Лазарева А.О.

Начало прошлого столетия стало переломным моментом в жизни многих людей, живущих на территории Российской Империи. Кровавые события первой российской революции, а также изнуряющая первая мировая война, и последующая гражданская изменили сознание людей. А новая власть с радикальными переменами во всех сферах жизни человека принесла еще и негативное отношение к старым порядкам, устоям, что заставило людей меняться не только по отношению к власти, но и по отношению к незыблемым традициям православия и патриархата.

Новая власть в России дала женщинам равные с мужчинами юридические права, поскольку равенство провозглашалось всеобщей пролетарской идеей единения трудящихся. Официально равноправие было закреплено еще в Конституции РСФСР 1918 года. Советская власть полностью уравняла женщину с мужчиной. И в результате женщина к 30-м годам фактически становится независимым, равноправным строителем социализма.

И, как правило, средства массовой информации в СССР в 30-е годы ХХ века, не только отражали происходящие события, но и формировали образцы социального поведения. Они продвигали ролевые стереотипы, воссоздающиеся затем в повседневной жизни. Формирующиеся прессой женские образы стали инструментом воздействия на процесс формирования новой общности советских людей. Роль женщины определялась установками партии и правительственными решениями, исходя из социально-экономических потребностей социалистического общества. Одним из таких печатных источников, показывавших практическое воплощение идеи освобождения женщины и ее вовлечение в строительство социализма, является газета Саратовского Областного Коммунистического Университета им. Ленина «Комвузовец». Газета была создана в 1931 году для студентов и преподавателей Университета и являлась своеобразным посредником в коммуникации между студентами и правлением Университета, определявшим идеологический курс этого печатного издания.

Актуальность выбранной темы определяется возросшим интересом к роли женщине в истории общества, а также пониманием тех значительных результатов во всех сферах жизни общества, которых добились женщины, благодаря их раскрепощению. Изучение женского участия в жизни общества в 30 годы в СССР позволит не только увидеть, как изменилась роль женщины с приходом советской власти, но и то, как политические установки партии большевиков способствовали эмансипационным процессам.

Исследователи активно занимаются разработкой самых разнообразных аспектов борьбы женщин за свои права, поскольку положение женщины в обществе - это острая социальная проблема с позиции широко признанных правовых норм и основных морально-нравственных принципов. Так Эмиль Дюркгкейм связывал изменение положения полов с общественным разделением труда и развитием цивилизации. В результате социального развития, считает Дюркгейм, «один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой – интеллектуальными»[1].

В свою очередь современные исследователи женских движений рассматривают отдельные отрасли этого движения. Например, Шнырова О. в работе «Российский феминизм: ждать ли новой волны?», а также Айвазова С.Г. в труде «Русские женщины в лабиринте равноправия», отмечают, что благодаря усилиям суфражисток в июле 1917 года россиянки были включены в число избирателей, а Россия стала первой крупной европейской державой, предоставившей женщинам политические права[2]. Что опередило всю эпоху и задало ориентиры для женского движения в России.

Цель данной работы выявить изменения отношения к женщине в начале 20 столетия, а также показать формы ее участия в преобразовании современного общества.

Источниками работы являются отчеты студентов с практик с 1926 по 1932 год, хранящиеся в ОГУ Государственном архиве Новейшей истории Саратовской области, газета Саратовского областного коммунистического Университета «Комвузовец», а также всесоюзные женские газеты - «Крестьянка», «Работница и Крестьянка».

После революции 1917 г в стране вводится равноправие среди мужчин и женщин, изменяются моральные устои общества, тем самым меняется отношение к женщине и к ее роли в семье и домашнем хозяйстве. В связи с этими значительными переменами в жизни, происходит резкая смена роли женщины. Она разрывает путы домашнего рабства и стремится к работе в тех областях, которые раньше принадлежали полноправно мужчинам.

Как сказал позднее И.В. Сталин: «Трудоднями колхоз освободил женщину и сделал ее самостоятельной. Она теперь работает уже не на отца, пока она в девушках, не на мужа, когда она замужем, а прежде всего на себя работает. Вот это и значит освобождение женщины-крестьянки, это и значит колхозный строй, который делает женщину трудовую равной всякому мужчине трудовому»[3].

И женщина в понимании партии, а также самой женщины, уходит от образа домохозяйки, следящей за домашним уютом. На смену этому приходит ударница, колхозница, боевая подруга, которая будет драться и бороться за мировую революцию, за правое дело при этом ни в чём, не уступая мужчине. Котова А. в заметке «Что дала женщине советская власть» опубликованной в газете «Комвузовц» отмечает: «Советская власть дает нам возможность учиться, строить новую жизнь, пробивать дорогу наравне с мужчинами. Она дала мне возможность работать»[4].

Действительно, с каждым годом все больше и больше женщин вовлекается в производство. Если в 1926 году в цензовой промышленности трудилось 28,4% женщин, то в 1930 этот процент доходит до 32%. Из них - 44% металлистов, 54% работниц химической промышленности, 57% текстильщиц были вовлечены в соревнование и ударничество[5]. Эти «сухие, но много говорящие» цифры показывают, что женщины не выбирали легкого пути, а наоборот отдавали все свои силы на строительство социализма, при этом, не боялись тяжелого мужского труда. «Женщина-работница своим отношением к производству понимает задачи индустриализации страны»[6] - подчёркивается в статье Милицкой.

Своеобразной реакцией мужчин-коммунистов на ударно трудящихся женщин является стихотворение, посвященное празнику 8 марта. Несмотря на то, что автор мужчина – В. Горшунов, стихотворение написано от женского имени. В стихотворении создается образ той женщины, которая должна стоить социализм. Она представляется как равный мужчине закаленный трудом и потом боец.

«Я - дочь завода и станков,…
Закалена в труде, как сталь,
Иду в пылающую даль
Прогнав навеки страх.
Люблю я пляски рычагов,
И нежный шум ремней,
В них песня близкая без слов
Напевов мне милей»[7].

В свою очередь ударницы в своих заметках в газетах подчеркивают важность женщины в процессе строительства социализма. В статье Львовой это заявлено еще ярче и четче, чем во всех остальных: «Без прямой помощи женщины нельзя построить социализм»[8].

При этом женщина оставляет домашний очаг, уничтожая старые порядки, а, следовательно, и старый быт, и старое отношение к женщине. Это подчеркивает формулировка в газете «Комвузовец»: «Члены потребкооперации также заинтересованы в деле раскрепощения женщины от «домашнего рабства»». Для этой цели приводились красочные примеры, которые показывали, как плохо живется женщине в «рабстве». Таким примером служит, изложенная в газете «Комвузовец» история о кулаке, который, из-за того что лошадь не могла справляться с работой впряг вместо нее женщину[9]. При этом указывается, что данная история не единственная в жизни Бельщинского сельсовета. Или в одной из статей газеты «Работница и Крестьянка» было написано: «Недаром тов. Ленин сказал про труд домашней хозяйки, что это самый тяжелый труд, притупляющий ум»[10]. Это показывает, отношение к домохозяйкам, мало того что это называлось рабством, так еще и считалось позорным. На деле это «рабство» сковывало женщину только в одном плане, в том, что она не может полноценно работать, отвлекаясь на «семейные условия». Для того чтобы освободить ее от уз рабства создавались широкие сети яслей, столовых, прачечных, но опять же женщины принимают в их создании активное участие. И по этому поводу они пишут стихи:

«Из кухни, из спальни и от корыт
От грязных, застиранных простынь
Уходит женщина в новый быт
Совсем нелегко и не просто…»[11]

Несмотря на то, что женщинам приходилось очень трудно добиваться успеха, большое количество студенток оказывались на лидирующих местах в соцсоревновании, а также в деятельности, которая исконно не присуща женскому полу. Например, на проводимых военной кафедрой соревнованиях по стрельбе, женщины-стрелки стали отличницами в своей группе. Сам факт того что студентки должны были стрелять удивителен, но советский народ всегда находился в ожидании то мировой революции, то агрессии мирового империализма, и каждый, будь то мужчина или женщина, должен был уметь сражаться с врагом. Для студенток в военном уголке висел плакат, который одновременно подчеркивает красоту женщины, а также показывает ее боевой дух и непоколебимость во время боя.

«…Твоя упругая рука
И для ружейного курка
Быть может верною подругой.
…Как хорошо в грядущий бой
Идти, и знать
Что за тобой
Пойдет любимая с винтовкой».

Также ударно и бойко женщины продвигается в учебу, она стремиться получать знания для грамотной борьбы, для того чтобы быть как можно полезней для своего государства. Вот что пишет Сысоева: « Я состою членом О-ва «долой неграмотность» и еще членом гор. Совета в Коммунальной секции. Беру из библиотеки книги и читаю газеты. И теперь, когда я стала слушать политические доклады и всевозможные беседы, я стала чувствовать себя совсем другим человеком»[12].

Особо активные женщины старались получить знания, участвовать во всех мероприятиях Университета, чтобы находиться в социалистической борьбе в первых рядах. Новым явлением становится тот факт, что женщины начинают завоевывать ключевые места в управленческой сфере новой страны.

Ярким примером является Левина Ревекка Сауловна. Она с 1918 г являлась членом РКП(б). С 1918–1922 гг. являлась сотрудницей агитпропа Саратовского губкома РКП(б), в 1923–1924 гг. была заведующей губженотделом, а уже в 1924–1926 гг. ‑ преподаватель Саратовском областном коммунистическом Университете. В 1925 г. окончила Институт научных сотрудников при Саратовском обл. коммунистическом Университете. И уже в 1939 являлась членом – корреспондентом АН СССР[13]. Такая яркая карьера была, конечно, не у всех, но каждая социалистически направленная женщина стремилась занять свою нишу в ровных рядах строителей социализма, это видно даже несмотря на малое количество женщин-студенток.

Так процент женщин в ВУЗах на 1931 год был еще невелик - 1,2%. Нельзя сказать, чтобы и Саратовском Комвузе дело обстояло в этом отношении вполне благополучно: процент женщин-студенток Комвуза по отношению к общему числу студентов равняется 15,6%[14].Все же были и такие, кто не проявлял особой активности, не желал идти вперед со всеми. И такие дамы подвергались жестокой общественной критике. В одной из газетных заметок сообщалось о студентке Кроицкой, которая не имела «серьезного внимания и желания к преподаваемым дисциплинам. Никак не исправляется, только строит кому-либо глазки. Таких нужно вытравить из наших рядов»[15]. И это не единственный случай, специально для выявления и устранения нежелательных элементов в рядах студентов, создавался товарищеский суд, который рассматривал дела неблагонадежных студентов.

Положение женщины как равноправного строителя социализма изменяет отношение к ней. К 1930 году женщина имеет возможность заниматься всем тем, что могли делать мужчины, но, несмотря на это, на бытовом уровне к ней все же сохраняется пренебрежительное отношение. Она не считается равной, хоть и может работать наравне с мужчиной, а иногда и лучше него выполнять работу. В газете «Комвузовец» есть заметка на эту тему. На вопрос: почему нет ученых женщин. Студентами была выдвинута теория, что женщина по своим умственным способностям ниже мужчины, потому что мужчина физически сильнее, а, следовательно, и ум его работает лучше[16].

Такие высказывания подтверждают то, что женщина даже к 1931 году все еще была подвержена дискриминации со стороны мужчин. Хоть и существовало формальное равенство, но все же сохраняются старые стереотипы, связанные с женщинами. Несмотря ни на что они работали и учились наравне с мужчинами. Из статистики Комвуза видно, что женщин, из общего количества обучающихся было немного, но что примечательно графа с количеством женщин в студенческой среде находится после граф относящихся к работе студента. Состав майского набора в Комвуз на отделение пропагандитское: 65% рабочих (и батраков), 25% крестьян-колхозников, 10% служащих, 15 % женщин, 15% нацмен[17].

Женщины уничтожали стереотипы своей активностью во всем, пытаясь доказать, что они не хуже мужчин, что они могут лучше справляться со всеми теми вызовами, что преподносит жизнь. В основном статьи в газете «Комвузовец» подписанные студентками относились к материалам, посвященным внеурочной деятельности. Они описывают особые успехи в ударничестве и соцсоревновании. В некоторых статьях женщины показывают, что они могут выполнять лучше всех поставленные цели. Так, например, студентка Иванова А.С. подписавшись на заем «Третьего решающего года пятилетки» на 200 процентов месячной стипендии, призывает последовать ее примеру[18].

В некоторых статьях критикуют отставание в соцсоревновании, а иногда даже работу учебной части. Например, Анисимова подчеркивает отсталость прачек от соцсоревнования и предлагает пути решения этого бедствия[19]. А студентка 2-го курса отмечает недостатки в расписании: «2 курс начал занятия по полит. экономике. Она ставится на самые последние часы, а с утра на свежую голову, нам преподносят статистику или немецкий язык. Призываю Учебную часть придерживаться соц. договора со студенчеством, исправить свою ошибку, в смысле недооценки «старика Маркса» и переставить расписание»[20].

А иногда студентки советуют, как нужно поступать в вопросах управления Университетом и его жизнью. Так студентка Кусакина пишет: «Нашему коллективу Комвуза необходимо принять активное практическое участие, как в подготовительной, разъяснительной, массовой работе, так и в проведения размещения полностью займа. Наша задача добиться 100% выполнения»[21].

Также женщины-студентки комментировали, как и все студенты, недостатки «проработанности» той или иной части относящейся к Университету. Например, студентка Скобликова отмечает плохую работу врача в общежитии[22], а «Бурлачка» возмущается работой прачек,[23] выполняющих в рабочее время частные заказы. Студентка Кулагина взывает «разбудить и расшевелить кружок автодора»[24].

Также некоторые статьи посвящены практике студентов в деревне, на которую студенты отправлялись в обязательном порядке. Сама практика была делом не из легких, ведь студенты ездили в деревню, чтобы просвещать, обучать, а также агитировать народ. Некоторые студенты, проходившие практику, уже через неделю просили денежной помощи, писали, что все плохо, что они пытались что-то делать, но народ не хотел их слушать или вел себя безобразно, но все же они делали все, что в их силах, пытаясь сломить сопротивление, проводя решительную борьбу с отдельными элементами шовинизма, рвачества, расхлябанностью, борьбу за генеральную линию партии[25]. Студентка Скобликова, работавшая в Изнамерском сельсовете, рассказывает: «Когда я ехала в район, не верила в свои силы, боялась не оправдаю задач Комвуза и парткома, а теперь я так глубоко окунулась в повседневную работу с самой массой, видя от этого все новые и новые победы»[26].

Особой частью практики была работа среди женщин. В отчетах с практики видно, что это было самым проблемным местом во всей работе. Да и отношение к женщинам в селе иное: «Когда вместо ожидаемых ребят в совхоз прислали девушек, их встретили градом насмешек. Надев синие комбинезоны, они получили прозвище «китайки», которое так и осталось за ними»[27].

В агитационной части работы в первую очередь не хватало делегаток, которые вели бы занятие с колхозницами. Собрания все равно проходили. На них кроме вопросов текущей политики заслушивались доклады врача и акушерки об уходе за ребенком, о вреде аборта, а также агронома о сельском хозяйстве[28]. Благодаря лекциям, колхозницы узнавали много нового, что помогало им в быту, так как разговоры были посвящены разнообразным темам: начиная с жизни Ильича и заканчивая тем, как выращивать телят. Но что интересно многие женщины-колхозницы и не знали, что их уровняли в правах с мужчинами[29].

В городе напротив, большое число женщин знало об этом, но они не стремились освобождаться от уз домохозяйства. Особо активно велась пропаганда среди жен рабочих и студентов. «Жены студентов с 8 вечера до 8 утра спят беспробудным сном, на собрания не ходят и не несут никакой общественной работы. Нельзя допускать, чтобы жена студента-коммуниста застывала в своем развитии»[30] - пишет «Гвоздь» в газете «Комвузовец». Такие заметки не очень часто появляются на страницах газеты, но они выражают общественное мнение сознательной части студенчества боровшейся с пассивностью и равнодушием обывательски настроенного большинства.

Вся агитационная работа среди женщин с каждым готом имела все большие успехи, так как так как власть поддерживала женскую активность во всех отраслях производства и общественной жизни, обеспечивая карьерный рост для самых энергичных женщин-коммунисток.

С приходом новой власть в 1917 году коренным образом меняется жизнь людей, их быт, традиции и устои. Изменения, проводимые новым руководством страны, затрагивают не только политические, но и моральные сферы жизни населения. Освобождаясь от старых правил и традиций участвуют в мероприятиях, будь то освобождение женщины от домашнего очага или это раскулачивание крестьян. Особо активно выступает молодежь, так она еще не успела до конца вжиться в уже сложившиеся столетиями устои.

С ведением равноправия на новый уровень поднимается и роль женщины. Молодые девушки активно учатся, ударно работают, соревнуются с мужчинами, а также продвигаются в политической сфере. Женщина все дольше уходит от образа домашней хранительницы очага, она становиться ударницей, борцом, строителем социализма. Работая наравне с мужчинами, они доказывают, что они не хрупкие слабые создания, а сильные труженицы, способные как тяжело работать, так и быть учеными. Но все же даже к 30 годам женщина не воспринималась серьезно. Работая в колхозе, их допускали только к готовке или очень редко к управлению трактором, но не к починке техники. Рабочие женщины на селе вызывали смех и недоверие среди рабочих-колхозников. Но несмотря ни на все трудности девушки делали карьеры в политике, науке, общественной деятельности. Они упорно стремились учиться, работать и всеми своими силами строить социализм.

Библиографический список:

1. ГАНИСО. Ф. 140. Оп. 1. Д. 42. Л. 147.

2. ГАНИСО. Ф. 140. Оп. 1. Д. 170. Л. 22.

3. Анисимова. Социалистическое соревнование не развернуто // Комвузовец. № 5. 8 марта 1931 г.

4. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы. URL: http://www.owl.ru/win/books/rw/preface.htm

5. Аронс Р. Общественность и домохозяйка // URL: http://www.lib.tsu.ru/­win/vystavki/

6. Бычков П. Письмо с практики // Комвузовец. № 11. 11 мая 1931 г.

7. Бурлачка. Адмхозчасть, загляни! // Комвузовец.№ 1. 16 января 1931 г.

8. Гвоздь. Газета разбуди! // Комвузовец. № 2. 31 января 1931 г.

9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Канон +. М.1996г.

10. Иванова А. Передовичи «Третьего решающего» вызывают // Комвузовец. № 15. 6 июля 1931 г.

11. Кулагина. Автодор спит // Комвузовец. № 9 21 апреля 1931 г.

12. Кусакина. В поход за улучшение работы Комвуза // Комвузовец. № 16. 11 августа 1931 г.

13. Преподаватели Комвуза. Левина Р.С. // URL: http://komvuz.ru/

14. Львова. Наши задачи // Комвузовец. № 5 8 марта 1931 г. С. 4.

15. Мелновскя Лар. Без названия // Крестьянка. URL: http://www.lib.tsu.ru/win/vystavki/fond_zh/2_ss23.html

16. Микулина Е. Бюрократы затирают трактористок. (Пугачевский округ. Нижняя Волга) // Крестьянка. №20. С. 32. URL: http:// www.lib.tsu.ru/

17. Милицкая. 8-е марта – день трудящихся женщин // Комвузовец. №5 8 марта 1931 г.

18. Михайлова Е.А., Шабурова Л.Г. Образ женщины в российских журналах 20-30 годов 20 века // URL: http://www.lib.tsu.ru/

19. Морозов. Постановление секретариата крайкома ВКП(б) об отсрочке набора в комвуз // Комвузовец. №9. 21 апреля 1931 г.

20. Наша работа на практике в деревне // Комвузовец. №11. 11 мая 1931г.

21. Переставьте расписание! // Комвузовец. №2. 31 января 1931 г.

22. Свой. Таким не место в Комвузе // Комвузовец. № 7. 31 марта 1931 г.

23. Скобликова. Вот так медицина! //Комвузовец. № 2. 31 января 1931 г.

24. Сталин И.В., Речь на приеме колхозниц—ударниц свекловичных полей руководителями партии и правительства, 10 ноября 1935 г.

25. Студентка. Высокомерие высшей породы должно быть изжито // Комвузовец. № 3. 15 февраля 1931 г.

26. Сысоева. Стала новым человеком // Работница и крестьянка. № 7.

27. Сюкеев Д. Колхоз «мощный труд» в полосе прорывов // Комвузовец.№ 26 2декабря 1931 г.

28. Что дала женщине советская власть // Комвузовец. № 5. 8 марта 1931 г.

29. Шнырова О. Российский феминизм: ждать ли новой волны? URL: http://labrys.ru/node/8684

30. Декрет ЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния" // СУ РСФСР. 1917. N 11. Ст. 160

31. Декрет ЦИК и СНК РСФСР от 19 декабря 1917 г. "О расторжении брака" // СУ РСФСР. 1917. N 10. Ст. 152


[1] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Канон +.М.1996г. С. 61

[2]Шнырова О. Российский феминизм: ждать ли новой волны? URL: http://labrys.ru/node/8684

[3] Сталин И.В., Речь на приеме колхозниц—ударниц свекловичных полей руководителями партии и правительства 10 ноября 1935 г.

[4] Что дала женщине советская власть // Комвузовец. № 5. 8 марта 1931 г. С.1

[5] Милицкая. 8-е марта – день трудящихся женщин // Комвузовец. №5 8 марта 1931 г. С.1

[6] Там же

[7] Горшунов В. Дочь завода. Комвузовец. №5 8 марта 1931 г. С.1

[8]Львова. Наши задачи. //Комвузовец. №5 8 марта 1931 г. С.4

[9] Сюкеев Д. Колхоз «мощный труд» в полосе прорывов //Комвузовец.№26 2декабря 1931г. С.1

[10]Аронс Р. Общественность и домохозяйка URL: http://www.lib.tsu.ru/win/vystavki/fond_zh/1_ss14.html

[11] Мелновскя Лар. Без названия// Крестьянка URL: http://www.lib.tsu.ru/win/vystavki/fond_zh/2_ss23.html

[12] Сысоева. Стала новым человеком //Работница и крестьянка. №7. С.26

[13] Левина Р.С. Преподаватели Комвуза URL: http://komvuz.ru/prepod_soku_%E2%80%8E3/#SID1001_3_tgl

[14] Милицкая. 8-е марта – день трудящихся женщин //Комвузовец. №5 8 марта 1931 г. С.1

[15] Свой. Таким не место в Комвузе.// Комвузовец. № 7. от 31 марта 1931г. С.3

[16] Студентка. Высокомерие высшей породы должно быть изжито// Комвузовец. №3 15 февраля 1931г. С.4

[17] Морозов. Постановление секретариата крайкома ВКП(б) об отсрочке набора в комвуз //Комвузовец. №9 21 апреля 1931г. С.2

[18] Иванова А. Передовичи «Третьего решающего» вызывают //Комвузовец. №15 6 июля 1931г. С.3

[19] Анисимова. Социалистическое соревнование не развернуто //Комвузовец. №5 8 марта 1931г. С.3

[20] Переставьте расписание! // Комвузовец. №2 31 января 1931г. С. 3

[21] Кусакина. В поход за улучшение работы Комвуза//Комвузовец. №16 11 августа 1931г. С.3

[22] Скобликова. Вот так медицина! //Комвузовец. №2 31 января 1931г. С.4

[23] Бурлачка. Адмхозчасть, загляни! //Комвузовец.№1 16 января 1931г.С.4

[24] Кулагина. Автодор спит// Комвузовец. №9 21 апреля 193 г. С.4

[25] Бычков П. Письмо с практики//Комвузовец. №11 11 мая 1931г. С.3

[26] Наша работа на практике в деревне//Комвузовец. №11 11 мая 1931г. С.3

[27] Микулина Е. Бюрократы затирают трактористок. (Пугачевский округ. Нижняя Волга)//Крестьянка№20. С.32. URL: http://www.lib.tsu.ru/win/vystavki/fond_zh/1_ss16.html

[28] ГАНИСО. Ф.140. Оп.1.Д.42 Л.147

[29] ГАНИСО. Ф.140. Оп.1.Д.170 Л.22

[30] Гвоздь. Газета разбуди!//Комвузовец. №2 31 января 1931г. С.4

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top