Евсюкова А.Ю.
Введение
«Изучая дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя»
В.О. Ключевский
Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывается о своих корнях, о своем происхождении, об истоках своего рода, о своих предках, о том, кем они были и чем занимались, как жили. Кто мы? Почему мы такие? На кого похожи внешне и по характеру? Я захотела ответить на эти непростые вопросы. Это нужно мне лично и всей моей семье. Раньше знание своих корней было само собой разумеющейся вещью, воспитывало в каждом человеке любовь к своему Отечеству, ответственное отношение к судьбе своей семьи, бережное отношение к могилам предков. Сегодня далеко не каждый знает имена своих прадедов и прабабушек, не говоря уже о датах их рождения и смерти. Изучая свою родословную, человек начинает ощущать себя частью живого древа, имеющего корни (предшествующие поколения предков) и растущие ветви (дети, внуки, правнуки). Такой человек осознает себя причастным к судьбе страны - ведь в истории любой семьи отражается история государства, а судьба страны – это во многом история семей в череде сменяющих друг друга поколений.
Цель работы:
1) узнать, что такое Генеалогия; каковы правила составления родословной семьи;
2) сбор информации о представителях нашего рода;
3) изучение писем, фотографий, дневников, документов;
4) опрос, интервьюирование родственников, знакомых;
5) составление родословной моей семьи.
Мои прабабушки, прадедушки, бабушки и дедушки бережно собирали и хранили семейные архивные материалы (письма, фотографии, дневники, метрики и др.), но никак не удавалось собрать все это воедино, объединить информацию, хранящуюся у разных членов семьи и создать единую поколенную роспись.
Методы работы:
1) работа с информационными источниками: энциклопедиями, справочниками;
2) работа в документами семьи: письмами, фотографиями, дневниками;
3) встречи и опрос родственников и знакомых семьи;
4) анализ собранной информации;
составление родословной семьи.
Основная часть
1. Что такое «генеалогия»?
Генеалогия - историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц (Кобрин В.Б.)
По Савелову Л.М.:
1. Генеалогия есть, построенное на достоверных документах и других источниках, доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц.
2. Генеалогия есть история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной.
Сейчас в России далеко не каждый знает имена своих прадедов и прабабушек, не говоря уже о датах их рождения и смерти. Изучая свою родословную, человек начинает ощущать себя не одинокой песчинкой, бессмысленно болтающейся в людском море, а частью живого древа, имеющего корни (предшествующие поколения предков) и растущие ветви (дети, внуки, правнуки). Такой человек осознает себя причастным к судьбе своего Отечества - ведь в истории любой семьи как в капле воды отражается история государства, а судьба страны – это во многом история семей в череде сменяющих друг друга поколений.
В генеалогии есть два (основных) закона:
1. Первый закон - закон удвоения числа предков.
У каждого из нас: родителей (I-е поколение) – 2; дедов и бабушек (II-е поколение) – 4; прадедов и прабабушек (III-е поколение) – 8; прапрадедов и прапрабабушек (IV-е поколение) – 16 и т. д. Легко подсчитать, что общее количество имен, которое придется исследовать, учесть в картотеке и занести в соответствующую графу для V-го поколения будет составлять шестьдесят два имени, и это без имён их братьев, сестёр, жён, мужей, и их детей.
б) Второй закон – на каждое столетие приходится деятельность только трех поколений.
Выходит, что все мы, ныне живущие в России, - дальние родственники. А это значит, что относится друг к другу, к нашим предкам, нашей истории мы должны по-особому. В каждом из нас органично и естественно должно рождаться стремление изучать историю своей семьи и своего Отечества.
Род, семья. Эти слова нам известны с детства. Самые близкие люди в жизни объединены общими узами. А задумывались ли мы, что же нас объединяет с близкими? Ответ на этот вопрос дает нам генеалогия.
В генеалогии принято два вида родословия: восходящее и нисходящее.
В восходящем - объектом исследования является лицо, о предках которого собирают сведения. С него начинают, затем идут по восходящим коленам - к его отцу, деду, прадеду и т.д.
В нисходящем - объектом исследования является самый отдаленный из известных предков. От него постепенно переходят к его потомкам.
Как восходящие так и нисходящие родословия бывают мужские и смешанные.
Восходящее мужское - родословие выглядит вертикальной последовательностью мужских имен, т. к. в каждом колене указывается прямой предок - мужчина.
Смешанным восходящим родословием называется родословие, которое указывает всех прямых предков данного лица по мужской и женской линиям.
Нисходящее мужское - обычная форма родословия, указывающая потомство родоначальника от мужчин.
Смешанным нисходящим называется такое родословие, которое указывает на все потомство данного родоначальника, как происшедшее от мужчин, так и от женщин.
Восходящие и нисходящие родословия изображаются:
Родословным древом;
Родословными таблицами;
Родословной росписью.
Родословное древо
Родословная может быть представлена в виде дерева, где стволом, к примеру, будет обозначено лицо, чью родословную составляют, разветвлением - родители этого лица, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и т.д. Такое дерево будет восходящим. Нисходящее дерево будет похожим, но в основании будет наиболее дальний известный предок, а в кроне - его потомки. Имя и фамилия при оформлении древа пишутся на кружках, которые прибиты на стволах и ветвях или изображаются в виде листков или плодов, подвешенных к дереву. По обычаю, принятому в Западной Европе, все мужчины, имеющие потомство, пишутся на желтом фоне, не имеющие детей - на красном. Имена женщин замужних - на лиловом, девушек - на синем. Все лица, находящиеся в живых - на зеленом фоне, мужчины - более темном, женщины - более светлом.. Мужские имена писались в прямоугольниках или ромбах, женские - на кружках или овалах.
Родословное древо выглядит красиво и наглядно, но оно не может дать подробную информацию об упоминаемых в нем личностях.
Родословная таблица
Родословная таблица также может быть восходящей и нисходящей, по ней можно более подробно узнать о каждом лице, упоминаемом в ней. Родословная таблица - это то же, что и родословное дерево, только выполненное не рисунком, а строго графически. Если таблица выполнена графически правильно - каждое поколение, расположено строго на одной горизонтали, то хорошо просматриваются родственные связи внутри рода. Нисходящую таблицу труднее начертить, т.к. ее построение затрудняет не совпадающее число имен в каждом поколении, но и разное число потомков у каждого лица в одном поколении.
По виду таблицы могут быть горизонтальными, вертикальными, круговыми.
Родословные росписи
Наиболее часто используемый вид родословия. Роспись ведется построчно. Колена росписи обозначаются римскими цифрами. Арабскими цифрами обозначаются все лица присутствующие в росписи. Нумерация арабских цифр - сквозная. Общему предку присваивается номер 1. Детям присваиваются номера 2/1,3/1,4/1. Внукам: 5/2,6/3,7/3,8/4. Знаменатель дроби обозначает отцовский номер. Матери, бабушки нумеруются арабскими цифрами без дробей, при соблюдении сквозной нумерации числителей.
Римские цифры отделяют представителей одного колена от другого. Они проставляются с новой строки.
Сведения родословной росписи могут быть перенесены в карточки, работа с которыми намного удобнее и эффективнее, т.к. в карточку можно внести любые сведения.
Информация о представителях рода должна быть краткой, лаконичной и содержать необходимый минимум: имя, отчество, фамилию, года жизни, звание, титул, профессию, место рождения, некоторые исторические подробности, награды.
2. Как правильно составить генеалогическое дерево своей семьи?
Практически ко всем людям рано или поздно приходит идея – составить свое семейное генеалогическое дерево. Причины, почему так происходит, могут быть самые различные. Важно то, что общество все же стремится изучить историю жизни предков. Мы периодически встречаемся со своими родственниками, отправляем поздравления на праздники, но запомнить, кто есть кто, очень трудно, особенно, если семья большая. Поэтому что бы правильно составить свое дерево нужно придерживаться определенной последовательности. И так дерево вашего рода вполне можно начать с ветвей, о которых вы точно знаете все: с вашего собственного семейства. Подобные задания выполняют даже школьники: рисуют родителей, от них стрелочки к самим себе, а на нижних ветках усаживают бабушек и дедушек. Добавьте сведений о каждом:
Дядюшек-тетушек не забудьте! И вот уже вырисовывается жизнеспособное, ветвистое растение. Если создание генеалогического дерева проходит совместно с дошколятами, лучше рисовать его на большом куске ватмана. А ребят постарше можно и за компьютер посадить, и самостоятельную работу доверить по поискам или оформлению.
Уточнение: восходящий ствол (прямое генеалогическое дерево) сведения о вашей семье в корнях, а предки-родственники разветвляются, а нисходящий (обратное дерево) – у истоков основатель рода, а информация о потомках расположена в кроне.
Самый главный вопрос – где брать информацию, как не заплутать во всемирной паутине и не растеряться при опросах «свидетелей». Одна из моих приятельниц просто заглянула на антресоли – там хранились старые альбомы с фотографиями, дневники, письма, документы. Бумажные носители целесообразно расфасовать по конвертам, файлам или папкам, систематизируя отдельно отцовскую и материнскую линию.
Что делать, если такие «залежи» сведений отсутствуют или же их недостаточное количество?
«Копайте» дальше в разных направлениях: и в глубину, и в стороны.
Существуют разнообразные компьютерные программы построения генеалогического дерева. Эти помощники обладают большими способностями:
И еще масса интересного. Ищите, выбирайте, пользуйтесь! Некоторые программы можно скачать бесплатно, другие потребуют вложений.
Если по каким-то причинам высокие технологии вам недоступны или просто кажутся непривлекательными, воссоздавайте историю рода на бумаге. Или при помощи компьютера, но своими силами. Некоторые хитрости, освоенные на собственном опыте, приведу здесь:
Вероятно, кроме тех причин, что перечислены в начале статьи, найдутся и другие цели у составителей собственной родословной. Мотивация из разряда «мы тоже не лаптем щи хлебаем!» вряд ли приведет к успеху. Если вы беретесь создавать генеалогическое дерево из одного только желания доказать себе и миру свое высокое происхождение, будьте готовы к разочарованию, ведь ожидания могут и не оправдаться.
С другой стороны, у каждой фамилии найдется повод для гордости, в любом роду сыщутся знаменитости или просто достойные, благородные люди.
3. Правила оформления генеалогического древа на примере моей семьи
Все люди непременно должны знать свою родословную, т.е. все ветви и корни своего происхождения. Таланты, способности и нравы людей передаются по крови, поэтому необходимо надо знать, а кто же твои предки? Меня это очень заинтересовало, собрав необходимые сведения, я нарисовала «родословное дерево», где указаны мои бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки и т.д. – по отцу и матери.
Начну рассказ с ближайших корней – это бабушки Инны Николаевны Евсюковой и дедушки Федора Игнатьевича Евсюкова( родители папы). Бабушка Инна (в девичестве Соболева) родилась в 1925 году(16.05) в селе Ольховатка. Детство бабушки Инны прошло в селе Шапошниковка, Ольховатского района в семье учителей. Отец её Николай Васильевич Соболев был директором школы – семилетки, мать Анна Тимофеевна (назвали меня в её честь) учила детей в младших классах. У бабушки Инны оказался дар сочинять рифмы. В 10 лет она придумывала частушки, песни для сельской ребятни, а в 1939 году в 14 летнем возрасте сочинила большую поэму и выступила на фестивале во дворце сахарников, за то что получила большую 1 Премию. После 10 класса поступила в мясомолочный техникум. Её стихи постоянно помещали на страницах стенгазеты. Но работать технологом не поехала, т.к. всей душой и сердцем тянулась к профессии учителя. Сдала экзамен на отлично и была зачислена на 1 курс филологического факультета в Россоши. Это был 1949 – 1950гг. Снова выпускала стен газету «Литератор», участвовала в общественной жизни института. На конкурсе сочинений получила премию книгами. В 1952 году вышла замуж за моего дедушку Евсюкова Фёдора Игнатьевича. Он тоже был талантливым: не просто хорошо рисовал, а был талантливым, пел и 8 лет проработал в Панинском районе. Бывшие ученики пишут до сих пор письма с благодарности за уроки и кружки. Лучший ученик – Егор Жеребцов в последствии стал профессиональным художником и в настоящее время живет и работает в Воронеже, член совета художников Черноземья, лучшие его полотна хранятся в музее «Искусств» города Воронеж. Бабушка хорошо играла на гитаре и аккомпанимировала хору. Когда уехали из Димитрово, то её репертуар выступлений продолжался ещё 3 года в той школе. А в 57 году ездили всем учительским составом в Воронеж на Олимпиаду с художественными номерами. Мой дедушка Федя так хорошо исполнил песню «Эх, дорожка фронтовая», что получил 1 награду. Очень красивым тенором обладал, любил петь русские народные песни. В 1962г. Переехали в Россошанский район с.Копёнкино, где и родился мой папа (Евсюков Юрий Федорович), четвертый ребёнок в семье. Его папа, а мой дедушка Федя был ещё и охотник, рыбак, а главное – художник. В коридорах школы стены разрисовал картинами на исторические темы, ибо сам был историк и географ по профессии.
Бабушка всю душу отдала ученикам. Ночами сочиняла сценарии на все праздники: к 23 февраля, к 8 марта и т.д. Стопы толстых тетрадей хранилися в шкафу. Кроме школы бабушка Инна участвовала в общественной жизни села: выпуска «Молнии» стенгазеты, «боевые листки», сочиняла частушки для местного хора. Однажды попала на телевидение из Воронежа. Её засняли за чтение стиха героине – комбайнёра Никикиной Татьяне Анатольевне. Сам директор совхоза Гречишников вручил бабушке ключи от новой квартиры, т.к. они жили в очень тесном помещении. Вот за общественную работу бабушку и наградили. А сколько у неё грамот . они теперь у меня для памяти. Моей бабушке сейчас 86 лет, она уже старенькая , но все равно пишет стихи, проживает у старшей дочери , моей тёти Оли. Вторая дочь бабушки и дедушки Феди – Елена- живет в Риге со своим сыном Александром, он – художник по дереву, всю мебель в доме сделал сам.
Теперь опущусь в глубь своих корней, т.е. опишу жизнь бабушкиной матери и бабушкиного отца – Соболева Николая Васильевича. Он родился в 1899 году в слободе Ровеньки( ныне Белгородская область) в семье священника (Соболева Василия Борисовича). Николай воспитывался у своего крёстного (Соболева Серафима Борисовича – старшего брата отца), который в XIXвеке был ректором Воронежской семинарии. Он баловал своего крестника, т.к. своих детей не имел, посвятив свою жизнь служению Богу. В революцию (17-ого года). Серафим Соболев уехал в Болгарию и стал там архиепископом. С ним рядом в монастыре служил и его брат Сергий Соболев архимандритом. Фото Серафима святого где-то затерялось, а снимок Сергия остался. Ещё был с ними брат Георгий Соболев – поэт. Он сочинял в стихах проповеди. Вот оттуда пошёл дар и оказался у моей бабушки Инны. Между прочим, и отец бабушки Инны (Соболев Николай Васильевич) в молодости посвящал свои жене прекрасные стихи. Окончив Воронежский пединститут, Николай был направлен в село Ровеньки учителем математики, где и повстречал мою прабабушку – Федотову Анну Тимофеевну. О ней дальше и пойдет рассказ. Окончив Уразовскую женскую гимназию, она получила направление в Шапашниковскую семилетнюю школу. С ней поехал и её муж(Соболев Николай Васильевич) , который работал директором школы с 20-го по 30-й год. А в 30-ом году, брак их распался. В то время было гонения на попов, а с ними рядом жил его тесть – священник, отец жены и тёща Ольга Евгеневна. В 20-м году их раскулачили и хотели сослать в Сибирь, но прихожане оставили своего батюшку Тимофея. Свое свободное время он проводил в труде: постороил дом, завел пчёл, посадил сад. Потом доч забрала отца к себе в Шапошниковку. Ёще раньше сюда приехала мать Анны Тимофеевны(Ольга Евгеневна) вместе с родной сестрой Анной Евгеневной, которая в своё время закончила Темирязевскую Академию, была за границей на практике: в Англии и Германии. Хочу рассказать о моей прабабушке –у неё было много терпения и мудрости.Она была красивой девушкой со светлой косой и выразительными голубыми глазами. Это признак Федотовых: красивые голубые глаза. Они передались и мне. Но не только внешне отличались Федотовы, очень ценны были их моральные качества: их уважительность к людям, их ответственность за взятое дело, их упорство в труде. С 40-ого года Анна Тимофеевна работала в Ольховатской школе. У Василия Борисовича Соболева, который служил священником в селе Утянка Ровеньского района в 60-х годах 19 века. У его матери, моей трижды прабабушки было 4 сына: 1 Николай взявший святое имя Серафим(1860г. Родж) 2 Василий Борисович – отец бабушкиного(Инны) отца – 1864г. Рожд. 3 Сергей Борисович – 1866г. Рожд. 4 Георгий Борисович (поэт- 1869г.) Василий Борисович имел пятерых детей: Николая(отец бабушки Инны) , Павла, Пантелимона, Антонину и Анну. Все дети в последствии стали учителями.
Хочу рассказать ещё об одной прапрабабушке: Соболевой Марии Александровне. Это мама отца моей бабушки Инны, она была учительницей и на ней женился священник Василий Борисович Соболев.
Нельзя не упомянуть о сыновьях прадедушки моего папы Юры. У Тимофея Васильевича Федотова (священник) и его жены Ольги Евгеньевны (учительница) была дочь Анна Тимофеевна и 3 сына: Николай, Александр и Лев Федотовы. Николая (1900г.р.) расстреляли белые, в гражданскую войну. Александр Тимофеевич(1904г.р) поехал на Кавказ в Чеченскую республику. В городе Грозном обосновался, закончил педагогический институт, физик- математик, работал в г. Малгобег завучем средней школы. Женился на Мартыненко Вере Кондратьевне, дети Лена и Славик. Погиб под Ленинградом. Лев Тимофеевич Федотов(1910г.) вначале был учётчиком при сах.заводе, а стал главбухом забвода. Жена Его Матрёна Сергеевна работала телефонографисткой. Дети: Анатолий (выучился в г.Пензе на инженера.)А также в честь прапрабабушки Оли моя бабушка Инна назвала свою дочь Олей.
Мой дедушка Евсюков Фёдор Игнатьевич родился в Ровеньках, вначале выучился на ветеринара работал в селе Екатериновка, потом поступил в пединститут на историческое отделение. На фронте в Великую Отечественную войну не участвовал, т.к. был ёще тогда подростком. Зато его отец (мой прадедушка) Евсюков Игнат Иванович прошёл до Берлина в стрелковой части. Его жена Матрёна Прокопьевна. У бабушки Моти в Ржевке есть сестра Марина Плаксина, работала до 60 лет. А брат Матрёны Прокофьевны погиб под Берлином в 1945г(апрель). Вот все мои ветви по линии папы Юрия Фёдоровича(1962г.р.) , которые я знаю. Сам папа учился хорошо. Затем поступил в педагогический техникум, дальше армия в Красноярском крае. Служил связистом, вернувшись домой закончил пединститут и стал работать в Копёнкинской СОШ учителем физики и математики. Передался талант рисовать от дедушки к папе а от папы ко мне. Женился папа на моей маме Домашенко Татьяне Николаевне(1958г.р.) училась ЧИГУ (чечено-Ингуршский Государственный Университет им. Л.Н.Толстого) и ЧИМУ( чечено-Ингуршкое мед училище)и так же городе Ставрополе на инспектора по охране прав детей, работала в СГПТУ-8, школа№116, ГОРОНО (отдел образования), а сейчас заведующая МДОУ Копёнкинский детским садом. Дедушка Домашеноко Николай Александрович закончил Ростовский Институт Железных дорог и преподавал в СГПТУ-8 г.Гудермес. Его отец Домашенко Александр Григорьевич – председатель колхоза и мать Домашенко Просковья – повар. Бабушка Домашенко Надежда Сергеевна. Её отец Иванов Сергей Иванович.
Генеалогическое дерево
3. Заключение
Мне удалось составить смешанную нисходящую родословную моей большой семьи. В результате, я познакомилась со своими дальними родственниками, узнала их имена, местожительство, род занятий, награды, истории их жизни. Мои прапрадедушки и прапрабабушки стали для меня реальными людьми, часть крови которых течет во мне. Я узнала какие традиции и реликвии передаются в нашей семье из поколения в поколение и я горжусь, что являюсь членом нашей семьи.
Собрав имеющуюся информацию о моих родственниках, я сделала вывод, что мои предки были трудолюбивыми людьми.
Я не заканчиваю свою работу. Предстоит ещё много выяснить и узнать. Хочу собрать семейные предания и легенды. Это – перспектива моей работы. Несмотря на то, что исследование касалось только моей семьи, я надеюсь, что пример такого исследования вдохновит и поможет другим узнать больше о своих родственниках, семейных связях и традициях, чтобы передать их дальше своим детям.
Приложение
В конце я хочу зачитать Стихотворения мой бабушки Евсюковой Инны Николаевны:
Твои ученики
Твой труд почётен и высок,
Учитель дорогой,
Немало в жизни путей-дорог
Проложено тобой.
Выходишь в ясным днём –
-просторы широки…
И видишь: трудятся на нём
Твои ученики.
Девчата в беленьких платках
Прополкой заняты,
Кипит работа в их руках,
Ударниц знаешь ты.
Поёт парнишка соловьём,
К рулю он весь приник,
Мы тракториста узнаём :
Наш бывший ученик!
Зимой на ёлочку пришёл
Бывалый фронтовик,
Хотя он даже и не мой,
А чей-то ученик,
Но всё равно, коллега мой,
Запомни ты одно,
Что мы с тобой стране родной
Растим своё зерно.
Пусть даст хорошие ростки
Твой благородный труд,
Пусть все твои ученики
Героями растут!
5.10.1985год. Копёнкино
Коллегам старым и молодым
Дорогие мои старики,
С Новым годом я вас поздравляю
И душевные эти стихи
Только вам я сейчас посвящаю.
Сколько лет, сколько зим протекло,
Ведь вчера молодыми мы были,
Согласитесь: своё ремесло
без оглядки мы нежно любили.
Ежедневно, над партой склоняясь,
Ребятишек учили, учили
И, успеха добились не раз,
Мы такими счастливыми были!
Предо мною фото: 8 класс,
Здесь Володи, Марии и Вали,
Представляю их лица сейчас,
Я их помню, люблю, если б знали…
Свинарёв и Нечаев, Попов
Они вышли в великие люди,
О труде педагога – без слов:
На посту в выходные и в будни.
А теперь мы уже старики,
В тёплой хатке чаёк попиваем
Пишем письма ещё от руки
И о школе своей вспоминаем.
13.12.2010год. Россошь
Скоро Новый год
Всё вокруг красивым, белым стало,
Серебрится инеем зима,
Новый год пушистым одеялом
Кутает деревья и дома.
Я смотрю с балкона на природу,
Все готовы Новый год, встречать,
Дышится так молодо, свободно,
Хоть уже мне 85!
Говорю стране моей: «Спасибо!»
Что оценен долголетний труд,
Что живу я с пенсией счастливо,
Продолжая истинный свой путь.
Пусть подарит праздник Новогодний
Радости, добра – на целый год
Всё о чём мечтается сегодня
Непременно всё произойдёт!
30.12.2010год. Россошь
Внученьке от бабушки
Маленькая лялечка на моей подушке,
Показали Анечку бабушке-старушке.
Таня улыбается: «нравится вам внучка?»
Целовала ноженьки, целовала ручки.
Так отрадно весело мне на сердце стало,
Даже в позвоночнике боль совсем пропала…
Подрастала Анечка, миленькая крошка,
И бабуля нянчила, подходя к окошку:
«Выбрось эту сосочку, выбрось карапузик,
Выбрось прямо в форточку, где собачка тузик!»
Первый шаг от бабушки – прямо маме в ручки
Играет в ладушки радостная внучка.
В садике у ёлочки, бойко выступала
И стишок о заиньке чётко рассказала.
Вся такая нежная, в просьбе не упрямая,
Любовались девочкой бабушка и мама.
Пролетело времечко, уж пора учиться,
- Собирайся, девочка, только не лениться.
Стала посерьёзнее, первоклашка Аня,
Над слогами парилась, тут тебе не баня!
Жанна Александровна Аню полюбила
За её старания славой наградила.
И пошла-поехала, так за классом класс…
Стала уже взрослая Анечка сейчас.
Уж читает лекции, это – не впервой,
Тянут руки девушки к ней наперебой:
«Расскажи нам, Анечка, как начать доклад?»
Всё в ней получается, всё выходит в лад.
Скоро встретим, Анечка, Новый, славный год,
Ты ведь постараешься двинуться в перёд?
Видом замечательным всех ты покоришь
И очарованием публику затмишь.
Ну, а я, как бабушка, не смогу терпеть:
Снимок внучки – праздничный – не дождусь смотреть
Так любить и жаловать не в силах никто,
Расцелую радостно милое фото.
Здесь улыбка Анечки, блеск любимых глаз,
-Приезжай же к бабушке, приезжай не раз!
Ты расскажешь новости, как прошёл урок,
Заняв сердце полностью, а не уголок.
А твои картиночки на ковре висят,
Умиляют яркостью, украшаю взгляд.
Анечка-художница, внученька моя,
Мамина помощница, папина семья!
Так прими от бабушки искренний привет,
Расцветай до старости, много-много лет!
17.102011год.Россошь
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»