Карташов А.В.

Введение

Вопрос о земле всегда считался одним из самых важных в нашей стране. Исторический опыт - это источник ценной информации. Через призму истории можно подойти к пониманию  современных реформ, предсказать и спрогнозировать их развитие в будущем. Больше ста лет прошло со времен столыпинской аграрной реформы, но проблема реформирования сельского хозяйства стоит так же остро. Исторический опыт важен, чтобы не повторять ошибки прошлого, использовать опыт предыдущих поколений.

Экономическая стабильность Алтайского края, прежде всего, связана с аграрной направленностью его экономики, поэтому актуальность данной работы огромна. Сегодня перед губернатором Алтайского края  стоит задача создания рабочих мест, условий для развития экономики, сельского хозяйства, инвестиционной привлекательности. Власть сегодня заинтересована в продвижении идеи столыпинских реформ. Алтай переживает период смены моделей экономического развития.

Важно провести комплексный анализ столыпинской аграрной реформы в Алтайском крае. Выявить, какие проблемы имели место в то время в нашем регионе с целью использования этого опыта при формировании современной законодательной базы. Очень актуальной является задача показа объективной картины хода реформы, конкретизация отдельных моментов, а именно: хозяйственное положение переселенцев, организация перевозки из центральных частей России в Алтайский округ.

По данным последней переписи в Сибири сокращается численность населения, имеется много малозаселенных районов. При этом идет концентрация жителей России в крупных городах. Я считаю, что со временем неизбежно будут созданы государственные программы стимулирования миграции в малозаселенные земли Сибири.

Актуальность данной работы состоит еще и в том, что в России происходит своеобразная переоценка ценностей. Вокруг столыпинских реформ идет много споров.  Ученые неоднозначно высказываются по поводу результатов столыпинских преобразований. Данное исследование – еще одна попытка разобраться в этом сложном вопросе.

Территориально исследование: Алтайский округ, который  включал в себя все южные уезды Томской губернии: Змеиногорский, Бийский, Барнаульский, Кузнецкий и южную часть Томского

Цель данной работы – проведение комплексного исследования процесса реализации столыпинской аграрной реформы в Алтайском округе

Задачи:

1.Рассмотреть правовое обеспечение реформы

2.Охарактеризовать мероприятия по отводу земельных участков и оказанию материальной помощи новоселам со стороны переселенческих организаций в Алтайском округе

3.Проанализировать результаты  аграрной реформы

Хронологические рамки исследова­ния: период 1906 -1914 гг.

Объект исследования аграрная политика Столыпина и ее правовое обеспечение.

Предметом исследования выступает переселение крестьян в Алтайский округ в период с 1906-1914 гг.

Источниковая база представлена опубликованными источниками Переселенческого управления и архивными материалами, правительственными циркулярами и распоряжениями,  статистическими  материалами, докладными записками губернаторов, заведующих переселением и землеустройством в заселяемых районах донесениями, отчетами и др.

Большое внимание уделено изучению нормативных источников, опубликованных в Полном Собрании Законов Российской империи

Фундаментальным трудом по данной теме являются монографии С.М. Сидельникова, Л.Ф.Склярова, которые раскрывают переселенческую политику начала 20 века. В монографии С.М. Сидельникова раскрывается сущность аграрного вопроса в России, выявлена юридическая сущность помещечьей чистки земель и роль Крестьянского земельного банка в аграрной политике Столыпина.

Книга «Столыпинская аграрная реформа и Алтай» В.Н. Разгона оценивает состояние изученности Столыпинских реформ в Сибири и на Алтае в современной историографии, рассматривая процесс организации переселений, расселение и землеобеспечение, хозяйственное обустройство и социокультурную адаптацию крестьян-мигрантов в Алтайском округе.

Методика исследования

Методика в соответствии с решаемыми задачами основана на комплексном анализе материалов и включает сравнительно – исторический, сравнительно-типологический, познавательно – эмпирический, статистический  методы.

Научно-практическая значимость. Материалы  исследования можно использовать на уроках  истории,  в краеведческой работе. Исследование по данной теме и слайдовая презентация переданы  в МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» для занятий кружка «Юный краевед». Практическая значимость работы состоит в том, что основные результаты исследования могут быть использованы при разработке  рекомендаций для властных структур.

Глава 1. Юридическая основа, этапы и уроки проведения реорганизации

Законодательную основу реализации аграрной реформы П. А. Столыпина составили следующие  нормативно-правовые акты:

Манифест 3 ноября 1905 года «Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения» отменял оплату всех выкупных платежей за надельные земли: с 1 января 1906 года – на 50% и с 1 января 1907 – полностью. [2] . Но к этому времени (с 1863 года по 1905) государство уже получило с крестьян около двух млрд. рублей, что в несколько раз превышало цену на землю полученную крестьянами.

Указом 5 октября 1906 года была введена свобода передвижения крестьян, отменены «ограничительные правила о паспортах», введена «свобода избрания места жительства» для крестьян и обещано полное уравнение их с другими сословиями, отменена  подушная подать и круговая порука, отменен закон против семейных разделов, сделана попытка уменьшить произвол земских начальников.

Следом  появляется  серия указов, которые способствовали созданию земельного фонда для переселения. Это Указ от 12августа 1906г. о передаче сельскохозяйственных удельных (царских) земель Крестьянскому банку.

Указ от 27 августа 1906 г. о порядке продажи казенных земель.

Указ от 19 сентября 1906 г. о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае.

Указ от 19 октября 1906 г. о разрешении Крестьянскому банку выдавать крестьянам ссуды под залог надельной земли.  Цель этих Указов - приватизация государственных земель.

Законодательной основой реорганизации стал указ 9 ноября 1906 г. «Указ правительствующему Сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», после принятия которого началось проведение реорганизации в жизнь. Этот указ был принят в порядке ст. 87 Основных законов Российской Империи. В нем говорилось не о дополнениях действующего закона, а о новом законе, так как коренным образом изменялась землевладение крестьян, выходивших из общины.[1.-с.355] Данный указ был направлен на установление порядка совершения сделок об отчуждении подворных участков. Он  ликвидировал насильственное прикрепление к общине и раз и на всегда уничтожил закрепощение личности, несовместимую с «понятием о свободе человека и человеческого труда». Каждый крестьянин мог в любое время выйти из общины и стать собственником земли. Данный Указ был вызван волнениями среди крестьян. Основная его цель - создание в среде крестьянства нового класса частных собственников, готовых поддержать существующий строй.

В силу ст.4 Указа  «домохозяева сохраняют за собой право пользования сенокосными, лесными и другими угодьями, которые перераспределяются на особых основаниях».

Важным в Указе стал тот факт, что требование домохозяина укрепить за собой часть общинной земли, является обязательным для общины. На основании ст.6 «общество обязано в месячный срок   указать участки, поступающие на основании ст.2 и 3 в собственность».[2.-с.357.]

На основании ст.12-14 Указа устанавливался порядок выдела участков  «к одному месту», т. е. хуторов или отрубов, взамен тех разрозненных участков в разных полях, которые были в пользовании крестьян до столыпинского Указа.

В разделе 2-4 Указа устанавливался упрощенный  порядок перехода к личной частной земельной собственности. Переход целых обществ, как с общинным, так и с подворным землепользованием к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановленным большинством двух третей крестьян, имеющих право голоса на сходе.[2.Т.26.-Отд.1.-с.970-974.].Указом от 9 ноября 1906 года крестьянин приобрел юридические права: мог сдавать  свою землю в аренду, мог также продать.

В период реализации Столыпинской аграрной реформы для переезда в Сибирь не требовалось получения увольнительного приговора от общества 10[3]. По подсчетам чиновников, первоначальное устройство в Сибири новоселам обходилось от 250 до 500 руб.[3.-с.60.] Средства для переезда и первоначального домообзаводства на новом месте поселения крестьяне получали, ликвидировав имущество на родине. Законодательно разрешалась продажа подворно - наследственных участков, в селениях с общинным землевладением — усадебных земель. Полевые участки в селениях с общинным землевладением передавались обществу за вознаграждение, определяемое «по добровольному соглашению» или по укреплению их в личную собственность (согласно Указу 9 ноября 1906 г.) могли быть проданы частным лицам или обществу. Согласно сведениям земских организаций, преобладающим способом ликвидации имущества на родине в годы Столыпинской аграрной реформы являлась продажа земли, а сдача надела в аренду или безвозмездная передача сельскому обществу стали по сравнению с дореформенным временем редким явлением.[3,с 59.]

Проводником столыпинской аграрной реформы стал Крестьянский Поземельный банк.   Финансирование реформы обеспечивал Указ «О выдаче Крестьянским Поземельным банком ссуд под залог надельных земель» от 15 ноября 1906г. Около 200 сельских банков и общественных касс с общим капиталом в 4 млн. руб. действовало тогда в Сибири [4].

Будучи полноценным владельцем своего земельного участка, крестьянин мог, брать ссуды в Крестьянском банке, отвечая за выполнение взятых обязательств своим имуществом. Правительство ввело для хуторян дополнительные льготы: ссуда им выдавалась на полную стоимость земли; отрубники должны вносить сразу лишь 5 % наличными, а товарищества-20%. Кроме выдачи ссуд на покупку земли из своих запасов, Крестьянский банк выдавал ссуды на покупку земли по сделкам, заключенным крестьянами при его участии; ссуды под залог земель, ранее купленных крестьянами без участия банка; ссуды под залог надельных земель. Банк также оказывал содействие в разбивке продаваемой частным собственникам земли на единоличные участки.[5].

13 июля 1907 г. правительство одобрило предложения главы Главного управления землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ) о запрещении выдачи ходаческих свидетельств до отвода достаточного количества переселенческих участков. А 13 марта 1908 г. вышло Положение Совета министров о порядке переселения в Сибирь, предоставившее главе ГУЗиЗ право на приостановление выдачи свидетельств на льготный проезд ходокам и переселенцам не только в районы, не имеющие достаточного количества заготовленных переселенческих участков, но и в любые другие местности. [3.-с.59.]

Основные положения Указа были закреплены в  «Законе  об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», одобренном Думой и Госсоветом. Главным  в Законе от  14 июня 1910 г.  является  усиление единоличной собственности в ущерб прав общины.  В соответствии со ст.1 Закона «общества и имеющие отдельные владения селения,  в коих не было общих переделов со времени наделения их землей, признавались перешедшими к наследственному владению».

В главе 2 устанавливался порядок перехода целых обществ к отрубному владению.

В главе 3 говорилось о праве собственности на участки надельной земли. Данный Закон поставил точку в вопросе, кто является субъектом права на землю: «участки, предоставленные в подворное владение крестьян при наделении их землей, усадебные участки при общинном землевладении составляют личную собственность домохозяев». В ст.48 указывается, что «если участки находятся в нераздельном владении матери и детей или нескольких лиц, не состоящих между собой в родстве, они составляют общую их собственность».    В главе 4 рассматривался порядок составления удостоверительных приговоров.  [2. Т.30.-Отд.1.-С.746-753.]

Серьезные уточнения в ход реорганизации вписал «Закон о землеустройстве» от 29мая   1911 г., отражавший изменение акцентов правительственной политики и означавший начало второго этапа реорганизации. Значение закона состояло в том, что, кроме выхода из общины, столыпинская реформа предусматривала землеустройство и тех крестьянских дворов, которые оставались в общине. По положению о  землеустройстве собственниками выступали крестьянские общества, старожилые и переселенческие, получившие поземельное устройство и отдельные домохозяева, владеющие  угодьями. Очень важным был факт продажи земли только с разрешения лиц этого общества. Согласно ст. 9 закона «при уничтожении чересполосности и разверстании земель разного владения (гл.6)для денежного уравнения требуется согласие всех собственников, причем в отношении земель, принадлежащим обществам, согласие выражается приговором, постановленным большинством двух третей домохозяев». [2.- Т.31.-Отд.1.-С.457--458.]. А статья 18 наделяла землеустроительные комиссии судебными функциями «землеустроительными учреждениями разрешаются как споры о размерах земельных долей, так и все споры, возникающие из землеустройства». Это было очень важное решение, так как оно устраняло бюрократию и волокиту, способствовало более быстрому проведению в жизнь столыпинских реформ.  «Закон о землеустройстве» значительно уменьшил  количество жалоб и различных недоразумений.

В годы осуществления Столыпинской аграрной реформы законным считалось только переселение, которому предшествовало ходачество, направленное на «приискание, осмотр и зачисление земель»[3.-с.58.]. Приняв решение о переселении, крестьянин должен был заявить о своем желании в уездную землеустроительную комиссию. Комиссия, собрав необходимую информацию о заявителе, уведомляла о ходатайстве земского начальника или соответствующее ему должностное лицо (мирового посредника, комиссара по крестьянским делам и тд.). Затем намеревавшемуся переселиться крестьянину выдавалось ходаческое свидетельство и удостоверение на льготный проезд по переселенческому тарифу.

Запас переселенческих участков в Сибири был ограничен. Поэтому Главное управление землеустройства и земледелия приняло решение упорядочить условия заселения участков на 1908–1910 гг. путем организованного ходачества. В 1911 г. был издан  Указ «О порядке ходаческого движения за Урал».

В 1915 -1916 г.г. в связи с войной проведение реорганизации фактически прекратилось.

Глава 2. Водворение и материальная помощь переселенцам

До столыпинской аграрной реформы в Алтайском округе почти не было частной крестьянской земельной собственности, поэтому переселение носило  огромный риск. В различных источниках того времени очень много говорится о бюрократических препятствиях в нововведениях. Столыпинская аграрная реформа в Сибири - опасный эксперимент, так как законотворческая практика на местах «по – своему» трактовала некоторые статьи Закона. На Алтае был особый статус отношения к земле и другим природным ресурсам, который именовали «Земли Кабинета Его Императорского Величества».

В 1861-1916 гг. на территорию Сиби­ри и Дальнего Востока переселилось около 3700 тыс. человек, или 41% всех аграрных мигрантов указанного периода. (Приложение 1). Другие селились в Казахстане и Средней Азии , на Северном Кав­казе , в Новороссии , Закавказье  и в Южном Приуралье.[6]

По  подсчетам Министерства землеуст­ройства и земледелия, в Сибири в 1911 г. имелось не менее 50 млн. дес. свободных, пригодных для организаций крестьянского хо­зяйства земель.[7].Землю отводили крестьянам в собственность без выкупа. Этим правительство хотело уравнять крестьян Алтайского округа и крестьян Европейской части России.

Все дело организации переселений находилось в ведении переселенческого управления, которое с 1905 г. входило в сос­тав Главного управления землеустройства и земледелия. На местах выселения переселенческое дело было отдано в руки губернаторов, землеустроительных комиссий и земств, состояв­ших из землевладельцев,  заинтересованных в широком развитии переселений. На местах вселения были образованы осо­бые переселенческие районы, которые, в свою очередь, разби­вались на подрайоны. Во главе переселенческих районов стояли заведующие районами, в подчинении которых находились чинов­ники особых поручений, ведавшие переселенческим делом в под­районах.

Делом причисления переселенцев к старожильческим общест­вам ведали крестьянские начальники. К обслуживанию переселений был призван весь царский административно-чиновничий аппарат.[8]

Для переселения необходимо было иметь проходное пересе­ленческое свидетельство. Оно выдавалось лишь домохозяевам, пе­реселявшимся на зачисленные за ним доли на переселенческих участках или на земли принявших их по приговорам старожилых обществ. Проходные свидетельства заменяли для переселенцев вид на жительство и должны были включать в себя поименный список всех, членов семьи.[9]

Количество переселенцев в Алтайский округ начало расти с переходом земель Кабинета Его Величества в переселенческий фонд Казны, на основании Указа от 19 сентября 1906 года. Был опубликован Именной высочайший указ «О предоставлении под переселение свободных земель в Алтайском округе». Указ законодательно разрешил переселение крестьян из Европейской части России на кабинетские земли». Все незаселенные, но пригодные к заселению земли Алтайского округа передаются, по мере образования на них переселенческих участков, в собственность казны и поступают в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия для водворения переселенцев. Права на недра означенных земель сохраняются за кабинетом на основаниях, действующих законом указанных»

В Ал­тайский округ с 1907-1909 г. Переселилось 558830 новоселов. Вернулось обратно за этот же период времени 36967 переселенцев. (Приложение 3,4)

Спад пребывания новоселов в Алтайский округ приходится на 1910-1914 гг. За это время прибыло - 204744 новоселов. Вернулось обратно - 85248 переселенцев.[10]

Эти цифры говорят о том, что с каждым годом в Алтайском ок­руге ощущалась нехватка свободных земель, почти все земли были заселены. И многие переселенцы, так и не устроившись, вынуждены были возвращаться назад, тем самым пополняя армию безработных.

В 1910-1911 гг., правительство намечает новый курс в пересе­ленческой политике - это развитие  "крепкого мужи­ка" на окраинах. Главным требованием этого курса было всемерное ограждение уже возникших заимочным путем крупных кулацких ста­рожильческих владений и перевод их на права собственности при одновременном ограничении возникновения общины на новых пересе­ленческих участках. В 1910 г. губернатором был издан особый циркуляр о недопущении к переселению крестьян, у которых нет установленной суммы средств, необходимых для образования проч­ного хозяйства на новом месте водворения. Этот указ не выпол­нялся в полной мере. Не получив разрешения на переселение, крестьяне отправлялись самовольно.

Из прошедших в Томскую губернию переселенцев большая часть направлялась в Алтайский округ. Ежегодно сюда направлялось более 60% переселенцев от общего числа переселившихся в Томскую гу­бернию, а в 1909 гг. до 80%.

Правительство 30 июня 1865 года приняло особые правила переселения на Алтай, но кроме бесплатного отпуска леса, никаких льгот переселенцам не предоставлялось. Воспользоваться правами могли только государственные крестьяне, получившие от своих обществ разрешение. Но с каждым годом чис­ло самовольных переселенцев увеличивалось, правительству приш­лось принять меры по систематизации переселения.

С 1907 по 1910 гг. (период наибольшего притока переселенцев) на землях округа было образовано: переселенческих участков -1024, хуторских хозяйств - 141; передано переселенцам удобной земли - 2173324,77 дес, неудобной - 356545,54 дес.[11].

Насколько велик был приток переселенцев видно из следую­щих данных: в 1907 г. перед открытием весенних работ было 104679 душ муж. пола переселенцев, летом их число возросло до 142688, то есть на 36%, наделено землей - 128079 душ, в том числе 23% непричисленных. В 1908 г. численность переселенцев к лету возросла с 170625 душ муж. пола до 228340, то есть на 37%, из них устроено было 204985 душ, в том числе 25% непричисленных. Кроме того на допринятие дано земли: в 1907 г. на 1747 с души, а в 1908 г.- на 24652 души муж. пола.[11.-Фонд№4.-Опись№1.-Дело№3098.-Л.22.]

В 1907 г. было передано в колонизационный фонд Переселен­ческому Управлению, под образование переселенческих участков, удобных земель Кабинета 802101,02 дес, за что причиталось платить кабинету в течение 49 лет ежегодно по 176462 руб. 22 коп.[11.-Фонд№4.-Опись№1.-Дело№3047.-Л.7.]

Всего же за период с 1907 по 1914 гг. планировалось передать в колонизационный фонд Переселенческому Управлению под образо­вание переселенческих участков в Алтайском округе 2716001,86 десятин кабинетской земли, за что причиталось платить Кабинету ежегодно по 597520 руб. 24 коп.[11.-Л.28,42,56,68,76,110 ,123.]  А так как земель государственных и купленных казной у Кабинета, не хва­тало, значительная часть переселенческих участков нарезалась за счет земель, отнятых у старожилов и местного нерусского на­селения. При этом переселенческим и землеустроительным органам приписывалось как необязательное условие доведение душевого надела до установленной 15-десятинной нормы, даже при включе­нии в него неудобной земли.

В июне 1908 г. Совет министров принял решение перевести казахов на оседлое положение на одинаковых условиях с пересе­ленцами. Этот проект давал Главному управлению землеустройства и земледелия право отнимать у коренного населения земли под видом излишков для устройства переселенцев.

Так в Кулундинской степи в 1907 г. кочевникам было оставлено  вместо 100 дес. по 42 дес. выгодной земли на душу.[12] Изъятие земли у кочевников и перевод их на 12-15 десятинные наделы подрывал не только кочевое, но и оседлое хозяйство. Без необ­ходимой материальной помощи его нельзя было наладить ввиду не­благоприятных природных условий.

Многочисленные злоупотребления имели место в отношении русского старожильского крестьянства при изъятии у них "излишков" и отграничении их наделов от казенных и кабинетских земель. Изъятия земель у старожилов Алтайского округа были са­мыми значительными в Сибири, так как сюда направлялась основ­ная масса переселенцев. Землемеры, топографы и другие чиновники занимались взяточничеством и различного рода поборами. Об этом писали не только крестьяне в своих жалобах, прошениях, но и не­которые царские чиновники. Бывший помощник начальника Алтайского горного округа А.В.Розанов в своем письме в Департамент полиции от 25 апреля 1913г. вынужден был признать, что при проведении "землеустройства" на Алтае правонарушения, взяточничество достигли "невообразимых размеров".[13]

Почти у всех крестьян не хватает хлеба до нового урожая, поэтому большая часть из них ищет заработки на стороне. Хлеб продается весьма редко. Сено же часто приходится покупать в д. Кабаньей за 32 версты".[11.-Фонд№67.Опись№1.-Дело№98.-Л.25.]

При интенсивности работ переселенческой организации весь наличный запас земель был исчерпан в первые же два года - 1907 и 1908; все отрезки от землеустройства, оброчные статьи и два громадных степных района - Кулундинский и Бельагачский - были обращены под устройство 703 переселенческих участка на площади 1889407 дес. [11.-Фонд№4.-Опись№1.-Дело№3098.-Л.23] .

Это по данным регистрации, проводимой переселенческими органами, но очень много переселенцев и ходоков шло в округ без всякой регистрации. За указанное время прибыло в этот край 240 тыс. душ обоего пола, из них 180 тыс. семейных и 60 тыс. хо­доков.

Так как достаточного числа участков для зачисления такого громадного количества переселенцев не было заготовлено, то од­них условно зачисляли на те участки, которые предполагались в нарезке, других направляли в старожильческие селения, где они могли устроиться по приемным приговорам.

В старожильческих селениях по приемным приговорам в 1907 г. устроилось 6410 семей и 8000 семей на правах полетовщиков. Ста­рожилы принимали переселенцев в свою среду неохотно и за приемный приговор взимали нередко 100 и более рублей за мужскую душу, тогда как в 90-е годы XIX в. брали 2,5-5 рублей.

В последние годы - 1909-10 гг. - переселенческая организация могла располагать только отрезками до 700000 дес. от земле­устройства прошлых лет, а в дальнейшем и таких отрезков ожидать было нельзя, так как землеустройство вступало в малоземельные,с точки зрения пригодности для сельского хозяйства, районы округа.[11.-Фонд№4.-Опись№1.-Дело№3098.-Л.23.]

В северо-западных районах округа из общей площади 19434070 дес. было отдано крестьянам и переселенцам 16716815 дес, то есть 86% всего пространства. [11Фонд №4 .-Опись№1-Дело№3098.-Л.24 .]. В юго-восточной части округа из 21640000 дес. было отдано крестьянам и переселенцам 6595000 дес, т.е. 30%. [11Фонд №4 .-Опись№1-Дело№3098.-Л.25]. В результате работ переселенческих партий Алтайского ок­руга с 1907 по I911 гг., по сведениям Переселенческого Управле­ния, было образовано участков - 1373, хуторов - 1272 на площади 319731090 дес. Вся остальная площадь в 15 млн. дес, за малым исключением - это Горный Алтай, земли которого в малой степени были пригодны для колонизации переселенцами Европейской России.

Для более или менее нормального водворения переселенцам  нужны были не только свободные земли, но и, как уже отмечалось выше, определенный минимум материальных средств. Первенствую­щее значение этого фактора признавало и само правительство.[12.-с.259.]

В момент водворения переселенцев различие в их экономи­ческом положении отражалось в количестве денежных средств, принесенных с собой в Сибирь. Эти средства складывались в ос­новном из сумм, вырученных от продажи имущества перед отправ­кой за Урал.  Наиболее убедительными выглядят под­счеты стоимости хозяйственного обзаведения новоселов, произ­водившиеся местной администрацией в 1903 г. для установления новых норм ссуд.[14]

В понятие первоначального обзаведения включались: построй­ка жилища, приобретение необходимого живого и мертвого инвен­таря и производство посева, достаточного для удовлетворения нужд семьи и хозяйства. Отрезок времени, в течение которого пе­реселенческие дворы справлялись с этой задачей, значительно от­личался по своей продолжительности у различных групп новоселов.

Переселенческие поселки были переполнены крестьянами, ожидав­шими устройства. Семьи, успевшие водвориться на участках или зачислить их за собой, бедствовали, не получая даже мизерных денежных пособий, установленных законом. Часть денежных средств, которые везли с собой переселенцы, они растрачивали на пути в Сибирь.

С началом столыпинской реформы переселенческая статистика зафиксировала резкое снижение материального уровня переселенцев

и наибольший рост сельскохозяйственного пролетариата в Переселенческой массе. Так, в августе-сентябре 1907 г. переселен­ческие чиновники в Алтайском округе опросили 1002 переселен­ческие семьи. Безземельных и малоземельных среди них оказалось более 81%, безлошадных и однолошадных - более 84% и свыше 32% не имели ни коров, ни овец.[15]

Переселявшийся кулак заводил на новом месте еще более крупное предпринимательское хозяйство и обогащался на эксплуатации старожильческой и переселенческой бедноты. Креп­кий середняк переселялся тоже с целью создать на месте водворения кулацкое хозяйство. В целом, однако, в изучаемое время среди переселенцев преобладала беднота.

Подавляющее большинство переселенцев, лишенных собственных средств, вынуждены были жить в землянках, не имея ни скота, ни сельскохозяйственного инвентаря. Землянки считались временным жильем. Постепенно переселенцы заменяли их постоянными построй­ками. Так, например, по результатам обследования врача Анастасьева Н.М. из 52-х семей с. Полтавки Покровской волости Барнаульского уезда 46 семей (88,4%) имели после приписки временные жилища, замененные потом постоянными.

У большинства новоселов, поселившихся в Алтайском округе в рассматриваемый период, не хватало не только необходимых средств, у них не было ни инвентаря, ни рабочего скота - всего, что нужно для организации самостоятельного хозяйства на новом месте.

Наличие или отсутствие земледельческих орудий являлось важнейшим показателем самостоятельности и размеров переселен­ческого хозяйства. Беднейшие новоселы, прибывшие в Сибирь без инвентаря, не могли обзавестись им в достаточном количестве и после водворения. Бедняцкие хозяйства не имели сеялок, убороч­ных и других сложных сельскохозяйственных машин. Они обрабаты­вали землю и убирали урожай примитивными орудиями: сохой, одно­лемешным плугом, косой и серпом.[13.- с49.]

Так, например, крестьянин из переселенцев деревни Столбо­вой Бурлинской волости Барнаульского уезда Петр Бенза подал следующее прошение в Главное Переселенческое Управление: «В 1908 г. июне месяце я, Бенза, со всем своим семейством пере­селился на постоянное жительство в деревню Столбовую Бурлинской Волости. Семейство мое состоит в числе 10 душ, малолетние дети, мать преклонных лет и братья, которые находятся на моем попечении. По прибытии моему в д. Столбовую жить совершенно не­чем. Приобрести свое хлебопашество, скотоводство, домозаводство очень трудно. Нужно приобрести кусок хлеба для семьи и нужно приобрести свое хозяйство, но за неимением средств остаюсь вынуж­денным обратиться с ходатайством к Вашему Высокопревосходительст­ву. Прошу выдать мне денежное пособие в сумме 120 руб., какову сумму с налагаемым процентом обязуюсь уплатить в течение трех лет».[11.-Фонд№4.-Опись№1.-Дело№2689.-Л.245.]

Часто ссуды выдавались неполностью, и нередко в виде зерна, сельскохозяйственных орудий по повышенным ценам. У крестьян-но­воселов кулундинской степи, получивших ссуду, ее размер колебался от 90 до 108 руб.[11.-фонд№4.-Опись№3.-Дело№3310.-Л.70.Дело№3788.-Л.7-8.]Этой суммы было недостаточно для заведения хозяйства и освоения полученных земель.  Роль в выдаче ссуд отводилась Крестьянскому земель­ному банку.

Переселенцы в массе своей были знакомы с более совершенными методами обработки земель, чем старожилы. Распахивая земельные участки, они стремились применить свои знания на практике. Однако, не имея необходимых денежных средств и инвентаря, испытывая неимоверную нужду и лишения, половина переселенческих хо­зяйств с большим трудом распахивала лишь 0,5-2 дес. земли.[13.- с118]

Важное значение в период водворения переселенческих хо­зяйств на новых местах имело обеспечение их рабочей силой. Чис­ло мужских работников в семье во многом определяло успех уст­ройства хозяйств новоселов. Так из кулундинских переселенцев быстрее всех обзаводились жильем и самостоятельной запашкой хозяйства с 3 и более работниками-мужчинами. Эти дворы в первые три года в большинстве своем (85,6%) успевали построить себе избы и завести запашку (80,2%) [11.-Фонд№194.-Опись№1.-Дело№7.-Л1-20.]

Таким образом, экономическое положение переселенцев в рай­онах выхода во многом определяло их успехи в процессе станов­ления хозяйств на новых местах. От положения на родине во мно­гом зависела принадлежность новоселов в дальнейшем к той или иной социальной группе сибирского крестьянства; эта зависимость с течением времени постоянно возрастала..

Введение в сельскохозяйственный оборот земель в необжитых районах показало, что правительство с его несовершенным административным аппаратом на местах не смогла обеспечить хозяйственные нужды переселенцев. Они своими силами и самоот­верженным трудом строили поселки, поднимали целину, залежь.

Освоение необжитых земель привело к росту населенных пунк­тов, возникновению новых хозяйственных центров. В Кулунде на площади около 1млн. дес. переселенцы построили до 600 поселков с населением 250тыс.человек.[11.-Фонд№132.-Опись№1.Дело№5;Фонд№4,Опись33.-Дело№3310.-Л.84-89.]

Несмотря на все трудности в Алтайский округ с 1907 по 1914 г. прибыло 964 тыс.переселенцев или 56% от прибывших в Сибирь. Осваивая эти районы, они ввели в сельскохозяйственный оборот 3,4млн. дес. пустующих и залежных земель.[11.Фонд№132.-Опись№1.--Дело №1.-Л.136.](Приложение5)

Глава 3. Реализация столыпинской аграрной реформы в Алтайском округе

В начале XX в. население большинство поселков Алтайского округа составляли три группы: старожилы, причисленные пересе­ленцы непричисленные переселенцы.

По размерам посева и по количеству ра­бочего и крупного рогатого скота выделялись: беднота - беспосевные и сеющие от 1 до 4 десятин, отсутствие рабочего и круп­ного рогатого скота; среднее крестьянство - 4-20 десятин посе­ва, 1,5 голов рабочего скота и 1,5-2 голов крупного рогатого скота (в среднем на один двор); зажиточные и кулаки - 10 и больше десятин посева, 5 и больше рабочего и 4 и больше голов крупного рогатого скота.  [16] .

Среди переселенцев в Алтайский округ большой процент сос­тавляло беднейшее крестьянство. В Томской губернии, где посе­лилось 54,4%всех переселенцев Сибири в период с 1906 по 1915 гг., зажиточные новоселы составляли, по неполным данным, менее 20%[13.-с. 226]

Существенное влияние на экономическое положение новоселов оказывали природные условия. От плохих почвенно-климатических условий больше всех страдало бедняцкое переселенческое хозяйст­во, которое не имело средств для улучшения почвы. Зажиточные переселенцы гораздо быстрее преодолевали трудности водворения. Зажиточная часть переселенцев имела большую посевную площадь.

Конечно, переселенцы получали в местах водворения больше земли, чем имели до переселения, но часть ее была неудобной, а остальную маломощный переселенец часто не мог освоить из-за отсутствия скота, инвентаря, рабочей силы. Таким, в частности, было положение значительного числа беднейших новоселов Кулундинской степи, сумевших удержаться на полученных наделах. Не имея необходимых средств, они ценой невероятных лишений, кабалы, эксплуатации  старались сохранить свое нищенское хозяйство от разорения.

К тому же при наделении землей редко соблюдались нормы земельного обеспечения переселенцев.  Хотя ст.119 сборника законов и распоряжений по переселенческому делу и устанавлива­ла, что "если пространство земель и угодий, подлежащих отводу в земельный надел крестьянам и стародворцам, не достигает 15 десятин на наличную мужского пола душу размера, то, по ходотайству подлежащих обществ и селений, надел может быть увели­чен, не свыше упомянутого размера, в тех случаях, когда такая прирезка окажется возможною и необходимою для обеспечения хо­зяйственного быта сих обществ и селений". [17] . Но на практике та­кое случалось очень редко, а если все - таки и увеличивали надел, то из фонда непригодных и отдаленных земель, так как кабинет хотел сохранить часть земель за собой, а также было недостаточ­но свободной земли, пригодной для земледелия.

Нередко переселенцы посылали прошения в Главное Переселенческое управление с просьбой пересмотреть раздел земли. Напри­мер, крестьяне д. Кочек Вознесенской волости, которым были вы­делены земли, малопригодные для сельского хозяйства, просили пересмотреть раздел сенокосов с д. Сидоровкой, где жили в ос­новном старожилы. "Крестьяне д. Кочек  Вознесенской волости, про­сят распоряжения о переделе сенокосов с д. Сидоровка, которой были отведены лучшие земли...."[11.-фонд№67.-Опись№1.-Дело№8.-Л.23..

Старожильческие хозяйства были лучше обеспечены рабочим скотом. Некоторые переселенческие хозяйства за бедностью прибегали к супряге, то есть обрабатывали свои поля совместными усилиями. Кому приходилось нанимать пахарей, те платили 4-7 руб. за рас­пашку 1 дес. целины и 3-5 руб. за распашку мягкой земли, и 1-2 руб. - за боронование. [11.-Фонд № 67.-Опись№ 1-Дело№ 15.-Л.2-11-17.]

Стремясь к повышению доходности своего хозяйства, Кабинетс­кие власти в несколько раз превысили арендную плату. В 90-х годах XIX в. за аренду одной десятины покоса крестьяне плати­ли кабинету 40 коп., а с 1905 г. - 1 руб.50 коп.

Кабинетская администрация часто намеренно задерживала водворение переселенцев, предлагая им арендовать землю.

Наибольшее количество земли в арендных поселках было за­нято под выгон и сенокосы и значительно меньшая часть - под паш­ни. Это связано с тем, что земледелие было развито в поселках сравнительно слабо, так как жители поселков находились в довольно неопределенном положении. Управление Ал­тайского горного округа периодически проводило торги на арендные участки и переоброчку арендной платы, повышая ее почти ежегодно. В результате этого несостоятельные арендаторы лишались земли. К тому же культурных земель в поселках было немного, а распашка требовала больших затрат труда и средств. Под выгон использова­лось 60,4% земли в арендных поселках, 17,6% - под сенокосы и только 11% занимала пашня.

Статистические данные свидетельствуют, что зажиточные новоселы оттеснили бедноту и средние слои переселенческой де­ревни в области аренды земли, с их стороны аренда носила предпринимательский характер. Чем зажиточнее новоселы, тем больше земли они арендовали, несмотря на большую обеспеченность надельной землей. Сельская буржуазия арендовала землю, чтобы производить продукцию для рынка и получать прибыль, беднота и маломощные середняки брали в аренду мелкие клочки пашни, по­косы, чтобы прокормиться. Это была продовольственная аренда.

Существовала денежная и натуральная формы аренды. Натуральная аренда была значительно дороже денежной и всей тяжестью ложилась на бедноту.

В итоге отводных и землеустроительных работ земли в округе распределялись следующим образом (в дес.).

Старожилы-21336284 дес., переселенцы-3427863 дес., казаки, и прочие-524531 дес., Кабинет-16703146 дес.,всего-41991824 дес.[18]

Кабинет сохранял довольно существенную часть земель; правда, в основном это были леса или неосвоенные земли, находившиеся в труднодоступных местностях. Кабинетское землевладение было весомым фактором в системе аграрных отношений. К тому же и земли, находившиеся в пользовании крестьян, еще подлежали выкупу последними, хотя и через государство.[19]

Наряду с арендой земли, в переселенческой деревне сущест­вовал наемный труд. Зажиточные переселенцы и старожилы, применявшие наемный труд, становились типичными капиталистическими предпринимате­лями.

Острый недостаток инвентаря и рабочего скота и незначи­тельные размеры посева заставляли маломощные переселенческие семьи отправлять своих работников на посторонние заработки.  Но бедняцкие семьи применяли наемный труд только по необхо­димости (отсутствие или болезнь работника) и на короткий cpoк и, наоборот, они являлись основными поставщиками рабочей сил для зажиточных хозяйств.

В области купли-продажи рабочей силы, как и в области сдачи-аренды земли, наряду с капиталистическими отношениями сохранились и феодальные пережитки. Иногда к денежной оплате труда наемного рабочего зажиточный крестьянин добавлял натурой, размер которой превышал денежную сумму.  Источником рабочей силы являлись переселенцы.

Зажиточным хозяйствам приходилось справляться с этим затруднением посредством замены дорогого ручного труда машин­ным. Применение же улучшенных земледельческих орудий в хо­зяйствах зажиточных старожилов и переселенцев влекло за собой снижение заработной платы наемных рабочих.

Расслоение сибирского крестьянства, в том числе и новосе­лов, создало внутренний рынок для капитализма. В начале XX в. Алтайский округ стал одним из районов торгового земледелия. При таких условиях росла зависимость переселенческого хозяй­ства от рынка - оно не могло существовать без купли-продажи.

Основными предметами сбыта являлись продукты двух глав­ных отраслей хозяйства - полеводства и скотоводства.

Существовали и незем­ледельческие промыслы: охота, рыболовство, заготовка топлива, разгрузочно-погрузочные работы на пристанях и станциях, кото­рые они также продавали.

Бедняцкие хозяйства продавали свою продукцию, как и ра­бочую силу, из нужды. Выручка шла на погашение многочисленных долгов по ссудам, налогам и т.п.Слабая изученность заселяемых районов, значительное разнооб­разие почвенных условий требовали различного рода агрономи­ческих мероприятий, для осуществления которых нужны были не только значительные средства, но и кадры соответствующих спе­циалистов.

Экстенсивное хозяйство, которое вели переселенцы, давало низкие урожаи. Многие крестьяне разорялись и голодали.

Обследование, проведенное земским агентом Т.Г.Вашкевичем в Кулундинской степи в 1910 г., подтвердило, что большинство новоселов находились в тяжелом положении. В своем докладе Пе­реселенческому управлению он сообщал, что вследствие неурожая в степи появились тиф и цинга, унесшие в ряде поселков до 40%населения.[11.Фонд№4.-Опись№3.-Дело№3310.-Л.84.]

Еще хуже обстояло дело с организацией ветеринарной по­мощи крестьянским хозяйствам в заселяемых районах. При неу­довлетворительной организации ветеринарной помощи различные заболевания, приводившие к массовой гибели скота у новоселов, были нередким явлением в заселяемых районах. Так, например,т в Кулундинской стели в 1912 г. от болезней пало до 30% скота.[11.-Фонд№194.-Опись№1.-Дело№7.-Л.15.] В бедняцко-середняцких хозяйствах преобладал слабосильный и малопродуктивный скот. Недостаток рабочего скота у бедняцко-середняцкой части переселенцев резко ограничивал производственные возможности их хозяйства, обрекая на постоянную зависимость от кулачества. Если переселенец-бедняк заведет, кроме лошади и коровы, дру­гой скот, ему, как правило, приходилось уже в январе - фев­рале кормить животных соломой, но часто и соломы не хватало до выхода скота на пастбище. Один воз сена весной стоил 7 -8 рублей. Часть скота приходилось или забивать, или продавать за бесценок богатым сельчанам, а весной или летом покупать, переплачивая в 2-3 раза.

Так, в степной части Алтайского округа, в 1909 г., в свя­зи с плохим урожаем трав, нуждавшиеся новоселы продавали ра­бочих лошадей за 20-30 руб., а весной лошадь стоила 100-200 руб., корова продавалась за 20-30 руб., а весной за нее бра­ли 60 рублей.[11.-Фонд № 29.-Опись№1Дело№1015.-Л.37.]

Наряду с рабочим скотом, к основным орудиям производства относился сельскохозяйственный инвентарь. Наличие или отсутствие земледельческих орудий являлось важнейшим показателем сос­тоятельности и размеров переселенческого хозяйства.

Средние урожаи у новоселов и ста­рожилов не различались ни по количеству, ни по качеству. Экстен­сивное хозяйство давало низкие урожаи. Крестьяне разорялись и голодали. В 1910 г. неурожай охватил 264 поселка, в боль­шинстве только что заселенных переселенцами. Им требовалась помощь в размере 500 тыс. пуд. зерна.[20]

Заключение

Столыпинская аграрная реформа не дала тех результатов, на которые рассчитывало царское правительство. Анализ документов и статистических материалов, характе­ризующих экономическое положение новоселов, показывает, что правительство не создало благоприятных условий для хозяйст­венной деятельности переселенцев на местах водворения. Тяжелые условия новых районов хозяйственного освоения, нехватка средств для обустройства на новом месте, произвол местных чиновников, неисполнение законов властями - это то, с чем столкнулись переселенцы на новом месте. Столыпинская аграрная реформа включала целый ряд правовых мер, целью которых было освобождение крестьянина от общинной зависимости. Но для новоселов отводились худшие земли, установленный размер надела никогда не соблюдался. Норма надела на одно хозяйство составляла 15 дес, реально же у причисленных пере­селенцев" размер надела был 12 дес, а у непричисленных - 4,7 десятин на одно хозяйство.

Ссуды в основ­ном выдавались более зажиточным слоям населения, чем беднякам.  Размер необ­ходимой ссуды  исчислялся в среднем 140-163 руб., но пересе­ленцы получали  всего 90 рублей. Правительству не удалось создать значительное число хуторских и отрубных хозяйств. Для их создания требовались большие средства, которых у основной массы крестьян не было.  Властям не удалось создать массовый слой крестьян - собственников, которые вели бы хозяйство по - капиталистически.

Крестьяне – старожилы, казахи и алтайцы испытывали недовольство по поводу отрезки земли у местного населения и изъятия ее из пользования у коренных народов. Все это служило росту социальной напряженности.

Несмотря на трудности, переселенцы в меру своих сил и возможностей осваивали целинные земли, увеличивая тем самым площадь обрабатываемых земель. Если в 1900 г. на Алтае пло­щадь посевов составляла 852 тыс. десятин, то в 1914 г. -2803 тыс. десятин. В эти годы в округ  пришло 964 тыс. или 57%от прибывших в Сибирь. Осваивая эти районы они ввели в с/х оборот - 3,4 млн. дес. пустующих и залежных земель. Применение новоселами сельскохозяйственных машин способствовало повы­шению агротехнического уровня сельского хозяйства. Реформа оказала прямое влияние на рост аграрного производства. За семь предвоенных лет посевы на Алтае увеличились на 84,6 %, появились новые районы земледелия, сыгравшие важную роль в экономике округа. Переселен­цы содействовали также развитию скотоводства, завозя в места водворения новые породы со своей родины. Рост объема сельскохозяйственного производства, его товарности, урожайности, а также масштабы использования сельскохозяйственных машин, искусственных удобрений, - значительно опережали темпы предшествовавшего столыпинским аграрным реформам периода. Правительство отпускало льготные ссуды для покупки сельскохозяйственной техники, удобрений, новейших сортов семян и племенного скота.[5.- с.75.]

Переселение, расширяя товарно-денежные отношения, содейст­вовало разрушению замкнутости региона, способствовало раз­витию капитализма. Реформа Столыпина сыграла огромную роль в развитии Сибири как аграрного края.

Переселенческое управление в связи с нехваткой строительного материала открывало лесные склады для обеспечения строительным лесом переселенцев в степных районах. К 1914 г. лесная промышленность Сибири насчитывала уже 87 заводов. Эта деятельность значительно расширилась в период интенсивного переселения в годы столыпинской реформы.

Анализируя  результаты столыпинской аграрной реформы, можно сделать основной вывод: Столыпин заложил основу  новой России, которая вела к изменению экономического положения  страны  в лучшую сторону. Сибирь вместе с Россией все более втягивалась в систему мировых экономических отношений. Всю программу реформ Столыпина можно назвать курсом на  модернизацию России.  А государство должно было создать условия  гражданам для самореализации. Программа Столыпина по своей новизне опередила свое время. П.А. Столыпина смело можно назвать великим реформатором.

Список литературы

1.Хрестоматия по истории СССР,1861-1917:Учеб.пособие для пед. ин-тов по спец. «История»/Сост. В.Ф.Антонов и др.;-М.:Просвещение,1990.-с.189.

2. Полное собрание законов: Собрание 3.-Т.25.-№26871

3.Разгон, В.Н.. Столыпинская аграрная реформаи Алтай / В. Н. Разгон, А. А. Храмков, К. А. Пожарская ; М-во образования и науки РФ [и др.]. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2010.

4. Пахомчик, С.А. Столыпинская аграрная реформа и ее влияние на аграрный строй России. Тюмень, 2006.с.392

5.Могилевский К.И.П.А. Столыпин: Имя Россия. Исторический выбор.2008/.-М.:АСТ:Астрель,2008.-1с.74.

6. Якименко Н.А. Аграрные миграции в России. - Вопросы истории.1983.-№3.с.19-20

7.Якименко Н.А.-Указ.соч.-с19

8. Соловьева Е.И.Переселение  крестьян». - с. 6

9.  Рогачевская М.А. Столыпин П.А.: аграрная реформа и Сибирь / М.А. Рогачевская //ЭКО. 2002. № 9. С. 130-143.

10. Сидельников С.М.Аграрная реформа Столыпина.-1973.-с.221.

11.ГААК -Фонд№4.-Опись№1.-Дело№3098.-Л.2.

12.Сидельников С.М.Аграрная политика самодержавия в период империализма. М.-1980.-с.255.

13. Сидельников С.М.- Указ. соч.-с.257.

14.Экономические и социальные проблемы истории Сибири. - Томск, 1984.-с.102.

15. Скляров Л.Ф.Указ .соч.-с.123.

16.Скляров Л.Ф. Переселение и землеустройство в Сибири в годы столыпинской аграрной реформы.-М.,1962,с. 325.

17.Сборник законов и распоряжений по переселенческому делу и земельному устройству.СПб.-1909.с.83.

18.ЖидковГ.П.Кабинетноеземлевладение(17471917).Новосибирск,1973.-с. 209.

19.История Алтая .Часть1:Учебное пособие.-Барнаул:ун-та,1995.с 269.

20.Алтай в прошлом и настоящем.-Барнаул.-1987.-с.95.

21.Обзор интернет – источников

Приложение 1

Водворение переселенцев в Азиатской России с 1893 по 1912 г.Водворение переселенцев в Азиатской России с 1893 по 1912 г.

Использованы фотоматериалы Алтайского государственного краеведческого музея

Приложение 2

Главнейшие пути следования переселенцев по железным дорогам Европейской РоссииГлавнейшие пути следования переселенцев по железным дорогам Европейской России

Использованы фотоматериалы Алтайского государственного краеведческого музея

Приложение 3

Прямое движение переселенцев и ходоков на территорию Алтайского округа(1906-1914гг.)

 

 

Годы

Проследовали в прямом направлении

 

Абс., чел.

Семейные переселенцы, число семей

Одинокие, чел.

Ходоки,чел.

1906

2 807 (14 918 чел.

516

8 352

23 786

1907

18 118 (112659 чел.)

1 385

35 283

149 327

1908

36 647 (227 369 чел.)

3 691

30 080

261 140

1909

33 443 (207 670 чел.)

6 036

28 862

242 568

1910

9 663 (62 173 чел.)

7 572

8 262

78 007

1911

5 321 (32 707 чел.)

7 170

5 639

45 516

1912

8 248 (45 990 чел.)

6 337

12 792

65 119

1913

7 464 (42 360 чел.)

4 653

16 619

63 632

1914

6 577 (39 159 чел.)

3 717

14 947

57 823

Всего:

128 288

(785 005 чел.)

41 077

160 836

986 918

Составлено по: Турчанинов Н.Итоги переселенческого движения за время с 1896 по 1909гг. (включительно). СПб.,1910.с 54-55;Турчанинов Н., Домрачев А.Итоги переселенческого движения за время с 1910 по 1914гг. (включительно). Пг.,1916.С.54-55

Приложение 4

Обратное движение переселенцев(включая» самовольцев») и ходоков (1906-1914гг.)

 

Годы

Проследовали в обратном  направлении

 

Абс., чел.

Семейные переселенцы, число семей

Одинокие, чел.

Ходоки,чел.

1906

79 (357 чел.)

200

2 609

3 166

1907

624 (4194 чел.)

1 224

24 370

29 788

1908

1 318 (6523 чел.)

3 530

18 652

28 705

1909

3 085 (14 870 чел.)

6 626

17 337

38 833

1910

5 041 (26 282 чел.)

10 671

6 957

43 910

1911

2 962 (15 089 чел.)

9 117

3 968

28 174

1912

1 216 (5 442 чел.)

5 804

10 050

21 296

1913

966 (4 374 чел.)

5 248

11 204

20 826

1914

462 (2 203 чел.)

2 796

11 953

16  952

Всего:

15 753

(79 334 чел.)

45 216

107 100

231 650

Составлено по: Турчанинов Н.Итоги переселенческого движения за время с 1896 по 1909гг. (включительно). СПб.,1910.с 54-55;Турчанинов Н., Домрачев А.Итоги переселенческого движения за время с 1910 по 1914гг. (включительно). Пг.,1916.С.54-55.

Приложение 5

Прямое и обратное движение ходоков на территорию Алтайского округа(1906-1914гг.), чел.

 

Годы

Ходоки, прошедшие в прямом направлении

Ходоки, прошедшие в обратном направлении

 

Всего

В том числе обеспечившие себя землей

Всего

1906

8 352

2 609

560

1907

35 283

24 370

7 755

1908

30 080

18 652

5 824

1909

28 862

17 337

4 709

1910

8 262

6 957

3 401

1911

5 639

3 968

1 082

1912

12 792

10 050

2 696

1913

16 619

11 204

2 400

1914

14 947

11 953

1 778

Всего:

160 836

107 100

30 205

Составлено по: Турчанинов Н.Итоги переселенческого движения за время с 1896 по 1909гг. (включительно). СПб.,1910.с 54-55;Турчанинов Н., Домрачев А.Итоги переселенческого движения за время с 1910 по 1914гг. (включительно). Пг.,1916.С.54-55.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top