Отченко А.В.

1В конце 20 века Воронеж был одним из самых индустриальных городов Советского Союза Воронежская продукция была известна не только в нашей стране, но и во всем мире. В годы перестройки не все заводы города не смогли приспособиться к новым условиям производства Многие бывшие цеха превратились в гипермаркеты. В поселке Отрожка сохранился и успешно действует Вагоноремонтный завод имени Тельмана .Тема нашей работы –история одного из старейших предприятий города Воронежа. Мы, познакомились в музее завода со многими архивными документами и книгами , рассказывающими о том ,как завод строился и развивался.

Начало биографии завода было положено в 1912 г., когда 1 июня было завершено строительство Отрожских вагоноремонтных мастерских, принадлежавших акционерам Юго-Восточной железной дороги.

Площадка под мастерские располагалась на песчаном пустыре у станции Раздольная. В то время условия труда были очень тяжелые, почти все работы выполнялись вручную, мастерские были оснащены примитивным оборудованием. Практически все цеха находились в одном помещении. Ремонт вагонов, изготовление и обработка деталей производились кустарным способом.

2Что представляли собой мастерские в то время? В их составе вначале были два сборочных цеха (пассажирских и товарных ва­гонов), кузнечный и токарный цеха, лесосушилка. В товарном цехе размещались механическое, колесное, инструментальное от­деления. Цеха представляли собой полутемные помещения с устаревшим оборудованием.

В мастерских трудились в основном рабочие из Во­ронежа, из Борисоглебска, Тамбова и Ель­ца. Условия труда были очень тяжелыми, почти все работы вы­полнялись вручную. Ремонт вагонов, изготовление и обработка деталей производились кустарным способом, без помощи меха­низмов. Столяры, слесари, клепальщики работали бурами, ко­ловоротами, зубилом, кувалдой и молотком. Тележки, колесные пары и другие детали очищали скребками. О химической очист­ке тогда и не помышляли, а о пневматическом инструменте не имели понятия. Машин, механизмов, подъемных кранов, при­способлений, облегчавших труд рабочих, тогда не было.

3Такими были вагоноремонтные мастерские до революцииРост рабочей силы происхо­дил, главным образом, за счет найма крестьян из окрестных сел. Приобретать рабочую специальность нанятым крестьянам при­ходилось нелегко: сначала все они использовались в качестве разнорабочих, со временем становились подручными слесарей, столяров, клепальщиков и только после многих лет работы при­обретали квалификацию.

В мастерских стал применяться женский и детский труд. Вна­чале женщин на работу не брали. И только в период первой ми­ровой войны, когда многие мужчины ушли на фронт, админист­рация вынуждена была нанимать не только женщин, но и под­ростков. Архивные данные показывают, что только на 15 июля 1917 года в Отрожских мастерских из 1802 человек работали 92 женщины и 101 подросток. Подростки вместе со взрослыми трудились по 10 и более часов в день, прислуживали мастерам, были на побегушках, угождали каждому. Женский труд и труд подростков оплачивался значительно ниже мужского.

Тяжелые условия труда в мастерских отнимали у рабочих силу и здоровье. Производственные помещения были темными, гряз­ными, не отапливались и слабо освещались. Страхования рабо­чих не было, а медицинская помощь оказывалась только за плату. Руководство мастерских по своему усмотрению устанавли­вало продолжительность рабочего дня, который длился 12-14 часов в сутки, а иногда и больше. Труд рабочих оплачивался низко, заработной платы хватало лишь на полуголодное существование зарабатывали 28-30 рублей в месяц. Работали и по воскресеньям, отпусков не полагалось. О тяжелой жизни, плохих условиях люди боялись говорить. Цеха не отапливались, холод был невероятный, освещение скудное, уборка цехов проводилась только в тех случаях, когда готовились встречать начальство. Об умывальниках тогда и речи не было, а душ считался роскошью, столовой тоже не было, рабочие приносили обед с собой и разогревали у горнов".

Несмотря на тяжелые условия труда, поступить в мастерские на работу было нелегко. Предварительно в жандармском управ­лении наводились справки о политической благонадежности на­нимавшегося на работу. Кроме того, каждый поступающий на работу должен был давать подписку о своей верности и преданности начальству. «Подписка» нанимавшегося на работу: выглядела так

«Я, нижеподписавшийся дал эту подписку Управлению Юго-Восточных железных дорог в том, что я обязываюсь не принимать какого-либо участия в органи­зациях, не разрешенных в установленном порядке; я не буду уча­ствовать ни в каких собраниях, сходках и митингах; обязуюсь подчиняться всем изданным администрацией дороги положени­ям и распоряжениям, а равно и тем, которые будут издаваемы на будущее время; при неисполнении какого-либо из условий на­стоящей подписки, кроме ответственности по закону, подлежу увольнению от службы».

В мастерских за рабочими постоянно следили и тех, кто вну­шал хотя бы малейшее подозрение в политической неблагона­дежности, немедленно увольняли с работы, а годные к военной службе мобилизовывались в армию и отправлялись на фронт. Среди рабочих зрели недовольства и негодования .Отрожские железнодорож­ники принимали активное участие в революционной борьбе, про­водили собрания, митинги, стачки, забастовки. Участвовали в установлении Советской власти в Воронеже, стойко защищали завоевания Великого Октября в годы гражданской войны от бе­логвардейских банд.

В документах тех лет не раз отмечалось ,что забастовки и стачки рабочих Отрожских железнодорожных мастерских отличались организованностью, сплоченностью и стойкостью. 23 июля 1913 года 3000 рабочих пришли на собра­ние и предъявили администрации требование о повышении зар­платы. Не получив удовлетворительного ответа, объявили за­бастовку и разошлись по домам. Забастовкой руководили ма­ляр Поликарпов и столяр Кузнецов. Забастовка продолжалась до 27 июля и была сломлена угрозами увольнения всех бастую­щих рабочих и вызовом из Лисок казаков.

Начавшаяся в 1914 году первая мировая война еще более ухуд­шила тяжелое положение рабочих. Воронежские промышленные предприятия и железнодорожные мастерские были переведены на выполнение военных заказов, которые приносили фабрикан­там и заводчикам огромные прибыли. Кроме ремонта подвиж­ного железнодорожного состава, в мастерских изготавливались по заказам военного ведомства снаряды, стаканы для гранат, штыки, подковы, топоры и многое другое армейское снаряже­ние. Рабочих заставляли трудиться сверхурочно по 3 часа в день, а оплату труда производили по старым, заниженным рас­ценкам. Между тем, цены на предметы первой необходимости и на продукты питания все время повышались, а хлеба не хва­тало.,Положение рабочих становилось невыносимым. Из воспоминаний первых рабочих завода ,мы узнали о том 23 июня 1915 года рабочие Отрожских железнодорожных мастерских прекратили свою работу и объявили забастовку. Они выдели­ли представителей для предъявления администрации Ю.-В. ж. д. требований о повышении заработной платы рабочим на 25 процентов с 1 января 1915 года и выдачи этой прибавки всем рабочим. Стачка была сломлена военной силой.

Железнодорожная администрация и жандармское управление особенно опасалось того, что стачка рабочих Отрожских ваго­норемонтных мастерских может перекинуться на Воронежские паровозоремонтные мастерские и другие предприятия Вороне­жа, условия работы на которых были одинаково тяжелые.

С целью предупреждения этого по указанию коменданта Во­ронежского железнодорожного узла все рабочие поезда, прибывавшие из Отрожки, останавливались на подходе к станции Воронеж.

После событий 1917 г. Юго-Восточная железная дорога была национализирована, на заводе начался восстановительный период, стал постоянно увеличиваться выпуск продукции, росла производительность труда.

После передачи Отрожских мастерских в 1927 г. в подчинение Народному комиссариату путей сообщения их стали именовать вагоноремонтным заводом. С этого времени темпы реконструкции предприятия резко возросли, широкое распространение получили электросварка, газовая резка.

4Встречас дочерью Тедьмана Ирмой.В 1931 г., после посещения завода делегацией Коммунистической партии Германии, заводу было присвоено имя руководителя немецкой компартии Э. Тельмана.

Все время обороны Воронежа завод имени Тельмана был действующим. Находясь в непосредственной близости, в 3-х километрах от передней линии фронта, коллектив завода продол­жал выпускать детали минометов «Катюша» производить бронепоезда, ремонтировать танки, строить дороги к линии фронта.

Так, по заказу военного командования в цехе изготавливались зенитно-пулеметные вагоны. Особенностью таких вагонов было то, что они имели на вооружении крупнокалиберные пулеметы и автоматически открывавшиеся крыши. Использовались они для отражения вражеской авиации при защите железнодорожных составов. В самые тяжелые дни, когда гитлеровцы заняли правобереж­ную часть города Воронежа, тельмановцы укрепили Красное знамя на самом видном месте у заводской электростанции. Оно разве­валось на ветру, вдохновляя заводчан на самоотверженный труд во имя победы над врагом.

Война потребовала мобилизации не только физических сил, но и материальных ресурсов для усиления помощи Красной Армии. Лозунг "Все для фронта, все для Победы!" стал определяющим в жизни и делах советских людей. Фронт требовал больших средств, и народ отдавал государ­ству свои сбережения на изготовление военной техники и оружия.

Рабочие и служащие завода имени Тельмана, вносили в фонд обороны личные сбережения, облигации государственных займов, отчисления от заработной платы. На воскресниках и работах, проводимых в неурочное время, коллектив завода заработанные деньги перечислял в фонд постройки танковой колонны имени Ленинского комсомола.. 30 августа 1941 года от трудящихся завода поступило в фонд обороны облигаций государственных займов на сумму 50 тысяч рублей.

На строительство самолета для Воронежского авиационного соединения коллектив завода собрал и внес в фонд обороны 115733 рубля наличными и 14770 рублей облигациями.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР И.В. Сталин в телеграмме, присланной коллективу завода, побла­годарил тельманцев за оказанную помощь фронту.

«Начальнику Отрожского вагоноремонтного завода им. Тельмана тов. Плоткину, секретарю партбюро тов. Ламашу, пред­седателю завкома тов. Романову.

Прошу передать рабочим, работницам, инженерам, техни­кам и служащим Отрожского вагоноремонтного завода имени Тельмана, собравшим 115733 рубля наличными и 14770 рублей облигациями госзаймов на строительство самолета для Воро­нежского штурмового авиационного соединения, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.В. Сталин».

5Поезд с оборудованием эвакуированного завода идет на восток (1941 г.)Более трехсот заводчан ушли на фронт и мужественно сражались с врагом, за­щищая свою Родину. Тельманцы, не жалея ни сил, ни времени, под непрерывными обстрелами противника и бомбежками сутками не отходили от машин и стан­ков, стремясь дать фронту как можно больше военной продукции. В 1943 году из 1015 человек, работающих на предприятии, трудились 567 женщин, что составляло 55,8 выполняли на 150-260 процентов. Многие из них погибали во время бомбежек и обстрелах. Их хоронили прямо на территории завода. Поэтому появилась на заводской территории Братская могила с памятником - монументом, и мемориальными досками с именами погибших рабочих завода.

6Сразу после освобождения Воронежа началось восстановление завода, товарного, пассажирского цехов, и уже в 50-х гг. завод смог начать освоение ремонта комфортабельных пассажирских вагонов, оснащенных сложным оборудованием. В это же время коллектив предприятия начинает осваивать первыми в стране ремонт льдопоездов, импортного рефрижераторного подвижного состава и с тех пор завод им. Тельмана был ведущим предприятием в отрасли, выпуская из ремонта все новые и новые типы рефрижераторных секций.

Производство постепенно было оснащено современным оборудованием и механизмами, электрическим и пневматическим инструментом. Завод становится крупнейшим в системе Главного управления Министерства путей сообщения.

В начале 70-х гг. на заводе была проведена коренная реконструкция, были построены новые цеха: пассажирский, рефрижераторный, электроремонтный, значительно увеличился выпуск продукции.

Первым в России завод начал производство капитально-восстановительного ремонта (КВР) пассажирских вагонов, строительство новых, более комфортабельных пассажирских вагонов на базе восстановленных.

7Сегодня Воронежский вагоноремонтный завод имени Э. Тельмана — крупное промышленное предприятие, с числом работающих около 2500 человек успешно работает на рынке услуг и товаров для железных дорог Российской Федерации и СНГ. C 1 октября 2003 года предприятие является одним из филиалов ОАО «Вагонреммаш», дочерней компании «РЖД» — c 1 июля 2008 года филиал Открытого Акционерного Общества «ВАГОНРЕММАШ» .

Воронежским вагоноремонтным заводом освоен выпуск инновационной конкурентоспособной продукции - пассажирских вагонов нового поколения на основе современных разработок по энерговооруженности вагона, расширению диагностического контроля за работой оборудования, применению экологически чистых туалетных комплексов, созданию более комфортных условий для пассажиров, оснащению вагонов современными средствами связи, аудио- и видеосистемами. При этом заводом выполняется большой объем модернизационных работ, что позволяет усовершенствовать эксплуатационные качества, повысить надежность и пожарную безопасность пассажирских вагонов.

8Завод стал выпускать специальные вагоны: вагоны с купе для инвалидов, детские вагоны, вагоны – салоны, вагоны – тренажеры, вагоны поезда «Здоровье», предназначенные для оказания медицинской помощи в отдельных районах страны, не имеющих медицинских пунктов, и других вагонов, выполненных по специальным заказам.

В 2008г. Воронежским ВРЗ освоен ремонт в объеме КВР вагона-салона на базе кузова WDI k/ki производства Германии по проекту 104.0593 и вагона-тренажера на базе кузова 47Д производства Германии по проекту 104.0168. Вагоны оборудованы новыми системами кондиционирования воздуха, экологическими туалетными комплексами «Экотол-В», новыми комплектами энергоснабжения. Выполнены усовершенствования отдельных элементов внутреннего интерьера. После выполнения капитально-восстановительного ремонта срок службы вагонам продлевается на 15 лет.

Воронежский вагоноремонтный завод имеет современное специальное оборудование для ремонта пассажирских вагонов, формирования и ремонта колесных пар. Воронежский вагоноремонтный завод постоянно проводит работу по расширению номенклатуры и увеличению объема выпускаемой продукции, что создает дополнительные рабочие места.

Воронежский ВРЗ уже имеет опыт работы с предприятиями города: ООО «Электротехника», ООО «Трансхолодмаш», Воронежский авиационный завод, ЗАО «РудГорМаш», ОАО «НПО Корпорация «РИФ», ЗАО «Гидрогаз» и др. В 2008 году Воронежским ВРЗ выпущена продукция для Российских железных дорог. В 2009 г вагоны для Армянской Республики. Ранее заводом был произведен ремонт вагонов с модернизацией для Корейской Народной Демократической Республики и Республики Киргизии.

910

 1112

Список литературы

1. Архив музея завода имени Тельмана

2. Воронеж в документах и материалах. Воронеж 1987год

3. И.А.Яковлев, В.И.Николаев «Становление завода 1912-1940гг» Воронеж 2007 г

4. И.А.Яковлев, В.И.Николаев «Воронежский Вагоноремонтный завода имени Тельмана 1941-1945» Воронеж 2006 г

5. И.А.Яковлев, В.И.Николаев«Воронежский Вагоноремонтный завода имени Тельмана 1943-1950» Воронеж 2008 г

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top