Андрианов И.К.
Введение
Несомненно, в духовной культуре раскрывается внутренний мир отдельного человека, а также социокультурный тип общественных групп, сложившийся под воздействием природно-климатических, этнодемографических, социально-экономических и политических факторов. Сложность изучения культуры казачества Приамурья обусловлена разнообразным этническим составом населения, функционально-статусным положением сословия, обширной территорией проживания, а отсюда крайне неоднородной географической средой.
Под влиянием природной среды и геополитических факторов сложился противоречивый ментальный тип русских казаков: с одной стороны — широта души, удаль, щедрость, с другой — расточительство, разгул, беспечность, слабые самодисциплина и чувство личной ответственности.
Тема моей исследовательской работы «Православие в духовной жизни казачества в период освоения Приамурья» посвящена специфической этносословной общности – казачеству, его взаимоотношениям с церковью и религиозным воззрениям. Хронологическими рамками моего исследования является период, в течение которого происходило заселение и освоение Амура, т. е. вторая половина XIX в. – начало XX в.
Данная тема исследования очень актуальна, поскольку проблема религии всегда волновала человека. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни, происходящих в трудные годы присоединения Приамурья, интерес к религии резко возрастает, она становится той силой, которая стремится оградить и защитить казаков-переселенцев от тех негативных факторов, которые могут нравственно уничтожить человека на новом месте. Тем более следует отметить, что казаки издавна играли роль землепроходцев, первыми открывали и осваивали новые земли, расширяли границы нашей страны, показывая примеры истинного героизма, отваги и любви к Родине.
Цельюданной работы является исследование особенностей взаимоотношения казачества Приамурья и церкви. Для достижения цели были определены конкретные задачи:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: архивоведческий, сопоставительно-типологический, историко-литературный, биографический. При написании данной работы мною были использованы материалы из Государственного архива Хабаровского края, Амурской областной научной библиотеки имени Муравьева-Амурского, библиотеки Российской Академии наук, Дальневосточной Государственной научной библиотеки, а также проведена личная беседа с потомственным казаком Брагиным Анатолием Павловичем.
Роль и значение православной церкви в жизни казачества приамурья
Духовный облик казачества в годы освоения приамурья
Казаков совершенно справедливо называют пионерами заселения Приамурского края. На них возлагалась задача освоения приграничья и последующих охраны и защиты земли. В соответствии с императорским положением 1860 г. полевая служба Амурского казачьего войска ">[1] "> заключалась в исполнении следующих обязанностей:
Основополагающими началами в формировании коллективного характера казачества выступали социокультурные институты — монархическая власть, общинная организация на местах и православная церковь. Под их влиянием в сознании народа закладывались устойчивые религиозные и харизматические идеалы, чувства коллективной ответственности и соборности, поощрялись честность, бескорыстность, скромность, совестливость, уважительное отношение к старшим и власти.
На уровне общественной психологии в казачестве как части русского народа сформировались такие черты, как смелость, честность, вольнолюбие, дисциплинированность и исполнительность. Одновременно с этим закладывались дуалистические качества: отсутствие инициативы, склонность к авантюре и бесчинствам, проявление анархизма.
Восприятие русским казачеством чужеродной культуры происходило на уровне психологии и объяснялось низким уровнем образованности. Суеверное сознание русского населения легко склонялось к знахарству, колдовским действам, подогреваемым шаманами. В свою очередь казаки подвергались влиянию со стороны православия.
В формировании духовно-нравственных качеств казака определяющим стало его функционально-статусное положение воина и земледельца, под влиянием которого в сознании казачества закладывались основные культурно-аксиологические ценности: патриотизм, государственность, харизматическое и религиозное мировоззрение, общинность.
Православная церковь как сила для укрепления русской влясти на приамурской земле
Традиционную часть казачьей культуры составляла религия, активно влиявшая на формирование мировоззрения, нравственных устоев и настроения этого населения. В казачьих землях Приамурья России государство учитывало пестроту этнокультурного состава казачьего населения (русские, украинцы, буряты, тунгусы) и религиозной принадлежности (православие, буддизм, католичество, язычество) и видело в деятельности православной церкви стабилизирующую силу в создании казачьей общности[2].
Церковь имела особое предназначение и выполняла ряд важных задач:
Распространение православия, христианизация местного населения рассматривались царизмом как важный фактор укрепления русской власти в Приамурье. Содержание православного вероучения, неразрывно связанное с идеей монархизма, являлось традиционной мировоззренческой основой казачества, и церковь была призвана поддерживать незыблемую веру в царя как наместника Бога на земле.
Воспитывая казака как слугу государства, православная церковь укрепляла в казачьей среде уважение к закону и доверие к государственной власти. Казачьей психологии воина и пахаря близка была нравственная проповедь православной церкви с ее принципами справедливости, благочестия, соборности, что особенно было созвучно общинному образу жизни казаков. Православное мироощущение не противоречило таким нравственным основам казачества, как свободолюбие, стремление к независимости, мужество.
Нельзя не отметить значения церкви в жизни казачьей семьи, в воспитании таких духовных качеств, как верность семье, послушание, стыд, грех. Вера православная, как для любого русского, очень важна для казака. В каждой семье чтили православные заповеди. Казаки были гостеприимны, набожны, почитали родителей, повиновались начальникам и с благоговением чтили имя своего государя.
Роль церкви в преодолени социального зла в казачьей среде
Преступления в казачьих станицах Приамурья были редким явлением. Чаще они сводились к трагическим случаям по неосторожности: гибели от пожаров и в драках, утоплению, обморожению[3]. Наибольший удельный вес в структуре преступлений составляли кражи, предметами воровства были лошади, снаряжение, скот, сено. Поэтому ключевая роль в искоренении этого зла отводилась православной церкви. Религиозные потребности арестантов находили возможное удовлетворение в слушании в тюремной церкви, в совершении молитвословий и чтении книг духовно-нравственного содержания.
Следует отметить, что казачество вело трезвый образ жизни, однако все же главным пороком в казачьем быту было пьянство и контрабанда спиртом. Из отчета Амурского казачьего войска за 1894 г. следует, что за последние три года в станицах было выпито 13807 ведер водки, чистая прибыль от реализации которой составила 40868 рублей. На душу мужского пола приходилось 1,29 ведра водки в год, а реально, за вычетом детей, выпивалось до 3 ведер. Активную борьбу по предупреждению социального зла развернули администрации войск, станичные правления и православная церковь. В наставлениях станичным атаманам было предписано считать недействительными решения сходов, если на них присутствовали пьяные.
В борьбе с пьянством церковь опиралась на религиозные чувства казаков. Неисправимых пьяниц не удостаивали благословения, их дома не посещали великие праздники ни с крестом, ни с водою, равно и с иконами в Св. Пасху и другие дни, они не допускали до святого причащения. Для христианского очищения совести им дозволялось приступать только к таинству покаяния после строгого поста и молитвы в течение недели.
Большинство же казачьих семей были честными, трезвыми, работящими хозяевами своей земли. Без этих качеств была бы невыполнима та колоссальная общегосударственная задача по присоединению и освоению громадного края, которую с честью выполнило казачество Приамурья.
Распространение православия в казачей среде
Создание центров православной веры казаками приамурья
В период освоения приамурской земли во второй половине XIX в. церковь занимала в казачьих станицах привилегированное положение. Это нашло отражение в строительстве церквей, число которых вместе с часовнями к началу XX в. превысило количество школ. В Амурском казачьем войске в 1910 г. были возведены 24 церкви и 51 часовня. На один храм приходилось 1687 прихожан. В Уссурийском казачьем войске число православных церквей на 1901 год составляло 7, а количество часовен - 22. В отличие от Амурского казачьего войска в Уссурийском войске на 1901 не было отмечено ни одного монастыря или церкви неправославного вероисповедания.[4]
Быстрые темпы строительства храмов, вызванные стремлением к интенсивному распространению православия на обширной территории, упрощали их архитектуру и внешний вид. Типичным церковным зданием в казачьей станице стал одноэтажный деревянный дом, на кирпичном фундаменте и с колокольней. Крыши церквей чаще всего покрывали оцинкованным железом. При церкви, как правило, имелись дом для священнослужителя и сторожка.
Одними из первых были построены церковные здания в станицах Кумарской, Екатерино-Никольской, Иннокентьевской. К 1890-м годам относятся постройки церквей Святой Троицы в станице Албазинской, Покрова Пресвятой Богородицы в хуторе Покровском, архангела Михаила в станице Екатерининской. В 1900-х годах появились новые здания Ильинской церкви в станице Игнашинской, церковь Сретенья Господня в станице Черняевской. Черняевская церковь представляла собой пятиглавое здание, окрашенное в голубой цвет. В шатровом навершии были сделаны небольшие окна для света, в нижних окнах смонтирована крестообразная железная решетка. Иконостас был деревянный, розовой окраски, с колоннами и золоченой резьбой, с резными царскими вратами. В двухъярусном иконостасе размещались написанные на полотне иконы.
Церкви играли большую роль в истории освоения края. Например, одним из первых зданий, построенных в Усть-Зейском посту, ставшем затем городом Благовещенском, стала походная Никольская церковь[5]. Обслуживала она весь приход, от верховий Амура до Хабаровского поста. В 1858 г. эта церковь стала центром больших празднований по поводу заключения Айгуньского договора. В 1859 году с образованием Амурской области, по инициативе военного губернатора Н. В. Буссе церковь была капитально реставрирована, к ней пристроили новое большое здание, колокольню, и она приняла форму православного храма.
Содержались церкви за счет денежной и натуральной руги с прихожан, пожертвований и дохода, получаемого с земли. На основании «Положения об образовании Амурского казачьего войска» каждому причту отводилось по 90 десятин удобной к хлебопашеству и скотоводству земли. С 1869 года церквам стали отводить по 300 десятин земли.
Церковные наделы в Амурском войске составили 5812 десятины, в Уссурийском - 2623. Но далеко не все церкви, особенно на Верхнем Амуре, владели землей. Большинство приходов, при наличии довольно больших наделов, ощущали дефицит земли, удобной для ведения хозяйства. Например, Ильинская церковь, располагая 250 десятинами земли, использовала под пашню 10 десятин, под сенокос — 15. Церковь Архангела Михаила получала за землю годовую арендную плату в сумме 477 рублей, что было меньше годового жалования священника.
Духовенство станичных церквей бедствовало, систематически недополучало от станичников средства на содержание, занималось тяжбой с атаманами и правлениями по поводу сбора денег, ремонта церковных зданий, подвоза дров. Казачьи церкви, выполняя духовную миссию, находились в экономической зависимости от станичных обществ.
В основном же станичное духовенство представляло собой выходцев из крестьянского или духовного сословия, в большинстве своем закончивших духовные семинарии, в исключительных случаях самоучек, принявших духовный сан. Они были призваны утверждать казаков в истинах веры и благочестия, поддерживать их патриотические чувства, содействовать воспитанию и обучению детей, быть примером скромности, образцом высокой нравственности.
Известны случаи, когда мнение станичных священников становилось решающим при выборах или смещении атаманов. Например, по донесению начальству священника Льва Конаровского в Албазине были отстранены от должности сотенные командиры, как не соответствующие по религиозно-нравственным качествам, поскольку были уличены в разгулах, пьянстве, картежных играх и безнравственному поведению. Отца Льва начальство называло ябедником, доносчиком, однако священник не оставлял своей мысли и насколько возможно старался защитить казаков-переселенцев, которые начали «падать» в хозяйстве и нравственно[6].
Церковь поддерживала деятельность казачества по укреплению православного влияния среди населения. Так, казак Фрол Патрин за постройку часовни при Раддевском храме был награжден золотой медалью «За усердие», казачий старшина Василий Цха из села Благословенного награжден медалью за помощь в миссионерском служении[7].
Царизм использовал казачество в распространении православия в новых регионах. Эта политика проводилась в процессе утверждения русских на Дальнем Востоке. В 1858 г. губернатор Н. Н. Муравьев доносил великому князю Константину Николаевичу: «Преосвященный архиепископ Иннокентий избирает для своей кафедры станицу Усть-Зейскую[8], что я нахожу весьма основательным, ибо оттуда ближе всего действовать на населенную часть Маньчжурии».
Иннокентий же, в свою очередь, писал графу обер-прокурору А. П. Толстому: « ... надобно как можно скорей обратить духовное внимание как на новопоселяющихся из России и Сибири всякого рода и всякой веры людей, так и, в особенности, на соседей наших, дабы между прочим предупредить католиков и протестантов водворением миссионеров между маньчжурами»[9].
Влияние священнослужителей в духовной жизни казаков: Иннокентий Вениаминов, Александр Сизой
Рост влияния церкви среди населения во многом определялся личностью священнослужителей. История приамурского казачества была освящена именем и деятельностью Преосвященного Иннокентия[10], ближайшего сподвижника Н. Н. Муравьева, архиепископа Камчатской епархии, центр которой в 1858 г. был перенесен в Благовещенск.
Архиепископ Иннокентий, в миру Иван Евсеевич Попов, прибыл на Амур, имея за плечами обширную миссионерскую практику. Глубоко эрудированный человек, он внес огромный вклад в освоение и изучение Камчатки, Аляски, Амура и Приморья, был этнографом и естествоиспытателем, владел монгольским, якутским, алеутским и калошским языками. [11]
Велика заслуга Преосвященного Иннокентия в распространении православия в казачьих землях: строительстве церквей, открытии церковно-приходских школ, христианизации инородческого населения. Во время объезда епархии он бывал в самых отдаленных хуторах и станицах, совершал богослужения, вел беседы по проблемам организации хозяйства, воспитания детей и другим мирским делам. Он пользовался непререкаемым авторитетом у казаков.
Одну из проблем в распространении православия в Приамурье Преосвященный Иннокентий видел в бедности и нищенских окладах священнослужителям, поскольку перспектива лишений не могла привлекать кандидатов на службу. Для того чтобы решить эту проблему он обратился с письмом к графу А. П. Толстому: «Я не вижу никакой возможности принимать желающих служить в Благовещенске не при соборе, не при домовой моей церкви, т. к. оклады жалования служащим на Амуре священно- и церковнослужителям совершенно недостаточны»[12]. Таким образом, благодаря ему, жалованье священникам с 120 р. 3 к. увеличилось до 471 р. 7 к[13].
По словам казаков, прибытие владыки походило на праздник: все готовились, улицы чистили, все свободные от работ выходили под благословение владыки. Но в особенности прибытия Иннокентия ждали дети. Для них посещение владыки было праздником. Он не баловал детей, но никогда не был с ними суров, напротив, постоянно выказывал к ним отеческую нежность.
В нравственном отношении казачье население во время пребывания на Амуре Иннокентия находилось на самой высокой степени. Он до тонкости изучил быт казаков, чутко понимал их нужды и, слушая рассказы кого-либо о своем скудном, бедственном житье-бытье, помогал не только словом, но и делом, сунувши незаметно ему деньги. Его дом на берегу Зеи постоянно был полон народа, осаждавшего преосвященного разными просьбами. Он никогда никого не гнал, а тут же за работой, за станком и верстаком, отдавал распоряжения.
Уезжая 9 февраля 1868 года из города Благовещенска, он до Игнатьевской горы был сопровождаем чуть ли не всем наличным населением города. В числе провожавших были и молокане. Факт знаменательный, а объясняется это просто: Преосвященный не преследовал их, только просил их не совращать православных, ибо он строго держался своего принципа: «склонных к старине и не разуверившихся в лживости своих учений не присоединять к православию».
Навсегда вписано в историю заселения Приамурского края имя первого священника Усть-Зейской станицы, Александра Сизого[14], человека мужественного, честного, преданного великой идее. Он был назначен Преосвященным Иннокентием на устье Зеи миссионером для казаков Амурского полка и тунгусов, кочующих по притокам Зеи.
Отец Александр Сизой внес неоценимый вклад в утверждение православного вероучения на новых землях. Он побывал в самых отдаленных уголках своего прихода, нес всюду слово Божие, отправляя службы не только в стационарных селениях, но и в палатках, и даже под открытым небом. В августе 1858 г. Священник с 12 рядовыми на лодках за 14 суток доплыл до Хабаровки, освятив место для будущего храма во имя Святой Марии Магдалины, а также казарменных помещений, и, пробыв в пути 42 дня, возвратился в Благовещенск.
При непосредственном участии А. Сизого была воздвигнута первая деревянная Никольская церковь в Благовещенске, алтарем которой стала усыпальница «положивших живот свой на страну сию» — то есть казаков, погибших в «амурском деле»[15]. С занятием Амура Сизой сделался первым и единственным священником на всем огромном протяжении Амура. Он был постоянным духовным отцом-наставником в сотнях и законоучителем в казачьей бригадной школе, коновальной и в учебных командах, до конца восьмидесятых годов. Крестя и напутствуя на тот свет почти все казачье население, Сизой до тонкости изучил нравы и быт казаков и не проходило ни одного явления в их жизни, о котором Сизой не был бы осведомлен. Мнениями его руководствовались не только первые командиры бригады, но и губернаторы иногда спрашивали его совета.
Казаки любили отца Александра за его прямой характер и привычку говорить правду в лицо, не разбирая ранга, но в то же время и боялись его. Посещая станицы, отец Александр, не стесняясь, открыто выговаривал и сотенному командиру и простому казаку, заметив уклонение от исполнения обрядов или нелады в семейной жизни.
Много потрудился отец Александр в первые годы жизни наших казаков на Амуре, оберегая их от влияния молокан, баптистов, прыгунов, хлыстов, субботников и прочих. В составе самих казаков, с зачислением штрафованных, находились раскольники, староверы, католики, протестанты, магометане, даже евреи и язычники. Только неусыпная бдительность преосвященного Иннокентия и отца Александра сохранила казаков стойкими в православной вере своих отцов.
Язычников-ламаитов Сизой собственноручно окрестил, несмотря на их протесты, что они с переменою веры отцов не сделаются лучшими подданными, а одинаково будут верно служить Царю и Отечеству. Евреев, магометан и прочих сектантов исключили и, наконец, Сизой исхлопотал у губернатора Педашенко распоряжение, в силу которого казаки православные ни в каком случае не могут наниматься работниками к духоборам или молоканам.
Религиозные символы и праздничные ритуалы в духовной культуре казаков прамурья
Религиозные святыни и праздничные ритуалы являются важными средствами формирования религиозного мировоззрения. Казаки приамурского края свято чтили образы канонизированных церковных деятелей и представителей русского воинства, поклонялись православным святыням. В казачьей культуре синтезировались элементы религиозного и воинского ритуалов.
Из канонизированных служителей Русской православной церкви наибольшим почитанием среди казаков Приамурья пользовался святитель Иннокентий Иркутский[16]. Образ святителя Иннокентия стал самым почитаемым православным символом среди казаков Амура. В некоторых домах, по преданию, хранились принадлежащие ему вещи. Во многих казачьих семьях хранилось изображение святителя, у которого ставили свечи и молились о здравии. В честь святителя Иннокентия назывались церкви и часовни. В Амурском казачьем войске, в частности, его имя носили часовни в хуторах Бекетовском и Перемыкинском.
Главным и одним из самых ранних элементов культовой культуры православия был крест — место тяжкого испытания Христа во имя спасения людей. Распятия Христа, чтимые казаками как обладающие чудотворной, животворящей силой, располагались во многих церковных зданиях на территории войска.
В религиозной жизни казачества предметом общения с Богом, поклонения ему была икона. В переломные периоды истории в образах святых воинство искало моральную поддержку, защитную силу для будущих сражений. Икона пробуждала веру в победу, необходимую для сохранения мирной жизни в родных станицах и семьях.
Приамурские казаки особо чтили Святую Албазинскую икону Богоматери[17], именуемую «Слово плоть бысть», которой был освящен сплав казачьих войск на Амуре в 1854 г. На холсте размером 73 x 67 изображено чревоношение Богомладенца. Богоматерь изображена в пояс, руками она поддерживает стоящего впереди ребенка. По обеим сторонам лика богоматери расположены два шестикрылых серафима. Икона была официально признана главной святыней Русской православной церкви на Дальнем Востоке. Указом Святейшего Синода был учрежден общеепархиальный праздник иконы Албазинской Божьей Матери, отмечавшийся 9 марта[18].
С именем Албазинской Богоматери связывали казаки победу над китайцами в боевых действиях за Благовещенск в 1900 г. Иконе приписывалась чудодейственная сила в лечении больных людей и животных. Она помогала роженицам, спасала от эпидемий и стихийных бедствий. С ее присутствием связывали прекращение мощнейшей эпидемии чумы в поселке Бабстовском в 1888 г.
Учитывая растущую популярность иконы Албазинской Богоматери, преосвященный Никодим обратился в Священный Синод с просьбой о разрешении вывозить икону из Благовещенского кафедрального собора, где она хранилась с 1868 г. С 1902 г. икону стали ежегодно вывозить в станицы и села, расположенные вдоль Амура. «Хождение» иконы сопровождалось литургиями, крестными ходами, большим скоплением народа. Этот ритуал стал эффективным способом распространения влияния православной веры среди местного населения.
Особой любовью среди амурских казаков пользовались церковные праздники святого великомученика и победоносца Георгия как носителя героизма и покровителя храбрых, архистратига Михаила - как невидимого руководителя казаков на войне, Николая чудотворца, издавна почитавшегося на Руси в качестве покровителя странствующих и путешествующих, день Святого Алексея человека божьего, а также праздник иконы Пресвятой Богородицы - покровительницы всех казачьих матерей [19].
Большое внимание при организации праздников обращалось на обрядовую сторону. Праздники Троицы, Рождества Христова, святочные дни сопровождались народными гуляниями[20]. Религиозная окраска придавалась светским праздникам. Молебны и литургии были неотъемлемой частью всех торжеств, устраиваемых в казачьих станицах. Они проводились в войсковые праздники, в царские дни, в честь военных побед. Все это способствовало воспитанию у казаков верноподданнических чувств. Так войсковой праздник Амурского и Уссурийского казачьего войска 17 марта 1908 года сопровождался церковным парадом и Богослужением в Успенском соборе[21]. «В предстоящие дни светлого праздника св. Пасхи частям войск, имеющим домовые церкви, предписывалось отправлять нижних чинов в церкви, не разрешая ни командам, ни одиночным людям отправляться в другие места»[22].
Таким образом, в казачьей культуре синтезировались элементы религиозного и воинского ритуалов. Религиозные святыни и праздники были эффективными формами эмоционального воздействия в системе духовного воспитания казачества.
Столкновение религиозных верований в казачестве приаурья
Борьба церкви со старообрядчеством и сектантством в казачьей среде
Главная опасность для единства православной церкви представлялась в старообрядчестве и сектантстве. Правительство принимало жесткие меры, чтобы не допустить раскола в среде казачьего православного населения. И это ему удавалось. В отчетах Амурского казачьего войска до 1897 г. поясняется, что раскола в казачьей среде не было. Однако с начала XX в., благодаря интенсивному переселению казаков из войск западных частей России, картина несколько изменилась.
Как отмечал В. П. Правдий в своем очерке, среди религиозных сект в Амурской области наибольшее распространение получили следующие: белопоповцы (275 чел.), безпоповцы, не признающие браки (2,163 чел.), безпоповцы, признающие браки (4,640 чел.), молокане (8,705 чел.), духоборы (757 чел.), прыгуны (968 чел) и субботники (214 чел.). По мнению Правдия В.П. наибольшую опасность составляли молокане, которые вследствие своей сплоченности и обеспеченности совращали православных, вербуя себе приверженцев из переселенцев[23].
Во время написания своей исследовательской работы я провел беседу с Анатолием Павловичем Брагиным[24], потомственным казаком, прародители которого были в числе переселенцев на Амуре и исповедовали неправославную религию. Следует отметить, что многие казаки умалчивали о своем истинном вероисповедании, опасаясь наказания. Подтверждением моих слов как раз и является личная беседа с А. П. Брагиным: «Прародители мои по материнской линии – Михалёвы – происходили из так называемых «семейских казаков», которые только внешне вынуждены были показывать себя христианами по причине насаждавшейся царской властью государственной православной веры. Они соблюдали свои древние родовые дохристианские обычаи, главнейшим из которых было почитание предков – щуров и пращуров.
Среди этих старообрядцев нередки были смешанные браки с местными бурятами при условии, если он или она принимали христианскую веру и проходили водное крещение. У наших же казаков браки с инородцами не допускались родовыми законами. Так как они не имели священников, то жили, с точки зрения официального государственного законодательства, невенчанными. Но сожительство без церковного венчания считалось у наших совершенно законным, и дети, прижитые в таком состоянии, также считались законными, так как вся остальная свадебная обрядность соблюдалась».
Безусловно, по вероисповеданию основная масса казаков все-таки относилась к православию, но случаи перехода в сектантство, «раскол» или иные конфессии имели место. Нередки подобные случаи были и в Забайкальском казачьем войске, из которого формировались первые отряды поселенцев в Приамурье. В 1889 г. в среде казаков официально находилось 125 раскольников. К 1904 г. их количество увеличилось почти вдвое — 213 чел., а христиан других исповеданий (католики, лютеране, единоверцы) было 1734.
В Амурском казачьем войске к 1914 г. в числе казаков было зарегистрировано 148 христиан неправославного вероисповедания. Это составило только 0,4% от всех верующих. Кроме этого, среди казаков появилось 246 лиц нехристианских конфессий. В Уссурийском казачьем войске православное население насчитывало 42243 человека, раскольников было 168, или 0,4% от числа верующих. На территории войска проживало 1823 иноверца, что составило 4,1% верующих.
Наиболее ожесточенная борьба осуществлялась против старообрядцев и сектантов, особенно баптистов. Мотивом для нее послужили основные догматы учения, запрещающие верующим владеть оружием и принимать присягу. Преследование старообрядцев и сектантов приобретало самые изощренные формы. За деятельностью сектантов осуществлялся постоянный полицейский надзор, было введено обязательное присутствие представителя полицейской власти на молитвенном собрании, чинились препятствия для регистрации секты.
Широкое распространение получило запрещение православным казакам переходить в другие исповедания. Приказами по войску, приговорами станичных сходов и решениями правлений отступники исключались из войскового сословия. Суровому наказанию подвергались казаки, вступавшие в браки с сектантами. Вот один из примеров: казак Амурского войска Федот Мироненко за венчание с баптисткой был отчислен из казачьего сословия, предан окружному суду, и его семья выселена с территории области[25]. В то же время поощрялись факты обращения инаковерующих в православие, посвящение верующих казаков в монахи, уход их в Будундинский и Свято-Троицкий монастыри.
Защищая интересы православной церкви, царское правительство приняло законодательные акты, не допускавшие возможности получения сектантами военного образования и продвижения по службе. Молоканам, духоборам, баптистам запрещалось поступать в военные училища и школы прапорщиков, а также не дозволялось представлять их к производству в офицеры и к испытаниям на получение офицерского чина.
Наряду с запретительными и карающими средствами, государство и православная церковь использовали в борьбе с ересями просвещенческую деятельность, влияли на мироощущение казаков через обращения проповедников, церковно-приходские школы, распространение духовной литературы.
Так например, состоялась беседа Преосвящейнейшего Никодима с сектантами-молоканами, признающими поклонение Богу только в духе и истине, в которой он разъяснял заблуждающимся молоканам, что « отвержение в таинстве Св. Крещения стихийной воды и замена его учением не имеет оснований в слове Божьем…Вода есть Дух Святой, оживляющий душу человека, прекращающий его жажду, поэтому понимать воду в смысле учения совершенно невозможно»[26].
Одним из методов борьбы с инаковерцами стало открытие специальных приходов и церквей. Одно из упоминаний о них имеется в адрес-календаре 1902 года в г. Благовещенске[27], а именно:
Однако несмотря на последовательную целенаправленную работу по формированию религиозного мировоззрения в казачьей среде, значительное число казаков не были глубоко убежденными в вере людьми. Свидетельством этого являлись антицерковные движения конца XIX – начала XX вв., против которых священнослужители вынуждены были принимать охранительные меры. Например, 21 февраля 1894 г. епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский обращался к губернатору Амурской области: « Имею честь покорнейше просить, чтобы в церквах назначить сторожа из людей не старых, здоровых и вполне благонадежных и не менее 2-х человек на каждой церкви».
Бывая в поездках по станичным приходам, высшие священнослужители отмечали слабую религиозность казаков. В 1905 г., возвратившись из объезда верхнеамурских приходов, епископ Приамурский и Благовещенский Никодим писал, что казаки станиц Черняевской, Албазинской, поселков Бекетова, Толбузина, Кузнецова мало посещают храм Божий: «Всем людям необходимо прибегать к помощи Божией и приходить в храм пред лице Его, а вам по роду вашей службы в особенности. Вы – казаки и жизнь ваша боевая. Каждый снаряд, каждая пуля и удар сабли не смертоносны ли для вас? Если же вы остаетесь целы, невредимы, то этим, несомненно, обязаны благости и милости Божией, дивно охраняющей вас на бранном поле». Женщины-казачки были глубоко набожны. Используя авторитет женщины в казачьей семье, священники старались удерживать в вере казаков.
Таким образом, религия была составной частью казачьей культуры. Самодержавие и церковь целенаправленно формировали православное сознание казаков. Полиэтнический состав населения обусловил влияние в казачьей среде других конфессий, прежде всего буддизма. Православное духовенство стремилось воспитывать казачество на патриотических и верноподданнических идеалах, занималось миссионерской деятельностью, способствуя утверждению России на восточных рубежах.
Проблема распростронения баптизма в казачьем сословии
В первое десятилетие XX в. среди военнослужащих и казаков Приамурья начинают распространяться протестантские вероучения – баптизм и адвентизм. Поскольку православию в казачьем сословии отводились доминирующие позиции, служители официальной государственной религии позволяли себе через давление на власти проводить политику очистки войскового сословия от сектантского и раскольничьего элемента. Факты открытого перехода в другие конфессии вызывали срочные жесткие меры, чтобы не допустить раскола в среде православного населения. Особенное внимание уделялось пограничным зонам – Приамурью и Приморью.
Информация о деятельности баптистов в округе Амурского казачьего войска стала появляться в 1911-1916 гг. Представители этого вероучения стояли на позициях пацифизма, что в корне противоречило прямым обязанностям казачьего сословия – воинской службе, тем более в предвоенное и военное время.
По вопросу о распространении вероучения баптистов среди казачьего населения была налажена переписка наказного атамана Амурского казачьего войска с приамурским генерал-губернатором. В своем письме атаман сообщал, что: «при зачислении в казачье сословие новоселов из крестьян по преимуществу Полтавской, Черниговской, Харьковской и др. губерний, а также выходцев из Кубанской области о принадлежности некоторых из них к секте баптистов власти не знали. Это обнаружилась впоследствии, когда эти новоселы-казаки открыто заявили о принадлежности своей к ней. До 1912 года никто из них ни в чем предосудительном изобличен не был».
В 1912 г. случился инцидент: казак заявил о том, что не будет использовать оружие в целях насилия, который послужил катализатором для активных действий властей по отношению к распространению сектантства в рядах Амурского казачьего войска. В ходе разбирательств по данному делу казак-баптист с хутора Отважного Инокентьевского округа Сергей Добровольский был привлечен к уголовной ответственности по обвинению в преступлениях, предусмотренных в статье 129 Уголовного Уложения, за что отбыл тюремное наказание, однако он своих убеждений не изменил[28].
Таким образом, по утверждению руководящих органов Амурского и Уссурийского казачьих войск, учение баптистов выливалось в крайние формы, его необходимо было признать весьма вредным и недопустимым среди казачьего населения как военного сословия. Следует отметить, что социально-политический элемент в пропаганде амурских баптистов являлся преобладающим, – они верили в возможность «отвоевать себе половину государства». В качестве примера можно привести беседу в марте 1915 г. на хуторе Куропаткинском, когда казак Юренков заявил, что «...скоро уже не мы, баптисты, а вы, православные, будете считаться с сектантами».
В «зараженных» баптизмом местах в качестве профилактики применялись, следующие меры, а именно: в хуторах Куропаткинском, Золотоножском и Отважном среди православного населения периодически велись беседы епархиальным миссионером и его помощником. Местным приходским притчам было вменено в обязанность посещать как можно чаще названные хутора для совершения богослужения и проповеди.
Чтобы предотвратить дальнейшее распространение этого вероучения, К. Н. Хагондоков приказал войсковому наказному атаману Амурского казачьего войска всех известных баптистов исключать из войскового сословия, чтобы они не оставались в Амурской области. Атаманом был составлен список казаков и их семей, принадлежащих к баптистам, которых необходимо было выселить. По списку таких оказалось 62 человека вместе с детьми.
В результате разбирательства по данному вопросу, по распоряжению войскового наказного атамана Амурского и Уссурийского казачьих войск, баптисты, проживающие в округе Амурского казачьего войска – 31 семья, – были исключены из войскового сословия. В течение 6 месяцев со дня издания приказа они были обязаны приписаться к какому-либо городскому или сельскому обществу.
Таким образом, вопрос о распространении баптизма в пределах Амурского и Уссурийского казачьих войск к концу 1916 г. был частично решен. Лидеры этой ереси были высланы из Приамурья, а остальные лишились принадлежности к казачьему сословию, оставшись проживать в пределах края под надзором властей.
Причины «религиозной свободы» в казачьей среде приамурья
Период освоения Приамурья казаками XIX — начало XX вв. можно охарактеризовать как пик религиозного свободомыслия, обусловленный кризисными явлениями в социальных, политических и экономических процессах.
Приамурье изначально можно определить как территорию «своеобразной религиозной свободы». Будучи окраиной Российского государства, требующей скорейшего заселения, она стала местом, куда активно переселялись сектанты сначала принудительно, а впоследствии и добровольно. Отношение властей к этой категории как к добросовестным хозяйственникам дало им ряд преимуществ, которые они не могли бы получить в Европейской части России. Возможность отправления религиозного культа в церкви у приамурского населения, в том числе казачества, была ниже, чем у населения Европейской России. При поездках по станичным приходам высшие священнослужители отмечали слабую религиозность казаков.
Не могло не повлиять на распространение сектантства и то, что некоторые из неправославных деятелей занимали довольно высокое положение в обществе и тем самым оказывали влияния на общество. В качестве примера можно привести выписку в преддверии городских выборов в Благовещенске: «В каждом общественном учреждении: управе, банке, ломбарде, для наблюдения и защиты своих интересов своей партии, в виде аргусов, по одному молоканину. Православные же, выбранные молоканами, зная хорошо, кому они обязаны своим выбором, придерживаются идей своих избирателей»[29].
Низкую религиозность в Амурском и Уссурийском казачьем войске можно объяснить тем, что из всех казачьих войск в России это были самые молодые, формирование которых происходило в трудных экономических и хозяйственных условиях, искусственным путем. Примером может служить описание казачьих поселений в Амурском календаре за 1902 год: «станицы не отличаются красивым видом: небольшие, бревенчатые в 2-3 окна, почти ничем не отличающиеся друг от друга, вытягиваются обыкновенно в линию по берегу Амура. Отдельно, обычно на возвышенном месте стоит небольшая церковь, а около нее дома местной администрации: священника, станичного атамана, правления»[30]. Поэтому на Приамурскую землю часто ехали люди, не отличающиеся набожностью, штрафники, или те, кто пытался уйти от каких-либо преследований в центральной части России. К тому же необходимо отметить, что первоначально они состояли из казаков Забайкальского войска, которое, в свою очередь, было создано из собственно казаков, беглых крестьян из различных областей России и местных народностей. Такой синтез предполагает наличие разнообразных верований и разного уровня религиозных потребностей.
Необходимо учесть, что не всегда православные казаки могли реализовывать свои духовные потребности в силу объективных причин – отсутствия храмов и священников. В секретном донесении министру внутренних дел приамурский генерал-губернатор писал: «...разбросанность на большие расстояния населенных пунктов и изолированность их благодаря плохим путям сообщения, самое разнообразное по вероисповеданию население, не исключая язычников, малочисленность православных приходов являются здесь благоприятными условиями для жизни сектантов».
Быстрое распространение сектантских вероучений среди населения часто было обусловлено низким уровнем подготовленности приходских священников, которые не могли противостоять лидерам других учений, да и не всегда сами вели благопристойный образ жизни, что часто было камнем преткновения, да и ограниченно было число противосектантских миссионеров.
Таким образом, к причинам распространения неправославных верований в среде казачьего сословия в Приамурье можно отнести: высокую концентрацию раскольничьего и сектантского населения; сложные хозяйственно-экономические условия, влиявшие на стремление к эффективной службе; разнородный состав казачьего войска; низкий уровень религиозности; низкий уровень реализации духовных потребностей.
Заключение
Православие определяло жизненный путь казака с первого дня его земной жизни, от крещения до отпевания при отходе в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов. В казачестве Приамурья православие, составляя основной стержень мировоззрения, органично определяло «казачью долю» – отдать свою жизнь от начала до конца своих дней активному служению вере Христовой с оружием в руках в молодости и в зрелости и духовно служить идеалам православия в старческом возрасте.
Таким образом в данной исследовательской работе я рассмотрел ключевые особенности взаимоотношений православной церкви, казачества и религии, определил роль и задачи церкви в жизни казаков Приамурья, рассмотрел факторы, приведшие к возникновению «религиозной свободы». Важно подчеркнуть, что распространение православия, рассматривалась царской властью как важный фактор утверждения русской власти на приамурских землях. Содержание православного вероучения, неразрывно связанное с идеей монархизма, являлось традиционной мировоззренческой основой казачества, и православная церковь призвана была поддерживать веру в царя как наместника Бога на земле. Как раз в этом и состояла ключевая задача церкви по отношению к казачеству в Приамурье.
Православная церковь укрепляла в казачьей среде уважение к закону и доверие к государственной власти. Казачьей психологии воина и пахаря близка была нравственная проповедь православной церкви с ее принципами справедливости, благочестия, соборности, что особенно было созвучно общинному образу жизни казаков. Православное мироощущение не противоречило таким нравственным основам казачества, как свободолюбие, стремление к независимости, мужество.
Несомненно, религия была составной частью казачьей культуры. Самодержавие и церковь целенаправленно формировали православное сознание казаков. Православное духовенство стремилось воспитывать казачество на патриотических и верноподданнических идеалах, занималось миссионерской деятельностью, способствуя утверждению России на восточных рубежах. В казачьей культуре синтезировались элементы религиозного и воинского ритуалов. Религиозные святыни и праздники были эффективными формами эмоционального воздействия в системе духовного воспитания казачества.
Следует отметить, что если на начальных этапах своего становления казачество выступало как монотеистическая группа, так как обязательным условием принятия в казаки была христианская православная вера, то позже, с причислением к казачеству представителей различных народов России, обозначается тенденция к выходу казачьей культуры за монотеистические рамки. Казачество Приамурья в основном было представлено выходцами из Забайкалья, больше половины из них в недавнем прошлом были крестьянами, поверстанными в казаки, часть казаков были переселены на Амур из европейских войск. Все это придавало культуре приамурского казачества открытый эклектичный характер.
Как мы выяснили, возникновение «религиозной свободы» в казачестве Приамурья можно объяснить тем, что из всех казачьих войск в России это было самое молодое, формирование которого происходило в трудных экономических и хозяйственных условиях. Быстрое распространение сектантских вероучений среди населения часто было обусловлено низким уровнем подготовленности приходских священников, которые не могли противостоять лидерам других учений, да и не всегда сами вели благопристойный образ жизни. В борьбе с религиозными сектами наряду с запретительными и карающими средствами, государство и православная церковь использовали просвещенческую деятельность, влияли на мироощущение казаков через обращения проповедников, церковно-приходские школы, распространение духовной литературы.
Таким образом, на православную церковь возлагалась миссионерская деятельность. Христианизация иноконфессионного и языческого населения, осуществляемая с помощью казаков, считалась эффективным способом утверждения русского влияния на приамурских землях.
Список использованной литературы
1. Голубцов, Н. Амурский календарь на 1902 год / Н. Голубцов. – Благовещенск, 1902. – 241 с.
2. Богданов, Р. К. Воспоминания амурского казака о прошлом с 1849 по 1880 год / Р. К. Богданов. – Хабаровск, 1900. – 110 с.
3. Гонсович, Е.В. История Амурского края (как русские завладели Амуром и как на нем утвердились) / Е. В. Гонсович. – Благовещенск, 1914. – 215 с.
4. Соколов, И. А. Справочная книжка Амурской области на 1890 год / И. А. Соколов. – Благовещенск, 1890 г. – 222 с.
5. Коваленко, А. И. Культура казачества восточных окраин России (XVII – начало XX вв.) / А. И. Коваленко. – Благовещенск: «Зея», 2008. – 208 с.
6. Правдий, В. П. Географический, этнографический и экономический очерк Амурской области / В. П. Правдий. – Санкт-Петербург, 1908. – 33 с.
7. Мурыгина, Е. А. Распространение баптизма в среде казачьего сословия на территории Приамурья в начале XX в. / Е. А. Мурыгина // Религиоведение. – 2007. - №4. – с. 30-36.
8. Памятная книжка Амурской области на 1902 год – Благовещенск, 1902. – 228 с.
9. Камчатские епархиальные ведомости. – 1895, №5.
10. Камчатские епархиальные ведомости. – 1895, №6.
11. Благовещенские епархиальные ведомости. – 1905, №10.
12. Приамурские ведомости. – 1900, №345.
13. Амурская газета. – 1898, №7.
14. Приказы по Хабаровскому гарнизону за 1908 год. – Хабаровск, 1908
15. Обзор Амурской области за 1907 год – Благовещенск, 1908.
16. Очерк Амурской области за 1909 год – Благовещенск, 1909.
17. Обзор Приморской области за 1901 год – Владивосток, 1901.
18. Обзор Приморской области за 1905 год – Владивосток, 1905.
19. Обзор Приморской области за 1909 год – Владивосток, 1909
Приложение
Отрывок из интервью с Брагиным А. П.:
"Мои предки по линии отца, Брагины, первоначально, до того как появились на Амуре, были оренбургскими казаками, которые только внешне вынуждены были показывать себя христианами по причине насаждавшейся царской властью государственной религии. Но присылавшихся к ним попов казаки заставляли принимать казачью присягу и выполнять решения казачьего круга. Само имя моего прапрадеда по отцу – Ивлея – нехристианское и отдаёт какой-то совсем уже седой древностью. Он был высокого роста, носил большую окладистую бороду и несмотря на свои 113 лет был в полном здравии, и все зубы у него были целые. По его словам, на смену выпавшим зубам у него вырастали новые.Сколько он прожил неизвестно, так как мой отец после армии уже не смог его найти. Так вот этого деда Ивлея все считали знахарем. Он соблюдал языческие традиции, например для того чтобы задобрить домового обязательно оставлял вечером на окне кружку молока, верил в порчу..."
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»