Касьянова М.Н.

«Людям необходимо знать историю своего народа, своей «малой родины», своей страны. Глубоко не правы те, кто считает ее лишь набором красивых легенд, бесполезных для практической жизни. История наравне с религией, культурой и языком является базовой ценностью любого народа. Не случайно, если нацию хотят поставить на колени, то первым делом искажают ее историю»

Губернатор Воронежской области А.В. Гордеев.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило?

Мне кажется, что ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

На уроках истории, краеведения, технологии мы узнаем культуру и быт нашей страны и нашего края. Уроки истории, технологии, внеклассные мероприятия проходят не только в кабинете, но и в краеведческом уголке нашей школы. Краеведческий уголок нашей школы открывает для нас удивительный мир жителей Каменского района с их верованиями, обрядами, обычаями, бытом...

Посетители краеведческого уголка совершают интереснейший экскурс в прошлое нашего поселка, узнают о жизни своих предков, о том, кому они поклонялись, кого любили и ненавидели, как умели постоять за себя и свой род на поле брани. Немало экспонатов посвящено тому, как и во что одевались наши предки, какие украшения носили, каким оружием владели. Ведь интересно бывает выяснить происхождение того или иного обычая, выражения, термина или материального предмета, а затем проследить, какое развитие он получил в дальнейшем.

Итак, цель моей исследовательской работы – изучение экспонатов краеведческого уголка школы.

Задачи:

1. Поиск информации об экспонатах в различных источниках.

2. Изучение и анализ информации, сравнение с экспонатами краеведческого уголка, выводы.

Методы исследования: теоретические (изучение экспонатов и информации, анализ), эмпирические (сравнение).

«Что имеем, то мы ценим»

Итак, вот что я узнала в результате исследования.

Под руководством учителя истории Кулинченко Н.Ф. несколько лет велась поисковая работа будущих экспонатов краеведческого уголка школы, и в 2001 году были открыты двери для первых посетителей.

Экспозиции краеведческого уголка: древний мир, оружие, нумизматика, предметы быта крестьян Воронежской губернии и утварь, одежда, вышивка, предметы культурного досуга, изделия декоративно-прикладного искусства наших предков, жителей Каменского района, учащихся нашей школы. Когда появляется новый экспонат музея, мы узнаем, как он назывался. По возможности, кроме названия этих забытых и старинных вещей мы пытаемся дать короткое описание, для каких целей наши талантливые предки их создали.

Миллионы лет до нашей эры (Приложение 1)

500 миллионов лет назад территория нашего края была дном теплого глубокого моря. Обитатели моря оставили свой след на нашей земле. В отложениях известняка, мела, мергеля, нередко содержатся остатки известковых скелетов ископаемых организмов, в частности, большое количество ракушек. Некоторые раковины спирально завитые, почти спирально-плоскостные с равномерно возрастающей высотой оборотов, а некоторые – спирально завитые, башенковидные. Толщина стенок ракушек небольшая – это говорит о том, что море здесь было достаточно глубокое. Об этом свидетельствуют следующие экспонаты краеведческого уголка: раковины моллюсков, мел, известняк с отпечатками реликтовых растений, которые мы до сих пор находим в результате геологических исследований Каменского района во время работы школьного эколого-краеведческого лагеря.

Белемниты (лат. Belemnitida) – представители отряда вымерших беспозвоночных животных класса головоногих моллюсков. Белемниты существовали с каменноугольного по палеогеновый период. Внешне похожи на кальмаров, но, в отличие от них, имели внутреннюю раковину. Лучше всего в ископаемом состоянии сохраняется ростр белемнита – прочное коническое образование на заднем конце тела. В длину обычно достигали 15—20 см (из среднеюрских отложений Европы известен род Megatheutis, длина ростра которого достигала 50 сантиметров, а общая длина тела белемнита могла доходить до 3 метров). Белемниты обитали в морях, вели хищный образ жизни, большинство белемнитов хорошо плавало. В связи с широким распространением, обилием родов (около 50) и видов, а также их быстрой сменой во времени белемниты служат руководящими ископаемыми для юрских и меловых отложений. Народное название белемнитов – «чёртов палец», «громовая стрела», «стрелы Перуна», «волчий коготь». В народной медицине используется порошок из белемнита. Считается, что он обладает антисептическими свойствами.

Кроме того на берегу Дона в меловых отложениях нами были обнаружены предположительно окаменелые яйца ящеров. Их возраст составляет примерно 90 млн лет. В этом году из музея находка была передана на изучение в ВГУ на факультет геологии.

Сбор краеведческого материала (ракушки, мел и известняк с отпечатками реликтовых растений, др.) дает нам возможность подробней изучить геологическую историю нашего района.

Наш край в далеком прошлом (Приложение 2)

Шло время. Земля приподнималась и опускалась. Вода ушла, и на суше стали жить древние люди каменного века. Орудия труда и оружие изготавливались из камня. И в краеведческом уголке мы увидим фрагмент каменного топора.

Каменный топор, или каменный молотсамое высокотехничное оружие, которое было у первобытных людей в каменном веке. Изначально топор представлял собой только боёк, заострённый с одной стороны. Материалом служил кремень или базальт, а также кости крупных животных. Заготовка заострялась с одной стороны либо путём затачивания, либо поверхность скалывалась до приемлемой остроты кромки. Через много лет первобытные люди догадались насадить боёк на крепкую палку – топорище – так получалась более широкая амплитуда при ударе и, соответственно, сильнее удар.

Крепление делали двумя вариантами: в первом – плоские камни сверлили посередине насквозь, после чего в проделанное отверстие вставлялась палка большего диаметра. Для более плотного закрепления в зазоры вбивались клинья, а во втором – камень ставили в палку с рогатиной на конце, после чего сверху вся конструкция обматывалась жилами.

В силу своей конструкции, каменный топор было нецелесообразно использовать в мирных целях: дубить шкуры или валить деревья предпочитали другими способами. Запаса свежесделанного топора хватало максимум на пять-десять ударов. Поэтому его можно считать первым боевым оружием – практическая польза от него была лишь в бою: размозжить кости противнику или добить раненых, даже разделка туш производилась другими инструментами.

Бронза пришла на смену каменным орудиям труда, хотя, еще долго использовали и камень, и бронзу. Найденные бронзовый и железные наконечники копий свидетельствуют об обитаемости нашего края более трех тысяч лет назад. Легкое копье русского воина – колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Копья были метательные и тяжёлые для ближнего боя. Обычное копье состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.

Железный наконечник легкого копья русского воина XIV-XV веков говорит о событиях периода татарского завоевания Руси. Возле села Дегтярное найден татарский шлем, в Каменке – наконечник копья, что дает нам право утверждать о том, что здесь происходили столкновения с монголо-татарами.

Кроме оружия, из металла изготавливали и орудия труда. В нашем крае земледелие было преобладающим занятием, и серп был незаменим для земледельца.

Серп зубренный, кривой нож для срезки трав или сжатия хлеба с корня, состоящий из сужающегося, закруглённого лезвия (как правило, стального) и короткой деревянной рукоятки, который был изобретен в Междуречье. Серпы затыкают в сенях под потолок. В народе говорили: «Тупой серп руку режет пуще острого».Серп является одним из древнейших орудий человека и символом земледелия.

Духовная культура (Приложение 3)

Наши предки в основном были православными. В нашем краеведческом уголке есть старинные иконы, Евангелие (Библия) 1903 года.

Правосла́вие (с греч. буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») – означает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э.

Два тысячелетия насчитывает христианская религия. Она способствовала не только укреплению государства, но и развитию культуры. Христианство – одна из трех мировых религий. Она существует более двух тысяч лет. На Руси новая религия пришла на смену язычеству. В 988 году христианство ввел князь Владимир. Новая религия способствовала укреплению Киевской Руси и развитию культуры восточных славян.

Икона с лампадой.Лампада – светильник, употребляемый в христианском богослужении. Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма. Лампада – это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады – вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.

Греческие просветители Кирилл и Мефодий подарили нам письменность. Писали на Руси на бумаге чернилами. Экспонат краеведческого уголка – это чернильница.Чернильница – небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером. Чернильницы в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготавливались разного размера и различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, в том числе драгоценных). Могли иметь крышку и подставку. Писали гусиными перьями, расщепленными тростинками.

Письмо на бересте в краеведческом уголке свидетельствует . Берестяная письменность известна ряду культур народов мира. Памятники письменности Древней Руси XI – XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории русского языка. Берестяные грамоты представляют собой краткие записи, извещения, отправленные своим родственникам или друзьям.

Занятия и быт жителей нашего края (Приложение 4)

Посуда. Для хранения продуктов, приготовления и подачи пищи на стол употреблялась различная посуда: деревянная, керамическая, медная, серебряная, фаянсовая, фарфоровая, стеклянная. Изготовлением и продажей на местном рынок деревянной и глиняной посуды занимались как иногородние, так и отставные казаки. Красивую расписную деревянную и керамическую посуду привозили на Дон торговые казаки из России и Украины. Глиняные горшки и корчаги, деревянные блюда, ложки, чашки, бочки, сита, махотки, плетенные из лозы корзины, короба находили широкое применение в хозяйствах донских казаков. Самым популярным материалом считалась древесина. Для изготовления посуды умело использовали не только древесину разных пород дерева, но также кору и бересту. Деревянную посуду вырезали вручную с помощью ножа и стамески, а во второй половине 19 века широкое применение находит токарный станок. На обеденном столе крестьянина, казака самой почетной посудой с древних времен была солоница. Соль ценилась дорого, её берегли, она могла сравниться только с хлебом. Вместе с караваем хлеба соль с солоницей участвовала в торжественных ритуалах. В больших деревянных ступах толкли зерно на крупу. В каждом доме имелось коромысло с ведрами, лопаты для посадки хлеба в печь, корыта.

Кувшины, махотки, горшки. Распространена на Дону была глиняная посуда: кувшины, махотки, горшки. Глина имела свинцовый, белый или красноватый цвет. Добывали её на большой глубине. Для производства глиняной посуды строили гончарни. Они представляли собой небольшие домики, до половины находящиеся в земле и состоящие из сеней для сушки посуды в летнее время и так называемой теплушки, где непосредственно производились работы. Там же находилась яма, в которую насыпали глину с песком, два станка: один для гончара, другой для челядника (ученика) и полки для сушки посуды зимой. Сначала приготавливали замес: в яму ссыпали глину, песок, добавляли воду, месили. Полученную массу вынимали, клали на лавки, выбирали руками камешки и раскладывали на кучки. Глине придавали форму на гончарном круге, который приводился в движение при помощи ног. После того, как горшок принимал нужные формы, их срезали суровой ниткой и ставили для сушки на полки, затем складывали их в горн, вырытый в земле, и выжигали. Керамической посудой нагружали баркасы, плыли вниз по Дону, продавали её или меняли на хлеб. В казачьем быту керамическая посуда занимала значительное место; ценились, прежде всего, её практические свойства. Её любили за удивительную способность сохранять свежесть молока, воды, придавать особый вкус сваренной в ней пище. Формы и декор глиняной посуды информировали о том, для каких продуктов она предназначалась: светлые для молока, темные – для пива и кваса, черная керамика – для приготовления пищи в печи. Глиняные сосуды имели самые разнообразные формы: кубышки – узкогрудые посудины с широко раздутыми боками, махотки – низкие кувшины с широким горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой.

Трапезный стол занимал почетное место в красном углу, под образами. Перед едой хозяйка расстилала скатерть, все крестились и читали краткую молитву. Под образами садился глава семейства, по правую руку от него мужчины, по левую – женщины. «Горячее» хозяйка подавала в общей чаше, выточенной или выдолбленной из дерева, которая в крестьянском быту называлась миской, блюдом или тарелкой. Вместе с чашей подавались ложки, которыми по очереди хлебали «горячее». Они были разнообразны по форме, размерам и технике изготовления: большие ложки – черпаки, которыми разливали похлебку, дорожные – с укороченным стеблем, расписные, с изображением цветов, животных, людей и бытовых сцен. Русские крестьяне очень бережно относились к хлебу, его никогда не клали на голый стол – существовала специальная хлебница, покрытая нарядной росписью или плетение из бересты кольца под хлеб. Стол, который в будни стоял в красном углу, выдвигали на середину и накрывали праздничной скатертью. Гостей встречали за порогом и приглашали в избу за стол. От хозяина нередко требовалось знание обычаев, чтобы рассадить всех к общему удовольствию. В красный угол садился сам хозяин, справа от него, соблюдая при этом принцип старшинства, рассаживались мужчины. Праздничный обед состоял из 7- 10 блюд. Чем больше блюд, перемен, тем лучше считалось угощение. Не допивать и не доедать в гостях не разрешалось: иначе в чарку проникнет нечистая сила. «Кто не выпил до дна, не пожелал добра» – говорит пословица.

Традиционная посуда русских крестьян часто несла на себе отпечаток из образа жизни крестьянина, и его мировоззрения, являясь настоящим произведением искусства, знакомство с которым позволяет нам лучше понять духовный мир русского народа.

Самовар – устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров – керосиновые, электрические и пр. Самовар является одним из символов России.

Чугун – крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка – зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента – ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Из-за специфической формы использовать чугуны при приготовлении пищи на газовой или электрической плите неудобно. Объем разный – от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX – начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.

В краеведческом уголке представлены изделия из дерева (ложки, короб, люлька).

Художественная обработка дерева наряду с другими видами народных художественных промыслов была широко распространена в Воронежской области. Дерево было одним из самых любимых материалов среди воронежских мастеров. Лесные богатства края делали его легко доступным. Больше всего воронежские мастера использовали мягкие, лёгкие для обработки в домашних условиях породы дерева: липа, осина, ольха, верба, сосна и реже – твердые породы: дуб, клён, ясень, груша. Обработка дерева велась самыми простыми инструментами: нож, пила, ложчатое долото, резец, а чаще всего обычным топором. Топор был универсальным орудием, которым строили церковь, дом и вырезали ложки.

Почти все вещи, нужные крестьянину, делались из дерева. Каждую вещь старались изготовить удобной и в тоже время красивой. Постепенно на протяжении длительного времени в нашем крае вырабатывались разнообразные формы предметов, бесконечные варианты орнаментов, различные приёмы резьбы и художественной росписи. Больших предприятий по художественной обработке дерева в Воронежской губернии не было. Во многих сёлах умельцы работали как для односельчан, так и для жителей соседних сёл, а также базаров и ярмарок. Из дерева изготавливали вещи, которые имели не только утилитарное, но и художественное значение. К ним относятся коньки для крыши дома, резной орнамент для карниза, наличники, ставни для окон, дверей, крылец, игрушки и иконостасы, конные линейки-пролётки, расписные и резные дуги для саней, детские тележки-каталки, люльки, колыбельки для детей и игрушки, резные солонки, донца, божницы, полицы для хлеба, резали орнамент для росписи известной за пределами нашего края народной набивной ткани, расписные блюда, шкатулки, ковши для воды и формы для куличей.

Короб– изделие из луба, бересты, лучины и т. п., служащее для укладки и переноски разных предметов, зерна, муки.

Предметы быта

Экспонат рубель (каталка, рубежница) заслуживает отдельного внимания.На Руси довольно долго использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением, называвшейся "вальком", "качалкой" или просто "скалкой", и рифленой доски, имевшей множество названий - "рубель", "ребрак", "пральник".

Рубель – предмет домашнего обихода, который использовался для глажения ("катания") тканей. Представляет собой плоский брусок дерева с короткой округлой рукоятью длиной 60-70 см, с ручкой и ребристой нижней рабочей поверхностью. Ткань, накатанная на круглую палку-скалку, с помощью рубеля каталась по столу; пересохшие суровые ткани при этом размягчались и, туго накатываясь на скалку, разглаживались. Лицевая поверхность рубелей обычно делалась гладкой. Но, кроме того, изготовлялось большое количество подарочных изделий, украшавшихся затейливой резьбой или росписью. В рукояти иногда вырезалось полое пространство, которое заполнялось высушенными горошинами. При раскатывании белья издавался звук, аналогичный звуку детской погремушки. Термин был распространен по всей России. Этот способ глажки просуществовал на Руси вплоть до начала XX века. И, надо сказать, что этот способ глажки до сих пор применяется в некоторых современных машинах для утюжки.

Издревле на Руси ткани гладили рубелем. Другие способы глажки были основаны на применении различных нагреваемых предметов, таких как кружки, бутылки и даже круглые деревянные предметы или гладкие камни. Всё шло в обиход, лишь бы выглядеть красиво. Но однажды кто-то прошелся по ткани днищем горячей сковородки – получилось быстрее и лучше. А потом появился утюг. Он был чугунный, с вкладышами, которые нагревали в печке и щипцами клали в корпус с деревянной ручкой. Пока один вкладыш отдавал тепло утюгу, другой грелся на огне. Но применением подручных предметов процесс глажки не ограничивался и с XVII века стали применяться нагреваемые, в основном чугунные, утюги. Однако металл мог применяться и другой. Суть не в этом, а в том, как был устроен сам утюг, и как происходил сам процесс глажки. Ясно одно, – металл, для того, чтобы происходила глажка, надо было нагреть до определённой температуры. Это осуществлялось на плите или открытом огне. Но, при таком способе использования утюга, существовал один недостаток, – цельнометаллический утюг быстро остывал, и его приходилось часто разогревать. Но данный недостаток умельцы старались преодолеть разными способами, и создавались утюги, у которых нижняя чугунная часть – та, что гладит – была съёмной. И при использовании двух полотен, процесс глажки мог быть непрерывным за счёт того, что пока одной пятой гладили, вторая нагревалась. Как только остывала первая, её заменяли на новую, которая успела разогреться.

На смену утюгам с вкладышами пришли наплитные и газовые. Стали изготавливать полые утюги, такие, во внутреннюю поверхность которых ставился горячий уголь, и процесс глажки становился немного удобнее. Однако у такого утюга тоже существовал недостаток, – были проблемы с регуляторами температуры. Надо было обладать большим умением, чтобы вложить в утюг столько горящих углей, чтобы утюг и не остыл слишком быстро, и, что не менее важно, не давал слишком большой температуры. Именно количеством накладываемых углей и регулировалась температура утюга в те времена. Наплитный утюг разогревали на плите, газовый нагревался горящим газом из прикрепленного сзади баллончика. В 1903 году появился первый электрический утюг. В наше время процесс регулировки температуры нагрева утюга стал намного проще. И в нашем «уголке истории» представлена небольшая коллекция разнообразных утюгов.

Экспонат, который напоминает нашу метровую линейку, – аршин.Аршин – это старорусская единица измерения длины и устаревший инструмент для измерения длины, материал – прут, палочка, тесьма длиной с аршин.

1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти (пяди) = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м; 1 аршин = погонная мера = по четыре вершка (верха пальца) = длина всей руки от плеча = вольный шаг = 2 1/3 русского или английского фута.

У нас в народе говорили: «Аршинная стерлядь – длина рыбы», «Аршинная яма – глубина», «Аршинный холст – шириною в аршин», «Словно аршин проглотил – сидеть, ходить, кланяться, не сгибая спины», «Аршин не солжет, мера – делу вера», «Аршин на кафтан, два на заплаты (вычинка дороже вещи)», «Аршинник – мелочный торгаш тканью».

Прядение и ткачество

В нашем крае широко было распространено прядение и ткачество. Об этом говорят экспонаты краеведческого уголка: прялка, гребень, тканые изделия.

Прялка – предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Самопрялка, предполагается, появилась в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленной на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой – прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок – под углом.В XVI век появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.Наши предки говорили: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Прялка не Бог, а рубаху дает», «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом», «Не ленись прясть, хорошо оденешься».

История художественного ткачества, как и других видов народного искусства и художественных ремесел Воронежской области до сих пор мало изучена. В Древней Руси обыкновенное и художественное ткачество было известно издавна. Древние русские ткани XI-XIII вв. археологи находили в разных областях страны.

Женщины обеспечивали свои семьи одеждой из тканей ручной домашней выделки. Нити, для изготовления тканей, изначально добывались большей частью из луба – стеблей дикого хмеля, росшего на полянах лесов в большом изобилии. Из богатых лубом стеблей хмеля при обработке получали длинное и крепкое волокно, из которого пряли нити и ткали полотно – холстину. Шишки хмеля – использовали для изготовления зеленоватой краски для крашения холстины.

Для изготовления теплых предметов на холодное и прохладное время таких, как чулки, носки, онучи, варежки, шарфы, башлыки и реже, в основном для пожилых людей, чуни, употреблялась пряжа из овечьей шерсти, а для женских платков и шалей – козий пух. Надо полагать, что рост численности населения края, дальнейшее хозяйственное его освоение повлекли за собой истощение ресурсов хмеля как сырья для добычи волокна. Возделывание хмеля как посевной культуры к желаемому успеху не привело. Тогда недостаток хмеля стали возмещать двудомной крапивой в качестве сырья для ткачества. Благо крапивы тогда было очень много. Лубяные волокна ее стебля были достаточно длинны, прочны и давали превосходные нити, которые использовались для выделки как грубых, так и тонких тканей, изготовления прочных рыболовных снастей, веревок, канатов и многих других предметов домашнего обихода, включая даже кружева, вязанные костяным крючком. Из крапивы так же добывали безвредную растительную краску зеленого цвета для подкрашивания пряничного теста и окраски полотна. Среди жителей нашего края ходила упорная молва о том, что одежда из крапивной ткани обладает лечебными свойствами.

Следует заметить, что в Воронежском крае еще в 1927 -1928 гг. можно было встретить мешки, чувалы и кули из грубой, но прочной крапивной ткани. Они так и назывались: крапивные. Возделывание волокнистых растений, в частности конопли и незначительного количества льна, на воронежской земле распространилось повсеместно.

Более тысячи лет назад крестьяне нашего края почти повсеместно одевались в сделанные собственными руками в домашних условиях конопляные и отчасти льняные ткани. Женщины в ту пору по древнему обычаю своих предков были обязаны прясть, ткать, обшивать и снабжать одеждой всех членов своих многочисленных семей, а иногда и осиротевших ближних родственников. А семьи действительно были многодетными (в среднем 9 детей). При таких условиях жизни конопли нужно было много. Она выращивалась на огородах каждой семьей. Высота конопли в Воронежском крае достигала от 0,5 до 4 м, а толщина стебля от 3 до 30 мм. Посконь (мужская особь конопли) исключительно вся шла на изготовление тонкой ровной ткани, из которой, как правило, изготовлялась праздничная одежда, полотенца для божниц и подзоры, занавески, праздничные скатерти, тонкие кружева, пеленки и т. п. Более грубое волокно матерки шло на изготовление тканей для мешков, чувалов, кулей, веретья (для просеивания и сушки зерна после обмолота), фартуков, сумок, попон для ездовых лошадей, сумок для кормления лошадей овсом и т. п. Из крепких нитей матерки ткали парусину, "недотки" для рыбной ловли, плели бредни, невода, сети, вентеря. Из ее волокна вили веревки, канаты, вожжи, гужи, путы для скота, постромки, "обрывки" для привязи телят на выпасе. Образующиеся после прядения волокна очесы (пакля) также шли в употребление: ткали дорожки (подстилки), плели домашнюю обувь – чуни. Из листьев конопли добывали зеленую растительную краску, которой с добавкой кваса (мучного или из сыворотки) и протравы из окиси меди или окиси железа (ржавчины) окрашивали полотняные и шерстяные ткани в ярко-зеленый цвет. В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица-ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а ранее, до православной веры, богиню Мокош - первородную славянскую музу, покровительницу славянок – помочь ей благополучно завершить очень необходимую для ее семьи работу. Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время. В таких трудных условиях расторопная крестьянка-ткачиха могла в среднем соткать в день простого и гладкого, без узорной выработки холста от 11 до 15 аршин, с узорной выработкой или цветной выкладкой средней и большой насыщенностью узора - намного меньше. По рассказам старожилов, две женщины могли выткать густо насыщенный узором платок размером 1,10x1,10 метра за 5 - 7 дней в свободное от домашних и полевых работ время.

Вытканные в основном за зимний сезон холсты с наступлением теплой весны «белили» (отбеливали). Для этой цели их сначала пропаривали в домашнем щелоке из древесной и подсолнечной былки золы, затем в солнечную погоду расстилали на траве. Этот прием проделывался в день до 5-6 раз в течение недели. Потом холсты мочили в речной, дождевой и реже колодезной воде и расстилали на траве мокрого луга или болота. Под горячими лучами солнца примерно через месяц суровость холстов исчезала, и они становились абсолютно белыми и мягкими. Холст из конопли вырабатывался разных сортов и почти весь употреблялся на семейные нужды. Однако, хотя и не в больших количествах и не всеми женщинами, холст делался и на продажу. Он так и назывался – «продажка». Покупали его в основном городские скупщики и менялы. В городе холстина шла на упаковку товаров и приготовление мешков, сумок, чувалов и кулей.

Большая коллекция полотенец в краеведческом уголке свидетельствует о том, что наши предки бережно относились к этому предмету быта.

Полотенца появились много лет назад. Славяне называли любое полотенце ручником или утиральником и широко использовали их в утилитарных, декоративных и ритуальных целях. Когда продажа полотенец не была развита, полотенца были самыми обычными: белого цвета без украшений и вышивки. Только ритуальные и декоративные полотенца украшались вышивкой, геометрическими и ритуальными рисунками (преимущественно, символы солнца), различным народным орнаментом. В культуре славян полотенце связывали с культом предков, поэтому оно было важным элементом родильных, погребальных и свадебных обрядов. На полотенце принимали только что родившегося ребенка, принимали гостей с хлебом и солью. На полотенцах опускали гроб в могилу, закрывали зеркала в доме.

Полотенца в нашем крае были, в основном самодельные и имели различное применение (убрус, ширинка, рукотер, рукотерник, утиральник, плат, наспишник, постинник). Праздничные, в особенности свадебные, полотенца шили из лучшего кужельного холста. Длина их была от 2 до 4 м, а ширина обычная для русского холста — 36-38 см. Реже делали полотенца более узкими —19-35 см, или более широкими — 40—41 см. Холст предварительно тщательно отбеливали. В отдельных местах полотенца изготовляли из цветной ткани, на­пример белой в красную клетку (иногда с до­бавлением нити желтого цвета), домотканой материи. В XIX веке в селениях, где фабричный матери­ал почти вытеснил домотканину, полотенце стали шить из хлопчатобумажной покупной ткани разного цвета, вышивая их крестиком по канве.

Особенно богато украшалось большое рукобитное полотенце, так называемое стено­вое (длиной в стену). После того как «ударят по рукам» (т.е. договорятся о свадьбе), его дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста просватана. А он кидал полотенце сво­ей родне.

Полотенцем украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу при­вязывали его к дуге повозки. В некоторых селе­ниях это полотенце дарили свату. Для свадебного обряда готовились особенно нарядные полотенца. По традиции, каждая девушка должна была приготовить к свадьбе от 30 до 100 полотенец. Дарные полотенца, которыми невеста ода­ривала родню жениха, украшались меньше, чем рукобитные, и впоследствии они нередко служили утирками. В некоторых местностях де­вушка раньше заготовляла к свадьбе не менее 12 полотенец, а в состоятельных семьях на свадьбе раздаривалось до 30 и больше.

Полотенцем (а сверху шалью) покрывали невесту, когда везли в церковь. После «окручи­вания» следовало ее «открывание»: дружка сни­мал покрывало с молодой, получал полотенце и показывал всем, приговаривая: «Невеста не спа­ла, не дремала, все вам дары припасала». Поло­тенцем связывали жениха и невесту, как бы сим­волизируя этим крепость их семейной жизни.

Полотенца развешивали в избе. Их красоч­ные узоры оживляли бревенчатые стены, при­давая праздничность, делая жилище нарядным; использовали в родильных и крестильных обрядах, а также в похоронных и поминальных. Обычай жертвовать полотенце в церковь («по обету» в случае болезни или смерти близких) широко практиковался вплоть до 20-х годов прошлого века. Бытовал обычай в случае эпидемии в течение одного дня или ночи выткать и вышить полотен­це. Считалось, что оно «чистое» и обладает спо­собностью предотвратить эпидемические забо­левания людей и скота, а также засуху и град.

Как и все в нашей жизни, домашний уют состоит из мелочей – тепло, свет, любимые фотографии и книги на полках, запах домашней еды из кухни и чистая скатерть на столе…

Древние славяне поначалу, чтобы сделать стол красивее и чище, по праздникам просто соскабливали с его поверхности грязь вместе с тонким слоем древесины. Но уже в 12 веке появляются первые упоминания о тканях, которыми застилали трапезу (т.е. – стол). Знатные люди украшали обеденные столы роскошными длинными скатертями с начала 13 века. Причем, довольно долго их края служили еще и в качестве салфеток. Конечно, позволить себе нарядные, красочно расшитые скатерти могли немногие. Со временем скатерть перекочевала в дома простых людей. Даже в самых бедных домах старались накрыть стол хотя бы самым скромно украшенным полотном. Объяснялось это уважением к еде, к ритуалу приема пищи.

Одежда и обувь наших предков

Русская рубаха (19 век) и копия народного костюма, изготовленная учащимися школы, находятся рядом, символизируя «связь времен».Костюм Воронежской губернии 19 века – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Костюм создавался определенным образом, его узор говорит сам за себя. В старину существовал обряд «чтения узоров». В костюме Воронежской губернии волнообразные линии изображали воду. Тонкие цветные полоски символизировали прямые и удачливые дороги в жизни. Ромбы и квадраты с точками посередине - символы засеянного поля. Легкие, перекрещивающиеся под углом стежки - маленькие елочки. Ель - дерево жизни и добра. Говоря о русском народном костюме, нельзя не обратиться к одной чрезвычайной важной теме – символике цвета, значению цветового строя в народном костюме. Особенно велика в костюме, роль красного цвета, который считается символом солнца и огня, красоты и благополучие; желтый цвет – символ солнца, тепло и ласку, синий цвет – символ воды, радость; черный цвет – богатство, плодородие. Смысл этого старинного кода во многом для нас уже утрачен, но мы продолжаем восхищаться красотой и гармонией ритмически чередующихся орнаментальных фигур. В них для нас сокрыта красота, и именно ею мы восхищаемся в первую очередь.

Основной составной частью костюма была понева. Поневу носили исключительно замужние женщины. Понева изготавливали из шерстяной клетчатой и полосатой ткани, состояла из трех полотнищ, сшитых между собой и собранной на талии.

Рубаха, сшитая из льняного полотна, состоящая из двух частей: верхней - «рукавов», и нижней - «Подставы», рубаха украшена вышивкой, преобладает геометрический орнамент. Непременной частью поневного комплекса был передник («занавеска»), «запон», изобретательно украшавшийся. В оформлении внешнего облика русской женщины велика была роль головного убора.

Головной убор – платок, спутник крестьянской женщины на протяжении всей ее жизни. Он всегда считался лучшим подарком. Их или просто накидывали на голову, или завязывали узлом подбородком. Платки были шелковые, парчовые, кисейные, украшенные по углам или по всему полю цветочным узорочьем.

Обувь наших предков представлена в краеведческом уголке лаптями и сапогами.

Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Находки кочедыков (орудий для плетения лаптей) в неолитических стоянках свидетельствуют об очень древнем происхождении этого вида обуви. Лапти были распространены в нашем крае среди крестьянского населения.

Лапти (лапоть) – низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х годов, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

Основным типом обуви наших предков являются лапти косого плетения из лыка. Лапти надевались поверх онучей. В нашем костюме надевались поверх чулки, связанные в одну иголку.

Сапоги – вид обуви, обычно с высокими голенищами. Получило распространение на Руси и Ближнем Востоке от тюркских кочевников, для которых мягкие сапоги были удобной обувью для верховой езды. На Руси первое время считались обувью для знати (простолюдины носили поршни или лапти), в последующем получили распространение твёрдые сапоги.

Макет печи вызывает интерес у посетителей настоящей старинной заслонкой. Русская печь кажется настолько неотъемлемой, исконной национальной принадлежностью нашего народа. Несомненно, древнейшие предки славян варили пищу и грелись вокруг обычных костров. С переходом к оседлости и основательным жилищам костры переселились под крышу и обрели постоянное место в доме. Так появились очаги, выложенные камнями. Поэтому с течением времени открытый очаг начал превращаться в печь. Печь лучше нагревала дом и дольше сохраняла тепло, да и в отношении пожара была куда безопасней.

Археологические находки свидетельствуют, что на всей территории расселения восточных славян конструкция печи оставалась примерно одинаковой. Это была печь-каменка вроде тех, что и сегодня ещё можно встретить в старых деревенских банях. Такие печи были невысокими, прямоугольной формы, размером, как правило, чуть больше 1х1 м. Нижнюю часть печных стенок выкладывали из крупных камней, для верха использовали камни поменьше. Никакого связующего раствора не применяли; при раскопках иногда попадается только глина, смешанная с черепками битых горшков. Причём иногда удаётся установить, что черепки были не от испорченной посуды – нарочно разбивался новенький, целый горшок. Скорее всего, это связано с магическими функциями печи, вообще огня, домашнего очага.

Глиняные печи, впервые возникшие на юге Руси, с течением столетий продвигались на север, постепенно увеличиваясь в размерах. Жители северных лесов, приверженцы каменок, стали совмещать камень и глину. К ХII—ХIII векам длина стороны прямоугольного основания этих печей достигала 1,2–2,0 м, а то и более. Примерно в это же время в богатых жилищах южной Руси появляются и дымоходы.

Заготовка дров, кстати, тоже была целой наукой. Заготавливали их обычно зимой: такие дрова, по мнению специалистов, жарче сгорают, а в поленницах не преют и не гниют. Старались, чтобы дрова, прежде чем попасть в печку, пролежали целый год и наилучшим образом высохли. Сказанное относится к лесной полосе России конца ХIХ века, но учёные отмечают, что такие традиции выработались у славян очень давно. Идеальными дровами считались берёзовые, дубовые и ольховые. Средними – еловые и сосновые. Самыми плохими – осиновые. Осина даёт большое пламя: злого и жадного человека сравнивали в Древней Руси с огнём, зажжённым на «трепетице» (осине). Справедливости ради отметим, что после появления дымоходов смекалистые хозяева стали добавлять в дрова хотя бы по нескольку осиновых поленьев: сильное пламя прекрасно вычищало сажу из труб. Древесный уголь являлся отходом при топке русской печи. Перед закрытием печной заслонки и вьюшки трубы недогоревшие угли с пода печи выметали и помещали в плотно закрытый чугунок.

Название «красный угол» («большой», «святой», «Божий») слышали все. Но не каждый возьмётся объяснить, что же это такое и какие представления связаны с красным углом. Иногда приходится слышать, что это – дальний от входа угол по правую руку. Причём, как выяснилось, поиски красного угла надо начинать опять-таки «от печки».

Так ещё в середине ХIХ века на европейской части территории расселения русского народа чётко прослеживались разные типы внутренней планировки крестьянского жилища. Для «восточного южнорусского типа» (Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской) характерно расположение печи в дальнем от входа углу; при этом устье печи было обращено ко входу.

Неотъемлемой частью русской избы является сундук, который находится в краеведческом уголке. Сундук – предмет, история которого уходит своими корнями в далекое прошлое. У многих он вызывает ассоциации с чем-то очень древним и музейным. Однако прошло не так уже много времени с тех пор, как деревянный сундук вышел из повседневного обихода, еще в 60-70-х годах прошлого столетия его можно было найти в любой русской избе. Возможно, что и сейчас у некоторых жителей сохранились в память бабушкины сундуки. Но раньше это был предмет мебели действительно необходимый, в нем сберегали одежду, прялки, берестяные и плетеные изделия, приданное. Выглядел большой сундук массивно и громоздко с увесистым замком, для прочности старые сундуки оковывали железными полосами, иногда с национальной росписью.

Предметы быта середины 20-го века

В краеведческом уголке есть печатная машинка и патефон.

Пишущая машинка (печатная машинка) – механический, электромеханический или электронно-механический прибор, оснащённый набором клавиш, нажатие которых приводит к печати соответствующих символов на носителе (в большинстве случаев это бумага). Широко использовалась в XIX – XX веках. В настоящее время пишущие машинки по большей части вышли из употребления, их функцию стали выполнять персональные компьютеры, оснащённые принтерами. Принцип работы большинства пишущих машинок заключается в нанесении символов на бумагу при помощи специальных рычагов, заканчивающихся площадками с металлическими или пластиковыми литерами. При нажатии соответствующей клавиши рычаг ударяет по пропитанной чернилами ленте, оставляя, таким образом, отпечаток литеры на подводимом листе бумаги. Перед печатью следующего символа выполняется автоматический сдвиг бумажного листа (а также, прокручивание красящей ленты). Для печати нескольких копий одного и того же документа используются листы копировальной бумаги, прокладываемые между обычными бумажными листами.

Патефон – переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.

Был широко распространён в первой половине XX века. С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном. Название «патефон» происходит от названия фирмы-производителя: Пате. Громкость патефона весьма велика – около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.

Деньги (Приложение 5)

В качестве платежного средства древние славяне использовали самые разные предметы: меха и шкурки соболей, белок, лисиц, куниц и других ценных пушных зверей. Использовались также куски ткани – полотна (отсюда и произошло хорошо известное нам слово – «платить»). Металлические деньги появились на Руси только в конце X века. Конечно, и до этого имели хождение монеты, привезенные из других стран. Само слово «деньги» появилось во время монголо-татарского ига. Оно восходит к наименованию серебряной разменной монеты – «таньга». Понятно, что во время монголо-татарского ига собственных монет на Руси не было. Лишь незадолго до Куликовской битвы Дмитрий Донской выпустил свои деньги.

В краеведческом уголке есть большая коллекция денежных купюр и монет. Каждая монета, каждая банкнота – уникальный документ истории и экономики. Любознательному человеку они могут рассказать очень многое, поведать увлекательные истории из прошлого и настоящего.

Существуют самостоятельные науки о монетах и бонах. Монеты изучает нумизматика (от латинского слова numisma – монета). Бумажные деньги изучает бонистика (от французского «талон»). О чем мы узнаем, рассматривая монету или банкноту? Цифры указывают достоинство денег, вес монет, материалы, из которых они изготовлены, – металлы, кожа, ткань, бумага, стекло, фарфор, пластмасса – свидетельствуют об экономическом положении страны. Металлы, из которых чеканят монеты и характер чеканки, говорят о запасах в стране руд, уровне развития металлургии, об искусстве художников и граверов.

Рисунки на деньгах сохранили для нас портреты многих правителей, ученых, полководцев, писателей, художников. Иногда они помогают разгадать загадки истории. Выпускаемые огромными тиражами, деньги пропагандируют духовные ценности своего времени.

Изделия декоративно-прикладного искусства учащихся школы

Изделия учениц нашей школы тоже уже вошли в историю краеведческого уголка (Приложение 6). Это народный костюм Воронежского края из современных материалов (коллективная работа), фонтан поселка Каменка (из соленого теста) Дубининой Светланы, герб Воронежской области (вышивка гладью) Белоусовой Елены, герб поселка Каменка (соленое тесто) Дубининой Светланы (руководитель: учитель технологии Касьянова О.Н.), игрушки из глины и соленого теста, выполненные учащимися под руководством Мелещенко Н.Н. На объединении дополнительного образования «Славянский стиль» (руководитель: учитель технологии Касьянова О.Н.) я вышила «Герб Каменского района» (Приложение 7). Думаю, что моя творческая работа займет достойное место в школьном краеведческом уголке.

В процессе исследования истории предметов краеведческого уголка, я узнала, что несколько фамильных реликвий нашей семьи находятся здесь. Это полотенце моей прапрабабушки Коровиной Прасковьи Михайловны и подзор моей прабабушки Никулиной Пелагеи Петровны.

Краеведческий уголок – частица нашей истории

На современном этапе развития общества каждый из нас должен быть знаком с историей и художественным искусством своей малой Родины. Чтобы быть патриотом, эстетически и духовно воспитанным гражданином, необходимо, прежде всего, знать и чтить традиции, культуру своего края. Поэтому, мы должны постоянно расширять свои знания в области истории, так как на сегодняшний день знакомство с творчеством народных мастеров, местными достопримечательностями – главнейший фактор формирования гражданина своей земли, своей родины.

Зачастую можно услышать: «Да, где-то сохранили, сберегли наряды да уборы, где-то поют старинные песни. А у нас-де ничего нет». Но если присмотреться внимательно, поискать, то выясняется, что именно в этой деревне поют такие свадебные песни, которые в других местах давно забыли. А та изношенная вещь, которая годится лишь на тряпки (бабушка хотела выбросить), – оказалась старинной рубахой с долгими рукавами и уникальной вышивкой. Надо только суметь увидеть уникальность в этой, неприглядной на первый взгляд, вещи. А если порасспросить подробнее, то хозяйка расскажет, что к таким-то рубахам и юбки надевали особые, и надо-де у соседки спросить, куда это она бабкину юбку дела, может и сохранила.

Так, по крупинкам, и собирается этнографический материал. И мы, подростки, принимая участие в собирании материала, сами обогащаемся, пообщавшись с людьми, расспросив про старинную жизнь, прикоснувшись к истории своего народа. Пока будут существовать люди, которым интересна история народа, которым не безразлична судьба исторических и этнографических памятников – не прервется нить преемственности.

Важно понимать, что, собирая коллекцию таких уникальных экспонатов, мы берем на себя огромную ответственность за их дальнейшую судьбу. И краеведческий уголок нашей школы – это частица нашей истории, которую мы должны знать, передавать из поколения в поколение.

Мы не вправе небрежно относится к национальным культурным ценностям.Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, мы приобретаем новые знания о жизни, труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Все виды народного искусства: костюм, промыслы, игрушки, фольклор помогут сформировать важные качества личности, связанные с национальным самосознанием, чувством своей причастности к народу, к его истории и культуре. Любой народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречен на гибель. Возрождение России – это возрождение русского народного творчества и русской культуры.

Я думаю, что необходимо помнить свои корни, свое прошлое. Память помогает бережно хранить, размышлять о прошлом, думать о будущем.

Список литературы

1. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо; Форум, 2007. – 299 с.: ил.

2. Светлана Толкачева «Народный костюм Воронежской губернии» - Центр духовного возрождения Черноземного края, Воронеж, 2007, 222 с.: ил.

3. Мария Семенова «Мы славяне!»: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1998. – 560 с.

4. Владимир Тихомиров, «История Черной земли с древнейших времен и до основания Воронежа», Новый взгляд, Воронеж, 2009. – 26 с.

5. Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. – Воронеж, 1994. – 192 с.

6. Живые истоки. Обряды и праздники, промыслы и ремёсла Воронежской области под ред. А.М. Зайцева – Воронеж,1995

7. Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org/

8. «Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2010

Приложение 1

12Окаменевшие скелеты моллюсков

  Приложение 2

3Каменный топор4Бронзовый наконечник копья5Железный наконечник копья6Железный наконечник легкого копья русского воина XIV-XV веков

7Серп

 Приложение 3

 8Старинные иконы9Икона с лампадой

10Евангелие (Библия) 1903 года11Евангелие (Библия) 1903 года

12Письмо на бересте 13Чернильницы

Приложение 4

141516

1718

1920

21Самовар22Короб

23Рубель (каталка, рубежница)24Люлька

25Полый утюг26Цельнометаллический утюг

27Прялка28Гребень29Аршин

3031

32Вышивка конца XIX - начала XX века33Вышивка конца XIX - начала XX века

3435

3637

Приложение 5

38Макет печи39Старинная заслонка

40Пишущая машинка41Патефон

Приложение 6

4245

4344

4647

48

4950

Приложение 7 

5152

53Изделия декоративно-прикладного искусства учащихся школы54

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top