Москалёва К.Г.
Село Терновое Острогожского района Воронежской области – уникальное по красоте и значимости место, в котором родились и жили Сухинин Спиридон Григорьевич (старец Спиридон), Бакулин Тимофей Анатольевич (Тимоша Силинский – «богатырь»), Хорошилов Павел Максимович (командир танка «Беспощадный»).
Одна из главных достопримечательностей нашего села – школьный музей, в котором собрана информация о жизни земляков. Это уникальная возможность избежать гибели основ духовно-нравственной культуры российского общества, незнания исторического прошлого «малой» Родины.
Целями данной работы являются:
Задачи:
Неповторимая судьба человека
Родился Спиридон Григорьевич Сухинин в 1865 году в селе Терновое (Ссыльное). Ещё в раннем детстве родители будущего подвижника заметили в нём особую богобоязненность и благочестие. Он был старшим среди своих братьев Александра и Андрея, но только он один удостоился великого Божественного дара.
С раннего детства вспыхнула в душе мальчика искра любви к Богу, которая разгорелась в последствии великим пламенем любви и к людям. Он был во всеоружии Божием, которое состояло из добродетели: истина, правда, мир, вера, непрестанная молитва, терпение, любовь.
По промыслу Божию не суждено было Спиридону далеко удалиться от отчего дома: он нанялся на работу к сельскому священнику. Священник, у которого работал юноша, очень любил его за прилежание, трудолюбие и кроткий нрав. Да и народ видел в нем что-то особенное и искренне любил его.
Спиридону минуло 20 лет. Когда он был призван на военную службу. Так и не научившись грамоте в родном селе, постиг он эту науку в армии от полкового священника. Чтение духовной литературы дало новое направление мыслям и делам Спиридона. Еще больше укрепился он в вере, все мысли его были устремлены к Богу и духовной жизни, и Господь не оставил его Своим откровением. Однажды, находясь в ночном поле со своими товарищами, Спиридон был застигнут бурей. Сгустились тучи, поднялся ветер и полил сильный дождь. Сверкание молний слепило глаза, а раскаты грома оглушали. Все разбежались и спрятались, где кто мог, только Спиридон остался стоять посреди луга под проливным дождем с посохом в руках. Его звали в укрытие, но он не успел. И вот товарищи его увидели следующее: молния ударила в Спиридона, но он стоял в том же месте, как бы объятый пламенем. Все уже подумали, что он погиб, но когда дым и пламя рассеялись, то Спиридон стоял на том же месте и держал в руках горящий посох, воткнутый в землю. С этого момента люди стали замечать в нем особый дар прозорливости и врачевания.
Постоянно упражняясь в молитве и посте от юности своей, постепенно достигал Спиридон духовного совершенства. По молитвам его люди стали освобождаться от своих недугов. Всегда находил Спиридон время для беседы с ними, находил для них слово утешения и наставления. Люди тянулись к нему. Слух о столь добродетельной жизни его стал распространяться далеко по окрестности. Люди стали видеть в нём заступника и утешителя. Из разных мест приходили к нему жаждущие видеть его и послушать его душеспасительные наставления. Приходили и приезжали к нему со своими скорбями и душевными печалями. Приносили многочисленных больных, прося молитвы и советов об исцелении. Старец видел душу каждого человека, с чистой совестью пришел он к нему или нет. Поэтому принимал не всех. Верных принимал с любовью, а нечестивых же укорял и молился о спасении их душ. Но для тех, и других всегда находилось у него слово назидания, наставления и утешения.
Приходили к старцу люди разных сословий и званий: и земледельцы, и купцы, и чиновники, и военные. Высокопоставленных лиц поучал он быть верными своему Отечеству и Церкви Православной.
Старец Спиридон был как бы отцом и наставником всех. Люди называли его любезно «дядюшка». Шли к «дядюшке» за любым советом: когда лучше сеять, убирать урожаи. Приходили к нему за советом, как разрешить тяжбу с соседом, можно ли выйти замуж или жениться на той или на том. Старец говорил: «Родится человек, еще и не жил на свете, а я знаю, кто ему пара, а кто нет, и как проживет он свою жизнь». Если же девушка или юноша женились или выходили замуж против воли старца, то, как правило, счастья они не находили, и семья их разваливалась.
Старец Спиридон очень любил работать на земле, заниматься землепашеством. Несмотря нам свои преклонные года, не уступал он в работе и молодым.
Помогал он людям, не только наставляя и увещевая, но и физически. Несмотря на свои немощи, он помогал одиноким носить из лесу дрова; вдовам помогал сажать пшеницу, а затем убирать урожай. И делал он все это как бы негласно, не ради похвалы людской, а старался помочь людям тайно. Находили одинокие, вдовы и сироты на пороге своего дома узелки с кусочком хлеба или иной пищей и принимал это, как дар Божий, но потом узнавали, что это «дядюшка» принес. Старец делился с людьми последним, сам за частую не доедая. Чтобы помочь людям, ходил старец со своими собеседниками и в соседние села. Бывало так, что старец, не бывая никогда в том или ином селе, знал, что там есть человек, нуждающийся в помощи и шел туда, чтобы помочь ему. Господь наградил Своего верного раба даром проведения и прозорливости.
Каждого умершего в селе старец провожал в последний путь, неся впереди всех крест. Но бывало и так, что он не шел на похороны людей грешных и не покаявшихся в своих грехах.
Исцеляя людей от недугов, душевных и телесных, старец Спиридон обычно просил их прежде исповедоваться и причаститься, собороваться и отслужить водосвятный молебен тому или иному святому. Люди, следуя его советам, получали многочисленные исцеления.
По воспоминаниям, в одной из хозяйственных построек на территории дома старца бил родник, и круглый год зеленели на лужайке две вишни, и даже цвели. Старец не допускал людей туда, так что этот чудный садик видели не многие. Одна женщина, желая увидеть это чудо, решила тайно подойти к окошку и посмотреть, но, как только она приблизилась к стеклу, то сразу же ослепла. Встретив ее, старец сказал: «Пострадала ты за свое любопытство». Она стала каяться в своем грехе и просить у старца прощения и милости. По его молитвам она снова прозрела.
Немногие получали воду из этого цельбоносного родника. Только в особых случаях старец сам набирал воду и давал ее людям для исцеления. По смерти старца ни родника, ни деревьев в его доме не нашли.
Вокруг подвижника в своем селе и в окружающих селах и деревнях, которые он посещал, собирались люди, желающие жить духовной жизнью. С ними он молился, наставлял и воспитывал их. Принимал старец и множество людей, страдающих болезнями, попавших в несчастья, и предупреждал о грядущем.
Случилось это в 1904 году. Спиридону было в то время 25 лет. Привели к нему девочку по имени Евдокия, которая с раннего детства страдала немотой. Случилась эта болезнь от испуга. Родители просили Спиридона помолиться об ее исцелении и сказать, что с ней делать. Спиридон приложил к голове скуфию св. Митрофана и дал выпить немного святой воды. Родителям же велел отслужить молебен Спасителю, Божией Матери и святому великомученику и целителю Пантелеймону, приобщиться самим и приобщить девочку Святых Христовых Тайн. Они с усердием все исполняли. После того, как девочку приложили к иконе св. Пантелеймона, девочка заговорила к великой радости своих родителей.
Жительница села Солдатское в возрасте 35 лет заболела болезнью, подобной болезни евангельской женщины. Долго лечилась она, но болезнь не оставляла ее. 10 мая 1908 года она обратилась к Спиридону за помощью. Получив от раба Божия совет отслужить молебен Спасителю, Божией Матери и всем святым и приобщиться Святых Христовых Тайн, она с великой надеждой на исцеление от мучительной болезни принялась, было, исполнять все то, что посоветовал ей Спиридон, но поняла, что из-за своей болезни не может войти в храм Божий. С сокрушенным сердцем она плакала, и вот болезнь ее ненадолго прекратилась, и она исполнила все, что повелел ей Спиридон. По милости Божией она освободилась от своей болезни.
1900 год. Житель г. Острогожска крестьянин Иоанн в возрасте 20 лет был одержим духом нечистым. Был он разъярен, извергал на людей страшные ругательства, рвал на себе одежду и волосы. Не мог он смотреть на свою молодую жену. Родители его обратились за помощью к Спиридону. Он посоветовал им отслужить молебен Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радосте", три раза поднести больного под перенос Св. Даров и приобщить Св. Христовых Тайн. Несмотря на великие трудности, т.к. одержимый упирался и не мог даже войти в храм, родителям все же удалось исполнить все, что повелел раб Божий Спиридон. И Господь, по молитвам Своего верного раба, даровал страждущему исцеление.
Крестьянка села Прилепы Колбинской области по имени Дарья в 1912 году потеряла из-за болезни зрение. Врачи ей не могли помочь. В надежде на исцеление решила она пойти к старцу Спиридону. Только вошла она в село, как повстречала Спиридона, который нес для себя воду из колодца. Дарья стала просить его помолиться о ее здоровье. Смиренный раб Божий дал ей немного воды из своего ведра для того, чтобы она могла умыться и велел отслужить молебен Казанской Божией Матери. При этом он сказал ей: "Дарья, чаще ходи в храм Божий, редко ты там бываешь". С усердием исполнила она все и получила исцеление.
Часто старец бывал в домах людей, и везде были ему рады. Но были и такие, в которые нога старца не ступала. Он говорил: «Иду я по улице и вижу, в которых домах горит свет небесный, а в которых полыхает пламень огненный». Светом своей великой веры старец Спиридон озарял людей, окружающих его.
Старец Спиридон застал время гонения на Церковь и верующих. В селе сохранились рассказы о нескольких попытках арестовать почитаемого народом праведника. Однажды солдаты посадили его на телегу и в пургу повезли в районный центр, но проехав несколько часов, обнаружили себя все там же – у окраины села, испугались и отпустили арестованного. В другом случае, придя арестовывать, комсомольцы застали старца сидящим на завалинке и ожидающим их с вещами и книгами. Тот, кто руководил ими, поднял было руку к фуражке, да так и не смог ее отпустить, пораженные этим комсомольцы тут же ушли. И даже когда старца удалось привезти в уездный центр Коротояк, сам следователь не долго держал его, но скоро отпустил. Старец на допросе стал говорить, чтобы следователь поспешил домой, так как там случился пожар.
В трудах и подвигах, посте и молитве прошла жизнь Спиридона Сухинина. Перед своей кончиной говорил старец своим духовным чадам, окружающим его людям: «То место, где будут лежать мои кости, будет ограждаемо Господом от всех бед и ненастий. Со временем село наше уподобится славному Киеву, сюда будут идти и ехать люди из разных мест». Сокрушаясь о том, что от них уходит их духовный наставник и заступник, люди говорили: «Дядюшка, ты умрешь, кто же будет лечить нас?" А старец отвечал: " Да я и буду..." Умирая, старец говорил своим односельчанам, чтобы к нему, как живому, шли они на могилку и просили о телесных и духовных нуждах.
"Дядюшка" знал еще при жизни день и час своей кончины. Он говорил: "Приходите все ко мне, когда зацветут вишни". Люди, приходившие к старцу из дальних мест, спрашивали его: "Дядюшка мы живем далеко. Как же узнать, когда приходить к тебе?" "Во всех церквах окрестных трижды сами ударят колокола, вот тогда и приходите", - отвечал старец. Старец Спиридон скончался 19 мая 1929 года. Предсказание его сбылось: рано утром в этот день на колокольнях близлежащих приходских храмов трижды ударили сами собою колокола. Люди ждали этого звона. В это время они находились в поле. Услышав звон, все бросили работу и пришли в село. Великое горе постигло их: умер их Любимый "дядюшка", их наставник, их заступник и врач… Белым цветом бушевали цветущие вишни. Прейдя в дом старца, люди увидели, что в его убогомжилище почти ничего не было, только самое необходимое, сундучок с книгами и несколько икон. Старец лежал на холодной печи в своей обычной ветхой одежде. Лежал он на голых кирпичах, даже ничем не прикрытый. Кончина его была тихой и спокойной.
Незадолго до смерти старец говорил: «Надо уходить с этого света, а то наступят такие времена, что лучше и не жить. Зло и нечестие в мире умножится, люди забудут Бога. Лучше умереть, чем видеть все это, Вам же, живущим предстоит все это увидеть и претерпеть. Подкрепи Вас Господь в этих испытаниях». Спрашивали его: «Дядюшка, где тебя похоронить? Мы думаем похоронить тебя в саду за церковной оградой у алтаря». На это старец сказал: «Что Вы! Не хороните меня здесь. Придет время, что этих могил не будет. Здесь будет дорога, будут ходить люди и ездить машины». И это предсказание сбылось. Сейчас на месте старой церкви и кладбища проходит дорога.
«А где же похоронить тебя?» - спрашивали люди. «Похороните меня на краю кладбища среди зарослей и кустарника. Там мне место», - отвечал старец.
Родственников у старца Спиридона почти не осталось. Хоронили его духовные дети. На похороны было приглашено несколько священников из окрестных деревень (но только те, которых при жизни назвал старец). Гроб с телом старца стоял в церкви два дня. Отпевание проходило при огромном стечении народа. Здесь были люди из всех окрестных городов, сел и деревень. Плач и рыдания слышались повсюду, люди прощались со своим любимым учителеми наставником, который делил с ними все их радости и скорби. Храм не вмещал всех. Близлежащие улицы и вся церковная площадь были заполнены народом. От великой тесноты люди падали в обморок.
Отпевание закончилось. Гроб вынесли на руках ближайшие к старцу люди, собеседники. На паперти церкви сидело двое недужных. Один страдал слепотой, у другого же болели ноги, и он ходил на костылях всю жизнь. Когда гроб с телом старца вынесли на паперть, то эти люди, желая исцеления, прошли под ним, и свершилось чудо. Хромой бросил здесь же костыли и пошел домой на своих ногах. Изумленный народ, видя это чудо, еще больше утвердился в том, что старец Спиридон был приемником великой Божественной благодати. Костыли потом как знак чудесного события находились в церкви и сгорели в 1944 году вместе с нею. Слепой же не получил исцеления. Каждому Господь дает по вере его.
По пути на кладбище свершилось еще одно чудо. По слову старца гроб с его телом несли с западной стороны. Путь к кладбищу пролегал через огороды, на которых только что взошла картошка. Когда огромная масса людей прошла по молодым всходам, то от всходов не осталось и следа, все было утоптано. Хозяева, видя это, были в большом горе и решили заново засаживать огороды. Но каково же было их изумление, когда, проснувшись утром, они увидели, что картошка их не только поднялась, но еще и подросла. Они прославили Бога, дивного во святых Своих.
Многое из того, о чем говорил перед своей кончиной старец Спиридон, сбылось впоследствии. Старец говорил, что придет большая беда, но вы не бойтесь и не покидайте своих домов. Господь сохранит Вас.
Во время войны перед тем, как захватчиками было занято село Терновое, произошло великое чудо. За селом в поле работали женщины. Вдруг видят они, что идет огромная черная туча, поднялся сильный ветер. Женщины боялись, как бы не прошел град и не причинил бы вреда им и их посевам. Они заторопились домой. Вдруг видят, что идет по полю старик в длинной белой русской рубахе. Он подошел к ним, поздоровавшись, сказал: " Не бойтесь. Придет туча, но заденет Вас только краешком и вреда вам большого не причинит...". Они хотели обратиться к нему, но в поле уже никого не было. Люди узнали в старике старца Спиридона: тот же тихий голос, тот же кроткий взгляд, проникающий в душу. Возвратившись, они рассказали об этом явлении людям. Через несколько месяцев в 1942 году в село пришли фашисты, но ни один человек не покинул родных мест. Произошло обратное: люди из окрестных городов и сел шли в Терновое под покров старца Спиридона, хотя знали, что оно занято немцами. Полтора года находились здесь фашисты, но не один человек не был убит, не один дом не был разрушен. Молитвами и предстательством старца Спиридона народ был храним от бед.
Жизнь старца Спиридона была недолгой, но за это сравнительно короткое время, отведенное ему Господом, он оставил о себе великую память, как истинный подвижник и добрый наставник, ведущий народ к спасению. Вся жизнь старца - это борьба за спасение своей бессмертной души и душ окружающих его людей. Это борьба со страстями и похотями, борьба с искушениями, наводимыми врагом и ненавистником рода человеческого - дьяволом. Много пришлось претерпеть старцу в своей земной жизни и от людей, и от духов нечистых. Так, всем было известно, что у старца сильно болела рука, но эта болезнь была следствием борьбы с дьяволом. Однажды, когда старец по своему обыкновению, уединенно молился в саду за селом, явился ему страшный муж и, устрашая его, сказал: "Уйди отсюда, перестань молиться, Спиридон, все равно не дадим мы тебе покоя". На это старец ответил: "Отыди сатана, и не искушай меня. Нестрашны мне твои козни - со мною Господь". И перекрестился. Тогда дьявол, скрежеща зубами, ударил старца. Спиридон упал и сильно ударился о торчащий из земли пень и выбил руку из предплечья.
Еще при жизни старец давал в благословение от себя близким людям какие-либо святыни, вещи. Свои главные святыни старец Спиридон хранил в деревянном бордовом расписанном цветами сундучке. О содержимом сундучка при жизни старца было известно не многим. Знала только монахиня Анастасия (Павлова). Этот сундучок старец передал перед смертью монахине Анастасии. Еще раньше ей благословлено было сохранить волосы старца, зашив их в специальную подушку. Только Анастасии старец разрешал постригать себя. Когда в Терновом была построена и освещена новая церковь, эти святыни были переданы туда потомками собеседников старца. Сундучок ныне находится в алтаре, а подушечка вместе с другими святынями лежит на специальном аналое. Тут лежат: скуфеечка святителя Митрофана Воронежского, часть скуфьи Святителя Тихона Задонского, акафисты, по которым молился старец, кипарисовый крест - благословение старца сестрам-черничкам Сухининым, очевидно, на молитвенный и исповеднический подвиг. Старец сказал: "Берегите его, чтоб никто не украл". Но крест в ту же ночь у сестер пропал. Пришел утром к ним старец и спрашивает: "Крест цел?" Те кинулись, а креста нет. Достал тогда старец крест и подал им со словами: "Вот Иоанн Богослов мне принес". По словам Михаила Егоровича Сухинина, крест хранился в доме этих сестер - его родных теток по матери - и тогда, когда их забирали в тюрьму и ссылку, и после возвращения. После их смерти дом сгорел, остался цел только святой угол. На нем продолжали стоять иконы Спасителя, Божией Матери Неопалимая Купина и кипарисовый крест. Когда Михаил Егорович снял святыни с угла, тот рухнул. Святыни в советское время были спрятаны в сундуке и доставались оттуда только для хороших знакомых и близких в случае какой-либо болезни.
Много исцелений связано с водой. Тот колодец, который теперь почитается как колодец старца Спиридона, называемый в народе просто «копанка» или «криничка», был выкопан по благословлению старца. Вода в колодце ценится, как исцеляющая духовные и телесные болезни. Обычно люди поступают так: набирают в криничке воды, идут с ней на могилку к старцу Спиридону, ставят её на гробницу и читают акафисты и потом уж несут воду домой. На целительные свойства воды люди смотрят как на благословение Божие по молитвам старца Спиридона.
Сам старец Спиридон как был при жизни, так и после смерти остался помощником людям в их телесных и душевных скорбях. Множество таких случаев можно услышать и в селе Терновом и соседних селах. Но в целом почти ежедневно люди обращаются к старцу за помощью. По самым малейшим поводам, часто приходят помолиться на могилку, даже просто отдохнуть душою. Распространилась практика молиться старцу в особо тяжелых случаях и нуждах по ночам. От многих приходится слышать, что молитва должна быть горячей и искренней. Также люди приводят в своих рассказах немало случаев помощи старца-подвижника, даже если к нему обращались, находясь в отдаленных краях.
Место упокоения старца Спиридона на кладбище села Тернового пользуется всеобщим вниманием и почетом. Люди, проходящие утром мимо кладбища, не забудут перекреститься на могилку старца, попросить его благословения. Также обязательно крестятся и кланяются, когда идут в церковь на всенощную или литургию. Кладбище находится за огородами.
Могилка старца редко остается без людей. В любое время кто-то да зайдет сюда. Навещая могилки родных, люди непременно посетят и "Дедушку Свиридку". Обычно, войдя в ограду, обходят могильный холм кругом, наподобие крестного хода, целуют с тыльной стороны крест, потом встают перед крестом, на котором висит фотография старца, молятся, прикладываются. Идут к могилке монахини Анастасии (Павловой), похороненной рядом со старцем в одной ограде, целуют крест.
В каждом доме в селе Терновом, среди фотографий самых дорогих родственников, на почетном месте, имеются фотографии старца Спиридона. Старец держит перед собой Евангелие. Вера в старца как в угодника Божия в селе глубока. Ему доверяют самые сокровенные тайны, приходят и просят о помощи. И в целом благодаря наличию такой крепкой веры и постоянной помощи старца, у людей сложился в селе консервативный строй жизни.
Церковная жизнь большинством населения Тернового воспринимается как непременная часть всего уклада, она естественна и необходима. На Страстной седмице, в Чистый четверг, все село причащается. Все знают, что каждое Воскресение и на двунадесятые праздники надо быть на церковном богослужении, и в каждый жизненный этап необходимо пройти через "церковные врата": принять крещение, повенчаться, отпеть умершего. И старшее поколение и нынешняя молодежь накануне венчания обязательно посещают могилку старца, молятся ему, просят благословения на брак. Уезжающие в город на учебу также приходят сюда за благословением.
Особенно выражено благочестие у сельчан Тернового в сохранении похоронно-поминальной обрядности. Важным моментом похоронного обряда сельчане считают вынос покойника из дома, для этого всегда приглашается священник.
Батюшка приходит в дом к покойнику из церкви в полном облачении, с кадилом, служит литию, а затем похоронная процессия торжественно движется в храм. Впереди несут крест, покрытый рушником, затем следует домашняя Богородичная икона. У каждого мужчины из процессии на левой руке повязан платочек в честь усопшего, который потом отдается на молитвенное поминание. В церкви служится погребение, все стоят со свечами, молятся о упокоении, крестятся. При чтении священником разрешительной молитвы все родственники становятся на колени. После захоронения сразу же ставится крепкий, из толстых округлых брёвен, крест. Позже его красят в голубой цвет. Покойник торжественно, с приглашением близких и священника для служения панихиды, поминается на 9, 40-й день и год. Церковное поминовение усопших соблюдается строго. По родственникам в дни годовых и памятных дат заказываются заупокойные обедни и панихиды. Дни общецерковного поминовения усопших отмечаются в селе особенно торжественно.
На Радонницу все собираются на кладбище. Постом на поминки готовят только постную пищу. Кроме того не поминают покойного водкой ни мужчины ни женщины.
Дни поминовения старца Спиридона проходят в селе как большой церковный праздник, что, несомненно, оказывает на всю округу самое благотворное влияние. Сам старец говорил, что село со временем уподобится Киеву, прозревая размах тех торжеств, которые будут проходить на его родине. День памяти старца Спиридона хотя и приходится на 19 мая, но из-за многолюдства торжество длится почти неделю, с 18-го до 25 мая.
Главное празднество приходится на 19 мая; 18-го вечером служится праздничная всенощная, а уже 19-го, после праздничной литургии, народ во главе с собором священников в многолюдном крестном шествии движется на кладбище. Там на могилке старца Спиридона торжественно совершается панихида. Гробница старца во все дни праздника превращается в место церковного кануна. Приходящие и особенно приезжающие из других мест оставляют здесь свои приношения для Терновской церкви святого великомученика Георгия. Так как у большинства местных жителей имя старца Спиридона стоит первым в домашнем помяннике, то и день его памяти рассматривается еще и как семейное поминовение. Специально в большом количестве готовятся поминальные угощения. Тут же, на кладбище, жители Тернового кормят обедами паломников, а некоторые, по традиции, приглашают паломников к себе на ночлег. Такой обычай сложился в годы советской власти, после смерти старца. Приходившие на день памяти "дядюшки" богомольцы из окрестных сел, из тех мест, где бывал старец, всегда находили в селе Терновом теплый прием. Тогда основное торжество проходило ночью, в тайне от властей, и было не так многолюдно, как сейчас, но отличалось особой молитвенностью и воодушевлением. На могилку приходили собеседники старца, непрерывно читались акафисты, пелись псалмы, звучали рассказы-притчи о жизни старца-подвижника. Собеседники или их потомки приносили на могилку святыни - вещи, оставшиеся от старца, и народ прикладывался к ним. Под утро терновчане - те, кто особенно чтил память старца Спиридона, разбирали паломников по 20-30 человек в свои дома для отдыха.
Старец-праведник возжег у многих своих односельчан огонь глубокой веры, и поэтому люди в Терновом ценят Церковь и церковную жизнь. И хотя глубина внимания к храму у всех разная, но саму жизненную необходимость существования в селе церкви ощущает абсолютное большинство.
В селе Терновом всегда стремились, чтобы была своя церковь. Когда в 1944 году храм сгорел, то в тот же год сельчане добились права иметь молитвенный дом. Церковь открыли в жилом доме Печерина Емельяна Дмитриевича, неподалеку от сгоревшего храма. Он приходился родственником старцу Спиридону. В пору, когда Емельян Дмитриевич только начинал строительство дома, старец ему подсказывал, где нужно увеличить комнаты. Под церковь было отведено две комнаты из трех имевшихся. В одной - сделан алтарь с перегородкой, престолом, царскими вратами; в другой - люди молились. До 1961 года, пока не начались хрущевские гонения, церковь действовала: проходили службы, совершались все необходимые требы. Когда ее закрыли, утварь и антиминс увезли в село Солдатское, место, где стоял престол, выжгли. Теперешняя хозяйка дома, дочь Емельяна Дмитриевича, говорит, что старается ограждать место, где был алтарь, от безобразий. Потом в селе до 1989 года церкви не было, люди ходили в Уколово, Солдатское, другие места. А как только услышали, что опять разрешают открывать храмы, сразу же село отправило в Москву делегацию из трех человек, которые привезли разрешение на строительство новой церкви. А чтобы совершать службы, было разрешено временно открыть молитвенный дом. Прасковья Ивановна Хорошилова, одна из тех, кто ездил в Москву, предоставила две комнаты в своем доме под церковь. Она рассказала, что были раздумья, соглашаться или нет. Но после одного случая поняла, что нет воли Божией ей отказываться. В комнатке, где находился потом алтарь, ей было видение: "Гляжу, из спальни выходит Женщина, прошла в большую комнату, встала на пороге и говорит: "Вот тут святое место". Дом переоборудовали, сделали на месте окна отдельный вход, поставили престол, алтарную преграду, освятили все, и храм стал действовать. Девять месяцев здесь проходили службы и совершались таинства и требы: крещения, венчания, отпевания. Люди так наскучались без церкви, что постоянно шли, и она была переполнена.
За это время было собрано на строительство нового храма 250 тысяч рублей, восьмидесятилетней крестьянкой Анной Иосифовной Сухининой. Она же была и организатором, и вдохновителем, и прорабом этой стройки. Благодаря такому настрою нынешний кирпичный храм был возведен в рекордно короткие сроки, на народные деньги при непосредственной активной помощи многих сельчан, и когда храм был освящен, Сухининой Анне Иосифовне приснился следующий сон: сидит старец Спиридон у костра и варит что-то в котелке, помешивает ложкой и приговаривает: "А кашу-то я заварил, я..." Люди поняли, что в этом трудном деле помог им их добрый заступник и молитвенник старец Спиридон.
Русская православная церковь посчитала сделанное этой женщиной подвигом и наградила ее орденом Сергия Радонежского третьей степени.
Терновчане любят свою церковь, и эта любовь выражается во всем, они благоукрашают храм, следят за порядком и чистотой, и даже когда на улице грязь, приносят с собой сменную обувь и переобуваются в притворе.
Старец-праведник Спиридон Григорьевич Сухинин - явление незаурядное по своей духовной значимости для нашей деревни, знавшей немало подвижников. В простоте веры здесь рождался своеобразный тип народного пророка, прозорливца и молитвенника за свой край. Только чистота веры позволяла появляться таким людям там, где не было порой ни школ, ни больниц, а был лишь храм. Деревня по заслугам имела внутри себя таких великих праведников, они вырастали в ней и жили, потому что она накопила огромный духовный опыт веры, и эти духовные таланты были преизбытком ее духовных сил. В подвижниках, подобных старцу Спиридону, заметна огромная любовь к своей земле, даже к скотинке, которая на ней паслась: так, старцу стыдно было садиться на свою лошадь и обременять ее собою, ведь она тоже трудилась.
Память о старце Спиридоне живёт в сердцах людей. Вот уже 83 года ежегодно в день памяти 19 мая съезжаются в наше село люди со всех концов страны, чтобы почтить память святого старца. Этого имени он был удостоен ещё при жизни. Народ почитает его как святого.
Великан-богатырь Тимоша Силинский
Наше село Терновое Острогожского района Воронежской области является родиной уникального для нашей страны человека Тимофея Анатольевича Бакулина. Такие люди рождаются сравнительно редко и не многие страны могут этим гордиться.
Имя Бакулина овеяло массой легенд. В музее имеется несколько странных фотографий, на которых Бакулин Тимофей Антонович запечатлён со своим отцом Антоном Матвеевичем в возрасте 17 лет 19 августа 1912 г.
Родился в 1894 году. Семья, в которой рос Тимофей жила бедно. До 10 лет ростом был как и все дети его возраста. После 10 стал гигантски увеличиваться до такой степени, что приходилось входить в наружную дверь избы изредка нагибаясь, а то и становиться на колени. При этом развитие его проходило гармонично во всех отношениях, рост соответствовал силе и т.д.
На лице его особенно запоминалась нижняя челюсть, она была ярко выражена и сильно развита. Рост его был 3 аршина 6 вершков (2 метра 40 см). Размах рук до 4 метров. Толщина пальцев была такова, что через его обручальное кольцо легко проходил серебряный рубль. Вместе с тем у него была большая сила.
Впервые заметил его силу местный священник, увидев, как Тимофей поднял вверх на сарай в морозную погоду 40-литровую бочку со льдом. За один присест он выпивал 6 л воды и 20 бутылок пива. Его вес был 12 пудов и 15 кг. В ресторане у него был личный стол, где обычно он сидел. Размер обуви колодки 54-й.
Тимофей Антонович был женат 2 раза и имел двоих дочерей. Первая жена у него была латышка. И по оставшимся данным она имела вес тяжелее Бакулина. Вторая жена обычная девушка – Мария Платоновна, уроженка города Владимира.
Люди, близко знавшие Бакулина, рассказывают, что он иногда зарабатывал на жизнь демонстрацией тяжестей в передвижных цирках. В 1930г. он выступал в городе Пенза, показывая свой рост и силу.
В 1963 году умер Великан села Терновое. Сейчас скелет его находится в клинической инфекционной больнице на благо науке в Москве.
Прошлое в настоящем
Павел Максимович Хорошилов родился в 1918 году в селе Терновое. Семья была многодетная (12 детей). Работая, закончил семилетку, техникум. Когда началась война с белофиннами, настырный паренёк добился, чтобы его отправили добровольцем на фронт. Там он был ранен в руку. После лечения удалось навестить родных. Уходил он от них мальчишкой, а приехал взрослым парнем.
Вскоре уехал в Москву, к дяде. В канун войны стал танкистом. С первых боев с фашистами показал себя умелым, смелым командиром. В мае 1942 года писатели передали экипажу Павла Хорошилова тяжелый танк, построенный на личные средства. Назвали его «Беспощадный», а на броне написали стихи Маршака и Михалкова.
Боевой счёт «Беспощадного» рос с каждым днём. Павел умело маневрировал машиной, применял военные хитрости. Ребята верили в свою звезду, в победу. Их было в экипаже пятеро. Хорошилов, Царапин, Филиппов, Фатеев и Егоров.
Командиром машины назначали лейтенанта Хорошилова Павла Максимовича. Высокий, красивый с широкой, доброй улыбкой, скромный человек уже не раз смотрел смерти в глаза. 13 августа а районе Слободки экипажу «Беспощадного» пришлось один на один встретиться с 18-ю немецкими танками. Хорошилов принял дерзкое решение: замаскировать танк снопами, подпустить вражеские машины на близкое расстояние и расстрелять их, а если не хватит снарядов, пойти на таран. Метким огнём из орудия сожгли два и подбили три танка «Т-03». Остальные 13 танков врага позорно бежали. И снова – бои, бои, бои…
1 марта 1943 года в неравном бою у деревни Верхнее Ашково Жиздринского района погиб первый командир «Беспощадного», старший лейтенант П. М. Хорошилов. Он должен был переправиться с танком через реку и расширить плацдарм. Пользуясь темнотой, танк Хорошилова с помощью пехотинцев скрытно переправились через водный рубеж. С наступлением темноты завязался жаркий бой. Танк Павла вышел из засады и на предельной скорости пошёл вперёд, сокрушая вражескую оборону. Он вступил в единоборством с пятью фашистскими машинами и превратил их в груду металлолома. Командиром «Беспощадного» назначали Фатеева.
Но снаряд противника пробил танк, и Фатеев был смертельно ранен. Вскоре он умер от ран и был похоронен в братской могиле вместе с гвардии старшим лейтенантом Павлом Хорошиловым в деревне Слободка.
И на сегодняшний день память об этом замечательном человеке в сердцах многих людей. Родственники Павла Максимовича живут в нашем селе. А его родной племянник – Хорошилов Сергей Иванович является главой Администрации Острогожского района Воронежской области.
Знания о прошлом своего края должны передаваться из поколения в поколение. Это уникальная возможность избежать гибели основ духовно-нравственной культуры российского общества, незнания исторического прошлого «малой» Родины. На примере жизненного пути героев-земляков можно воспитать чувство патриотизма, уважение к старшему поколению, беспримерное мужество, чувство гордости и любви к Родине и своему народу.
Список используемой литературы
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»