Зыбинская А.В.

Введение

Судьба Русской православной церкви тесно связана с историей нашего государства. Были периоды и сотрудничества и противостояния, опоры и полного отторжения.

Территория нынешнего Россошанского района стала заселяться в начале XVIII века. Церковь была опорой власти, духовной основой каждого человека. В XVIII столетии человек не мог обойтись без благословения священника. В церкви его крестили, женили, отпевали, поминали. С попом россошанский крестьянин встречался в будни и в праздники. Он звал его, когда начинал строить дом, когда затевал новое дело; он шел к нему за советом, за сочувствием, чтобы покаяться.

Первые россошанские помещики прекрасно понимали организующую роль церкви и внимательно следили за тем, чтобы села, где жили их подданные, не оставались без храма и священника.

Отношение к церкви изменилось с приходом к власти большевиков. Декрет от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви стал основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Началось самовольное закрытие церквей, для революционных нужд конфискация церковного имущества и предметов культа, аресты священнослужителей и привлечение их к принудительным работам.

С 90-х годов XX столетия меняется отношение к церкви со стороны власти. Провозглашенная Конституцией РФ свобода вероисповедания стала основой для возрождения православной веры и храмов, как ее институтов.

Проведенный мною опрос студентов ГОБУ СПО ВО «Россошанский педагогический колледж» по истории русской православной церкви показал невысокий уровень знаний студентов. Свыше 58% студентов затруднились объяснить причины борьбы большевиков с русской православной церковью. Около 65% опрошенных не смогли перечислить храмы, существовавшие в районе в дореволюционный период. Меня заинтересовала судьба храмов Россошанского багочиния, что и определило тему моего исследования «История храмов Россошанскогго благочиния».

Объект исследования: история Русской православной церкви в XVIII – XXI веках.

Предмет исследования: история храмов Россошанского благочиния.

Цель исследования: изучить историю храмов Россошанского района

Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:

  • выявить, какие храмы существовали в районе в дореволюционный период;
  • рассмотреть судьбу храмов Россошанского благочиния с возникновения до настоящего времени.

Материалами для моей работы стали исследования местных краеведов: А.Я.Морозова, Ф.Двирник, П.Е.Болотова.

Глава I. Церкви слободы Россошь

1.1. Первые слободские церкви

Архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.

Деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, а каменная архитектура связана с Русью христианской.

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывающие на Русь, применяли к традициям русской деревянной архитектуры.

Храмы, построенные в нашем крае, отразили традиции русского деревянного зодчества и каменной архитектуры.

Самая первая церковь была построена в Россоши вскоре после возникновения слободы – в промежутке между 1712 и 1721 г.г. Об этом говорят документы: в описи церквей Воронежской епархии за 1712 год россошанской церкви еще нет - запись, что в слободе Россоши есть Крестовоздвиженская церковь, при которой числятся четыре священника, два диакона, четыре дьячка и четыре пономаря, была внесена в следующую опись, проведенную девять лет спустя. Количество церковного штата подсказывает исследователю, что население слободы к тому времени уже было значительным.

Первая церковь была деревянной, с кровлей из липовых лубьев. О ее постройке ходатайствовал первый владелец Россоши полковник Острогожского слободского полка Иван Иванович Тевяшов. Дерево, как известно, - материал недолговечный, да и слобода разрасталась довольно быстро. Наследнику полникника, тоже Ивану Ивановичу, в 1742 году пришлось обратиться к епископу Воронежскому и Елецкому Иоакиму с просьбой разрешить построить новую церковь «в другом удобном месте».

Вторая церковь в Россоши была построена через два года, но ее освящение затянулось до 1747 года, так как Острогожский протопоп Антоний не мог представить в епархию указ о постройке этой церкви, сгоревшей во время пожара в его доме. Дату освящения второй россошанской церкви помог определить антиминс – (полотно с изображением плащаницы), на котором было написано: «В храм Воздвижения. Острогожский заказ в слоб. Россошь. Повелением Благочестивейшей Государыни нашея Императрицы Елисаветы Петровны всея России и благословением Св.Синода священодействован преосвященным Феофилактом Епископом Воронежским и Елецким. 1747 год. 19 день июня».

Ровно через пятнадцать лет россошанские священники с помещиком Тевяшовым просили у епископа разрешение на строительство третьей церкви, сообщив при этом, что лес для оной уже заготовлен. В Воронеже преосвященный Иоанникий наложил на их прошение такую резолюцию «Велеть наперед учинить освидетельствование помянутой ветхой церкви (Тевяшов писал, что она уже рушится) с описанием, каково она ныне состоит в благолепии и удовольствии…».

Проводить ревизию в Россошь отправился Донецкий архимандрит Корнилий. Он пришел к выводу, что церковь «никакого недостатка и оскудения не терпит» и еще уличил россошанских священников в обмане. Они сообщили в епархию что «в слободе имеется триста малороссийских дворов» (душ обоего пола 2464), а на самом деле в приходе ревизор насчитал 405 хат. За утайку дворов епископ Иоанникий наложил на «попов слободы Россоши» штраф в 10 рублей. По тем временам сумма немалая, если учесть что церковь платила в год в епархиальную казну 3 рубля 69 коп. да еще 40 коп. на семинарию. Несмотря на это, просители получили разрешение на новую церковь, «к построению которой жители слободы Россоши приступили своим коштом».

На строительство новой, третьей по счету, церкви ушло семь лет. Завершить полностью сооружение храма «своим коштом» россошанцам оказалось не под силу. Пришлось обращаться к новому епископу Тихону выдать книгу для сбора пожертвований на «иконостас и церковную утварь». 4 июля 1766 года епископ наложил резолюцию: «Дать книгу и указ». Новая церковь закончена и освящена была в мае 1769 года. Она действовала 65 лет до окончания строительства большой каменной церкви в 1834 году, которую поставили в отдалении на новой базарной площади. Произошло это уже при других владельцах Россоши.

1.2. Крестовоздвиженская церковь

Из Тевяшовых последним хозяином Россоши был Степан Иванович, тоже полковник. В 1787 году он выдал свою единственную дочь Евдокию за сына воронежского генерал-губернатора Дмитрия Васильевича Черткова. При нем началось строительство каменной Крестовоздвиженской церкви, которая завершилась уже при его сыне Николае Дмитриевиче Черткове, вступившем во владение Россошью после раздела имения в 1829 году.

Дмитрий Васильевич Чертков еще в 1820 году «входил с прошением» к епископу Воронежскому и Черкасскому «о дозволении взамен обветшавшей деревянной церкви устроить новую каменную». План и фасад храма были утверждены в сентябре того же года, строительство затянулось без малого на 14 лет. Деньги поступали из разных источников: из церковного «кошелька», в виде пожертвований на храм, а также мостовые и гуртовые сборы – с приезжавших в Россошь на ярмарки брали с каждого воза по 2 копейки, с рогатого скота по 1 копейке. Помещик Н.Д.Чертков сразу пожертвовал на церковь тысячу рублей ассигнациями.

«В архитектурном отношении Крестовоздвиженский храм вполне моет быть назван величественным. Не только приезжающие восхищаются его видом, но и местные жители часто с любовью останавливают свой взор на нем», - писал Т.Олейников в статье «Слобода Россошь Острогожского уезда и ее Крестовоздвиженская церковь» в 1895 году. Высота храма вместе с крестом на главном куполе равнялась 37 метрам, т.е. высоте двенадцатиэтажного дома. Стены и потолок внутри церкви расписывались дважды. Во второй раз настенные изображения были выполнены по рисункам на библейские темы знаменитого французского графика Гюстава Доре.

В последующие годы рядом с церковью построили колокольню. Она была значительно ниже храма, что нарушало общий архитектурный ансамбль. Исправить это несоответствие четверть века спустя, решились два жителя Россоши: священник Андрей Степанович Соколов и церковный староста Михаил Данилович Жарый. Начинали они эту большую стройку без гроша в кармане. Жарый, незадолго перед этим принявший церковные ключи от своего предшественника Ивана Сухомлина, обнаружил в церковном «кошельке» только несколько медных пятаков. Уплатить же россошанцам за колокольню пришлось 30 тысяч рублей.

Ради этой колокольни отец Соколов в начале 1861 года отправился пешком в первопрестольную. В подмосковном имении Чернево он посетил нового помещика Григория Александровича Черткова, которому Россошь перешла после смерти его отца. Григорий Александрович радушно принял ходатая и, когда узнал о цели его прихода, сразу же послал в Москву за архитектором Бурениным, которому поручил выполнить проект колокольни. Пока архитектор работал над проектом, отец Андрей Соколов совершил поломнический тур по святым местам центра России. Чертков помог подыскать исполнителя буренеинского проекта. Колокольню в Россоши к 1876 году построил московский подрядчик Грязнов. Четырехэтажная, восьмигранная колокольня подняла позолоченный крест на пятидесятивосьмиметровую высоту (в то время она была по высоте второй в губернии, сейчас выше нее колокольни в области нет). На первом этаже колокольни был сооружен храм в честь благоверного великого князя Александра Невского.

В 1883 году церковный староста, один из братьев богачей, выкупивших чертковское имение, Иван Емельянович Плотицын заказал для колокольни на заводе Самофалова в Воронеже колокол весом в триста три пуда. Говорят, звон от него был слышен в Копанках. Этот колокол прослужил россошанцам 12 лет. В один из дней на Святой неделе изрядно подвыпившие звонари до того постарались, что колокол дал трещину. Пришлось очередному старосте Т.А.Сафонову везти «пострадавшего» в Москву. Там, на заводе, его приняли по 12 рублей за пуд и отлили новый в 350 пудов весом (5600 кг.), но платить за него пришлось 16 рублей 50 коп. за пуд. Дорого это или дешево? В то время корова стоила трояк, а лошадь можно было купить за пятерку.

В 1937 году по распоряжению новой власти этот колокол был сброшен с колокольни. Шпиль с крестом срезали в 30-е годы, а в январе 1943 года, во время освобождения Россоши, купол колокольни был поврежден артиллерийскими снарядами – нашим бойцам пришлось выбивать огнем засевших на самой верхотуре вражеских пулеметчиков.

Старую Крестовоздвиженскую церковь большевики разрушали долго – добротная, выполненная на совесть кладка старых мастеров не поддавалась категоричным приказам нового начальства.

Происходило необычное, направленное к достижению прямо противоположных целей, соревнование между верующими и местными властями. Первые ремонтировали, подновляли пострадавшую колокольню (во время войны в ее церкви открылась служба), а вторые прилагали недюжинные усилия, чтобы разрушить до основания стоящее рядом здание храма.

1.3. Храм святого Ильи Пророка

В 1897 году в Россоши на Заболотовке, на месте, где сейчас стоит здание санэпидемстанции, заложена была новая церковь в честь пророка Ильи.

«Прекрасный план храма» разработал архитектор по Острогожскому уезду Н.Н. Афанасьев. Рассчитанная на две тысячи молящихся, церковь выделялась бы богатым освещением, всего 83 окна располагались в три яруса. Маковка колокольни с крестом поднималась бы на высоту в пятьдесят метров. В длину церковь с примыкающей к ней колоколенкой равнялась пятидесяти пяти метрам. При всей обширности новопостройки, стоила она «сравнительно недорого» - 74 тысячи рублей.

Материальная сторона этого дела обеспечивалась так. Преосвященнейший Владыко Анастасий «положил отчислить из запасных средств Крестовоздвиженской церкви 7 тысяч рублей», Россошанское Общество обязалось ежегодно платить по 50 копеек с души мужского пола от 15-ти до 60-летнего возраста. В полное распоряжение строительному комитету отдавали все деньги за арендуемые «усадебныя и базарныя места близ станции Михайловки».

Контракт заключили с известными подрядчиками по строительству церквей Ефимом и Андреем Семендяевыми.

Тридцать пять старателей из местных прихожан вошли в строительный комитет, председательствовал в нем священник И.А. Соколов. Торжественное начало стройки приурочили к празднику пророка Божия Ильи.

Двадцатого июля на ранней литургии почетный гость редактор Воронежской духовной семинарии протоиерей А. Спасский напомнил православным:

- Храм не есть только место собрания и общественной молитвы, но это есть дом Божий и сия врата небесныя.

Из Крестовоздвиженской церкви вышел крестный ход. До 20–ти тысяч человек, собравшихся со всей округи, с особо чтимыми иконами, с хоругвями направились по улице через речку Россошь к месту закладки церкви. Россошь почтили своим присутствием высокие гости – штал-мейстер Высочайшего Двора генерал Павел Владимирович Родзянко с супругой, брат будущего председателя Госдумы имел во владении здешние земли.

Перед началом совершения «чина, бываемого на основание церкви и водружение креста» священник И.А. Соколов рассказал всем, что старые люди давно облюбовали это место для храма. Некто Никон Сухомлин хотел здесь поставить мельницу, но крестьянин Степан Цимбалистый воспрепятствовал ему, приглашал соседей поддержать его.

Несмотря на разорительную для России войну и многострадальное бремя для ее населения, строительство храма велось в темпе, и 31 мая 1916 года с большой торжественностью храм освятили.

Участь Ильинской церкви была печальна. В 1929 году она была взорвана якобы по просьбе преуспевших в атеизме заболотовских прихожан. Церковь разрушали, а кирпич использовали для строительства здания телеграфа.

Местный краевед Ф. Двирник вспоминает: «1 сентября 1935 года, когда студенческая молодежь собралась в сквере птицетехникума по случаю начала нового учебного года, неожиданно появился человек выше среднего роста, худощавый , в черной рясе, в скуфии на голове и с крестом в руке. Размашистой рукой нарисовал мелом крест на входных дверях учебного корпуса и, повернувшись лицом к собравшимся, осенил крестом и произнес напутственные слова, чтобы мы вошли в этот храм науки, как в божий храм и посвятили себя во благо России. Он пытался еще что-то говорить, но откуда-то появившиеся милиционеры силой его увели. Студенты-горожане утверждали, что этого «расстригу» они часто видят молящимся на месте, где стоял разрушенный храм. Он был настоятелем этой церкви.

После этого еще не раз я был свидетелем, как это «злоумышленник», идя по центральной улице, в сторону поликлиники, занявшей «место» храма, писал мелом крестики на ставнях окон, воротах и калитках, как его задерживали милиционеры. Об одном из таких случаев мы рассказали своей преподавательнице русского языка и литературы Н.М. Грошко. Подумав, с осторожностью она сказала:

- Человек, которого вы называете «попом-расстригой», имеет высокое духовное звание, не «враг, не сумасшедший», как его пытаются представить, а вполне нормальный человек, хотя фанатично преданный своему духовному призванию. Он очень потрясен разрушением храма и насилием над служителями культа».

Глава II. В уезде и районе

2.1. Екатериновская церковь

В 1812 году под горой у леса для поселенцев владелец этих земель (слобода Екатериновка Острогожского уезда, находящаяся вблизи Лизиновки) Петр Солнцев построил небольшую деревянную церковь, крытую соломой. Посвящена эта церковь святой великомучинице Екатерине, в честь ангела помещицы хутора княгини Екатерины Мещерской. С той поры хутор стал называться слободой Екатериновкою.

В 1840 году храм сгорел. Князь Мещерский распорядился строить новый каменный храм. Уже поставили в церкви иконостас, как ночью на 8 сентября 1846 года от упавшего внутрь купола попортились стены.

В 1847 году князь Платон Мещерский из Москвы прислал своему управляющему Кривому письменный приказ «заложить новую, круглой формы церковь и гораздо меньшей прежней, лишь бы в ней поместилось человек до 400». Место выбрали близ господского дома. В 1849 году новый храм отстроили и 24 ноября освятили в честь святой великомученицы Екатерины. Церковь по наружному виду круглая, но по внутреннему расположению похожа на цифру восемь, так как капитальные боковые стены посредине вогнуты внутрь. Колокольня построена отдельно в трех саженях. Вокруг церкви каменная ограда.

В Екатериновской церкви замечателен серебряный под чернью крест на престольный с частицы мощей святых и небольшой частичкой из окровавленной одежды святого Дмитрия царевича (сына Ивана Грозного). По преданию этот крест был подарен Строгановым своей внучке Екатерине в день ее помолвки с князем Мещерским. На общественные средства «миром» была устроена свято чтимая в Екатериновке копия с чудотворной Михайловской иконы Богоматери.

Храм порушили в 30-е годы ХХ столетия. Кирпич увезли в Россошь на сооружение здания техникума мясной и молочной промышленности.

2.2. Церковь благовещения в селе Жилино

Церковь расположена на возвышенности в центре села.

В материалах «Свода памятников историй и культуры Воронежской области» о ней говорится:

«Трапезная с колокольни построены в 1801 году в формах классицизма, а храмовая часть с двумя боковыми приделами (южный – Вознесения Христа, северный – Тихона Задонского) с тремя полукруглыми апсидами – в 1882 году в духе эклектики. План здания Т-образный. Повышенный четверик храма завершен высоким восьмириком с граненым куполом и главкой. Приделы и трапезная равны по высоте, фасады приделов оформлены как пилястровые портики с фронтонами. Все проемы обрамлены широкими наличниками, вертикали которых – пилястры с горизонтальными желобками в центре.

Завершением храма служит высокий восьмигранный световой барабан с восьмигранным куполом и главкой. Колокольня в основании первого яруса имеет четверик, Второй ярус – четверик со скошенными углами, третий ярус – цилиндрический, завершенный сферическим куполом с высоким шпилем.

Своды: трапезной – полулотковый, храма - сомкнутый восьмигранный, подколокольное пространство первого яруса - сферический. В интерьере – оригинальная композиция из трех средних окон трапезной, разделенных колонками. Сохранились металлические решетки клиросов.

Культовое сооружение, сочетающее в себе два строительных периода. Формы русского классицизма начала 19 века и эклектики 19 века.

После освобождения в 1943 году села Жилино от немецких оккупантов церковь была отреставрирована и открыта для богослужений.

В 1964 году ее закрыли и использовали как складское помещение.

В 90-е года XX века началось восстановление храма. С 2009 года в храме возобновлены регулярные богослужения.

2.3. Церковь Параскевы Пятницы в селе Кривоносово

По рассказам старожилов церковь Параскевы Пятницы была заложена в 10 пятницу по Пасхе, в этот день с давних пор проводились недельные ярмарки. Было это в 1801 году. В краеведческом музее сохранилась ведомость о церкви за 1913 год. В то время церковь состояла в Богучарском уезде в Воронежской епархии в слободе Кривоносовой. Согласно выше указанной ведомости церковь была построена в 1869 году. Это значит, что церковь строилась в течение 68 лет.

За это время ей, как и многим другим церквям в нашей стране, пришлось многое пережить. В её истории было и хорошее и плохое. Сам факт строительства на пожертвования прихожан говорит о том, что люди в ней очень нуждались. Люди помогали строительству кто, чем мог. Кто - то помогал деньгами, кто - то нёс продукты. Для раствора необходимы были яйца, так вот их сносили со своих подворий сами прихожане. Сами часто недоедая, они старались помочь в строительстве храма, внести свою посильную лепту в развитие православия в нашем крае. Несмотря на все трудности, храм был построен, как говорят, всем миром. Во внутреннем убранстве храма принял участие Фирсов Георгий Андреевич. В знак благодарности жители села по два человека со двора, должны были отработать по одной неделе на уборке в его имении. В росписи храма принимали участие члены Петербургской школы искусств.

Храм является памятником архитектуры. В архивных документах имеется следующее описание: "Церковь расположена в центре села. Кирпичные стены оштукатурены. Архитектура периода эклектики обладает рядом индивидуальных черт в пропорциях, а также пластике наиболее связана с ранним барокко, наряду с отдельными мотивами русского стиля и классицизма.

Ядро композиции - приземистый двусветный четверик, завершённый цилиндрическим световым барабаном с куполом и глухой луковичной главкой. К четверику примыкают небольшая трапезная и пятигранная абсида с двумя пониженными прямоугольными объёмами по бокам. Трехъярусная колокольня, примыкающая к трапезной, состоит из четверика первого яруса двух восьмериков (в верхнем - арки звона по сторонам света). Крутой гранёный купол завершён высоким шпилем. Углы всех объемов здания выделены пилястрами. Фасады четверика имеют трехчастное деление. Входы оформлены сильно выступающими арочными порталами с килевидным завершением. Проемы с лучковой перемычкой окружены рамочными наличниками. Над карнизом барабана храма - оригинальный пояс кокошников. Грани яруса звона также завершены кокошниками.

Внутри храм перекрыт восьмигранным сводом с большим световым кольцом. Над трапезной и боковыми объемами алтаря - своды циркульные, а в алтаре - такой свод смыкается с граненой конхой. В интерьере сохранилась роспись маслом. Многие изображения заключены в арку или в трифолей. Решетки окон и железные створки дверей расчленены на ромбы". Такая характеристика храму была дана в 1886 году.

Согласно штату при храме были положены с 1885 года священник, дьякон, псаломшик и просфорная. Столько же было налицо. Жалование священно - церковно - служителям при церкви не полагалось. Священнослужители получали жалование из доходов церкви. Согласно той же ведомости в 1913 году было получено 928 рублей 65 копеек дохода. Именно из этого дохода получали жалование священнослужители. Дома у священнослужителей были собственные, деревянные, построенные на земле, купленной у крестьян. Церковь имела 66 десятин земли, находящейся в 4 верстах от неё. По качеству церковная земля была средней и приносила 300 рублей дохода в год. Сами священнослужители землю не обрабатывали.

Храму также принадлежали: каменная караулка, сосновый дощатый сарай, церковно - приходская школа. Все эти здания были покрыты железом.

При храме была открыта церковно - приходская школа. Здесь преподавали Закон Божий. Сначала школа располагалась непосредственно в храме, для этого было отведено специальное помещение. В церковной ведомости есть упоминание о школе, которая была открыта в 1892 году. Школа находилась на содержании церкви. Как сообщает ведомость, в 1913 году в церковно приходской школе обучалось 97 детей. Из них 2 мальчика и 95 девочек. Помимо церковно - приходской школы в Кривоносово существовала и земская, но она была открыта в 1902 году. Церковно - приходская школа открывала сельским детям дверь в мир знаний, учила их мыслить, трудиться. В храме также находилась библиотека, в которой содержались книги для богослужения и книги предназначенные для чтения, таких было 140 томов. Из той же ведомости, мы узнаём о "заведующем" школой, им был отец Викторин Михайлович Филиппов. Он также являлся и законоучителем и священником в храме. Первыми учителями были Васильева Мария Григорьевна, Васильева (Филатова) Наталья Григорьевна, Филатов Семён Петрович, Станкова Мария Ефимовна. Сестры Васильевы были внучками священника Василия Афанасьевича Васильева. Отец их был псаломщиком. Наталья Григорьевна и Мария Григорьевна окончили Воронежское епархиальное училище и стали учительницами в своём селе, сначала в церковно - приходской школе, а затем в земской и проработали в Кривоносовской школе почти до начала Великой Отечественной войны.

Последним настоятелем храма в довоенный период был священник Кондратий Макарович Ковалёв.

Когда село освободили от немцев, то в церкви содержали пленных итальянцев. Так как это была зима 1943 гола, то чтобы согреться итальянцы жгли костры прямо на полу церкви. Была сорвана часть полов в трапезной части, часть полов подгорела, был сожжен иконостас.

В 1944 году в Кривоносовский сельский совет пришли какие - то документы и церковь вновь открыли.

После Великой Отечественной войны церковь стала "жить" полноценной жизнью. По праздникам проводились богослужения.

В конце 60 - х годов органы местной власти загорелись желанием закрыть храм. По инициативе председателя сельского совет Пархоменко Светланы Степановны церковь была закрыта. Власти района поддержали её в этом вопросе. То ли само время дало толчок для такого решения, то ли повлиял дух атеизма, витавший в воздухе в годы так называемого социалистического общества. В 1969 году церковь была закрыта. Снова были вывезены иконы, церковная утварь, часть была сдана в храм Александра Невского в городе Россошь.

До 1989 года церковь была закрыта. За 20 лет храму многое пришлось претерпеть. Церковь оскверняли, молодёжь показала себя не с лучшей стороны, проявив варварское отношение к святому месту, к Божьему храму.

В 1989 году церковь вновь была открыта. Сбор средств организовал Алехин Николай Егорович. Была создана церковная двадцатка из наиболее активных прихожан, которая и занялась сбором пожертвований. Были привезены иконы из храма Александра Невского, церковная утварь, кто - то принёс иконы из дома. Как и раньше люди помогали, кто, чем мог. Была открыта только трапезная часть. Полностью внутреннее убранство, было восстановлено в 1991 году. В настоящее время ведутся фасадные работы и роспись храма.

Сейчас храм отреставрирован, но вернуть ему былую красоту не удалось. Восстанавливая свой храм, местные жители, наверное, восстанавливали и свою веру.

2.4. Приход храма во имя св. праведных Богоотец Иоакима и Анны с.Морозовка

В указателе храмовых праздников в Воронежской епархии за 1884 год, выпуск I, сообщается: «Церковь в слободе Морозовке, Острогожского уезда, каменная, построена в 1804г. иждивением помещицы Анны Васильевны Тевяшовой; в 1851г. эта церковь была распространена, на средства надворного советника Николая Платоновича Харина, пристройкой пределов, сообразно с планом и фасадом. Один штат (священник). Земли пахотной и сенокосной 33 десятины, кроме того, причт пользуется 6 десятинами леса. Прихожан 1340 душ…».

Морозовская церковь была освящена в честь св. праведных Богоотцов Иоакима и Анны. В 30-е годы XX века храм разрушили и разобрали на кирпич. На месте храма построен сельский клуб.

2.5. Покровский храм с. Поповка Россошанского района

Покровский храм в селе Поповка построен в 1810 году при содействии князя Василия Филимонова. Из клириков известны о. Алексей и о. Иоанн Автономов. Церковь разрушена в1939 г., из строительного материала выстроена поликлиника в г. Россошь.

В настоящее время на месте разрушенного храма установлен поклонный крест и образована община верующих.

2.6. Храм в честь Святой Живоначальной Троицы с. Новая Калитва

Село Новая Калитва начинает свое существование с 80 годов XVIII века. В селе находился Троицкий собор с двумя приделами в честь Покрова Божией Матери и свт. Николая. Строился этот собор около 80 лет, в 1936 году был безжалостно разрушен до основания. Из храмового кирпича построили клуб, который в настоящее время развалился. На месте собора установлен памятный крест.

В 1999 году начинает свое существование православная община в честь Покрова Божьей Матери. Приходская община несколько лет собиралась в помещении сельского магазина.

В 2006 году Указом митрополита Воронежского и Борисоглебского настоятелем прихода назначен иерей Николай Леонидович Холодченко. Спустя полгода колхоз “Восток – Агро” передал приходу старое дубовое здание, и после сделанного ремонта там возобновились регулярные богослужения. При храме начала действовать детская воскресная школа.

Благотворителем прихода стало ОАО «РМУ» г. Россошь во главе с генеральным директором Баулиным Юрием Николаевичем.

2.7. Молитвенный дом в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Старая Калитва

В селе находился храм в честь Успения Божией Матери, который был закрыт в 1936г., а окончательно разрушен в 70-х годах прошлого столетия. В данный момент немногочисленная община возрождается.

Община располагается в старом здании дореволюционной церковно-приходской школы, где сделан ремонт, установлен иконостас, регулярно совершаются богослужения.

Заключение

Самые страшные испытания выпали на долю русской православной церкви в 20-е – 70-е годы ХХ столетия. Не обошли они стороной и россошанскую землю. Россошанский поэт Василий Жиляев в своем стихотворении «К донским берегам» пишет:

Лишив русский народ православной веры, большевики хотели заменить ее коммунистической идеологией, которая, в конечном итоге, не смогла воспитать высоконравственного человека, а, наоборот, превращала его в бездуховное существо.

«Государство без религии, что корабль без компаса», - эти слова принадлежат великому Вольтеру. Трагическая история нашей страны ХХ столетия подтвердила эту мысль великого философа. Духовное возрождение страны началось с возрождения, восстановления наших православных начал. Сила народа в его духовном единстве, где большую роль играет православная вера.

Все мы, братья и други, оттуда,
Где вершился малиновый звон.
Этот звон оборвался внезапно –
С колокольни был сброшен звонарь!
Наших дедов свезли поэтапно
В лихолетье, в полярную хмарь…
Были взорваны светлые храмы,
По иконам ногами прошлись,
Динозаврами вымерли храмы,
Утверждая безбожную жизнь.
Торжествующим символом «изма»
Поднялась краснозвездная тень.
А на память – следы вандализма,
Облысевшие лбы деревень.

Литература

  1. Болотов П. Поле слободское / П. Болотов // За изобилие. -1993. -28 февраля.
  2. Двирник Ф. Там храм стоял / Ф. Двирник // За изобилие. – 1993.- 26 августа.
  3. Жиляев В. Донское белогорье / В. Жиляев. – В., 2000.
  4. Морозов А.Я. История церквей россошанских / А.Я. Морозов// За изобилие. – 1990. - 11 мая.
  5. Морозов А. Белые церкви, святые кресты / А. Морозов // За изобилие. – 1997. -30 августа.
  6. Судьина Т. Спаси и сохрани / Т. Судьина // За изобилие - 1990.- 5 февраля
  7. Храмы Росошанского благочиния. (http://rosblag.narod.ru/krivonos.html)

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top