Пашин А.И.
С введением в действие на территории Российской Империи «Положения о земском самоуправлении» от 1 января 1864 г., в ведение земства, помимо всего прочего перешло и «попечение о народном здравии».
Больничные заведения и медицинский персонал Приказа общественного призрения и Министерства уделов переходили под управление земских управ. В результате проведенных исследований по вопросу состояния медицинского дела сразу же выявился острый количественный и качественный дефицит квалифицированного фельдшерского персонала. Сложившаяся ситуация была озвучена уже на самых первых заседаниях управ.
Так, 26 сентября 1865г. на первом Самарском уездном земском собрании в докладе о состоянии «народного здравия» были озвучены малоутешительные факты. На весь Самарский уезд, протяженностью 13250 верст, насчитывалось всего 7 фельдшером и не было ни одного врача. Отмечалось, что в большинстве случаев здоровье народа находится «в руках деревенских знахарей и колдунов»[1].
В Симбирской губернии в этот же период насчитывалось 48 фельдшеров, 69 оспопрививателей и 9 повивальных бабок [2]. Врачебный персонал состоял из 37 человек, 16 из которых находились в Симбирске.
Неудивительно, что и здесь «...народ по неволе должен обращаться за лечением к знахарям, знахаркам, заговорщикам...»[3].
По словам историка земства Б. Б. Веселовского, земствам «...приходилось создавать иной контингент медицинского персонала, чем тот, который доставлялся ротными школами ведомства государственных имуществ»[4].
Принимая во внимание данные обстоятельства при губернских земских больницах (в Самаре в 1867 г., в Симбирске в 1869 г.) открываются фельдшерские школы, находившиеся в ведении губернских земских управ.
Деятельность школ во многом была сходной. К поступлению допускались лица мужского пола без ограничения сословий, окончившие либо 4 класса гимназии, либо выпускники уездных и духовных училищ.
Обязательный возрастной ценз варьировался от 16 до 30-40 лет. Курс обучения в Самарской школе составлял три, а для малоподготовленных – четыре года, в Симбирской школе – три с половиной года.
На первом году обучения преподавались общеобразовательные, а в дальнейшем специальные дисциплины.
Учащиеся подразделялись на полных стипендиатов, полустипендиатов, которые обучались и снабжались всем необходимым за счет губернского и уездных земств, и вольных слушателей. Обучение для последних было бесплатным.
С начала 1870-х годов в школы начали допускать и женщин.
Самарские стипендиаты были обязаны по окончании учебы отслужить земству столько лет, сколько получали стипендию. Симбирские же полные стипендиаты «обязывались семилетнею службою Симбирскому земству, а неполные – службою в течение трех с половиною лет» [5].
Учащиеся выпускных классов в обеих школах были обязаны заниматься практической деятельностью в губернских земских больницах.
Организационная структура школ так же во многом совпадала. Они содержались за счет губернских земских управ. Преподавателями, как правило, выступали врачи губернской земской больницы. Заведование хозяйственной и учебной частью находилось в ведении Совета больничных врачей. В роли директора школы выступал главный врач больницы, который одновременно являлся и председателем педагогического Совета. Высшим распорядительным органом по учебной и хозяйственной части в Самарской школе являлась губернская земская управа. В Симбирской школе «высший надзор за преподаванием» принадлежал губернскому врачебному инспектору, дополнительно к этому, школа состояла под наблюдением губернатора.
Необходимо отметить, что помимо фельдшерской школы, с 1 мая 1867 года в Самаре начала функционировать земская школа повивальных бабок. Первоначально, при земской больнице, а с открытием в июне того же года родильного дома, была переведена туда. Открытием той школы, как и в случае с фельдшерской школой, земство стремилось восполнить дефицит профессиональных повивальных бабок. В школу принимались как девицы, так, и замужние женщины всех званий, не моложе 16 и не старее 40 лет…»[6]. Ежегодный прием ограничивался количеством в 5 человек. Курс обучения был рассчитан из расчета 2 года, для малоподготовленных 3 года. Обучение в школе было бесплатным.
По окончании обучения, выпускницам присваивалось звание повитухи или сельской повивальной бабки. Для получения звания акушерки следовало выдержать экзамен в Казанском университете. При чем земство, со своей стороны, выплачивало ученицам, успешно сдавшим экзамен по 25 рублей командировочных.
Начиная с 1873 года, количество поступающих в школу повивальных бабок начинает неуклонно сокращаться. Это явилось следствием того, что, начиная с этого года, в фельдшерскую школу был допущен и женский контингент. Получение звания фельдшерицы считалось более престижным и перспективным. Оно открывало, во-первых, более широкие горизонты в плане профессиональной деятельности, во-вторых, звание фельдшерицы, по сравнению со званием повитухи, особенно в сельской местности пользовалось более высоким авторитетом.
В последствии, в конце второй половины 70-х гг., школа повивальных бабок была слита с фельдшерской школой.
С 1872 г. в Симбирском губернском земстве, начинают проявляться все более усиливающиеся тенденции против содержания школы. Мотивировалось это тем, что, во-первых, на земскую службу поступают не более половины оканчивающих школу, в то время, когда каждый выпущенный фельдшер стоил земству 1000 рублей. Во-вторых, поступающими в управу заявлениями от уездных управ, что они не нуждаются в кандидатах на замещение мест фельдшеров.
Губернское земское собрание 1880 г. «обратило внимание, что содержание школы доходит до 4796 руб. в год при незначительном числе учеников…» [7]. Было решено закрыть школу по окончании курса последними учениками в 1882 г.
Необходимо отметить, что тенденция к закрытию фельдшерских школ из-за высокой стоимости по их содержанию, была присуща и другим земствам. Помимо Симбирска, закрываются в эти годы школы в Смоленске (1879), Курске (1884), Вологде (1886), школа повивальных бабок в Смоленске (1883) [8].
В сентябре 1895 г. в виду недостатка квалифицированных фельдшеров, «обнаружившегося особенно рельефно во время эпидемии холеры» 1892 года, Симбирская земская фельдшерская была открыта вновь [9]. Был принят новый устав, предполагавший 3-х годичное обучение с приемом и выпуском раз в три года.
В 1902 г. после неоднократных ходатайств уездных земских управ и по ходатайству Совета врачей было решено перейти к набору учащихся через год.
Помимо этого, начиная с 1898 г. школа служит базовой для повышения квалификации ротных фельдшеров, «прикомандированных врачебными правлениями, для экзамена на звание медицинского фельдшера»[10].
В период Русско-Японской войны школа выпустила 16 сестер милосердия, подготовленных на ускоренных 6-ти недельных курсах.
В 1905 г. на базе фельдшерской была открыта школа повивальных бабок второго разряда. Причем, правом поступления туда обладали только дипломированные фельдшерицы, «преимущественно окончившие курс в Симбирской земской фельдшерской школе».[11]
Согласно устава школы, ученицы могли быть только вольнослушающими, они освобождались от платы за обучение «и обязательной службы в Симбирском земстве по окончании курса» [12].
В 1911 г. на основании решения медицинского Совета министерства внутренних дел от 22 апреля 1903 г. о преобразовании школ повивальных бабок, обе школы преобразуются в единую фельдшерскую и фельдшерско-акушерскую школу с типовой программой, ежегодным приемом в 30 человек и 3-х годичным курсом для фельдшеров и 4-х годичным для акушерок-фельдшериц [13].
Такая реформа, по мысли медицинского департамента была призвана, постепенно решить проблему «соединения в одном лице обязанностей повивальной бабки и фельдшерицы»[14].
В Самаре подобная официальная реорганизация с переименованием школы в фельдшерско-акушерскую произошла 1 января 1904 г. Срок обучения для всех специальностей остался неизменным-4 года. Ежегодное число вновь принимаемых абитуриентов было установлено в количестве 50 человек [15].
В реальности же подобный подход к образованию среднего медицинского персонала был реализован самарским земством почти 30-ю годами ранее, путем слияния двух школ – фельдшерской и повивальных бабок. С последующим преподаванием акушерства и гинекологии только ученицам фельдшерской школы.
Вообще же, выпускники Самарской школы обладали довольно обширными полномочиями. Согласно пункту 24 Устава школы дипломированные фельдшера и фельдшерицы-акушерки с разрешения земских врачей могли допускаться к заведыванию « небольшими участковыми больницами и приемными покоями, а также и другими подобными заведениями в уездах, содержащихся на счет обществ или частных лиц….»[16].
Устав Симбирской школы такого права за своими выпускниками не предполагал.
Таким образом, в конце второй половины XIX - начале XX вв. земства Самарской и Симбирской губерний смогли организовать систему подготовки среднего медицинского персонала для собственных нужд, сведя его дефицит к минимуму. Как отмечал Б. Б. Веселовский в 1909 г., «нельзя не признать, что в отношении низшего медицинского персонала губернскими земствами сделано весьма немало, и теперь дело развилось уже настолько, что ротные фельдшера все более и более отходят в земской практике в область предания, и лишь кое-где земство продолжает пользоваться этим персоналом»[17].
Необходимо отметить и тот важный факт, что открытием фельдшерских школ, земство позволило малоимущим слоям населения бесплатно получать среднее специальное образование. За все время существованием школ, основным контингентом в них состояли выходцы из крестьянской и мещанской сред. В названный период данный контингент в Симбирской фельдшерской школе составлял 70%, а в Самарской более 80 % от общего числа учащихся.
Библиографический список
1. Журналы с приложениями первого Самарского уездного земского собрания 1865 г. с 26 сентября по 15 октября 1865 г. - Самара, 1866. -С. 40.
2. Шостак Я. Е. Народное здравие 1864-1914 гг. - Симбирск, 1914. -С. II.
3. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Симбирская губерния. Часть II. Составил Генерального штаба полковник Липинский. - СПБ, 1868. - С.578.
4. Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет. Т.I. СПБ., 1909. С.289.
5. Симбирские Губернские Ведомости. - №7. – 1869.
6. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары, как губернского города. – Самара, 1877.- С. 218.
7. Шостак Я. Е. Указ соч. - С. 131.
8. Веселовский Б. Б. Указ. соч. Т.I. - С. 290.
9. Шостак Я. Е. Указ соч. - С. 132.
10. Шостак Я. Е. Указ соч. - С. 133.
11. ГАУО. Ф.46. Оп.14.Д.82. Л.7.
12. Там же, Л. 8.
13. По замыслу медицинского Совета МВД, созданием фельдшерско-акушерских школ преследовалась цель заменить институт повивальных бабок на институт акушерок-фельдшериц, в виду большего доверия к последним сельского населения.
14. Приложение к журналу медицинского Совета от 22 апреля 1903 года за № 247, утвержденного за министра внутренних дел товарищем министра 16 мая того же года. Учебные планы и программы преподавания в фельдшерско-акушерских школах. – Самара . – 1905. – С. 1.
15. ГАСО. Ф.5.Оп.4.Д.207.Л.80.
16. ГАСО. Ф.3.Оп.225.Д.73. Л.6-6 об.
17. Веселовский Б. Б. Указ. соч. Т.I. - С. 291.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»