Кострикин В.А.
Как известно. После октябрьского переворота 1917 года пришедшие к власти реакционные круги повели борьбу с русской духовностью, выразившуюся, в частности, в ограблении и разрушении русских церквей, физическом уничтожении священнослужителей. Разрушение храмов – этих центров православной культуры – продолжалось 70 лет.
Покажем агрессию безбожной власти в отношении русских православных духовных ценностей на примере основных исторических вех Троицкого мужского монастыря. К настоящему времени считается бесспорным, что в 1627 году на берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Федоровича Романова старцем Иосифом был основан Троицкий мужской монастырь. Монастырю были отведены лесные и сенные угодья. В 1667 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыни — привезенный из Афона «перст от Гроба Господня», десятки частиц святых мощей. Обилие православных святынь подчеркивало значение Троицкого мужского монастыря, как важного культурного центра Южной Руси. В 1733 году в Троицкой соборной церкви Козловского монастыря был устроен новый иконостас. В 1750 году вокруг монастыря была возведена монастырская стена с бойницами, крытыми переходами и террасами. В XIX веке монастырь, как центр духовной православной культуры, привлекал к себе большое число верующих окрестных сел и близ лежащих городов. Осенью при монастыре существовала ярмарка.
После октябрьского переворота власти санкционировали разграбление монастырского имущества. Оно было реквизировано, а монашествующие до 55-летнего возраста были выселены как тунеядцы.
Несмотря на то, что в 1921 года заповедная дубовая роща местными властями переведена в разряд памятников природы, а монастырь в 1924 году введен в списки памятников церковной старины, что должно было бы обеспечить ему охрану со стороны государства, в 1926 году вся территория монастыря была передана в распоряжение питомника плодовых сортов И. В. Мичурина. В 1928 году монастырский некрополь был разрушен, два яруса колокольни с часами и звонницей, значительная часть монастырской стены были разобраны на кирпич. Все пришло в запустение.
В 1952 году областное руководство приняло решение разобрать остатки колокольни, а в 1953 году Тамбовский областной совет сделал вывод, что Троицкая церковь "не является памятником архитектуры". На кирпичи разобрали церковное здание, вернее, то, что от него осталось.
В 60-е годы в второй церкви монастыря – церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского разместился местный клуб, а позднее музей центральной генетической лаборатории.
И наконец, 5 апреля 1999 года Российская академия сельскохозяйственных наук дала согласие на передачу здания церкви со своего баланса на баланс Тамбовского Епархиального управления. В храме возобновились богослужения.
В условиях запустения и разрушения церквей возникли новые центры духовной культуры, ими явились Святые источники. В последующие годы, именно вокруг святых источников проходила религиозная жизнь православных людей, не приемлющих установленные советской властью принципы существования и лишенных возможности вести нормальную церковную жизнь из-за отсутствия церквей и пастырей.
Что же такое святой источник? Святой источник — это небольшой водоем, выходящий из грунта и почитаемый народом, как религиозная святыня.
Существует такой источник и при Троицком мужском монастыре. По легенде в 18 веке на месте мученической смерти монаха Капитона возник родник, впоследствии почитаемый, как Святой источник или святой колодец.
В 1866 году усилиями и на средства горожан над святым колодцем была возведена каменная часовня с иконостасом в память об избавлении от опасности во время покушения Д. Каракозова на жизнь императора Александра II, случившегося 4 апреля 1866 года. Необходимо отметить, что Советская власть не пощадила его. В 1928 году Капитонова часовня над источником была разобрана на кирпичи. В настоящее время Святой источник на берегу Лесного Воронежа пользуется большой популярностью у местных жителей. И это был лишь эпизод в цепи событий, когда богоборческая власть повела борьбу именно со Святыми источниками. Необходимо отметить, что с 1924 года произошло необычайное религиозное оживление мирян. От разрушенных церквей люди шли к Святым источникам. Вокруг них на деревьях развешивали иконы. Источники украшали рушниками, над ними строили навесы от дождя, возводили часовни, пили родниковую воду, благоговейно перекрестившись, с непокрытой головой. И вода излечивала от недугов и помогала в горе.
Властью все это определялось, как «массовый религиозный психоз, подогреваемый скрытой агитацией попов, всяких монашек и прочих лиц». Официальной точкой зрения считалось, что «крестьянство бросилось спасаться к попам, начались молебны … до поздней ночи». В губернии началась очередная антирелигиозная кампания. Ее объектом стали Святые источники. Поводом послужили массовые паломничества к ним, имевшие место в 1924—1926 годах, и обретение новых источников. Так в селе Павловка Сосновской волости Моршанского уезда Святой колодец существовал давно, однако именно в июле 1926 года один местный житель, набирая в нем воду, услышал голос, повелевающий ему пойти к местному священнику и попросить его отслужить молебен на источнике. При служении молебна некоторые собравшиеся получили исцеление. К Святому источнику началось паломничество. Местный волисполком к происходящему относился благосклонно и даже давал разрешение на проведение крестных ходов. Но после того крестным ходом к колодцу пришло свыше 1000 человек губернские власти 7 ноября 1926 года источник закрыли, часовню над ним разобрали. 17 декабря 1924 года в селе Глазок Козловского уезда зимой появился родник. Цитата из документов того времени: «в болоте через трещину во льду выступила вода. Сейчас же распространился слух о чуде, появилось паломничество из окрестных сел». Источник по приказу местных властей был завален навозом. Так было по всей губернии. Со Святых колодцев снимали срубы, засыпали землей, а иногда и навозом, ставили милицейские посты. Однако паломничества к святым источникам не прекращались, а с 40-х годов они стали массовыми. С начала 50-х годов XX века вновь начаты репрессивные мероприятия. Органы власти «вычисляли активных» верующих для дальнейшей индивидуальной работы с ними – их стали преследовать в собственных домах, где люди, в основном престарелого возраста, собирались для богослужения. Вновь прокатилась волна арестов. Многих осудили на десять лет по статье 58 пункт 10 – антисоветская пропаганда. Такими репрессивными мерами старались сбить волны паломничеств к местным святыням. В 1964 году уже отмечалось, что цитата с сохранением орфографии: «стало возможным закрыть святые места в Сосновском, в Рассказавском и Пичаевском районах, в частности, Мамонтово озеро и источник святого Тихона».
На слайде приведены официальные документы того времени, с полным сохранением синтаксиса и орфографии. Вот как это было:
Уполномоченному от 12 июня 1957 г.
Сборище верующих у источника с. Вердеревщина происходило 14 июня 1957 г. в количестве ок. 2000 человек. Принимали участие граждане Бондарского, Платоновского, Граждановского, Рудововского, Пичаевского, Лысогорского, Сосновского районов, а также из Пензенской области. Организаторами были граждане пожилого возраста из с. Вердеревщина, которые и совершали богослужение. Церемония сборища проходила 1 ночь. Посещение верующих по количеству и активности было большее по сравнению с 1956 г.
Зам. пред.и.к. (заместитель председателя исполнительно комитета) Бондарского райсовета С. Вевсткин.
В настоящее время население осень трепетно и бережно относится к родникам, имеющимся и вновь открывающимся. Они по мере сил и возможностей обустраиваются. О вновь открывающихся родниках надо сказать особо. Так вблизи Троицкого мужского монастыря в 70-е годы XX века наблюдался местночтимый Капитоновский Святой источник. В настоящее время у подножия Конской горы, на которой располагается монастырь, отмечены четыре источника (на спутниковой фотографии они отмечены красным цветом). Все они в той или иной мере благоустроены жителями близлежащих поселков ЦГЛ и Роща.
Таким образом, в богоборческие годы XX века, когда православные церкви были закрыты властями Святые источники стали новыми центрами православной культуры, где верующие возносили молитвы к Богу и по молитвам своим получали исцеление и утешение.
Список литературы
1.http://www. eparhia-tmb.ru
2. http://www. st-trinity-monastery.ortox.ru›istorija_monastyrja
3. http://www.proza.ru/2011/06/01/746
4. http://www.liveinternet.ru
5. Сазонов О. «История церквей города Козлова-Мичуринска», Мичуринск 2012 кн. 1, 575с.
6.Ресурсы Google Map
7.Свидетельства очевидцев
Приложение
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»