Соловьева М.П.
Шестьдесят восемь лет прошло с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. И все эти годы мы живем под мирным небом. За мирное небо над землей, за счастье трудиться, учиться и жить, мы благодарны нашим ветеранам войны, в числе которых наши дорогие учителя, прошедшие суровые огненные дороги войны и посвятившие всю свою оставшуюся жизнь нам, нашей школе №2. Это люди, у которых самая мирная на свете профессия, несущая людям свет, радость, счастье.
Елабуга испокон веков славилась педагогами. Сложно забыть о боевом и гражданском подвиге учительства в годы Великой Отечественной войны. В нашей школе №2 бережно хранят память об участниках сражений: «военный» директор Лапшин Николай Павлович с первых и до последних дней воевал на Ленинградском и Белорусском фронтах в составе 1-го Белорусского фронта, участвовал во взятии Берлина; Ивыгин Леонид Степанович участвовал в боях с милитаристской Японией (учитель математики, а также заведующий учебной частью);Колчин Николай Иванович служил в войсках противовоздушной обороны (учитель математики);Буйлов Павел Васильевич – разведчик (рабочий по хозяйству);Лобанов Аркадий Васильевич - снайпер (учитель черчения и рисования);Макарова Наталья Яковлевна - медицинская сестра, дошедшая до Берлина (учитель начальных классов);Смурова Ксения Афанасьевна - зенитчица (учитель химии); Долонин Александр Петрович- участник Сталинградской битвы (учитель физики); Леонтьев Николай Владимирович - участник войны (учитель физики и математики, заведующий учебной частью); Шведчиков Федор Васильевич - участник войны (учитель по основам военной службы); Бузов Алексей Капитонович - участник войны (учитель трудового обучения). Это люди, благодаря которым стала возможна Великая Победа в Великой Войне.
Самоотверженным трудом в тылу врага советские люди приближали Победу. И среди них учителя нашей школы, которые в годы войны были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.»: это Куланина Н.Ф. (учитель химии), Белова Е.Л. (учитель русского языка и литературы), Савина А.Н. (учитель начальных классов), Заморева А.Н. (учитель математики). Кроме основной работы на их плечи легли заботы общественного характера. Какую только работу не пришлось выполнять учителю во время войны?! Трудились на любом участке и физически, и как пропагандисты. Как бы трудно не жили, а праздники отмечали. Особенно почитались 7 ноября, Новый год и 1 мая. Ждали с нетерпением концерты, посвященные красным дням календаря, которые готовили учителя вместе с учениками. Без музыки пели и ставили танцы, спектакли. Пришедшие на концерт восхищались игрой самодеятельных артистов, забыв об усталости. Ведь это были единственные артисты, которые могли обогреть душу, истосковавшуюся по концертам. Хоть ненадолго люди забывали о войне.
Сложны судьбы учителей-участников войны: прошли трудный путь к Великой победе над фашистскими захватчиками, сделали профессию учителя не просто своим призванием, но и воспитали в духе любви подрастающее поколение. Исследовать их жизнь и подвиг необходимо, потому что они история, прикоснувшись к которой, можно почувствовать, что интерес к этой области жизни никогда не пропадет. Именно на таких, как они, держится и будет держаться Россия.
Введение
У нас больше принято говорить о героях. А разве не подвиг жизнь простого русского человека, который прошел через смертоносную войну, а потом изо дня в день трудился. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. А просто в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он родился. Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски на домах, где они жили и живут, не называют улиц их именами. Потому, что таких людей миллионы. Именно на них держится и будет держаться Россия. В работе я хочу рассказать об учителях - участниках Великой Отечественной войны города Елабуги школы №2.
Бесстрашные деяния батыров, их славные имена нашли отражение в легендах, народных сказках. Мужество и героизм не подвластны времени, и сегодня, как и много столетий назад, в народе рождаются все новые герои.
Беспримерная самоотверженность народов Татарстана в годы Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти людской. И не только нынешнее поколение, но и многие грядущие будут склонять голову перед бессмертным подвигом Героев…
Вторая Мировая обрушилась на нашу страну как лавина в 1941 году. Она сломала миллионы судеб жизней, уничтожила колоссальное количество ни в чём не повинных людей…. Более полувека отделят нас от последних сражений страшной и кровавой войны. Шестьдесят восьмой раз на нашу родную землю приходит цветущая, соловьиная, мирная весна. И чем дальше уходит от нас грозные военные годы, тем ближе сердцу величие народного подвига, тем более масштабным представляется значение Победы над фашизмом.
Подросло, возмужало и состарилось не одно поколение людей, но отголоски тех тяжёлых дней будут слышны ещё не один десяток лет, а может быть и сотни лет. Война - это событие, которое удалось пережить немногим нашим землякам, но ещё предстоит переосмыслить всем живущим.
Чувство истинного патриотизма, искренняя любовь к Отчизне, убежденность в правоте и справедливости нашей борьбы, вера в крепкую дружбу и взаимопомощь между народами – вот те источники, из которых черпал свою силу наш многонациональный народ в годы беспощадной схватки с врагом. Помогли выстоять в жестоких испытаниях невероятный духовно-нравственный подъем в массах, нерушимое единство фронта и тыла.
Победа не далась легко. Война унесла более 27 миллионов жизней наших соотечественников, 320 тысяч из них – наши земляки. Они самоотверженно сражались против фашистов на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, в тылу врага – на суше, на море, в воздухе. Многие овеяли свои имена вечной славой. Поле битвы оказалось тем местом, где выяснилось, кто есть кто. На войну были мобилизованы одиннадцать молодых людей, которые после завершения войны связали свою дальнейшую жизнь с педагогической деятельностью в нашей школе. Я решил исследовать их жизни подвиг потому, что они – история, прикоснувшись к которой, почувствовал, что интерес к этой области жизни у меня никогда не пропадет.
Неужели это они, знающие историю не по книгам и газетным статьям, а сами активно творившие ее?
Кто такой герой? Чем он отличается от нас, простых и заурядных? Что чувствует и о чем думает человек, совершающий подвиг? Что толкает его на этот путь?
В жизненном пути учителей-участников войны я нашел ответы на эти вопросы. Их биография оставила огромный отпечаток в моей жизни.
Работа интересна еще и тем, что материал представлен со слов самих очевидцев событий, архива бывшего Елабужского государственного педагогического университета (ныне филиал Казанского университета) и музея школы №2 имени Н.А.Дуровой (ранее имени Говорова).
Глава I. Уходили на фронт учителя-земляки
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны, внезапно, по-разбойничьи напала на нашу страну.
1418 дней и ночей, затаив дыхание, весь мир следил за ходом гигантской битвы, в которой решалась судьба первого в мире социалистического государства, но и судьба других народов, будущее мировой цивилизации.
Фронт был далеко от берегов Камы. Но каждый елабужанин почувствовал его горячее дыхание, каждый понял: над страной нависла смертельная опасность.
Всеобщий патриотический подъём трудящихся города, их ненависть к врагу проявились в том, что люди потоком шли в райвоенкомат с просьбой о добровольном зачислении их ряды Красной Армии. Заявления подавали рабочие, колхозники, учителя, пенсионеры и даже школьники. Их основную массу составляли коммунисты и комсомольцы.
Елабуга оказалась городом, достойным Советской страны.Огромный вклад в эту победу внесли жители Елабуги и Елабужского района.
Из города Елабуги ушли на фронт 13952 человека; 5140 из них навеки остались лежать на полях сражений. Среди тысяч елабужан, защищавших Родину от немецко-фашистских захватчиков, было 410 женщин. Они наравне с мужчинами перенесли все тяготы фронтовой жизни.Погибло на фронтах Великой Отечественной – 5 тыс. 140 человек, а это каждый третий. Награждены орденами и медалями 6 тысяч 500 человек, среди них 10 Героев Советского Союза, один - полный кавалер орденов Славы.Все эти цифры я озвучил для того, чтобы каждый еще раз вспомнил и оценил ту жертву, которую наши предки принесли во имя мира на земле.Современники тех памятных лет- ветераны педагогического труда и их воспоминания о «лихой године» и сложных буднях педагога.
Елабуга испокон веков славилась педагогами, которые работают в детских дошкольных учреждениях, средних общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, в средних специальных и высших учебных заведениях.Большое внимание в работе уделено тем, кто прошел сложный путь к Великой победе над фашистскими захватчиками, кто сделал профессию учителя не просто своим призванием, но и воспитал в духе любви подрастающее поколение.
Сложно забыть о боевом и гражданском подвиге учительства в годы Великой Отечественной войны. И в нашей школе бережно хранят память о «военном» директоре Лапшине Николай Павловиче; Ивыгине Леониде Степановиче, участвовавший в боях с милитаристской Японией (учитель математики, а также заведующий учебной частью); Колчине Николае Ивановиче, служивший в войсках противовоздушной обороны (учитель математики); Буйлове Павле Васильевиче - бывшем разведчике (рабочий по хозяйству); Лобанове Аркадии Васильевиче - снайпере (учитель черчения и рисования); Макаровой Наталье Яковлевне - медицинской сестре, дошедшая до Берлина (учитель начальных классов); Смуровой Ксении Афанасьевне- зенитчице (учитель химии); Долонине Александре Петровиче - участнике Сталинградской битвы (учитель физики); Леонтьеве Николае Владимировиче- участнике войны (учитель физики и математики, заведующий учебной частью); Шведчикове Федоре Васильевиче - участнике войны (учитель по основам военной службы); Бузове Алексее Капитоновиче - участнике войны (учитель трудового обучения); об учителях - тружениках тыла: Куланина Наталья Федоровна (учитель химии), Белова Елизавета Леонтьевна (учитель русского языка и литературы), Савина А.Н. (учитель начальных классов), Заморева Анна Николаевна (учитель математики). Это люди, благодаря которым стала возможна Великая Победа в Великой войне.
Глава II. Участие учителей школы №2 в Великой Отечественной войне
Есть мужество, доступное не многим,
Все понимать и обо всем молчать.
И даже в дружбе оставаться строгим,
А если боль – о боли не кричать.
Михаил Львов
Это стихотворение о таких людях, как Николай Павлович Лапшин, нашем земляке, о герое, который почувствовал все тяготы военной жизни.
Николай Павлович Лапшин (январь 1922 – сентябрь 1987) с первых и до последних дней являлся участником Великой Отечественной войны: воевал на Ленинградском и Белорусском фронтах в составе 1-го Белорусского фронта, участвовал во взятии Берлина. Награжден орденом «Великой Отечественной войны» I степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» и т.д.
После войны Николай Павлович всего себя отдал делу воспитания и обучения подрастающего поколения. Работал в Тамбовской области директором школы, инспектором районо, заместителем председателя райисполкома.
В 1956 году после окончания аспирантуры Московского областного педагогического института переезжает на жительство в Елабугу, где до 1961 года работает заведующим кафедрой педагогики Елабужского пединститута, затем деканом факультета педагогики и методики начального образования.
С 1966 по август 1977 года он работает в органах народного образования в качестве заведующего педагогическим кабинетом, инспектором и заведующим городским отделом народного образования, учителем истории школы № 3, директором школы №2.
Вместе с учащимися елабужской средней школы № 1 он совершил экскурсию в город Ленинград, прошел с ними по местам боев маршала Л.А.Говорова. Работая учителем истории в средней школе № 3, вновь организовал поход по военным местам, где проходил передний край обороны Ленинграда. Вместе с ребятами он привез осколки мин, снарядов, пробитые пулями котелки и каски, что послужило началу создания в школе музея боевой славы, посвященному обороне Ленинграда, организатором и руководителем которого стал он сам.
Став директором средней школы № 2, Николай Павлович занялся с ребятами изучением 330-го полка, который до войны много лет стоял в Елабуге, а в годы войны сражался в Белоруссии, затем на Ленинградском фронте.
Находясь на заслуженном отдыхе, часто встречался со школьниками, рассказывал им о Великой Отечественной войне, принимал участие в составлении первой книги по истории нашего города «Здравствуй, Елабуга!», увидевший свет в 1980 году.
Писать в газету начал на фронте в 1942 году. Первая его заметка во фронтовой газете «На страже Родины» была посвящена подвигу разведчика –
однополчанина Н.Суханова. Затем по поручению командования писал историю третьего гвардейского разведдивизиона, сражавшегося под Ленинградом.
В «Новой Каме» начал сотрудничать с 1957 года. На протяжении многих лет, являясь активным корреспондентом газеты, публиковал статьи на педагогические темы, отрывки из воспоминаний о войне. Им были напечатаны статьи, посвященные нашему земляку, Герою Советского Союза Л.А. Говорову под рубрикой «По командным пунктам Маршала Говорова» и «Юность полководца».
Последняя его работа была посвящена развитию образования в нашем городе.
Наши учителя, чья юность прошла в гимнастерках и керзовых сапогах: Макарова Наталья Яковлевна- медицинская сестра, которая вместе с другими медицинскими работниками возвращала в строй солдат.В Елабуге курсы медсестер были открыты с начала войны. Их она и закончила. В 1942 году в девятнадцать лет в числе 144 человек она ушла на фронт. Служила в военно-полевомгоспитале, где вместе с товарищами лечила раненых. Наталья Яковлевна победоносно дошла до Берлина и расписалась на стенах рейхстага.Смурова Ксения Афанасьевна- зенитчица, комсорг роты. Она попала на фронт в неполные восемнадцать лет в декабре 1942 года. Половина ее семьи состоящая из восьми человек была на фронте. Кроме самой Ксении Афанасьевны, на фронте воевали ее отец и три брата. Каково же было матери ежедневно ждать письма с четырех разных сторон? Всех ли она дождалась с фронта? Нет! Погиб отец. Вернувшись с фронта, от ран умер брат. Служила в войсках противовоздушной обороны по охране неба города Москвы. По звуку должны были они различать фашистские самолеты и тут же передавать на командный пункт роты. С каждым днем повышалось боевое мастерство девушек. Уже в 1943 году ни один самолет не прошел на Москву. В 1945 году участвовала на Празднике Победы. Столица салютовала. Все небо было освещено прожекторами, один из которых принадлежал нашей учительнице - Ксении Афанасьевне. Ивыгин Леонид Степанович – командир минометного расчета, воевал на Дальневосточном фронте (участвовал в боях с милитаристской Японией). Семнадцатилетним юношей 10 ноября 1943 года он ушел на фронт.После войны продолжал служить на границе. Долгих восемь лет продолжалась служба Леонида Степановича, а это в восемь раз дольше, чем служат теперь солдаты. Ровно через десять дней ушел на фронт Колчин Николай Иванович. За его плечамибыла семилетка и первый курс педагогического училища.Служил в войсках противовоздушной обороны. В его военной профессии была такая особенность: во время воздушного полета все солдаты прижимались к земле, а бойцы противовоздушной обороны поднимались во весь рост и защищали Родину от врага. Победу встретил Николай Иванович в Польше. Самый старший из наших ветеранов - Буйлов Павел Васильевич - бывший разведчик. У него - золотые руки. Пока он был жив, к нему всегда за помощью обращались учителя. Заказы он выполнял быстро и с высоким качеством. Лобанов Аркадий Васильевич-снайпер, командир роты автоматчиков. Родился и вырос в Бондюге (ныне Менделеевск). В школе снайперов онполучил звание младшего лейтенанта. Военная профессия его была очень опасна, особенно когда начиналась охота двух снайперов- противников друг на друга. Порой приходилось лежать в сугробе или на раскаленной жаркой земле. В один из таких дней он отморозил руки и ноги. Не раз ему как командиру роты приходилось водить в атаку солдат. В один из таких боев в августе 1943 года Аркадий Васильевич был ранен в ногу. Госпиталь. В свои неполные восемнадцать лет вернулся с фронта инвалидом 3 группы.
Самоотверженным трудом в тылу врага советские люди приближали Победу. И среди них учителя нашей школы, которые в годы войны были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.»: это Куланина Наталья Федоровна (учитель химии), Белова Елизавета Леонтьевна (учитель русского языка и литературы), Савина А.Н. (учитель начальных классов), Заморева Анна Николаевна (учитель математики).Кроме основной работы на их плечи легли заботы общественного характера. Какую только работу не пришлось выполнять учителю во время войны?! Трудились на любом участке и физически, и как пропагандисты. Как бы трудно не жили, а праздники отмечали. Особенно почитались 7 ноября, Новый год и 1 мая. Ждали с нетерпением концерты, посвященные красным дням календаря, которые готовили учителя вместе с учениками. Без музыки пели и ставили танцы, спектакли. Пришедшие на концерт восхищались игрой самодеятельных артистов, забыв об усталости. Ведь это были единственные артисты, которые могли обогреть душу, истосковавшуюся по концертам. Хоть ненадолго люди забывали о войне.
Глава III. Интервью-воспоминания учителя школы Долонина Александра Петровича о годах боевых
Я представляю перед собой высокого седого человека, не утратившего благородства и изящества движений, вызывающего приятный трепет уважения и удивления. У него внимательные и проницательные глаза, спокойное выражение которых еще раз подчеркивает скромность и достоинство. Время щедро посеребрило волосы ветерана, но не его память. Он с особым чувством делился своими воспоминаниями о подвигах, личных заслугах, и больше рассказывал о своих товарищах, просил не забыть о них.
Стоит солдат. Виски седые.
Стоит и слезы на глазах:
Он вспомнил годы боевые,
Друзей полегших на полях.
Пройдя войну, огонь сражений,
Солдатской Славы кавалер
И в мирной жизни, в дни учений
Для нас не меркнущий пример
Родился 7 ноября 1923 года, но свидетельство о рождении выдано от 9 декабря 1923 года (из записи в церковной книге). Окончил школу в 1941 году. Где-то в июле послали в военное училище (до этого было несколько медкомиссий - браковали по слуху, так как левое ухо не слышит) в поселок Шиханы Саратовской области. Оказалось, что набор там уже был закончен и его направили в авиационное училище, но медицинская комиссия снова забраковала Александра Петровича. Он был направлен домой в нынешний Менделеевск, где продолжал работать до 23 марта 1942 года слесарем- штурвальным в Бондюге.
С 23 марта 1942 года начинается его служба в армии: сначала в Виленском пехотном училище города Сталинск (ныне Новокузнецк). 9 ноября должны были начаться экзамены, но в связи с плохим положением на фронте- прорыв фашистов к Сталинграду- часть училища (в том числе пулеметный дивизион, где он был) рядовыми направили на формировку. Александр Петрович попал в 24-ю гвардейскую дивизию, станковым пулеметчиком.После окружения фашистов под Сталинградом основной фронт оказался почти пустым- в эту пустоту ввели дивизию, в которой служил Долонин А.П. Начались бои по освобождению населенных пунктов.
В декабре выдали валенки, а началась оттепель, дожди. Нужно было наступать. Станкач «Максим» весил 4 пуда (около 64 кг). Если во время боя на пути была пехота, да огонь немцев, то команду «Вперед!» выполнять с таким пулеметом было очень тяжело. В ответ не скажешь «Не могу». Так в непрерывных боях прошел месяц. Вспоминается ночная атака на хутор Веселый Ростовской области. Кто- то из бойцов не выдержал, закричал «Ура!», другие подхватили, хотя бежать еще оставалось метров 500. Немцы успели занять огневые позиции во дворах и огородах. Александр Петрович был ранен в левую руку. Ранение долго не давало работать рукой, даже пальцы не шевелились, хотя рана зажила. Направили в батальон выздоравливающих, началась мучительная разработка руки. После этого с войсками и боями прошел Украину, Бессарабию, Румынию, Болгарию, где за взятие города Рущук получил звание «Рущукский полк». И снова Румыния, Югославия, Венгрия. В декабре 1944 года, примерно в начале двадцатых чисел, вызвали в штаб полка и заявили: «Поедете учиться на курсы младших лейтенантов в город Харьков». Подали команду «Кругом! Оформлять документы шагом марш!»
Курсы закончил в июне 1945 года. В звании младшего лейтенанта с двумя товарищами направлен в Германию город Грюнау- пригород Берлина. Город был абсолютно цел, хотя в двух километрах начинался Берлин, а там ни одного целого дома. Женился на ефрейторе- связистке. В 1946 году родилась дочь, а в 1948 году жена заболела туберкулезом. Подал рапорт о переводе в Россию. Направили в Западную Украину. Еще два с половиной года воевал с бендеровцами. Зверства они чинили страшные. В сентябре 1950 года демобилизован по болезни в звании лейтенанта. Поступил в Елабужский учительский институт, который закончил в 1952 году «с отличием». В этом же году организовалась вторая средняя школа, где Александр Петрович начал работать сначала учителем математики (два года), а затем учителем физики. В школу ходил в офицерской шинели. Стал плохо слышать правым ухом (левое не слышит с детства). С сентября 1975 года- на пенсии по выслуге лет, а затем и по старости.
Долонин Александр Петрович ныне жив и здоров. Я с ним поддерживаю постоянное общение. Он - интереснейший человек. Осенью 2013 года он отметил своё 90 - летие.
Награды:
1.Орден «Красная Звезда»
2.Отечественная война 2-ой степени
3.Медаль за доблестный труд в честь 100-летия рождения В.И.Ленина
4.Юбилейные медали
5.Значок «Отличный пулеметчик»
6.Значок «Гвардия»
Заключение
Шестьдесят восемь лет прошло с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. И все эти годы мы живем под мирным небом. За мирное небо над землей, за счастье трудиться, учиться и жить, мы благодарны нашим ветеранам войны, в числе которых наши дорогие учителя, прошедшие суровые огненные дороги войны и посвятившие всю свою оставшуюся жизнь нам, нашей школе. Это люди, у которых самая мирная на свете профессия, несущая людям свет, радость, счастье.
Героизм – это одно из проявлений духовной красоты. Не случайно превыше всего народ ставил величие духа человека. Для меня учителя, о которых я рассказал- Герои. Мы гордимся ими.
«Учитель- мирный человек, но в сорок первом каждым нервом он защищал двадцатый век, чтоб жили школы в двадцать первом …»
За все эти годы не было ни одного дня, чтобы где - нибудь не убивали людей. Каждую минуту на нашей земле от пуль и голода погибают люди, плачет ребенок, чья- то мать проклинает убийцу. Вот почему мы вновь и вновь вспоминаем об этом. Вот почему бередим старые раны. Мы должны сохранить такой хрупкий мир. Он достался нам слишком дорогой ценой.
Завещано беречь нам этот мир,
Такой неповторимый на рассвете,
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
В ХХI веке, перешагнув порог третьего тысячелетия, хочется пожелать в будущем жить без воин. Пусть в грядущих веках больше не будет героев, павших на поле боя. А нам, зная цену своих Героев, будет суждено жить спокойно и счастливо.
Список используемой литературы
1. Архивные данные бывшего ЕГПУ (ныне КФУ)
2. Архивные данные музея школы №2 имени Н.А.Дуровой (ранее имени Говорова)
3. Исторические исследования Елабужского музея – заповедника
4. Интервью живых участников войны (Долонина А.П.)
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»