Салов Р.А.
Введение
Актуальность исследования. Великая Отечественная Война – «война моторов». Ни в одной войне не применялось столь огромного количества бронетехники, самолетов и пушек.Танки сыграли ключевую роль в ходе войны. Период 1941-1945 годов - это короткий промежуток времени перехода советской бронетехники от легкого танка к тяжелому. Изучение истории возникновения и развития танковой техники в наши дни, актуально, поскольку танк давно превратился из бронированной машины в сложный комплекс оружия, защищенности, подвижности, высокой огневой мощи, масштабы которого далеко не исчерпаны. Очевидно, что танк есть и был универсальным оружием на поле боя, центральной фигурой в ряду вооружения и техники сухопутных войск, связывая их в единую систему, определяя основные характеристики, формируя тактику боевого использования.
Цель исследования – это выявление закономерности появления новых танков на полях Великой Отечественной Войны. Для этого необходимо изучить тактико-технические характеристики советских танков, их боевое применение, сопоставить с аналогами немецкой техники и сделать вывод. В работе сделан акцент на развитие советских танков до конца 1943 года, поскольку именно итоги Курской битвы показали необходимость модернизации существующей техники и оформили ее превосходство.
§ 1. История появления и развития танковой техники в ХХ веке
Танк - бронированная боевая машина на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в качестве основного. На ранних этапах развития танкостроения иногда выпускались танки с исключительно пулемётным вооружением, а после Второй мировой войны проводились эксперименты по созданию танков с ракетным вооружением.
Британцы являются пионерами танкостроения. Впервые английские танки участвовали в бою 15 сентября 1916 года на реке Сомма. Танками они называются потому, что в переводе с английского tank – это цистерна, бак. В годы первой мировой войны британская контрразведка пустила слух при отправке на фронт первых танков, что российское правительство заказало у Англии несколько цистерн для питьевой воды. И под таким видом танки отправились по железной дороге.
А в России в 1914 г. одними из первых были созданы танк А. Пороховщикова («Русский вездеход») и колёсный танк Н. Лебеденко.
Каждый из них был изготовлен лишь в одном (опытном) экземпляре. Как вспоминал инженер Лебеденко, его вдохновила среднеазиатская арба с высокими колёсами, которая легко преодолевает ухабы. Для «пробивания проекта» Лебеденко встретился лично Николаем II, принёс на встречу маленькую модель и получил одобрение царя.
Боевая бронированная машина, колеса которой были диаметром 9 м, могла нести на себе пушки и пулеметы, позже
ее назвали Царь – танком. Испытания этой машины доказали ее повышенную проходимость, она ломала деревья как спички. Однако сразу после испытаний танк увяз в мягком грунте, потому что задний управляемый каток был маленького размера, который неверно распределял вес машины в целом. Так же при артиллерийском обстреле машина была очень уязвима. До 1917 года танк охранялся на месте испытаний, позже про машину забыли, а в 1923 году ее разобрали на металл.Пороховщиков Александр Александрович (дед не так давно умершего известного актера А. Пороховщикова), был крупным авиаконструктором, но, кроме того, он сконструировал первый русский танк. О том, как ему пришло в голову создать вездеходную боевую машину, написал так: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука – бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…»
В результате получилась одноместная машина на одной гусенице с мотором в задней части корпуса и… все! Два катка в передней части справа и слева от гусеницы играли роль рулевых колес, однако боевой она не считалась ввиду отсутствия на ней брони и вооружения.
В документах «Вездеход» – такое название дал своему детищу автор – фигурировал как «самоход» – то есть автомобиль. По признанию самого конструктора, первый образец созданного им русского танка действительно обладал рядом недостатков, но все они «стали следствием отхода от проекта»[1].
В русской армии в Первой мировой войне не было ни отечественных, ни импортных танков. Во время гражданской войны Белая армия использовала танки, которые она получала от стран Антанты в небольших количествах. Один из захваченных красноармейцами танков Рено FT-17 весной 1919 года был послан в Москву, разобран и исследован. Таким образом, проблема создания отечественного танка была решена созданием танков типа М на основе конструкции французского Рено FT-17.
Первый из танков получил имя «Борец за Свободу тов. Ленин». В течение 1920-1921 годов было изготовлено 15 танков, но весной 1921 года в связи с окончанием гражданской войны проект был свёрнут. В боевых действиях эти танки не участвовали, их использовали на сельхозработах как тракторы и на военных парадах.
После окончания первой мировой войны все ведущие мировые державы (США, Англия, Франция) начали разрабатывать новые модели бронетехники. Исключением не был и Советский Союз.
Система бронетанкового вооружения начала зарождаться в Красной Армии в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. Создание и развитие техники невозможно без испытательной базы, и в апреле 1931 года в подмосковном поселке Кубинка был организован Научно-испытательный бронетанковый полигон, где и проходили «крещение» все поколения отечественных танков и бронемашин. Однако требовались проекты техники, на разработку которых не было времен. Тогда правительство приняло решение в качестве временной меры закупить лицензии на производство оружия за границей, при этом главным требованием была возможность быстрого запуска проекта в серию. Среди танков этому требованию больше всего отвечало изделие английской фирмы «Виккерс». Именно оно пошло в серию под маркой Т-26. Эти танки участвовали в гражданской войне в Испании, выявив свои недостатки - слабое бронирование, что послужило дальнейшим поискам в деле усовершенствования боевой техники.
Развертыванию танкостроения как отрасли машиностроения способствовали начатая индустриализация страны. На нескольких заводах были созданы танковые конструкторские бюро. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в танкостроение пришли ставшие впоследствии известными танкостроителями Н.А. Астров, Н.А. Кучеренко. С. И. Махонин, А.А. Морозов, Л.С. Троянов и другие.
Первая половина 1930-х гг. характеризовалась формированием системы танкового вооружения, функциональным делением танков по специфике применения, что определялось их конструктивными особенностями и боевыми характеристиками. В короткие сроки были конструктивно доработаны и поставлены на серийное производство танкетка Т-27, малый плавающий танк Т-37, легкий пехотный танк Т-26, легкий быстроходный колесно-гусеничный танк БТ (последовательно выпускались модификации БТ-2, БТ-5, БТ-7 и БТ-7М), средний трехбашенный танк Т-28 и тяжелый пятибашенный танк Т-35.
Необходимо сказать, что в годы Второй мировой войны Красная Армия довольно активно применяла на полях сражений, помимо своей отечественной бронетехники, ещё и полученную от союзников - по ленд-лизу.
Например, «Матильда» (англ. Tank Infantry Mark II Matilda II) - средний пехотный танк, спроектированный в конце 30-х гг., был одним из основных средних танков Великобритании в первые годы войны.
Первые 20 «Матильд» прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего в СССР было отправлено 1084 «Матильд», из них 918 дошли до пункта назначения, а остальные были потеряны в пути при потоплении транспортов конвоев[2].
В советское время существовало мнение, что эта техника имела крайне низкие боевые качества по сравнению не только с нашей отечественной, но и с германской. Наши бойцы, после того как освоили и сходили на нём в первые бои, навешали ему сразу несколько обидных прозвищ типа «каракатица» и «шарманка».
Двигатель часто глох, и экипаж лез доставать шанцевый инструмент и буксирные троса. Зимой, в сильные морозы, трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали на «Матильде» даже при включенном двигателе. Были случаи, когда танки скатывались с обледенелых дорог в кюветы. Для решения этой проблемы на траки гусениц приходилось наваривать специальные металлические «шпоры».
Но даже при таких недостатках танки МК.II в боях показали себя с положительной стороны. Каждый экипаж за день боя расходовал до 200–250 снарядов и по 1–1,5 боекомплекта патронов. Каждый танк отработал по 550–600 моточасов вместо положенных 220. У отдельных машин имелось 17–19 попаданий снарядами калибра 50 мм и ни одного случая пробития лобовой брони. На всех танках имеются случаи заклинивания башен, масок и вывод из строя орудий и пулемётов»[3].
До сегодняшнего дня на территории бывшего СССР сохранилось лишь два образца танка MK.II «Матильда». Один - в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Другой - поднятый со дна реки в Калужской области - на площадке Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.
В годы войны были заказаны и поставлены в СССР 2394 английских и 1388 канадских «Валентайнов». Именно «Валентайн» из всех английских танков завоевал наибольшую популярность у советских танкистов.
Было на вооружении Красной Армии и еще одно британское бронированное чудище, поставленное по ленд-лизу, - это тяжелый пехотный Мк IV «Черчилль». Именно о нем У. Черчилль сказал: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого». Трудно сказать, было ли это на самом деле, но у наших танкистов этот танк котировался достаточно высоко. Причина этому была, пожалуй, только одна, это мощная броневая защита этой машины. Мощность двигателя у этой машины была всего-то 350 л.с., поэтому и передвигался он со скоростью всего не более 25 км/ч. В СССР в 1942-1943 годах был поставлен 301 танк «Черчилль» III.
Первыми американскими танками, прибывшими в СССР по программе ленд-лиза, были легкий МЗ «Стюарт» и средний МЗ «Ли».
Первый из них можно считать классическим кавалерийским танком. Англичане, применявшие его в Северной Африке в ноябре 1941 года, за высокую скорость прощали ему все: и недостаточную броню, не слишком мощное вооружение и высокую пожароопасность авиационного двигателя. Но динамические характеристики машины были весьма высоки. «Стюарт» считался самой массовой и популярной легкой машиной второй мировой войны. Но на бензине советского производства двигатель быстро выходил из строя.
Американские танки начали прибывать в СССР в начале 1942 года. Первыми - легкие М3А1 и средние М3. Летом - осенью 1942 года эти машины участвовали в Сталинградской битве и битве за Кавказ.
Зимой 1943 года начались поставки в СССР среднего танка «Шерман», безусловно, лучшего из всех эксплуатировавшихся Красной армией танков иностранных марок. По вооружению и бронированиюМ4А2 не уступал Т-34. Меньший, чем у советского «коллеги», угол наклона броневых листов компенсировался их большей толщиной, а до появления на поле боя «Тигров» и «Пантер» 75-мм пушка поражала все типы немецких танков. С новыми немецкими машинами она бороться уже не могла (как, впрочем, и пушка советского Т-34).
«Шерманы» стали самыми массовыми ленд-лизовскими танками в Красной армии и воевали вплоть до конца Второй мировой. Особенно полюбили «Шерман» наши пехотинцы, которые передвигались на нем в качестве десанта.[4] Американская школа при некоторой изначальной отсталости в плане компоновки и технологичности все же наверстала упущенное к концу войны за счёт развёртывания массового производства нескольких избранных моделей, хорошего качества стали и порохов, а также радиофикации (минимум по две рации на танк).
Но в ходе Второй мировой войны первое место в «мировой табели о рангах» танкостроителей делили советские и немецкие конструкторы.
Немецкая школа сделала упор на увеличение бронирования и длины орудий, улучшение приборов наблюдения (включая инфракрасные приборы ночного видения), улучшению обитаемости, а советская школа брала преимущественно технологичностью и массовостью производства, внося серьёзные изменения в конструкцию базовых типов танков (Т-34, КВ и ИС) лишь при крайней необходимости[5].
Наиболее удачными немецкими танками стали Pz.IV (самый массовый), «Пантера», и, с некоторыми оговорками, «Тигр» и «Королевский тигр».
Лучшими советскими танками, принимавшими участие во Второй мировой войне, были признаны средний танк Т-34 (в разных вариантах, в том числе его поздний вариант Т-34-85 с разными модификациями 85 мм пушек) и тяжёлый танк ИС-2.
Автор сознательно обходит тему численности советской танковой техники и сопоставления ее с данными германской армии, поскольку это тема дискуссионная и вполне может быть предметом отдельного исследования.
§ 2. Советские легкие танки БТ-7 и Т-26
К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее - до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя.
Т-26 отличался простотой конструкции и дешевизной, что позволило до начала войны выпустить 13 тысяч этих танков. Серийное производство этой машины было организовано в Ленинграде в 1933 году.
Корпус и башня были каркасные, бронирование – противопульное. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, а наибольшая - 4800 м. Танк пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при угле встречи 90°. Машина развивала неплохую для того времени скорость - до 30 км/ч. Эти машины принимали участие в боях первого периода Великой Отечественной войны. Но к этим танкам не строились никакие скоростные машины обеспечения, а сами они имели ненадёжные моторы. Перед войной не было создано ни одной машины для ремонта танков[6].
Другим танком, составляющим основу танковой армии СССР в начале 1939-1941 годов, был танк БТ-7. Главная особенность этих танков – колесно-гусеничный двигатель. Для движения на колесах гусеницы снимались, а задние опорные катки становились ведущими колесами. Переход с одного движителя на другой занимало примерно 30 минут. На колесах эти танки могли обогнать любой автомобиль. В этот период таких быстроходных боевых машин не имела ни одна армия мира.
Основную массу приграничных армий СССР составляли легкие танки БТ-7 и Т-26 с небольшим запасом моторесурсов, в то время как группировка противника, наносившего удар из Восточной Пруссии, была оснащена преимущественно новыми средними танками Pz-III и Pz-IV.
Подвижность немецких танковых войск позволяла им быстро выдвигаться на направление ударов противника. Однако для советских легких машин Т-26 и БТ-7 такие контрудары оказывались убийственными.
Т-26 имел лобовую броню толщиной 15 мм, а БТ-7 – 22 мм. Эта броня легко пробивалась немецкими орудиями. А советская 45 мм пушка не могла поразить танки противника, кроме как выстрелом в упор. Снаряды, изготовленные по неправильной технологии, просто раскалывались от удара по немецкой броне высокой твердости и прочности.
Таким образом,советские танки обладали легкопробиваемой броней и слабым вооружением, недостаточным для поражения брони немецкой техники (таб. № 1). В танковом бою решающий перевес давала не только броня и вооружение, а также дальность обзора, мощность двигателя, проходимость, скорость движения и маскировка. И в 1941 году танки БТ-7 и Т-26 по многим этим параметрам уступали немецким машинам.
Таблица 1
Параметры брони и вооружения немецких и советских танков периода 1941 года
Танк |
Вооружение (калибр пушки) |
Лоб корпуса |
Борт корпуса |
Т-26 |
45 мм |
13мм |
13мм |
Бт-7 |
45 мм |
20 |
19 |
Pz III |
37 мм |
30 |
30 |
Pz IV |
75 мм |
80 |
30 |
Неспособность танков БТ-7 и Т-26 поразить немецкие машины заставила конструкторов искать пути выхода из сложившейся ситуации. Существовало два решения возникшей проблемы: модернизация уже имеющихся легких танков, либо переход на выпуск другой, более сильной техники, тактико-технические параметры которой были бы выше, нежели чем у БТ-7 и Т-26.
§2. Появление новых «монстров». Советский тяжелый танк КВ-1
В первые годы войны наряду с танками БТ-7 и Т-26 в советских танковых армиях находились и тяжелые танки «КВ-1» (Клим Ворошилов). К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее - 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Они предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов.
Немецкие танкисты шли в бой уже в полной уверенности в своем превосходстве, как вдруг столкнулись с неожиданно сильным противником.
В первые же дни Великой Отечественной в Литве немецкое наступление задержал один танк КВ-1. На Райсеняй двигались отряды германской шестой танковой дивизии. Между двумя немецкими боевыми группами на дорогу вышел КВ. У противника были лишь легкие танки Pz.35(t) и артиллерия.
Тяжелый «Клим Ворошилов» танкового вооружения не боялся, на его мощнейшей броне снаряды легких пушек не оставляли даже вмятин. А подойти на достаточно близкое расстояние для выстрела артиллеристы не могли, танк поливал все шквальным пулеметным огнем. Позицию легендарный танк занял идеальную. Он перекрывал единственную проходимую в округе дорогу, проходящую через болота. Потому обойти вокруг немцы возможности не имели, в трясине их техника вязла. Ночью группа саперов попыталась взорвать танк, но потерпела фиаско. Взрыв лишь чуть оцарапал броню.
Только к исходу следующего дня удалось подтянуть зенитные орудия со «спины» танка. Как и во всех советских танках начала войны, у КВ были большие проблемы с обзором. И пока легкие чешские танки нацистов отвлекали экипаж, его сзади расстреляли залпом зениток. При этом из шести выстрелов броню пробить удалось лишь трем.
И даже после этого, когда солдаты подошли к танку его башня начала разворот. Только после заброшенной в люк гранаты танк, наконец, замер.
Следует заметить, что сам по себе танк KB - машина довольно противоречивой судьбы. Как это ни парадоксально звучит, но в 1941 году этот танк был не нужен - у него просто не было достойного противника. Никаких явных боевых преимуществ перед средним Т-34, за исключением более толстой брони, он не имел. Вооружение было таким же, а маневренность хуже, чем у «тридцатьчетверки».
Танкисты не очень любили эту машину: KB мог вдрызг разбить любую дорогу (колесная техника идти за ним уже не могла), его не мог выдержать практически ни один мост, за исключением каменных. Но самым главным недостатком были крайне ненадежные в работе главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и малоэффективный воздухоочиститель. Выход трансмиссии танка из строя был массовым явлением. Большинство танков КВ было потеряно также из-за неопытности экипажей, либо плохого снабжения, однако в умелых руках даже одиночный танк был способен остановить целую дивизию или подбить в одном бою более 30 танков противника.
Танк того же класса, что и KB - «Тигр»- появился у немцев только в конце 1942 года. «Тигр» мог поражать KB на дистанциях, запредельных для последнего. И это не замедлило сказаться в бою. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боев по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» из 1-й-роты 502-го тяжелого танкового батальона уничтожили 10 танков КВ. При этом немцы потерь не имели.
В связи с этим конструкторы начали разработку модификаций танка КВ-1. Советские конструкторы создали танк КВ-85, который уже имел шансы на поражение «Тигра». То есть импульсом к изобретению и появлению модификаций советского тяжелого танка послужило появление немецкой техники, имеющей ТТХ лучше.
Танк |
Вооружение (калибр пушки) |
Лоб корпуса |
Борт корпуса |
КВ-1 |
76 мм |
75 мм |
75 мм |
Pz VI«Тигр» |
88 мм |
100 |
110 |
§3. Известный герой. Средний танк Т-34
Наряду с тяжелыми танками КВ в советских частях находились и средние танки Т-34. К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т (позднее - 40 т) и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для развития успеха при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника.
О причинах массового использования этого танка речь пойдет в этой главе. В начале 1941 года делегация советских военных чиновников и конструкторов приехала в Германию. В ходе визита немцы продемонстрировали образцы своей лучшей на то время бронетехники. Советские специалисты увидели новейшие танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Однако, члены делегации из СССР упрекнули немецких коллег в том, что те не показали свою современную технику, представив лишь устаревшие машины[7]. Если русские не восприняли немецкую технику всерьез, то чем же тогда вооружена Красная армия?
Эту очень известную, почти легендарную историю очень любят приводить в пример, когда говорят о превосходстве советской техники над немецкой в самом начале войны. Это превосходство даже стало некоей исторической аксиомой. Когда речь заходит о немецком блицкриге на Восточном фронте, всегда упоминают тот факт, что германская армия столкнулась с превосходящими по техническим характеристикам русскими танками. Самое интересное, что именно так оно и было. Причины поражений Красной армии летом 1941 года лежали не столько в области технического оснащения советских Вооруженных сил, которое находилось на достаточно высоком уровне, сколько в ошибках стратегического планирования.
Хотя проведенные в апреле-сентябре 1940 г. войсковые испытания двух прототипов А-34 и первых двух серийных Т-34 выявили у серийных танков столько недостатков, что их боевая ценность была поставлена под сомнение. Казалось, в них не было ни одного узла, который в ходе испытаний не сломался бы.
Подлили масла в огонь и проведенные летом-осенью 1940 г. совместные испытания серийного Т-34 и двух немецких танков PzKpfw III, закупленных в Германии в 1939 г. (еще один PzKpfw III был украден с ничейной полосы из-под носа немецких войск в ходе Польской кампании).
В башне Т-34 с трудом размещались два танкиста, один из которых совмещал функции командира танка и командира орудия, а в ряде случаев еще и командира подразделения. В башне же немецкого танка без проблем помещались три члена экипажа, каждый из которых имел свой эвакуационный люк. Командир танка имел к тому же удобную башенку кругового обзора, а все члены экипажа снабжались собственным прибором внутренней связи (в Т-34 выпуска 1940 г. внутренней связью объединялись лишь двое танкистов — командир и водитель).
Лучше показала себя немецкая машина и в плавности хода, она гораздо меньше шумела (на полном ходу на гравийном шоссе Т-34 было слышно на расстоянии 400-500 м и более)[8].
Полной неожиданностью для советских военных оказалось и то, что один из немецких танков на гравийном шоссе (на перегоне Кубинка - Речице) разогнался на мерном километре до скорости 69,7 км/ч, в то время как лучший показатель для Т-34 составил 48,2 км/ч, а выделенный в качестве эталона БТ-7 на колесах смог лишь приблизиться к немцу, показав 68,1 км/ч. Специалисты отметили более удачную подвеску немецкого танка, хорошее качество оптических приборов, удобное размещение боекомплекта и радиостанции, наличие командирской башенки, хорошее качество двигателя и трансмиссии.
Модернизация продолжалась, и в марте 1940 года два танка Т-34 совершили испытательный пробег из Харькова в Москву и обратно. В этом пробеге принимал непосредственное участие М.И. Кошкин[9]. Первый проект модернизации Т-34 был выполнен ОКБ-24 уже летом 1940 г. и сразу пошел в серийное производство.
Танк был очень хорошо сбалансирован - он сочетал в себе хорошую подвижность и проходимость по бездорожью, большой запас хода, а также сильное бронирование и достаточно мощную 76мм пушку, которая пробивала абсолютно любой немецкий танк 1941-1942 годов. Штатная немецкая 37мм пушка не пробивала броню Т-34 даже на близкой дистанции.
Кроме того наклонная броня верхнего лобового листа Т-34 провоцировала рикошеты при попадании снарядов с дальних дистанций. Простота конструкции обеспечивала быстрое производство этих танков, а хорошая ремонтопригодность была бесценна в боевых условиях[10].
А потом всю войну шла постоянная переделка и улучшение Т-34. Его модернизацией занимались на каждом заводе, где собирали Т-34, постоянно добиваясь снижения себестоимости танка. Но всё равно упор делался, прежде всего, на наращивание количества выпускаемых танков. «Комфортом» занялись позже.
Один из создателей Т-34, преемник М.И. Кошкина на посту главного конструктора А.А. Морозов в своих воспоминаниях отмечал:
«…В чём же сила танка Т-34? Как убедительно показала практика боевого применения, эта машина наиболее удачно сочетала в себе основные параметры, определяющие достоинства танка: огонь, бронирование и маневренность. Удачно же сочетать в одной машине мощное вооружение и бронирование с хорошей маневренностью до нас никому не удавалось. Правильно определённые толщина брони и форма корпуса, простая и плотная компоновка механизмов, дальнобойная и хорошо приспособленная для танка пушка, мощный дизель-мотор, заменивший привычный для танков бензиновый двигатель, - явились той основой, которая и определила столь необходимые танку высокие боевые качества…»[11]
С осени 1941 года Т-34 начали составлять для немецких войск серьёзную проблему. Если ещё в начале октября 1941 года Г. Гудериан в письме руководству танковых войск утверждал:
«…советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказывавшими своё преимущество…»[12], то к концу того же месяца его мнение о возможностях Т-34 существенно изменилось: «…. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашим Pz.IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение…»
После битвы за Москву, Т-34 становится основным танком РККА, с 1942 года их выпускается больше, чем всех остальных танков, вместе взятых. В оценках танка Т-34 сходятся многие конструкторы, и те, кто на нём воевал, и те, кто на себе ощутил его возможности:
«…На вооружение Красной армии к началу кампании поступил новый танк Т-34, которому немецкие сухопутные силы не смогли противопоставить ни равноценного танка, ни соответствующего оборонительного средства. Появление танка Т-34 было неприятной неожиданностью, поскольку он благодаря своей скорости, высокой проходимости, усиленной бронезащите, вооружению и главным образом наличию удлинённой 76-мм пушки, обладающей повышенной меткостью стрельбы и пробивной способностью снарядов на большой, до сих пор не достигаемой дистанции, представлял собой совершенно новый тип танкового оружия. Появление танков Т-34 в корне изменило тактику действий танковых войск…»[13] - отмечал Б. Мюллер-Гиллебранд, немецкий военный историк и генерал майор.
Средний советский танк Т-34 в первые дни войны, как и КВ, был неуязвим для многих немецких танков и противотанковых пушек.
Почему же советские войска на первоначальном этапе войны не смогли воспользоваться преимуществом своих боевых машин?
Механизированные корпуса и разрозненные танковые дивизии, которые пытались наносить контрудары по противнику без поддержки авиации и пехоты не могли достичь серьезных успехов. Они двигались к местам, где немецкие подвижные части прорывали нашу оборону, но к тому времени как они достигали участка прорыва, немецкие танковые и моторизованные соединения уже были глубоко в тылу советской обороны и развивали наступление дальше, а советские танки под огнем немецкой авиации и артиллерии увязали в боях с войсками второго немецкого эшелона. Назад отойти они уже не могли не только потому, что противник был уже в тылу позади них, а еще и потому, что топливо после стремительного марша к участку прорыва немцев уже было на исходе. Боекомплект также был не бесконечен, а о снабжении не могло быть и речи, так как фактически советские танки уже были отрезаны от своего тыла. Большое количество машин было просто брошено и взорвано собственными экипажами в окружении. Метаясь по фронту в попытках парировать немецкие удары и часто получая противоречивые приказы от командования, советские танковые дивизии теряли танки на марше из-за поломок и налетов немецкой авиации, атаковали противника разрозненно и в самых неблагоприятных для себя условиях без поддержки артиллерии, авиации и пехоты при этом неся просто огромные потери.
Несмотря на то, что тактико-технические параметры танка были гораздо выше, чем у его противников, потери среди средних танков Т-34 были очень высоки.
В качестве причин малой эффективности и высоких потерь Т-34 в этот период называется слабая освоенность новых танков личным составом, тактически неграмотное использование танков, дефицит бронебойных снарядов, конструктивные недостатки слабо отработанных в серийном производстве машин и быстрое перемещение линии фронта, что заставляло бросать вышедшие из строя, но ремонтопригодные танки.
Но в дальнейшем многие недостатки удалось преодолеть. Наши танкисты в 1944-45 годах за 6-8 часов научились делать средний ремонт с заменой двигателя и коробки передач в полевых условиях. Немцы за это время могли заменить только внутренний каток на Тигре или Пантере. Из-за плохой ремонтнопригодности они со своими танками таскались по маршруту фронт-ремзавод и обратно. Наши 95% повреждённых в ходе боя машин восстанавливали силами экипажей и РЭГ (ремонтно-эвакуационную группу в полевых условиях в течение не более одной ночи и снова шли в бой. Немецкие экипажи почти не участвовали в ремонте своей техники.
С 1943 года у наших танкистов был «закон»: к исходу дня поле боя должно остаться за нами. Это позволяло под покровом ночи эвакуировать все свои повреждённые машины с поля боя, отремонтировать их к утру и не дать эвакуировать повреждённые машины немцам.
Эвакуация машин с поля боя производилась и в ходе боя. Для этого из танковых рот до 2-3 машин выделялось в РЭГ. В ходе боя 1 машина РЭГ маневрируя огнём и гусеницами, прикрывая повреждённую машину своим телом, давала возможность экипажу и другой машине РЭГ зачалить и отбуксировать её в укрытие для ремонта.
К 1943 году все командиры поняли роль и значение РЭГ и выделяли в РЭГ лучшие машины и лучшие экипажи. Это стоило того. Больше половины неисправностей (повреждение гусениц, системы охлаждения двигателя, обрыв тяг управления и т.п.) не требовали много времени для устранения, но это невозможно было сделать под огнём. После эвакуации с поля боя машина через 1-3 часа снова шла в бой. Вот такая технология победы.
Танки Т-34-76 находились на вооружении в танковых частях Красной Армии всю Великую Отечественную войну, принимали участие практически во всех боевых операциях, включая штурм Берлина. В 1942 году за создание Т-34 Сталинская премия первой степени присуждена Михаилу Кошкину (посмертно), Александру Морозову и Николаю Кучеренко.
Но с появлением немецких новых танков, противотанковых артиллерийских установок Т-34 утратил свою неуязвимость. Конструкторы в спешном порядке разрабатывали средства борьбы с новыми машинами. Так в 1942 году появилась модификация танка Т-34 Т-34-76.
Танк |
Броня |
Скорость |
Калибр пушки |
|
мм |
км/ч |
мм |
Т-34 обр. 1941 г. |
45 |
55 |
76 |
Т-34 обр. 1943 г. |
45-52 |
55 |
76 |
Т-34-85 |
45-90 |
55 |
85 |
Конструкторы, изучив место боев и повреждения танков в Курской битве, а в частности на поле боя под Прохоровкой, пришли к выводу, что необходимо разработать танк, который способен был бы вести огонь по немецким машинам с дальней дистанции, не используя тактики тарана. Так опыт танковых боев послужил созданию модификации танка Т-34-85 и тяжелого танка ИС-1. Дальнейшая модификация ИС-1 - танк ИС-3 стал самым мощным танком Второй Мировой Войны и использовался вплоть до 90-х годов в некоторых странах.
Рекорды танка Т-34
В 2008 году Телеканал Military Channel составлял рейтинги лучшего оружия XX века на основе результатов опросов британских и американских военнослужащих и экспертов. Одно из исследований было посвящено танкам. Боевые машины оценивались по категориям: огневая мощь, защищенность, подвижность, освоение промышленностью и репутация среди противников (фактор страха).
Лучшим танком всех времен и народов стал советский Т-34. Он получил близкие к предельным оценки за огневую мощь, защищенность, подвижность, высшую оценку за освоение промышленностью.
Рекорды Т-34:
1)В области военной стратегии - скрытность оснащения армии новым образцом бронетанкового вооружения: на начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.) на вооружении Красной Армии находилось свыше тысячи танков Т-34 – германское политическое и военное руководство не имело об этом достоверных разведывательных данных
2) в области тактики - универсальность применения: наиболее успешно использовался во всех видах боевых действий уникальность применения: единственный средний танк, из пушки которого во время Великой Отечественной войны Героем России А.М. Фадиным был сбит летящий самолет противника[14].
3) в области боевых свойств и технических характеристик (среди однотипных танков периода Второй мировой войны) - оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности. Самое мощное пушечное вооружение: 76,2-мм пушка при создании и 85-мм пушка после модернизации. Самая рациональная форма противоснарядного броневого корпуса. Самый быстроходный танк: Vmax = 55 км/ч; наибольший запас хода по топливу: 370–420 км. Самый экономичный танк по расходу топлива: благодаря быстроходному танковому дизелю. Наилучшая проходимость благодаря широким гусеницам.
4) В области производства и ремонта - самый массовый танк в мире: в СССР только в 1940–1946 годах выпущено свыше 60000 танков. Т-34 наиболее приспособленный к серийному производству на различных заводах, в том числе – на предприятиях, изначально не предназначенных для производства танков. Первый в мире танк, при массовом производстве которого применена автоматическая сварка под флюсом, позволившая в 10 раз повысить производительность сварочных работ. Наиболее приспособленный к проведению ремонта в полевых условиях.
5) в области научно-технических знаний - самое большое число изданий, посвященных конкретному образцу танка. Наиболее часто упоминаемый в научно-технической литературе конкретный образец бронетанкового вооружения.
6) в области срока службы - находился в вооруженных силах СССР – России с июня 1940 г. по сентябрь 1997 г.
7) в области географии - находился в вооруженных силах 46 государств. Первый средний танк, эксплуатировавшийся от заполярья до южной Африки, во всех часовых поясах.
8) Т-34 самый экспонируемый образец вооружения и военной техники в музеях мира. Единственный в мире образец вооружения и военной техники, которому посвящен персональный музейный комплекс.
9) В области культуры (cреди образцов вооружения и военной техники) больше всего представлен в документальных и художественных фильмах, чаще всего изображен на живописных полотнах, наиболее часто упоминаем в прозе, средствах массовой информации, интернет-изданиях больше всего стихотворений и песен посвящено танку Т-34. Самая массовая из выпускаемых масштабных моделей военной техники. Наиболее часто изображаемый на медалях, грамотах, памятных знаках, благодарственных письмах, монетах, значках, открытках, конвертах, почтовых марках, этикетках и т.п.
Заключение
В период Великой Отечественной Войны интенсивно шла разработка новых и усовершенствование уже имеющихся моделей танков. Главная особенность советского танкостроения в годы войны – быстрое создание или быстрые темпы модификации танков. Каждый новый танк базируется на определенных деталях старого, на опыте применения в боях. Конструкторы, пытаясь исключить все недочеты, либо улучшают танк, либо создают новую единицу техники, опираясь на параметры имеющегося танка.
О достоинствах и недостатках машины Т-34 историки, военные историки и технические специалисты спорят на протяжении всех послевоенных лет. Найти четкие и однозначные аргументы в пользу той или иной позиции едва ли возможно. Однако есть один бесспорный факт, который опровергнуть никак нельзя - СССР победил в той войне, а основу бронетанковых сил Красной армии составляли именно «тридцатьчетверки». Этот аргумент ставит точку в любом споре - вот наши танки, а вот наша Победа.
Список литературы
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»