Некрасова А.Н.
Что такое "Чушки"? Кто не увлекается историей нашей страны, наверняка, ответит, что это домашний скот. Но на самом деле в Древней Руси "чушки" это была мужская игра. В современном мире существует множество различных игр. Это и спортивные игры, и интеллектуальные, и развивающие, и обучающие, и т.д. Но мало кто знает, особенно из молодежи, во что играли в Древней Руси дети, женщины, мужчины! А у них как раз таки, они разделялись на мужские игры, женские и детские. Но были и общие игры, где играли все вместе. Об этом я и хочу рассказать.
Вообще в старину на Руси уже было множество различных игр. А некоторые из них перекочевали даже в наш современный мир. Некоторые наоборот забылись на века. Так вот вернемся к "чушкам". Как же в нее играли.
Чертят сначала на земле два круга расстоянием друг от друга на 20 шагов и более; потом проводят по середине каждого круга по одной черте, называемой коном, и одну черту - между кругами, которая называется полуконом. На конах каждого круга ставят по 5 чушек (обрубки длиной и толщиной в 1/4 аршина - отсюда и название игры) в таком порядке: одну чушку кладут вдоль кона, две - поперек продольной чушки, четвертую - вдоль двух поперечных, а пятую ставят стоймя между четвертой и двумя продольными. Играющие разделяются на две стороны; каждый игрок имеет по 2 палки, и начинают сбивать после конания. Игроки первой стороны бьют из своего первого круга в круг второй стороны: сначала одной палкой, а потом другой. Нужно заметить, что при сбивании чушек игроки используют одни и те же палки. Если случится, что игроки первой стороны не все собьют или вовсе не собьют чушки второго круга, то начинает сбивать вторая сторона чушки первого круга, и таким образом продолжают играть обе стороны, пока не собьют чушек со своих конов. Когда кто-то собьет с кона хотя бы одну чушку, тогда прочие должны сбивать остальные уже с полукона. Если одна сторона не собьет своих чушек, то сбившая - ездит на ней от круга к кругу. Если обе стороны собьют свои чушки, то начинают снова играть, пока кто-то не собьет.
Игра эта, по-видимому, намекает на то, что кто в житии проворен, тот и успевает.
А вот детская игра. Называется "клецки".
Деи, которым запрещено отлучаться от дома, собираются возле ворот и играют в клецки. Образовав из большого и указательного пальцев круг, пропускают сквозь него свою слюну. Кто, пропуская слюну, уронит ее на какой-либо палец, тот получает название "клецки". Тогда все начинают дразнить его: "Клецка, клецка; прокислая клецка!"Он бегает за ними и ловит их, кого поймает, тот делается клецкой, который потом ловит их точно так же, как и первый. Игра продолжается, пока не набегаются вдоволь.
Эта игра составляет одну из шалостей детей.
Из детских зимних забав большой популярностью пользовалась игра "ласы". После выпадения первого снега дети катают из него шары, обливают их водой и замершие эти шары, называемые ласами, продают дурням. Отсюда произошла поговорка "точить лясы", т.е. нести вздор. Ласы покупаются на бабки, играющие в ласы назначают особое место для рынка, сюда сходятся покупать коров. "Продай корову", - говорит один. "Изволь", - отвечает другой и бросает ему ногой свою ласу. Непроданная ласа приобретается ловким попаданием в нее бабкой, если не попадет в ласу, то сам платит бабками, по сделанному наперед условию. Игра продолжается, пока кто-то не проиграет своих бабок.
Из девических игр очень необычна игра под названием "Без соли соль".
Интересна она тем, что это живая игра и редко проходит без ссоры. Девушки бросают между собой жребий, кому из них сидеть с завязанными или зажмуренными глазами, а кому ловить и перескакивать через ноги с закрытыми глазами. Кому выпала участь сидеть, садятся друг против друга с протянутыми ногами, зажмурив глаза и заложив за спину руки. Прочие девушки, проговаривая : "Без соли соль", перескакивают через их ноги, сидящие же должны ловить. Пойманная часто огорчается, говоря, что ее поймали с открытыми глазами. Начинаются упреки, за упреками. Но старушки, наблюдающие за играми, мирят их. Пойманная садится на место поймавшей, и игра продолжается снова.
"Скачка на доске". Это самая простая и обыкновенная забава поселянок и городских девушек, она похожа более на шалость, нежели на игру. Кладут доску через небольшое бревно, камень и т.д. , две девушки становятся по концам и расшатывают, иногда так сильно, что делают высокие скачки, и кто выше подскакивает, тому честь и хвала. На основе этой забавы сделали детские качали. Только скакать не надо, а просто сидя, отталкиваешься ногами от земли.
А вот мужская игра, которая очень сильно напоминает современный боулинг. Называется "кегли". Ставят на одной черте в один ряд несколько кеглей, только на ровном месте и даже на лугу, средний кегль, самый высокий, носит название короля, прочие - хлапов (слуг). С двух противоположных сторон становятся игроки на условленном расстоянии, называемом чертой игроков, начинающий сбивать берет в руку шар, метит им в кегли и старается бросить так, чтобы не катанием по земле, а ударом попасть и сбить кегли. Если короля выбьют за черту, противоположную игроку, то считают, что игрок получил сто очков, а за прочие сбитые кегли - по десять очков.
"Медведь" - это игра обоего пола. Одного из играющих запирают в чулан, а все прочие остаются в избе и выбирают медведем кого-либо из играющих. Потом каждый подходит по очереди к дверям, стучится, царапает и ревет. Если запертый отгадает по голосу, кто из них медведь, то он отворяет дверь и оставляет его вместо себя.
Но это еще не все. Я рассказала лишь про малую часть игр, с интересным названием, забавными правилами игры и т.д. А их у русского народа великое множество. Невозможно их все перечислить. Многие из старинных игр сохранились и по сей день, а некоторые отразились в современных играх лишь частью. Но тем не менее, невозможно представить себе в стройном порядке повсеместные наши забавы: они так многочисленны и переменчивы, что трудно собрать их в одно, подвести под один род увеселений, чтобы сделать о них общее заключение. Это говорит о том, что народ России очень разнообразен, разносторонен и смышлен! Наш народ, сохраняя поверья и обычаи предков, слил их со своими привычками!
Поэтому, дабы сохранить память о былых временах, надо доходчиво и интересно передавать знания о прошлом из поколения в поколение!
Список используемой литературы
1. История культуры русского народа, А.В. Терещенко. - М.: Эксмо, 2007. - 736с.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»