухэтажное здание терапевтического отделения, которое функционировало до пуска в эксплуатацию первого нового двухэтажного здания. В 1930 году после проведения районирования, был образован райздравотдел. Его заведующим в 1930-1940 годы был Федор Афанасьевич Матюхин[21].
К 1934 году медицинскую помощь населению района оказывали две больницы на 55 мест, 5 фельдшерских пунктов, две врачебных амбулатории, зубной кабинет, три пункта первичной врачебной помощи, трахоматозная лаборатория. В 1940 году в Зилаире открывается туберкулезный медпункт, а через год пущен в эксплуатацию рентгеновский кабинет. В послевоенные годы Зилаирская больница стала серьезным медицинским учреждением, здесь функционировали терапевтическое отделение, хирургическое, роддом, инфекционное отделение и отделение для детей с заболеванием костного туберкулеза[22].
В 1978 году пущено в эксплуатацию двухэтажное здание, в котором размещалось хирургическое и детское отделение, сейчас там административный корпус, в 1988 году – поликлиника, а в 1986 году – терапевтическое отделение, в 1993 году – аптека и хирургическое отделение, которые функционирует до настоящего времени[23].
За период с 1983 по 1996 год на месте первых деревянных зданий больницы был построен и введен в эксплуатацию современный благоустроенный больничный городок, где разместились поликлиника на 150 посещений в смену, терапевтическое, хирургическое, реанимационное, детское, родильное, гинекологическое, инфекционное отделения и отделение скорой помощи. Современная система здравоохранения района представлена центральной районной больницей, тремя участковыми больницами, одной врачебной амбулаторией и 34 ФАПми.
Зилаирская центральная районная больница имеет 11 лечебных отделений. Диагностическое отделение располагает клинико-диагностической, бактериологической, серологической лабораториями, рентгенодиагностическим отделением, кабинетом ультразвуковой диагностики, фиброгастроскопии и функциональной диагностики, физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями.
По линии национального проекта «Здоровье» укомплектована новым оборудованием палата новорожденных, приобретены аппараты для искусственной вентиляции легких, кювез и многое другое. Амбулаторно-поликлиническая служба оснащена необходимым диагностическим оборудованием на сумму более 7 миллионов рублей. В результате снизились сроки ожидания, повысилось качество диагностических исследований. В больницу поступило три новых машины «Скорой помощи», укомплектованные необходимым оборудованием.
В больнице работали способные, умелые и талантливые врачи. О первом враче уже упоминали. Затем районной больницей с 1928 по 1935 год заведовал хирург Петр Петрович Митрофанов. С 1930 по 1939 год работал в нашей больнице хирургом Илья Савельевич Инчин. Был он также и главным врачом. С 1929 года работала терапевтом Зинаида Александровна Санникова. 20 лет (с 1936 по 1956 год) проработал в больнице Петр Васильевич Цитронов. Он был хирургом и главным врачом. Старшее поколение зилаирцев хорошо помнит этого требовательного, хорошо знающего свое дело человека. Только благодаря его требовательности в больнице всегда царили порядок и стерильная чистота.
В 1955 году приехал в Зилаирскую больницу работать детским врачом Алексей Александрович Шестаков, затем он долгое время работал рентгенологом, а с 1964 году по 1976 год был главным врачом туберкулезной больницы района. Уже после смерти ему было присвоено почетное звание «Заслуженный врач Башкирской АССР».
Много хороших врачей работали в больнице. Жители с теплотой отзываются о них и сейчас, сравнивая с нынешними медицинскими работниками[24].
Все достижения в повышении качества медицинского обслуживания и улучшения здоровья населения принадлежат трудовому коллективу больницы. Более 40 лет отдали охране здоровья граждан наши врачи-ветераны: Ф.И. Салимгареев, Ф.Н. Султанбекова, Н.Ф. Хачин, специалисты со средним медицинским образованием Р.В. Яковлева, В.И. Вавилова, З.Я. Любимова[25] (см. Приложение 5).
Таким образом, во все времена медицинские работники были и остаются примером самоотверженного служения профессиональному и нравственному долгу. Тысячи спасенных жизней пациентов стали возможны благодаря труду коллектива районной больницы.
Глава II. Становление советской идеологии в с. Зилаир
§1. Село Зилаир в годы установления советской власти
Весть о Февральской буржуазно-демократической революции быстро разнеслась по всей стране. Но людям не верилось, что приходит конец угнетению. Народ боялся открыто высказывать свою радость, боялся вслух говорить об этом. Одним из первых очагов ожесточенной гражданской войны стала Башкирия. В начале июня вспыхнули кулацкие мятежи в Усть-Икинсой, Месягутовской, Айлинской, Кигинской, Емашинской и некоторых других волостях Златоустовского уезда, Свято-Троицкой волости Уфимского уезда и т.д. в ряде мест кулацкие отряды установили контакт с белочешскими частями и участвовали в совместных операциях против советских войск[26].
К середине 1918 года Башкирия почти со всех сторон была окружена контрреволюционными силами и отрезана от жизненно важных центров страны. С запада и востока наступали белочехи и белогвардейцы, с юга и юго-востока – белоказаки атамана Дутова. Волна кулацких мятежей быстро распространялась по всему краю[27].
Как отмечал В. И. Ленин: «Чехословацкое контрреволюционное восстание разбудило кулаков»[28].
После выступления Чехословацкого армейского корпуса в июле 1918 г. территория Оренбургской губернии попала под власть Сибирского правительства. Преображенская волость была захвачена казачьими частями Дутова, на территории с. Преображенское действовал отряд белогвардейцев во главе с ротмистром Назаренко. Восстанавливались старые порядки, проводились массовые аресты сторонников советской власти. Преображенская тюрьма была переполнена. Были расстреляны члены ревкома первого состава. Красноармеец И.А. Кулаков был сожжён в дёгтекурной яме. Летом 1918 г. в районе г. Оренбург, г. Орск и г. Верхнеуральск действовал партизанский отряд Н. Каширина, который восстанавливал в русских селах советскую власть, создавал отряды самообороны. Вскоре эти вооружённые отряды стали заниматься грабежом башкирских деревень.
В январе 1918 г. в Преображенске были образованы 1-й революционный комитет, в состав которого входили Е.П. Бондаренко, М.Н. Бурзянцев, И.А. Зорков, А.С. Миногин, В.С. Савичев, Г.В. Скоробогатов, и ячейка РСДРП (б) во главе с К.С. Голубцовым. В это же время был сформирован отряд Красной гвардии во главе с Н.М. Горшениным, Миногиным и Т.А.Юриным. 2 февраля 1918 г. в Преображенске был создан первый сельский Совет (председателем был избран Н.И.Гусев)[29].
16 июля 1918 года красные отстаивали Преображенск. В течение почти семи месяцев село находилось в руках белогвардейских банд Дутова. Карательные отряды во главе с полковником Ерошенко и земским начальником – ротмистром Назаренко совершали гнусные издевательства над населением. В первую же ночь начали арестовывать борцов за советы. Некоторым, в том числе, С. И. Гадимачику, И.Ф. Юрину удалось скрыться. Савичев В.С., Скоробогатов Г.В., Бондаренко Е.П., Кулаков И.А., Земсков П.А., Миногин А.С., Зорков И.А., Юрин Т.А., Андреев и многие другие были схвачены. 8 человек из них были расстреляны 18 июля 1918 года в местности «Сухая Грива» в первом долу – это Е.П. Бондаренко, И.А. Зорков, А.С. Миногин, В.С. Савичев, Г.В. Скоробогатов, Т.А. Юрин. Фамилии двоих товарищей не установлены, из них один башкир. Лишь Т.А. Юрину (матросу с крейсера Аврора) удалось бежать из-под расстрела. Он схитрил, попросив конвоира передать костюм, в котором он был одет, своей семье. У конвоира появилось желание завладеть одеждой самому, и он разрешил Юрину раздеться. Горящий костер освещал яму – общую могилу, вырытую самими обреченными на смерть людьми. Тимофей Алексеевич начал раздеваться на фоне костра, быстрым движением руки бросил свою бескозырку в одну сторону, а сам метнулся в другую. Ослепленные конвоиры бросились на поиски бежавшего в сторону бескозырки. А Тимофей Алексеевич тихо спустился вниз к Столичному ключу, затем ушел вниз к родственникам на сенокос, где сумел скрыться от белогвардейцев[30].
В зоне Зилаир—Сакмара—Таналык длительное время (до 1926 г.) действовал отряд Петрова, который в разное время выступал то за коммунистов, то против них или действовал под знаменем частей особого назначения (ЧОН). В составе Преображенского отряда численностью 500 чел. были пулемётчики С. Сорокин, П. Лёшин, конники А. Башкатов, С. Лёшин, П. Миногин и другие. 21 февраля 1919 г. началось наступление Красной Армии на Преображенск. После освобождения от белогвардейцев в Преображенске был создан революционный комитет, образован укреппункт Преображенской волости для защиты от нападений «контрреволюционных банд»[31].
1918 год – мрачные дни для зилаирцев. Вслед за первыми арестами и расстрелами последовали другие. Заключенных били в тюрьме на допросах, пороли открыто на площади нагайками и шомполами для устрашения населения. Тюрьма была переполнена. Следователь белогвардеец – Полубояров грозил всех перевешать, но на одном из хуторов был схвачен и повешен. Зверски был замучен красногвардеец Иван Андреевич Кулаков.
В 1918 году летом был арестован в Зилаире комиссар юстиции Оренбургской губернии М.Н. Бурзянцев[32].
В период военных действий в юго-восточных районах Башкортостана, а также при переходе Башкирского войска на сторону Красной Армии командованием 20-й Пензенской дивизии были допущены грубые ошибки в отношении башкир: башкирское население было объявлено контрреволюционным, на него накладывалась контрибуция. Имели место грабежи, незаконные аресты и расстрелы. Так, 28 марта 1919 г. в Преображенске были убиты башкирские поэты Шайхзада Бабич и Абдулхай Иркабаев. А.З. Валидов в докладной записке «О моменте перехода и теперешнем положении Башкирского войска» сообщал: «I Интернациональный полк причинил башкирскому населению Тангауровских волостей много бедствий, в 1-й Тангауровской волости д. Кашкарово целиком ограблена, д. М. Рахимово ограблена целиком, убито 2 человека... в деревне Юлдыбаево изъято 17000 рублей, убито 2 человека... Оренбургский исполком для управления Центральными районами Башкирии создавал независимые от Башревкома «чисто русские» ревкомы в Преображенском... Преображенский Ревком имел при себе... особый «Преображенский отряд»... 7 марта в д. Сабырово Преображенским отрядом были арестованы Председатель Усерганского кантона Каримов, Военный комиссар того же кантона Ахмеров со всеми служащими кантона и 40 солдатами, коих 2 невооруженные. Каримов и Ахмеров после долгих испытаний были освобождены, а все солдаты расстреляны... в Преображенском было арестовано 54 милиционера Усерганского кантона, из коих 47 расстреляно потом Интернациональным полком. В районе Преображенска и Усерганских волостях 1-й Оренбургский Кавалерийский полк и Преображенский отряд и какой-то железный батальон... в середине марта расстреляли одного из видных башкирских деятелей А.Атангулова и его сына Х.Атангулова в дер. Сабырово... в дер. Юлдыбаево — 3 человека... командированные (Башревкомом) в Усерганский кантон тов. Сагитов и Юлдашев в районе Преображенска установили одновременный расстрел 27 башкир, служащих Башкирских учреждений... в Кананикольском и по дороге в него расстреляно в течение недели более 70 подводчиков-башкир»[33].
В конце апреля 1921 года в село Преображенск (Зилаир) вступает уже повстанческая армия Охранюка – Черского. Когда двигались к селу из Красной мечети, боя нигде не принимали. Цель банды Охранюка состояла в том, чтобы вести борьбу за Учредительное собрание. В сёлах и поселках, где останавливались, сам Охранюк проводил митинги на тему «Что дала советская власть», он призывал население к восстанию и, наконец, объявлял мобилизацию. Но население не подчинялось мобилизации и не шло в отряд Охранюка. Исключение – Преображенский завод, где к банде Охранюка присоединилось приблизительно около 200 человек. Между Ташлой и Красной мечетью к ним присоединилась рота башкир. Агитацией среди башкир занимался Амантаев[34].
Показания обвиняемого Григорьева Семёна Васильевича (1893 г. рождения, кузнец по профессии, малограмотный, помощник начальника пулемётной команды): «В 1919 г. я служил во 2-м кавалерийском полку рядовым. В феврале 1921 г. наш 11-й кавполк соединился с 1-м кавполком, и организовался 20-й дивизион 20-й стрелковой дивизии. В том же месяце мы двинулись в Самарскую губернию на банду Попова, но такового там не бьшо, и после сего с деревни Лемеховка в марте нам было дано распоряжение двигаться направлением на Уральск и на Тургай. Двинулись до Урала и поворотили по Уралу и дошли до села Покровки, где был дан бой с отрядом Красной Армии, тут же заняли село Покровку, простояли там, двинулись направлением на Красную Мечеть и, не дойдя до Мечети вёрст 20,15 апреля 1921 г. встретились с красными войсками, которые состояли из одного батальона пехоты и одного эскадрона кавалерии, а командир банды Охранюк пустил в атаку на красное войско два эскадрона кавалерии и привёл в панику красное войско, которое пустилось в бегство. Были взяты в плен весь батальон и часть кавалерии, и со стороны банды было убито два человека, и со стороны красных был один убит и один ранен. После этого боя мы двинулись на Красную Мечеть. 18 апреля 1921 г. мы без боя зашли в Красную Мечеть, и в Мечети Охранюк застрелил одного жителя... и простояли тут два дня и 21 апреля двинулись на Преображенский завод. 25 апреля 1921 г. мы без боя вошли на Преображенский завод и провели там недели полторы и двинулись на пос. Ивановку направлением к с. Кувандыку и поворотили на пос. Самарский и дошли на таковой без боя. Охранюк разграбил посёлок, и двинулись на местечко Баймак. При выступлении из пос. Самарского с помощником эскадрона командира был расстрелян один казак, фамилию которого не помню. Доходя до местечка Баймак, был бой с красными войсками, который было 50 человек конных и пеших. Потери со стороны банды не было, со стороны красных было убито два человека. Простояли в местечко Баймак одни сутки и двинулись на станицу Кизил. При выходе из Баймака красными войсками, состоящими из 900 человек пехоты и 150 кавалерии и 9 пулемётов, был дан удар в тыл движущейся банды. Со стороны банды были потери около четырёх человек, и когда пришли к станице Кизил, красных войск было около 300 человек, из которых во время боя был убит один человек и отобран один пулемёт, а со стороны банды было убито три человека и двое раненых, и было захвачено в плен бандой красных войск около 15 человек, и была Охранюком объявлена мобилизация молодых жителей, года с 1902-го рождения, и простояли там сутки, и двинулись на местечко Украинку, и повернули из Украинки, и была занята станция на Орской жел. дороге. Постояли сутки и думали выступить, но в это время на поезде приехали красные войска, был бой, но без урона с одной и с другой стороны, и красные отступили. После боя двинулись на Адамовку, в Адамовке был бой, потери были с обеих сторон. Банда называлась сперва «Отряд Черского», а потом «Революционная Армия» (протокол допроса от 12 июля 1921 г.). В начале восстания банда расстреливала коммунистов и граждан редко. Но когда к Охранюку присоединился Мамыкин Федор Иванович, 29.03.1903 г.р., преображенский житель, тогда расстрелы пошли направо и налево».
По приблизительным подсчетам было расстреляно коммунистов и беспартийных граждан до 150 человек. В районе Шарлыка банда Охранюка – Черского была разбита и рассеяна, остатки ушли через башкирские степи в Казахстан. По делу о восстании дивизиона под командованием Охранюка – Черского проходили 74 человека. Все они осуждены 26 июля 1921 года коллегией Оренбургского губчека, в том числе к расстрелу – 17 человек, к 5 годам лишения свободы – 2 человека, к лишению свободы на 3 года – 25 человек, к лишению свободы на 1 год – 30 человек. Самого Охранюка – Черского поймать так и не удалось. По одним данным, он ушел в Китай, а по другим – вернулся обратно и продолжил борьбу с советской властью[35].
Таким образом, немало людей погибло за власть Советов, но оставшиеся в живых революционеры продолжали борьбу. Симпатии крестьян были полностью на стороне большевиков. Они саботировали, не выполняли распоряжения белых, прятали скот, фураж, транспорт, продовольствие, не давали подводы. Белые прибегали к порке, а иногда и к более суровым мерам. Крестьяне, взятые, при первой возможности бросали и лошадь, и упряж, сами убегали в лес, в горы. Женщины под всякими предлогами уклонялись от выпечки хлеба для солдат. Молодежь скрывалась в лесах. Несмотря на мобилизацию крестьянской молодежи, с белыми ушли всего 3-4 человека.
§ 2. Советские общественные организации
Башкирская областная партийная организация, являлась одним из отрядов Коммунистической партии Советского Союза, прошла славный боевой путь. На рубеже XX века в Башкирии появились первые марксистские организации. Непосредственное участие в их создании и укреплении приняли основатель и вождь Коммунистической партии В.И. Ленин, его друг и соратник Н.К. Крупская. Деятельность большевистских организаций края неразрывно связана с именами замечательных пролетарских революционеров А. Д. Цюрупы, И.С. Якутова, Г.М. Минишева, Б.Я. Нуриманова и многих других[36].
Летом 1901 года на базе социал-демократической группы и ее кружков образовался Уфимский рабочий комитет, который стал переходить от пропаганды марксизма в кружках к массовой политической агитации среди рабочих, расширил связи с южноуральскими заводами[37].
Один из первых в Башкортостане Советов рабочих и солдатских депутатов был организован в с. Кананикольское 4 апреля 1917 г. На первом же заседании Совет принял решение, обязывающее лесопромышленников повысить заработную плату рабочим, занятым на рубке и сплаве леса. В мае 1917 г. произошло крупнейшее выступление рабочих-лесозаготовителей и крестьян акционерного общества «Орлее» Оренбургской губернии в районе села Преображенское и Кананикольское. На многолюдном собрании крестьяне и рабочие-сезонники приняли решение: «Немедленно произвести безвозмездное отчуждение Кананикольской лесной дачи, весь заготовленный для сплава лес, а также всё имущество, принадлежащее кананикольской конторе «Орлеса»,... передать в ведение земельного комитета»[38]. Подобное постановление было принято и в отношении Преображенской лесной дачи. По предложению оренбургского большевика В.И. Мискинова были избраны Кананикольский и Преображенский земельные комитеты, которые до октября 1917 г. оставались единственными реальными органами власти на местах. В распоряжение комитетов поступило 150 тыс. десятин лесных и иных угодий, они организовывали заготовку дров, выделяли крестьянам сенокосные наделы[39].
Первая молодежная организация в с. Зилаире – союз социалистической крестьянской молодежи – создана в 1917 году, вскоре после февральской революции. Это была демократическая организация, которая ставила целью культурное и революционное просвещение молодежи. Сюда входила передовая молодежь, вышедшая из крестьян дети купцов, чиновников. Союз возглавляла интеллигенция: Гадимачук, Савичев и другие, они стремились вовлечь членов союза и в политическую жизнь. Когда проходили выборы в Учредительное собрание летом 1917 года, члены союза супруги Савичевы, братья Бондаренко, Полозков, Зайцев, Варганов, учительницы Скоробогатова, Лазаревы и другие вели разъяснительную работу среди населения, агитировали, чтобы избиратели голосовали за список кандидатов большевиков – список номер восемь[40].
Урал к этому времени был очищен от белогвардейцев, прочно установилась уже Советская власть. В городах создавались комсомольские организации. Передовая молодежь Зилаира тоже стремилась к объединению. По заданию Оренбургского губкома комсомола комсомольцы политотдела Преображенского укреппункта 19 марта созвали собрание молодежи села. Из воспоминаний М. Юрина: «Как помню, стоял по-весеннему солнечный день. Собрание было не особенно многолюдным: комсомольцы войсковых частей, члены союза российской молодежи и несоюзная молодежь из крестьян. Настроение хорошее, бодрое, и только «российская молодежь» сидела обособленно, не в духе. Собрание открыл Кривошеев Дмитрий. Он затем стал секретарем первой комсомольской организации. После доклада о целях и задачах комсомола, знакомства с уставом, выступлений товарищей, вынесли решение: союз российской молодежи распустить и создать комсомольскую организацию. Члены российского союза демонстративно покинули собрание, и крестьянские парни многие встретили решение собрания недружелюбно, с иронией, высмеивали выступающих, ехидничали. На втором комсомольском собрании группа пьяных хулиганов, подстрекаемых кулацкими сынками учинила дебош, пыталась избить некоторых товарищей. Комсомольцы в долгу не остались, хулиганы получили урок, на подобные выходки больше не решались»[41].
Основным ядром организации были военные комсомольцы: Кривошеев, Киселев, Герасимов, Поваров. Абрикосов, Барабанов, Новиков и другие. Из сельской молодежи в комсомол вступили: Зайцев Иван, Серков Иван, Дериглазов, Юрин М., Чекалова, Полников, Степанов, Ермолаев, Миногин, Зоркова, Зайцев К., Дунаев, Синявский, Баканова, Чертушкин, Серков В., Гордеев, Козлов – это далеко не полный список первых комсомольцев Зилаира (см. Приложение 6).
Постепенно организация росла и крепла. К третьей годовщине Октябрьской революции в ней было уже 80 человек. Вступить в комсомол было не так просто. Здесь учитывали классовое происхождение, политические взгляды и поведение выступающего. Понятие комсомолец среди населения было равнозначно понятию коммунист.
Комсомольцы проводили сбор теплых вещей и продовольствия, участвовали в изъятии запасов хлеба у зажиточных крестьян, оказывали помощь сельскому Совету и комитету бедноты. Входили в состав ЧОН (части особого назначения по борьбе с врагами Советской власти). По вечерам изучали военное дело, а в нужную минуту шли на выполнение боевого задания.
Комсомольцы не подражали мещанским вкусам, пресекали все, обывательское, наносное. Косметика была не в почете, осуждали духи, кольца, крашенные губы, не увлекались танцами. Даже к зубной щеткой некоторое время относились с неприязнью. В рабочей и крестьянской среде раньше этого не было, поэтому и вызывало у них своеобразную реакцию. Девушки в простой красной косынке была нам куда милее, красивее.
В революционные праздники клуб был открыт почти круглые сутки. Комсомольцы проводили антирелигиозные вечера. Программа была затейливая, увлекательная.
С созданием Зилаирского кантона (х-1922 года) организация намного выросла, окрепла. В нее влились новые комсомольцы: Симонов, Чуманов, Глухова, Куликов, Ремеев, Хабаров, Копытин, Грачев, Громов, Шведов, Ванюков, Лобанов и другие. Создано оргбюро канткома комсомола, первыми секретарями канткома были Магасумов, Галин, Бронников. Комсомольцы Зилаира Юрин, Полников, Козлов, Гордеев. Юрин Михаил Иванович был секретарем Куюргазинского волкома. Влияние комсомола на село было большое. Они были вдохновителями многих общественных и культурно – массовых мероприятий, к ним обращались за советом, за помощью.
Комсомольцы, особенно актив, они посещали партийские собрания,
конференции, съезды Советов[42].
Таким образом, по своей работе комсомол ощущал локоть коммунистов, поддержку партии. При Советской власти жизнь в нашей стране неузнаваемо изменилась.
Заключение
История полна загадок и неожиданностей. Тем не менее, все они, как в зеркале, отражают нравы, обычаи и интересы общества, в котором возникли.
История села Зилаир насыщена множеством различных дат и событий. Село охватили те же исторические события, которые были в этот период в России, Башкортостане. Зилаир пережил Гражданскую войну, становление социализма и встал «на ноги», чтобы «жить» и «идти вперед» не смотря на все трудности.
Именно еще в XIX веке в с. Зилаир возникают первые церковно-приходские школы, которые затем «перерастают» в школы и гимназию. Свое начало в этот же период берет и развитие медицины.
Мы знаем, что социально общественный уровень не может существовать без образования. Потому что с каждым годом возникает новая потребность в профессии такой, как учитель, и это неслучайно. По этой причине открывают различные высшие профессиональные образования, школы, гимназии, которые совершенствуются и обновляются в системе образования. Опыт истории показывает, что динамика развития высшего всегда демонстрировала изменчивую позицию, исходя из опыта педагогов прошлого. Ведь выпускник должен быть готов не только как специалист, профессионал своего дела, но и должен был готов сотрудничать, взаимодействовать с обществом на высшем уровне.
Говоря уже о Гражданской войне, то становление и развитие башкирского национального движения связаны с многовековой борьбой народа против национально-колониального гнёта, за сохранение своих земель, культуры и обычаев и, наконец, себя как этноса, а также бурными событиями, охватившими самодержавную. Самостоятельный характер, выделившись из общемусульманского движения, программные положения которого не совсем отвечали интересам башкирского народа. В итоге Башкортостан стал исторической ареной первого опыта советской национальной политики на тюркоязычно-мусульманском Российском Востоке. Эта политика носила чрезвычайно сложный и противоречивый оттенок в силу своей узкоклассовой направленности с проявлениями великодержавного шовинизма и нетерпимого отношения к демократическим принципам и любому инакомыслию.
История национального движения в Башкортостане в первые послереволюционные годы свидетельствуют, что игнорирование права народов на самоопределение, навязывание им сверху тоталитарных порядков, могут привести к начальному концу. Но есть надежда, что в национальной политике властей Российской Федерации восторжествуют благоразумие и верность демократическим ценностям.
Список использованной литературы и источников
I. Источники
1. Очерки по истории Башкирской АССР. – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1959г.
2. Башкирское национальное движение (1917-1920гг.) Уфа, 1926.
3. Очерки истории Башкирской организации КПСС / Под. ред. Иванковой В.П. – Уфа, 1973.
4. В. И. Ленин Полное собрание сочинений. Т. 37. М.
II. Литература
1. А.П. Деревянко История России с древнейших времен до начала XXI века. – М., Право и закон. 2002г.
2. Аминов Т. М. Педагогическое образование в Башкирии и на Южном Урале в дореволюционный период / Т. М. Аминов // История образования в южно-уральском регионе Башкортостана: Коллективная монография. - Уфа: Издательство БИПКРО, 1996.
3. Булавина Н.И. История образования Зилаирского района. – Зилаир, 2009
III. Интернет ресурсы
1. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. Т.М. Аминов Развитие системы профессионального образования в Башкирии (начало XVIII века – до 1917г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com.
2. Отдел образования Зилаирского района. История образования в Зилаирском районе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roo-zilair.ru.
3. БСЭ. – Яндекс. Словари. Медицина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru
4. Медицина РФ. Р.М. Умутбаева 100 лет самоотверженного служения людям. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medicinarf.ru.
5. Зилаир. Ру. Гражданская война на Южном Урале, Гражданская война на территории Зилаирского района РБ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zilair.ru.
6. Ургаза. Ru. Д.А. Сафонов Из истории первой народной революционной армии Охранюка-Черского (1921г.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urgaza.ru.
IV. Периодическая печать
1. А.В. Юрин, В.А. Лаптев Зилаир (Преображенск) // Зилаирские ведомости. 2008. – №1.
2. Развитие просвещения // Сельские огни. 1998.
3. А.В. Юрин, В.А. Лаптев Зилаир (Преображенск) // Зилаирские ведомости. 2008. – №1.
4. Булавина Н.И. От церковно-приходской школы до гимназии // Зилаирские огни. 2009. – №56.
5. И. Парфенова Развитие здравоохранения // Сельские огни. 2005. – 87.
6. Л. Служаева На службе во благо людей // Сельские огни. 1997. – 97.
7. М. Юрин За советскую власть // За коммунизм. 1987. - №131.
8. М. Юрин Комсомольцы – 20-х годов // За коммунизм. 1990 г. –№ 36.
[1] Деревянко А.П. История России с древнейших времен до начала XXI века.– М.: Право и закон. 2002г. - С.4.
[2] Аминов Т. М. Педагогическое образование в Башкирии и на Южном Урале в дореволюционный период / Т. М. Аминов // История образования в южно-уральском регионе Башкортостана: Коллективная монография. - Уфа: Издательство БИПКРО, 1996. - С. 44-54.
[3]Очерки по истории Башкирской АССР. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1959г. – С. 269-270.
[4] Башкирское национальное движение (1917-1920гг.) - Уфа, 1926. – С. 76.
[5]Т.М. Аминов Развитие системы профессионального образования в Башкирии (начало XVIII века – до 1917г. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 13.12. 2012г.
[6] А.В. Юрин, В.А. Лаптев Зилаир (Преображенск) // Зилаирские ведомости. 2008. – №1. – С. 2.
[7] Развитие просвещения // Сельские огни. 1998. – С. 2.
[8] Булавина Н.И. История образования Зилаирского района. – Зилаир, 2009. – С.3.
[9] А.В. Юрин, В.А. Лаптев Зилаир (Преображенск) // Зилаирские ведомости. 2008. – №1. – С.2.
[10] История образования в Зилаирском районе. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 13.12. 2012г.
[11] Н.И. Булавина От церковно-приходской школы до гимназии // Зилаирские огни. 2009. – №56. – С. 2.
[12] Развитие просвещения // Сельские огни. 1998. – С. 2.
[13] А.В. Юрин, В.А. Лаптев Зилаир (Преображенск) // Зилаирские ведомости. 2008. – №1. – С.2.
[14] История образования в Зилаирском районе. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 13.12. 2012г.
[15] А.В. Юрин, В.А. Лаптев Зилаир (Преображенск) // Зилаирские ведомости. 2008. – №1. – С.2.
[16] Булавина Н.И. История образования Зилаирского района. – Зилаир, 2009. – С.5.
[17] История образования в Зилаирском районе. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 13.12. 2012г.
[18] Булавина Н.И. История образования Зилаирского района. – Зилаир, 2009. – С.8.
[19] Медицина. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 23.10. 2012г.
[20] И. Парфенова Развитие здравоохранения // Сельские огни. 2005. – 87. – С. 2.
[21] А.В. Юрин, В.А. Лаптев Зилаир (Преображенск) // Зилаирские ведомости. 2008. – №1. – С.2.
[22]Р.М. Умутбаева 100 лет самоотверженного служения людям. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 23.11. 2012г.
[23]А.В. Юрин, В.А. Лаптев Зилаир (Преображенск) // Зилаирские ведомости. 2008. – №1. – С.2.
[24] Л. Служаева На службе во благо людей // Сельские огни. 1997. – №97. – С. 2.
[25] Р.М. Умутбаева 100 лет самоотверженного служения людям. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 23.11. 2012г.
[26] Очерки истории Башкирской организации КПСС / Под. ред. Иванковой В.П. – Уфа, 1973. – С. 200.
[27] Там же. С. 200.
[28] В. И. Ленин Полное собрание сочинений. Т. 37. М. – С. 313.
[29]Гражданская война на Южном Урале, Гражданская война на территории Зилаирского района РБ [Электронный ресурс]. Дата обращения: 05.02. 2013г.
[30] М. Юрин За советскую власть // За коммунизм. 1987. - №131. – С. 2.
[31]Гражданская война на Южном Урале, Гражданская война на территории Зилаирского района РБ. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 05.02. 2013г.
[32] М. Юрин За советскую власть // За коммунизм. 1987. - №133. – С. 2.
[33]Гражданская война на Южном Урале, Гражданская война на территории Зилаирского района РБ [Электронный ресурс]. Дата обращения: 05.02. 2013г.
[34] Д.А. Сафонов Из истории первой народной революционной армии Охранюка-Черского (1921г.). [Электронный ресурс]. Дата обращения: 11.12. 2012г.
[35]Гражданская война на Южном Урале, Гражданская война на территории Зилаирского района РБ [Электронный ресурс]. Дата обращения: 05.02. 2013г.
[36] Очерки истории Башкирской организации КПСС / Под. ред. Иванковой В.П. – Уфа, 1973. – С. 3
[37]Там же. С. 43
[38] Гражданская война на Южном Урале, Гражданская война на территории Зилаирского района РБ [Электронный ресурс]. Дата обращения: 05.02. 2013г.
[39] Гражданская война на Южном Урале, Гражданская война на территории Зилаирского района РБ [Электронный ресурс]. Дата обращения: 05.02. 2013г.
[40] М. Юрин Комсомольцы – 20-х годов // За коммунизм. 1990 г. –№ 36. – С. 2.
[41] М. Юрин Комсомольцы – 20-х годов // За коммунизм. 1990 г. –№ 37. – С. 2.
[42] М. Юрин Комсомольцы – 20-х годов // За коммунизм. 1990 г. –№ 37. – С. 2.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»