Павлова О.А.

I. Об история Богоявленского монастыря

«От 1296 до 1304 года бысть обитель чуднаго Богоявления, да в приделе Благовещение Пресвятыя Богородицы, на Москве, за торгом, Божиим благоволением и строением Благовернаго и Благочестиваго Великаго Князя Даниила Александровича Владимирскаго, и Новгородскаго, и Московскаго и всея Руси»[1]. Так новгородский летописец описывает основание одного из самого древних монастырей Москвы, сохранившихся до нашего времени – Богоявленского.

В XIII веке Москва являла собой «небольшой деревянный острог на возвышенном, покрытым дремучим бором берегу Москвы-реки, с несколькими небольшими окружными поселениями»[2]. Именно в этот удел Александр Невский назначил своего младшего сына, Юрия Александровича, родившегося в 1261 году. Будущий Великий Московский князь в 1276 году сам принял власть. В 1282 году он основал в Москве ее первый монастырь с деревянной церковью Даниила Столпника – во имя своего небесного хранителя. А уже чуть более чем через десять лет в селении появляется и второй монастырь – Богоявленский.

Место для монастыря выбрано очень удачно – на берегу речки Неглинной, где было удобно устраивать Иордань и совершать к ней крестный ход на престольный праздник. Кроме того, Даниловский монастырь расположился слишком далеко от резиденции князя, Богоявленский же – близ Кремля, на дороге во Владимир и Суздаль.

Деревянный храм встал на посаде, который еще не был обнесен китайгородской стеной. Здесь селились купцы и ремесленники, отчего первое обозначение монастыря – «за Торгом». 

Первоначально монастырь, как и все строения молодой Москвы, был деревянным. Однако уже в 1342 году, по приказу сына Юрия Александровича, Ивана Калиты, была заложена каменная церковь Богоявления, называемая в русских летописях «Богоявление каменное»[3] Это было первое каменное здание Москвы вне Кремля, стены которого были еще дубовые. До сих пор внутри храма 17 века существует четверик 14 столетия – древнейшее каменное основание Москвы, сохранившееся до наших дней.

Четырнадцатый век – век расцвета монастыря, время, когда ему покровительствуют московские князья. Сын Калиты Симеон Гордый выбирает себе духовника – им становится Стефан, брат Сергия Радонежского. Сам Сергий часто бывал в монастыре, навещал старшего брата.

В стенах монастыря начинал свой путь и будущий Митрополит Московский и всея Руси Алексий, который принадлежал к роду Бяконтовых. Именно с его благословения началось строительство белокаменных стен Кремля.

Первый век истории монастыря заканчивается легендарным событием: хан Тохтамыш, бесчинствующий в Москве, пытается поджечь Богоявленский собор. Однако огонь чудесным образом гаснет. По другой легенде, москвичи сами подожгли посад, запершись в Кремле. В 14 веке такая тактика была обычным делом.

В 1451 году, во время нашествия ногайского царевича Мавзоши, палаты Кремля не пострадали, однако посад почти полностью выгорел, в том числе Богоявленский монастырь. Восстановил собор Василий II.

Несмотря на Ордынское иго, Москва развивалась, обрастала улицами, дворами, церквами. В 15 веке Богоявленский монастырь, наравне с Симоновым и Андрониковым, владел лугами на Москве-реке[4], что позволяет судить о высоком положении монастырей в обществе и протекции московских князей. 

Через сто лет монастырь вновь пострадал при пожаре. В 1547 году, через полгода после венчания Ивана IV на царство. В то лето выгорела третья часть первопрестольной: «Вся Москва представила зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезли, каменные распались, железо рдело как в горнице, медь текла».[5] Но в короткие сроки монастырь вновь отстроили, и уже в 1568 году сюда был отвезен опальный митрополит Филипп, который позволил себе осудить внутреннюю политику Ивана Грозного. Чудеса сопровождали это заключение – по легенде, Иван Грозный приказал заковать митрополита в кандалы, однако оковы пали. Тогда царь велел запустить на ночь к опальному голодного медведя. Утром обнаружили, что медведь преспокойно спит в углу, а нетронутый митрополит молится о спасении души… Однако чудо не спасло Филиппа, и в Твери он окончил свой жизненный путь, убиенный Малютой Скуратовым, опричником царя.

Сам же Грозный монастырь почитал. После пожара 1571 года самолично следил за восстановлением, а под конец жизни сделал большое пожертвование на поминовение опальных.

В Смуту монастырь оказался в самом центре боев за Китай-город в 1611-1612 годах и был сожжен поляками. Первым Романовым пришлось заново отстраивать обитель.

Конец 17 века для монастыря отмечен одним из важнейших событий не только московского, но и государственного значения. В этих стенах, в 1685 году была открыта Богоявленская школа, послужившая фундаментом для Славяно-греко-латинской академии. Традиционно монахи отличались высоким уровнем образования, к тому же именно монастырские библиотеки хранили древние книги на греческом, летописные своды.   

Первыми учителями будущей академии стали греческие ученые братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие с рекомендательными грамотами от Восточных Патриархов. Обосновавшись в Богоявленском монастыре, братья стали преподавать греческий язык, а затем и риторику. Специально для учеников было построено деревянное здание, а сами школьники жили здесь же, в обители. Через два года школа была переведена в соседний Заиконоспасский монастырь и стала называться Спасской. А братья Лихуды ныне увековечены в бронзе перед алтарем Богоявленского.

В это же время строится ныне существующий Богоявленский собор, огромная двухэтажная церковь в нарышкинском стиле, богато украшенная всевозможными завитками и лепнинами. Храм строился на деньги Натальи Нарышкиной, матери Петра I, и средства влиятельных фамилий – Голицыных, Долгоруковых. Здесь же устраивается родовая усыпальница Долгоруковых, сюда переносится прах Юрия Долгорукова – победителя Степана Разина.

В 40-х годах XVIII века в соборе была создана еще одна усыпальница – в честь святого Георгия. Здесь будет похоронена несостоявшаяся императрица, нареченная жена Петра II, княгиня Екатерина Алексеевна Долгорукова.

Свой некрополь имели здесь и Голицыны – в нижней церкви покоился прах подвижников Петра I – знаменитого полководца Михаила Голицына-старшего, адмирала Михаила Голицына-младшего; здесь же похоронен князь Григорий Юсупов, Александр Меньшиков, тезка своего знаменитого отца. Все надгробия украшались лучшими мастерами XVIII века. К сожалению, в настоящее время почти все надгробия утрачены, либо переправлены в Донской монастырь, который в советские годы выполнял функцию музея архитектуры.

Немало бед претерпел монастырь во время Отечественной войны, однако главные ценности были спрятаны в стене церкви и сохранены братией. Монастырь был нетронут неприятелем, но во время взрыва в Кремле лопнули связки в соборе и погнулся крест. И все же монастырь вновь устоял и уже через год был восстановлен.

История второй половины 19 века была тесно связана с афонскими обителями. В 1867 году в Москву из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеймона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. На поклон святыням стекались верующие не только со всей Москвы, но и со всей России.

В начале XX века собор был обновлен, постоянно проводились богослужения, однако в 1905 году сносится старинная церковь Рождества Иона Предтечи, и на ее месте строится доходный дом. Но на этом несчастия XX века для монастыря только начинались.

В 1919 году монастырь закрывается, в 1922 году было вывезено серебро. Нижняя церковь использовалась под мучной склад, затем была отдана во владение Метростроя. Верхний храм был занят студентами Горной академии. Надгробия были разрушены, ценности разграблены, а наиболее ценные предметы церковной утвари раздали музеям. Стены потрескались от дождя и снега, купол с крестом порушен.

В 1941 году на внутренний двор монастыря упал вражеский бомбардировщик, взрывной волной уничтожило верхнюю часть собора. После войны на территории расположилось здание НКВД, церкви были разрушены, сохранился лишь Богоявленский собор.

Верующим храм был возвращен в 1991 году. Монашеская жизнь не возобновлена, да и от самого монастыря остался лишь Богоявленский собор. Он-то сейчас и принимает верующих.

На сегодняшний день, помимо собора, сохранились здание келий 18-19 века, колокольня, настоятельские покои. Подклет монастырского собора включает фрагменты белокаменного храма 14 века.

II. О названии и роли в народе

Познакомившись с историей монастыря, вполне обоснованно возникает вопрос: почему монастырь называется Богоявленским? Здесь следует немного отвлечься и рассказать собственно о термине «Богоявление».

«Богоявление  – великий двунадесятый праздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня; так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане…Первое же название усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Св. Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца».[6]

Таким образом, Богоявленский монастырь был освящен в честь великого праздника Крещения.

За все время своего существование монастырь не только стал центром притяжения посадского населения, но и олицетворял собой символ учености, образования и типографского дела. Это не мешало существовать по соседству с храмом многочисленных торговых лавочек, торговые помещения располагались даже на монастырской территории, прилегающих к Никольской улице. Священнослужители окропляли святой водой товар и служили требы в купеческих домах.  Во время проживания здесь московских викариев количество прихожан непременно увеличивалось.

В XX веке, когда церкви и храмы Москвы повсеместно закрывались, Богоявленский монастырь стал одним из первых соборов, в который была вселена советская организация – АХРР, ассоциация художников революционной России. Один из основателей организации, П. А. Родимов в книге «О родном и близком» вспоминал эти времена так: «Я занял комнату, похожую на склеп, в трапезной церкви Богоявленского монастыря на Никольской улице. Рядом была большая комната, где три художника-ахрровца поставили свои холсты. В другой комнате в три аршина жил скульптор, ему с женой тоже негде было приткнуться в Москве. За комнаты мы никому ничего не платили, помещение числилось за АХРРом... Здесь же проводились наши первые собрания и здесь же был клуб АХРРа. Через год это помещение пополнилось молодыми художниками-беспризорниками, и, поставив двадцать коек в ряд, мы прожили там четыре года.

В моей комнате никто жить не решался, были сырость и затхлый запах, шедший снизу из склепа, где лежали кости сына Меншикова и князя Голицына. За стеной моей комнаты была еще церковь, там совершалась служба; засыпая, я слушал распевы тропарей и кафизмы… Мы плясали в церкви не потому, что боролись с религиозными предрассудками, а потому, что на мраморном полу в большой комнате зимой нам было здорово холодно.  Иногда в нашу мастерскую по нечаянности забегали богомольные старушки, они даже не охали, а молча пятились в дверь, увидя на наших картинах не крылатых ангелов, а суконные шлемы красноармейцев». Вот так центр образования и книгопечатания в царской России превратился в центр художественный при большевиках.

Несмотря на все невзгоды, выпавшие на монастырь, он всегда оставался для прихожан чем-то высококультурном и священным, и сейчас, как и прежде, гости столицы или просто проходящие мимо москвичи нет-нет да и заглянут в отреставрированный храм, поставить свечку или же просто полюбоваться на шедевр архитектуры.

III. О благосостоянии монастыря и особом почтении

Во все времена монастырь пользовался особым почтением среди царских особ. Этим он явственно выделялся среди других, не менее известных монастырей.

Уже в 14 веке монастырь имел владение Дятлово, недалеко от Дмитрова, которое находилось в собственности монастыря 300 лет.

В 15 веке монастырь владел 5 деревнями, заливными лугами по Москве-реке и получал значительные денежные вклады и пожертвования. При Иване Грозном владения монастыря расширились – самодержец подарил Богоявленской обители несколько деревень в Коломенском. Годунов расширил площадь монастыря, отдав в его владения «огороднее порожнее место в самой Москве за Сретенскими воротами».[7]

Помимо даров князей и царей, монастырь получал владения и от бояр, усыпальницы которых находили в нижней церкви.

Богоявленский монастырь имел свою кузницу, конюшенный двор, сдавал здания в аренду. В 1672 году боярыня Репнина передала монастырю свое владение на углу Никольской и Богоявленского переулка, где образовался второй двор монастыря. К 1700 году за монастырем числилось 216 крестьянских дворов, к 1714 – 1014 крестьян.

К 1907 в Богоявленском монастыре было 14 монахов и 18 послушников; монастырь владел 60 десятинами земли и получал из казны 1245 рублей.

IV. О братии

Со времени основания жизнь монастыря была организована по келлиотскому, особножительному уставу, согласно которому монахи под руководством духовника определяли меру подвига, самостоятельно или при помощи вкладчиков обеспечивали себя всем необходимым и регулярно собирались вместе для общей молитвы.[8]

Штат монастыря в разное время содержал в себе разное количество человек: от 10 до 66 монахов. Братия занималась хозяйством, переписывала духовные книги, велась просветительская и духовная деятельность.

К концу XVII столетия численность монастырской братии составляла более 30 человек. Среди них было немало выходцев с Украины и греков. В петровское время иностранцы часто останавливались в обители.

В последующие годы число монашествующих в Богоявленской обители сократилось в связи с переводом монахов в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру и с введением Петром I и Анной Иоанновной ограничений для монашеского пострига, а в ходе секуляризации 1764 года штат монастыря был определен в 17 человек. [9]

Монастырская братия отличалась не только ученостью, но и профессионализмом в церковном пении. Здесь было немало монахов, о которых обычно говорили: «в клиросном послушании всегда потребны».

В 1835 году настоятелем обители был назначен архимандрит Филарет (Гумилевский), ректор Московской духовной академии, выдающийся церковный ученый XIX века. Посетив свою обитель, он написал: «Иноки мои стары, но пока покоен среди них; я даже гораздо больше покоен среди них, нежели как надеялся. Они молятся у меня порядочно, живут не совсем сытно, а это — дела необходимые для монаха. Станем молиться вкупе».[10] Богоявленская обитель в эти годы отличалась особым богослужебным строем. Китайгородские купцы даже благодарили архимандрита Митрофана, настоятельствовавшего в 1845—1850 годах, «за благочинное и неспешное богослужение, за внятное чтение и пение, в особенности за умиленное пение стихир на голос канонарха, также за предстояние монашествующих на обоих клиросах в благоговении и страхе Божием, как ангелы Божии, — не смеющихся и не говорящих».[11]

Богоявленский монастырь был закрыт еще в 1919 году, однако здесь образовалась приходская община, которая включала почти всю монастырскую братию, продолжавшую жить на территории монастыря. Настоятелями прихода являлись священнослужители Богоявленской обители.

V. О святынях и современности

Помимо ведения хозяйства, братия монастыря занималась и обустройством обители. В конце XV века собор получил одностолпную трапезную на подклете, а в XVI веке — придел в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Чудотворный список с этой иконы, находившийся в Богоявленском соборе, игумен монастыря Иона Протопопов украсил резным оплечьем с жемчугом.

В XIXвеке в Богоявленский монастырь были перевезены святыни Православного Востока - братия обедневшего Афонского Пантелеимонова монастыря в 1867 году привезла мощи святого великомученика Пантелеимона, крест с частью Животворящего Древа, камень от Гроба Господня и частицы мощей святых. Святыни привлекли в монастырь огромное количество верующих. В настоящее время мощи перенесены в часовню Афонского монастыря на углу Никольской, около Никольских ворот Китай-города.

В настоящее время в соборе находится восстановленный в 90-е годы иконостас с частицами святых мощей.

Сейчас в соборе возрождаются древние традиции: действует воскресная школа, иконописная студия, лицейские классы. Не забываются и певческие традиции: здесь действует Московская регентско-певческая семинария, обучающая регентов, уставщиков и певчих для православных храмов.

Вот уже семь столетий возвышается гордый купол Богоявленского собора над Китай-городом, призывая верующих к молитве и покаянию. Если же не просто пройти мимо, а поинтересоваться многовековой историей, откроется много легенд, тайн и загадок, хранящихся в этом поистине чудном Богоявлении каменном.

Список источников и литературы

Источники

  1. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. 576 С.
  2. Софийская первая летопись старшего извода, вып.1, М., Языки русской культуры. 2000. 320 С.
  3. Собрание государственных грамот и договоров, М., 1822

Литература

  1. Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь в 82 т. — М.: Терра, 2001. - 4 Т
  2. Карамзин Н. М. История Государства Российского. — М., ЭКСМО, 2003. 
  3. Кириков Б.А., Даниленко И.И. Богоявленский монастырь в Москве, что за Ветошным рядом. М., 1995.
  4. Кондратьев И. К.Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопамятностей - М.:Воениздат, 1996. — 528 с.
  5. Листовский И. Филарет, архп. Черниговский, Чернигов, 1895.
  6. Муравьёв В. Б. Святая дорога: Никольская улица,Лубянка,Сретенка,проспект Мира,Ярославское шоссе. — М.: Алгоритм, Алгоритм-книга, 2007. — 512 с
  7. Никодим, Описание московского Богоявленского монастыря, М.: 1877
  8. Смирнов С. К. «История Московской Славяно-Греко-Латинской Академии», Москва, в типографии В.Готье, 1855
  9. Снегирев И., Богоявленский монастырь в Москве, на Никольской улице. М.; 1864.

Интернет-ресурсы

     1. http://www.bgkg.ru/ Храм Богоявления Господня Богоявленского монастыря


[1] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. 576 С.

[2] Снегирев И., Богоявленский монастырь в Москве, на Никольской улице. М.; 1864. 60 С.

[3]Софийская первая летопись старшего извода, вып.1, М., Языки русской культуры. 2000. 320 С.

[4] Собрание государственных грамот и договоров, М., 1822

[5] Н.М. Карамзин История Государства Российского. — М., ЭКСМО, 2003. — С. 622-623.

[6] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт.. — М.: Терра, 2001. — 4 Т

[7] Никодим, Описание московского Богоявленского монастыря, 1877 г

[8] Официальный сайт Храма Богоявления Господня Богоявленского монастыря  http://www.bgkg.ru/

[9] Официальный сайт Храма Богоявления Господня Богоявленского монастыря  http://www.bgkg.ru/

[10] Листовский И. Филарет, архп. Черниговский, Чернигов, 1895.

[11] Официальный сайт Храма Богоявления Господня Богоявленского монастыря  http://www.bgkg.ru/

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top