Хамидова Ф.Б.

Современные условия жизни диктуют нам правила. Каждый день появляется очень много информации. Ориентироваться в ней, выбирать верные и неверные варианты, найти подходящую из них- все эти информационно- коммуникативные навыки поможет сформировать изучение письменных исторических источников.

Открывая страницы школьного учебника по истории, мы часто можем увидеть исторические источники разного типа. Я бы хотела выяснить влияние письменных исторических источников.

Письменные исторические источники помогают учащимся не только более целостно представить картину прошлых лет, окунуться в бездну истории, но и научиться анализировать их содержание. Любой источник добавляет больше глубины к изучаемой теме. Письменные исторические источники иногда путают нас, а иногда придают ясности. Это придает больше загадочности, а в тот же момент открытости предмету «история».

Я обосную свои утверждения на примере изучения «Поучения» Владимира Мономаха»

«Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов…» Так начинаются известные сочинения Владимира Мономаха «Поучение». Это произведение, имеющее глубокий морально– нравственный и политический смысл , является, несомненно, важным историческим источником. Как бы печально это не звучало, но на сегодняшний день уровень нравственности современного общества находится не на лучшем уровне. Родители в большинстве случаев отдалены от детей, у них не хватает времени передавать культурный опыт. С каждым годом находятся новые источники, новые факты и события, которые могут изменить смысл и интерпретацию исторических источников, а иногда и их подлинность. Поэтому, исходя из всего вышеперечисленного, изучение исторических источников, а именно «Поучения» Владимира Мономаха, остается актуальным и по сегодняшний день. Рассмотрение исторических источников в целом является важным вкладом в историческую науку.

Владимир Мономах, великий князь Киевский, – сын Владимира Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Свое правление он начал в 1073 году в Смоленске, на Руси стал правителем в 1113 году. Рассматриваемые нами сочинения он написал в XI–начале XII века, известные под несложным названием «Поучение». Они включены в Лаврентьевскую летопись. «Поучение» — это собрание сочинений князя, которые включают в себя само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославовичу. «Поучение» сочетает в себе политические и нравственные завещания князя, адресованные его сыновьям и широкому кругу читателей. Достоверность источника подтверждает упоминание его в Лаврентьевской, Ипатьевской летописях, наличии отзывов об источнике в зарубежной литературе.

В первых абзацах «Поучения» автор указывает на необходимость соблюдения моральных аспектов: «не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте…на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего...Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите»[1].

Изучая содержание этого произведения, понимаешь, что оно содержит высокие морально– нравственные заветы, остающиеся актуальными и по сей день. «Поучение» заставляет нас критически осмыслить взаимодействие людей, по– другому относиться к людям, совершенствовать свои морально– нравственные устои.

Будет большой ошибкой утверждать, что «Поучение» – это семейный документ, включающий свод бытовых нравственных советов. Это документ общественной значимости. Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом[2].

Автор ставит перед каждым задачу сохранения государственного порядка, указывает на обязанность князя заботиться о благе государства, о его единстве. Произведение имеет направленность на агитацию единого и целостного государства, без разрушительных междоусобных войн.

Письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою, написано очень мудро и спокойно, без каких– либо громких слов и оскорблений. Тяжело переживая смерть сына, князь, тем не менее, готов все понять и простить. На войне все равны перед смертью. Его сын погиб, как погибают многие в бою. Погиб, сражаясь на Русской земле с русским князем. И беда заключается не в смерти князя на поле брани. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах утверждает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: «Я тебе не враг, не мститель... И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской»[3]. Д.С. Лихачев отмечал, что «письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды»[4].

В произведении также отражены детали реальной истории: с этнографической точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей, битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов.

Рассматривая автобиографическую часть произведения, можно выдвинуть идею о том, что автор хотел показать себя в пример читателям. Он описывает свою жизнь, основанную на этих заветах и правилах. Мономах предстает перед нами человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Это связано с его позицией «Князь– образец». В «Поучении» Мономах освещает широкий круг жизненных явлений, дает подсказку для ответа на многие социальные и нравственные вопросы своего времени, с учетом того, что они понадобятся будущему поколению.

В «Поучении» ощущается личное чувство автора. Оно наполняет его еще одним дополнительным смыслом – сокровенностью сказанного. В строках заметны отражения видений житейского быта и эпохи. Произведение открывает Владимира Мономаха с человеческой стороны. Он– личность, с огромным набором качеств и желанием изменить мир в лучшую сторону. Для него является очень важным момент проникновения наставления в душу и сердце читателя. Прочитавший эти заветы должен был, по его расчету, изменить свое отношение к окружающим, к Русской земле и к жизни в целом. Он видел читателя с открытым сердцем, в которое он льет свой бальзам наставлений.

Конечно же, в глаза бросается религиозность произведения. Автор, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир, ставит Бога над всем и вся. Он восторгается «божьей мудрости» ради человека: «Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое вовеки по всей земле».

В письме к Олегу Святославовичу выражена идея покаяния, победы добра над злом. Покаяться, по мысли князя, должны все виновные – допустивший гибель его сына Олег, сам Владимир, не предупредивший эту смерть. Автор не оставляет себе выбора, и готов ответит перед судом, если это потребуется. К этому он готовит так же своего читателя.

Подводя итог, мы хотим отметить мощную энергетику этого произведения. Читая его, как будто слышны громкие голоса из прошлого, указывающие на наши ошибки. Этот голос прошлого он дает нам возможность шагать в будущее, ведь если мы не будем учитывать опыт, сохранять и передавать его, то наше будущее под угрозой. Произведение дает ощущение пробуждения. Эмоциональный окрас подпитывает чувство патриотизма и ответственности перед Отечеством.

Использованные источники:

  1. «Поучения» Владимира Монамаха
  2. Лаврентьевская летопись.
  3. Ипатьевская летопись.

Литература:

  1. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. — Л.: Худож. лит., 1987. — Т. 2. — 342 с.

[1] http://old-ru.ru/02-1.html «Поучения Владимира Мономаха».

[2] Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. — Л.: Худож. лит., 1987. — Т. 2. — С. 133-154.

[3] http://old-ru.ru/02-1.html «Поучения Владимира Мономаха».

[4] Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. — Л.: Худож. лит., 1987. — Т. 2. — С. 104.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top