Прохоренко А.С.
Введение
Иногда задаёшься вопросами: «С чего начинается Родина? Что такое человек и что главное в его жизни?» Возможно, основное – это друзья, первая любовь, семья. Но нужно помнить, что все мы родом из детства, все мы родом из школы. Это наш второй дом, где мы получаем необходимые знания, учимся отличать добро и зло, правду и ложь. Здесь мы выбираем свой путь, по которому пойдём по жизни. Именно в школе нам встречаются друзья, первая любовь, а также наши дорогие учителя, которые всегда рядом. Здесь нам интересно и хорошо. Мы проводим половину времени за увлекательными занятиями, узнавая всё больше нового. Из школы мы выходим поумневшими и подготовленными к испытаниям судьбы.
Поэтому занимаемся научно-исследовательской работой в исторической секции, самой первой решили исследовать историю родной школы. Ведь это место, где мы учимся с первого класса, где проводим половину своего времени, место, которое мы успели полюбить как второй дом. Конечно же, нам не безразлична удивительная жизнь нашей альма-матер.
Начали мы с самого начала, а именно, с основания. О нашей школе есть много информации, но сведения о ней отрывочны и разбросаны по разным источникам. Мы решили обобщить данные знания и поделиться ими с общественностью и школьным сообществом.
Информацию мы черпали из следующих источников: интернет, из центральной Павловской библиотеки, из краеведческого музея, из книги И.А. Ипилова «Страницы истории», встречались с Павловским краеведом Н.Н. Зубащенко, пользовались архивами, периодической печатью, встречались с известным краеведом Павловска Зубащенко Н.Н. В результате вышла такая работа.
I. Истоки Ольгинской гимназии
Основание Павловской гимназии
В 1874 году в Павловске была открыта женская прогимназия (неполная гимназия с четырехлетним сроком обучения).
В 1897 году прогимназия находилась на Красной Большой улице (проспект Революции), а когда здание сгорело, перешла на улицу Сенявина (в последствии улица Суворова) в старое здание автошколы.
В 1898 году в гимназии открылся 5 класс, и в этом же году для нее было построено новое здание на Красной Большой улице (ныне главный корпус Павловской гимназии). Здание было построено на средства городской казны специально для учебного заведения, являвшегося сначала прогимназией, а через несколько лет – гимназией. (Приложение №1) В возведении здания по проекту архитектора Баранова принимали участие басовские каменщики, среди которых был Райков. Красивейшее двухэтажное строение поразило современников величием и грандиозностью. И сейчас школьники очень любят это архитектурное сооружение, его дизайн, внутреннее оформление: огромные светлые окна, высокие потолки, удобные лестницы. Самым красивым в гимназии было и остаётся помещение актового зала. (приложение 2)
В 1900 году в женской гимназии прибавились 6 и 7 классы.
Через несколько лет, когда количество учащихся в женской гимназии увеличилось, для младших классов было построено новое здание на улице Набережной (теперь базовая начальная школа). (приложение 3)
Однако в книге Л.В.Кригер и Г.А. Чеснокова «Архитектура исторических городов Воронежской области» сказано, что «это этажное здание приходского училища (ул. Покровская, 6), стоящее на пересечении улиц Покровской и Набережной. Вход в него был с улицы Покровской, а не с Набережной, как сейчас.
Княгиня Ольга
Гимназия называлась Ольгинской по имени родной сестры императора Николая II - Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны Ольденбургской. (приложение 4). Долгие годы старожилы и краеведы нашего города считали, что она называлась «Ольгинской» в честь старшей дочери последнего русского императора Николая II Ольги Николаевны Романовой.
Об этом научном открытии стало известно ещё 31 марта 2008 года из телефонного разговора с московским генерал – майором ФСБ Александром Владимировичем Жильцовым. Документ был найден в одной из московских библиотек совершенно случайно. Через несколько дней текст документа Александр Владимирович Жильцов прислал директору краеведческого музея Павловска Татьяне Владимировне Яцковой. В газете «Вести Придонья» за 19 апреля 2008 года вышла статья «Неизвестная страница истории города» научного сотрудника музея Ивана Васильевича Удодова, где приводится текст найденного А.В. Жильцовым документа. Учитывая его важность, предлагаю ещё раз познакомиться с содержанием этого документа: «38741. – Февраля 4. Высочайшее повеление, предложенное Правительствующему Сенату Министром Юстиции (Собр. Узак.1913 г. Мая 7, отд.1, ст. 819). — О принятии Павловской, Воронежской губернии, женской гимназии под Августейшее Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны покровительство, с присвоением этой гимназии наименования «Ольгинской». Государь Император, по всеподданнейшему докладу Министра Народного Просвещения, в 4—й день Февраля 1913 года, высочайше соизволил принятие Павловской, Воронежской губернии, женской гимназии под Августейшее Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны покровительство с присвоением сей гимназии по Имени Ея Высочества наименования Ольгинской».
Решение о присвоении гимназии наименования «Ольгинская» было принято в 1913 году, когда отмечалось 300—летие правления династии Романовых.
Значительный интерес представляет жизненный путь Ольги Александровны, именем которой называлась женская гимназия в Павловске. Ольга Александровна родилась в Петергофе в июне 1882 года, являлась младшим ребенком в семье императора Александра III.
В 19 - летнем возрасте (1901г) Ольгу Александровну выдали замуж за принца Петра Александровича Ольденбургского (приложение №5), мать которого, Евгения Максимилиановна, являлась родной племянницей императора Александра II. 27 июня 1879г. Александр II принцессе Евгении имение в Рамони в Воронежской губернии с сахарным заводом и большим земельным массивом. В 80-х гг. 19 в. в Рамони для семьи Ольденбургских был построен великолепный дворец, украшающий местные окрестности и в наши дни. Принц Петр и Ольга обосновались в Рамони (приложение 6). После 1908 года они присоединили к своему имению родительский дворец, когда остальная недвижимость родителей отошла в удельное ведомство.
Принц по своему характеру совершенно не подходил Ольге, поэтому брак оказался неудачным.
Когда началась первая мировая, Ольга Александровна, являясь шефом Ахтырского полка, поехала на фронт. Она трудилась сестрой милосердия в санитарном эшелоне в городе Ровно. За самоотверженный труд её наградили Георгиевской медалью – одним из знаков отличия знаменитого Георгиевского ордена. В 1915 году Ольга Александровна возглавила большой лазарет в Киеве. В этом городе она (в присутствии своей матери) обвенчалась с Н.А. Куликовским, потом вскоре вместе с мужем и матерью уехала в Крым. Там у неё в августе 1917 года родился сын Тихон, а в апреле 1919 года на Кубани родился второй сын – Гурий . В это время в стране полыхало пламя гражданской войны, против Советской власти с юга выступала армия генерала А.И.Деникина. Попытка Ольги Александровны встретиться с Денискиным и попросить у него помощи успеха не имела. Генерал отказался принять сестру Николая II .Семья Куликовых уехала сначала в Ростов , а затем в Новороссийск . В феврале 1920 года Ольга Александровна вместе с семьёй, на корабле, навсегда покинула свою Родину. Она поселилась в Дании рядом с матерью – бывшей русской императрицей Марией Федоровной. После смерти матери, последовавшей в 1928 году, Ольга Александровна с мужем Н.А.Куликовским в 1932 году купили небольшую усадьбу в городе Баллеруп, расположенном недалеко от Копенгагена – столицы Дании (приложение 7).
Через несколько лет мирная жизнь прервалась второй мировой войной. Гитлеровские войска оккупировали Данию. Ольга Александровна, несмотря на опасность, оказывала помощь русским людям, попавшим в беду. Это касалось тех, кто оказался в немецком плену, а также русских, по разным причинам воевавших на стороне немцев. Для нее они всегда и в любых случаях оставались русскими людьми. Когда казаки, воевавшие на стороне фашистской Германии, оказались под угрозой советского плена, их атаман генерал П.Н. Краснов обратился к Ольге Александровне с письмом о помощи. Она сразу же попросила содействия у активного члена датской королевской семьи – принца Акселя. Великая Княгиня Ольга сделала все возможное для облегчения участи казаков, хотя добиться их освобождения ей не удалось. Такая деятельность не осталась без внимания советских органов, хотя Дания и не была оккупирована войсками Красной Армии. («Смерть шпионами») вполне мог причислить великую Княгиню к коллаборационистам, т.е пособникам немецких оккупантов. А это грозило похищением и арестом важной русской эмигрантки. Поэтому семья Куликовских в мае 1948 года выехала в Канаду, где недалеко от города Торонто купила небольшую ферму. Однако содержать её из –за преклонного возраста становилось всё труднее. Это обстоятельство заставило супругов продать ферму и купить дом в Куксвилле – пригороде Торонто (приложение 8). Ольга Александровна отличалась скромностью и доброжелательством по отношению к местному обществу. Её интересовали люди, прежде всего, своим внутренним содержанием, а не внешней стороной жизни. Журналист Воррес, обратившийся как – то к великой княгине со словами: «Ваше Императорское Высочество», был сразу же прерван ею: «Прошу Вас, больше никогда не называйте меня таким образом. Для друзей я или Ольга Александровна, или просто Ольга».
До конца жизни Ольга Александровна поддерживала хорошие отношения с офицерами и солдатами бывшего Ахтырского полка, шефом которого она была с 1901 года. Когда Ольга Александровна скончалась, у её гроба стоял почётный караул из председателей бывшего Ахтырского полка. Похоронили Ольгу Александровну на кладбище Норт—Йорк в районе канадского города Торонто. (приложение 9) Документ о покровительстве Ольги Александровны над Павловской женской гимназией, обнаруженный в Москве генералом А.В. Жильцовым, помог открыть только одну неизвестную страницу славного учебного заведения дореволюционного Павловска. К сожалению, ничего не известно о связях великой княгини с женской гимназией, названной её именем в 1913 году. Да и были ли эти связи?
II. Гимназия кон. 19- нач. 20в.
Обучение
Родители поступающих в гимназию и прогимназию подавали прошение на имя начальницы учебного заведения. К нему прилагались свидетельство о рождении и документ о социальном происхождении. Затем девочки сдавали приёмные экзамены по Закону Божьему, русскому языку и арифметике.
В гимназию принимали девочек с 9 лет. Обучение было платным. Сироты обучались бесплатно, им выделялись средства для обучения. За обучение иностранным языкам родители платили отдельно. Дети из малоимущих семей обычно не изучали иностранный язык, так как его изучение обходилось слишком дорого.
За обучение в прогимназии ученицы за необязательные предметы платили 5 рублей в год за каждый предмет, за обязательные предметы для детей и жителей города Павловска: 1—7 классы – 15 рублей , 8 класс - 30 рублей для детей жителей уезда: 1—7 классы - 20 рублей , 8 класс - 40 рублей; других уездов: 1—7 классы - 30 рублей, 8 класс - 50 рублей. Расход в 1886 году составлял 3874 рубля .
В женской гимназии преподавали: русский язык, латинский, педагогику, историю, естественную историю, физику, географию, космографию, математику, немецкий язык, чистописание, пение, французский язык, музыку, рукоделие, гигиену.
У гимназисток были дневники для записывания уроков (приложение 26)
Писали тогда не шариковыми ручками, а перьями и чернилами. Поэтому ученицы были аккуратными, иначе любая неосторожность могла привести к кляксам. (приложение 27)
Учебный год начинался первого сентября. Занимались по четвертям, между которыми гимназистки уходили на каникулы. Рождественские каникулы длились две недели, Пасхальные - тоже две недели. (приложение 10)
Форма одежды для учениц была единой, классные дамы также имели общую форму. Причём существовало деление формы на обыкновенную, праздничную и парадную (бальную). Обыкновенная состояла из повседневного платья, чёрного фартука, чёрных башмаков ли тупоносых туфель и чёрных чулок. На праздники и школьные вечера форма украшалась белыми воротничками и пелерина. При парадной – вместо пелерины нечто вроде косынки крест-накрест (обычно с 5-го класса). В старших классах разрешалось носить произвольные туфли, а на балах обязательно «лодочки». Волосы гимназистки носили перехваченными лентой, которая завязывалась бантом, или заплетёнными в косу. При поступлении родителей обязывали одевать дочерейпо установленным правилам. (приложение 11) Гимназисток иногда приглашали на вечера учащиеся реального училища (сейчас в этом здании находится Павловское педагогическое училище). Там устраивались литературные вечера, танцы, игры, читались доклады, заслушивались рефераты на различные темы.
Коридоры Ольгинской гимназии были украшены цветами, ковровыми дорожками. В актовом зале проходили вечера и собрания, на видном месте висел большой портрет императора Николая II, перед которым гимназистки читали молитвы, пели гимн «Боже, царя храни». В зале находился большой стол, покрытый белой скатертью. Во время перемен за ним сидели учителя, здесь же стоял стол начальницы гимназии Людмилы Михайловны Романовской. (приложение 12)
Лицам, награждённым медалью после общего семилетнего курса и окончившим 8 класс, присваивалось звание домашней наставницы, остальным – звание домашней учительницы. Окончившие 8 класс могли поступать в высшее учебное заведение. (приложение 14) Существовали правила и обязанности для домашних наставниц и учительниц. (приложение 13)
Ученицы, окончившие только общий курс гимназии (7 классов), получали право на звание учительницы народных училищ. Таким же правом пользовались ученицы, успешно окончившие 3,4,5 и 6 классы гимназии и прогимназии, если после исполнения 16 лет они в течение полугода выполняли обязанности учителя и учительницы при любом начальном училище.
Педагоги и гимназисты
В 1886 году в ней было: преподавателей – 13, учащихся – 230. (приложение 15)
Ольгинская женская гимназия давала воспитанницам довольно прочные знания, здесь работали прекрасные преподаватели. (приложение 16)
Её начальницей являлась Мария Степановна Красильникова, которую потом сменила Людмила Михайловна Романовская. Учителями в прогимназии работали Астольда Александровна Бауман, Анастасия Иванова и Мария Ивановна Шапошникова. Многие из тех, кто стоял у истоков учебного заведения, вошли в состав Педагогического Состава гимназии. (приложение 17)
Коллектив возглавляла Людмила Михайловна Романовская, жившая в доме №22 по улице Покровской. О её жизни известно очень мало. Смерть Л.М. Романовской была неожиданной и трагичной. Заболев малярией, она решила принять лекарство, но вместо хинина случайно употребила мышьяк, приготовленный для травли мышей, что и привело её к смерти.
Председателем Педагогического совета гимназии являлся директор реального училища Александр Данилович Воинов (умер в 1913г.) Он был известным учёным, автором «Сборника геометрических задач» для учащихся средних учебных заведений, прогрессивным педагогом и общественным деятелем, чутким и внимательным человеком. Александр Данилович заботился об оказании материальной помощи нуждающимся детям, стремился к тому, чтобы обучение стало доступным для детей бедноты. А.Д. Воинов происходил из среды разночинцев (он был сыном почтальона), и поэтому хорошо знал жизнь простых людей. (приложение 18)
Знакомство с аттестатом Натальи Алексеевны Скуратовой (приложение 14), поступившей в Павловскую гимназию в 1909 году и окончившей её в 1916 году, помогло мне узнать фамилии многих учителей. Это Председатель Педагогического Совета Жижневский, начальница гимназии – Людмила Михайловна Романовская, члены Совета – священник Н. Попов, А. Алёхина, А Бибик, А. Белевцова, М. Васильева, Л. Воскобойникова, М. Ермоленко, Г. Керпер, Е. Троценко, секретарь Совета А. Шапошникова. Н. А. Скуратова окончила гимназию с серебряной медалью.
Об авторе же «Грамматики родного языка» А.В. Фейст известно, что она являлась одним из создателей литературного альманаха «Помощь», изданного Павловским земским начальником Н.В. Рыковым. Журнал был выпущен силами местных поэтов и писателей с целью на вырученные деньги открыть приют для «ближнего обездоленного люда». К сожалению, облика Фейст история нам не оставила, может быть, Александра Валентиновна, тоже есть на фотографиях выпуск гимназии. (приложение 16)
Эрудированные, творчески работающие преподаватели гимназии дали своим воспитанницам не только прочные знания, но и воспитали в них лучшие человеческие качества. (приложение 19) В дореволюционной Ольгинской гимназии успешно учились Е.М. Бацаева (сестра участника революции 1905 – 1907 г.Павла Бацаева, похороненного в нашем городе), О.И. Елесеева, А.Е. Иванова (Седова), А. С. Котлярова , Е. П. Павлова, А. П. Павлова, М.И. Пешкова, (с отличием окончила гимназию, а затем – Бестужевские женские курсы в Санкт – Петербурге), Ф. Н. Скуратова (окончила гимназию с серебряной медалью) , и многие другие павловчанки. (приложение 20)
Учебники Павловской гимназии
По каким же учебникам занимались в Павловской женской гимназии?
Некоторые учителя Павловска создавали свои учебники. А.В. Фейст, преподававшая русский язык в Ольгинской женской гимназии, являлась автором «Грамматики русского языка» (приложение 21), а А.Д. Воинов (1 – й директор Павловского реального училища) составил “ Сборник геометрических задач “. (приложение 22) Для меня большой интерес вызывают учебники по истории, которым пользовались учащиеся дореволюционных гимназий России. Сто лет назад имя Дмитрия Ивановича Иловайского было хорошо известно каждому школьнику, так как ученики гимназии изучали историю «по Иловайскому». Его «Краткие очерки русской истории» переиздавались десятки раз. Историю Д.И. Илобайский называл «великой наставницей и поучительницей для новых поколений». Главная задача её, по мнению учёного – способствовать развитию народного самосознания, нравственному улучшению людей.
Огромный интерес дореволюционный период вызывала «История России в рассказах» Александры Осиповны Ишимовой. Эту книгу в 1837 году (незадолго до дуэли и смерти) читал Александр Сергеевич Пушкин. В письме Александре Осиповне Ишимовой он высоко отозвался об этой книге: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу книгу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!».
Несколько поколений гимназистов изучало отечественную историю по учебнику Василия Андреевича Пузицкого. Его «Отечественная история в рассказах» предназначалась ученикам 1 и 2- х классов гимназий. Для нынешних учеников, которые всерьёз интересуются историей своей Родины, эта книга может стать дополнением к школьному учебнику. Василий Андреевич был гимназическим учителем, прекрасным историком, талантливым рассказчиком. Своей главной целью он считал воспитание любви и интереса к родной истории, преданности своему Отечеству.
«Как преподавать математику». Преподавание математики в средней и начальной школе. Автор – Дж.В.А. Юнг, профессор методики математики Чикагского университета, перевёл с английского с разрешения автора и дополнил А.Р.Кулишер – 425 страниц. Учебник издан в С.—Петербурге товариществом « Общественная польза» в 1912 году. (приложение 23)
«Сборник задач, предлагавшихся на конкурсных экзаменах при поступлении в специальные, высшие учебные заведения». Издание пятое, составил Шмулевич, инженер путей сообщения. Издан в 1910 году в С.-Петербурге типографией Первого СПБ Трудовой Артерии. (приложение 24)
«Собрания арифметических задач» - для гимназий и прогимназий, мужских и женских реальных, уездный и городских училищ, учительских институтов и семинарий. Составили А.Малинин и К.Буренин, издание тридцать седьмое. Типография И.Д.Сытина, Москва, 1914 г. (приложение 25)
Кстати, на внутренней стороне обложки книги напечатана реклама «В книжном отделении магазина Молчанова и Богданова. Дворянская №30, Воронеж, телефон 112, предлагаются для продажи…» - далее перечисляются десятки изданий различных авторов, в том числе Аксаков, Андерсен, Белинский, Брем, Герцен, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Мопассан, Достоевский, Жуль Верн и многие другие.
Заключение
В итоге мы обобщили и систематизировали информацию об открытии в нашем городе женской гимназии о первом её дореволюционном периоде. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Мы планируем изучать историю школы и дальше. Оформить весь материал в электронном виде и в форме стендов. Надеемся, что эта работа будет существенным вкладом нашего кружка в развитие школьного краеведенья и музейного дела.
В процессе исследования данной темы мы выяснили, что годом основания гимназии нужно всё – таки считать 1874, год основания учебного заведения, потомками которого мы являемся, а не 1898 год – дата основания здания нашей школы. Поэтому учебному заведению уже не 115 лет, как принято считать, а 139 лет.
В нашей школе много внимания уделяется истории школы и возрождению традиций, например, проведение балов и «Ольгинских вечеров». Мы являемся активными участниками этих мероприятий. Считаем, что помнить историю необходимо для дальнейшего развития поколений. Мы гордимся тем, что являемся воспитанниками учреждения со 100 – летней истории.
Источники
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
Приложение 18
Приложение 19
Приложение 20
Приложение 21
Приложение 22
Приложение 23
Приложение 24
Приложение 25
Приложение 26
Приложение 27
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»