Косенко Д.А.

Представленная работа посвящена сравнительному анализу истории городов Павловска на Дону Воронежской области и Царского Села, их роли в русской истории и культуре.

Интерес к данной теме продиктован тем обстоятельством, что город Павловск является моей малой родиной, а обнаруженные в результате исследования исторические параллели представляются достойными внимания в контексте изучения русского краеведения.

Города Павловск на Дону Воронежской области и Царское Село являются погодками: первый, именуемый изначально Осередской крепостью, основан в 1709 г. , а Царское Село - в 1710 г. , по воле одного и того же человека - первого российского императора Петра Великого, который неоднократно бывал не только на берегах Невы, но и Дона. Небольшой провинциальный Павловск входит в список городов, имеющих честь именовать себя «колыбелью российского флота»[1] и Петровским. Именно по указу Петра Великого сюда, «на Серед», были перенесены верфи из Воронежа и Таврова, где Дон к тому времени обмелел. Павловские приметы военно-морского уклада: адмиралтейство и верфи - просуществовали более шестидесяти лет, вплоть до 1771 года.

Если Царское Село почти сразу же стало царской резиденцией, то Павловск с его корабельными верфями можно назвать «рабочим кабинетом» Петра I . В обоих городах для него были построены небольшие дворцы, разбиты парки, устроены оранжереи и зверинцы. В Павловске были построены инженерный двор и заводы - пушечный, канатный, пороховой. В городе квартировало пять полков и артиллерийская команда.

И Царское, и Павловск после смерти своего основателя если не пришли в запустение, то, по крайней мере, утратили свое былое значение. Границы российского государства были отодвинуты на юг, и Павловск потерял свое стратегическое значение. Из города были выведены войска, военные заводы прекратили свою работу.

Период нового расцвета обоих городов приходится на время царствования Екатерины II. В эти годы и Царское Село, и Павловск не только развиваются и обустраиваются, но и по указу императрицы были утверждены их гербы, которые в наше время вновь признаны официальными по решению Геральдической Комиссии при Президенте России. Символом Павловска стало изображение его небесного покровителя - «Апостол Павел в серебряном поле». Екатерина утвердила и генеральный план Павловска, создала «Донскую экспедицию». На Павловской верфи строились новые парусные корабли, почти плоскодонные и имевшие на вооружении от 12 до 16 пушек среднего и малого калибров. Эти корабли получили название «новоизобретенные». Образованная в 1783 г., Черноморская флотилия в большинстве своем состояла из кораблей, построенных в Павловске в 1768 -1778 годах.

Конечно, Павловск несравним по внешнему виду с дворцово-парковыми ансамблями Царского Села, но, тем не менее, некоторые общие черты в архитектуре обоих городов прослеживаются. Во-первых, как и в Царском, в возведении Павловска принимали участие три тысячи шведов, плененных под Полтавой. Во-вторых, этот город на Дону, в отличие от многих других уездных центров, с самого начала строился по регулярному плану. Геометрически правильные кварталы прямоугольной формы ограничивали прямые улицы, идущие параллельно и перпендикулярно Дону. Центральная улица (нынешний проспект Революции), начинавшаяся от городских восточных ворот, являлась главной, вдоль нее строились остальные. К тому же проекты зданий и улиц составляли итальянские зодчие, пусть не такие великие, как в Царском. Несмотря на неоднократные жестокие пожары, Павловск до сих пор сохранил так называемую «петербургскую планировку» с четкой поквартальной разбивкой. Также в нем сохранилось много архитектурных памятников, составляющих целостный ансамбль. Старейшие из них: Казанская церковь (1776), Преображенский Собор (1786), на башне которого до сих пор идут куранты, сконструированные более 150 лет назад, Покровская церковь (1783), Магистрат (конец XVIII).

Разумеется, моя малая родина, город Павловск, ни в коей мере не сравним с Царским Селом по культурному наследию, но, тем не менее, в городе действовали женская Ольгинская гимназия, мужское Реальное училище, начальное Духовное и Приходское училища. Работали две библиотеки, больница и приют для престарелых артистов, а Павловская типография выпустила серию почтовых открыток с видами города и получила за свою работу Большую Золотую медаль на Международной выставке Искусств в Брюсселе в 1906 году.

В течение XIX века роль Павловска в общероссийском масштабе снижается. Но тихий городок сумел сохранить себя как торговый и ремесленный центр юга России, чему способствовало выгодное географическое положение на перекрестке водных и сухопутных путей. В городе работали мыловаренный, салосвечный, воскосвечный, салотопенный, пивоваренный, винокуренный заводы, кирпичные и горшечные предприятия, процветала торговля зерном, скотом, салом. Павловские купцы были частыми гостями за границей, поставляли в Европу мясо, яйца, колбасу. Много они предпринимали и для благоустройства города. Так, с именем купца Одинцова связана посадка на южной окраине города соснового леса, который и сегодня защищает город от пыльных бурь.

Еще одно совпадение или, скорее, несовпадение, возможно, из области курьезов. В 1837 году первая в России железная дорога была проведена в Царское Село, а в 1871 году началось строительство железной дороги на Ростов, и далее, на северный Кавказ. По первоначальному проекту железная дорога должна была пройти через Павловск, что, несомненного, повысило бы его значение как торгового центра, но этому воспротивились отцы города: «Прибыль будет невелика, а ворья разведется немерено».[2] Так до сих пор и стоит Павловск в стороне от стальных магистралей. Зато многие дворы и даже дома в нем на ночь не запираются...

Города, как и люди, имеют «общих знакомых». И в скромном Павловске бывали и даже жили великие или, по крайней мере, знаменитые люди, судьба которых неразрывно связана с Санкт-Петербургом и Царским Селом: помимо Петра Первого и его сподвижников, здесь бывали такие значимые фигуры, как Ф.М.Апраксин, А.Н.Сенявин, внук А.В.Суворова Александр Аркадьевич, генералы А.П.Ермолов, Н.Муравьев и другие. Стоит остановиться и на пребывании в наших краях К.Ф.Рылеева. В1818 -1820 годах будущий декабрист служил в конноартиллерийской роте в селе Белогорье, на противоположном берегу Дона, где обрел личное счастье - милую кроткую жену. Кондратий Федорович часто бывал у офицеров 72-ого резервного батальона, квартировавшего в Павловске, где постоянно пользовался почтой. [3]

Как было отмечено выше, в Павловске не было и нет железной дороги, тем не менее, развитию культурных связей с крупнейшими городами России и, прежде всего, с Петербургом он обязан своему выгодному транспортно-географическому положению. Дело в том, что прямая тифлисская дорога, соединяющая центр России с Закавказьем, проходила и проходит через Павловск (ныне это Федеральная автомагистраль М-4 «Дон»). Кроме обычного люда, через наш город проезжали императоры и их наместники, главнокомандующие Кавказских войск, генералы, государственные чиновники, дипломаты и деятели культуры. А поскольку Павловск более 120 лет был лучшим уездным городом Воронежской губернии, путешествующие не только проезжали, но и останавливались в нем. Эта дорога - прямой тракт к величайшей гордости российской - к А.С.Пушкину, его стихам и прозе, его близким друзьям и знакомым, к декабристам, незаслуженно забытым героическим именам и их потомкам.

Царское Село тесно связано с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, но и г. Павловск по праву гордится традициями: имя великого русского поэта вот уже более 110 лет носит Павловская библиотека, на ней установлена мемориальная доска, подтверждающая, что великий поэт проезжал по проходящему через город наш город тифлисскому тракту во время путешествия на Кавказ весной и осенью 1829 года.

Изучению связи А.С.Пушкина с нашим донским краем многие годы жизни посвятил наш земляк, Д.Ф.Солодовченко. Простой крестьянский парень, колхозный молотобоец, волею судьбы в начале пятидесятых учился в военном училище в Царском Селе. Оно соединялось великолепным Екатерининским парком с Лицеем. Отсюда, вероятно, и возникла любовь офицера Советской Армии к великому русскому поэту. И в годы военной службы, и после увольнения в запас он каждый отпуск приезжал в город Пушкин, как на поклонение. А через двадцать пять лет после окончания училища устроил встречу однополчан-однокашников своего взвода у памятника Пушкину в Лицейском садике.

Вдохновленный легендарной лицейской дружбой первого пушкинского выпуска, Дмитрий Федорович постепенно стал пушкинистом, широко известным на воронежской земле. Его первые статьи о жизни и творчестве Пушкина были опубликованы в местных многотиражках и районках, затем появились публикации в центральной прессе, а после выхода на пенсию настал черед и для издания книг. Десятилетиями он изучал и исследовал факты о проезде поэта весной 1829 года через Павловск и вероятном его пребывании в нем. Дмитрию Солодовченко удалось доказать, что в многочисленных легендах и преданиях о Пушкине, до сих пор бытующих в Придонье, есть огромная доля истины. Небольшая цитата из книги Д.Солодовченко «Этюды о Пушкине» позволит нам судить о степени любви выпускника Пушкинского военного училища к великому выпускнику Царскосельского Лицея: «Сегодня во всех книгах о путешествиях-дорогах Пушкина по родной земле - наш Павловск указан на его пути... Еще до войны в Павловске были старожилы, которые передавали изустную легенду о том, как поэт останавливался у вековой ракиты отдыхать и расспрашивал о Петре Великом...».[4]

В то же время, по утверждению О.Г. Ласунского «документированных подтверждений данного факта нет, многочисленные публикации местных краеведов о воронежских маршрутах Пушкина построены на домыслах».[5]

Зато весомые документальные подтверждения имеет следующее созвучие имен. Местом моего рождения является в село Воронцовка, основанное в 1757 году. Её основатель, граф, сенатор елизаветинских времен, генерал-поручик Роман Илларионович Воронцов, по прозвищу Роман «Большой Карман», известен, прежде всего, своим «лихоимством».[6] Гораздо интереснее личность внука основателя рода Воронцовых - Артемия Ивановича (1748-1813). Его жена приходилась двоюродной сестрой Марии Александровне Ганнибал, бабушке поэта. Так породнился Артемий Иванович Воронцов с Пушкиными, мало того, с Александром Сергеевичем его связывало не только фамильное, но и духовное родство. Ведь именно графа А.И.Воронцова родители Пушкина избрали в «воспреемники» своего второго сына, проще говоря, Артемий Иванович Воронцов был крестным отцом Саши Пушкина. В детстве его часто водили в московский дом крестного отца на Рождественке, а в доме зятя Воронцова - графа Д.Л.Бутурлина - будущий поэт бывал постоянно. В последний раз Артемий Иванович видел своего крестника в начале лета 1811 года, перед отъездом его в Петербург для поступления в Царскосельский Лицей! В 15 км от Воронцовки, кстати, находится Михайловка, бывшее владение М.С.Воронцова, того самого, который в 1824 году преследовал Пушкина и добился у царя его высылки из Одессы в Михайловское. Это адресат той самой эпиграммы о полумилорде и полуподлеце.[7] Но ведь в роду Воронцовых было немало имен, которыми можно и должно гордиться.

На Кавказ и обратно ехали все по тому же прямому тифлисскому тракту многие великие люди. Об этой дороге и о людях, проезжающих по ней и посещавших Павловск, можно написать целую книгу. Например, о В. А. Жуковском, Д.В.Давыдове, А.С.Грибоедове. В1830 году М.Ю Лермонтов со всем семейством проехал здесь для лечения на Кавказ, а второй раз, за 12 строк стихотворения «На смерть поэта» в марте 1837 года, он отправился на Кавказ уже в ссылку.

Что может быть теснее родства духовного? И у городов-погодков оно существует. Свидетельством служат иконы Пресвятой Богородице «Знамение» — Павловская и Царскосельская.

О чудотворной Павловской иконе писал в 1800 г. в своем труде «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии » Евгений Болховитинов. По его свидетельству, в Преображенском соборе г. Павловска Воронежской губернии находится благодатная икона Знамения Божией Матери: «Император Петр I в 1696 году осадил г. Азов и разорил его; на развалинах были найдены две иконы: одна — св. Иоанна Предтечи, а другая — Знамения Божией Матери, которую царь Петр тут же поставил в Азовский собор».[8] Когда же Азов в 1711 году был возвращен туркам, то икона Знамения, по повелению Петра I, была передана в собор Осередской крепости, тогда же переименованной в г. Павловск, в собор св. Апостолов Петра и Павла (этот собор был построен в 1711 году в честь ангела Петра Первого, позднее переименован в Преображенский собор, который и сегодня действует в Павловске).

Икона Пресвятой Богородицы Знамение стала для города Павловска не просто заступницей, покровительницей, но и символом святости города. Ведь ни один из городов Воронежской области не обладает именной иконой.

Эта икона расположена на внутренней стороне морской раковины пяти вершков величины. Эмаль раковины пожелтела от времени. Изображение Божией Матери начертано штрихами. Первоначально икона была вставлена в большую деревянную киоту, на которой в шести отделениях были изображены разные события: фрагменты боя, взятие Азовской крепости, обретение иконы на ее развалинах, молебен с нею, встреча павловчанами иконы, Крестный ход со святыней, совершавшийся ежегодно в девятую пятницу по Пасхе на Студеный колодец, где совершалась панихида по Петру I. Внизу образа на киоте была следующая надпись: «Сей образ Знамения Матери Христовой, начертанный честно на матице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден в земляном валу и обложен в злато, недостойно бо свящи (святыни) быти в земной яме, но да светит всем в храме святем, иже в похвалу ея претворен из мечету в честь Богу христианскому на погибель Махмета». [9]

Царскосельская святыня также обязана своим возникновением династии Романовых. Эта очень старая икона появилась в России со времен царя Алексея Михайловича, который, вероятно, получил ее в дар от восточного Патриарха. Император Пётр I питал к ней особенное благоговение. Перенеся столицу свою из Москвы в Санкт-Петербург, он перенес в числе прочих драгоценностей и святую икону Знамения Божией Матери, которая и оставалась при нем до его кончины. Перед смертью Петр I благословил иконой Божьей Матери «Знамение» свою дочь Елизавету (как наследницу престола после Екатерины I) на царство. Примечательно, что северная столица присягнула Елизавете именно 27 ноября 1741 года, в праздник святой иконы «Знамение». В благодарность императрица Елизавета Петровна возвела Знаменскую церковь в любимом ею Царском Селе около дворца. В 1747 году чудотворная икона «Знамение» была торжественно внесена в новый храм. Она была поставлена в иконостасе, поверх изображения Тайной Вечери над царскими вратами, где она находилась до 1831 года.

Чудотворные свойства этого образа особенно ярко проявились в XIX веке во времена Александра Сергеевича Пушкина, с 1811 года – лицеиста, а с 1831 года жившего с семьёй в Царском Селе. Возможно, юный лицеист Александр Пушкин был свидетелем пожара в Знаменском дворце 12 мая 1812 года. Пожар угрожал соседним зданиям и Знаменской церкви. Рассказывают, что когда икону вынесли из храма и обратили ликом к огню, император Александр I воскликнул вслух: «Матерь Божия, спаси мой дом!» Мгновенно тогда ветер, направлявший пламя на церковь, как бы повинуясь невидимой силе, переменил свое направление, и пожар быстро прекратился сноска.

В 1831 г. по всей России распространилась холера, свирепствовавшая и в г. Санкт-Петербурге. Жители Царского Села собрались к иконе «Знамение», вынесли ее на середину храма и служили перед ней молебен. Затем обнесли вокруг всего города с пением и молитвами, причем весь город с дворцами остался внутри кольца, описанного этим ходом. Холера совершенно миновала Царское Село. В память этого благодеяния Богоматери были учреждены крестные ходы в Царском Селе. Ежегодно 5/18 июля в Царском Селе проходило большое торжество в память избавления от холеры 1831 года: икону «Знамение» после литургии выносили на огромный плац перед дворцом, где совершалось коленопреклоненное моление, а затем ее обносили вокруг города.

В послереволюционные, последовавшие за октябрем 1917, годы советская власть своим постановлением отменила крестные ходы. Тем не менее, святая икона продолжала помогать верующим: Знаменская церковь была закрыта одной из последних в епархии – лишь в самый канун Великой Отечественной войны. В середине 1930-х икона была изъята из Знаменской церкви в так называемый «Госфонд» и бесследно исчезла. Вместо нее в церковь был передан один из списков этой иконы, выполненный в начале ХIХ века и находившийся в ризнице Екатерининского собора в Царском Селе.

В августе 1941 года Царское Село было оккупировано фашистскими войсками. При отступлении фашисты взяли с собой Знаменскую икону и привезли ее сначала в Гатчину. Советские войска при освобождении Риги на одном из брошенных обозов неприятеля обнаружили чтимую икону Божией Матери «Знамение». Обоз был возвращен в город на Неве. В настоящее время эта святыня находится в церкви Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, куда была передана после войны по благословению митрополита Григория.

XX век внес свои коррективы в ход истории. Преображенский собор г. Павловска стал школой рабфака, затем районным Домом Культуры. Главная святыня собора – чудотворная икона «Знамение» – исчезла. Но время все расставляет по своим местам. В городе Федоскино Московской области мастера лаковой миниатюры написали Божию Матерь в раковине, сделали великолепный киот с шестью изображениями, покрытый золотом. Икона Пресвятой Богородицы вернулась в Павловск на Дону 17 марта 2002 года, в прощеное воскресенье[10], что кажется весьма символичным.

Источники и литература

  1. Антюхин Г. В. Встречи на Воронежской земле /Г. В. Антюхин. – Воронеж: Центрально-Черноземное кн. издательство, 1969.
  2. Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской области /Е. А. Болховитинов. – Воронеж: 1998.
  3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь: современная версия /Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – М.: ЭКСМО, 2006. – 959 с.
  4. Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006. – 518 с.
  5. Воскобойникова Н. П. Родословная Воскобойниковых /Н. П. Воскобойникова. – М.: Древлехранилище, 2002. – 119 с.
  6. Города России. – М.: Белый город, 2005. – 589 с.
  7. Горюшкина И. Из истории Павловска /И. Горюшкина // Вести Придонья. 20. 10. 1999.
  8. Животягин И. Павловская Заступница /И. Животягин // Православный Воронеж. 2005. №8. С. 7.
  9. Ласунский О. Г. Литературная прогулка по Воронежу /О. Г. Ласунский. – Воронеж: Логос, 1993. – 432 с.
  10. Пушкин А. С. Сочинения в трёх томах. Том 1. /А. С. Пушкин. – М.: Художественная литература, 1985. – 735 с.
  11. Солодовченко Д. Ф. Этюды о Пушкине /Д. Ф. Солодовченко. – Воронеж: 2004. – 168 с.
  12. Успенский К. Павловск /К. Успенский // Наука и жизнь. 2002. № 6. С. 6.

[1] Воскобойникова Н.П. Родославная Воскобойниковых. М., Древнехранилище, 2002. С. 5.

[2] К. Успенский. Павловск. 2002. № 6. С. 6.

[3] Солодовченко Д. Ф. Этюды о Пушкине. Воронеж, 2004. С. 121.

[4] Солодовченко Д. Ф. Этюды о Пушкине. Воронеж, 2004. С. 15.

[5] Ласунский О. Г. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993. С. 344.

[6] Брокгауз Ф. А., Ефрон И. Е. Иллюстрированный энциклопедический словарь: Современная версия. М., 2006. С. 218.

[7] Пушкин А. С. Сочинения в трёх томах. Т. 1. М.,1985. С. 308.

[8] Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской области. Воронеж, 1998. С. 91-102.

[9] Животягин И. Павловская Заступница // Православный Воронеж. 2005. №8. С. 7.

[10] Горюшкина И. Из истории Павловска // Вести Придонья. 20.10.1999.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top