Ляшук А.Р.

В 2016 году Орел будет праздновать свое 450-летие. Исторический взгляд, брошенный в глубину веков, заставляет признать ту простую истину, что само существование нашего города на карте России - есть настоящий народный подвиг, достойный особого многотомного исследования.

Назначение города Орла, подобно многим другим городам, состо­яло в охранении южных рубежей России от внезапных втор­жений крымских татар. Почти каждый год конные отряды завоевателей-крымчаков захлестывали уезд. Город горел, сражался и погибал, раз за разом ценою сотен и тысяч жизней своих жителей, выполняя свой долг перед Отчизной. За весь исторический период своего существования город Орел подвергался многократным разорениям, и многократное же возрождение его призывает нас, орловчан, искренне гордиться своей малой родиной.

Одной из важнейших вех исторической памяти России стало явление и преодоление Смутного времени, 400-летие которого отмечается в этом году. Этот период в жизни нашего города как в зеркале отразил весь трагизм и величие Российской истории. Задача данного исследования - вспомнить о событиях Смутного времени, проистекавших непосредственно на Орловщине, или, если будет позволена автору такая аллегория, - под сенью "орлиных крыльев".

В XVI веке на Россию обрушилось сильнейшее потрясение, названное впоследствии «Смутным временем». Оно ввергло страну в период великих испытаний, оставило глубокий след в отечественной истории и истории нашего края?

После смерти царя Фёдора Иоанновича, сына Ивана Грозного, возникла сложная политическая ситуация вокруг престола. Преемника у него не было, а младший сын Грозного – царевич Дмитрий, погиб при неизвестных обстоятельствах под Угличем за 7 лет до смерти Фёдора. Династия Рюриковичей пресеклась. Тогда же началось сражение за престол между второстепенными боярскими родами – Годуновыми и Юрьевыми. Земский собор в итоге выбрал Бориса Годунова, являющегося шурином Фёдора, и, фактически, правившего страной от имени Фёдора до этого [4].

Необходимо сказать, что начало семнадцатого века в России ознаменовалось неурожаями, голодными бунтами и волнениями. Страшный голод 1601—1602 годов затронул и Орёл. В поисках пропитания многие орловские стрельцы и казаки вынуждены были бежать в южнорусские города. Одновременно осложнилась обстановка на границе в связи с тем, что крымский хан Казы-Гирей разорвал мирный договор, заявив, что хочет «идти на государевы... украины». Борис Годунов назначил сбор главных сил под своим командованием в Серпухове, а в марте 1604 года послал воеводу Михаила Борисовича Шеина с тремя полками в район Мценска, Новосиля и Орла. Воеводы П. Н. Шереметев и М. Г. Салтыков со значительными силами расположились на Муравском шляхе в Ливнах. Тревога оказалась ложной. Казы-Гирей, прослышав про значительные военные приготовления в Москве, отменил намеченный поход.

В это время некий самозванец, выдававший себя за погибшего царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, с немногочисленным войском, набранным из польской шляхты, казаков и своих русских сторонников, 13 октября 1604 года перешел Днепр и вторгся в московские пределы. Весть о появлении «законного царя» всколыхнула страну, и на его сторону стали переходить города и воеводы. Самозванцу открыли ворота Чернигов, Путивль, Рыльск, Севск и другие города. В конце ноября восстала Комарицкая волость (теперь Брянская область). В начале зимы Лжедмитрию «поддались» Кромы. К повстанцам примкнули крестьяне Околенской волости, располагавшейся между Орлом и Карачевом, в результате чего эти города оказались под непосредственной угрозой [3].

21 января 1605 года Лжедмитрий потерпел сокрушительное поражение от московских войск под началом воевод Ф. И. Мстиславского и Д. И. Шуйского у Добрыничей около Севска и бежал в Путивль. В московской рати на стороне Годунова сражались и дети боярские из Орла — 129 из них несли службу конную, а 287 были пищальниками. Но воеводы упустили плоды победы. Вместо того чтобы преследовать самозванца, они занялись расправой с восставшими комаричанами и осадой городов, оставшихся верными Лжедмитрию, — Рыльска и Кром. Беспримерная, длившаяся более трех месяцев оборона Кром закончилась победой кромлян и казаков. Мятеж в армии под Кромами предопределил падение династии Годуновых, открыв самозванцу дорогу на Москву [3].

Лжедмитрий, прибыв под Кромы, распорядился распустить по домам большую часть из перешедших на его сторону ратников, а оставшихся отправил вперед себя в Орел и далее в Тулу, где без сопротивления открыли ему ворота. В Кромах он задержался на несколько дней, осматривая крепостные укрепления и огромный палаточный городок, дивясь на невероятные трофеи: 70 больших пушек, войсковая казна, крупные запасы пороха, ядер и другого военного имущества, много лошадей и другого добра, после чего тронулся к Орлу [2].

Когда он подъехал к городу, воевода Федор Иванович Шереметев, духовенство, народ и часть войска, тысяч до восьми или более того, встретили его с хлебом-солью, с крестами, образами, с колокольным звоном, восторженно приветствуя самозванца криками: «Буди, буди здрав, царь Димитрий Иванович!» Из Орла Лжедмитрий послал в Москву двух своих эмиссаров — Гаврилу Пушкина и Наума Плещеева «с грамотами» возмущать народ, а сам занялся устройством войска. Устроив воинство, он направился к Москве — навстречу своему кратковременному царствованию и бесславной гибели [3].

17 мая 1606 года в результате заговора Лжедмитрий был убит. На престол взошел глава заговорщиков князь Василий Шуйский. Но уже во второй половине июня начались волнения, вызванные слухами о якобы «чудесном спасении» Лжедмитрия, переросшие в настоящее восстание, охватившее такие города, как Монастырский острог, Путивль, Новгород-Северский, Стародуб, Белгород, Оскол, Елец, Кромы, Ливны. На исторической арене появляется новый самозванец - Лжедмитрий II, вошедший в историю как «Тушинский вор» (по названию села Тушино, где самозванец расположился лагерем, когда подступил к Москве) (1607—1610).

Лжедмитрий II долго, более четырех месяцев, жил в Орловской крепости. Здесь он нанимает так называемых новоприборных казаков. Это голытьба, разбойный элемент, которые не были настоящими, традиционными казаками. Они составили значительную часть его армии. Кстати, Лжедмитрия II, который разорял орловский край, при котором сгорел Орловский кремль – Рубленый город, а также, возможно, и значительная часть примыкавшей к нему жилой застройки, называли «орловский царик». События, связанные фактически с гражданской войной, полностью разорили край. [3].

В это же время Лжедмитрий II признан Папой Римским и всей Европой законным правителем Руси. Интересными представляются причины такого поступка Ватикана.

К этому времени в Европе набирают силу события, определившие, в геополитическом плане и беды Смутного времени. В 1603 году Литва присоединяется к Польше. Литовский великий князь Ягайло становится польским королем. Возникает династия Ягеллонов и польско-литовское государство – Речь Посполитая, которая ставит перед собой задачу создать огромную державу. В Европе происходит контрреформация, протестанты, ранее побеждавшие, терпят поражение, и во главе Польши становится представитель шведской династии Ваза – Сигизмунд III, воспитанник иезуитов. К тому времени православные были объявлены еретиками. Римский папа фактически всех некатоликов объявил врагами католицизма.

Польский король Сигизмунд III мыслил себя восстановителем католицизма и наследником как шведского, так и польского престола. Он представлял, что огромные территории России – это наследственные литовские земли, которые всегда принадлежали Литве, и полагал, что здесь живут сплошные еретики, которых надо обязательно перекрестить в католиков. Поэтому для него это была священная война, отвоевание литовских земель, спасение несчастных восточных славян от «тьмы» православного невежества. Уже в то время появляется идея создания единой Европы. И Сигизмунд III, возможно, полагал, что многие народы хотели бы входить в состав единой католической Европы. Тут, для защиты "законного" царя и выкристаллизовался замечательный повод для интервенции.

И снова Орёл сыграл в судьбе России существенную роль. Триумфальный поход Лжедмитрия II на Москву начинался отсюда, из Орла. Вся дорога от Орла на Болхов была залита кровью русских людей. Он одерживал на пути в Москву победу за победой, и эти победы позволили Лжедмитрию II довольно долгое время быть опасностью для московского престола, лично для Шуйского. Новый виток гражданской войны в России способствовал усилению набегов татар на южнорусские границы, оборона которых полностью рухнула. Крымцы, в надежде на легкую добычу, стали совершать нападения даже зимой, чего раньше обычно не делали. Разочарование в самозванце и набеги татар способствовали тому, что орляне и болховитяне перешли на сторону Василия Шуйского [2].

После падения правительства Шуйского (17 июля 1610 г.) и убийства Лжедмитрия II под Калугой (11 декабря) Орел в числе прочих городов присягнул на верность королевичу Владиславу, сыну короля Сигизмунда III, но это не спасло его от набегов поляков и литовцев. Такого разорения, пожалуй, с момента нападения на нас Литвы в XIV веке не было. Люди долго, вплоть до XIX века, помнили те события и, когда возникали какие-то напасти, спрашивали: «А не придут ли поляки?» После полного «литовского» разорения Орел в очередной раз восстановили, крепость отстроили, а гарнизон, насколько это было возможно, пополнили людьми и военными припасами. Новый город являлся лишь бледной тенью старого. Отстроили заново только кремль — рубленый город и примыкавший к нему малый острог. Строиться за пределами крепостных стен ввиду постоянной опасности, было строжайше запрещено [2].

Одним из последовавших "отзвуков" Смутного времени стало вторжение летом 1615 года с отрядом в 600 всадников в русские пределы некоего Александра Лисовского. Это был авантюрист, которого поддерживали выходцы из Польши, русские, так называемые вольные казаки (они получили название «лисовчики») и просто обездоленные люди. Лисовский берет Карачев. В Орле возникает паника, воевода бежит. Город покидают и стрельцы, и посадские люди – оказывать сопротивление некому. И Лисовский сжигает опустевший наш многострадальный город и берет себе из Орловской крепости пушки. Весть о вторжении Лисовского и взятии им городов вызвала беспокойство в Москве. Против него спешно снарядили небольшое войско, во главе которого поставили освободителя Москвы князя Дмитрия Пожарского [1].

Около Орла, у Царёва Брода, на территории нынешнего города (сейчас там стоит памятный знак) произошло последнее большое сражение той войны. Лисовский обрушился на передовой отряд князя Пожарского, и большой полк отступил, побежал. Однако Пожарский успел окружить свои военные силы телегами, создав своего рода передвижную крепость, откуда воины стали отстреливаться и делать вылазки. Усеяв все пространство перед телегами конскими и людскими трупами, Лисовский был вынужден отступить «и ста в дву верстах». Пожарский тактически переиграл Лисовского, заставил уйти с орловской земли. Это событие — битва у Царёва Брода — увековечено на памятнике, связанном с присвоением Орлу звания города воинской славы. Это была кульминация Смутного времени [1].

В Орле и в окрестных городах практически не осталось ни населения, ни жилья. Орел был настолько разбит, что два десятилетия длилась переписка с царским правительством: оставлять ли Орел на том же месте или переносить на другое. Были посланы царские воеводы, инженеры, и решено было перенести на высокое место над Окой, туда, где сейчас стоит Успенский мужской монастырь. Но ко времени получения царского указа люди уже сами стали селиться на старом месте без всякого разрешения. И город был восстановлен на старых валах, которые существовали еще в XII веке [3].

Литература

  1. Ливцов В. Не ищите в смуте истину.- Электронный ресурс-/http://www.orelgazeta.ru/article/ne-ishchite-v-smute-istinu;
  2. Орел и Орловский край.- Электронный ресурс - http://pro-orel.ru/istoriia-kraia/orel-v-nachale-smutnogo-vremeni;
  3. Неделин В. Н. «Орел изначальный». – Орел: Вешние воды. 2001.
  4. Отечественная история./под редакцией И.Узнародова, Я.Перехова. -М., 2000 г.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top