Иванова Е.А.

Введение

Актуальность исследования связана с необходимостью изучения истоков русской культуры. Духовный мир восточных славян, их языческие культы являются теми корнями, без которых любая религия, в том числе и христианская, теряет основу и историю.

Язычество представляет собой сумму всех народных представлений о мире, которые были отражены в мифических сказаниях и отдельных символах материальной культуры. Символом может быть предмет или явление, которые основываются на истории и культуре народа. Сегодня данной проблематикой заинтересовались историки, археологи, лингвисты, этнографы, искусствоведы.

Новизна исследования состоит в отборе и анализе тематического материала с целью комплексного изучения истоков материальной и духовной культуры восточных славян – предшественников русского, украинского и белорусского народов.

Объект исследования – политеизм (вера во множество богов).

Предмет исследования – языческая символика как элемент проявления мировосприятия восточных славян VI-X вв.

Цель исследования - попытаться доказать, что к концу IX в. мировосприятие восточных славян сложилось в устойчивую систему взглядов на окружающий мир.

Хронологические рамки нашего исследования условны – VI-X вв. Они связаны с началом переселения славян на Восточно-европейскую равнину и заканчиваются первыми годами принятия христианства на Руси.

Гипотеза исследования: язычество как мировосприятие помогало древнему человеку приспосабливаться к неизвестным силам природы, делая мир ближе и понятнее.

Задачи исследования: 1) выявить исторические корни появления языческой культуры восточных славян; 2) определить функции и значение символики восточных славян VI-X вв.

Методологической базой исследование явился труд академика Б.А. Рыбакова «Язычество древней Руси» (1987), который явился продолжением его монографии «Язычество древних славян» (1981) и посвящен роли язычества в народной жизни Киевской Руси до принятия христианства[i]. Исследователь А.Н. Афанасьев видит отличительную черту славянского язычества в дуализме – наличии у славян «добрых» и «злых» богов, противопоставление чёрного и белого начал мира[ii]. С целью выявления функций языческой веры большое значение мело изучение энциклопедии символов[iii]. Значимым для нас явилось и исследование А.К. Амброза, доказавшего, что эволюция религиозных представлений восточных славян происходила не путем их полной смены, а путем наслаивания новых представлений на сохраняющиеся старые[iv].

Ценность указанных работ определяется тем, что они базируются на этнографическом (анализе орнамента одежды, украшений дома, резьбы по дереву) и археологическом (каменные идолы, руны) материале, проанализировав который, можно говорить о формировании у восточных славян к концу IX в. Устойчивой системы взглядов на окружающий мир.

Методологической основой исследования является принцип исто­ризма, проблемно-хронологический и историко-системный метод работы с литературой, а так же метод логического анализа.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования материала в ходе преподавания истории России в средней школе.

Глава I. Истоки культуры Древней Руси

1.1. Исторический ракурс начал русской культуры

Древние славяне - потомки первобытных племен, расселившихся в III–II тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Европе. В I в. н. э. славяне стали участниками Великого переселения народов. Во II в. в результате движения на юг германских племен готов, целостность славянской территории была нарушена, и она разделилась на западную и восточную. Славяне первоначально заняли территорию между Вислой и Тисой, а позднее – в V в. распространились на огромных территориях от Балтики до Адриатики и от Эльбы до Днепра[v].

В VI в. восточнославянское («сколотское», скифское) общество достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, справедливо называемой скифской, начинается период их оформления в народность[vi].

Древние восточные славяне не могли объяснить многие явления природы и поэтому наблюдали за ней. В VI в. зарождается дуализм их представлений: зеленый лес служил надежным убежищем от внешних врагов, но в лесу скрывались и разбойники, с ним приходилось бо­роться. Желтая степь являлась символом простора, но в то же время и вечной угрозы со стороны кочевников. Русская культура оказалась более контрастна, чем какая-либо другая.

1.2. Материальная культура восточных славян

Древнерусская культура IX в. складывалась на основе славянского язычества под воздействием христианской Византии, исламского Хазарского каганата (а через него и арабов) и языческих варягов (норманнов). Как и в других древних культурах, в славяно-русском язычестве большое значение имели самые ранние формы политеизма (многобожья) - магия, фетишизм, тотемизм, и особенно анимизм.

Наблюдая за природой, восточные славяне передавали свое отношение через символ (графический знак или ритуал, несущие информацию о истории и культуре народа. Он проявлялся в создании каждого предмета материальной и духовной культуры.

Строя дом, жители обязательно ставили его окнами на восток, чтобы вставая утром видеть Солнце и молиться на него. Ставни дома на ночь закрывали от Нечистой силы, их покрывали знаками-оберегами. Лучи креста были символическим отображением четырех сторон света, единство женского и мужского начал. Последнее символизировало единение солнца и земли. На крыше домов красовался один из тотемов славян – петушок. Наличники над дверью украшала подкова – символ удалого коня – кормилица.

Славяне ставили обтесанное бревно посредине жилища, что символизировало центр мироздания. Бревном служил возможно ствол сосны, так как наблюдая за природой славяне заметили, что ветки сосны направлены вверх – к божественному, ели – вниз – к мирской жизни. Возможно поэтому в русской пословице говорится «в березовом лесу веселиться, в сосновом – молиться, а в еловом хоть повеситься». На черную силу еловой коры ссылается филолог А. Афанасьев[vii]. В двоеверие традиция бревна в центре дома заменилась крестом.

У восточных славян, как пишет академик Б.А. Рыбаков круг обозначался словом «крада» и обозначал огненный круг[viii]. Колесо, как и свастика, подразумевало динамику, движение солнца по небосводу и украшало крынки, кувшины, ведра, предметы домашней утвари. В дни Масленицы и дня Купалы облитые дегтем зажженные колеса скатывали с холмов, изображая движения солнца, поворачивающего на весну или лето.

Шести- или восьми конечный крест (звезда) в круге - знак Перуна - Громовой знак. Его изображали на кокошнике (полукруглое завершение наружного участка стены) в качестве громоотвода. Громовой знак был также нагрудным магическим знаком русской дружины.

По находкам археологов, изученных А.К. Амброзом в бассейне реки Десна, символ плодородной земли – ромб с семенами внутри[ix]. Его можно было увидеть на накидках подушек, скатертях, вышивке рубах и платьев.

Вода счита­лась стихией, из которой образовался мир, ее символы были и в доме: ковши и черпаки (посуда) напоминали уточку или гуся.

Наиболее почитаемыми у славян тотемами (животными-прародителями) среди птиц бы­ли сокол, орел и петух, а среди животных - конь, медведь. Именно эти формы преобладали в детских игрушках.

Таким образом, символ как элемент материальной культуры в единичном предмете воплощал общее представление о зависимости человека от стихий природы. Оберегая себя символами, славяне противостояли природе, стремились воздействовать на нее с помощью символов и ритуалов.

Глава II. Культура языческой Руси VI-X вв.

2.1. Язычество как форма проявления духовной культуры восточных славян

Духовная культура представляет собой комплекс верований, представлений, обрядов. В них через язычество отразилась пол­нейшая зависимость восточных славян от сил природы. Исследователь В.С. Шульгин условно отмечает 4 этапа в развитии славян­ского язычества[x].

1. На первом этапе оформления язычества в первые века нашей эры, в эпоху каменного века племена восточных славян (древляне, поляне, северяне и другие) приносили жертвы злым («упырям») и добрым («берегынам») духам[xi].

Издревле в языческих традициях мировое древо символизировало связь миров: кроне соответствовал мир, который назывался Правь (светлый мир богов, закона), стволу - Явь (земной мир людей), корням - Навь (темный потусторонний мир). Корни дерева символизируют предков, ствол – живущих, а крона – будущие поколения. Отголосок древнего мифа о Мировом Древе мы нашли в сказке про волшебный боб, там старик выращивает волшебную бобовую лозу до самого неба и забирается по ней на облака.

Свое мировосприятие восточные славяне пытались зафиксировать и передать последующему поколению. Лингвисты утверждают, что мы завязываем «узелки на память», так как до греческой у восточных славян была узелковая письменность, доступная лишь жрецам, а потому и не сохранившаяся[xii]. Об этом же свидетельствует и фольклор. В сказках Баба-Яга «завязывала узелки на память», заклинания произносила над горсточкой земли при раззоженном огне, так как славяне поклонялись трем стихиям – земле, воде, огню (солнцу).

Исследователь А. Платов считает, что фиксация знаний у славян шла через знаки – руны. Вероятно произносился знак в процессе магических обрядов, они исчезли вместе с изчезновением жрецов и принятием христианства[xiii]. Существование рунической культуры у Черняховских племен (от нижнего Дуная до левого берега Днепра) следует считать установленным фактом по материалом археологических раскопок Б.А. Рыбакова (1960-е гг.) и М.А. Тихановой (1957-1962). Опираясь на сказания черноризца Храбра «О письменах» (конец IX - начало X в.) о пиктографическом резном письме - зарубках говорит и исследователь В.С. Шульгин[xiv].

2. На втором этапе распространения язычества в VII-VIII вв. древнеславянские божества принимают антропоморфную форму (появляются представления о богах в облике человека) - культ Рода и Рожаниц - творца Вселенной и богинь плодородия Лады (богини весны, сева, красоты) и Лели (богини весны)[xv]. В мировосприятии славян это был культ пред­ков, семьи и домашнего очага. Изображения Лады и Лели воплощены в вышивках ворота рубахи и пояса, через которые якобы выходит душа человека при смерти и ее надо защитить от злых духов (женщины с ветвистыми лосиными рогами в позе рожениц символизировали рождение добра и сытой жизни). Изображений Рода не сохрани­лось, но можно предположить, что «громовое колесо» является его символом.

По сообщениям «Повести временных лет» начала XII в. восточные славяне знали таких богов как Сварог – властелин неба и он создал землю, Сварожич – бог огня, Дажьбог – бог солнца.

3. На третьем этапе развития язычества в 980 г. киевский князь Владимир Красное Солнышко (?-1015) предпринял попытку реформировать язычество. Видимо ему не понравилось что в многобожье верят сильнее (оно было устойчивой системой веры), чем во власть князя, поэтому он решил что , князь с дружиной будут повиноваться идолам Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждь-бога, Симаргла и Мокоши[xvi]. Простые же люди, как считает Б.А. Рыбаков поклонялись Роду, Рожанице, Сварогу, Сварожичу и Велесу[xvii].

На наш взгляд, на этапе 980-х гг. язычес­кая религия постепенно переставала быть связующим звеном между различными социальными группами в Киевской Руси. Рано или поздно она должна была уступить место другой ре­лигии, которая могла бы удовлетворить интересы всех социальных прослоек.

4. Четвертый этап распространения язычества шел параллельно с принятием христианства Русью с 988 г. Языческое миро­воззрение продолжало еще долго существовать наряду с христиан­ским, воплощаясь в феномене двоеверия, а языческие символы переходили в христианские. Например, при язычестве строители киевского капища VIII в. (капь – с древнеславянского идол) устроили его центральную часть в виде большого круга, обводя его прямоугольной кладкой. С 988 г. с принятием христианства и строительством крестово-купольных храмов в византийской традиции центральным местом в храме также было подкупольной пространство, а полукруглый купол стал пониматься как небо на земле[xviii]. Круглый жертвенник капища примыкал к восточной стороне ограды (алтарь в церквях также в восточной части храма).

Таким образом, духовная культура восточных славян была устойчивой системой их взглядов на мир, она была настолько распространенной что дошла и до наших дней. Каждому из нас известны славянские имена Владимир, Лада, Ярослав; поговорки «Солнца – не закроешь, правду – не скроешь». До наших дней дошли обрядо­вые песни, земледельческие календари (сажать растения при молодой луне), обереги-амулеты (крестик), сказки про Бабу-Ягу - природное женское начало, являющееся, с од­ной стороны, добрым помощником, а с другой - злой колдуньей.

Почитание идолов переросло в почитание в христианстве икон; христианский образ Ильи Пророка слил­ся с языческим образом Перуна-громовержца; христианские святые Модест, Власий, Ге­оргий стали покровителями скота. В основе культа Богородицы лежало почитание древней богини плодородия Лады.

Как считает культуролог В.С. Шульгин христианство не могло вытеснить язычество, они сосуществовали мирно, «потому что эти две религии отражали разные стороны жизни человека: язычество касалось взаимоотношений человека с природой, а христианство – взаимоотношений между людьми»[xix].

2.2. Символика восточных славян: ее функции и значение

Символы у восточных славян появились как результат наблюдения человека за природой с целью зафиксировать свое отношение к природе ввиду отсутствия письменности, для образности восприятия и познания мира. Познавательная функция язычества проявлялась в защите своего дома оберегами, тела – одеждой с яркой вышивкой, привлекающей помощь Солнца.

Аксиологическая (оценочная, ценностная) функция язычества позволяет сегодня найти в произве­дениях искусства VI-Х вв. не только знания о явлениях общественной жизни, но и их оценку с позиций добра и зла. В народных сказках высмеивались лешии и кикиморы, воспевалась помощь бушующего «моря-океана» и ветра.

Коммуникативная функция язычества проявлялась в том, что обряды и символы служили общению между людьми. Передача миропонимания от поколения к поколению шла через художе­ственный образ графически и ритуально (танец перед охотой, заклинания перед посевом). Мужчины обучали мальчиков строительству, резьбой покрывали ставни, дверные и оконные наличники, порог и притолок[xx]. На хозяйственных постройках женщины изображены с опущенными вниз руками, просящимися помощи у матери-земли.

Эстетическая функция язычества была направлена на приобщение человека к прекрасному, на формирование его эстетического сознания и худо­жественного вкуса. Постигая цвет и мотивы вышивки, резьбы, ювелирных украшений, славяне более многосторонне начинали ви­деть окружающий мир.

Повышение интеллекту­ального, нравственного, эстетического потенциала язычества обеспечивало общественный прогресс в целом. В этом заключается важнейшая социальная функция культуры.

Таким образом, значение язычества как системы мировосприятия восточных славян VI-Х вв. проявлялось в продвижении славян в познании мира, передаче информации о нем, определении значимости силы воды, земли и огня, которая проявлялась в материальной и духовной культуре народа. Оно помогало эстетическому и социальному развитию человека, учило уважительно относиться к природе, сливаться с ней, а не просто использовать.

Заключение

Формирование древнерусской народности относится к периоду VI-X вв., которое осуществлялось в процессе освоения восточными славянами земель восточно-европейской равнины. Желая приспособиться к явлениям природы им пришлось наблюдать за природой, фиксировать свои знания о ней в предметах материальной и духовной культуры графически (символами) и ритуально. Мировосприятие восточных славян к концу IX в. Сложилось в устойчивую систему, дошедшую до наших дней.

Славянское язычество как комплекс духовных верований, представлений и обрядов проявляется в ритуале утреннего омовения чистой водой и преклонения перед силой воды. Награждая ребенка именем мы верим в том, что Солнце (Ярисло) будет помогать Ярославу, любовь окружающих поможет Любаве, сила и мужество поможет Владимиру. В дни Масленицы мы продолжаем задабривать Солнце выпечкой вкусных блинов. Используя в речи поговорки, мы помним о зависимости от сил природы: «Солнца не закроешь, правду не скроешь», « На чужой стороне и сокола зовут вороною» и другие.

Современная материальная культура также несет отпечаток надежд на силы небесные и земные: алтари наших храмов направлены на восход Солнца, обручальные кольца являются символами добра и любви, подкова над входом в дом обращенная вверх питает наш дом энергией неба и солнца.

Таким образом, мировосприятие восточных славян к концу IX в. сложилось в устойчивую и распространенную систему взглядов на окружающий мир. Оно несло познавательную, аксиологическую, коммуникативную, эстетическую и социальную функции.

Значение языческой символики восточных славян проявлялось в уважении сил природы (земля, вода, огонь), бережном обращении с ней, преумножении ее богатств. Изучение языческого миропонимания восточных славян не отменяет значения научного познания мира природы. Однако мировосприятие славян раскрывает перед нами многообразие проявлений мышления человека и способов его воздействия на мир, учит осмыслению действительности.

[i] Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Просвещение, 1987 // http://naturmed.com.ua/dpages/b-a-ribakov-yazichestvo-drevney-rusi/

[ii] Афанасьев А. Древо жизни: Избранные статьи. - М.: Современник, 1982. - 464 с. // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/afan/index.php

[iii] Полная энциклопедия символов. – М., 2006. – 515 с.

[iv] Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ // Советская археология. – 1965. - № 3. – С. 14-28.

[v] Садохин А.П. Мировая художественная культура. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С. 315.

[vi] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М., 1981. - С. 267-284.

[vii] Афанасьев А. Древо жизни //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/afan/04.php

[viii] Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Просвещение, 1987 // http://www.naturmed.com.ua/dpages/glava-vtoraya/

[ix] Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ // Советская археология. – 1965. - № 3. – С. 17-18.

[x] История русской культуры IX-XX вв. / под ред. Л.В. Кошман. – М.: Дрофа, 2002. – С. 22-23.

[xi] Афанасьев А. Древо жизни: Избранные статьи. - М.: Современник, 1982. - 464 с. // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/afan/index.php

[xii] Б.А. Рыбаков Узелковое письмо древних славян // http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/30-372-1

[xiii] А. Платов. Славянские руны: два века исследований // Варвары. – М.: Метагалактика, 1991. – С. 193 // http://kladina.narod.ru/platov/platov.htm

[xiv] История русской культуры IX-XX вв. / под ред. Л.В. Кошман. – М.: Дрофа, 2002. – С. 25.

[xv] Полная энциклопедия символов. – М., 2006. – С. 221.

[xvi] Полная энциклопедия символов. – М., 2006. – С. 222.

[xvii] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981. – С. 143.

[xviii] Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – С. 325.

[xix] История русской культуры IX-XX вв. – М., 2002. - С. 15.

[xx] Полная энциклопедия символов. – М., 2006. – С. 221.

Список использованной литературы

  1. Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ // Советская археология. – 1965. - № 3. – С. 14-28.
  2. Афанасьев А. Древо жизни: Избранные статьи. - М.: Современник, 1982. - 464 с. // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/afan/index.php
  3. История русской культуры IX-XX вв. / под ред. Л.В. Кошман. – М.: Дрофа, 2002. – 480 с.
  4. Платов А. Славянские руны: два века исследований // Варвары. – М.: Метагалактика, 1991. 191-211 // http://kladina.narod.ru/platov/platov.htm
  5. Полная энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. – М.: АСТ; Спб.: Сова, 2006. – 515 с.
  6. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Просвещение, 1987 // naturmed.com.ua/dpages/b-a-ribakov-yazichestvo-drevney-rusi/
  7. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981. – 389 с.
  8. Рыбаков Б.А. Узелковое письмо древних славян// Рассвет Сварога. – 2010. – 18 ноября // http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/30-372-1
  9. Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top