Сапожникова Е.А.
26 января 2012 года отмечалась 225-летняя дата со дня рождения знаменитого архитектора Александра Лаврентьевича Витберга, который находился в ссылке в Вятке и оставил яркий след в истории города. Кроме того, в 2012 году отмечается еще одна прискорбная дата – прошло 75 лет, как Вятка утратила свое главное украшение, построенное по проекту Витберга – Александро-Невский собор. Именно поэтому тема работы «Витберг в Вятке» актуальна и интересна для исследования.
В ходе исследования обращается внимание на личные качества Витберга, процесс их формирования и влияние на архитектурную деятельность в том числе, и в Вятке. Особое внимание уделяется обстоятельствам ссылки, так как именно это событие стало переломным в жизни архитектора. Большая часть работы посвящена изучению жизни и творчества Витберга в Вятке, так как именно в ссылке талант архитектора смог раскрыться в полной мере и получить воплощение в жизнь.
1. Первая четверть XIX в. в жизни Вятки и А.Л. Витберга
1.1. Личность А.Л. Витберга
Александр Лаврентьевич Витберг сыграл большую роль для развития не только Вятки, но и России в целом. Это, безусловно, интересная фигура в истории России XIX века. Для того, чтобы лучше понимать его творческое наследие, анализировать результаты его деятельности, его вклад в русскую культуру, следует остановиться на некоторых этапах его биографии и проследить, какими личными качествами обладал архитектор, что оказало влияние на их формирование и как они отразились в его творчестве. Сведения об этом можно найти в его «Записках» и «Автобиографии».
Сам архитектор достаточно подробно описывает свое детство, рассказывает о том, как учился играть на музыкальных инструментах и проявлял интерес к искусству[1]. Более точные данные сообщают исследователи. Александр Витберг родился в Петербурге в 1787 году в семье шведского бюргера Лаврентия Самойловича Витберга, выехавшего в Россию в 1773 году, где он стал работать учителем немецкого языка[2]. Семья, а особенно отец, сильно повлияли на развитие таланта архитектора, поскольку желание юноши поступать в Академию художеств было встречено отцом если не одобрительно, то по крайней мере не враждебно.[3] Анализируя записки архитектора можно заметить его особое, трепетное отношение к отцу и своей семье, заботу о пожилых родителях, о чем свидетельствуют письма Витберга.[4]
По оценкам исследователей, талант к рисованию проявился в мальчике с ранних лет и продолжал развиваться в Академии художеств, где он проходил обучение по классу исторической живописи у известного художника Угрюмова. С первых лет обучения в мальчике проявляется тяга к индивидуальности: он не любит копировать картины, предпочитая делать эскизы с натуры. Впоследствии он получает две серебряные медали и большую золотую медаль за свои работы.[5]
Несмотря на шведские корни, А.Л.Витберг в своих «Записках» предстает настоящим русским патриотом, носителем русского духа и характера. Рассуждая о постройке храма Христа Спасителя, он пишет: «Россия, мощное, обширное государство, столь сильно явившееся в мир, не имеет ни одного памятника, который был бы соотнесен ее высоте».[6] Он пишет, что русские архитекторы не смогли бы построить столь величественный памятник, так как от них ничего нельзя ожидать, кроме «бледных произведений школ, бесцветных подражаний».[7] С критикой он высказывается и в адрес иностранных мастеров, так как, по его словам, ни один иностранец не сможет создать произведение народное, отечественное, русско-религиозное. «Его произведение могло быть хорошо, велико, но не соответствовать ни мысли Отечества, ни мысли государя».[8] В дальнейших рассуждениях о Храме Христа Спасителя Витберг предстает перед читателем не столько как архитектор, сколько, как философ и мыслитель. Он анализирует жизненный путь человека к Богу, анализирует Священное писание и размышляет о том, как лучше воплотить идеи православия в камне, сочетая их с идеями патриотизма и прославления России. «Вот требования нового храма», - пишет Витберг. – «Чтобы все наружные формы были отпечатком внутренней идеи. Как писание говорит, что человек сам храм, то надлежало искать идеи для храма наружного во внутренних идеях самого человека. Рассматривая себя, найдем, что состоит он из трех начал: тела, души и духа».[9]
Отдельно следует сказать об отношении Витберга к христианству и православию. Будучи от рождения протестантом, он, тем не менее, одобрительно отзывается о православии и обрядности русской церкви[10]. Перед закладкой храма Христа Спасителя Карл Магнус Витберг и сам переходит в православие,[11] принимая имя Александр в честь российского императора. Сюжет о переходе в православие, описанный в записках архитектора иллюстрирует не только его отношение к вере, но и к царской власти в России и самому императору Александру. После крещения Витберг с особым трепетом упоминает о том, что именно Александр Благословенный стал его воспреемником.[12]
Говоря о личных качествах архитектора, следует отметить также его необычайную ответственность, целеустремленность, верность своей идее и готовность идти до конца в ее воплощении. В пользу этого свидетельствует тот факт, что закончив Академию художеств, он отказывается от дальнейшей службы в Академии и отправляется в Москву, чтобы изучить архитектуру и воплотить свою идею в жизнь. «Трудны были эти два года. Занятия, которые могли обеспечить меня в настоящем и будущем, вояж от Академии <…> всем пренебрег я для одного неверного, как тогда казалось многим, занятия»[13] - пишет Витберг. О высокой степени ответственности архитектора свидетельствует тот факт, что приступая к работе над проектом, он сам производит выбор места, сам составляет проект и подсчитывает необходимые средства, причем делает это, вызывая одобрение у профессиональных строителей, архитекторов и экономистов.[14]
Говоря о личности Александра Лаврентьевича, нельзя не упомянуть о его окружении, которое было не менее интересно, чем сам архитектор. И в Петербурге, и в Москве судьба связывает архитектора с членами масонских лож. И хотя в «Записках» нет упоминаний о деятельности архитектора в масонских ложах, исследователи пишут о его вхождении в ложу Лабзина, с которым он был близко знаком и поддерживал тесные связи в академические годы. Сохранившееся семь орденских знаков, принадлежащих некогда «брату-масону А.Л. Витбергу» свидетельствуют не только о самом факте вхождения его в ложу, но и о том, что художник прошел в ней несколько степеней.[15] Что касается А.Ф. Лабзина, то его роль в жизни Витберга не исчерпывается лишь масонским влиянием. Благодаря Лабзину, молодой Александр Лаврентьевич входит в литературные круги Петербурга и знакомится с Г.Р. Державиным, другими известными литераторами, в том числе с архитектором, писателем и гравером Н.А. Львовым,[16] что оказало влияние на формирование его творческих идеалов. А. Ф. Лабзин оказал влияние и на личную жизнь архитектора, познакомив его с будущей женой Елизаветой Артемьевой.
В Москве Александр Лаврентьевич останавливается в доме Д.П. Рунича, который также принадлежал к масонской ложе. Рунич активно поддерживал творческие начинания Витберга, знакомил его с жизнью Москвы, что, несомненно, сыграло роль в становлении личности архитектора. Один из друзей Витберга, М.Мудров знакомит его с Н.И. Новиковым, который, в свою очередь, во многом способствовал реализации проекта храма Христа Спасителя.[17] Пребывание в Москве повлияло и на формирование философских взглядов Витберга. Находясь в салоне графа Растопчина, он знакомился с известными людьми, рассуждал на философские темы.[18]
Нельзя не упомянуть и о том, что Витберг был «сыном своего времени». В его сознании, как и в обществе, имели место мистицизм, символизм, вера в предзнаменования и чудесные совпадения.[19] В автобиографии архитектора часто встречаются подробные, образные описания снов, их анализ и сопоставление с событиями в жизни.[20] Судьбоносные события своей жизни Витберг часто объясняет волей провидения,[21] что также характеризует его, как человека, склонного к мистике, вере в срерхъестественное. Эти черты во многом отразились в творчестве архитектора, придав ему образность, символичность.
Подводя итог вышесказанного, следует заметить, что в первой четверти XIX века под влиянием внешних обстоятельств, личных контактов складываются все основные черты личности Александра Витберга, которые в дальнейшем приведут к настоящему раскрытию таланта архитектора, правда уже не в масштабах страны, а на территории Вятской земли.
1.2. Обстоятельства ссылки
Александр Витберг более всего известен, как архитектор, сосланный в начале XIX века в Вятку. И хотя сама ссылка началась в 1835 году, события, послужившие поводом для нее, начались гораздо раньше, о чем Александр Лаврентьевич упоминает в своей автобиографии.
Апофеозом «доссыльного» творчества Витберга стал проект храма Христа Спасителя в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Получение знаний для разработки этого проекта, формулировка идеи, создание плана, поиск места для строительства – вот основные вехи жизни архитектора в первой четверти XIX века. Проект имел огромное значение, как для архитектора, так и для всего русского общества, включая императора Александра I, о чем имеются сведения в автобиографии и записках Витберга.
Следует заметить, что перед началом строительства Витберг самостоятельно произвел точный экономический расчет и составил смету строительства, причем он подсчитал средства очень экономно и спланировал их рациональное освоение[22]. В 1820 году была учреждена комиссия по строительству храма, в ведении которой были все текущие экономические вопросы. В состав ее входили Д.В. Голицын и некоторые другие чиновники, к которым позднее присоединился С.С. Кушников[23]. Первые шаги в строительстве храма действительно были очень удачными, удалось приобрести большее, чем планировалось, число рабочих за ту же цену, наладить поставку строительных материалов[24]. Однако позднее в среде строителей и подрядчиков, которые непосредственно занимались строительными работами, началось злоупотребление и расхищение средств[25]. В связи с этим С.С. Кушников, приступая к работе в комиссии, раскритиковал ее предыдущую деятельность в письме, которое было отправлено графу Аракчееву, минуя А.Л. Витберга[26]. Сам же архитектор тоже составил письмо, в котором объяснял деятельность комиссии. Письмо это должно было быть доставлено императору Александру I, но он в это время покинул столицу и отправился в Таганрог, а все дела оставил графу Аракчееву. По словам Витберга, его оправдательное письмо искусственно задерживалось, в то время как содержание обвинительного письма Кушникова становилось все более известным[27]. Осенью 1825 года скончался Александр I, и на престол взошел его брат Николай Павлович, который был совершенно не в курсе всех интриг, связанных со строительством храма и знавший только о письме Кушникова[28]. Все это, конечно, еще не предопределяло судьбу Витберга, но так или иначе складывало впечатление о нем, как о человеке, который способствовал расхищению казны.
После этого, в ноябре 1826 года началось следствие, во главе которого стоял генерал-адъютант Стрекалов. Однако сам он в течение двух месяцев ревизии был в комиссии только один раз, основное же следствие, по словам Витберга, велось без его присутствия с участием ряда посредников. В результате в 1827 году комиссия по строительству храма прекратила свою работу, а результатом работы следствия стала записка, составители которой, «приняв в соображения только догадки и предположения», описали ряд нарушений и злоупотреблений при строительстве храма[29].
Следствие продолжалось до 1835 года, и в результате, все лица, состоявшие в комиссии по строительству, были признаны виновными «в злоупотреблениях и противозаконных действиях в ущерб казне». Имения подсудимых были описаны, а Витберг сослан в 1835 году в Вятку[30].
Анализируя текст автобиографии А.Л. Витберга, можно сделать вывод, что судьбу архитектора предопределили как его личные качества, такие, как отсутствие должного опыта в организации строительства, некоторая самонадеянность и самоуверенность, так и неудачное стечение обстоятельств, придворные интриги, нечестность и корыстолюбие подрядчиков. Можно сказать, что, будучи блестящим художником и архитектором, Витберг был довольно слабым организатором, не слишком хорошо умел подбирать кадры и работать с ними, следствием чего стала его ссылка в Вятку.
1.3. Вятка в конце XVIII - начале XIX века
События, происходившие в Вятке в конце XVIII - первой чеверти XIX века имеют важное значение для понимания вопроса о роли А.Л. Витберга в развития города. О жизни Вятки до появления в ней архитектора есть сведения в сборнике документов «Столетие Вятской губернии». При анализе документов особое внимание следует уделить не столько экономическим, социальным, политическим событиям в Вятке, сколько ее внешнему виду, поскольку в дальнейшем именно в этом проявилась особая роль Витберга.
Важнейшее для истории Вятского края событие произошло еще до начала XIX века: указом от 15 сентября 1780 года было учреждено Вятское наместничество из 13 уездов.[31] Через год, в 1781 году Вятка получила свой герб, вид которого не меняется по сей день.[32] В конце XVIII века, 13 августа 1784 года был составлен регулярный план Вятки, город был разбит на равномерные кварталы. Важно отметить, что под главную площадь города предназначалось место, где спустя несколько десятилетий будет открыт Александровский сад[33], к благоустройству которого приложил руку А.Л. Витберг.
В начале XIX века, а именно, 23 марта 1812 года, был утвержден новый план, несколько изменивший облик Вятки, и присоединивший к городу некоторые слободы.[34] Несмотря на столь значительные перемены, город в целом менял «свой прежний безобразный вид»[35] довольно медленно, о чем свидетельствует дело «по устройству городов 1818 года». Следует отметить также, что на 1813 год в Вятке насчитывалось 855 домов, из которых только 30 были каменными,[36]что позволяет говорить о достаточно низком уровне развития города.
Наряду с частными домами и публичными зданиями в городе имелось большое количество культовых сооружений, о которых следует упомянуть отдельно. Большинство соборов и церквей Вятки были каменными, исключение составляли домовые и кладбищенские церкви, среди которых оставалось немало деревянных[37]. Тем не менее, в описании вятских церквей не встречаются имена архитекторов, строивших их, то есть, вероятно, церкви были построены по типовым планам. В Вятке было 2 основных собора: Кафедральный и Спасский, но их внешнее и внутреннее убранство было достаточно скромным[38].
Таким образом, облик Вятки конца XVIII-начала XIX века был достаточно скромным, если не сказать невзрачным. Вятка представляла собой типичный провинциальный ссыльный город с достаточно низким уровнем развития и благоустройства.
Следует отметить еще одно важнейшее событие в жизни Вятки XIX века, которое оставило след в памяти горожан и повлияло в дальнейшем на формирование облика города в целом и на творчество Витберга в частности. Этим событием стал приезд в Вятку императора Александра I 8 октября 1824 года[39]. Император побывал на главной площади города, в гимназии, посетил Успенский Трифонов монастырь и удостоил своим присутствием бал в доме городского головы И.С. Машковцева[40]. Событие это вызвало всеобщий восторг среди вятчан. «Отцы с восторгом передавали о нем сказания своим детям»[41]. Очевидец тех событий М.С. Косарев пишет, с какой радостью встречали люди императора, как долго ждали заветный день его приезда, как тщательно готовились к его приезду. Увидев коляску императора, люди даже хотели отпрячь лошадей и везти ее сами,[42] то есть событие это было поистине великим и долгожданным для жителей Вятки.
Таким образом, Вятка до приезда Витберга была довольно тихим скромным уездным городом, в котором, тем не менее, произошел ряд важнейших событий, в дальнейшем во многом послужившим развитию таланта архитектора и его дальнейшей работе в Вятке.
Подводя итог, следует сказать, что первая четверть XIX века – время противоречивое и сложное, но тем не менее, интересное для всей России в целом. В это время происходят важнейшие события в жизни А.Л. Витберга, которые предопределили всю его дальнейшую судьбу, сформировавшие его как личность. Важен этот период и для развития Вятки, которая только начинает свое развитие в качестве центра наместничества. Формируется облик города и его культурная среда, которую в дальнейшем значительно преобразует Витберг.
2. А.Л. Витберг в ссылке
2.1 Повседневная жизнь и занятия архитектора
Прежде чем рассматривать архитектурное наследие Витберга в Вятке, следует сказать о его жизни в ссылке, об особенностях быта и контактах.
26 октября 1835 года А.Л. Витберг прибыл в Вятку.[43] Событие это произвело сильное впечатление на вятчан, а вятский губернатор был предупрежден, что Витберга, «как оглашенного в пороках и в службе нетерпимого, впредь в оную не определять и к выборам дворянским не допускать».[44] В соответствии с этим имя Александра Лаврентьевича было внесено в запретительный алфавит, то есть еще до прибытия в ссылку Витберг был лишен возможности заниматься государственной деятельностью даже на уровне маленького ссыльного города, и был обречен на бедную уединенную жизнь.
Участь архитектора осложнялась и тем, что он прибыл в ссылку без семьи и детей, наспех собравшись и захватив только самые важные бумаги.[45] Также следует отметить, что ссылка стала своеобразным завершением череды трагических событий в жизни Витберга: незадолго до отъезда в Вятку он не только потерпел фиаско в творческой деятельности, но и лишился самых близких людей – отца и жены. За несколько месяцев до ссылки он женился вновь, но воспоминания о первой любимой жене еще долго не покидали его[46].
Первое время, находясь в ссылке, архитектор не терял надежды оправдаться и восстановить честное имя, о чем пишет его друг, с которым он познакомился уже в ссылке, А.И. Герцен. «Нельзя сказать, что он легко сдался, он отчаянно боролся целых десять лет <…> он приехал еще готовый на борьбу с планами и предложениями. Но тут он разглядел, что все кончено».[47]
Также Герцен отмечает чрезвычайно тяжелое материальное положение своего товарища. «Нужды материальные душат художника. – пишет он, - Он унижен, очернен, обременен большим семейством, он беден»[48]. О взаимоотношениях Герцена и Витберга пойдет речь в следующей части главы, здесь же нужно отметить, что он помог Александру Лаврентьевичу найти квартиру на Казанской улице, где проживал вместе с ним до тех пор, пока не уехал из Вятки.[49] В пользу этого свидетельствует прошение А.Л, Витберга в Вятскую палату, датируемое 5 декабря 1835 года, в конце которого А.Л. Витберг пишет «жительство ж имею временно в доме коллежской секретарши Леушиной».[50] Кроме отъезда Герцена, причиной смены места жительства стал приезд в Вятку семьи архитектора, и в 1836 году Александр Лаврентьевич переехал в дом Жмакиной на улице Спасской[51], который сохранился до наших дней. О проживании архитектора в этом доме свидетельствует документ об оплате, согласно которому, плата за проживание составляла 25 рублей в месяц, а архитектор занимал дом в течение года.[52]
Большинство исследователей не упоминают о том, что в 1837 году А.Л. Витберг снова сменил место жительства, однако Е.Ю. Беляева, ссылаясь на архивные данные, пишет, что с 3 апреля 1837 года до отъезда из Вятки в 1840 г. архитектор с семьей жил в доме Ласкина-Аршаулова на Владимирской улице,[53] который в 1968 году был разобран. Планировка дома и размещение в нем семьи Витберга описаны учеником Витберга Д.Я. Чарушиным и современным исследователем А.Г. Тинским[54].
Несмотря на финансовые трудности и невозможность работать, жизнь Витберга в ссылке нельзя назвать скучной и бессмысленной. С 1837 года начинается новый этап в творческой жизни архитектора, подробнее о результатах которого пойдет речь в следующей главе.
2.2 Окружение А.Л. Витберга в ссылке, его друзья и связь с ними
Говоря о жизни архитектора в ссылке, отдельное внимание следует уделить его друзьям в Вятке, так как многие из них сыграли большую роль для дальнейшего развития таланта Витберга.
Главной фигурой в вятской жизни Александра Лаврентьевича стал А.И. Герцен, о котором уже упоминалось в предыдущей части. Знакомство их, очевидно, было несколько неожиданным «23 ноября 1835 года они встретились на одном вечере, обменялись взглядами и убеждениями и сблизились».[55] Тем не менее, оно играло важную роль для обоих ссыльных гениев, переписка их длилась и после отъезда Герцена из Вятки. Герцен нашел в Александре Лаврентьевиче «опору отца»,[56] архитектор делился с ним размышлениями о жизни, вере, творческом развитии. Для Витберга же это знакомство означало дальнейшее духовное развитие в Вятке, оно помогало ему преодолевать трудности ссыльной жизни. Герцен не верил в виновность своего друга и всячески старался внушить ему веру в восстановление доброго имени и возможность оправдаться.[57] Кроме того, Герцен помогал Витбергу материально. Как было сказано выше, он помог архитектору найти квартиру в 1835 году, позднее же, уже после отъезда во Владимир, высылал ему деньги.[58]
Следует отметить большое нравственное влияние архитектора на Герцена. Будучи человеком глубоко религиозным, живущим в строгости, он пытался привить те же качества своему другу, и во многом это ему удалось. Герцен в письмах к Витбергу неоднократно отмечает, что знакомство с ним превратило его из человека несколько горячего, резкого в гармонично развитую личность, осознающую роль бога и следующую божественному провидению.[59]
Герцен настолько трепетно и уважительно относился к Витбергу, что сумел передать все эти чувства своей жене Наталье, и она, не будучи знакома с Витбергом лично, писала ему трогательные письма с благодарностями[60].
О знакомстве Герцена и Витберга свидетельствуют не только письма, но и портрет Герцена, написанный Витбергом в Вятке. Кроме того, Герцен записал под диктовку воспоминания Витберга, о чем упоминается в его письмах из Владимира.[61] Эти воспоминания являются основой для исследования жизни и творчества Витберга и по сей день.
Столь сильная дружба, безусловно, не могла не оказать влияние на личности и Герцена, и Витберга. Можно сказать, что первый до ссылки в Вятку был несколько категоричным, резким, непримиримым, второй же, наоборот, достаточно строгим, смиренным, даже несколько холодным. Знакомство же двух противоположных людей способствовало гармонизации их характеров, окончательному становлению личности Витберга и значительному нравственному росту Герцена.
Несмотря на то, что Герцен неоднократно называет Александра Лаврентьевича отцом, наставником, ближайшим родственником, эти отношения все же были больше дружескими. Талант Витберга как педагога, наставника проявился в отношениях с другим, не менее важным в его жизни человеком – вятским художником Дмитрием Яковлевичем Чарушиным. Их знакомство состоялось во время визита в Вятку цесаревича Александра Николаевича в 1837 году. В Вятке в это время организовывалась выставка различных изделий, изготовленных местными мастерами, на которую попал автопортрет Д.Я. Чарушина. Профессионализм этой работы заметил В.А. Жуковский, приехавший вместе с будущим наследником, он же определил Чарушина под руководство Витберга и пообещал, что в дальнейшем молодой художник будет зачислен в Академию искусств.[62]
Первая встреча учителя и ученика состоялась 20 июня 1837 года, а потом Дмитрий Яковлевич часто приходил в дом Витберга, чтобы мастер оценил его работы, показал новые приемы рисования и помог изобразить то или иное лицо. Художник очень подробно и образно описывает свои занятия в доме Витберга, очень тепло и уважительно отзывается об Александре Лаврентьевиче, пишет, как с «отеческим сочувствием»[63] ссыльный архитектор помогал ему в различных жизненных ситуациях. Обучение Чарушина, вероятно, было полезно не только самому художнику, но и его наставнику, поскольку, общаясь с творческим человеком, занимаясь его обучением, Витберг снова мог чувствовать свою причастность к искусству. Сочетание педагогической работы с реализацией новых проектов помогли архитектору не только легко перенести ссылку, но и использовать это время с большой пользой для себя и для всего общества.
Знакомство с В.А. Жуковским и тесное общение с Витбергом помогли Дмитрию Яковлевичу развить талант художника. Даже после освобождения из ссылки Витберг не прервал общение с художником, способствовал его зачислению в Академию искусств и дальнейшему творческому развитию.[64]
Отношения с учеником характеризуют Витберга, как талантливого педагога, опытного наставника, благородного и мудрого человека.
Кроме А.И. Герцена и Д.Я. Чарушина, Витберг, безусловно, был знаком и с многими другими жителями Вятки. В литературе упоминается о его знакомстве с Я.П. Машковцевым, почетным гражданином г. Вятки, П.И. Репиным, который был влюблен в дочь архитектора Веру Александровну, Иваном Павловым, который продолжал постройку Александро-Невского собора после отъезда Витберга и другими.
Анализируя источники и литературу, можно сделать вывод, что Александр Лаврентьевич был очень приятным в общении, вежливым, мудрым, интересным и разносторонним человеком. Даже находясь в тяжелом материальном положении, оставаясь подавленным, в ссылке он не оставил о себе ни одной отрицательной характеристики в записях современников. Этот факт характеризует Витберга, как стойкого волевого человека. Более того, в ссылке он сумел остаться верным идеям искусства, творческого развития, смог развиваться сам и способствовал развитию других.
Подводя итог исследованию повседневной жизни архитектора в Вятке, можно сказать, что несмотря на довольно ограниченную свободу действий, нехватку средств и подавленное состояние, Витберг был знаковой фигурой в истории Вятки, оставившей след не только в архитектуре, но и в духовной жизни города и его жителей.
3. Архитектурное наследие Витберга в Вятке
3.1 Александровский сад
Ссылка Александра Лаврентьевича в Вятку имела большие последствия и повлияла не только на образ жизни и личные качества архитектора, но и на сам город, его облик и архитектуру.
Как уже отмечалось выше, Витберг не отрекся от своих идей в ссылке, а продолжал развиваться в профессиональном направлении. Одним из путей развития стала деятельность в роли наставника Д.Я. Чарушина, о которой говорилось ранее, данная глава посвящена другому пути, а именно, архитектурной деятельности Витберга в Вятке.
Первым рука архитектора коснулась публичного сада, созданного еще до его приезда в 1825 году[65]. Название «Александровский» он получил, по оценкам большинства исследователей, в честь императора Александра I.[66]
В 1836 году Витберг принимает предложение губернатора К.Я. Тюфяева, известного своей деятельностью по благоустройству и строительству[67], сделать проект ограды и портала для Александровского сада. Рисунок, сделанный рукой Александра Лаврентьевича (Приложение 3, рис. 1), долгое время хранился в Вятке неизвестным, и в 1911году с него был сделан снимок художником Машковцевым для помещения в столичную газету.[68] Подобное предложение получил и губернский архитектор А.Е. Тимофеев. Как отмечает А.Г. Тинский «это был своеобразный конкурс без объявления условий, без премий».[69] Оба проекта впоследствии были отправлены на рассмотрение в министерство внутренних дел, и лучшим был признан проект Витберга, однако была дана рекомендация выбрать решетку из «образцовых» проектов, так как в Вятке не найдется искусного мастера для ковки авторской решетки. Губернатор К.Я. Тюфяев не принял рекомендацию, решив проводить работы по проекту Александра Лаврентьевича и назначив его руководителем.[70] Круг литературы, посвященной исследованиям архитектурного метода Витберга при проектировании решетки и портала достаточно обширен, однако в контексте этой работы архитектурные исследования не играют большой роли. Следует лишь заметить, что портал и решетка Александровского сада выполнены в стиле классицизма, распространенном в начале XIX века в Москве и Петебурге. В Вятке же данный стиль был распространен достаточно слабо, а значит, произведение Витберга способствовало значительному преображению центральной части города и формированию архитектурного пространства города в целом.
Говоря об Александровском саде, нельзя не упомянуть о парковых беседках, выполненных также в стиле классицизм и дополняющих целостный архитектурный ансамбль. Долгое время их авторство также приписывали А.Л. Витбергу, о чем упоминается и в художественной,[71] и в научной литературе.[72] В заметке 1911 года «Рисунок А.Л. Витберга» упоминается о том, что «в городской управе сохранился план и рисунок главного входа и решетки Александровского сада»,[73] о парковых беседках же не упоминается, то есть, возможно, их проектировал не Витберг. Исследователи вятской архитектуры, работающие в 90-е годы XX века, опираясь на архивные документы, доказали, что автором беседок в Александровском саду является архитектор А.Е. Тимофеев.[74]
Таким образом, роль А.Л. Витберга при обустройстве Александровского сада исчерпывается составлением проекта портала и решетки, но даже признание авторства парковых беседок за другим архитектором не умаляет значения Александра Лаврентьевича для Вятки.
3.2 Александро-Невский собор
Вторым и самым ярким произведением А.Л. Витберга в Вятке стал Александро-Невский собор, который долгое время считался жемчужиной не только вятской, но и всероссийской архитектуры. История его создания не менее интересна, чем сам памятник.
Как упоминалось выше, в 1824 году в Вятке произошло знаменательное событие, а именно, город посетил император Александр I. Городской голова Иван Степанович Машковцев предложил увековечить это событие и построить в честь приезда императора храм на новой площади, которая была сравнительно бедна церквами.[75] 13 марта 1835 года вятское общество составило официальный приговор о строительстве и начало собирать средства на строительство храма. Для строительства был выбран «нормальный план», предложенный губернатором Тюфяевым, то есть типовой проект храма, располагаться же будущий памятник архитектуры должен был в квартале на берегу реки Вятки.[76]
Городское общество подошло к созданию храма со всей ответственностью, и в 1838 году был создан специальный комитет, основным назначением которого стал контроль за строительством. Кроме того, в том же году изменения коснулись плана и места строительства. Городское общество предложило возвести храм не на берегу Вятки, а посреди площади[77], ходатайство это было удовлетворено в июне 1838 года и повлекло за собой изменение первоначального плана строительства. Городское общество посчитало «нормальный план» Тюфяева слишком малым и несоответствующим ни местности, ни важной цели строительства[78] и предложило изменить план. Предложение было принято с условием, чтобы новые чертежи были своевременно предоставлены для рассмотрения.[79]
Александр Лаврентьевич Витберг к тому времени жил в Вятке уже третий год и продолжал творческую деятельность в своих набросках и эскизах. Один из таких эскизов, сделанный карандашом, в миниатюре, был представлен городскому обществу городским головой Аршауловым и вызвал восторг.[80]
Сохранилось письмо А.Л. Витберга в комитет по постройке Александро-Невского собора, из текста которого следует, что 20 октября 1838 года городское общество в письме попросило архитектора составить план и фасад будущего собора[81]. В данном письме Александр Лаврентьевич уведомляет городское общество о готовности проекта, состоящего из плана, фасада и разреза. Учитывая то, что письмо датировано 28 февраля 1839 года[82], можно сказать, что проект был составлен в достаточно короткий срок.
Работа над проектом храма сыграла важнейшую роль в жизни архитектора в Вятке. В свой второй крупный проект он вложил столько же любви, сколько в проект храма Христа Спасителя, минуты работы над ним были для Витберга «счастливыми минутами труда и вдохновения».[83] Работа над чертежами нашла отражение и в переписке Витберга с Герценым, в письмах они обсуждают различные фасады других храмов, способы постройки, Герцен искренне радуется за своего друга и его новый проект[84] и, отвечая на письмо архитектора о закладке собора, называет новый проект «росинкой благодати» на больное сердце Витберга.[85]
Торжественная закладка храма состоялась 30 августа 1839 года и вызвала множество эмоций не только у вятчан, но и у самого архитектора.
Строительство собора началось в 1839 году еще под руководством Витберга. Однако 15 октября 1839 года он получил высочайшее разрешение вернуться из ссылки и жить где пожелает, а уже в 1840 году покинул Вятку[86]. Тем не менее, он продолжал следить за ведением работ, выполнял шаблоны для лепных работ и внутреннего украшения собора.[87]
Прежде чем подробно описывать внешний вид и убранство собора, следует отметить, на какие средства велось строительство.
Выше было отмечено, что еще до составления проекта Витбергом в Вятке начался сбор пожертвований на строительство храма-памятника. Сбор средств продолжался и в дальнейшем, пожертвования принимались не только в денежной форме, но и в виде недвижимого имущества. Подробное описание материальных средств, затраченных на строительство, имеется в монографии П. В. Алабиным. При всех положительных сторонах, воплощение столь грандиозного проекта в жизнь на добровольно пожертвованные средства имело один негативный момент. Из-за долгого сбора средств строительство затянулось на 25 лет, и собор был освящен только 8 октября 1864 г.[88] А.Л. Витберг же скончался уже в 1855 году, то есть он так и не смог увидеть полное воплощение своего проекта.
Внешний вид собора требуют отдельного описания. По оценкам современников и исследователей, Александро-Невский собор был поистине колоссальным сооружением не только для Вятки, но и для всей России. Он имел длину, высоту и ширину около 50 метров и купол 16 метров в диаметре,[89] что сравнимо с размерами крупнейших российских соборов того времени в Москве и Петербурге. (Например, Казанский собор в Петербурге составляет около 70 метров в высоту).
Стиль, в котором был выполнен проект, сам архитектор называл «эгипто-византо-готик»[90] исследователи относят собор к эклектизму, которой пришел на смену классицизму в 30-е года XIX века.[91] А.Л. Витберг соединил в своем произведении византийские, романские, готические и древне-русские формы декорации. Собор не имел аналогов в русском зодчестве.[92] Но не только величественные размеры и необычные формы прославили его на всю Россию, собор был пропитан духовными идеями, символами, что свойственно творчеству Александра Витберга. В письмах к Герцену архитектор пишет, что в новом храме все должно одухотворяться.[93] В письмах Витберга нет подробного описания идей, которые архитектор вкладывал в свое произведение, о символике храма и ее значении позволяют судить современные исследования.
И.В. Берова оценивает собор, как тройственный и нераздельный[94], что является продолжением идеи, вложенной в проект храма Христа Спасителя. Многочисленные формы-символы, используемые при строительстве и украшении собора, воплощают идеи стремления человека к Богу, русской соборности.[95] Александр Витберг воплотил в своем произведении все основные философские и религиозные идеи, присущие его личности, что сделало собор уникальным, величественным и грандиозным по замыслу и воплощению.
Александро-Невский собор, построенный Витбергом, был гордостью жителей Вятки до 1937 года, современники даже называли его не по культовому наименованию, а по имени архитектора «витберговский».[96] Все это говорит о том, что строительство собора сыграло огромную роль в жизни архитектора, вернуло ему былую славу и помогло, в некотором смысле, оправдать свое имя. Огромное значение сыграл он и для развития Вятки, для формирования городской среды и преобразования внешнего вида города. Кроме того, с появлением собора, Вятка получила широкую известность в других губерниях, что способствовало ее развитию в различных сферах. Произведение Витберга способствовало также культурному и духовному развитию вятчан.
3.3 Другие проекты Витберга
Роль Витберга в развитии Вятки не исчерпывается проектом Александро-Невского собора и решетки и портала Александровского сада.
Руке Витберга принадлежал также проект Вятской Публичной библиотеки.
Разработке этого проекта предшествовала деятельность друга Витберга А.И. Герцена и открытие в 1837 году публичной библиотеки в Вятке. Интеллигенция Вятки, воодушевившись этим событием, решила просить о строительстве здания библиотеки,[97] проект его был поручен Витбергу. План, разрез и фасад были составлены архитектором и рассмотрены Вятской губернской строительной комиссией 6 июля 1838 года[98], а затем были переданы на рассмотрение в Министерство внутренних дел. 21 сентября 1838 года проект был рассмотрен, одобрен и возвращен в Вятку для исполнения.[99]
Для строительства библиотеки было вобрано место на углу Спенчинской улицы и Хлебной площади (юго-западная часть современной Театральной площади).[100]
Сразу после одобрения проекта планировалось начать строительство, начался сбор средств.[101] Губернатор А.А. Корнилов хотел, чтобы «здание Библиотеки было украшением города, а потому, не ограничиваясь одним соблюдением правил науки, имело бы некоторую роскошь вымысла и отделки, чтобы оно соответствовало как назначению своему, так и местности».[102] Губернатор заинтересовался строительством, но в скором времени был переведен в другую губернию, и строительство так и не состоялось. Кроме перевода губернатора воплощению замысла помешали финансовые трудности, позднее же для публичной библиотеки подыскали другое здание, и надобность в реализации проекта отпала.[103] Небрежное хранение этого и других проектов А.Л. Витберга[104] привело к его утрате, в настоящее время известна лишь копия, которая хранится в Санкт-Петербургском архиве.
Несмотря на то, что проект Публичной библиотеки не был воплощен в жизнь, он сыграл свою роль. Сам факт того, что проектирование важного городского здания, «украшения города» доверили ссыльному архитектору говорит о признании Витберга в Вятке, о глубоко уважительном и почтительном отношении к нему. Кроме того, сама идея открытия библиотеки и строительства здания для него говорит о формировании культурного центра в Вятке в начале XIX века, о появлении вятской интеллигенции и развитии города в целом. Этому поспособствовало нахождение в ссылке А.Л. Витберга и его друга А.И. Герцена, их общение, обмен идеями и мнениями, контакты с жителями города.
Наследие Витберга в Вятке нельзя связать только с его архитектурной деятельностью. Вятские губернские ведомости сообщают, что попечительский совет Вятской Мариинской женской гимназии, спустя некоторое время после отъезда архитектора, учредил «Витберговскую» стипендию.[105]
Подводя итог, следует еще раз отметить огромную роль Витберга для развития городской среды Вятки, для преобразования облика города и развития вятской интеллигенции. Заслуги архитектора были по достоинству оценены современниками и потомками, а часть его архитектурного наследия является украшением города и по сей день.
Таким образом, Александр Лаврентьевич Витберг сыграл важную роль для развития Вятки XIX века, что предопределило ее дальнейшее культурное, идеологическое и творческое развитие.
Список используемой литературы
[1] Витберг А.Л. Записки / А.Л. Витберг // Русская старина. – 1872. - № 5. – С. 544.
[2] Милов А.Д. Александр Витберг: архитектор и гуманист – жизнь и творчество / А.Д. Милов. – Казань, 1989. – С. 19.
[3] Витберг А.Л. Записки / А.Л. Витберг // Русская старина. – 1872. - № 5. – С. 565.
[4] Там же. – С. 545-546.
[5]Витберг А.Л. Записки / А.Л. Витберг // Русская старина. – С. 20-23.
[6]Там же. – С. 20.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Витберг А.Л. Записки / А.Л. Витберг // Русская старина. – С. 25.
[10] Там же. – С. 543.
[11] Там же. – С. 545.
[12] Там же. – С. 545.
[13] Там же. – С. 25.
[14] Витберг А.Л. Записки / А.Л. Витберг // Русская старина. – С. 550, 557, 536.
[15] Снигирев В.Л. Архитектор А.Л. Витберг. Жизнь и творчество / В.Л. Снигирев. – М., 1939. – С. 19
[16] Там же.
[17] Снигирев В.Л. Архитектор А.Л. Витберг. Жизнь и творчество / В.Л. Снигирев. – М., 1939. – С. 27.
[18] Милов А.Д. Указ. Соч. – С. 25.
[19] Там же. – С. 24.
[20] Витберг А.Л. Указ. Соч. - С. 114-115.
[21] Там же. – С. 547.
[22] Там же. – С. 550, 557.
[23] Витберг А.Л. Автобиография. - С. 115.
[24] Там же. – С. 115.
[25] Там же. – С. 125.
[26] Там же. – С. 116-117.
[27] Витберг А.Л. Автобиография. – С. 129-130.
[28] Там же. – С. 130.
[29] Там же. - С. 268.
[30] Витберг А.Л. Автобиография. - С. 280.
[31] Указ от 15 сентября 1780 года. // Столетие Вятской губернии. Сборник материалов к истории Вятского края. Т. 1. – С.2-9.
[32] Спасский Н. Постепенное развитие внешнего вида Вятки и занятий его населения / Н. Спасский // Столетие Вятской губернии. Сборник материалов к истории Вятского края. Т. 1.. – С. 128.
[33] Там же. – С. 129.
[34] Там же. – С. 135.
[35] Там же. – С. 136.
[36] Там же. – С. 140.
[37] Историческое описание церквей г. Вятки // Столетие Вятской губернии. Сборник материалов к истории Вятского края. Т. 1.- С. 182-207.
[38] Там же. – С. 182-188.
[39] Бехтерев Н.П. Высочайшие посещения Вятской губернии / Н.П. Бехтерев // Столетие Вятской губернии. Сборник материалов к истории Вятского края. Т. 2. – С. 825-826.
[40] Там же. – С. 829.
[41] Косарев М.С. Воспоминания о посещении Вятки императором Александром Благословенным в 1824 г / М.С. Косарев // Вятские губернские ведомости. – 1864. - № 45. – С313.
[42] Там же. – С. 314.
[43] Милов А.Д. Указ. Соч. – С. 103.
[44] Там же. – С. 103.
[45] Витберг А.Л. Переписка с друзьями / А.Л. Витберг // Русская старина. – 1876. - № 10. – С. 478.
[46] Там же. – С. 478.
[47] Герцен А.И. Александр Лаврентьевич Витберг / А.И. Герцен // А.И. Герцен. Былое и думы. – М., 1976. – С. 256.
[48] Москалец Е.С., Пешнина Л.В. А.Л. Витберг в Вятке / Е.С. Москалец, Л.В. Пешнина. – Киров, 1975. – С. 27.
[49] Снигирев В.Л. Архитектор А.Л. Витберг. Жизнь и творчество / В.Л. Снигирев.– С. 80.
[50] 1835 г. Декабря 5. – Прошение А.Л. Витберга в Вяткую палату гражданского суда о засвидетельствовании завещания его отца.// Шведы и русский север. Историко-культурные связи: К 210-летию А.Л. Витберга: Материалы международного симпозиума. – Киров, 1997. – С. 328.
[51] Москалец Е.С., Пешнина Л.В. Указ. Соч. – С. 24.
[52] 1837 г. Февраля 18. – Об оплате за проживание А.Л. Витберга в доме Н.Е. Евсюкова. // Шведы и русский север. Историко-культурные связи: К 210-летию А.Л. Витберга: Материалы международного симпозиума. – Киров, 1997. – С. 329.
[53] Беляева Е.Ю. Квартира А.Л. Витберга в доме Ласкина-Аршаулова / Е.Ю. Беляева // Шведы и русский север. Историко-культурные связи: К 210-летию А.Л. Витберга: Материалы международного симпозиума. – Киров, 1997. – С. 322.
[54] Там же. – С. 317, 320-323.
[55] Витберг А.Л. Переписка с друзьями / А.Л. Витберг // Русская старина. – 1876. - № 10. – С. 273.
[56] Там же. – С. 281.
[57] Герцен А.И. Александр Лаврентьевич Витберг– С.255- 256.
[58] Витберг А.Л. Переписка с друзьями. - С. 283.
[59] Витберг А.Л. Переписка с друзьями. – С. 275-281.
[60]Там же.– С. 275.
[61] Там же. – С. 287.
[62]Корнилова А.В. Д.Я. Чарушин – питомец А.Л. Витберга./ А.В. Корнилова // Панорама искусств. – М. – 1986. – С. 79-80.
[63] Там же. – С. 82
[64] Там же. – С. 84-85
[65] Тинский А.Г. Александровский сад в Вятке./ А.Г. Тинский // Шведы и русский север. Историко-культурные связи: К 210-летию А.Л. Витберга: Материалы международного симпозиума. – Киров, 1997. – С. 287.
[66] Безверхова Л.Б. Градостроительная основа творческого метода А. Л. Витберга / Л.Б. Безверхова // Шведы и русский север. Историко-культурные связи: К 210-летию А.Л. Витберга: Материалы международного симпозиума. – Киров, 1997. – С. 280.
[67] Скопин Е.Л. К вопросу атрибуции ротонд Александровского сада в Вятке. – Киров, 1995. – С. 96.
[68] Рисунок А.Л. Витберга // Вятская речь. – 1911. - № 45. – С. 3.
[69] Тинский А. Г. Вятская мозаика / А.Г. Тинский. – Киров, 1994. – С. 100.
[70] Там же. – С. 102.
[71] Петряев Е. Д. Беседка Витберга / Е.Д. Петряев // Петряев Е.Д. Записки книголюба. – Киров, 1978. – С. 239.
[72] Скопин Е.Л. К вопросу атрибуции ротонд Александровского сада в Вятке. – С. 95.
[73] Рисунок А.Л. Витберга // Вятская речь. – 1911. - № 45. – С. 3.
[74] Скопин Е.Л. К вопросу атрибуции ротонд Александровского сада в Вятке. – С. 95.
Тинский А. Г. Вятская мозаика / А.Г. Тинский. – Киров, 1994. – С. 104-105.
[75] Александро-Невский собор в Вятке // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1904 г. – Вятка, 1903. – С. 2.
[76] Там же. – С. 3
[77] Алабин П.В. Александро-Невский собор в Вятке / П.В. Алабин. – Вятка, 1864. – Режим доступа: http://www.lib.smr.ru/digitlib/ALABIN_7/index.HTM
[78] Александро-Невский собор в Вятке. – С. 4.
[79]Алабин П.В. Александро-Невский собор в Вятке / П.В. Алабин. – Вятка, 1864. – Режим доступа: http://www.lib.smr.ru/digitlib/ALABIN_7/index.HTM
[80] Александро-Невский собор в Вятке.– С. 5.
[81] Письмо архитектора А.Л. Витберга в комитет по постройке Александровского собора с сообщением о составлении проекта собора // Энциклопедия земли Вятской. Т 5. Архитектура. – Киров, 1996. – С. 305.
[82] Там же.
[83] Витберг А.Л. Переписка с друзьями / А.Л. Витберг // Русская старина. – 1876. - № 10. – С. 286.
[84] Витберг А.Л. Переписка с друзьями. – С. 288.
[85] Там же.– С. 296.
[86] Москалец Е.С., Пешнина Л.В.Указ. Соч. – С. 42.
[87] Там же.
[88] Там же.
[89] Москалец Е.С., Пешнина Л.В.Указ. Соч. – С. 48.
[90] Академик Витберг и его письма к Герцену. – С. 493.
[91] Там же. – С. 48-49.
[92] Милов А.Д. Указ. Соч. – С. 125.
[93] Академик Витберг и его письма к Герцену / А.Л. Витберг // Русская старина. – 1897. - № 12. – С. 493.
[94] Берова И.В. Семантика архитектурных форм Александро-Невского собора / И.В. Берова // Шведы и русский север. Историко-культурные связи: К 210-летию А.Л. Витберга: Материалы международного симпозиума. – Киров, 1997. – С. 307.
[95] Берова И.В. Семантика архитектурных форм Александро-Невского собора. - С. 309-310.
[96] Москалец Е.С., Пешнина Л.В. Указ. Соч. – С. 49.
[97] Москалец Е.С., Пешнина Л.В. Указ. Соч.– С. 38.
[98]Скопин Е.Л. Проект Вятской публичной библиотеки и музеума как явление социально-культурной жизни русской провинции второй четверти XIX века / Е.Л. Скопин // Шведы и русский север. Историко-культурные связи: К 210-летию А.Л. Витберга: Материалы международного симпозиума. – Киров, 1997. – C. 297.
[99] Там же. – С. 297.
[100] Москалец Е.С., Пешнина Л.В.Указ. Соч. – С. 40.
[101]Попыванова Н.Д. История строительства дома для Вятской публичной библиотеки по проекту Витберга. Документальный очерк / Н.Д. Попыванова. – Режим доступа: http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number19&ELEMENT=gerzenka19_2_1.
[102] Попыванова Н.Д. История строительства дома для Вятской публичной библиотеки по проекту Витберга. Документальный очерк / Н.Д. Попыванова. – Режим доступа: http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number19&ELEMENT=gerzenka19_2_1.
[103] Скопин Е.Л.Указ. Соч. – C. 297.
[104] Попыванова Н.Д. История строительства дома для Вятской публичной библиотеки по проекту Витберга. Документальный очерк / Н.Д.Попыванова. – Режим доступа: http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number19&ELEMENT=gerzenka19_2_1.
[105] Вятские губернские ведомости. – 1866. - №52. – С. 324.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»