Вафина А.Д.

Введение

«Не славословь свое значенье: богатство - тлен, а слава - дым,
Чем выше чин и положенье, тем ниже Бог даст цену им.
Иди дорогою смиренных, не замечаемый никем,
Прощай врагов, будь чужд надменных, к людским порокам глух и нем»

Д.И Стахеев

Елабуга - маленький уютный уездный городок, сыгравший огромную роль в истории России и вызывающий огромный исследовательский интерес. Её прекрасно сохранившиеся купеческие постройки переносят нас в середину 19 века. Где мы увидим всего лишь 10 тысяч населения, более 100 купцов, из которых примерно 10 являлись миллионерами. Глубокие корни благотворительных традиций в Елабуге сказались на атмосферу духовности города. Любовь купцов к Елабуге преобразила её облик. До 1917 года в Елабуге было построено 11 церквей, 2 мечети, 1 монастырь (Казанско-Богородицкий женский монастырь), 19 учебных заведений (Епархиальное женское училище, реальное училище, женская гимназия и. т. д.). Все эти здания до сих пор служат делу народного образования. Сформировавшееся в конце XVIII – XIX века елабужское купечество стало мощным влиятельным сословием, благодаря которому Елабуга получила известность как богатый купеческий город России. В документе 1872 года сообщается: « Купечество занимается хлебной торговлей, сплавляет хлеб пол реке Каме в низовые города. Кроме того закупает мед, воск, кожи, щетину, холст, конопляное и льняное сем, горох, просо и частью лесные материалы, доставляя их сухими путем до города Казани разных других торговых мест. С Событием же сих товаров привозят в Елабугу кубовую краску, сукна, шелковые, шерстяные. Бумажные, юфтевые. Кожевенные и металлические товары. Мещане занимаются кузнечным мастерство, отправляясь для сего в другие места, и другими ремеслами, а также рыболовством. Самобеднейшие мещане нанимаются в весеннее время в бурлаки». Изучая историю нашего прекрасного города, невольно осознаешь большую ответственность каждого елабужанина за судьбу Елабуги. «Елабуга - один из лучших городов Вятской губернии. Этот город славится благотворительностью во всем отечестве»,- так писал Иоанн Скарданицкий, священник церкви Елабужского Казанского Богородицкого монастыря.

Династия Стахеевых по праву считается одной из самых известных купеческих династий XIX- начала XX века не только Елабуги, но и всей России. Они внесли значительный вклад в развитие отечественной коммерции, культуры, градостроительства и благотворительности. Российский император Николай II отмечал талантливую постановку торгового дела у Стахеевых и держал акции их торгового дома.

Актуальность темы. Со временем вступления постсоветского периода России в стадию становления рыночных отношений актуальными стали проблемы истории купечества. Нарастание широкой предпринимательской деятельности в стране поставило перед обществом задачу изучения высокопрофессиональной постановки дела и использование опыта большой коммерции. Накопленного предпринимателями прошлого. Сегодня ученые сходятся во мнение о том, что купечество сыграло крупную роль в экономической, общественной жизни страны. Развитие внутренних и международных торговых, финансовых, культурных связей, градостроительства. Обращается внимание на его значительный вклад в развитие образования и культуры, проявившийся в широкомасштабной меценатской и благотворительной деятельности. Благодаря проводимым на современном этапе исследованиям из исторического небытия возвращаются имена многих забытых купцов-меценатов. Однако этот процесс почти не коснулся провинциальных предпринимателей. В этой связи изучение истории купеческой династии Стахеевых, игравшей видную роль в торгово-промышленной деятельности не только ряда развитых областей России, но особенно их благотворительная деятельность как фактор развития культуры является, бесспорно, актуальным.

Предмет исследования – история рода и благотворительной деятельности купеческой династии Стахеевых.

Основной целью исследования является изучение процесса развития купеческой династии Стахеевых, выявление ее роли и места в экономической и культурной жизни Елабуги.

Для раскрытия указанной цели следовало решить ряд задач:

1.Рассмотреть становление и развитие династии Стахеевых.

2.Проследить предпринимательскую деятельность Стахеевых.

3.Раскрыть основные направления социальной, культурной и благотворительной деятельности династии Стахеевых.

Елабуга - особый город России. До нее, благодаря высокой образованности выдающихся купцов – горожан Стахеевых, Ушковых, Гирбасовых и др., многие научные изобретения доходили даже раньше, чем в некоторые губернские города. Обусловлено это и состоятельностью их, умением направлять значительные суммы на приобретение любого оборудования, а также регулярным обучением талантливой молодежи города, детей служащих в любых учебных заведениях страны за свой счет. Особенно это относится к династии Стахеевых. Результат был на лицо: в городе формировался слой культурной интеллигенции, верой и правдой служившей любимому делу, патриотически-настроенной, заботящейся о развитие дела. Та духовная атмосфера, которую особенно ощущают приезжие, и до сих пор сохраняется в старшем поколении елабужан, но, к сожалению, заметно утрачиваясь в молодежи, отравленной пропагандой прозападного образа жизни, лишенного духовности, патриотизма, желания служить людям.

Династия Стахеевых

Самыми деятельными и крупными дельцами из купеческих фамилий был купеческий род Стахеевых. Приезжавший в Елабугу новый человек везде: на пристани, на дамбе, на улицах, в домах и разговорах жителей города слышал о Стахеевых.

Во всем облике города угадывалось стахеевское. Здесь все было ими…- и все существовало для них. Хозяевами города был не городской голова, а род Стахеевых: Иван Иванович, Василий и Иван Григорьевич Стахеевы. Это был могущественный род, который опирался на огромные капиталы, созданные в течение веков. Род очень старинный. Родословная затерялась где-то в Новгородской вольнице.

Предок Стахеевых во времена царствования еще Ивана III, не желая подчиняться Москве, ушел в вольные земли на реке Каме и Вятке где занялся торговлей. Уже в метрической записи Никольской церкви за 1793 год упоминается Егор Стахей. А в 1796 году упоминается купец Кирилла Остафьев в метриках Спасского собора, отец Ивана Кирилловича Стахеева. Так возникла новая фамилия Стахеевых. [ 1., с 67]

В 1809 году впервые Иван Кириллович упоминается как купец Стахеев. Одним из самых способных и даровитых сыновей И.К. Стахеева был его старший сын Иван Иванович Стахеев (1805-1885) С него Стахеевы становятся миллионерами. Сначала И.И.Стахеев торговал в компании торгового дома « Стахеев И.И. и К». В компанию входили: его брат Дмитрий Иванович, Емельянов Степан Кузьмич, Пупышев Василий Михайлович. Торговали они по всей Сибири. Капитал образовался громадный.

Иван Иванович Стахеев (1802-1835) был выдающийся в торговом мире человек, при котором обороты достигали нескольких десятков миллионов рублей в год. Во всех делах фирмы соучаствовал его родной брат Дмитрий Иванович Стахеев (1818-1888), не менее талантливый купец. Братья широко прославились удивительными масштабами благотворительности и меценатства. В начале 1870-х годов братья учредили «Благотворительный комитет И.И. и Д.И. Стахеевых».

Дмитрий Иванович Стахеев (1818-1888) внес свой вклад в литературный мир, но, увы, произведения Стахеева не были оценены по достоинству до сегодняшних дней. Главная его цель – осмыслить положительную роль русского купечества в развитии всех сторон жизни – весьма благородна. Отделения его фирмы, кроме Москвы, где торговал его сын Николай, действовали по всей Сибири, начиная с Перми, Екатеринбурга, Томска и кончая Иркутском. Его капитал оценивался в 16 миллионов, из которых большая половина находилась в торговых оборотах. Как общественный деятель, Дмитрий Иванович несколько четырехлетий прослужил городским головою.

Рассказывая биографию династии Стахеевых, нельзя не заметить двоюродных братьев Ивана Ивановича - Ивана Григорьевича (1837-1907) и Василия Григорьевича (1842-1896), которые к 90-м годам XIX века основали два торговых дома "И.Г.Стахеевы и сыновья" (1904 г.) и "В.Г.Стахеев и наследники". Племянник Д.И Стахеева – Иван Григорьевич (1837-1907) являлся Потомственным почетным гражданином города. Имел 10 паровых и более 70 непаровых судов, заводы и фабрики, склады, магазины по всей России. Торговал хлебом, шелковыми и хлопчатобумажными тканями. Имел два общих с братом Василием каменных дома в Елабуге: на углу набережной и Средней улиц, доставшийся по наследству от родителей, а другой на Покровской улице, выстроенный на собственные средства.

В « Вятских губернских ведомостях» (1887,№ 5, 27 июня, с.4) опубликован список лиц. Претендующих быть избранными в почетные мировые судьи по Елабужскому уезду Вятской губернии на трехлетие с 1888-1891г., где под № 9 значится Стахеев Иван Григорьевич, купец 1 гильдии. 48 лет. При этом приводится его послужной список: « Образование получил домашнее; служил бургомистром в елабужском магистрате с 1865 по1867г. и почетным мировым судьею с 1878 по 1881 год. Владеет в городе Елабуга тремя каменными, одним полукаменным и двумя деревянными домами. А так же каменными лавками, крупянкою, водочным заводом, оцененным в 21300 руб., и третью частью пиво медоваренного завода в 5000 руб. …» [2.,c 89]Как видно, И.Г. Стахеев был весьма почитаемым и состоятельным человеком. Поскольку уже в 26 лет избирался бургомистром. Позже – мировым судьей/

Стахеев Василий Григорьевич (1842-1896), Потомственный почетный гражданин, выдающийся благотворитель и меценат. Родился 15 марта 1842 года в городе Елабуга. В 1866 году В. Г. Стахеев женился на 19 – летней дочери Потомственного почетного гражданина города Казани, купца 1 гильдии Федора Петровича Докучаева – Глафире (1847-1927). Брак этот оказался счастливым и прочным. Вместе с женой владел роскошной дачей в Святом Ключе в 12 км от Елабуги. В 1860–е годы Василий Григорьевич Стахеев стал купцом 1 гильдии, торговал хлебом, зерном, мануфактурой и многими другими товарами. К концу XIX века владел двумя большими и несколькими средних размеров пароходами, а также более 40 паровыми судами. Умер 23 июля 1896 года 53 лет отроду от брюшного тифа. Похоронен был на городском кладбище, где на могиле Глафира Федоровна с детьми поставила редкостной красоты часовню, уничтоженную вместе с кладбищем и Троицкой церковью в 1930 - е годы.

Имя Глафиры Федоровны Стахеевой-Докучаевой (1847-1927), прославившейся огромными масштабами благотворительности, совершенно несправедливо предано забвению. Она удивительная женщина и потомственная Почетная гражданка города Елабуги.

Хочется остановиться на уникальной личности, которая превзошла масштабами и размахом деятельности многих Стахеевых. Это Иван Иванович. 1869 года рождения, сын Ивана Григорьевича, гениальный предприниматель, удачливый умница. О нем хорошо написано в книге « Во благо России» С.А. Кабанова и Л.К. Кулевского: « Имя купцов Стахеевых было известно в Поволжье еще в конце XIX века; ибо их баржи по всей Волге везли хлеб, сахар, чай, табак, зерно, муку и даже нефть. В 1905 году отец и шесть сыновей Стахеевых основали торговый дом. Однако, у старшего из сыновей - Ивана Ивановича Стахеева – были более грандиозные планы: в 1912 он основал собственную фирму « И.Стахеев и К»1, в создании которого приняли участие еще два известнейших в торговом – промышленном мире дельца! А вскоре скромное торгово-промышленное товарищество « И. Стахеев и К» станет центром гигантского концерна, который сумеет проникнуть во все важнейшие отрасли экономики России…». [ 3., с 151-154]

Торгово-промышленная деятельность Стахеевых

Стахеевские предприятия выделяются на фоне других своим экономическим могуществом. Основы его были заложены в 19 веке. Семейная фирма владела большим капиталом, занимаясь в основном торговлей хлебом, имела отделения в Казани и в Елабуге.

С 90-х годов 19 века важное место в деятельности Стахеевых заняла скупка и перевозка по Каме и Волге нефтяных продуктов – мазута.

Организационно торговая деятельность Стахеевых была оформлена в начале 20 века в форме торговых домов (товариществ) – «И.Г. Стахеев и сыновья», «В.Г. Стахеева наследники». Торговый дом «И.Г. Стахеев и сыновья», открывшийся 1 ноября 1905 года, имел основной капитал в 4 миллиона рублей. Главная контора торгового дома находилась в городе Елабуге, а экономические интересы распространялись не только в Прикамье и Поволжье, но и во многих районах восточной России. Основной деятельности торгового дома И.Г Стахеева и главным источником его обогащения являлась хлебная торговля, которую фирма вела в 23 городах страны: в Петербурге, Нижнем Новгороде, Рыбинске, Челябинске, Красноводске, Кустанае, в городах Финляндии. Торговый дом располагал значительными земельными участками в Уфимской, Вятской и Оренбургской губерниях. Основное поступление хлеба обеспечивали не только собственные земли, сколько его скупка у мелких торговцев и крестьян.

Весь хлебный рынок Прикамья, был в их руках. Фирмы вели широкую хлебную торговлю с Англией, Францией, Германией, Голландией и другими странами.

В 1904 году произошло слияние нескольких торговых домов Стахеевых в предприятие «Иван Григорьевич Стахеев с 12 участниками – членами его семьи». Фирма владела мельницами, пароходами, пристанями, жилыми домами, вела торговлю хлебом, нефтепродуктами, чаем, сахаром, мануфактурными товарами на сумму 11 миллионов рублей в год. Для деятельности стахеевских предприятий по всей стране были открыты банки.

Они первыми в России начали торговать автомобилями Форда. Однако эти миллионные обороты и прибыли не устраивали И.И. Стахеева. В мае 1912 года между И.И. Стахеевым и П.П. Батолиным был заключен договор о создании торгово-промышленного товарищества «И. Стахеев и К». Первоначально оно занималось хлебной торговлей на внешнем и внутреннем рынках, земледелием, торговлей нефтью и керосином, развитием транспортной сети, мануфактурной торговлей. Но в 1916 году началось стремительное превращение фирмы «И. Стахеев и К» в один из крупнейших концернов России и стал представлять собой мощную финансово-промышленную монополистическую группу.

Осваивая российский и международный рынок, И.И. Стахеев продолжал работать и в Прикамье. В 1913 году было создано Камско-Вятское торговое товарищество с центром в Елабуге, которое в скором времени превратилось в крупное самостоятельное предприятие, прежде всего за счет успешного развития хлебной торговли. К концу 1917 года товарищество вело крупную торговлю сельскохозяйственными продуктами, а также мануфактурой, продуктами нефтепереработки, располагало собственными складами, холодильниками, транспортными средствами, проводило операции с ценными бумагами, пользовалось кредитами в ряде крупнейших столичных банков.

Трудно было найти в России место, где бы ни кто не знал имя Стахеевых: они имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, громадные собственные пароходства, заводы и фабрики, мельницы и сотни магазинов по всей России.

После революции 1917 года судьба монополий в России была решена: в ходе национализации промышленности и банков в 1917-1918 годах они перешли в руки государства трудящихся.

Благотворительность и меценатство династии Стахеевых

Предпринимательская деятельность купеческой династии Стахеевых в XIX веке была известна на всю Россию, в то время как многомиллионные вложения в меценатство всегда оставались в тени. Стахеевская благотворительность никогда не преследовала цели блеснуть известностью.

Меценатская и благотворительная деятельность Стахеевых чрезвычайно велика, она ничуть не ниже, чем аналогическая деятельность самых выдающихся династий России: Третьяковых, Щукиных, Морозовых, Мамонтовых и других.

Делу просвещения в дореволюционной Елабуге уделялось довольно большое внимание. Доказать это легко даже простым перечислением имеющихся в городе учебных заведений различного типа, к каковым относится училища (более десяти), женская гимназия и ряда школ, как русских, так и национальных. Большинство из них помещалось в великолепных зданиях, построенных на средства Стахеевых. Елабужский голова А.Д. Кусакин в середине 70–х. годов XIX века обратился к Ивану Ивановичу Стахееву, из года в год жертвовавшему на дела благотворения до миллиона рублей, с просьбой пожертвовать определенную сумму для открытия реального училища в городе. Обдумавши предложение, Стахеев передал в распоряжение заинтересованных людей 100 тысяч рублей единовременно. [ 4.,с 3-4]

В 1870 году И.И Стахеев, который большое внимание уделял строительству церквей, на собственные средства устроил и обеспечил Казанско-Богородицкий женский монастырь для 200 сестер, который был уничтожен в 1929-1930 года. Иван Стахеев устроил и содержал воспитательное отделение для сирот, построил каменный мост, оказывал помощь больнице. Он пожертвовал большую сумму денег на строительство Реального училища. Наиболее сжатая информация дана в некрологе в газете «Вятские Губернские ведомости» (1885, №8, 5 окт., с 3), где делается попытка обзора его заслуг.

«В ночь на 13 сентября скончался в Елабуге Потомственный почетный гражданин Иван Иванович Стахеев. Главная черта покойного была благотворительность. Чтобы дать понятие о размерах последней, достаточно указать на то, что Иван Иванович, бывший некогда миллионер и главный воротило в торговых делах, умер с очень незначительным капиталом, громадная часть которого была истрачена на различные благотворительные учреждения. Будучи сам глубоко религиозным человеком, он главное свое внимание обращал на устройство церквей. На его средства выстроен в Елабуге прекрасный женский монастырь; кроме того, он пожертвовал несколько домов под общественные учреждения…»[5., с 138]

Дмитрий Иванович Стахеев, несколько раз, избиравшийся елабужским головой, соорудил огромную лестницу к пристани, которая позволила людям быстрее добираться до реки. Давал большие деньги на обустройство торговых лавок на базарных площадях, на городской водопровод, на реальное училище, на строительство церквей в губернии. В 1871 году вместе с купцом Н.И. Ушковым профинансировал издание в Москве книги И.В. Шишкина «История города Елабуги». Яркий психологический портрет благотворителя дан в одном из источников : « Иван Иванович Стахеев – это знаменитый богач и благотворитель, купец – миллионер г. Елабуги, строитель церквей, монастырей и разных благотворительных учреждений. Желая, по заповеди, раздать свои имения и последовать Христу всесовершенно, Иван Иванович, старец уже под 80 лет, задумал скончать свой век на Афоне, которому много благотворил на своем веку. Собираясь теперь положить там и кости свои, Иван Иванович захватил собой туда100 000. Но этому крайне своенравному старцу, который, ворочая миллионами, весь век свой проходил в изорванном зипуне, в засаленном картузе и смазанных сапогах, весьма не понравилось на Афоне, что там его встретили с великим подобострастием. Обидевшись подобострастным приемом и ухаживанием за этим золотым мешком, этим великим жертвователем и своеобычным подвижником Афонских старцев, он поворотил назад в свое любезное отечество, в свою Елабугу. Здесь в елабуге Иван Иванович велик…» [6., c 137]

Глафира Федоровна Стахеева-Докучаева, почетная елабужанка, в память о своем муже – Василии Григорьевиче, построила на собственные средства монументальное здание Епархиального женского училища (1898-1903) с храмом во имя священника - мученика, которое является уникальным и единственным в России зданием учебного заведения, в своем роде памятник. Строительство здания училища, надворных сооружений, ограды обошлось Г.Ф. Стахеевой почти в 500 тысяч рублей. Газета «Вятские епархиальные ведомости» от 16 апреля 1905 года в официальном отделе «Высочайшей награды» отметила: «Государь император повелел к 6-ому числу декабря 1904 года пожаловать нижеследующих лиц медалями за заслуги по духовному ведомству: медалью золотой для ношения на шее на Андреевской ленте почетную потомственную гражданку Глафиру Стахееву»[7., с 142] Дальнейшая судьба Глафиры Федоровны и судьба основанного ею учебного заведения были тесно взаимосвязаны. Ежегодно она вносила десятки тысяч рублей на различные нужды училища : взносы за беднейших учениц ( обучение стоило до 100 рублей в год за одного человека на всем готовом). Разведение сада, благоустройство и украшение училищного храма, многое другое. Из неопубликованных воспоминаний воспитанницы училища Фаины Смирновой, дочери протоирея церкви села Биляра Елабужского уезда, видно, как жили девочки в этом втором своем доме. Достоверность воспоминаний усиливается тем, что училище с дополнительными педагогическими классами окончили ее три сестры – Антонина , Павлина, Мария. Жили они в пансионате ( общежитие) при училище по 5-6 человек в комнате. После поступления на учебу девочки получали одежду ( белье, форму повседневную парадную, передники и пр., вплоть до носовых платков), распределялись по классам. Присмотр за детьми вела классная дама, которая присутствовала и на уроках. Обучали их не только наукам, но и хорошим манерам, рукоделию. За дополнительную плату можно было изучать иностранные языки, заниматься музыкой, танцами. Общую уборку помещений производили горничные, а воспитанницы дежурили поочередно в спальнях и классах, застилали кровати, поддерживали чистоту и порядок; дежурили в столовой, расставляли и убирали посуду, раскладывали столовые приборы, раздавали хлеб. Кормили девочек хорошо. В праздничные дни готовились для них особые обеды. [ 9.,

У девочек воспитывались патриотические чувства. Фаина Смирнова, пребывание которой в училище пришлось на 1913-1919 годы – годы войны с Германией, вспоминает, что девочки вязали для солдат носки, шлемы, шарфы, отправляли их на фронт, а также посещали раненых в госпитале.

Епархиальное училище действовало до революции 1917 года, затем в здании располагалась учительская семинария. После революции 1917 года благотворительные заслуги Глафиры Федоровны были вознаграждены назначением ей специальной пенсии. В 1918 году Елабужское Епархиальное училище было закрыто. Волна репрессий против купечества и духовенства и вообще против русского уклада жизни, русской культуры коснулось и Глафиры Федоровны. Из собственного дома на Набережной улице ее выгнали и приютили в доме для престарелых, где она и умерла в 1927 году. Основательница Епархиального училища была похоронена на кладбище Казанско-Богородицкого женского монастыря, который, в свою очередь, был уничтожен в 1929-30гг.; вместе с монастырем было уничтожено и кладбище.

Федор Васильевич Стахеев (сын Глафиры Федоровны и Василия Григорьевича Стахеевых), член Государственного Совета, инженер-механик по образованию, построил электростанцию в Елабуге, для строительства которой Стахеев выкупил у Елабужского городского общества участок выгонной земли в 1200 квадратных саженей. Электрическое освещение город получил в 1903 году, в числе первых десяти городов России. Ф.В. Стахеев открыл в городе отделение Русского Торгово-промышленного банка. В 1901 году Федор Васильевич построил городской водопровод и выстроил здание водоемной (водонапорной) башни.

Стахеев Николай Григорьевич занимался строительством и благоустройством богоугодных заведений. В Елабуге на его средства построили Иосифскую церковь, при которой существовали нищенская богадельня, школа грамоты и второклассная церковная школа. Он строил столовые, организовывал бесплатные обеды для бездомных.

Стахеевы построили в городе мужскую богадельню и приют с бесплатной столовой для всех бедных, приняли участие в возведении реального, городского и духовного училищ, ремесленной школы. Купцы Стахеевы помогли провести в Елабуге водопровод в 1833 году, осуществить электропроводку на главные улицы города. На средства Стахеевых в Елабуге содержались Александринский детский приют, женская богадельня, дом призрения неимущих, дом труда, 29 бесплатных столовых, где ежедневно питались 2056 человек, в 99 пунктах города неимущим раздавали хлеб, зерно, крупы.

О богатстве Стахеевых свидетельствует казенный документ, где говорится, что только проценты с капитала, пожертвованного ими на благотворительные цели в 1892 году, дали сумму в 986400 рублей. [8., с.140] И такие невероятные, даже по российским масштабам, суммы расходовались на благо Родины и народа династией Стахеевых, начиная с 1878 года, когда был создан «Благотворительный граждан Д.И. и И.И. Стахеевых комитет», и по 1916 год. И если о Третьяковых, Мамонтовых, Морозовых, Бахрушиных знают все, то о Стахеевых – единицы. А масштабы их деятельности несопоставимы даже с названными выше фамилиями: никто из них и помыслить не мог о миллионных ежегодных пожертвованиях, которые делали Стахеевы. Выдающиеся представители «могучего среднего сословия». «Благотворительный граждан Д.И и И.И Стахеевых комитет» тратил ежегодно в течение 40 лет на благотворительные дела до 1 миллиона рублей.

Заключение

Подробно изученная нами картина деятельности купеческой династии Стахеевых во второй половине XIX века. Позволяет сделать следующие выводы:

Изучение данной темы говорит об отсутствии обобщающих исследований по истории купеческой династии Стахеевых. В результате изучения литературы и источников удалось рассмотреть различные аспекты исследуемой проблемы: проследить процесс становления и развития династии Стахеевых, ее предпринимательскую деятельность, изучить основные направления благотворительной деятельности.

История купеческого рода Стахеевых насчитывала более ста пятидесяти лет. Родоначальником династии был купец Кирило Стахеев, осуществлявший торговлю в Елабуге в конце XVIII века. Изучение развития династии Стахеевых приводит к выводу о достаточно высокой устойчивости рода, определяемой совместным образом деятельности – торгово-промышленным предпринимательством. Становление торговой, деятельности Стахеевых происходило во второй половине XIX века, когда на арену торговли в Волго-Камском регионе вышли представители третьего поколения рода: Иван, Алексей, Кирилл, Григорий и Дмитрий Ивановичи Стахеевы. Успешные коммерческие операции позволили Стахеевым перейти к промышленному предпринимательству. В 60-х годах XIX века появляются первые промышленные предприятия, династии Стахеевых. Представители династии владели преимущественно предприятиями легкой и пищевой промышленности, работавшие на местном сельскохозяйственном сырье. История становления и развития купеческой династии Стахеевых была бы далеко не полной, если не упомянуть об еще одной благотворительной деятельности, в которой Стахеевы преуспели не меньше , чем в предпринимательстве – благотворительной деятельности.

Основы благотворительной деятельности рода заложил в середине XIX века Иван Иванович Стахеев, стоявший у истоков создания «Благотворительного граждан И. и Д.И. Стахеевых комитета». Средства со счетов комитета тратились на нужды города и края. Церкви и монастыри двадцати двух губерний России получали материальную поддержку от комитета.

Благотворительные капиталы на счетах комитета пополнялись за счет новых пожертвований от представителей династии Стахеевых. Среди наиболее активных жертвователей следует назвать имена Дмитрия Ивановича и братьев Ивана и Василия Григорьевичей.

Меценатская деятельность рода Стахеевых нашла свое отражение не только на станицах местной печати, но и в центральных периодических изданиях. В 1877г. « Правительственный вестник» сообщал о пожертвованиях И.И. Стахеева и торгового дома « Григория Стахеева» на военные нужды.

Одним из направлений благотворительности, была помощь населению в экстремальных условиях. Стахеевы поддерживали жителей города и уезда во время неурожаев, пожаров и стихийных бедствий.

Особого внимания заслуживает культурно – просветительская деятельность династии Стахеевых. Во второй половине XIX века в Елабуге не было ни одного учебного заведения в образовании или деятельности, которого так или иначе не принимали участие Стахеевы. Выступая в качестве учредителей и попечителей церковно – приходских школ в уезде, Стахеевы оказывали им необходимую материальную помощь, которая использовалась как на обеспечение учебного процесса, так и на поддержание нуждающихся учителей.

Именные стипендии, членство в различных благотворительных организациях. Выделение средств на поддержание отдельных учебных заведений и издание учебной литературы – вот далеко не полный перечень направлений меценатской деятельности Стахеевых в сфере народного просвещения.

Таким образом, история купеческой династии рода Стахеевых интересна и показательна. Изучение данной темы позволяет рассмотреть различные аспекты процесса становления и развития предпринимательской деятельности Стахеевых, изучить основные направления ее благотворительной деятельности, одной из которых является развития архитектурного облика Елабуги.

Список литературы

  1. Валеев Н.М. «Забытый писатель: О Д.И. Стахееве»;
  2. Валеев Н.М. «Женская гимназия в Елабуге: Страницы истории»;
  3. Валеев Н.М. «Елабужское реальное училище: Страницы истории»;
  4. Валеев Н.М. «…Не оценен по достоинству» (О Д.И. Стахееве);
  5. Валеев Н.М. «Посвящается Д.И. Стахееву»;
  6. Валеев Н.М. «Традиции на завтра: О Елабужских купцах»;
  7. Валеев Н.М. «Честное имя купеческое»;
  8. Валеев Н.М. «Была купцами сильна страна»;
  9. Валеев Н.М. « Елабужские благотворители»;
  10. Валеев Н.М. «Роль купеческой династии Стахеевых в судьбах России»;
  11. Валеев Н.М. «Письма Д.И. Стахеева к Н.Н. Страхову и А.Н.Майкову»;
  12. Валеев Н.М. «Меценатство и милосердие: наша история»;
  13. Валеев Н.М. «Не имеющая аналогов благотворительность: К 100-летию Епархиального женского училища и ЕГПИ»;
  14. Валеев Н.М. «Д.И. Стахеев. Судьба и творчество»;
  15. Валеев Н.М. «Дмитрий Стахеев. Жизнь и творчество»;
  16. Валеев Н.М. «Дмитрий Стахеев: биографический очерк»;
  17. Дернов П.А. «Историческая записка о состоянии Елабужского реального училища за 25 лет его существования»;
  18. Егоров В.М. «История Елабуги»;
  19. Ефремов С.А. «Торговая Елабуга»;
  20. Танаевский С.И. «Историческая записка об открытии Елабужского епархиального женского училища»

Примечание

1. ЕгоровВ.М. История Елабуги. – Елабуга 1941.- с. 67.

2. ЕгоровВ.М. История Елабуги. – Елабуга 1941.- с. 89.

3. Кабанов С.А., Кулевский Л.К. Во благо России. – СПб., 1997. – 154-155.

4. Валеев Н.В. Елабужское реальное училище // Новая Кама. – 1998г. – 24 мая. -№ 82 – с. 3-4.

5. Валеев Н.В. Роль купеческой династии Стахеевых в судьбах России // Научный Татарстан. – 2004 г.- № 12.- с. 138.

6. Валеев Н.В. Роль купеческой династии Стахеевых в судьбах России // Научный Татарстан. – 2004 г.- № 12.- с. 137.

7. Валеев Н.В. Роль купеческой династии Стахеевых в судьбах России // Научный Татарстан. – 2004 г.- № 12.- с. 137.

8. Валеев Н.В. Роль купеческой династии Стахеевых в судьбах России // Научный Татарстан. – 2004 г.- № 12.- с. 140.

9. Валеев Н.В. Роль купеческой династии Стахеевых в судьбах России // Научный Татарстан. – 2004 г.- № 12.- с. 143.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top